Тестовые задания по биологии егэ
Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии
После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.
Первым делом скачай ФИПИ, который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.
На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.
Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!
Тест ЕГЭ по биологии 2019 включает 28 заданий.
- Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
- Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Вариант тематически сгруппирован.
- Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
- На множественный выбор;
- На установление соответствий;
- На установление последовательности процессов или явлений;
- Задачи по цитологии и генетике;
- На дополнение рисунков;
- Анализ схемы или таблицы.
- Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.
Короткий анализ условий некоторых заданий
Задачи из блока первого билета:
- – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
- – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
- – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
- – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.
Оценивание тестов по биологии ЕГЭ
За первую часть
билета максимально – 38 баллов
.
За решение задач второй части
- 20 баллов
.
Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.
Перевод баллов в оценки
- 0-35 баллов - 2,
- 36-54 баллов - 3,
- 55-71 баллов - 4,
- 72 и выше баллов - 5;
Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.
Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!
Вариант № 2004478
Демонстрационная версия ЕГЭ-2018 по биологии.
Ответом на каждое из заданий 1—21 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов без пробелов, запятых и других символов; если не указано иное, указывайте цифры по возрастанию.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ:
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения
1) степени влияния среды на формирование фенотипа
2) наследования сцепленных с полом признаков
3) кариотипа организма
4) хромосомных аномалий
5) возможности проявления признаков у потомков
Ответ:
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.
В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса
3) способность к фотосинтезу
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Ответ:
Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ:
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование
Ответ:
Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Ответ:
Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Во время бега в организме человека
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) растёт синтез желчи клетками печени
2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
3) снижается количество лейкоцитов в плазме
4) усиливается приток крови к коже
5) возрастает потоотделение
6) повышается возбудимость нервной системы
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная - светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
Ответ:
Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
Ответ:
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни
Ответ:
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Список терминов:
1) идиоадаптация
2) мимикрия
3) конвергенция
4) движущая
5) ароморфоз
6) маскировка
7) стабилизирующая
Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры клетки
Список терминов:
1) гликолиз
2) хлоропласт
3) биосинтез белка
4) митохондрия
5) транскрипция
7) цитоплазма
8) клеточный центр
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
Количество яиц в | Доля выживших птенцов (в %) |
---|---|
1 | 100 |
2 | 95 |
3 | 90 |
4 | 83 |
5 | 80 |
6 | 53 |
7 | 40 |
8 | 35 |
9 | 32 |
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.
По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.
Животное Z относят к
1) всеядным животным
2) консументам II порядка
3) производителям органических веществ
4) полуводным животным
5) обитателям тундры
Ответ:
Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).
Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b . Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?
Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С - 11%, между генами С и В - 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А , В , С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?
ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.
Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.
На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.
Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.
- В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
- Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.
Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.
В чем сложность экзамена по биологии?
- Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
- Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
- Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.
Как эффективно подготовиться к экзамену?
- Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
- Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
- Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
- Проходите онлайн тестирование.
Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.
Во время подготовки к ЕГЭ 2019 по биологии уделите большое внимание изучению теории. Сложность экзамена заключается в большом объёме проверяемых знаний. В отличие от испытаний по другим предметам, на ЕГЭ по биологии может попасться вопрос, который изучали в 6-7 классе, поэтому без повторения теории за весь курс школьной программы не обойтись.
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по биологии
Чтобы получить высокий балл, лучше обратиться к репетитору или пройти специализированные курсы. Преподаватель в процессе обучения следит за вашим индивидуальным прогрессом, контролирует уровень освоения материала, даёт ценные рекомендации. Такой подход более эффективен и помогает сэкономить много времени. Но если по каким-либо причинам у вас нет возможности заниматься с профессиональными педагогами, изучить предмет можно и самостоятельно. Представляем вам краткий план пошаговой подготовки к ЕГЭ по биологии.
- Изучите демоверсию КИМов, спецификацию и кодификатор. При этом важно использовать КИМы досрочного периода текущего года. Их структура, количество вопросов, уровень сложности идентичны тем, что будут использоваться на реальном испытании. В демонстрационных вариантах есть ответы, что поможет оценить имеющийся уровень знаний и определить темы, повторению которых нужно уделить особое внимание. Полный перечень элементов содержания, который будет проверяться на госэкзамене, указан в кодификаторе.
- Для подготовки к ЕГЭ по биологии с нуля и изучения теории можно использовать пособия Пименова, Лернера или Соловкова. В них рассмотрены разделы из школьного курса, приведены примеры тестовых заданий с ответами и разъяснениями.
- Если вам необходимо освежить имеющиеся знания, используйте следующие материалы: пособие Кириленко А.А., а также справочник «ЕГЭ. Биология в таблицах и схемах».
Подготовка к ЕГЭ по биологии 2019: теория и практика на онлайн-курсах от «Новиссе»
Хотите быстро изучить теорию по биологии? Приглашаем вас в центр обучения «Новиссе». Со знаниями, полученными у нас, вы сдадите экзамен на «отлично» и легко поступите в вуз. При этом вы можете заниматься в любом месте, главное – доступ в интернет и желание учиться.
Теорию можно изучать в формате видеоуроков или вебинаров.
Вебинары – полный курс подготовки к ЕГЭ. Занятия проходят в режиме реального времени по принципу обычного урока. На них можно задавать вопросы преподавателю. В конце каждого урока вы получаете домашнее задание – учитель проверяет его, даёт рекомендации.
Если времени осталось совсем мало, попробуйте наш экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Эти информативные видеоуроки содержат весь необходимый минимум. Для проверки знаний и закрепления пройденного материала в кратком курсе предлагается пройти тесты после каждого раздела.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.
КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.
Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.
Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.
Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.
Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:
- «Биология как наука. Методы научного познания»
- «Клетка как биологическая система»
- «Организм как биологическая система»
- «Система и многообразие органического мира»
- «Организм человека и его здоровье»
- «Эволюция живой природы»
- «Экосистемы и присущие им закономерности»
Структура КИМ
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.
ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ
Часть 1 (21 задание) | Часть 2 (7 заданий) |
---|---|
- множественный выбор- 7 | - ПОЗ (практико-ориентированное задание) |
- соответствие – 6 | - изображение |
- последовательность-3 | -текст |
-задача – 2 | -обобщение(2) |
- недостающая информация-2 | - задача (2) |
- анализ графика или таблицы - 1 |
Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.
В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.
КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ
Содержание блока | Вся работа | Часть 1 | Часть 2 |
---|---|---|---|
«Биология как наука. Методы научного познания» | 2 | 1 | 1 |
«Клетка как биологическая система» | 5-4 | 4-3 | 1 |
«Организм как биологическая система» | 4-5 | 3-4 | 1 |
«Система и многообразие органического мира» | 4 | 3 | 1 |
«Организм человека и его здоровье» | 5 | 4 | 1 |
«Эволюция живой природы» | 4 | 3 | 1 |
«Экосистемы и присущие им закономерности» | 4 | 3 | 1 |
Итого: | 28 | 21 | 7 |
Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7
Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.
Как распределяются эти задания по уровню сложности?
В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Всего | Часть 1 | Часть 2 |
---|---|---|---|
Базовый |
10
(24) |
10
(24) |
- |
Повышенный |
12
(9) |
11
(9) |
1
(0) |
Высокий |
6
(7) |
- |
6
(7) |
Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.
Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.
Как распределяются задания по видам умений и способам действий?
Распределение заданий по видам умений и способам действий
Группы Видов | Число заданий |
---|---|
- Знать, уметь | 9 |
- Умения | 16 |
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | 3 |
Задания можно условно разделить на три группы:
- знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
- На умения. Их 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3
Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?
- Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
- Уменьшилось число заданий с 40 до 28
- Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
- Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
- НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части
Новые типы заданий
С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;
С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;
На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);
На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);
С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);
Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);
На анализ биологической информации (высокий уровень);
Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);
Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)
Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы
Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.
Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.
Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).
Пояснение.
Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).
Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).
ИЛИ (повышенный уровень)
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
---|---|---|
A | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В |
Список терминов и понятий:
- мембраны тилакоидов
- световая фаза
- фиксация неорганического углерода
- фотолиз воды
- темновая фаза
- цитоплазма клетки
А | Б | В |
---|---|---|
- | - | - |
Пояснение.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
---|---|---|
А - мембраны тилакоидов | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б - фиксация неорганического углерода | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В - световая фаза |
Ответ: 132.
ИЛИ (высокий уровень)
Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?
Пояснение.
- на рисунке №2;
- створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
- кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)
- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- наружный слуховой проход
- барабанная перепонка
- слуховой нерв
- стремя
- полукружный канал
- улитка
Пояснение
Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).
Ответ: 126.
- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )
Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.
- Отсутствие в ней оформленного ядра
- Наличие цитоплазмы
- Наличие клеточной мембраны
- Наличие митохондрий
- Наличие эндоплазматической сети
Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.
ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ
ИЛИ (с рисунком)
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
- наличие ядрышка с хроматином
- наличие целлюлозной клеточной оболочки
- наличие митохондрий
- прокариотическая клетка
- способность к фагоцитозу
Пояснение
На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.
- решение биологических задач (базовый уровень )
Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр
Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.
ИЛИ
У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.
ИЛИ
Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Ответ: 300.
Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.
Ответ: 300.
ИЛИ
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.
ИЛИ
Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.
Пояснение
При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.
Ответ: 121.
ИЛИ
- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )
Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.
СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА | ОРГАНОИД |
---|---|
A) двумембранный органоид | 1) хлоропласт |
Б) есть собственная ДНК | 2) аппарат Гольджи |
B) имеет секреторный аппарат | - |
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн | - |
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы | - |
Е) одномембранный органоид | - |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
---|---|---|---|---|---|
-- | -- | -- | -- | -- | -- |
Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.
Ответ: 112212.
ИЛИ
ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.
Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СТРУКТУРЫ |
---|---|
А) осуществляет активный транспорт веществ | |
Б) изолирует клетку от окружающей среды | |
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ | |
Г) образует секреторные пузырьки | |
Д) распределяет вещества клетки по органеллам | |
Е) участвует в образовании лизосом |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
---|---|---|---|---|---|
-- | -- | -- | -- | -- | -- |
Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.
Ответ: 111222
- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Мятлик луговой
- Мятлик
- Покрытосеменные
- Однодольные
- Растения
- Злаковые
Пояснение
Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.
Ответ: 534621
ИЛИ
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.
- левое предсердие
- легочные капилляры
- легочные вены
- легочные артерии
- правый желудочек
Пояснение
Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.
Ответ: 54231
ИЛИ
Установите последовательность процессов пищеварения.
- всасывание аминокислот и глюкозы
- механическое изменение пищи
- обработка желчью и расщепление липидов
- всасывание воды и минеральных солей
- обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков
Пояснение
Ротовая полость - механическое изменение пищи.
Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.
Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.
Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.
Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.
Ответ: 25314
- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )
1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.
Пояснение
Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический - внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.
Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.
Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)
Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.
Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:
(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника
с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась
рука, как орган труда.
Ответ: 256.
ИЛИ
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
Пояснение
Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )
Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.
Выберите верные утверждения.
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ
Пояснение
Верные утверждения:
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.
Неверные утверждения:
Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.
Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.
ВЫВОД:
- Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
- Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
- Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
- Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
- Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности. - Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.
ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)
№ | Уровень | Балл | № | Уровень | Балл | № | Уровень | Балл |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Б | 1 | 8 | П | 2 | 15 | П | 2 |
2 | Б | 2 | 9 | Б | 2 | 16 | П | 2 |
3 | Б | 1 | 10 | П | 2 | 17 | Б | 2 |
4 | Б | 2 | 11 | Б | 2 | 18 | Б | 2 |
5 | П | 1 | 12 | Б | 2 | 19 | П | 2 |
6 | Б | 2 | 13 | П | 2 | 20 | П | 2 |
7 | П | 2 | 14 | П | 2 | 21 | П | 2 |
ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)
№ | Уровень | Балл |
---|---|---|
22 | П | 2 |
22 | В | 3 |
24 | В | 3 |
25 | В | 3 |
26 | В | 3 |
27 | В | 3 |
28 | В | 3 |