Основные формы правления государства. Форма правления: понятие и виды. Форма правления –это юридическая характеристика государства
организация высших органов государственной власти, порядок их образования, их взаимоотношения между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Принято различать две Ф.п. - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).
Отличное определение
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская Ф.п. (см. Монархия, Республика).
При монархической Ф.п. носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.
На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.
Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной - Греция, Германия.
Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (см. Республика смешанного типа). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.
РФ - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие "формы правления".
Теоретические аспекты
В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.
Смысл формы государственного правления
Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.
Развитие системы
Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.
Критерии определения
Для формы правления характерны следующие признаки:
- Метод передачи власти – выборный или наследственный.
- Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
- Разграничение полномочий между высшими властными институтами.
Основные формы правления
Существует несколько видов организации власти:
Республика, в свою очередь, может быть:
- Президентской.
- Парламентской.
- Смешанной.
Монархия бывает следующих видов:
- Парламентская.
- Дуалистическая.
- Конституционная.
- Сословно-представительская.
- Ограниченная.
- Абсолютная.
Смешанные формы правления:
Республика
Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.
Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.
Самодержавие
Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.
В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.
Теократическая республика
В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.
Понятие«форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.
Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.
К признакам формы правления следует отнести:
1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
3. Ответственность государственно власти;
4. Порядок образования и смены;
5. Степень участия населения в формировании.
В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика .
Монархия - единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, согласно которой монарх (фараон, король, царь, султан и др.) единоличный глава государства объединяющий всю полноту власти в своих руках, неограниченно во времени, передавая ее по наследству, и за свои властные действия отвечающий перед Богом.
Признаки монархической формы государственного правления:
1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;
2. Способ передачи власти - наследственный;
3. Пожизненная принадлежность власти монарху;
4. Власть монарха приобретается «милостью Божией», т.е. исходит от Бога;
5. Монарх за свои действия как глава государства не несет юридической ответственности (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.
В историческом аспекте монархии можно подразделить надревневосточные - восточные деспотии , основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия),феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
Также различают монархии по принципам наследования власти :
Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.
Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные . На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками :
1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;
3. Власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;
4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.
В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с конституциями этих стран функциональные полномочия монархов как глав государств различны по социально-политической значимости. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, к примеру, назначая форматора правительства (Испания). При этом если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.
Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:
1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);
2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;
3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.
Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.
Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настроения не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.
Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Для республики характерны следующие признаки:
1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
2. Наличие выборного главы государства;
3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
4. Производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);
5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;
6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.
Признаки президентской республики:
– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;
– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
– президент обладает единоличным правом отставки правительства;
– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.
Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.
Признаки парламентской республики:
– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;
– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;
– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.
В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.
В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, какдемократическая (Афинская демократическая республика) иаристократическая (Спартанская, Римская). Существовали ифеодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.
Библиографическое описание:
Нестерова И.А. Формы правления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
В современно праве существует четкое разделение стран по формам правления. Как монархия, так и республика имеют свои особенности и требуют пристального внимания со стороны правоведов и политологов. Каждая форма правления обладает плюсами и минусами, влияет на развитие общества.
Понятие формы правления
Понятие формы правление немыслимо без понимания того, что это консервативный институт, который поддается изменения с большим трудом. Трактовка термина "форма правления" занимает умы на протяжение десятков лет.
Общепризнанной считается трактовка, которая представлена В.Е.Чиркиным : "Форма правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании".
Форма правления не тождественна форме государственного устройства. Это два разных понятия. Форма правления может рассматриваться в узком и широком смыслах:
- В широком смысле форма правления представляет собой организацию высших органов государственной власти;
- В узком смысле форма правления являет собой способ организации и взаимодействия всех органов государства.
В истории существуют две формы правления: монархия и республика. В разные периоды развития общества существовали определенные виды монархий и республик, обусловленные эволюционным развитием того или иного государства. Каждый вид монархии или республики представляет собой эволюцию той или иной формы правления от простой к сложной.
Для понимания сущности формы правления как правового явления нужно изучить особенности каждого вида в отдельности и выделить плюсы и минусы для развития общества и права.
Монархия
О монархии, как о форме правления можно прочитать еще в шумерских табличках, египетских папирусах или древних индийских свитках. Монархия запечатлена в Ветхом и Новом Заветах, о монархии упоминается и в других религиях, что говорит о древности и устойчивости к эволюционным веяниям.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, она пожизненна, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением
На сегодняшний день есть много стран, где сохранилась монархия. Так, например, конституционной монархией считается Великобритания. В стране туманов королевская семья является символом,национальной гордостью. Формально, никаких государственных решений королева не принимает. Однако, давно бытует мнение, что ни одно важное для страны событие не происходит без закулисного вмешательства королевских особ.
Отдельно следует перечислить все государства, где существует абсолютная монархия. Эти страны сохранили жесткую иерархию в обществе. Жизнь граждан и развитие страны во многом зависят от монарха.
К странам с абсолютной монархией в большинстве своем относятся мусульманские страны с глубокими и жесткими религиозными традициями.
К числу абсолютных монархий по данным на 2018 год относятся:
- Катар
- Бруней
- Саудовская Аравия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Ватикан
- Свазиленд
В качестве примера государственного устройства государства с абсолютной монархией рассмотрим африканское государство Свазиленд. Находится эта страна на юге Африки. В государстве нет конституции. Несколько законов, близких по функциональным особенностям к конституционным, регламентируют важные сферы жизни общества.
Флаг Королевства Свазиленд
Единоличным правителем королевства Свазиленд является король Мсвати III. Он наделен полномочиями исполнительной власти и назначает министров и премьера. В руках короля сосредоточена исполнительная власть. Он обладает полномочиями назначать нескольких своих представителей в каждую из палат парламента. Парламент в Королевстве Свазиленд играет роль консультационного органа при правящем монархе. Верховным главнокомандующим армии является король Свазиленда. В его подчинении также находится королевская полиция, отвечающая за порядок внутри страны.
Монархия – это старейшая форма правления. Она появилась еще до нашей эры и существует в ряде государств до сих пор. Монархия пережила эволюцию и слом традиционных авторитарных устоев, но, при этом, она сохранила роль монарха как ключевой фигуры в государстве.
Республиканская форма правления
В современной правовой науке республиканская форма правления считается более прогрессивной и перспективной. Считается, что республики более демократичные и направлены на развитие института гражданского общества, чем монархии. Данное утверждение спорное, однако имеет право на существование.
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избирающимся населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями .
Признаки республиканской формы правления
Республика зародилась в эпоху античности. Позднее республика прорвалась сквозь дремучий феодализм в Европу путем революций. В период феодализма республиканская форма правления была распространена мало и существовала в крупных торговых городах-государствах. Наиболее известными городами республиками являются Венеция, Генуя, Любек, Новгород и Псков.
Самым значимым событием в процессе становления республики, как ключевой формы правления стала Великая Французская Революция. Начало революции ознаменовано взятием Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием революции историки считают 9 ноября 1799 года. Во время кровопролитных волнений и череды восстаний во Франции свергли монарха. О жестокости тогдашних революционеров написано много книг, сняты фильмы и сделаны игры. Считается, что бессмысленные зверства Робеспьера оправданы результатом революции. Однако споры по данному поводу не утихают и по сей день.
С, президентские и смешанные республики. Прежде чем обратиться к особенностям каждого вида республики, следует выделить трактовки каждого вида республики.
По мнению Сафонова Е.В. президентская республика представляет собой такую форму правления, "при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства" .
В науке конституционное право под парламентской республикой понимается такая форма правления, при которой ключевая роль в управлении делами государства принадлежит парламенту, а президент выполняет формальные функции.
Смешанная республика или президентско-парламентская республика являет собой такую форму правления при которой существует, баланс между президентом и парламентом.
Вид республики |
Особенности |
||
---|---|---|---|
Президентская республика |
Президент избирается не парламентом, а народом. Президент определяет направления как внешней, так и внутренней политики государства. Президент может распустить парламент. |
||
Парламентская республика |
Основные функции по управлению государством возложены на парламент. Парламент не отчитывается перед президентом. Правительство в такой республике формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом. |
||
Смешанная республика |
Президент и парламент избираются всенародным голосованием Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной. Правительство подчинено президенту, но отчитывается перед парламентом, а отвечает перед президентом. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента. Наличие механизма "сдержек и противовесов". |
Российская Федерация Республика Белорусь |
В различных государствах существуют определенные требования для кандидатов в президенты: от возрастного ценза до религиозных предпочтений. Так, в Венесуэле президент не должен быть младше 30 лет, а во Франции и США – 45 лет. В Алжире, Судане, Тунисе, Пакистане на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию. На Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке. В Нигерии кандидат должен обладать средним, а в Турции – высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента должен быть честным и обладать необходимыми для руководства организаторскими способностями.
Нетрадиционные формы правления
Под влиянием различных внешних и внутренних факторов в ряде государств происходит трансформация традиционных форм правления. Что приводит к появлению смешанных видов государственного управления, например республиканская монархия. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена. Малайзия – парламентарная монархия.
Не менее интересной нетрадиционной формой правления считается суперпрезидентская республика. Данная форма правления распространена в государствах Латинской Америки. Для суперпрезидентской республики характерно следующее:
- высокая степень централизации государственного аппарата;
- гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;
- важная роль армии в политической жизни;
- преобладание насильственных методов достижения власти.
Литература
- Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009
- Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательство Юрайт, 2013
Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:
Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
Порядок образования;
Степень участия населения в формировании.
Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.
Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
Типичные черты монархической формы государственного правления:
а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре-дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);
д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.
Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.
Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.
Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
б) наличие выборного главы государства;
в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);
д) юридическая ответственность главы государства.
Современная республика может быть президентской и парламентской.
Для президентской республики характерно:
а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентской республики - США.
Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
б) президент является главой государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед парламентом;
д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).
Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.