Источник развития личности: внутренние и внешние факторы. Три источника саморазвития
Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. История общества отличается от истории природы, прежде всего, тем, что первую творят люди, а вторая развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.
Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности , не сводимых друг к другу.
Первый источник развития общества находится в мире природы, являющийся основанием существования общества, точнее – во взаимодействии общества и природы. На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почва и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. По его мнению, климат и географическая среда сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.
Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения. Следствием этого влияния является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Необходимо изменить сознание миллиардов людей, чтобы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше (Теории «ноосферы» Вернадский, Тейяр де Шарден и др.)
Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессами разделения труда в общественном устройстве. Научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного труда и экономическую эффективность материального производства, но и на развитие социальной структуры общества, политических процессов и т.п. Примером осмысления роли техники в развитии общества является теория постиндустриального общества Д.Белла. По мнению Д. Белла современный мир вступает в эпоху постиндустриального развития, приходящего на смену существующему индустриальному обществу. Это показывает развитие стран Западной Европы. Японии и особенно США. Нарождающееся постиндустриальное общество является, считает Д. Белл, результатом третьей технологической революции, суть которой заключается в повсеместной компьютеризации и телекоммуникации производства и других сфер общественной жизни. (Первая технологическая революция, пишет Д. Белл, была связана с открытием силы пара, вторая - с внедрением в производство электричества и химии. Обе эти технологические революции привели к многократному увеличению производительности общественного труда, умножению богатства и повышению благосостояния людей.)
Постиндустриальное общество изображается как принципиально новая организация экономики и быта людей, позволяющая достигнуть нового уровня и качества их жизни. Говорится о том, что наряду с постиндустриальным продолжают существовать индустриальные общества, основанные на традиционной технике и технологии, а также доиндустриальные. Им соответствуют индустриальные и доиндустриальные формы организации общественной жизни и культуры.
Решающую роль в становлении постиндустриального общества играет система коммуникаций, в которой на первый план выходят телекоммуникации. «С наступлением компьютерной эры, - пишет Д. Белл. - вообще отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места», а современные рынки - «это не территории, а коммуникационные сети». В результате такой организации общества резко возрастает число активных участников бизнеса, растет скорость и частота деловых контактов. Основной, по мнению Д. Белла, вопрос перехода к постиндустриальному обществу заключается в создании «новых социальных структур», реагирующих на новые условия производства и меняющих ценностные ориентации. И такие социальные структуры неизбежно формируются, хотя и не сразу, а через преодоление многих трудностей и противоречий.
Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере , в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. В концепциях А.Тойнби, П.Сорокина, М. Вебера (влияние протестантизма на развитие капиталистических отношений) основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному совершенствованию общества, групповой солидарности людей. Сторонники социалистического и коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» общественного развития, зовущей миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построения справедливого общества.
№ 44.Управление как фактор социальной динамики.
Общество, будучи целостным организмом, развивается как система, элементы которой (сферы общественной жизни) находятся во взаимодействии друг с другом. Отсюда ясно, что и управление обществом должно быть системным, комплексным. Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, и каждой из его сфер. Перефразируем известную мудрость: скажите, как управляется данное государство и как выдвигаются люди на руководящие посты, и я предскажу его судьбу.
В обществе исторически сложились два принципа действия механизма (типа) управления - стихийный и сознательный. Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного, - это усредненный результат, складывающийся из массы целенаправленных сознательных действий, в которых принципиально нельзя учесть все их последствия. Его моделью может выступать, прежде всего, рынок.
Но жизнь общества не является и никогда не была саморегулирующейся системой: она не может обходиться без определенного механизма управления, т.е. участия (в различных формах) планирующей и регулирующей силы человеческого разума (сознательное управление ).
Однако, действуя в целостном общественном организме, управление представляет собой единый и неделимый на отдельные элементы процесс. Проблема управления, являясь, таким образом, глобальной общественной проблемой, составляет фундаментальный аспект философии.
Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием понятия информация. Информация циркулирует как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей, управленческих решений, распоряжений руководителей, ответных реакций управляемых. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную и полную информацию: без достоверной и полной информации немыслимо эффективное управление.
Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Исходный пункт любого управленческого процесса (главным среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) - получение и обработка информации.
Управление - это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности; на поддержание динамического равновесия со средой и на ее развитие.
Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой системной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные и субъективные человеческие потребности.
Управление ориентировано не только на информационное прошлое системы, но и на ее будущее.
Управленческим отношениям присущи две взаимосвязанные стороны - информационная и организационная. В механизме управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи. Там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, отсутствуют или искажаются смысл и результаты управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. (Директор, управляя предприятием, является субъектом управления. Но, действуя на основе информации, получаемой от подчиненных, он уже выступает не только как субъект, но и как объект управления. В свою очередь объект управления, например заведующий отделом, получая то или иное управленческое решение дирекции, в процессе его исполнения действует как субъект управления).
Принятие управленческих решений. Основная задача структуры управления - выработка и исполнение управленческих решений. Здесь важным является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. Принятые управленческие решения могут претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы в принципе.
Характер управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обусловливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.
Управленческие команды могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы управления в «чистом» виде: управление, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа.
Источники саморазвития общества можно усмотретъ во взаимодействии трех сфер реальности, трех "миров", не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности, идеи которые относительно независимы от внешнего мира и обладаютмаксимальной степенью свободы.
Первый источник процесса развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, во взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный зтап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на "покорение природы", игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.
Второй источник процесса развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролъю техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом опрелеляет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.
Третий источник процесса развития (саморазвития) общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т.е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни, В концепциях истории А. Тойнби, П. Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей.
Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных "двигателей" социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.
Очевидно, что в реальном процессе общественного саморазвития нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.
Ищет ли для себя новорожденный ребенок какой-либо источник развития личности? Конечно же, нет. Маленькому ребенку не нужна личность – ему необходимо удовлетворение его насущных потребностей. Личность формируется позднее – для решения проблем. Она может сформироваться, а может и нет – в зависимости от определенных условий. Какие же факторы влияют на развитие личности? В этой статье мы рассмотрим главные из них – наследственность, социум, образование, деятельность, игра.
Наследственность
Наследственность – основной источник развития личности. Это совокупность биологических свойств, которые передаются от родителей к ребенку. Наследственность является крайне важным свойством для любого живого существа. Она сохраняет популяцию Homo Sapiens. Ребенок рождается, унаследовав ряд безусловных рефлексов – пищеварительный, оборонительный, ориентировочный рефлексы. Ими обладают представители животного мира.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют
ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION
- лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...
На наследственность могут влиять разные факторы, приводящие к разрушению кода ДНК. В первую очередь, это радиационный фон. Из-за его воздействия появляются наследственные заболевания, а также уродства (сросшиеся близнецы, две головы, непропорциональные размеры тела). Негативно влияют на строение ДНК такие факторы, как нервно-психическое напряжение, алкоголь, курение.
Как основной источник развития личности наследственность стала рассматриваться в начале ХХ века. В 1902-1303 году исследователи У. Сеттоном и Т. Бовери, работавшие независимо друг от друга, открыли сходства между поведением хромосом и факторами наследственности, выявленными Менделем.
Индивидуальные природные особенности, которые потенциально определяют способности человека, состоят в различиях строения мозга, органов чувств, речевого аппарата. Большой процент способностей и талантов предопределяется именно генетикой человека. Однако проявление заложенных задатков зависит от окружающей среды. Доказательство тому – дети-маугли. Наука располагает большим числом свидетельств о детях, которые жили с животными – обезьянами, волками, собаками. Дети-маугли не имеют качеств, которые принято называть человеческими: у них отсутствует речь, их уровень интеллекта сравним с уровнем животных, они ползают на четвереньках.
Общество как источник развития личности
Не менее важен вопрос о том, как соотносится в индивиде «животное» и «человечное»; как противостоят ситуация и «диспозиция» (личностные особенности, опыт человека, его предыдущие установки). Общество как источник развития личности также нередко противопоставляется индивидуальным поступкам человека, продиктованным его волеизъявлением.
В 70-х годах ХХ века достаточно распространенным было убеждение, что люди не могут быть разделены на категории «добрых» и «злых», «плохих» и «хороших». Сторонники таких взглядов считали, что люди превращаются в «злых» или «добрых» только под влиянием окружения.
Исследователи, которые рассматривают общество как основной источник развития личности, всегда находят своим взглядам массу подтверждений в реальности. Никто не станет спорить о том, что ребенок меняется, начиная посещать детский сад или школу. Его поведение также может быть различным на спортивной площадке или в семье, на занятии по музыке или в одиночестве.
В. Штерн впервые обратил внимание, что личность формируется посредством взаимодействия врожденных установок (наследственности) и окружающей среды. С другой стороны, никто не станет спорить, что человек имеет немало общего с животным миром – ему необходима еда, питье, сон, размножение. Фрейд в своем письме к Эйнштейну подчеркивал, что человеческая природа является агрессивной.
Известный исследователь проблем мотивации Х. Хекхаузен выделял три параметра , по которым может строиться линия поведения человека.
Первый из них – это уровень соответствия поведения ожиданиям общества. К примеру, в библиотеке все сидят за столом, как подобает, но один человек садится коленями на стул и начинает работать, несмотря на недоумение присутствующих. О нем говорят, что он склонен к нонкомфорному поведению.
Второй параметр – соответствие действий человека своим же действиям в ситуациях, не отдаленных по времени от настоящего.
Третий параметр – это соответствие действий собственным действиям в похожих ситуациях, относящихся к прошлому.
Если поведение меняется в сходных обстоятельствах, это позволяет говорить о том, что механизмы развития личности находятся внутри самого человека. Влияние общества не является для него определяющим.
Личность и общество: взаимодействие или противодействие?
Традиционно источники формирования и развития личности делятся на три группы: наследственность, среда и сама личность. Есть также теории, по которым на развитие личности влияет два фактора – наследственность и среда. Общепринятыми вариантами этих концепций являются взгляды Штерна и Фрейда .
Согласно теории конвергенции Штерна, внутренние факторы, заложенные в человеке с рождения, постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Сам Штерн предлагал свою теорию как компромисс между концепциями «среды» и «наследственности». Поэтому личность является продуктом взаимодействия окружающей социальной среды с наследственностью.
Американский ученый Г. Олпорт утверждал, что теория Штерна выходит далеко за рамки психологического знания, так как выражает диалектическую связь человека и его окружения.
Напротив, был уверен, что эти факторы не взаимодействуют, а находятся в состоянии противоборства. Как полагал основатель психоанализа, динамика процесса личностного роста и любой жизненный сценарий может пониматься из того, каким образом принцип удовольствия противостоит принципу реальности. Теория конфронтации Фрейда имела продолжение и во взглядах его последователей – А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни.
Образование как фактор развития личности и общества
Образование – это источник развития личности и общества. Рост и просвещение нельзя отделить друг от друга. Если бы люди вспоминали эту истину немного чаще, то возникновение и разрушение цивилизаций не вызывало бы удивления. Например, в 90-е годы все европейское сообщество с удивлением наблюдало за прогрессом, который происходил в «Стране восходящего Солнца» — Японии. В рекордный срок она стала страной Солнца, которое было не только «восходящим», но и «взошедшим». Наблюдать за чудом – похвально, если только учиться также и видеть причины, по которым это чудо происходит.
Япония стремилась восстановиться после войны как можно быстрее, и для этого был использован ряд инструментов – снижение налогов, внедрение в различные отрасли новых, зарубежных технологий, экономические перемены. Не последнее место среди причин «японского чуда» занимали реформы образования – оно рассматривалось как главный источник развития личности. Как итог, Япония занимала второе место среди самых обеспеченных стран мира в течение порядка 40 лет.
Например, так характеризировал образовательные реформы того времени президент Конференции по профессиональной ориентации С. Фукуяма: «После окончания Второй мировой войны основой среднего образования стало введение программы профориентации. Для многих преподавателей такие перемены были удивительными». Есть ли взаимосвязь между «японским чудом» и реформами образования? Не будем спешить с выводами и обратимся к еще некоторым фактам истории.
В начале 60-х годов среди американцев, которые были потрясены успехами русских в освоении космоса, ходила шутка: «Или мы все срочно должны заняться наукой, или нам придется учить русский язык». Чтобы спасти национальное достоинство, американцы прибегли к неожиданному решению – они запустили программу по поиску талантливых детей.
Программа, называемая «Мерит», включала в себя психологическое диагностирование старшеклассников, и ее результаты не заставили себя ждать. По признанию многих исследователей, американский прогресс в сфере естественных наук в немалой степени зависел от программы «Мерит».
Концепция Выготского
В 30-х годах ХХ в. Л. С. Выготским были сформулированы основные идеи деятельностного подхода к образованию и развитию личности. Прогрессивные идеи Выготского не были восприняты обществом того времени – уже через год после своей смерти Выготский был подвергнут критике, большая часть его работ была изъята, а его фамилия вычеркивалась редакторами из всех изданий.
Выготский считал, что главный источник развития личности ребенка – это зона ближайшего развития (ЗБР), а также реализация потенциальных возможностей. Много раз ученый упоминал, что стоит лишь взглянуть на ребенка, чтобы понять: в нем заложено гораздо больше потенциала, нежели может быть реализовано. Это мнение хорошо иллюстрируется словами отечественного психолога А. Асмолова: «К сожалению, наш жизненный путь усеян обломками того, кем мы могли бы стать, и кем не станем никогда».
Именно это обилие возможностей таит главную опасность – неверно их определить. Например, есть немало тестов для определения вундеркиндов. Но часто умственно одаренные дети, превосходящие своих сверстников, угасают после окончания школы. Родители, которые предоставляют своим детям все источники формирования и развития личности, тем самым слишком поспешно выдают своим детям вексель на звание Моцартов и да Винчи. Многих из таких детей ждет жизненный сценарий, полный несбывшихся ожиданий.
Выготский любил на этот счет говорить, что будущее одаренного ребенка всегда находится в его прошлом. Культура сохранила немало примеров выдающихся личностей, которых можно сравнить с «Гадким утенком» Андерсена. Таким был Эйнштейн, который смог научиться разговаривать только к 9 годам, и Эдисон, которого за плохую успеваемость выгнали из школы.
При помощи тестов возможно выявить лишь уровень актуального . Например, оба ребенка одного возраста показывают одинаковые результаты при решении задачи. Но можно ли сказать о том, что их способности равны? Ведь дети часто занимаются решением домашнего задания со взрослыми. И оказывается, что один ребенок это делает до 11 лет, а другой способен к самостоятельному решению уже к 8 годам. Именно поэтому Выготский считал, что ЗБР – основной источник развития личности, на который также должна ориентироваться педагогика.
Развитие личности ребенка
Каким образом дети учатся социальным ролям, получают информацию о мире, как развивается их личность? Главные источники социального развития личности в детстве – это труд, деятельность и игра.
Труд в настоящее время все больше вытесняется. Наличие бытовой техники и малодетность приводят к тому, что привлечение детей к труду оказывается ненужным. Девочкам больше нет надобности шить, стирать, и даже мыть посуду – есть посудомоечные машины. Мальчикам не нужно колоть дрова, топить печь, пасти скот. Нередко единственное, что требуют от своего чада родители – это уборка комнаты, и даже это ребенок может бойкотировать. Как реагировать родителю на такое поведение? Необходимо при помощи родительского авторитета настойчиво воспитывать в ребенке привычку трудится. Взрослый человек любит труд и привык к нему, и эта привычка должна воспитываться в семье.
Что касается продуктивной деятельности, то этот источник развития личности сейчас доступен каждой семье. В любом магазине можно приобрести краски, пластилин, товары для рукоделия. Однако и этот вид развивающей активности часто не реализуется. Родители бывают слишком эмоционально истощенными, чтобы заниматься с ребенком творчеством. Кроме этого, в каждом доме есть компьютер и телевизор, который предпочитают дети.
Игра для ребенка – это и источник развития личности, и способ формирования картины мира. Все больше этот вид активности вытесняется гаджетами и телевизором, увеличивается количество детей, которые вообще не играют со сверстниками. Игра является воспроизведением взрослой жизни, в ее процессе закладываются профессиональный круг интересов, понимание многих социальных ситуаций, с которыми ребенку придется столкнуться в будущем. Источники социального развития личности также берут свое начало в игре – дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределяя «роли», устанавливая правила.
Кроме этого, в детских играх также часто присутствует элемент неопределенности, что также помогает образно расширить возможности ребенка. Дети часто следуют сюжетам народных сказок, отправляясь в своем воображении «туда, не знаю куда». Различные небылицы, а также игры в стиле сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» помогают ребенку учиться действовать в нетипичных условиях.
Метод Фейнмана для качественного освоения любой предметной области
Р.Ф. Фейнман получил Нобелевскую премию в области физики в 1965 году. Ученый также известен тем, что сформулировал три положения, которые помогут глубоко освоить практически любой предмет. Сам Фейнман никогда не считал себя успешным учеником. «Я думал, — говорил ученый о себе, — что прочность знаний определяется количеством посвященного предмету времени. Но со временем мне открылась одна истина».
Способ, который изобрел Фейнман, прост. Он состоит из трех пунктов.
1. Объясните то, что вы изучаете, восьмилетнему ребенку.
Если рядом не оказалось восьмилетних детей, то возьмите лист бумаги и напишите то, что вы изучаете. При этом используйте самые простые слова и обозначения, как если бы вы объясняли материал второкласснику, обладающему достаточным умением воспринимать информацию и концентрироваться.
Когда люди чего-то не понимают, они склонны употреблять жаргонизмы и профессиональный сленг. Однако они дурачат сами себя, так до конца не разбираясь, чего же на самом деле они не могут понять. А жаргон лишь скрывает эту некомпетентность. Когда же теория или любая информация записывается простыми и самыми употребительными словами (такими, чтобы ее мог понять даже восьмилетка), мы упрощаем для себя ее понимание.
Логические связи становятся для нас более очевидными. Кроме этого, нам становится понятнее, в какой именно области у нас имеются пробелы в знаниях.
2. Повторите информацию.
Мы определили те сферы, где у нас имеется нехватка знаний – области, где нами была забыта важная информация, или же у нас были затруднения в ее понимании. Теперь их нужно заполнить при помощи повторения. Обнаружить такие пробелы – крайне важно. Они являются границами нашей компетенции, позволяет ограничить количество ошибок в дальнейшем.
3. Еще раз упростите информацию.
Теперь у вас на руках есть несколько заметок, сделанных от руки. Посмотрите еще раз, не затесались ли в них слова из профессионального жаргона. Составьте из этих заметок простенький рассказ. Если вам кажется странным, как он звучит – значит, информацию нужно доработать.
Заключение
Несмотря на то, что внутренние задатки представляют собой главный источник развития личности, этот процесс не происходит без участия внешних факторов. Воспитание, требования в школе и на работе, необходимость профессионального роста, различные жизненные вызовы определяют возможности роста личности не меньше, чем информация ДНК. Общество как основной источник развития личности может и способствовать росту, и запускать процесс регресса. Поп-культура, уставшие и недальновидные родители, деградирующие друзья – все это не самые лучшие факторы для личностного роста. Вывод можно сделать следующий: если рядом глупые люди, решения нужно принимать самому. Если же общество умное и позитивное, а сам человек плохо ориентируется в ситуации – лучше прислушаться к окружению, со временем научившись от него мыслить самостоятельно.
Я рассказываю каждому только его историю
Клайв Льюис, «Конь и его мальчик»
На этот раз выбрали 50 лучших сайтов и книг по саморазвитию (мы уже выкладывали подборки и ). Если вы стремитесь к лучшему в своей жизни, статья будет вам полезна. Пусть в вашу жизнь ворвется ветер перемен!
Полезные сайты и сервисы
1. TheQuestion
Сообщество людей, которые задают вопросы, и которые на них отвечают. Интересно, что нельзя отвечать двумя словами: нужны лишь развернутые ответы, поэтому в темах «обитают» эксперты. Есть такие темы, как психология, образование, мозг, теория науки, что почитать, внутренний мир и, конечно, саморазвитие.
2. Coursera
Образовательная платформа, где можно пройти курсы от ведущих учебных заведений в мире. В разделе «Личностное развитие» собраны самые разные курсы: от лидерства и ораторского искусства до китайского для начинающих и курса счастливой и полноценной жизни от индийского профессора с участием Дэна Ариэли и Михайя Чиксентмихайи.
3. TED
Отличный ресурс для расширения кругозора, приобретения нового опыта и воодушевления. На TED люди рассказывают о самых невероятных идеях и их воплощении, что вдохновляет остальных. Лекции на разных языках, но для многих работают субтитры. Есть совсем , длительностью до 6 минут, - для тех, у кого мало времени, но расти над собой хочется.
4. 750 words
Хороший сервис для тех, кто практикует технику фрирайтинга, или утренних страниц. Нужно писать по 750 слов ежедневно. Записывайте свои мысли, чувства, эмоции, мечты и идеи. Рано или поздно «поток сознания» выведет на правильный путь.
5. Психологические тесты на Psychologies
Умеете ли вы отказывать? А вы, часом, не ипохондрик? Умеете ли вы себя контролировать, как строите отношения с противоположным полом и каков ваш внутренний возраст - на сайте журнала Psychologies можно пройти тесты и все узнать. Прежде чем основательно заниматься развитием той или иной сферы, нужно знать отправную точку.
6. Журнал «Собиратель звезд»
Волшебство повсюду. Вы разве не замечаете? Если нет, притчи, сказки и мудрые мысли помогут вам увидеть красоту мира и шагнуть на ступеньку вверх. Хорошо читать, когда нужна порция вдохновения, чтобы продолжать дальше.
7. Тренер мозга Lumosity
На сайте собраны упражнения для развития памяти, внимания, скорости реакции, мышления. Для новичков будет достаточно бесплатной части курса, чтобы прокачать когнитивные навыки.
8. Универсариум
Бесплатные обучающие курсы на разные темы, в том числе по саморазвитию. Тайм-менеджмент, конфликтология, креативность, бизнес-идеи - все от ведущих преподавателей лучших университетов страны.
9. Trello
Cервис, который помогает организовать что угодно (и с кем угодно, как написано на сайте Трелло). Составляйте списки дел и идей, индивидуальные планы развития - что угодно. Оформляйте их в виде карточек, переносите на доски, которые сами же и создаете. Можно поставить «напоминалки», выделять карточки цветом и делиться списками с другими людьми.
10. RememberTheMilk
Этот сервис предназначен для тех, кто хочет применить в жизни знаменитую систему Дэвида Аллена GTD (getting thing done). Вернее, один из ее советов: не держать в голове бесконечные списки дел.
11. Google Академия
Поиск по научной литературе: книгам, журналам. Есть возможность создать собственную библиотеку.
12. Письмо самому себе
Чтобы сравнить себя настоящего и себя в будущем, отправьте себе письма: например, себе в будущее на три месяца вперед, на год, на пять и на десять лет. Напишите о том, кем вы сейчас являетесь, чего хотите достичь, о чем мечтаете и чем живете. Это полезный опыт.
13. Фоновая музыка Soundscaper
Один из центральных навыков, который стоит развивать, - умение сосредотачиваться и фокусироваться. На этом сайте вы можете подобрать звуковое сопровождение (шум леса, моря, шелест страниц и даже урчание кота), которое поможет вам остаться сосредоточенным, например, во время работы или чтения.
14. Evernote
Все свои полезные находки лучше складывать в одно место. Evernote - это сколько вам нужно блокнотов, в которых можно писать, рисовать, сохранять фото и текст, с разными названиями, тегами и поиском по записям. Можно установить расширение для браузера, которое сохраняет статью или ее часть в ваш блокнот.
15. Sleepyti.me
Здоровая личность не может быть таковой, если тело «подкачало». Чтобы сил на «саморазвивательные» подвиги всегда хватало, нужно выстроить режим сна-бодрствования. В этом поможет Sleepyti: сервис высчитает точное время, когда вы должны лечь, чтобы проснуться в заданное время, по циклам сна. Следование рекомендациям сервиса предполагает, что вы будете просыпаться по утрам свежим и отдохнувшим.
16. Slideshare
Сервис, куда загружают презентации на самые разные темы. Воспользуйтесь поиском и найдите те, что интересны и полезны для вас. Если хорошенько поискать, можно наткнуться на настоящие жемчужины.
17. Таймер Pomodoro
Один из самых простых таймеров для тех, кто работает по технике Pomodoro. Короткие 25-минутные промежутки позволяют сосредоточиться на задаче и сделать максимум в отведенное время.
18. DoNothing2Minutes
Ничего не делать 2 минуты, слушать релаксирующие звуки и смотреть на закат на море не всегда бывает так просто. Попробуйте сами. Если двинете мышкой, таймер, отсчитывающий обратное время, запустится вновь. Понравится тем, кто никак не может заставить себя отвлечься от работы.
19. Smart Progress
20. Medium
Блог-платформа, где можно найти много интересных постов от интересных людей, включая, естественно, саморазвитие. На тех, кто вам понравился, можно подписаться и получать уведомления о новых заметках.
Полезные книги по саморазвитию
1. Гормоны счастья
Революционный подход к повышению вашего уровня счастья. Эта книга покажет вам, как «перепрошить» свой мозг и активировать те гормоны, которые делают вас счастливым. Кроме того, вы узнаете, как формировать новые привычки и запускать действие «гормонов счастья», меняя нейронные пути. В этом вам помогут десятки упражнений из книги.
2. Эссенциализм
Незаменимая книга по саморазвитию. В ней есть одна важная мысль: если мы не будем расставлять приоритеты, это сделает кто-то за нас. Книга расскажет, как делать меньше, а добиваться большего при помощи философии эссенциалиста.
Ваши время и энергия бесценны, их нельзя тратить на те вещи и тех людей, которые на самом деле не важны для вас.
3. Между надо и хочу
Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. «Надо» навязано нам окружением. «Хочу» - это то, кто мы на самом деле, во что верим и что делаем наедине с собой настоящим. «Хочу» появляется, когда мы перестаем соответствовать чужим идеалам и направляемся навстречу собственным. Только в этом случае мы раскрываем потенциал.
«Хочу» - лучший выбор, который мы можем сделать в жизни.
4. Одна привычка в неделю
52 шага на пути к новым привычкам, здоровью, отличной памяти и высокой производительности.
5. Мечтать не вредно
Легендарная книга о том, как реализовать себя в жизни. Синди Фокс была официанткой. Теперь она пилот. Питер Джонсон был водителем грузовика. Теперь он фермер. Тина Форбс была неудавшимся художником. Теперь она успешный художник. Алан Риццо был редактором. Теперь он владелец книжного магазина. Все они использовали эффективные методики Барбары Шер для того, чтобы добиться реальных изменений в своей жизни.
6. Магия утра
Успех крайне редко превышает уровень нашего личностного развития. Мы все хотим успеха уровня 10 во всех областях: здоровье, отношения, карьера, да что угодно. Я не встречал человека, который бы сказал: «Знаете, меня вполне устраивают взаимоотношения с окружающими на шестерку. Я не против ссор с близкими». Но сами остановились на уровне личностного развития на тройке или четверке.
Эта книга - об утренних ритуалах, которые дадут вам 100 очков на пути саморазвития.
7. 100 способов изменить жизнь
Концентрат более 1000 книг по саморазвитию - вот что это за книга. Сборник вдохновляющих историй о том, как изменить жизнь к лучшему, от человека, сумевшего развернуть свою собственную жизнь на 180 градусов. Вдохновение и мотивация для тех, кто работает над собой или только хочет начать и ждет «волшебную пилюлю».
8. Укрощение амигдалы
Нейрофизиолог Джон Арден показывает, как вы можете изменить свой мозг, чтобы чувствовать себя лучше, избавиться от стресса, улучшить память и настроение и добиться других положительных изменений.
9. Как привести дела в порядок
Эта методика - результат двадцатилетней работы автора. Книга о том, как стать хозяином своей жизни. Наша продуктивность прямо пропорциональна… нашей способности расслабляться. В книге вы найдете все о том, как много и хорошо работать и получать от этого удовольствие.
Как собирать и обрабатывать информацию, мгновенно выбирать нужное действие, планировать и контролировать работу, отделять главное от второстепенного, сохраняя сознание ясным, а мысли - упорядоченными.
10. Тишина
Книга одного из величайших духовных лидеров современности, которая поможет вам использовать свой самый мощный внутренний ресурс - тишину, чтобы жить осознанно и счастливо. Способность остановиться и осознать настоящий момент является частью определения счастья.
Невозможно быть счастливым в будущем. Такое понимание счастья - не предмет веры,а предмет жизненного опыта.
11. Не отвлекайте меня!
Понятный план по борьбе с отсутствием концентрации на работе, основанный на многолетнем опыте ведущего эксперта. Ведущий специалист по синдрому дефицита внимания рассматривает одну из важнейших проблем современности: неспособность сосредоточиться на работе и - как следствие - низкую продуктивность. И, конечно, дает советы по ее повышению.
12. Внимательный мозг
Первая книга, объединившая науку о мозге и древнее искусство осознанности. В этой книге известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания, исследует медитацию и различные практики и объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия.
13. Память не изменяет
14. Максимальная концентрация
Книга научит концентрироваться, справляться с отвлекающими факторами и избавит от стресса, связанного с цейтнотом. Применение этих правил поможет вам полностью фокусировать своё внимание на одной задаче; значительно повысить свою продуктивность во всех сферах жизни; снизить уровень стресса даже при наличии большого списка задач или рутинной и скучной работы.
15. Что ты выберешь?
В книге - 101 возможность каждый день осознанно выбирать счастливую жизнь. Практически в каждый момент жизни мы должны принимать решения - и их общее влияние на наше будущее значительнее, чем у редких «больших» и судьбоносных решений, значимость которых принято преувеличивать. Что же выбрать?
16. Стрессоустойчивость
Ваши дни похожи один на другой и строятся по одному и тому же убийственному стрессовому сценарию: вы исступленно отвечаете на почту и звонки, одновременно пытаясь начать и закончить множество дел? И в итоге мало что успеваете, пребываете в дурном настроении, да еще получаете порцию недовольства со стороны начальника.
Профессиональный бизнес-психолог Шэрон Мельник уже более 10 лет изучает техники развития стрессоустойчивости, и эта книга излагает методику, которой успешно пользуются тысячи людей, прошедших ее тренинги.
17. На пределе
Книга-вызов для тех, кто перепробовал разные методики саморазвития. Такого еще не было. 7-дневный интенсив, который круто меняет жизнь и запомнится вам навсегда. Новый день - новые задачи. На протяжении этой недели вы будете питаться здоровой пищей. Упражняться каждый день. Отдыхать эффективно. Слушать людей вокруг вас. Работать с максимальной концентрацией. Вставать рано. Ложиться рано. Отказываться от всего ненужного.
Нам часто кажется, что мы могли бы успевать больше, работать лучше, больше заниматься спортом… Но мы этого не делаем. Эта неделя покажет вам, что вы можете гораздо больше, чем вам кажется.
18. Осознанность
Это книга об осознанной медитации, на которой основана реально работающая терапия, разработанная автором и его коллегами из Оксфордского университета. Эта методика, рекомендованная британским министерством здравоохранения, не только способствует излечению и предупреждению депрессий, но и помогает справиться с вызовами современного ритма жизни. Нужно уделять медитации лишь 10-20 минут в день.
Порой мы начинаем догадываться, что не хватает нам самих себя - нашей готовности и умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее так, будто она действительно что-то значит.
19. Сила воли
Сила воли необходима тем, кто развивает себя как личность. Бывают сложные дни, когда идти вперед трудно. Но все равно надо. Здесь и приходит на помощь сила воли: навык, который можно тренировать при помощи приемов, которыми делится преподаватель Стэнфорда.
20. Еженедельник номера 1
Этот еженедельник - дополнение к бестселлеру «Номер 1» Игоря Манна и практикум по ней. С ним вы сможете пройти все шаги, необходимые для того, чтобы стать Номером 1: постановка цели - амбициозной, реалистичной, соответствующей вашим интересам; аудит - всесторонне оцените свои исходные данные и возможности: физические данные, личностные качества, профессиональные навыки; планирование и развитие - профессиональное и личное; самопродвижение - ведите системную работу над своим персональным брендом.
21.
Если вы задумали перемены в жизни, понадобится энергия. Эта книга покажет вам, как оставаться энергичным и продуктивным на протяжении 15–19 часов бодрствования в день. Ваши рабочие часы из загруженных и стрессовых превратятся в активные и продуктивные, а вечером вы найдете время на личные цели и амбиции, а не будете ложиться спать обессиленным, ожидая очередной тяжелый рабочий день.
22. Новые размышления о личном развитии
Эта книга - продолжение «Размышлений о личном развитии» - книги, в которой гуру бизнеса Ицхак Адизес обсуждает с читателем «личные» темы, не связанные с бизнесом. Эти заметки и эссе не результаты исследований или изложения теорий, а очерки и впечатления, возникшие благодаря исключительной открытости всего мира, данной автору по роду деятельности.
Позвольте сердцу взять верх над собой, разрешите ему говорить, чувствовать, быть - и поймете, что такое настоящий отпуск, отпуск для разума.
23. Развитие мозга
Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя - секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих - мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга. В этой книге - полезные методики и упражнения.
Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией.
24. К черту все! Берись и делай
Если есть голова на плечах и достаточно задора в душе, любая цель будет по плечу. Жизнь коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые не приносят удовольствия. Эта книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможности человека.
Брэнсон предлагает «правила жизни», которые должны помочь каждому на пути к творчеству, духовному росту и самовыражению.
25. Психология
Какое саморазвитие без знания психологии? В этой книге все, что вы хотели знать о психологии, - просто, наглядно и интересно. Эта книга - совсем не скучный учебник для ВУЗа, напичканный теориями и концепциями - с доказательствами, обоснованиями и другими пугающими терминами. Наоборот! Это живое повествование, щедро приправленное фактами, примерами и иллюстрациями.
26. Триггеры
Триггер - это любой стимул, который влияет на наше поведение. При этом, сами триггеры не могут быть хорошими или плохими. Главное - наша реакция на них. Рекомендации Голдсмита и его истории, основанные на опыте работы с самыми успешными руководителями бизнеса, помогут вам преодолеть триггеры, ведущие к нежелательной реакции, научиться использовать внешние условия для достижения собственных целей и стать тем человеком, которым вы мечтаете быть.
Книга всех, кто хочет добиться положительных изменений в жизни и закрепить их надолго.
27. Ультра
Подлинная и невероятная история преображения автора из 40-летнего алкоголика в одного из лучших атлетов мира. Вдохновляет на перемены каждого. Она о том, как взять и сделать.
Эта книга - история полного физического и духовного преображения, доказывающая, что любой может стать «ультра».
28. Будь лучшей версией себя
Мегавдохновляющая книга. Дэн Вальдшмидт исследовал 1000 историй обычных людей из бизнеса, науки, политики и спорта, добившихся выдающегося успеха. Среди этих людей шеф-повар ресторана, поборовший смертельную болезнь и заработавший со временем 3 звезды Мишлен; бегуны, преодолевающие невероятные расстояния и преодолевающие себя; уволившийся медик скорой помощи, открывший успешную компанию; Валентина Терешкова, ставшая первой в истории женщиной-космонавтом в 26 лет; и многие другие. Все эти люди имели несколько общих черт, которые и выявили автор и его команда.
29. Брось себе вызов
Олимпиец и признанный эксперт по спортивной медицине и науке рассказывает о том, как достигать невозможных целей - в спорте, бизнесе и жизни. Успех - это не счастливая случайность, а результат правильного видения ситуации, планирования и подготовки.
30. Жизнь как конструктор
Вдохновляющее руководство с советами и креативными методиками известного промышленного дизайнера для создания жизни, о которой вы всегда мечтали. Пройдя через четыре этапа, вы сможете обнаружить свои скрытые способности и таланты и стать дизайнером той жизни, которую вы любите.
P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.
Обложка поста: работа замечательной Светы Землянской
Сразу же нужно сказать о том, что саморазвитие общества производится во взаимодействии трех сфер реальности. То есть, фактически, речь идет о мирах, которые не сводимы друг у другу. Это мир природы, а также определенных вещей. Речь идет в первую очередь об объективном методе, и методе, подчиняемом физическим законам. Второй мир – мир общественного бытия предметов, а также вещей. То есть, в данном случае, речь идет исключительно о продукте человеческого труда. Третий мир – человеческая субъективность, своеобразные идеи.
Своеобразные источники саморазвития общества
- Первый источник саморазвития общества формируется на основании природных аспектов существования. То есть, фактически, формируется аспект взаимодействия природы, а также общества. Хотелось бы сразу же обратить ваше внимание на то, что многие опытные специалисты связывают даже политические аспекты устройства общества с изменением климата. То есть, стремление населения к размножению является определенным аспектом изменения окружающего мира – вырубка лесов, строительство дамб, строительство домов и пр. Все это в определенном смысле изменяет окружающую среду, а также меняет климатические условия;
- Второй источник неотделимо связан с технологическими характеристиками развития самого общества. То есть, в данном случае, формируется аспект использования специализированной техники. А также, формирование разделения труда, упрощения жизни, обработки земель и все. Окружающий мир все равно несет в себе потенциальную угрозу человеку. Тем не менее, человек, в процессе прогресса, научился переживать практически все природные, негативные условия, также, сформировалась возможность предугадывать возможные катастрофы и предотвращать гибель людей. Фактически, определенным образом формируется нюанс воздействия и даже своеобразного подчинения природных условий;
- Что же касается третьего источника, то в данном случае, формируется аспект развития духовной сфере в процессе реализации светского или же религиозного идеала. Таким образом, речь идет именно о саморазвитии общества, которое имеет очень важное значение для формирования первых двух перечисленных источников.
Особенности саморазвития общества
Саморазвитие общества имеет немаловажное значение для формирования комфортных и безопасных условий проживания. В процессе развития общества происходит процесс изменения климатических условий, особенностей окружающей среды. Фактически, человек в действительности имеет своеобразные аспекты воздействия на природу и он ее систематически меняет. В тоже время, если человек перестает воздействовать на природу, то она имеет особенности восстанавливаться. Так что, в данном случае, процессы могут быть динамично развивающимися, или же динамично возвращающиеся к своим истокам.
Экосистема, которая также имеет название биоценоз – это своеобразная совокупность живых организмов, а также среды, в которой они обитают. При этом, в данном случае основной...