Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную. Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову Классификация дефектов зубов и зубных рядов
Для зубных врачей основной проблемой всегда было восстановление зубов. В современных условиях стоматологи стараются сохранять каждый зуб, так как впоследствии их восстановление может оказаться непосильной проблемой. Для улучшения планирования лечения стоматологи разработали классификацию с разными клиническими обстоятельствами. Благодаря этому зубной врач может с лёгкостью определить успех терапии и обладает определёнными протоколами действий.
В 1923 году Э. Кеннеди создал классификацию недостатков рядов зубов. На сегодняшний день она является общеизвестной и называется классификация по Кеннеди. Её основным плюсом является практичность и доступность. Кеннеди делит челюсть на четыре главных класса в зависимости от нахождения недостающих зубов. Данный вид классификации помогает определить тип предстоящего протезирования.
Необходимость классифицирования
В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.
Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.
Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.
Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.
На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:
- Гаврилов;
- Кеннеди;
- Бетельман.
Классификация по Кеннеди
Э. Кеннеди является одним из первых дантистов, который проводил трудные операции с целью коррекции прикуса. Он разделил основные зубные аномалии на четыре класса и три подкласса.
С 1921 года, предложенная им система, считается наиболее востребованной и признанной во всём мире. В первом классе находятся дефекты, связанные с отсутствием жевательных зубов. Главный первый класс включает в себя следующие три подкласса:
- отсутствие зубов ещё в одном месте;
- отсутствие зубов в двух местах;
- отсутствие зубов в трёх местах.
Основным способом протезирования для терапии отклонения от нормы считается лабильное крепление, в котором есть определённые устройства для крепления отсутствующих зубов.
Во второй класс входит наличие дефекта с утратой опоры дистальной. Подклассы являются аналогичными с предыдущими. Наилучшим методом коррекции является применение протеза со стороны здоровых зубов и со стороны дефекта.
В третий класс входят односторонние нарушения с дистальной опорой. Подклассы являются аналогичными. Наилучшей конструкцией для терапии является мостовидный протез разъёмной конструкции с опорными кламмерами.
В четвёртом классе отсутствуют подклассы . К нему относят случаи с отсутствием передних зубов, которые расположены во фронтальной части. Наилучшим способом лечения является установка протеза мостовидного с кламмерами опоры.
Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди является доступной и широко используемой в терапии по всему миру.
Классификация по Гаврилову
Евгений Иванович Гаврилов- это доктор медицинских наук СССР, разработавший систему классификации дефектов рядов зубов. Он ставил перед собой задачу достичь восстановление функциональности зубов и верной нагрузки среди частей зубного ряда. Система Гаврилова включает в себя следующие дефекты:
Классификация по Кеннеди и по Гаврилову
1 класс по Гаврилову- 2 класс по Кеннеди
По причине отсутствия дистальной опоры изготовление несъёмного протеза является невозможным из-за отсутствия фиксации. Искусственная коронка в консольной конструкции служит недолго и приводит к выпадению опоры. В таком случае вероятны такие методы лечения? как:
- Бюгельное протезирование;
- Протезирование по принципу зуб-имплант.
Такие методы помогают восстановить эффективность жевания и снижают нагрузку на здоровые зубы.
1 класс по Кеннеди-2 класс по Гаврилову
Применяют аналогичные способы протезирования. В двусторонних концевых дефектах функция и фиксирование протезов является лучшим из-за одинаковой нагрузки с обеих сторон. Если стоит выбор конструкции, то бюгельный протез является предпочтительнее. Благодаря металлической дуге происходит уменьшение размера пластины, а нёбо остаётся открытым.
Протезирование такого типа вероятно при применении имплантов. При недостатке ткани, её возможно нарастить при помощи определённой операции.
3 класс по Кеннеди- 3 класс по Гаврилову
В данном случае восстанавливают дефекты несъёмными и съёмными конструкциями. Выделяют следующие способы:
- съёмный бюгельный протез, который является недостаточно комфортным, но жизнеспособным;
- бюджетным вариантом является мост с опорой на зубы. Его плюсом является несъёмная конструкция, а минусом является сильная нагрузка;
- наиболее комфортным вариантов является установка имплантов из-за отсутствия необходимости обтачивания и нагрузки на опорные зубы.
3 класс по Кеннеди- 4 класс по Гаврилову
Способы являются аналогичными, однако протезы бюгельные становятся в один ряд по уровню комфорта и функциональности с несъёмными конструкциями по причине их правильного распределения нагрузки.
4 класс по Кеннеди- 5 класс по Гаврилову
Протезы мостовидного или съёмного типа способны возобновить функции утраченных зубов при помощи кламмеров. Их основным недостатком является явная видимость, а это не является эстетичным. Протезы мостовидного типа являются удовлетворительными. Наиболее эстетическими конструкциями являются имплантаты, которые абсолютно восстанавливают функцию жевания, а также эстетику.
6 класс по Гаврилову
Строго индивидуальным является планирование при комбинированных проблемах зубов. Данный вид классификации у Кеннеди не показан.
7 класс по Гаврилову
Данный тип дефектов зубов у Кеннеди причисляют к концевым двусторонним. План терапии и проявления клинические в описанных случаях вполне могут отличаться. В виде опоры для фиксирования протеза предлагалось использовать одиноко стоящие зубы. Благодаря внедрению имплантации необходимость сохранения последнего зуба отпала. Протезирование такого вида происходит благодаря имплантатам.
Таким образом, классификация Кеннеди является классической для ортопедической стоматологии , так как здесь дефекты ряда зубов подразделяются на четыре класса. Однако к одному классу необходимо относить отсутствие пары зубов с двух или с одной стороны, а это не является удобным на практике. Таким образом, многие зубные врачи применяют подробную классификацию Гаврилова. Данные системы имеют разную нумерацию, поэтому при постановке диагноза стоматологу необходимо указать применимую классификацию.
Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.
Какая классификация лучше?
Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.
I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;
II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;
III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;
IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.
Если есть несколько изолированных дефектов присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.
1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;
2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;
3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;
4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;
5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;
6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;
7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.
Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.
По Кеннеди и Гаврилову
II класс по Кеннеди – 1 по Гаврилову
Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.
Возможны следующие варианты ортопедического лечения:
- частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
- бюгельный протез за счет наличия литыхкламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
- протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.
I класс по Кеннеди – 2 по Гаврилову
Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.
Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.
III класс по Кеннеди – 3 по Гаврилову
Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:
- мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
- съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, – при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
- установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.
III класс по Кеннеди – 4 по Гаврилову
Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.
IV класс по Кеннеди – 5 класс по Гаврилову
Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.
Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.
6 класс по Гаврилову
При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.
7 класс по Гаврилову
Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.
Нередко у одного пациента может наблюдаться сразу несколько дефектов зубного ряда.
Зачем нужно классифицирование?
Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.
Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.
Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.
Нередко бывает так, что после некачественного нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.
Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.
Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.
Выбор дентального протеза дело непростое — от разбегаются глаза…
Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные .
Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.
Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.
Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:
- отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
- отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
- отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.
Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.
Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.
Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.
Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный съемной конструкции с применением опорных .
Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.
Систематизация по Эйхнеру
Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.
В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:
- первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
- вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
- третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.
Система Гаврилова
Гаврилов Евгений Иванович является видным научным деятелем СССР, доктором медицинских наук, который также разработал свою систему классификации дефектов зубных рядов. В своей работе он пытался добиться не только красивого внешнего вида зубов, но и полного восстановления их функциональности, а также правильного распределения нагрузки между всеми частями зубного ряда.
Классификация по Гаврилову предполагает наличие таких разновидностей дефектов:
- односторонние, а также двухсторонние ряды зубов с имеющимися на их концах нарушениями (случай, когда испорченными или вообще отсутствующими являются крайние большие зубы или с одной, или с обеих сторон);
- односторонние, а также двухсторонние ряды, в которых наблюдаются включенные боковые дефекты (в этом случае проблемы присутствуют с боковыми зубами на одной или обеих сторонах);
- дефекты на передних зубах;
- комбинированный вариант, когда встречаются признаки нескольких или всех упомянуты выше групп (дефекты с боковыми зубами и с передними, задними, крупными и боковыми, задними и передними);
- также выделяется вариант с одиночно сохранившимися зубными единицами, то есть, фактически полной .
Эта структуризация нередко используется многими стоматологами, так как дает возможность подобрать оптимальные варианты протезов в самых разнообразных случаях.
Классы и подклассы Бетельмана
Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.
Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:
- Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
- Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.
Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.
Особенности системы Жулева
Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:
Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.
Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.
Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.
Нарушение эстетической нормы и речи при частичной
потере зубов
Потеря зубов нарушает эстетические нормы, что выражается в изменении внешнего вида лица, особенно если отсутствуют передние зубы. При этом наблюдается западение верхней или нижней губы, разбрызгивание слюны при разговоре.
Отсутствие боковых зубов также отражается на конфигурации лица. У пожилых людей в связи с изменением тонуса щечных мышц западают щеки. При понижении межальвеолярной высоты и уменьшении нижней трети лица становятся более выраженными носогубные и подбородочная складки. Углы
рта при этом опускаются, и человек кажется старше своего возраста.
Возможно развитие ангуяярного хейлита
Зубы - это не только орган жевания, одновременно они принимают участие в образовании звуков. Поэтому потеря их приводит к нарушению речи. Особенно выражено нарушение речи при утрате передних зубов. Оно выражается в нечетком произношении звуков, шепелявости. Произношение звуков может измениться и при потере боковых зубов, поскольку последние также принимают участие в образовании звуков, ограничивая пространство для прохождения воздуха. Лица, профессия которых связана с ораторской деятельностью, жалуются на появление свиста, который неожиданно врывается в речь и нарушает ее ритм и музыкальность. Правда, подобные нарушения встречаются редко и не у всех людей с потерей боковых зубов.
Вопрос 3 Классификация дефектов зубных рядов (Кеннеди, Гаврилов)
Классификация Кеннеди
По Кеннеди, все зубные ряды с дефектами делятся на четыре класса. К первому классу относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами, ко второму - зубные дуги с односторонними концевыми дефектами, к третьему - зубные дуги с включенными дефектами в боковом отделе, к четвертому - включенные дефекты переднего отдела зубной дуги. Каждый класс, кроме последнего, имеет подклассы.
При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кеннеди рекомендовал следующее правило. Если в дуге несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу. Например, при зубной формуле 00004300|00045бОО имеются дефекты первого и четвертого классов. В этом случае зубная дуга с дефектом относится к первому классу. При зубной формуле 87654000|000340000 в дуге дефекты четвертого и второго классов, В таком случае зубной ряд относится ко второму классу (рис. 16).
Рис . 16. Классификация дефектов зубного ряда по Кеннеди : а - первый класс ; б - второй класс ; в - третий класс ; г - четвертый класс
Классификация Гаврилова :
Особенность ее - выделение в отдельную группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами. Согласно этой классификации различают четыре Труппы дефектов:
") концевые (односторонние и двусторонние);
2) включенные (боковые-односторонние, двусторонние и передние);
3) комбинированные;
4) челюсти с одиночно сохранившимися зубами.
Подготовка и методика протезирования последних дефектов имеют свои
Вопрос 4 Резервные силы пародонта: определение, их характеристика
по данным клинического и рентгенологического
обследования . Развитие функциональной перегрузки
пародонта , жевательных мышц , височно - нижнечелюстного
сустава при частичной потере зубов
Резервные силы пародонта - разность между максимальной нагрузкой, которую может выдержать пародонт и нагрузкой, которую пародонт обычно испытывает при жевании.
Наиболее точное определение резервных сил пародонта дает Е.И. Гаврилов (1966), обозначая их как способность пародонта приспосабливаться к изменению функционального напряжения. Такая трактовка вытекает из биологического представления о взаимообусловленности формы и функции и явлений компенсации, определяемых суммой факторов: общим состоянием организма, состоянием пародонта зубов, психосоматическими факторами и др.
С возрастом резервные силы уменьшаются. С этой точки зрения уплощение жевательной поверхности зубов за счет стирания бугров является благоприятным фактором, поскольку делает жевательные движения нижней челюсти более плавными и снижает действие вредных для пародонта боковых нагрузок.
Общие и местные заболевания также могут влиять на запас резервных сил.
Максимальными резервные силы пародонта будут у соматически здорового молодого человека, у которого при клиническом обследовании полости рта не будет выявлено патологии прикуса, дефектов зубных рядов и заболеваний пародонта, а на рентгенограмме не будут определяться очаги разрушения костной ткани и атрофия костной стенки альвеолы.
Оценить резервные силы пародонта можно с помощью гнатодинамомет-ра. Он определяет максимальную нагрузку, которую может выдержать пародонт зубов, а нагрузка при жевании известна (при пережевывании твердой пищи на резцы действует сила 5-10 кг, на клыки - 15 кг, на премоляры - 13-18 кг, на моляры 20-30 кг).
Как только появляется дефект зубного ряда, возникают условия для необычной нагрузки на зубы, пограничные с дефектом. Это состояние можно назвать травматогенной окклюзией.
Нарушение нормальной деятельности сустава при частичной потере зубов можно связать с изменением условия распределения жевательного давления, понижением межальвеолярной высоты, и наконец, с появлением необычных экскурсий нижней челюсти в связи с деформацией окклюзионной поверхности зубных рядов.
В норме моляры и премоляры принимают на себя основное жевательное давление и осуществляют боковую защиту сустава. С потерей боковой защиты вся сила мышечных сокращений приходится на передние зубы и суставы, вызьшая их перегрузку. Снижение межальвеолярной высоты вызывает изменение положения головки нижней челюсти при центра!гьной окклюзии: она отходит от основания суставного бугорка к задней стенке суставной впадины. Суставной диск в этом случае встречается с необычной для него функциональной нагрузкой.
При деформациях зубных рядов нарушаются привычные экскурсии нижней
Ответы на экзаменационные вопросы
П часть
челюсти. При взаимном вертикальном перемещении зубов возникает блокада передних движений нижней челюсти. На первый план выступают шарнирные движения, а челюсть в начале открывания рта смещается в сторону, где имеется блокада. В других случаях при боковой окклюзии множественные контакты. В том и другом случае в конечном счете возникает перенапряжение сустава.
Компенсаторная перестройка сустава при его функциональной перегрузке, по-видимому, возможна лишь в определенных рамках и при определенном состоянии самих тканей сустава. Когда кончаются приспособительные. реакции и начинается патология, сказать трудно.
функциональная перегрузка жевательных мышц развивается из-за необходимости более длительного пережевывания пищи, а также из-за дисталь-ного смещения нижней челюсти и необходимости совершать необычные движения челюстью. Больные могут жаловаться на затрудненное и длительное пережевывание пищи, утомляемость жевательных мышц.
Восстановление утраченных зубов всегда было проблемой для стоматологов. Сегодня врачи делают все возможное, чтобы сохранить каждый зуб, потому как в будущем восстановление этих дефектов может оказаться очень сложной задачей.
Для того, чтобы помочь себе при планировании лечения, врачи-стоматологи создали классификацию, где учтены все клинические ситуации. Таким образом, врач имеет соответствующие протоколы действий и может легко оценить результаты и успешность лечения каждого случая.
Классификация дефектов зубных рядов была создана Эдвардом Кеннеди в 1923 году, и, нынче она известна как классификация по Кеннеди. Ее легко запомнить, она проста и практична. В зависимости от расположения отсутствующих зубов, Кеннеди классифицирует челюсть на 4 основных класса. Эта классификация позволяет обозначить тип будущего протезирования.
Классификация дефектов по Кеннеди
Классификация Кеннеди содержит 4 основные группы:
- : двусторонние концевые дефекты, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. Класс указывает, что в дистальных участках зубного ряда нет жевательных зубов.
- : односторонний дефект зубного ряда, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. У пациента отсутствуют жевательные зубы только на одной стороне зубного ряда.
- : включенный дефект естественных зубов передней или задней областей. Концевой дефект отсутствует из-за наличия опорных жевательных зубов на одной стороне челюсти. Этот класс наиболее часто наблюдается у больных.
- : включенный дефект фронтального участка. Данный класс встречается довольно редко, но может наблюдаться у больных с заболеваниями пародонта, либо у больных после травмы передних зубов.
В 1954 году классификация Кеннеди была дополнена (модифицирована) доктором Эпплгейтом (Applegate), который добавил 8 правил:
- Классификация должна отражать реальную картину в зубных рядов и не предшествовать удалению зубов.
- Если отсутствует в зубном ряду и он не будет замещаться, тогда в классификации он не учитывается.
- Третий моляр учитывается, если он используется как опорный зуб
- Если вторые моляры одной челюсти отсутствуют и они не будут замещены, тогда в классификации они игнорируются
- Дистальные дефекты всегда служат основой для выбора правильного класса
- Дополнительные дефекты зубного ряда называются подклассами и записываются отдельно
- Учитывается только количество дефектов, их протяженность не имеет значения
- Лишь одни, 4 класс по Кеннеди не имеет подклассов! Все дефекты, которые расположены дистальнее фронтального участка определяют класс дефекта зубного ряда.
Классификация зубных дефектов по Кеннеди используется только в ортопедической стоматологии, как и созданная позже . Для определения разрушения коронковой части отдельно стоящего зуба используется , врачи стоматологи-терапевты в клинической практике применяют для правильного детализации .