Республиканская форма правления. Республиканская форма правления: ее сущность и история
Республика представляет собой форму правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный период времени. Само слово происходит от латинской фразы Реs Publicum, что означает "общее дело".
Характерные особенности республики:
1) Единственным источником власти является народ;
2) Правление при республиканской форме правления осуществляется коллективно;
3) Высшие органы государственной власти формируются парламентом или избираются выборным путем;
4) государственные органы избираются на определенный срок, по истечении которого их полномочия прекращаются
5) высшая государственная власть основывается на фундаментальном принципе разделения властей
6) должностные лица и государственные органы власти несут ответственность за свои действия
«Наряду с монархической формой правления республиканская форма также зародилась в рабовладельческом государстве. Одним из первых республик, образованных в Афинском государстве в VIII. До н.э. и V-IV вв. До н.э. была признано демократическая республика. В феодальной эпохе республиканская форма правления практически не используется.
В настоящее время республика находиться на подъеме и становится своего рода ориентиром для развивающихся стран».
По степени взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в современном мире выделяют следующие республики; парламентскую, президентскую, и смешанную.
Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает очень важное место в системе высших органов. В качестве примера таких республик можно назвать США, Бразилию, Мексику, Филиппины, Нигерию, Казахстан. .
В «классической» президентская республика (США) президент является одновременно главой законодательной и главой исполнительной власти.
В президентской республике он имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключить мир, объявлять войну и т.д. Президент в рамках своей компетенции самостоятельно издает акты, которые занимают особое место в иерархии законодательства страны.
«Парламентская республика представляет собой такую разновидность республиканской формой правления, в котором связующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формированию ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной власти. Президент в условиях такой формы правления чаще всего избирается парламентом (например, в Греции, Турции, Ливана, Венгрии, Чехии и т.д.)»
Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.) , его полномочия весьма ограничены, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Главное в характеристике парламентской республики является то, что верховенство власти ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом ответственность и должно подать в отставку в случае кворума не доверия от парламента. Конечно, в этих условиях, реализуется принцип разделения властей так как исполнительная ветвь власти в лице правительства, имеет определенную автономию, может в случае, кворума недоверия парламента, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначением новых выборов. В целом, правительство в такой форме правления является в определенной зависимость от парламента: глава правительства, как правило, стоит лидер партии в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.
«Смешанная республика представляет такую форму государственного правления, которая находиться на грани президентской и парламентской республики. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные полномочия разделены между ними. Примером служит: Франция, Россия, Югославия».
Характерной особенностью смешанной формы республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В этих республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает премьер-министра и министров с учетом политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях Кабинета и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утвердив годовой бюджет, а также может выразить недоверие правительству.
Заключение
Цель моей курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:
Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.
С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:
1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.
2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.
3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.
4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.
Республика- это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная. Хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).
Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.
Список используемой литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права. -- М.,2013, с. 286.
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2033. 592 с
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2012. - 607 с.
4. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.
5. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист,2013 г
6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2014.
7. .Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2013. 541 с.
8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2013 г. 495 с.
9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2012. - 640 с.
10. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2014. 464 с.
11. Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438
12. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов/ М. М. Рассолов. –М, 2014 г. с. 635
13. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65
14. Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234
15. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012, 695 с.
16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218
17. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. –М.:, 2012, .с 34
Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2012 г. 495 с.
Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах".- М.РУДН,2013г.-С.125.:
Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2013 г. С.183.
Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.пособие – М: Юрист,2013 г.
Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013 г. - 414 с.
Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65
Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438
Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2013. 592 с
Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234
Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
Существование единоличного или коллегиального главы государства;
Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.
Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.
В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)
Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.
В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.
Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)
Нетрадиционные республики
Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов
Политической власти в современном мире. В основе такого правления лежит идея о том, что исконным источником власти является народ, а следовательно он имеет право и должен принимать участие в управлении государством. Такое управление реализуется через систему избрания населением, прямо или косвенно, всех органов власти: президента, парламента, кабинета министров, представителей судебной системы. Это избрание происходит на регулярной основе, и в его ходе органы правительства постоянно меняются.
Особенности устройства в мире
Таким образом, республиканская форма правления подразумевает, что любой аппарат власти в стране в своих действиях отвечает интересам широких масс населения и является их избранником прямо или опосредствованно.
Так, например, кабинет министров формируется избранным президентом. Кроме того, в современном мире республиканская форма правления предполагает обязательное разделение ветвей власти. Обычно их существует три: исполнительная, законодательная и судебная. Но бывают и исключения. Так, в Китае еще выделяются учредительная, избирательная, юридическая, экзаменационная и контрольная ветви. Подобные властные органы, призванные осуществлять дополнительный контроль, существуют и в некоторых европейских странах.
Происхождение и история республики
Такая форма устройства политической власти существовала еще в древнем мире. Впервые она была очерчена в античных греческих полисах и Римском государстве времен его ранней истории. Вместе с тем уже тогда республиканская форма правления на практике продемонстрировала, что может быть разной.
В данном случае речь идет о вариантах демократической республики (в которой власть избиралась всенародным собранием), как в Греции, и аристократической. Примером последней является Римская республика, где балом правила общественная прослойка зажиточных патрициев. Бедняки же (плебеи) не имели много управленческих рычагов. Сильно отличались античные республики от современных и тем, что понятие права абсолютно никак не распространялось на многочисленную прослойку рабов. Хоть последние и были производственной основой всех античных государств. С гибелью античного мира и становлением варварских королевств в Европу пришел феодализм, выраженный монархией. Такая система политической власти закрепилась почти на всем континенте, хотя были и исключения. Так, аристократическая республиканская форма правления существовала на Руси времен раздробленности (Псковская и Новгородская республики), республики в Венеции, Генуе, Бремене. Запорожскую сечь также называют казацкой республикой. Однако полноценное возрождение такой формы правления пришлось уже на XVIII - XIX века, когда под влиянием просветительских идей Локка, Гоббса, Руссо и других идеологов общественного договора одна за другой стали свергаться монархии и устанавливаться режимы народовластия. Последние два века стали бурной эпохой все более и более расширяющихся человеческих и гражданских прав разных категорий населения.
Современные страны с республиканской формой правления
Как уже было отмечено, в сегодняшнем мире это наиболее популярная форма устройства политической власти. Сначала она завоевала популярность в Европе и Северной Америке, а позже и вовсе распространилась по всему миру. По большому счету, имеются три вида республик: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются балансом полномочий между этими двумя органами власти. Так, например, республиканская форма правления в РФ имеет президентский характер, так как именно глава государства формирует правительство. В Италии же президент, наоборот, сам избирается парламентом, который, таким образом, становится ключевым органом в стране.
верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 160 дней]
Источником власти признается народ.
Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
как избирается парламент,
как формируется правительство,
какой объём правомочий принадлежит президенту.
[править]
Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими[источник не указан 160 дней] современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.
Первые республики возникли ещё в античности (см. «Афинская демократия» и «Римская республика».
В Средневековье на территории современной Российской Федерации долгое время существовали Новгородская республика и Псковская республика (короткое время республики были в Твери и в Москве.
В Европе более тысячелетия существовала Венецианская республика.
Дубровницкая республика - город-государство, существовавшее с XIV века до 1808 г.
А созданная в 301 году республика Сан-Марино существует и в настоящее время.
В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия).
В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х не имели право голоса негры и мулаты.
В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство.
В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.
Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.
Республика - самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традици
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики:
· Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).
· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.
Виды республик.
Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.
В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.