Различные подходы к проблеме зависимости. Cущность проблемы игромании
Таким образом, зависимое поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.
К внешне социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты зависимости. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того чтобы искать удовлетворения в человеческих взаимоотношениях, мы все больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации.
Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли "пропуска" в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие жизненно важные для подростка функции: » поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей; » формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения; » дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей; » помогают регулировать эмоциональное состояние; » реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.
Субкультура может выступать в самых разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. В любом случае ее влияние наличность, идентифицирующую себя "со своими", чрезвычайно велико. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально. На наш взгляд, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения личности.
Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фрейд, Д. Винникота, М.Балинта, М.Кляйн, Б.Спока, М.Маллер, Р.Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности .
Ведущая роль в формировании зависимости, по мнению ряда авторов, принадлежит младенческой травме (в форме мучительных переживаний в первые два года жизни). Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с несовместимостью темпераментов матери и ребенка, чрезмерной врожденной возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Родители, как правило, не знают о своем психотравмирующем воздействии на младенца, когда, например, из лучших побуждений или по рекомендациям докторов стараются приучить его к жесткому режиму питания, запрещают себе "баловать" ребенка или даже упорно пытаются сломить его упрямый нрав. Переживая дистресс, в котором малыш не в состоянии помочь себе, он попросту засыпает. Однако, как отмечает Г. Кристал , повторение тяжелой травмирующей ситуации приводит к нарушению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности. Позднее травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению "небезопасности" и ожиданию неприятностей. Эта особенность зависимых людей обозначается как низкая аффективная толерантность.
Такие люди не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям. В этом случае неживой объект вполне может заменить человеческие отношения. Таким образом, люди, пережившие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно больший риск стать зависимыми.
В целом семья может не дать ребенку необходимой любви и не научить его любить себя, что в свою очередь приведет к ощущению плохости, никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя. В соответствии с современными представлениями, люди с зависимым поведением испытывают серьезные трудности в поддержании самоуважения. Хорошо известно, например, что в состоянии опьянения человек чувствует себя гораздо раскованнее и увереннее, чем обычно. С другой стороны, для компаний алкоголиков весьма характерны беседы на актуальную тему: "Ты меня уважаешь?". Зависимость, таким образом, выступает своеобразным средством регуляции самооценки личности.
Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией - неспособностью родителей выражать в словах свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать). Ребенок не только "заражается" в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.
Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга, гиперстимуляция - еще один негативный фактор. М.Маллер акцентировала внимание на важности для нормального развития ребенка процесса сепарации - постепенного отделения его от матери посредством ее уходов и возвращений, а также процессов индивидуализации ребенка. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Одним из доказательств этому является усиление зависимого поведения при усилении семейных проблем.
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют "срыв" аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.
В то же время наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Более того, даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.
В рамках индивидуальных различий прежде всего следует отметить половую избирательность зависимого поведения. Например, пищевая аддикция более характерна для женщин, в то время как гэмблинг чаще встречается у представителей мужского пола. В ряде случаев можно говорить также о действии возрастного фактора. Так, если наркоманией страдают преимущественно лица от 14 до 25 лет, то алкоголизм в целом характерен для более старшего возраста.
Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения. Они могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, на темпы ее формирования, степень выраженности и возможность преодоления.
Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Наиболее распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему. Однако гипотеза наследственной предрасположенности к зависимому поведению не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики независимо от склонности их родителей употреблять алкоголь. Зависимое поведение может формироваться в любой семье. На его формирование влияет множество семейных факторов. В связи с этим целесообразно говорить не о наследственной, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению.
Косвенно склонность к зависимому поведению может определяться типологическими особенностями нервной системы. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как приспособляемость к новым ситуациям, качество настроения, чувствительность, контактность, при прочих неблагоприятных условиях влияют на формирование аддиктивного поведения.
Существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми видами зависимого поведения. Так, пьянство и употребление наркотиков чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера, достаточно часто - при эпилептоидной и гипертимной.
Зависимое поведение также может рассматриваться как следствие обсессивного или компульсивного характеров. Базовый конфликт обсессивно-компульсивных личностей, по мнению Н. Мак-Вильямса, - это гнев, борющийся со страхом быть осужденным . Личность стремится освободиться от бессознательного чувства вины и осознаваемого стыда вследствие несоответствия собственным стандартам. Вместо того чтобы признавать и выражать данные аффекты, человек или выстраивает защитные мыслительные конструкции (обсессивность), либо старается освободиться от тревоги в действии (компульсивность). Обсессивность вполне может принимать участие в суицидальном поведении. Компульсивность же, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), непосредственно связана с различными формами аддиктивного поведения. Н.Мак-Вильямс называет пьянство, переедание, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм, покупкам или сексуальным приключениям "разновидностями сугубо вредоносного компульсивного поведения" . Отличительной особенностью компульсивного характера будет не деструктивность, а склонность к чрезмерной вовлеченности.
Ряд исследований посвящен изучению связи между невротическим развитием личности и ее аддиктивным поведением. Например, пищевые и сексуальные аддикции настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические или невротические расстройства 23].
Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивостъ. В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение, как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом . Предполагается, что аддик-тивное поведение возникает при нарушении копинг-функции - механизмов совладения со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция .
Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя - эти и другие сущностные характеристики человека, вернее их деформации, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению.
Говоря о факторах зависимого поведения, следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.
Зависимое поведение - проблема, которая является актуальной для очень большого числа людей. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Например, кто-то употребляют алкоголь, когда расстроен, а кто-то пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения. Сначала такое поведение часто кажется безобидным и не вызывает беспокойства, однако всегда есть высокий риск того, что оно перерастёт в болезненную зависимость. Видимость того, что не стоит беспокоится иногда создаёт и отношение в обществе. Например, в отличие от наркомании алкоголизм в нашей стране является если не одобряемой, то социально приемлемой формой поведения. Тоже самое можно сказать и о табакокурении. Компьютерная зависимость в последние годы приобрела массовый характер и часто до сих пор воспринимается как обычное, вполне нормальное поведение. Однако, не стоит забывать, что каков бы не был объект зависимости, она всегда приводит к негативным изменениям в жизни: нарушаются социальные связи, сужается круг интересов, ухудшается состояние здоровья и эмоциональное состояние. Зависимость - это, в первую очередь, потеря свободы и контроля над своей жизнью. У зависимого человека желания, ценности, цели подчинены влиянию объекта зависимости.
К зависимости могут приводить очень разнообразные формы поведения из разных областей жизни человека. Самыми распространёнными видами зависимости являются: зависимость от психоактивных веществ, компьютерная зависимость, игровая зависимость, эмоциональная зависимость, сексуальная зависимость.
Зависимость от употребления ПАВ
Одним из наиболее разрушительных видов зависимости является зависимость от употребления психоактивных веществ (ПАВ). Под зависимостью от ПАВ подразумевается наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, то есть злоупотребление веществами, воздействующими на функционирование нервной системы.
На физиологическом уровне постепенно происходят замена веществ, которые организм вырабатывал самостоятельно, на компоненты ПАВ. Вследствие этого, человек уже не способен получать удовольствие и расслабляться, не используя ПАВ. А в случае невозможности принять ПАВ возникает абстинентный синдром, который включает в себя как неприятные и даже болезненные физические ощущения, так и эмоциональные нарушения, такие как депрессия, повышенная тревога. Помимо этого, эти вещества оказывают токсическое влияние на весь организм в целом, что приводит к нарушению работы различных систем организма. Но возникновение зависимости не сводится только к физиологии.
Очень важно понимать, что за зависимым поведением всегда стоят психологические причины. Зависимость от ПАВ может быть способом привлечь внимание, выступить в роли жертвы или же уходом от проблем. Иногда такой способ выглядит как выход из сложной ситуации, но на самом деле это только усугубляет проблемы. Происходит ситуативное временное улучшение, которое позволяет ошибочно думать, что что-то действительно изменилось к лучшему. В этом случае такой способ «решения» проблем или совладания со стрессом может закрепиться как действенный и перерасти в зависимость. Примером тому может служить употребление алкоголя или наркотиков в стрессовых ситуациях, с целью отвлечься, расслабится, которое со временем перетекает в систематическое злоупотребление.
В настоящее время в России под диспансерным наблюдением в наркологических учреждениях России находится более 3 миллионов больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманиями, большую часть из которых составляют больные алкоголизмом. Только в Москве зарегистрировано около 30 тысяч больных наркоманией и около 100 тысяч больных алкоголизмом и с каждым годом число зависимых от психоактивных веществ возрастает. Важно отметить, что это преимущественно люди в возрасте от 16 до 30 лет. Согласно статистическим данным, смертность в связи с отравлениями ПАВ по Москве составляет более 500 человек в год. При этом следует учитывать, что далеко не все страдающие зависимостями обращаются за медицинской помощью, поэтому данные статистики не могут показать нам реальную картину.
Игровая зависимость
Другой вид зависимости - игровая. Игровая зависимость имеет много разновидностей, среди которых одной из наиболее распространённых является зависимость от игровых автоматов. Человеку свойственно желать всего и сразу и это нельзя назвать чем-то ненормальным, до тех пор, пока сохраняется реалистичное отношение к своим желаниям и контроль над ними. Игровые автоматы многими воспринимаются как безобидное развлечение, один из способов развлечься и отдохнуть, однако азарт, привлекательность «лёгких» денег быстро увлекает. В начале человек изредка посещает игровые автоматы, делает небольшие ставки, а выигрывая, спокойно уходит, осознавая минимальную вероятность повторного выигрыша. Проигрыш отталкивает от частых посещений. Кто-то останавливается на этом этапе. Но некоторые идут дальше и начинают играть чаще и дольше, но желание еще не перешло в привычку и прекращение игры пока ещё возможно. Постепенно человек замечает, что ему трудно остановиться, он начинает нервничать при проигрыше, а при выигрыше забрасывает всю сумму обратно в автомат. С каждым проигрышем растет иллюзия близкой удачи, появляется свои системы комбинации чисел, суеверия и ритуалы. Трепетное ожидание желанного выигрыша и есть тревожный признак зависимости. Если желания становятся заметными и их трудно преодолевать, то возможно лечение игровой зависимости стало для Вас актуальным. Не стоит забывать, что игровая зависимость приводит не только к возникновению навязчивых мыслей об игре, повышению тревоги и разрушению отношений с близкими, но и к значительным денежным потерям.
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость) является сравнительно «молодой» и в тоже время особенно актуальной в наше время разновидностью зависимости. Компьютерная зависимость опасна в первую очередь тем, что приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать или учиться, неспособность создать семью или даже обслуживать самого себя). Человек, страдающий компьютерной зависимостью, переносит все свои желания, потребности, амбиции в виртуальное пространство и постепенно подменяет реальную жизнь виртуальной. В жизни любого человека важное значение имеет общение с другими людьми, а знакомства и последующее общение часто бывает легче завязать в онлайн пространстве Проблемой это становится, когда при обилие виртуальных знакомств, в реальной жизни разрушаются все социальные связи: портятся отношения со знакомыми, друзьями, родственниками. В современном мире большое число людей проводят значительное время за компьютером. Работа, учёба, поиск информации, развлечения - для многих компьютер, в том числе использование интернета, являются необходимостью. Однако, если большую часть своего свободного времени Вы проводите за компьютером, если онлайн игры привлекают Вас больше, чем развлечения реальной жизни, если желание проверить электронную почту или свою страничку на сайте социальной сети возникает по несколько раз за день и становится навязчивой идеей, если общение с друзьями и знакомыми онлайн для Вас интереснее, чем общение в реальности, то это первые признаки компьютерной зависимости.
Зависимость как черта личности.
Человек социальное существо и постоянно стремится к взаимодействию с другими людьми, в частности заводить дружеские и любовные отношения, создавать семью. Но для некоторых людей привязанность к другому человеку может стать чрезмерной и болезненной. Потребность в другом человеке в этом случае становится всепоглощающей, близкий человек становится главным и единственным смыслом жизни, затмевая все остальные сферы жизни. Чаще всего такое зависимое поведение проявляется в любовных отношениях, однако нередко такие болезненные отношения возникают между близкими родственниками. На почве зависимости практически невозможно построить конструктивные отношения, что заставляет страдать обоих. Зависимый постоянно требует от другого подтверждение своей значимости, важности и нужности, такого рода подтверждений никогда не бывает достаточно. Из-за этого возникает чувство обиды и формируется противоречивое отношение к объекту зависимости (сочетание любви и ненависти).Другой вариант - полное подчинение своих планов, целей, интересов объекту зависимости. Расставание с объектом зависимости, при таких отношениях, может вызывать у зависимого тяжёлые эмоциональные состояния: депрессию, тревогу, возможно даже возникновение суицидальных мыслей. Причиной такой зависимости является убеждение человека в том, что он недостаточно компетентен, не способен справится с жизненными трудностями самостоятельно и поэтому постоянно нуждается в ком-то рядом. То есть, зависимость в этом случае является личностной чертой зависимого, с которой можно и нужно работать.
Необходимо принимать во внимание, что любая форма зависимого поведения не является проблемой одного человека, оно затрагивает и близких зависимого. Часто человек не в состоянии контролировать поведение, так как отрицает или обесценивает проблему, обвиняет во всем других, рационализирует собственное поведение. Подобные защитные механизмы не позволяют адекватно и трезво оценить и контролировать собственное состояние и осознать масштабы проблемы. Практически всегда поведение зависимого не только разрушает его контакт с близкими, но и приносит множество проблем в их жизнь. Близкие, как правило, испытывают тревогу и беспокойство за зависимого, чувство вины из-за того, что не предотвратили зависимое поведение или из-за того, что не могут помочь. Часто родственники отказываются от своей собственной жизни ради того, чтобы контролировать поведение и состояние зависимого, пытаться помочь ему. Примером тому может служить страдающий алкоголизмом отец семейства, который устраивает скандалы, тратит семейный бюджет на алкоголь или даже избивает членов семьи. Другой пример - молодой человек, трудоспособного возраста проводит всё время у компьютера, при этом не работает и не учится, вынуждая родителей заботится о нём и обеспечивать его материально.
С зависимостью очень сложно справится самостоятельно, а в некоторых случаях невозможно. Сила воли, наличие жизненных ценностей и приоритетов, не связанных с объектом зависимости, очень важны в преодолении зависимого поведения, однако, зачастую этого бывает недостаточно. Зависимость всегда развивается по определённым стадиям, её формирование описано и предсказуемо. Но за возникновением зависимого поведения всегда лежат социально-психологические причины, которые часто и препятствуют лечению. Обращение к специалистам поможет не только справится с негативными физиологическими и эмоциональными последствиями зависимости при отказе от объекта зависимости, но и позволит разобраться, почему возникло зависимое поведение. Однако, обязательным условием успешного лечения является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего зависимостью.
Часто человек, страдающий зависимостью, отказывается от помощи специалистов или соглашается под давлением близких, но это не приносит результатов. Проблема заключается в том, что пока человек сам не захочет справится с зависимостью, не разберётся в причинах её возникновения лечение не может быть эффективным. Поэтому, если кто-то из Ваших близких страдает от зависимого поведения, то, в первую очередь, Ваша помощь должна заключаться в том, чтобы убедить его обратиться к специалистам. В период лечения зависимому необходима поддержка и участие близких, однако не стоит брать на себя больше ответственности, чем это необходимо. Зависимый человек сам несёт ответственность за своё выздоровление и чрезмерная забота со стороны близких может оказать обратное действие. Ведь одной из причин зависимости является привлечение внимание, желание почувствовать свою важность и нужность. Поэтому может сформироваться примерно следующее убеждение: «Только пока я страдаю и мне нужна помощь, обо мне заботятся». Такое убеждение только подкрепит зависимое поведение. Естественно, это не означает, что нельзя уделять внимания страдающему зависимостью. Эмоциональная поддержка, поощрение каждого шага к выздоровлению непременно окажет положительное воздействие.
Все люди в процессе своей жизни зависимы, но в отдельных случаях личность начинает злоупотреблять чем-либо или кем-то на фоне нарушения удовлетворения потребностей.
Зависимое поведение – отклоняющееся поведение человека, связанное с злоупотреблением каким-либо веществом или какой-либо специфической активностью в целях изменение психического состояния . Для обозначения зависимого поведения также используется термин «аддиктивное поведение».
Изучая природу зависимого поведения, исследователи анализируют различные аспекты. Известны шесть концептуальных моделей , объясняющих механизмы формирования и специфику работы с аддиктами.
1. Моральная модель. Зависимое поведение возникает как следствие бездуховности и морального несовершенства.
2. Модель болезни, где зависимость – это заболевание.
3. Симптоматическая модель предполагает изучение зависимого поведения как отдельных симптомов, привычек.
4. Психоаналитическая модель, рассматривающая зависимое поведение как проявление нарушенной личностной динамики.
5. Системно-личностная модель. Аддиктивное поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем жизненно важных функций в системе значимых отношений личности.
6. Биопсихосоциальная модель описывает аддикцию как следствие нарушения функционирования системы «социум-личность-организм» .
Основным мотивом зависимого (аддиктивного) поведения является активное изменение человеком не удовлетворяющего его психического состояния , жажда острых ощущений .
Э. Берн указывает, что у человека отмечается шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции; по признанию; по структурированию времени; по инцидентам; по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный голод. В рамках зависимого поведения каждый вид обострятся, человек стремится снять его посредством различных аддиктивных проявлений деятельности .
У зависимых индивидов отмечается снижение активности в повседневной жизни и ее повышение в аддиктивной деятельности. Они тяжело приспосабливаются к требованиям повседневной жизни, его тяготят обязанности и запрограммированность. Это приводит к возникновению скрытого «комплекса неполноценности», который затем гиперкомпенсируется идеями превосходства, инакости. У зависимой личности появляется «стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо» .
Н. Пезешкиан выделяет четыре вида ухода от реальности:
* «бегство в тело» (увлечение оздоровительными мероприятиями, сексоголизм и др.);
* «бегство в работу» (трудоголизм);
* «бегство в контакты или одиночество» (избегание контактов, гиперкоммуникабельность);
* «бегство в фантазии» (сектантство, псевдофилософские изыскания) .
Базисной характеристикой аддикта является зависимость. В.Д. Менделевич выделяет признаки зависимой личности:
1) неспособность принимать решения без советов других людей;
2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;
5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6) плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;
7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.
Наличие у человека пяти из этих признаков позволяет диагностировать у него клиническую зависимость .
В качестве объектов зависимости могут выступать:
* психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
* религия и религиозные культы .
Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическим действием на организм и психическое состояние, доминирующим голодом. На основе этих объектов Е.В. Змановская выделяет следующие формы зависимого поведения:
1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).
2. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
3. Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная, азартные игры).
4. Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм).
5. Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, сектантство) .
Различные формы зависимого поведения часто сочетаются и переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм формирования. Они характеризуются рядом признаков:
1. Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, проявляющееся как утрата самоконтроля, борьба человека с самим собой.
2. Непрерывный процесс формирования и развития зависимости . Аддикция имеет начало (часто безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей (возраста, социальных связей, интеллекта).
3. Цикличность зависимого поведения. Человек движется по фазам одного цикла, повторяющегося с индивидуальной частотой и выраженностью. Цикл представлен следующими фазами:
* наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
* усиление желания и напряжения;
* ожидание и активный поиск объекта аддикции;
* получение объекта и достижение специфических переживаний;
* расслабление;
* фаза ремиссии (относительного покоя).
4. Зависимое поведениеприводит к личностным изменениям и социальной дезадаптации. Типичными изменениями являются формирование аддиктивной установки, сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции, магическое избирательное мышление, недоверие к окружающим, отрицание болезни .
Зависимое поведение возникает под влиянием следующих факторов .
1. Внешние социальные факторы:
* технический прогресс;
* ослабление межличностных связей;
* субкультура;
* влияние референтной группы.
2. Семейный фактор:
* неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности;
* психологическая травма в раннем возрасте;
* эмоциональные расстройства у членов семьи;
* отсутствие границ между поколениями;
* семейная предрасположенность к зависимому поведению.
3. Индивидуальные особенности:
* гендерная избирательность зависимого поведения;
* возрастной фактор;
* психофизические особенности человека;
* характерологические особенности;
* невротическое развитие личности;
* сниженная стрессоустойчивость .
Зависимое поведение интенсивно формируется с подросткового возраста. Для дошкольников и младших школьников оно нехарактерно, но может наблюдаться курение и токсикомания. У подростков аддикция обусловлена групповыми ценностями и выполняет ряд функций:
* поддерживает ощущение взрослости, автономности;
* формирует чувство принадлежности к группе;
* помогает регулировать эмоциональное состояние;
* дает возможность выражать негативные эмоции, не направляя их на людей;
* реализуют креативный потенциал через экспериментирование с различными формами аддиктивного поведения.
Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
1.3 Зависимое поведение как психологический феномен
Учение о зависимостях, или аддиктология, сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная или табачная, наблюдается отчетливая тенденция к выработке более широкого представления о зависимости. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания .
Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений .
На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов - немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Mamma "Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России" . За рубежом эти термины употребляются значительно шире.
В условиях терминологической разноголосицы одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины или делают это непоследовательно .
В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости .
Существует и другой подход - рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции .
Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них:
1) Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие. Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того времени, когда человек отрицает часть самого себя. Это та область его внутренней или внешней реальности, которая по тем или иным причинам оказывается для него неприемлема, дискомфортна. Возникает так называемая диссоциация, разделение самого себя на "Я" и "не Я". Это уменьшает явления дискомфорта, боли. Такой механизм формируется с детства с целью выжить, обеспечить свою сохранность. Например, отторгается отсутствие любви со стороны родителей, болезни, уничижающие оценки и т.п.
В результате человек теряет контакт с той частью реальности, которую отвергает, перестаёт ей доверять. Он отказывается воспринимать не только сигналы, извещающие о дискомфорте, но и сигналы о потребностях. Т.е. часть реальности человека оказывается изгнанной, её голос игнорируется, она лишается возможности сообщить о своих целях и своём состоянии.
2) Изоляция внутренней реальности. Каждый человек стремится к отношениям, к тому, чтобы открыть свою реальность другому и разделить себя, свою жизнь с любимым человеком. На пути сближения с другими людьми человек рано или поздно осознаёт, что он имеет свою собственную миссию, которую нельзя разделить ни с кем. Это означает одиночество при негативном восприятии. Для избегания одиночества человек пытается слиться, раствориться с другими. Так он не только и не столько приобретает общность с кем-либо, он, прежде всего, разрушает собственную уникальность. Он уничтожает свою реальность, чтобы освободиться от миссии - главной причины одиночества. Для этого нужно передать свою реальность во власть другому человеку. Но слияние и диссоциация приводят к полной зависимости в формировании собственной реальности от того, что человеку предлагает выбранный партнер или группа. Человек лишается настоящих отношений, он следует навязанным требованиям. Всё, что человек получает - ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту. И для "залатывания дыр" реальности чаще всего используется психоактивное вещество или зависимое поведение. При этом уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного "бегства", когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные .
Причины возникновения зависимости
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.
Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству .
Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться. Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе .
К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни .
Ведущую роль в формировании аддиктивного поведения играют определенные психологические особенности человека: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость, тревожность. Эти черты в различных сочетаниях встречаются в преморбидном периоде, что позволяет считать их фактором, предрасполагающим к развитию аддикции. Для аддиктов характерно стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития .
К макросоциальным факторам, влияющим на развитие аддиктивного поведения, относятся дезинтеграция общества и нарастание в нем изменений, к которым некоторые члены общества не способны адаптироваться. Среди микросоциальных факторов, способствующих возникновению аддиктивного поведения, выделяют семейные и внесемейные взаимодействия, которые определяют индивидуальные реакции, особенности общения, систему предпочтений индивида. Их влияние может быть как конструктивным (поддерживают развитие личности, способствуют продуктивному общению, взаимопониманию), так и деструктивным (способствуют фиксации на страхе, комплексе вины и неполноценности) .
Развитию аддикций способствует такой фактор, как отсутствие четких границ между членами семьи, что приводит к неопределенности круга обязанностей, уходу от ответственности и стремлению избавиться от чувства вины с помощью аддиктивного поведения. Человек в повседневной жизни в любой ситуации стремится к психологическому комфорту, а если это стремление не осуществляется, может появиться та или иная зависимость. В основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности . Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение.
Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения также считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста .
В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения...
Взаимосвязь невротичности личности со стрессоустойчивостью и воображением у юношей и девушек
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте...
Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков
Зависимость типов психологических защит личности от темперамента
психологический защита личность темперамент Термином «темперамент» еще в античной науке обозначали индивидуально-психологические различия. Гиппократ, как представитель древнегреческой медицины, считал...
Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении
Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся
Понятие самооценки как особого феномена в психологии сформировалось не сразу. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был У. Джеймс. В понимании У...
Коррекция внимания в подростковом возрасте
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны...
Существуют различные аспекты изучения ксенофобии как психологического настроя личности по отношению к людям других национальности. Ниже подробно рассмотрим их отдельные характеристики...
Образ представителей другой нации у лиц, склонных к ксенофобии
Что бы там ни говорили, как психологический феномен ксенофобия удобна. Как показали в своей концепции философы-прагматисты, человек всегда мыслит так, как ему выгодно. Ксенофобия психологически выгодна...
Особенности мотивации в подростковом и юношеском возрастах
Мотивамция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность...
Профилактика делинквентного поведения подростков
Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным...
Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: Кто я?, Какой я?, В чем смысл моего существования, моей жизни? Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует потребность в самопознании...
Смысловая теория памяти
Социально–психологические особенности личности руководителей высшего звена
Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста
Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка...
Представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии , и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина "игромания", также используются термины "гемблинг" (от английского gambling – игра на деньги) и "лудомания" (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).
Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности. Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу. Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.
Является ли игромания болезнью?
Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры. Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий. Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой. При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д. А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку. Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от "рутины" и заключена популярность азартных игр.
Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам. Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни. Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов .
Что такое игромания?
Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.
Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.
В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.
Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.
При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой. Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды. То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть. При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил. Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.
При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.
Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.
Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение. "Светлые" промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм. Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму. Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со "светлыми" промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.
Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму. Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать. По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше , а "светлые" промежутки будут все короче. Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д. Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.
При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами "кнута" или "пряника", поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм. Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре. Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно. Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.
В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0. Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.
Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна. Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%. Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%. К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.
Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры , в том числе в интернете. Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.
Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео
Вредные последствия игромании
Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики . Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.). Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью , депрессией , дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями. Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.
Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах. Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.
Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, "падшим", не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.
Причины игромании (механизм вовлечения)
Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды. В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.Итак, причинами игромании являются следующие факторы:
1. Факторы окружающей среды , такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.
2. Мотивационный фактор , который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать. Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры. На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.
3. Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро. Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:
- нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
- отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
- отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
- двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку "они не обеднеют");
- негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается "продавить" свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
- неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
5. Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах. Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира. Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, "Вся наша жизнь – игра", "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" и т.д. На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как "крутого", "престижного", легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно. Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на "фарт" и неоправданно рисковать. В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков. Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете. То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.
Причины игровой зависимости. Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео
Стадии формирования игровой зависимости
Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:
В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет. Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.
Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными. Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком. Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:
- Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности. На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
- Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении. У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
- Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта , как при шизофрении . Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
- Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры. Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры. Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность. То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие "знаки", символы, приметы, на основании которых делает "выводы" о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д. Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.
Игромания: стадии и признаки. Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео
Симптомы игромании
Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом . В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга. В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания , наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.
Далее наступает фаза автоматических фантазий , в которую у человека появляются мысли об игре. Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта. Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш. На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть. В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.
Затем наступает фаза принятия решения , на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией. В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам. Игроман схематично планирует выигрыш.
После наступает фаза вытеснения принятого решения , на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.
Далее наступает фаза реализации принятого решения , которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре. Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу. Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет. По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть. Это такое состояние, про которое люди говорят, что "ноги сами понесли", "я вообще не осознавал, что делаю".
В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру. Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы "выходит" из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности. Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: "я как будто очнулся".
Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно. Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций. В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени. Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново. Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм. Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.
Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:
- Синдром патологического влечения к азартной игре , проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления , приливы крови к лицу, головные боли , потливость и т.д.). У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания. Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения , проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об "обязательном" выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п. На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой. Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление "сорвать куш". Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.
- Синдром игрового транса , проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш. Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что. В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре. В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце , учащенному сердцебиению , а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности. На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки. В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не "вернется" в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.
- Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д. Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что "ради этого стоит жить". Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни. Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.
- Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания. В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры. Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах. На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее. В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога. Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают. Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия. Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями. Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит , болит голова и сердце . На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть. Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.
- Абстинентный синдром , развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами. У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность. Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций. Расстройства сна протекают в форме бессонницы , неприятных снов или даже кошмаров. Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица , учащенным сердцебиением, скачками артериального давления , болями в сердце, приступами стенокардии , а также нередкими головными болями и потерей аппетита. На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание "доказать", "отыграться".
- Синдром игровой деградации , проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса. Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр. Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям. Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания. Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив. Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
К симптомам игромании также можно отнести так называемые "ошибки мышления", имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение. Такие "ошибки мышления" запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.
Итак, к "ошибкам мышления" относят следующие иррациональные установки и убеждения:
- Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
- Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
- Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
- Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
- Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет "фарт";
- Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
- Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
- Представление ставки в качестве некоей сделки;
- Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.