Как глухие добиваются успеха в профессиях для слышащих. Профессиональное образование лиц с нарушениями слуха
Три вдохновляющие истории о людях, которые своими примерами доказали: не имея слуха, можно стать актёром, журналистом, спортсменом - да, в сущности, кем угодно.
Татьяна Бирс, спортсменка
Татьяна Бирс, выпускница РГУФКСМиТ (Государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма), будучи абитуриенткой, проходила вступительные испытания наравне со слышащими студентами. В её группе обучалось 30 человек, семь из которых не слышат. У глухих ребят не было никаких привилегий: зачёты и экзамены сдавали письменно, а лекции преподавателей приходилось читать по губам. По специальности Татьяна Бирс - специалист адаптивной физической культуры. По словам девушки, эта профессия пригодится ей на старости лет - будет тренировать глухих и слабослышащих, а пока продолжает тренироваться сама.
С детства я живу спортом. Занималась плаванием, попутно пробовала себя в волейболе и баскетболе. Несколько лет профессионально занималась футболом, работала как спортсмен-инструктор - это был мой основной источник дохода. Занимала призовые места на чемпионатах Москвы и России для глухих. А в 2015 году пришлось оставить эту профессию по личным причинам. Так я впервые задумалась о восьмичасовом рабочем дне. Но это не значит, что я забросила активный образ жизни. Продолжаю участвовать в спортивных мероприятиях, таких как "Стань человеком", "Гонка гладиаторов", "Московский марафон" и другие. Всерьёз увлеклась гандболом. А недавно приобрела мотоцикл и планирую всю зиму провести в гараже, разбирая байк: должна же я знать, на чём езжу.
Стать специалистом по продажам в одной из московских компаний ей помогла способность читать по губам, приобретённая в студенческие годы. Вакансию нашла в Интернете, записалась на встречу с работодателем при помощи диспетчерской службы переводчиков, специалисты которой и набрали номер центрального офиса компании. Ничего сложного, убеждает она.
Подавая документы в университет, я поинтересовалась у членов приёмной комиссии, будет ли на лекциях сурдопереводчик. Никогда не забуду их ответ: "Вы живёте в слышащем мире. Учитесь выживать без переводчиков". Неприятно, конечно. Но есть здесь и свои плюсы. Например, я научилась считывать информацию с губ, что сейчас мне очень помогает в работе. В резюме я ничего утаивать не стала, так и указала: есть проблемы со слухом. Собеседовали меня двое специалистов: рекрутер и директор фирмы. Ни одного из них я не слышала. Совсем. Я их "читала". Так меня приняли в самый обычный коллектив на самую обычную работу.
Татьяна Бирс говорит, что тяжелее тем, кто не умеет читать по губам. Чаще всего глухие при общении со слышащим используют способ "бумага - ручка", но не каждый работодатель согласится тратить своё время на переписку. Они считают это утомительным, объясняет она. Ещё одна проблема заключается в том (если начальство всё-таки рассматривает способ общения "бумага - ручка"), что глухой человек владеет русским языком недостаточно хорошо. Ведь его родной язык - русский жестовый.
Обычно наш руководитель по утрам раздаёт всем сотрудникам списки задач на день, что очень облегчает мне выполнение работы. В моём отделе есть ещё одна глухая девушка. Довольно часто меня просят переводить ей на жестовый язык, она не умеет "читать", как я. Раньше я считала, что плохо говорю: я не слышу сама себя и от этого не могу себя поправить. Меня это смущало, и я практически не говорила, предпочитала отвечать письменно. Но, когда стала работать в коллективе со слышащими, решила, что должна избавиться от этого комплекса.
Татьяна Бирс помимо тренировок и работы в офисе руководит проектом "Мир глухих", где старается помочь таким же, как она, лучше воспринимать окружающий мир.
Людям с нарушением слуха проще воспринимать визуальную информацию, нежели текст. У проекта есть своя газета, я решила брать информацию оттуда и создавать видеорепортажи - так у нас появился еженедельный выпуск новостей.
Антонина Пичугина, актриса театра и кино
Антонина Пичугина, профессиональная актриса, свою карьеру начала в театре "Недослов" в массовке спектакля "Крылья даны всем" по мотивам повести-притчи Ричарда Баха, актёрская труппа которого глухая или слабослышащая. В настоящее время у неё уже есть несколько запоминающихся ролей: играет Инну в "Прелестях измены", Верочку в "Утиной охоте" Вампилова и другие. Недавно она получила ещё несколько интересных предложений от театра "Недослов", но их она пока не готова озвучить.
Были ли у меня приглашения в обычные театры? Пока нет. Но я знаю несколько примеров, когда глухую актрису принимали в слышащую труппу. Театр, в котором я играю, практически ничем не отличается от обычного, не считая средств передачи информации: мы рассказываем зрителям историю на жестовом языке (спектакль синхронно озвучивается сурдопереводчиком), а также есть постановки, где нет слов - есть только язык тела.
Антонина Пичугина окончила театральный факультет Государственного специализированного института искусств, недавно переименованного в РГСАИ, а не так давно прошла ассистентуру - курс стажировки по подготовке кадров высшей квалификации по специальности "Актёрское мастерство". Так в её жизни появилась ещё одна профессия - теперь она преподаёт технику сценического жестового языка студентам РГСАИ.
Основная моя задача состоит в том, чтобы учащиеся академии грамотно общались на жестовом языке - так, как того требует театральная сцена: чёткость, пластичность и выразительность рук. В быту общение строится иначе: жестовая речь изобилует жаргонизмами. К тому же, многие приезжают к нам из разных городов России, и у каждого из них есть свои особенности владения жестовым языком - зачастую он искажён. Язык глухого, как и другой самостоятельный язык, имеет свою грамматику, свои правила. Я учу студентов говорить на литературном жестовом языке.
По словам Антонины Пичугиной, приём в академию, где учатся люди с особенностями здоровья, осуществляется так же, как и в обычный театральный вуз: абитуриенту нужно рассказать басню, стих и прозу.
На вступительных испытаниях студент может использовать только язык жестов, говорить нельзя. Поступающий должен больше внимания уделить пластике тела, движениям - приёмная комиссия смотрит и оценивает его физические возможности. Также обращают внимание на увлечённость и убедительность исполнения литературной программы абитуриентом. Обучение проходит с большой нагрузкой, спуску не дают никому. Среди преподавателей академии есть как носители жестового языка - глухие, так и слышащие педагоги, которые пользуются помощью сурдопереводчика.
Работодатели часто отказывают глухим, с сожалением признаёт Антонина Пичугина, основная причина - способ общения (не все готовы общаться с сотрудником методом "бумага – ручка"). Но это не единственная неприятность, с которой может столкнуться неслышащий человек: банки неохотно дают кредит людям, у которых есть справка об инвалидности - ВТЭК, проблематично проконсультироваться с юристом или элементарно получить печать от нотариуса. Но это не значит, что человек с особенностями здоровья опускает руки и перестаёт бороться. Менеджеры одного магазина не хотели принимать анкету Антонины на покупку товара в кредит, объяснив ей свою позицию так: банки не станут рассматривать инвалида в качестве заёмщика.
Александр Сидельников, журналист
По специальности Александр Сидельников инженер. Как и большинству, ему выбор будущей профессии помогли сделать родители. Но, окончив университет, он решил строить карьеру совершенно в другой сфере - в журналистике. Сейчас он работает корреспондентом на сайтах Всероссийской организации глухих и "Глухих.net". У сайтов есть свои каналы на сайте YouTube, где Александр Сидельников ведёт вещание для глухой и слабослышащей аудитории (транслирует новости и истории из жизни глухих на жестовом языке). Получить эту должность смог сам, не прибегая ни к каким связям. По словам Александра Сидельникова, тому, кто хорошо передаёт информацию на жестовом языке, довольно просто стать корреспондентом.
Недавно Александр Сидельников стал преподавателем МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет). В группе, в которой он преподаёт, учатся обычные студенты, будущие переводчики английского словесного и русского жестового языков.
А ещё у него есть небольшой опыт работы в кино: он сыграл две небольшие, но яркие роли.
Я снялся в двух картинах, первая из которых - это "Племя" Мирослава Слабошпицкого, вторая - "Петля" Максима Прошкина. В кино попал случайно - наткнулся на объявление о кастинге на фильм Слабошпицкого в Интернете. Актёрское образование не требовалось, набирали глухих молодых ребят (подростков на вид), по описанию я как раз подходил. Прошёл несколько этапов отбора, затем отправился в Киев. Кстати, я был единственным россиянином среди актёров фильма "Племя".
По словам Александра Сидельникова, съёмочный процесс был увлекательным, никаких проблем в ходе работы он не встретил. Многочисленные репетиции помогли справиться со всеми поставленными задачами. Общение строилось легко благодаря ассистенту по актёрам, которая мастерски переводила все указания режиссёра.
Кто-то говорит, что нужно указывать на особенность своего здоровья в резюме, кто-то считает иначе. Я же уверен, что универсального правила нет, нужно исходить из ситуации. Но если кандидат на вакансию не предупредил работодателя о своём заболевании - есть шанс попасть на собеседование и доказать, что глухой может работать наравне с другими сотрудниками.
С сентября 1925 г. при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО» им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отделение для глухонемых, которым в первый год было выделено 50 мест. В 1927 м была выпущена первая группа глухих курсантов, и в том же году Наркомпрос издал циркуляр “О допущении глухонемых к производственному обучению в профшколах и учебно-производственных мастерских.
В 1929 г. в Москве, на химическом Рабфаке им. Бухарина начала заниматься 1 первая группа глухих (19 чел.). В 1931 г. на Рабфаке им. Рыкова в Москве было открыто отделение для глухих В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске. В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Плановом институте в Новосибирске начала обучаться группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак Томского технологического института (штатных переводчиков при группе не было, их заменяли добровольцы из числа слабослышащих студентов).
Были организованы также группы глухонемых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ механического завода в Кемерово, ФЗУ завода “Ростсельмаш” и др.
Для 1920-30-х гг. было характерно профессиональное обучение глухих в школах с фабрично-заводскими отделениями и на базе фабрично-заводских училищ при промышленных предприятиях. Специально выделенных для обучения глухих фабрично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично-заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом отдельном случае договаривались с какой-либо школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении группы глухонемых в составе 20--25 человек. Например, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в группе глухонемых в составе 20 человек при ФЗУ Кемеровского механического завода с двухгодичным сроком обучения.
Начало обучению глухих в техникумах было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индустриальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие начали обучаться в одних группах совместно со слышащими на металлообрабатывающем и деревообрабатывающем отделениях.
До Великой Отечественной войны рабфаки закончили 396 глухих, 122 из которых получили в дальнейшем высшее образование.
После войны начался прием глухих в Московский машиностроительный им. Дзержинского и Московский кислородно-сварочный техникумы. С 1948 г. глухие могли получить специальности токаря-универсала, столяра, слесаря-инструментальщика в Тульском специальном ремесленном училище. В первой половине 1950-х гг. для групп глухих были организованы школы ФЗО на базе Горьковского автозавода, Челябинского тракторного завода, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской области. В 1949 г. При Златоустовском машиностроительном техникуме! им. П.П. Аносова была организована группа глухонемых учащихся в количестве 20 чел. В следующем году в Челябинский машиностроительный техникум на первый курс было принято 32 глухих. В обоих техникумах готовили специалистов по специальности “холодная обработка металлов”. С 1952 г. глухие обучались группами в Рыбинском авиационном техникуме и во Владимирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. зубных техников из числа глухих готовили в Пятигорском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР спецгруппы были открыты при 9 техникумах.
В 1961 г. был утвержден список профессий из 298 специальностей, которые глухие могут получить в техникумах и вузах.
В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим студентам выстроенный на средства Всероссийского общества глухих Ленинградский восстановительный центр (директор - И.Ф. Гейльман), при котором имелись: политехникум, профессионала нос училище и учебные мастерские.
В 1975 г. при Московском техникуме механизации Центрального статистического управления РСФСР была создана первая группа глухих. До 1986 г. в техникум для группового обучения (с переводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глухих из различных учебных заведений г. Москвы.
В 1981 г. медицинское училище № 1 в Москве открыло двери для первой группы глухих учащихся в количестве 20 чел. Студентами медицинского училища стали выпускники московских школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.
В 1980-1990 гг. при содействии Московской организации ВОГ были организованны группы глухих учащихся в различных средних специальных учебных заведения г. Москвы, в которых и поныне осуществляется подготовка неслышащих специалистов.
Начало обучению глухих в вузах положено в 1932 г. в Московском институте химического машиностроения, принявшего более 10 глухих, бывших рабфаковцев. В 1934 г. в Московский механико-машиностроительный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Баумана) было принята первая группа глухих и слабослышащих. Базой для подготовки глухих в МВТУ стал рабфак им. С.М. Кирова, на котором по инициативе Московской организации ВОГ была создана группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, у которого на приеме побывали председатель Центрального правления ВОГ и молоденькая переводчица Д.Н. Стопановская, поручился за будущих студентов института из числа глухих. Так началась многолетняя история обучения глухих в престижном техническом вузе.
Такие же группы были организованы в середине 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете, при Сельскохозяйственной академии им. К. Тимирязева (факультет агрохимии и почвоведения). Глухие обучались также в Ленинградском индустриальном и Ленинградском химико-технологическом институтах. В 1935 г. первая группа глухих рабфаковцев поступила в Томский технологический институт.
В 1935 г. СНК принял постановление «Об увеличении размера стипендии глухонемым учащимся в высших учебных заведениях, техникумах и рабочих факультетах».
К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студентов, в 1951 г. их число выросла до 202 человек.
В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ им. Баумана была направлена в Конструкторское бюро С.П. Королева.
В 1970-80-е гг. глухие занимались (на вечерних и заочных отделениях Московского заочного политехнического института Ленинградского института точной механики и оптики и др.
В России выбор специальности, перспективы получения той или иной профессии молодым человеком с нарушением слуха зависят не только от качества общего образования, степени потери слуха, умения пользоваться остатками слуха, уровня развития словесной речи, но и от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
Существуют также ограничения на овладение определенными профессиями - теми, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также дающих нагрузку на вестибулярный аппарат. Перечень производств и профессий, в которых противопоказана работа глухим, глухонемым и лицам с крайней степенью тугоухости, был утвержден 27 апреля 1963 г. Министерством здравоохранения СССР* ВЦСПС и Министерством социального обеспечения. В этом перечне упомянуты: подземные работы & шахтах и рудниках, взрывные работы, подводный работы, работы! связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом леса, работа на всех видах железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта как по службе движения, так и по службе пути, строительные работы на больших высотах открытыми площадками и в котлованах и др. Производства, связанные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики,? обрубщики, испытатели моторов и тд1.), объявлялись противопоказанными людям с крайней степенью тугоухости и хроническим гнойным отитом.
Но несмотря на это в 1970-1980-х гг. сотни глухих работали именно обрубщиками, прессовщиками (несколько лет работы на вредном производстве давали право на получение так называемой “горячей” пенсии). Надо заметить, что в России перечень профессий «доступных глухим, резко сужен по сравнению с зарубежными странами, во многих из которых подобный “запрет на профессии” юридически даже не оформлен.
В нашей стране отсутствует правовая основа профессиональной подготовки глухих в профессионально-технических училищах и других учебных заведениях. Не приняты нормативные документы, регулирующие правила сдачи глухими лицами вступительных экзаменов в средних специальных учебных заведениях, вопросы стипендиального обеспечения глухих учащихся, нет указания на необходимость разработки специальной учебной программы для обучения инвалидов по слуху в профессионально-технических училищах, техникумах и других учебных заведениях.
Нормативные документы по организации обучения глухих в сопровождении переводчиков жестового языка носят туманный! и необязательный характер. До сих пор нет конкретных положений о правилах организации групп глухих учащихся.
Выпускники специальных школ для глухих и слабослышащих детей приобретают специальности, обучаясь группами или в одиночку в профтехучилищах, колледжах, вузах непосредственно на предприятиях, в том числе и на социально-реабилитационных (ранее -- учебно-производственных) предприятие Всероссийского общества глухих. В большинстве учреждений профессионального образовании где организовано групповое обучение неслышащих, предлагаемые профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и далеко не в полной мере учитывают возможности лиц с нарушениями слуха. Преобладающими профессиями для глухих остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную, а также экономическую, педагогическую и медицинскую подготовку. В Павловске под Санкт-Петербургом находится своего рода аналог Галлодетского университета -Межрегиональный реабилитационный центр (бывший Ленинградский восстановительный центр). Сейчас в Центре учится более 200 студентов на дневном отделении и примерно столько же - на заочном. Действуют отделения «Дизайн», “Социальная педагогика”, “Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество?", “Сурдоперевод”, “Право и организация социального обеспечения”.
В столице во второй половине 1990И гг. на базе бывшей вечерней школь! неслышащей рабочей молодежи при поддержке Правительства Москвы и городского Комитета образования была открыта экспериментальная площадка - «Модель комплексной общеобразовательной и профессиональной подготовки подростков-инвалидов по слуху» . Эта специальная общеобразовательная школа № 483 (ныне Центр образования №1406) для неслышащих и слабослышащих детей и подростков дает ребятам среднее образование и профессиональную подготовку. Контингент формируется из получивших основное среднее образованию выпускников школ для глухих и слабослышащих Москвы и других городов. Классы комплектуются по профилю подготовки и в соответствии с требованиям и соответствующего учебного заведения профессионального образования. Общеобразовательная подготовка осуществляется опытными учителями-дефектологами по программам средней школы, а профессиональную подготовку учащиеся получают в профессиональных учебных заведениях столицы, с которыми школа заключила договоры о сотрудничестве. Схема примерно такая: сегодня учащиеся посещают уроки в школе, занимаются в слуховых кабинетах, а завтра они при помощи переводчика жестового языка изучают профилирующие предметы в одном из техникумов (колледжей).
Школа, в конце 2001 г. переехавшая в новое здание, представляет собой образовательное учреждение нового типа: здесь общее образование лиц с нарушениями слуха сочетается с профессиональным, обеспечивается правовая, социальная поддержка, частично осуществляется трудоустройство выпускников.
В настоящее время в этой школе обучается свыше 200 учащихся по более чем 10 специальностям. В 1996 г. совместно с МПГУ был открыт первый лицейский класс для лиц с нарушениями слуха. Выпускники лицейских классов, проучившиеся два года в школе, пополнили ряды студентов дефектологического факультета МПГУ. Немало выпускников школы поступили в МГТУ им. Баумана и другие вузы.
С 1998 г. Московский городской педагогический колледж № 4 осуществляет набор в группы и проводит обучение глухих студентов по специальности “воспитатель коррекционных учебных заведений”.
Глухие и слабослышащие, имеющие хорошую образовательную подготовку, могут при большом желании поступать в престижные вузы. Такие примеры не редкость.
В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.19(1)), “дети-инвалиды и инвалиды с детства при условии успешной сдачи (получении успешных оценок) вступительных экзаменов в... государственные или муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются в указанные образовательные учреждения вне конкурса и обеспечиваются стипендиями, если... им не противопоказано обучение...” Та же статья гласит, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, а государственные органы управления образованием обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков. На практике, к сожалению, вузы стараются “отфутболить” глухих одиночек, а переводчика жестового языка -- большой дефицит, да и никто не желает брать на себя оплату их услуг. В результате большинство неслышащих выпускников школ выбирает одно из высших учебных заведений! где уже обучаются группы глухих с переводчиками. Таких немного: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, Государственный специализированный институт искусств, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Два последних являются специализированными высшими учебными заведениями для инвалидов.
В 1934 г. в МВТУ им. Н.Э. Баумана началось групповое обучение глухих с переводчиком жестового языка, к 1994 г. МВТУ (ныне - МГТУ) окончил 201 молодой специалист с нарушением слуха, 21 из них - с отличием.
С 1993 г. при МГТУ действует Учебный центр для глухих (инициатором его создания выступил председатель Мосгорправления ВОГ И.А. Абрамов); ныне это - Московский Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при МГТУ. Его задача - оказание социально-реабилитационной поддержки учебного процесса неслышащих студентов: обеспечение студентов на всех этапах обучения переводчиками жестового языка; индивидуальными слуховыми аппаратами, индивидуальными консультантами; 1 здесь работают методисты учебных программ, специалисты по слухоречевой реабилитаций, социологи, психологи. В Центре создана мощная инфраструктура образовательных программ для студентов с нарушениями слуха.
Первый этап обучения (3 года) организован для адаптации студентов с нарушениями слуха к образовательному пространству университета и получения ими базового высшего образования. Второй этап предполагает получение степени бакалавра -1 через 5 лет обучения, затем диплома специалиста или магистра - через 7 лет. На этой ступени обучения студенты занимаются в общем потоке (на самом деле это верно для студентов с приличными остатками слуха, для остальных же “полная интеграция” не достигается, они учатся малыми группами в окружении слышащих и пользуются услугами переводчиков). В настоящее время более 160 глухих студентов обучаются по 7 специальностям, в том числе и престижным.
С 1991 г. на кафедре сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета проводится обучение групп студентов с нарушениями слуха. Срок обучения -- 5 лет. Здесь в настоящее время обучается 80 глухих и слабослышащих студентов. С 1996 г. МПГУ закончили более 70 человек с нарушениями слуха, более 70% успешно работают в специальных школах учителями, социальными работниками, психологами, 6 человек поступили в аспирантуру.
В 1992 г. был создан Государственный специализированный институт искусств инвалидов. Здесь глухие обучаются на а факультетах изобразительных искусств (специальности: станковая живопись и графика, срок обучения 6 лет) и театрального искусства (специальности актер драматического театра и кино, срок обучения 5 лет.
Главная портретная черта глухого или слабослышащего человека - ограниченность канала получения информации о мире, полное или частичное отсутствие аудиальной составляющей доступной информации. Именно этой специфической деталью форматируется всё происходящее, связанное с глухими людьми.
- Если мы берём взрослого человека, то у него это две проблемы: доступ к информации и свобода коммуникации. Информация, которая передаётся по радио, по ТВ, без субтитров недоступна. Информация, которая передаётся на лекциях, в поездах, когда поезд стоит в тоннеле и машинист говорит, - это недоступно. Вот такие факторы - это проблема, которую многие просто не замечают.
Максим Ларионов, юрист, ВОГ
Следующая ситуация наглядно описывает трудности, с которыми сталкиваются неслышащие люди ввиду своих ограничений:
«Вы едете в метро, поезд останавливается в тоннеле. Останавливается не на пару минут, а, скажем, минут на 35–40. Вероятнее всего, эта ситуация не вызовет у вас каких-либо затруднений: через какое-то время машинист объявит в микрофон причину задержки. Прослушав информацию, вы будете дальше читать, гуглить, спать, думать о своём. Теперь представьте, что вы не слышите. Информация, которую сообщает машинист, пролетает мимо вас. Проходит 10 минут, 20 минут - и вам становится страшно. Вы не понимаете, что происходит. Вы не слышите. Как разобраться в ситуации? Безусловно, это возможно: обратиться к ближайшему соседу (если вы говорите), прочесть по губам, что обсуждают окружающие (слабо работающая стратегия, ведь вряд ли люди станут обсуждать то, что они только что услышали из динамиков), обратиться к соседу с помощью текста на листе бумаги или экране смартфона. Как и всем людям, вероятно, вам не слишком хочется вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми, особенно имеющую такую специфику. Не все вокруг готовы с пониманием отнестись к деформации вашей речи; не все вокруг готовы вглядываться в ваш смартфон или разбираться в вашем почерке. Иными словами, вам остаётся только ждать, не имея представления о том, что на самом деле происходит вокруг».
Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими.
Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими. В чём оно заключается? На медицинском уровне всё достаточно просто: глухой человек не слышит совсем. Его представление о том, что такое звук, строится на телесном восприятии звуковых волн, то есть вибраций. Слабослышащий человек - это человек, у которого сохранился тот или иной процент слуха. Чаще всего в течение жизни этот процент сходит на нет. На уровне повседневной жизни в зависимости от диагноза (глухой или слабослышащий), в коррекционных заведениях для людей с проблемами слуха обучение происходит по одной из двум программам, и программы этих типов классов принципиально различаются.
Мир глухих vs мир слышащих
- Глухие дети изначально ориентированы на включённость в мир глухих, их учат разговору на жестовом языке и учат на нём же. Да, проблема адаптации к миру слышащих здесь стоит так же остро, однако адаптация реализуется через жестовый язык, через понимание того, что этому ребёнку звуковой канал информации закрыт навсегда.
- Класс для слабослышащих ориентирован на то, чтобы научить ребёнка говорить, читать по губам. Этих детей ориентируют на включённость в мир слышащих. Иными словами, слабослышащие дети, учившиеся в таких классах, чаще всего очень неплохо адаптированы для жизни. Такие дети даже не обязательно знают жестовый язык, поскольку научить слабослышащего говорить и коммуницировать с окружающими при помощи слухового аппарата возможно, и это вполне посильная задача. Обучить глухого речи, а также научить идеально читать по губам также возможно, однако это своего рода утопия. Деформации речи у самогО глухого могут быть различны (что понятно: он не слышит, у него нет точного образца правильно звучащей речи). Читать по губам также возможно не каждого человека: артикуляция слов у людей различна. По сути, это две различные образовательные стратегии.
Отдельно следует сказать о том, как глухих обучают говорить. Схема следующая: логопед определёнными методиками обучает человека произносить звуки. После этого звуки собирают в слова. Образец речи для глухого человека достигается принципом подобия, повторения. Иными словами, когда звук, извлечённый глухим человеком, звучит правильно, ему об этом сообщают. Он должен его несколько раз повторить и запомнить, ориентируясь на свои телесные ощущения. Мы понимаем, что идеального запоминания в таком случае достигнуть практически невозможно. В этом и заключается природа речевых деформаций глухих людей.
- Один путь - это оральный метод, когда с ним [ребёнком] занимаются очень серьёзно, чтобы он мог говорить и учиться в обычной школе. Его жизнь с самого детства похожа на жизнь профессионального спортсмена. Он постоянно в тренировках, постоянно в напряжении, постоянно играет социальную роль. По требованию родителей или педагогов. Есть второй путь - это путь на жестовом языке, с использованием двух языков, русского (письменного, устного по возможности) и жестового - как средства получения информации обо всём, что надо. Это сейчас является предметов дискуссий в нашем, российском обществе. На Западе уже давно определили, что у ребёнка есть выбор. Если семья выбирает жестовый язык, то государство полностью обеспечивает. Если семья выбирает другой метод - есть инклюзивные школы. Пожалуйста, учись среди слышащих, подтягивайся. То есть это право выбора.
Максим Ларионов, юрист, ВОГ
Каким образом вообще становятся глухими людьми? К сожалению, самый распространённый случай на постсоветском пространстве - врачебная ошибка.
В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох».
В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох». Иногда глухим или слабослышащим человек рождается вследствие генетики (показательный пример из поля - семья Владимира Шестакова: шестеро детей с нарушением слуха у глухого родителя; его кейс будет описан ниже). Наиболее редкая группа - это те, кто полностью потерял слух в позднем возрасте. В то же время это наиболее адаптированная группа инвалидов по слуху: они хорошо говорят и легко находят общий язык с миром слышащих, так как сами этому миру когда-то принадлежали.
2. Социально-психологическая характеристика
На протяжении всего полевого этапа исследования (практически в каждом разговоре с респондентом) красной линией шла мысль: «Мы не ропщем, всё в порядке, справляемся». Важно понимать, что глухие люди (как уже было сказано выше, глухие чаще всего глухи с раннего детства) свой недуг не воспринимают как серьёзную помеху. Они не знают другой, альтернативной модели существования. Глухота - их повседневность, и она воспринимается ими как совершенно нормальная вещь и большинство респондентов предпочитает говорить о конкретных проблемах в общении, а не о своём психологическом состоянии. Ни один из интервьюируемых не отметил, что чувствует себя исключённым из общества или лишённым чего-либо.
Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка.
Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия, которая приходит в голову для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка. Вы не владеете китайским, и с вами работает переводчик. На официальной встрече переводчик переводит то, что говорят вам китайские коллеги. Вряд ли в этой ситуации у вас возникнет подозрение, что перевод некачественный, что происходит искажение смысла или что-то в этом роде. Глухие люди попадают в подобную ситуацию: разница лишь в том, что для них сурдопереводчик - это человек, через которого происходит коммуникация с внешним миром. Глухому переводят всё, и ему приходится доверять, иначе он не может. Помимо этого, в контексте доверия важно опять-таки упомянуть коммуникативные трудности. В ходе полевого этапа исследования стало очевидно, что человек, который пытается разобраться в речи глухого, который заинтересован, вызывает симпатию. И если эта симпатия со стороны глухого возникает, он сразу же готов сказать очень многое. Эти черты проявляют себя в кейсе Владимира Шестакова, к которому мы обратимся позже.
Эксперты описывают глухих как небольшое сообщество.
Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч.
Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч. Именно через такие каналы чаще всего происходит вход в «мир глухих». Глухих в России не так много, поэтому так или иначе они осведомлены о существовании друг друга, пересекаются, общаются.
Индивидуальная программа реабилитации - программа, в которой участвует каждый инвалид в России. Каждый респондент (эксперт или простой инвалид) в интервью упоминал эту программу в контексте того, что в её рамках инвалид имеет право на помощь в приобретении (через возмещение части затраченных средств) технических устройств, необходимых инвалиду. Для глухих и слабослышащих людей это слуховые аппараты, телевизоры с функцией «Телетекст», смартфоны, световые и вибрационные будильник, звонки и проч. ИПР возмещает только часть средств (чаще всего очень небольшую) при приобретении любого из перечисленных девайсов.
Каждый человек с нарушением слуха имеет право на 40 бесплатных часов услуг сурдоперевода в год.
Чаще всего именно этими часами пользуются для похода в Пенсионный фонд, банк, театр или любое другое место, где возникнет необходимость общения со слышащими людьми. Эти 40 часов люди с нарушением слуха предпочитают сохранять и использовать только в случае крайней необходимости, поскольку это очень небольшое время для целого года. Назначает переводчиков бюро сурдоперевода (чтобы переводчик мог получать работу через бюро, он должен предоставить соответствующую справку о квалификации). Услуги сурдопереводчика свыше указанных 40 часов оплачиваются.
3. Распоряжение финансами
Финансовое положение людей с инвалидностью по слуху различно. По материалам полевого этапа можно сказать лишь то, что встречаются самые разнообразные случаи: есть те, кто живёт только на пенсию, есть те, кто работает и имеет стабильный доход с небольшим довеском в виде пенсии. Однако один сюжет точно в том или ином виде возникал регулярно: денег не хватает. При этом эта фраза возникала как в контексте специфических потребностей глухих людей (слуховые аппараты и проч.), так и просто в связи с кризисом и повседневными потребностями, не связанными с инвалидностью. Лишь один респондент из всей выборки был удовлетворён своим материальным положением.
Начисление пенсий у подавляющего большинства респондентов происходит на банковскую карту. Людей, рассказавших о том, что они используют сберегательные книжки, практически нет. Коммунальные платежи чаще всего осуществляются либо через «Сбербанк онлайн», либо напрямую в банковских отделениях. Чаще всего это удалённые интернет-платежи. Информанты очень позитивно отзываются об услугах подобного рода.
Глухой человек - чаще всего человек без высшего образования. Это связано с тем, что подготовка в коррекционных заведениях заточена на специальности, которые «легко объяснить». В нашей выборке преобладает число респондентов со специальным образованием. Об этом факте упоминают и эксперты.
- Отправляют в специализированный садик, для глухих и слабослышащих детей, где с ними занимается преподаватель, который знакомит их с миром. Потому что очень тяжело объяснить, что есть что. Но это возможно. Затем идут спецшколы, отдельно для глухих и отдельно для слабослышащих. Они есть почти в каждом городе. Ну, в провинциальном городе. Что касается Москвы, то в Подмосковье не везде, поэтому людям приходится из одного города ездить в другой. Но это тоже не проблема, и обычно справляются с этим. Затем идут техникумы, институты. Есть некоторый перечень профессий: для мужчин - строительный, для женщин - тоже технические профессии, которыми предлагают овладеть глухим людям. Которые несложно объяснить и которым не помешает слух. И затем, казалось бы, трудоустройство на работу, но берут на работу… Я думаю, что 10% всех глухих. Потому что большинство из них всё-таки неграмотные.
Ксения, сурдопереводчик, родилась в семье глухих
4. Стереотипы
Безусловно, очень серьёзная проблема, которая постоянно вторгается в жизнь глухих, - стереотипизация и стигматизация глухих со стороны слышащих.
- Да, работу сейчас найти действительно трудно, потому что стандартные причины - когда отказывают из-за того, что я не слышу. Говорят: «Как мы с тобой будем разговаривать? Ты же не слышишь». А зачем разговаривать? Я же опять же буду руками работать, у меня есть диплом, у меня есть специальность, у меня профессия. Я обучался ей, я не просто человек с улицы. Но, правда, на одной работе, я тоже поступал на неё, на которой проработал четыре месяца, но потом тоже пришлось уволиться. Там сначала тоже не хотели брать, но я показал им свой диплом о том, что я занял второе место в конкурсе, они меня похвалили и всё-таки решили дать мне испытательный срок три месяца, которые они будут наблюдать за мной. И у меня всё получилось, я нормально работал. Они даже предложили поставить, там, специальные лампочки, которые будут оповещать о том, что обед, ужин и т. д. Зачем это нужно? Если все идут на обед, я же тоже пойму, я же не совсем кретин.
Валерий, слесарь-ремонтник
- Что касается врачей, тоже очень тяжело. Я прихожу со своим ребёнком, да, и врач видит, что я не слышу. «А ребёнок слышит?» - «Да, слышит». Всё, врач начинает общаться непосредственно с моим ребёнком, рассказывать какие-то лекарства, вообще его болезни, историю болезни, как что лечить. И я говорю: «Подождите, я - мама. Это ребёнок всего лишь. Он всего этого не запомнит. Давайте общаться со мной. Снимите, пожалуйста, масочку, я читаю по губам, я пойму, что вы говорите». Но мне врачи очень часто отказывают в этом. Я говорю: «Давайте, если вы не хотите снимать масочку, тогда пишите, пишите мне на бумаге». И в этом тоже врачи очень часто отказывают.
Виктория, домохозяйка
- Это основная такая проблема, и многие не хотят писать, вот да, как коммуницировать с человеком? Давай напишем друг другу на бумаге. Многие не хотят это делать. Многие хотят. Многие просто нервничают и не хотят общаться. Они не понимают и нервничают. Вот такие разные проблемы бывают. Бывает, например, в магазине или ещё где-то глухой, как будто бы неприятно становится, ну, разные такие нюансы возникают в общении. Да. Проблемы, конечно же, есть.
Михаил, спортивный тренер
Таким образом, почти все стереотипы, связанные с глухими людьми, базируются на коммуникативной проблеме, описанной выше. Наиболее ярко это проявляется в вопросе трудоустройства у глухих и слабослышащих. Каждый респондент, с которым проходило интервью, отмечал проблему трудоустройства. Отказ в трудоустройстве происходит на одном и том же основании: «Как мы с тобой будем общаться?»
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИЙ
Излишне говорить насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.
Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор - основа жизненного успеха и самореализации как личности и как профессионала. Но способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности. Однако для плодотворной работы этого может оказаться недостаточно, так как в каждой профессиональной среде есть свои медицинские противопоказания .
О непригодности к профессии говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, не совместимые, по заключению врача с работой по той или иной профессии. Это означает, что человек или совсем не сможет выполнять работу или работа будет ухудшать его здоровье.
Для лиц с нарушениями слуха существуют следующие медицинские противопоказания при выборе профессии:
Шумовое воздействие – приводит к спазму сосудов всего организма, что является причиной нарушения кровоснабжения и микроциркуляции клеток мозга, воспринимающих звуковую информацию. Волосковые клетки, принимающие звук, находятся в постоянном «голодании», что в результате приводит к дальнейшему снижению слуха или даже его потере. Это работа в цехах, на стройке, в мастерской.
Работа с движущимися механизмами – она связана с участием второго человека и слабослышащий может не услышать его команды. Это работа на производстве, на железной дороге.
Работа, связанная с повышенным требованием в слухе – выслушивание сердца, легких (медицинский работник), принятие звуковых сигналов (диспетчер, дежурный).
Работа на высоте - у глухих и слабослышащих присутствует патология внутреннего уха, что приводит к нарушению пространственной ориентации (высотник, крановщик).
Колебания атмосферного давления в производственных условиях – это приводит к различным по характеру поражениям слухового и вестибулярного аппарата. Повышенное давление внутреннего уха вызывает необратимые изменения слухового нерва. Эти явления связаны с функциональными сосудистыми нарушениями (подводник, высотник, летчик).
Если же данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным, и привести к необратимым последствиям (травматизм, смертельный исход).