Учебное пособие по биологии вузов. Биология. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
(ГАПОУ ТКСТП)
Учебно - методическое пособие
по дисциплине «Биология»
Тема: « Основы генетики и селекции »
Винтаева Юлия Анатольевна
Тольятти, 2016
Аннотация
Методическое пособие разработано для использования студентами первого курса дневного отделения колледжа, а также для учащихся классов с углубленным изучением биологии общеобразовательных школ, лицеев гимназий, изучающих генетику.
В пособии представлены задачи по основным разделам генетики. Дана методика их решения и некоторые сведения, помогающие усвоить необходимый материал. Пособие рекомендовано для использования как преподавателями и учителями биологии, так и в помощь студентам при подготовке по темам из данного раздела биологии.
Винтаева Юлия Анатольевна,
Должность - преподаватель биологии,
Место работы – ГАПОУ ТКСТП
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………с. 4
Основные понятия генетики………………………………………………................................с.5
Первый и второй законы Г. Менделя. Закон чистоты гамет…………………………………с.6
Третий закон Г. Менделя (дигибридное и полигибридное скрещивание)…………………..с.8
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование…………………………………..с. 9
Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом……………………………………………………………………………………………с.11
Примеры решения задач по темам……………………………………………………………с.14
1 Пояснительная записка
Методическое пособие разработано в соответствии с примерной программой для средних учебных заведений по дисциплине «Биология». Данное учебное пособие предназначено для использования студентами первого курса дневного отделения колледжа, а также для учащихся классов с углубленным изучением биологии общеобразовательных школ, лицеев гимназий, изучающих генетику.
Пособие содержит примеры решения задач из разных тем раздела «Генетика», работа над которыми поможет самостоятельно научиться решать задачи по генетике, закрепить и конкретизировать знания по генетике, а также правильно применять полученные знания на практике.
В результате изучения пособия учащиеся должны:
иметь представление:
обосновных закономерностях наследственности;
о понятиях генотип, фенотип, генофонд;
о понятиях гомозиготные особи, гетерозиготные особи;
о понятиях доминантные и рецессивные признаки;
знать:
законы Г. Менделя;
наследование пола;
моногибридное, дигибридное и анализирующее скрещивание;
закон Моргана;
генетическую символику;
уметь:
логически мыслить;
анализировать и делать выводы;
решать генетические задачи;
использовать навыки генетической символики;
самостоятельно работать с материалом;
2 Основные понятия генетики
Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов.
Наследственность – это способность организма передавать свои признаки, особенности развития следующим поколениям.
Изменчивость – это свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
Ген – это участок молекулы ДНК, хранящий наследственную информацию.
Аллель – конкретное состояние гена.
Аллельными генами – называют гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
Локус – это конкретное место нахождения гена в хромосоме.
Генотип – это совокупность всех наследственных признаков организма (генов).
Фенотип – это совокупность проявившихся в процессе жизнедеятельности признаков организма (внешних и внутренних).
Доминантный признак – это признак, который проявился у гибридов первого поколения. Обозначается большими буквами (А, В, С, D ).
Рецессивный признак - это признак непроявившийся (подавленный признак). Обозначается маленькими буквами (а, b, c, d ).
Гомозиготные организмы – это особи, у которых пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами. Образуют один вид гамет (А) или (а).
Гетерозиготные организмы – это особи, у которых в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой ген рецессивный (Аа). Образуют два типа гамет (А) и (а).
Моногибридное скрещивание – родительские особи различаются по одному признаку.
Дигибридное скрещивание
Полигибридное скрещивание – родительские особи различаются по трем и более признакам.
3 Первый и второй законы Г. Менделя. Закон чистоты гамет
I закон Г. Менделя (закон доминирования или единообразия) – при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга альтернативным вариантом одного и того же признака, все гибриды первого поколения будут единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.
Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику;
Р – родительские особи;
G – гаметы;
х – знак скрещивания;
F – потомство; гибриды первого, второго и последующих поколений обозначаются буквой F с цифрой внизу – F 1, F 2, F 3….;
♀ - женская особь;
♂ - мужская особь;
А, В, С, D – доминантные признаки;
a , b , c , d – рецессивные признаки;
Генетическая запись осуществляется следующим образом:
Решение:А – желтые семена
а – зеленые семена
жел. зел.
Р1 ♀АА х ♂аа
жел. зел.
Р1 : ♀АА х ♂аа
׀ ׀
G : А а
(гаметы )
F 1 : Аа – 100% желтых семян
Найти: F 1 - ?
II закон Г. Менделя (закон расщепления гибридов второго поколения) – при скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
Решение:А – желтые семена
а – зеленые семена
жел. жел.
Р2 ♀Аа х ♂Аа
жел. жел.
Р2 : ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
(гаметы )
F 2 : АА: Аа: Аа: аа
жел. жел. жел. зел.
Найти: F 2 - ?
Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 1Аа: 1 аа.
Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтальной линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.
Произведем генетическую запись рассмотренных примеров с использованием решетки Пеннета.
Решение:А – желтые семена
а – зеленые семена
Р1 ♀жел. х ♂жел.
жел. зел.
Р1 : ♀АА х ♂аа
׀ ׀
G : А а
(гаметы )
F 1 :
F 2 - ?100% - желтые
Р2 : ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F 2 :
по фенотипу - 3: 1
Как правило, генетическую запись с использованием решетки Пеннета применяют при анализе более сложных скрещиваний.
Нам же она позволяет легко разобраться, почему потомство первого поколения единообразно, а во втором поколении произошло расщепление.
Закон чистоты гамет – находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в них в чистом виде.
жел. жел.
F 1 ♀ Аа х ♂Аа
Λ Λ
G A a A a
F 2 AA Aa Aa aa
жел. жел. жел. зел.
по фенотипу 3:1
по генотипу 1: 2:1
4 Третий закон Г. Менделя (дигибридное и полигибридное скрещивание)
Дигибридное скрещивание – родительские особи различаются по двум признакам.
III закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков) – расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков.
Генетическая запись данного скрещивания:
Решение:А – желтые семена
а – зеленые семена
В – гладкие
в – морщинистые
жел.глад. зел. морщ.
Р1 ♀ ААВВ х ♂аавв
жел.глад. зел. морщ.
Р1 ♀ ААВВ х ♂аавв
׀ ׀
G АВ ав
F 1 АаВв – 100% желтые гладкие
жел.глад. жел.глад.
Р2 ♀АаВв х ♂АаВв
G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
Во время оплодотворения каждый из четырех типов гамет (АВ, Ав, аВ, ав) одного организма может встретиться с любой из гамет (АВ, Ав, аВ, ав) другого организма. Все возможные сочетания мужских и женских гамет легко можно установить с помощью решетки Пеннета.
Найти: F 1 -? и F 2 -?
F 2
3 – зеленые гладкие3 – желтые морщинистые
1 – зеленые морщинистые
- 9:3:3:1
По генотипу: 1ААВВ: 2 ААВв: 2АаВВ: 4 АаВв: 1ААвв: 2Аавв:1ааВВ:2ааВв:1аавв
5 Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно определить, с особями гомозиготными по рецессивному признаку (аа).
Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозиготна, если произойдет расщепление, то она гетерозиготна.
Рассмотрим конкретный пример. Пусть особи Аа и АА имеют одинаковый фенотип - желтую окраску семян. При скрещивании с особью рецессивной по определяемому признаку, то есть имеющей генотип аа, получим следующий результат:
Р: ♀АА х ♂ аа 2. Р: ♀Аа х ♂аа
׀ ׀ Λ ׀
G : А а G : А а а
F 1 Аа – 100% желтые F 1 Аа: аа
50% желтые семена
50% зеленые семена,
то есть по фенотипу произошло расщепление 1: 1
Мы видим, что потомство гомозиготной особи единообразно, а потомство гетерозиготной особи дает расщепление в соотношении 1: 1. Таким образом, анализирующее скрещивание позволяет определить генотип особей с доминантным фенотипом.
Неполное доминирование (промежуточное наследование)
Неполное доминирование, или промежуточное наследование, можно рассмотреть на примере наследования окраски лепестков венчика у цветка ночной красавицы. При скрещивании растений с красными и белыми цветками все потомство получилось с розовыми цветками, то есть наблюдается промежуточный характер наследования. При скрещивании же гибридов между собой произошло расщепление по фенотипу и генотипу:
1 красная окраска (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая окраска (аа).
Генетическая запись выглядит следующим образом:
Решение:А – красная окраска
а – белая окраска
кр. бел.
Р1 ♀АА х ♂аа
кр. бел.
Р1 : ♀АА х ♂аа
׀ ׀
G : А а
F 1 : Аа 100% - розовые
роз. роз.
Р2 : ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F 2 : АА: Аа: Аа: аа
кр. роз. роз. бел.
По фенотипу: 1: 2: 1
По генотипу: 1АА: 2Аа: 1аа
Найти: F 1 - ?F 2 - ?
Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.
Неполное доминирование часто встречается у растений, животных и человека. Например, при скрещивании крупного рогатого скота красной масти с белыми животными полученное потомство имеет чалую масть (результат равномерного перемешивания красных и белых волос). То же наблюдается при наследовании курчавости волос у человека, окраски оперения у кур. В частности у андалузских кур бывает черная и белая окраска перьев, а их потомство имеет так называемую голубую окраску. По принципу неполного доминирования наследуются некоторые заболевания человека, например серповидноклеточная анемия (эритроциты принимают форму серпа при изменении нормального содержания в них гемоглобина), атаксия Фредрейха (теряется произвольная координация движений).
6 Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом
Группу сцепления – образуют гены, локализованные в одной хромосоме.
Закон Т. Моргана (сцепленное наследование) – гены, локализованные в одной хромосоме наследуются совместно.
Гены: А, а – цвета тела мухи дрозофилы
В, b – формы крыльев
Гаметы: А а
А а
В b
В b
Нарушение сцепления генов.
ген ген
серое тело А а темное тело
ген ген
нормальные В b рудиментарные
крылья крылья
В мейозе гомологичные хромосомы конъюгируют, может произойти обмен их участками.
Таким образом, изучение групп сцепления у разных объектов говорит о том, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке; набор генов и порядок их расположения являются характерным для каждой пары хромосом данного вида.
В изучении закономерностей наследования сцепленных признаков выдающаяся роль принадлежит английским генетикам Бетсону и Пеннету, которые открыли это явление в 1908г., а впоследствии крупнейшему американскому генетику Томасу Моргану. Т. Морган на плодовой мушке дрозофиле показал, что на основе использования явления сцепления и вытекающих из него закономерностей могут быть составлены карты хромосом с нанесенным на них порядком расположения генов.
Закон Т. Моргана говорит о том, что если нам известна частота перекреста (то есть расстояние) между генами А – В и В – С, принадлежащими к одной группе сцепления, то частота перекреста (расстояния) между генами А – С будет равна, либо сумме, либо разности расстояний А – В и
В – С, в зависимости от порядка их расположения в хромосоме.
Расстояние между генами принято обозначать в условных единицах, называемых в честь Моргана, морганидами.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Самцы и самки отличаются друг от друга по половым хромосомам. В большинстве случаев мужской пол гетерогаметен и содержит Х и Y хромосомы, а женский пол гомогаметен - содержит две Х - хромосомы.
ХY – мужской пол.
ХХ – женский пол.
Наследование признаков, гены которых находятся в Х хромосоме или Y хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом.
В половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков.
Например, Х – хромосома человека содержит ген, обуславливающий свертываемость крови (Н). Его рецессивная аллель (h ) вызывает тяжелое заболевание, характеризующееся пониженной свертываемостью крови – гемофилию. В этой же хромосоме есть гены, определяющие дальтонизм (нечувствительность к красному и зеленому цвету) и представляет собой рецессивный признак.
Такие заболевания встречаются, за редкими исключениями и только у мужчин. Девочка, страдающая гемофилией (или дальтонизмом) может родиться только от такого редкого брака, когда ее отец – гемофилик (дальтоник), а мать – гетерозиготна по этому гену.
Рассмотрим пример наследования дальтонизма. Нормальное цветовосприятие обусловлено доминантным геном (D ), локализованным в Х – хромосоме, а ген дальтонизма (d ) рецессивен.
D D
1) Мать имеет нормальное цветовосприятие и является гомозиготной по этому признаку (Х X ),
а отец страдает дальтонизмом (ХY ).
В генетике человека принято использовать специальные символы:
Мужчина
– мужчина, обладатель изучаемого признака
Женщина
Брак
Дети
Решение:
Р: ХХXY
׀ ׀ ׀
G : Х ХY
ХХ ХY
здор. здор.
дочь сын
Все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носителями дальтонизма.
2) Мать – носитель дальтонизма (ХХ),а отец здоров (ХY ).
Р: ХХXY
Λ Λ
G : Х Х ХY
F ____________________________
ХХ ХY ХХ ХY
здор. здор. здор. сын
дочь сын дочь дальтоник
Все дочери здоровы, хотя половина из них являются носителями дальтонизма, а среди сыновей 50% страдают дальтонизмом.
Отсюда понятно, почему мужчины чаще страдают этим заболеванием. Так как у них только одна Х – хромосома, то если в ней находится рецессивный ген дальтонизма, он обязательно проявится.
7 Примеры решения задач
I и II законы Г. Менделя.
Задача № 1
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Решение:а – гладкая окраска
А – полосатая окраска
Р: ♀Аа х ♂Аа
пол. пол.
Р: ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F : АА: Аа: Аа: аа
пол. пол. пол. глад.
Ответ: 75% - с полосатой окраской;
25% - с гладкой окраской.
Найти:F -?
Задача № 2
Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс, ДД.
Решение:Генотипы:
АА, Вв, Сс, ДД
АА – гомозиготный организм, образует один тип гамет: А
Вв – гетерозиготный организм, образует два типа гамет: В и в.
Сс – гетерозиготный организм, образует два типа гамет: С и с.
ДД – гомозиготный организм, образует один тип гамет: Д.
Ответ: 1) А; 2) В и в; 3) С и с; 4) Д.
Найти: возможные варианты гамет -?
Задача № 3
При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите,
сколько растений имело желтую окраску?
Решение:А – красноплодные
а - желтоплодные
Р: ♀Аа х ♂аа
F : 352 красноплодных
красн. жел.
Р: ♀Аа х ♂аа
Λ ׀
G : А а а
F : Аа: аа
красн. жел.
50% - красноплодных растений
50% - желтоплодных растений
Если красноплодных растений получено 352, то желтоплодных получено тоже 352 растения.
Ответ: 352 растения.
Найти: F желтоплодных - ?
Задача № 4
У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученный из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску, а 9114 – красную.
Вопрос: а) сколько гетерозиготных растений среди гибридов? б) относится ли данный признак (окраска плодов) к менделирующим?
Решение:А – красная окраска плодов
а – желтая окраска плодов
F : 3021 куст – желтоплодные; 9114 – красноплодные растения
Из условия задачи видно, что соотношение желтоплодных растений – 3021 куст и красноплодных - 9114 составляет 3:1. Значит, генотип родителей: Аа
кр. кр.
Р: ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F : АА: Аа: Аа: аа
кр. кр. кр. жел.
25% - красноплодных гомозиготных растений;
50% - красноплодных гетерозиготных растений;
25% - желтоплодных гомозиготных растений.
Подсчитаем количество гетерозиготных растений, составляющих 2/3 от числа всех красноплодных:
(9114:3)* 2= 6076 растения.
Признак «окраска плодов» относится к менделирующим, так как соотношение кустов с желтыми и красными плодами составляет 1:3, то есть подчиняется второму закону Г. Менделя.
Ответ: а) 6076 растения; б) относится.
Найти: а) F гетерозиготных растений -?
б) относится ли признак (окраска томатов) к менделирующим - ?
Задача № 5
Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания: а) двух гетерозиготных особей? б) красного быка и гибридной коровы?
Решение:А – черная окраска
а – красная окраска
а) ♀Аа х ♂Аа
б) ♀Аа х ♂аа
чер. чер.
а) Р: ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F : АА: Аа: Аа: аа
чер. чер. чер. кр.
75% черных телят
25% красных телят
чер. кр.
б) Р: ♀Аа х ♂аа
Λ ׀
G : А а а
F : Аа: аа
чер. кр.
50% черных телят
50% красных телят
Ответ: а) 75% черных телят, 25% красных телят; б) 50% черных телят, 505 красных телят.
Найти: а) F -?
б) F -?
Задача №6
Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводится следующие обозначения родителей:
○ – женщины; - мужчины.
Решение:А – карие глаза
а - голубые глаза
Р: ○ – Аа
- Аа
Р: Аа Аа
Λ Λ
G :А а А а
׀ ׀ ׀ ׀
F : АА: Аа: Аа: аа
кар. кар. кар. гол.
1: 2: 1 – по генотипу
3: 1 – по фенотипу
Ответ: 1АА: 2Аа: 1аа; трое детей с карими и один с голубыми глазами.
Найти: F -?
Задача № 7
Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
Решение:А – миоплегия
а - здоровы
Р: - Аа
○ – аа
Р: аа Аа
׀ Λ
G : а А а
׀ ׀
F 1 : Аа аа
больны здоровы
50% детей будут страдать аномалией
50% детей будут здоровы
Ответ: вероятность рождения детей с аномалиями составит 50%.
Найти: F - с аномалией.
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
Задача №1
У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.
Решение:А – серый цвет
а – черный цвет
F : сер. х чер.
50% сер. : 50% чер.
Если дрозофила имеет черную окраску тела, то ее генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:
сер. чер.
а) Р: ♀А? х ♂аа
Λ ׀
G : А? а
F 1 : Аа: аа
сер. чер.
Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1: 1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.
Ответ: генотипы Р – аа, Аа.
Найти: генотипы Р - ?
Задача № 2
Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.
Решение:А – нормальная форма
а - листовидная форма
Аа – промежуточная форма
Р: ♀Аа х ♂Аа
нор. лист.
Р: ♀АА х ♂аа
׀ ׀
G : А а
F : Аа – промежуточная форма
пром. пром.
Р: ♀Аа х ♂Аа
Λ Λ
G : А а А а
F: АА: Аа: Аа: аа
нор. пром. пром. лист.
По фенотипу: 1: 2: 1
По генотипу: 1АА: 2Аа: 1аа
Ответ: 1АА: 2Аа: 1аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% промежуточную, 25% листовидную.
Найти: генотипы и фенотипы F -?
Задача № 3
Серый цвет тела мухи дрозофилы (ген В) доминирует над черным (в). в серии опытов при скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1392 особи серого цвета и 467 – черного. Определите генотипы и фенотипы родительских форм.
Решение:В – серый цвет
в – черный цвет
Р: ♀сер. х ♂сер.
F : 467 черного цвета; 1392 серого цвета
Проанализируем генотип потомков. Поскольку ген черной окраски тела рецессивен, то черные мухи могут быть только гомозиготными (вв). Один ген черной окраски тела эти потомки получили от отца, а другой – от матери. Следовательно, в генотипе обеих родительских форм с серой окраской тела кроме доминантного гена (В) есть и рецессивный (в), то есть генотип родительских форм Вв.
Ответ: Вв.
Найти: генотипы Р - ?
Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание
Задача № 1
Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: а) ААВВ, б) СсДД, в) ЕeFf , г) ддhh (гены наследуются независимо).
Решение:а) ААВВ;
б) СсДД;
в) ЕеFf ;
г) ддhh
а) ААВВ→ АВ;
б) СсДД→ СД; сД;
в) ЕеFf → EF ;Ef ; eF ; ef ;
г) ддhh→ дh
Ответ: а) АВ; б) СД; сД; в) ЕF ;Еf ; еF ; еf ; г) дh .
Найти: типы гамет - ?
Задача № 2
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Решение:А – серая окраска
а – желтая окраска
В – наличие щетинок
в- отсутствие щетинок
Р: ♀аавв х ♂АаВв
ж.б/щ. сер. щ.
Р: ♀аавв х ♂АаВв
׀ / / \ \
G : ав АВ Ав аВ ав
F
Найти: F -?
Задача № 3
Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Какой фенотип родительских особей?
Решение:А – нормальный рост
а – гигантизм
В – раннеспелость
в – позднеспелость
Р: ♀АаВв х ♂АаВв
нор. ран. нор. ран.
Р: ♀АаВв х ♂АаВв
/ / \ \ / / \ \
G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
Найти: F -?
фенотипы Р -?
Задача № 4
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?
Решение:Р: ♀бурая хохлатая х ♂черный без хохла
F : черные хохлатые
Так как в F все потомство оказалось черным хохлатым, эти признаки будут доминантными: А – черные; В – хохлатые, а а – бурые; в – без хохла.
бур. хохл. чер. б/хохл.
Р: ♀ааВВ х ♂ААвв
׀ ׀
G : аВ Ав
F : АаВв 100% - черные, хохлатые.
чер.хохл. чер.хохл.
Р: ♀АаВв х ♂АаВв
/ / \ \ / / \ \
G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
F:
16 – 100%1 – х%
х =1*100 =6,25≈ 6%
16
Ответ: Р: ааВВ, ААвв; F : АаВв;
Р: АаВВ, АаВв;
F: 1ААВВ: 2ААВв: 2АаВВ: 4 АаВв: 1ААвв: 2Аавв: 1ааВВ: 2ааВв: 1аавв; доминантные признаки – черный цвет оперения и наличие хохла; бурых без хохла цыплят получится 6%.
Найти: 1) генотипы Р и F -?
2) какие признаки доминантны - ?
3) % бурых без хохла цыплят в F?
Задача № 5
Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Решение:♀ - желтая дисковидная
♂ - белая шаровидная
F - белые шаровидные
Поскольку все потомство единообразно, следовательно, родительские формы гомозиготны, доминантные признаки – белая окраска плодов (А) и дисковидная форма (В); соответственно, желтая окраска (а), шаровидная форма (в) – рецессивные признаки.
ж. д. б. ш.
Р: ♀ааВВ х ♂ААвв
׀ ׀
G : аВ Ав
F : АаВв 100% - белые дисковидные.
Ответ: Р: ааВВ;ААвв; F : АаВв; доминантные признаки – белая окраска, дисковидная форма плодов.
Найти: 1) генотипы Р -?; F -?
2) какие признаки доминируют?
Задача № 6
Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?
Решение:А – полидактилия
а– здоровые
В – отсутствие малых коренных зубов
в- здоровые
Р: ○ – АаВв, - АаВв
Р:А а В в O-А а В в
/ / \ \ / / \ \
G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
F :
F - без аномалий?…Жили на земле птицы-великаны - ростом больше слона! В лесах Конго обитает водяное чудовище, пожирающее бегемотов… На зоологов одной экспедиции в Камеруне напал птеродактиль… Лайнер «Сайта Клара» столкнулся в океане с морским змеем, а норвежский корабль «Брунсвик» был атакован гигантским кальмаром…
Что здесь правда, а что вымысел?..
Если вас увлекают зоологические приключения и сокровенные тайны джунглей, вы с интересом прочтёте книгу «Следы невиданных зверей». Вы узнаете и о драконах из Комодо, и о страшной нунде (кошке ростом с осла!), о сказочной птице феникс и о том, сколько новых зверей и птиц открыто учёными за последние полвека и какие ещё неведомые существа скрываются в лесных дебрях и морских глубинах нашей планеты.
Испокон веков люди обращали взоры к звездам и размышляли, почему мы здесь и одни ли мы во Вселенной. Нам свойственно задумываться о том, почему существуют растения и животные, откуда мы пришли, кто были наши предки и что ждет нас впереди. Пусть ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и вообще всего не 42, как утверждал когда-то Дуглас Адамс, но он не менее краток и загадочен - митохондрии.
Они показывают нам, как возникла жизнь на нашей планете. Они объясняют, почему бактерии так долго царили на ней и почему эволюция, скорее всего, не поднялась выше уровня бактериальной слизи нигде во Вселенной. Они позволяют понять, как возникли первые сложные клетки и как земная жизнь взошла по лестнице восходящей сложности к вершинам славы. Они показывают нам, почему возникли теплокровные существа, стряхнувшие оковы окружающей среды; почему существуют мужчины и женщины, почему мы влюбляемся и заводим детей. Они говорят нам, почему наши дни в этом мире сочтены, почему мы стареем и умираем. Они могут подсказать нам лучший способ провести закатные годы жизни, избежав старости как обузы и проклятия. Может быть, митохондрии и не объясняют смысл жизни, но, по крайней мере, показывают, что она собой представляет. А разве можно понять смысл жизни, не зная, как она устроена?
Очевидно, что тема мозга находится сегодня на пике популярности, а любой мотив человеческого поведения можно очень убедительно объяснить с точки зрения нейронных связей. Эта книга - критическое эссе о повальном увлечении наукой о мозге в качестве универсального объяснения любых поступков человека. При всей серьезности проблемы Салли Сэйтл и Скотт Лилиенфельд написали книгу чрезвычайно увлекательную: они рассказывают много интересного о нейронауках и о том, чем поп-культура пытается их заменить.
Также книга выходит под названием «Вынос мозга. Чарующее обаяние бездумной нейронауки».
Познакомьтесь с итогами более чем полувекового труда Иэна Таттерсаля, крупнейшего современного специалиста по эволюции человека и палеоантропологии. Драматическая история человеческого рода, рассказанная Таттерсалем, не оставит вас равнодушными. Это книга о том, как разные виды людей сосуществовали и боролись друг с другом. Автор прослеживает развитие науки о человеке от работ Чарльза Дарвина до открытий династии Лики, завершая книгу рассказом о последних поразительных находках, сделанных на Кавказе.
Прежде на всех хищников человек смотрел как на злейших своих врагов и истреблял их без жалости. Но наука доказала, что хищники в жизни природы не только полезны, а просто необходимы: как санитары и селекционеры, совершенствующие племя нехищных зверей, ибо уничтожают хищники в первую очередь больных и слабых, плохо приспособленных, несущих в себе разные наследственные пороки и дефекты. Поэтому теперь во многих странах от чрезмерного истребления хищников охраняет закон. Но старые традиции и предубеждения против хищного зверья еще живы среди людей. Судьба волков особенно трагична: почти всюду их добивают – без жалости, без угрызений совести и с наивным сознанием полезности этого вредного дела.
Историю загадочного и дикого мира животных, окружавшие наших далеких предков, поведает вам эта книга. Обожествляемые людьми животные - дельфины, гигантские спруты, сказочные кони, морские змеи и другие - вошли в многочисленные легенды и сказки, в которых причудливо переплетаются истина и вымысел.Автор подробно исследует историю возникновения мифических преданий, дошедших к нам из глубины веков. Животные в них являются главными персонажами. Рассчитана на массового читателя.
Автор знакомит читателей с удивительным миром растений и с наукой, раскрывающей их жизнь и роль в истории человеческой культуры. Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый-популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению.
Биология — наука о жизни
С рождения мы видим красоту окружающей нас природы. С младенческих лет родители прививают своим чадам любовь к животному миру . Некоторых редких представителей млекопитающих, птиц, насекомых, рыбок и растений мы видели на картинках, а других в жизни.
Подрастая, нам хочется узнавать не только их названия, но и как они устроены, где обитают и как взаимодействуют с другими живыми организмами. Почему же нас тянет наблюдать за удивительным миром растений и животных? Потому что мы сами являемся частью природы и зависим от окружающего живого мира.
Биология крайне увлекательная наука. Она изучает все живые организмы и как они влияют друг на друга . Само слово состоит из двух (биос и логос) и переводится как слово о жизни или учение о жизни.
Что изучает биология?
Биология изучает все живые организмы, независимо от их размера и среды обитания. Процессы, которые происходят в природе очень сложны, а живых существ на Земле так много, что пришлось разделить биологию на самостоятельные науки . Мы отметим лишь некоторые, например: генетика, анатомия, физиология человека, селекция, эмбриология и многое другое.
Биология в художественной литературе
Есть писатели, котрые работают только в этом жанре. Они прилагают много усилий, чтобы текст предоставлял достоверную информацию об особенностях живых организмов. Их произведения представляют большой интерес, ведь в отличие от школьной программы их книги читаются легко и написанное быстро запоминается.
Читатели как взрослые, так и маленькие могут живо представить, в какой природной зоне происходит действие, какие там обитают организмы, какая пора года и много другой полезной информации. Литературная биология зачастую идёт рука об руку с ботаникой, зоологией биогеографией.
Почему полезно читать книги по биологии?
Рассказы, очерки, заметки о природе интересны разным возрастным категориям читателей. Дети, читая, лучше узнают окружающий мир и становятся добрее, ответственней, а взрослым художественная литература поставляет дополнительные биологические знания. Ценность книги в том, что серьёзную тему Азимов излагает в юмористическом ключе. Прочитав её, вы осознаете всю грандиозность человеческого существа!
Кэрол Доннер
Анатомия скучная для детей наука. Большинство выученного в школе материала дети забывают. Для того чтобы ребёнок заинтересовался анатомией, обязательно пусть прочитает эту книгу! Она написана в приключенческом жанре. Близнецы Макс и Молли чудесным образом попадают внутрь человеческого организма.
Там они знакомятся с Вольняшкой маленькой тканевой жидкостью, которая поможет им выбраться из этой ситуации. Детей ждут удивительные приключения, сопряжённые со смертельной опасностью, ведь человеческий организм оснащён защитниками — макрофагами.
Дети чудом не растворятся в желудке и совершат плавание по кровеносным сосудам. Простым языком автор рассказывает о нейронах, строении мозга и других органах.
Биология является, пожалуй, одной из самых занимательных научных направлений. Изучать особенности флоры и фауны, внутреннего строения человека и прочее очень интересно и захватывающе.
Вот только легким осваивание подобной науки никак не назовешь. Многие школьники уделяют немало внимания изучению специализированной литературы, ведь они понимают, что подготовка к ОГЭ должна быть серьезной и следует развиваться, получая знания не только на уроках, но и с других источников.
Ребята постарше готовятся к ЭГЭ, для них существует особые учебные биологические книги, позволяющие узнать основы общей биологии и более детализированные особенности для удачной сдачи экзамена. Зачастую такие издания предлагают в конце пройти специальные тесты, чтобы проверить уровень усвоения информации.
Для детей также предлагается немалое количество популярных книг биологического направления, ведь с их помощью малыши получат отличную базу для развития в данном направлении. Более того, такие произведения являются лучшими способами показать ребенку особенности человеческого организма.
Что касается взрослых, то для них на рынке представлена литература по молекулярной и медицинской биологии, а также работы, рассматривающие медико-биологические проблемы. Даже начинающие специалисты смогут подобрать что-то для себя, ведь в указанных направлениях было получено немало любопытных результатов, отображенных в книгах по биологии.
Стоит отметить, что указанная литература постоянно обновляется, ведь каждый год ученые делают изумительные открытия, разрабатывают новые подходы к изучению тех или иных объектов. Биология относится к тому виду наук, которые беспрестанно развиваются, поэтому естественно, что все полученные знания описаны в научных и образовательных книгах.
Важный момент: литературу вышерассмотренного плана не так-то и легко найти, но на нашем портале для пользователей собрана подборка лучших экземпляров, которые можно скачать бесплатно и без регистрации или же читать онлайн при наличии постоянного доступа к интернету. Ассортимент предлагаемых книг огромен, ведь сайт также содержит художественные, детективные, фантастические и прочие произведения.
Для загрузки доступны файлы таких электронных форматов, как epub, fb2, pdf, rtf, txt. Поэтому с отображением информации на разнообразных устройствах проблем не возникнет, ведь корректность всех файлов проверена.
Найдено 914 товаров
Сначала новые
По алфавиту А-Я
По алфавиту Я-А
По году выхода (по возрастанию)
По году выхода (по убыванию)
По цене (по возрастанию)
По цене (по убыванию)
276 ₽
131 ₽
2847 ₽
1702 ₽
301 ₽
158 ₽
Где купить?
1040 ₽
136 ₽
228 ₽
148 ₽
439 ₽
266 ₽
190 ₽
190 ₽
Где купить?
228 ₽
Гусева Е., Дворкина Е., Полякова Ю.
Издательство Златоуст
Год издания 2017Цель пособия - введение и активизация языкового материала научного стиля, развитие диалогической и монологической речи. Комплексная подача языкового материала обеспечиваются через введение лексико-грамматического материала на синтаксической основе.
Цель пособия - введение и активизация языкового материала научного стиля, развитие диалогической и монологической речи. Комплексная подача языкового материала обеспечиваются через введение лексико-грамматического материала на синтаксической основе.867 ₽