Жилищно-коммунальное хозяйство. Новые нормы жилищного законодательства РФ Федеральные законы жкх принятые в
Если в России что-то имеет стабильность, то это активный рост стоимости услуг за коммунальные услуги. Обслуживающие организации не стесняются поднимать цены дважды в год, а на отдельные услуги и трижды, даже не уведомляя потребителя. Понятно, что в таких условиях у жителей возникают задолженности, расплатиться с которыми он не в силах. Однако платить все же необходимо, иначе последствия могут быть чреваты большими сложностями. Даже временное приостановление поставки газа влечет бумажную волокиту больше, чем сам долг. Написать заявление, ждать очереди, привести или даже привезти газовщика.
Но есть и такие, кто просто не хочет платить по счетам. Элементарная безалаберность и надежда на «авось» способствуют росту задолженности в геометрической прогрессии. Закон ужесточился и в 2016 году есть предпосылки к дальнейшему ужесточению, поскольку из-за неплательщиков стали страдать и те, кто аккуратно все выплачивает.
Закон о пенях за неоплату коммунальных услуг
С 1 января 2016 года в законную силу вступит новый закон о размерах пени за неуплату коммунальных услуг для физических и юридических лиц. Данный законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении и подразумевает увеличение размеров пени и ужесточении ответственности граждан по коммунальным задолженностям. В частности:
Для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки.
Для граждан пени за неоплату услуг ЖКХ в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. С 31-го по 90-й день просрочки пеня устанавливается на уровне 1/300 ставки, с 91-го дня - 1/130 ставки (В настоящее время пеня для граждан составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки)
Здесь вы можете ознакомиться с основными положениями нового закона о пенях за неоплату коммунальных услуг, который официально называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов »
Иногда управляющие компании доходят до откровенного «вышибания» долгов. Незаконно, но обслуживающие организации идут иногда и на это, если процент должников слишком большой по подъезду или дому в целом. Встречаются рассуждения: «А что будет? Мне ничего не сделают». Сделают, и заплатить придется, поскольку это не «частная лавочка», а муниципальный фонд.
На что имеют право поставщики услуг:
- ограничить подачу ресурса;
- начислять и применять систему штрафов;
- полностью отключить подачу ресурса;
- выселить нарушителей.
Ограничение на пользование ресурсом
Ограничение может быть двух видов и зависит от выбора управляющей компании. Первый вариант - введение определенного лимита. Например, потребитель имеет долг за свет, в ответ ему вводят лимит на 30 кВт в сутки. Как только этот лимит обнулится, свет автоматически отключается. Второй вариант - обычное ограничение к доступу, когда подача ресурса просто уменьшается.
Но любое ограничение вступает в действие не сразу. Сначала должник получает уведомление в руки, что за месяц он должен рассчитаться с долгом. Причем долг исчисляется не из тех показаний, что дает ваш счетчик. Долг начисляется по принятым нормативам в управляющей компании. То есть, плата должна будет пройти за фактически использованную услугу по тарифам компании .
За три дня будет еще одно уведомление и только после этого управляющая компания применит метод противодействия. Единственный момент: лимиты и ограничения не касаются частых домов. Там сразу производят полное отключение.
Полное отключение от сетей
Нужно сказать, сами управленцы не особо любят принимать кардинальные меры. Именно поэтому должника долго увещевают и ведут работу. Им самим неудобно потом возиться с отписками по делам. Глобальное отключение обычно используют, если лимитирование не дало эффекта или же нет возможности ограничить/уменьшить подачу.
После полной уплаты долга возобновление подачи отключенного ресурса происходит в течение двух рабочих дней, однако его отключение требует иногда умышленного повреждения труб. В связи с этим необходим ремонт, и он проводится только за счет недобросовестного плательщика, поскольку его действие (долг) привело к вынужденной порче. Исключением может быть факт инвалидности или критичности материального состояния. Чаще это остается на индивидуальное усмотрение организации, как смогут договориться в конкретном случае.
Выселение за долги
Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг - процесс очень сложный и крайне редко инициируемый.
Закон говорит, что в теории выселить человека с задолженностью реально, но на практике это редкие случаи. Невзирая на долг, государство по-прежнему остается лояльным и поэтому внесено много поправок и ограничений, не позволяющих выселить человека при долгах за коммуналку.
Прежде всего определимся с тем, о какой собственности идет речь. Если квартира в собственности одна, то забрать ее могут только при одном условии: квартира в залоге при ипотеке. Это оговорено договором залога при заключении ипотеки.
Вообще при условии, что квартира одна и у человека больше нет жилых объектов, долги не могут истребовать путем изъятия квартиры. Закон не позволяет забирать жилище, если последнее у должника одно. А вот если есть еще квартира или же помещение с жилищными условиями, то картина меняется. В этом случае взыскание можно реализовать путем стоимости жилья.
Если квартира государственная, то семью и должника можно просто выселить, если от него не было оплат 6 месяцев. Но и тут ограничения. Если он в течение этих месяцев хоть часть заплатил, пусть незначительную, то он уже не попадет под определение «злостный должник» и его не смогут лишить квартиры.
Даже если должник «злостный», его нельзя просто выселить в никуда. Взамен государственный или муниципальный орган обязан найти жилье, в котором будет по 6 м на каждого члена его семьи. Кроме этого, выселение требует выполнения следующих условий:
- нет весомых причин, мешающих оплатам;
- нет выплат полгода;
- нет договора об отношениях с нанимателем;
- человек ухудшает состояние жилплощади, приводит его к разрушению и непригодности.
Однако сейчас активно обсуждается новая поправка. Если она будет утверждена, то уже будет недостаточно внести некоторую сумму, чтобы защититься от выселения. Необходимо будет погасить ровно половину долга, чтобы суд не мог принять решение о срочном выселении. Но это касается только тех, кто является обычным нанимателем. Собственники сюда не попадают, их невозможно выселить в принципе.
Уважительные причины долга за коммунальные услуги
Список таких причин принят и утвержден законом, поэтому его следует придерживаться управляющим компаниям. Веские причины для долга:
- человек находится в бедственном материальном положении при том, что работает;
- нет возможности найти работу. Человек состоит на учете, активно ищет варианты;
- серьезная болезнь или инвалидность;
- наличие иждивенцев, детей, недееспособных лиц.
Такие должники требуют индивидуального подхода и некоторой лояльности от управляющих компаний и организаций, поставляющих услуги. Эти причины учитываются судом как смягчающие.
Как избежать суда и санкций при задолженности?
В любом случае необходимо лично встретится с представителями той услуги, по которой появился долг. Нередко управляющие компании или местные ЖКХ показывают удивительную халатность к работе, приписывая долги, которых нет или ошибаясь в значениях, причем почти всегда в минус плательщику. Имеется умысел или нет, в таких ошибках - разбираться можно долго. Но должнику важно добиться правильного расчета и внесения истинных сумм в свою платежку.
В некоторых случаях организации будут обязаны пойти на соглашение и составить индивидуальный график платежей. Это становится реальным, если при сравнении тарифов за текущий и прошлый месяца разница составит от 25 %. То есть, если в текущем произошло повышение на треть относительно прошлого месяца, то организация обязана предоставить своеобразный годовой кредит. Должник при этом должен понимать: придется выплачивать и некоторый процент за такой график рассрочки.
Должников сегодня много, часть из них действительно достойны наказания, другие просто находятся в жестких условиях выживания. Обслуживающие организации не склонны проводить такие разделения и «расчесывают» всех одинаково. Но законодательство нашей страны старательно оберегает от такого обращения с гражданами. Поэтому необходимо знать действующие законы, которые могут помочь в защите себя и квартиры. Только так можно остановить «беспредел», который зачастую происходит на конкретных местах.
Если же вы все-таки столкнулись с проблемами, связанными с неуплатой коммунальных услуг, то наш юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по вашей конкретной ситуации. Свой вопрос вы можете задать в форме, которая находится внизу страницы.
1 января в России вступают в силу законы, подписанные ещё в прошлом году. В частности, теперь россияне при определённых условиях могут оплачивать автомобильные штрафы со скидкой в 50% или воспользоваться «правом на забвение» в интернете. Кроме того, в действие вступают эмбарго на ряд продуктов с Украины и экономические санкции в отношении Турции. RT публикует подборку одних из главных изменений в российском законодательстве.
Ряд законов, подписанных ещё в 2015 году, вступают сегодня в силу. RT приводит список нововведений, которые ждут россиян с этого года.
Штрафы со скидкой
Согласно новой редакции федерального Кодекса об административных правонарушениях, при уплате штрафа за нарушение правил дорожного движения не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении, штраф может быть уплачен в размере половины суммы.
Однако, как отмечается, «скидка» не распространяется на штрафы за «пьяное вождение» и рецидивные правонарушения. Не будет скидки и на штрафы после ДТП, в которых люди получили лёгкий или средней тяжести вред здоровью.
ABS
Российские водители с 1 января обязаны оснащать автомобили антиблокировочными тормозными системами (ABS). Нововведение последовало за серией крупных ДТП, произошедших в Москве в 2015 году, которые привели к ужесточению ряда требований к транспортным средствам.
Данные о ДТП страховщики будут получать от ГЛОНАСС
Кроме того, российские страховщики теперь будут получать данные о ДТП при помощи навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и построенных на базе систем, например ЭРА-ГЛОНАСС.
Теперь все данные о ДТП будут передаваться в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Они должны содержать дату, время и координаты места ДТП и положение автомобилей, а также сведения о скорости и ускорению по трём осям транспортного средства в момент происшествия, при наличии на машинах оборудования для автоматической регистрации происшествия.
Изменены правила получения водительских прав
В 2016 году в России начнут действовать новые правила сдачи экзаменов на водительские права. Чтобы сдать теоретическую часть, надо будет дать правильный ответ на 18 из 20 заданий. За каждый неверный ответ человека зададут пять дополнительных вопросов из области, в которой он допустил ошибку. В практической части экзамена на права категории Б появятся три новых задания, в том числе безопасная посадка и высадка пассажира.
Малый бизнес избавят от проверок
С нового года надзорные органы МЧС России отменяют на три года проверки субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трёх лет не было выявлено нарушений.
Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие опасные виды деятельности, перечень которых устанавливается правительством. Под действие моратория не подпадут хозяйствующие субъекты, привлекавшиеся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенные лицензии, если с даты соответствующей проверки прошло менее трёх лет.
МЧС также планирует сократить количество выездных проверок: они будут частично заменены на проверку документации.
Запрет заёмного труда
С начала 2016 года работодатели в РФ не смогут использовать заёмный персонал, когда одна организация временно использует работников другой компании по договору за определённую плату. Исключения составят сотрудники, которых предоставляют кадровые агентства.
«Право на забвение»
Также с 1 января вступает в силу закон «о праве на забвение». Согласно документу, гражданин сможет потребовать от поисковика удаления ссылок на информацию о себе, которую он считает недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства.
Однако эта норма не будет распространяться на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и сведения о совершении преступлений, по которым не снята или не погашена судимость.
Налоги на продажу недвижимости
С нового года, если гражданин продаёт дом, гараж или квартиру, налоги придётся заплатить, если он владели этой недвижимостью меньше, чем пять лет. Напомним, раньше этот срок был три года.
Вырос налоговый вычет на детей
С января в России вычет по НДФЛ на ребёнка-инвалида до 18 лет родителям вырастет с 3 до 12 тыс. рублей, а попечителям и опекунам - с 3 до 6 тыс. рублей.
Материнский капитал
В России расширены возможности использования материнского капитала. Закон, позволяющий использовать его на реабилитацию детей-инвалидов, также вступает в силу сегодня.
Работающим пенсионерам не будут индексировать выплаты
В 2016 году выплаты работающим пенсионерам индексировать не будут. Индексация коснётся тех граждан, которые не работали по состоянию на 30 сентября 2015 года. Если человек уволился в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, то он должен уведомить об этом Пенсионный фонд РФ. В дальнейшем учет работающих сотрудников пенсионного возраста должны будут вести работодатели.
В платежной квитанции за услуги ЖКХ появится новая строка
С 1 января в платёжке за услуги ЖКХ появится новая строка: отдельно будет прописываться услуга по транспортировке и сбору твёрдых бытовых отходов. К ним в том числе относятся остатки еды, кости, стекло, кирпич, одежда, обувь, газеты и журналы.
Пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ
С нового года вырасли пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. Штраф будет начисляться с 31-го дня просрочки и составит 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день.
Подорожал проезд в общественном транспорте
Проезд в электропоездах по Москве и Подмосковью также подорожал с 1 января 2016 года. Передвигаясь по столице, пассажирам придётся платить на два рубля больше в пределах одной зоны, в области цена вырастет на 1,5 рубля. Также на 20,5 рублей подорожает сообщение с ТиНАО, но для тех, кто часто пользуется электропоездами, сохранится ассортимент абонементов, позволяющих экономить до 70%.
C начала года тарифы на проезд в московском метро также планируют проиндексировать почти на 7%.
Выросли акцизы на бензин, табак и алкоголь
Ставки акцизов в РФ в 2016 году на автомобильный бензин пятого класса возросли на 36%, на дизтопливо - на 20,3%.
Ставки акцизов на табак и алкоголь в России также выросли с 1 января в соответствии со вступившими в силу нормами Налогового кодекса РФ. При этом акцизы на вина, произведённые отечественными виноделами из винограда собственного производства, будут почти в два раза ниже, чем на вина, произведенные из импортного винограда.
Оптовые закупки алкоголя через ЕГАИС
Вся алкогольная продукция с 1 января 2016 года в России при оптовых закупках будет проходить через единую государственную автоматизированную информационную систему контроля производства и продажи спиртных напитков (ЕГАИС).
Продажа топлива классом ниже «Евро-5» запрещена в Москве
Теперь москвичи смогут пользоваться только топливом с концентрацией серы не более 10 мг/кг и массовой долей полициклических ароматических углеводов не более 8%.
Повышен минимальный размер оплаты труда
На 4% повышается минимальный размер оплаты труда в России, теперь МРОТ составит 6 204 рубля.
Социальные вычеты на образование и лечение будут оформлять на работе
Социальные налоговые вычеты по расходам на лечение и образование в 2016 году можно будет оформить по месту работы. Раньше их могли получить только в налоговой инспекции после оформления декларации по форме 3-НДФЛ и окончанию налогового периода.
Запрет дрифтерного лова
Российская Федерация с 1 января вводит запрет на дрифтерный лов, осуществляемый в исключительной экономической зоне России.
Дрифтерным называется промысел рыбы с помощью длинных, многокилометровых сетей - дрифтеров. Они расставляются на пути рыбы, которая идет на нерест.
Как пояснили в Росрыболовстве, введение указанного запрета имело как экологические, так и экономические обоснования.
Российские полицейские будут общаться на языке жестов
Полицейские в России отныне будут использовать русский жестовый язык и общаться на нём с инвалидами, страдающими заболеваниями слуха и речевого аппарата.
Согласно приказу министра, в каждом регионе полицейские с навыками сурдоперевода и тифлосурдоперевода теперь будет в дежурных частях, службе участковых уполномоченных, патрульно-постовой службе и дорожно-патрульной службе, во вневедомственной охране и в уголовном розыске - во всех основных службах, ведущих непосредственную работу с гражданами.
Сокращение штата ряда министерств и ведомств
Президент России Владимир Путин также сократил штаты ряда российских министерств и ведомств, это коснулось и управделами Кремля.
С 1 января сокращения также затронули МЧС, Минобороны, Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Федеральное агентство по делам СНГ и ФСКН.
Ограничения на покупку автомобилей и сотовых телефонов чиновниками
В 2016 году российские сенаторы смогут приобрести за счёт бюджета только один мобильный телефон не дороже 25 тыс. рублей и один планшетный компьютер не дороже 90 тыс. рублей.
Также руководители федеральных государственных органов или их заместители могут закупить автомобиль не дороже 2,5 млн руб. и с мощностью не более 200 л. с. Глава или замглавы федерального агентства при покупке автомобиля будут ограничены суммой 2 млн рублей, а руководитель или заместитель структурного подразделения федерального госоргана - 1,5 млн рублей.
Эмбарго на поставку продовольствия с Украины
Россия с 1 января для защиты своего рынка ввела для Украины таможенные пошлины и продуктовое эмбарго, аналогичное тому, которое действует против стран, поддержавших антироссийские санкции.
Кроме того, Россия приостановила для Украины действие договора СНГ о зоне свободной торговли.
Напомним, Украина и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей.
Санкции против Турции
Специальные экономические меры в отношении Турции вступают в силу сегодня. В частности, запрещён ввоз турецкой продукции, приостановлен безвизовый режим с Турцией, отменены чартерные рейсы, большинству российских работодателей запрещается нанимать граждан Турции.
Владимир Путин также поручил запретить или ограничить деятельность находящихся под юрисдикцией Турции организаций в России.
В список турецких товаров, импорт которых будет запрещен, вошли части тушек и субпродукты кур и индеек, свежие и охлаждённые томаты, репчатый лук и лук-шалот, цветная капуста и капуста-брокколи, огурцы и корнишоны, свежие и сушеные апельсины и мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и нектарины, сливы и терн, земляника и клубника, а также соль и гвоздики.
Ответные меры на аресты имущества РФ за рубежом
Закон о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и его имущества в России также вступает в силу 1 января 2016 года. Он позволяет ограничивать - на основе принципа взаимности - право иностранных государств не подчиняться некоторым российским процессуальным правилам.
Теперь юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества в России может быть ограничен, если в самой этой стране будет ограничен юрисдикционный иммунитет России.
С этого года у собственников жилья появятся новые инструменты для отстаивании своих прав в сфере ЖКХ. По мнению законодателей, нововведения позволят сделать эту сферу более эффективной и прозрачной.
С 1 апреля 2016 года из состава платы за коммунальные услуги будет исключена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме. Эти платежи войдут в состав платы за содержание жилого помещения.
В настоящее время плата за эти услуги включается в платежный документ отдельной строкой и уплачивается отдельно от платы за содержание жилого помещения. Начиная с апреля 2016 года, все эти платежи будут включаться в общий платеж за содержание.
Важным моментом является то, что размер расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды не может превышать норматив потребления коммунальных услуг, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.09.2015
Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды в составе платы за содержание жилого помещения будет взиматься не по умолчанию, а только если данные коммунальные услуги действительно потребляются при содержании общего имущества.
Также важно отметить, что нововведение не распространяется на те многоквартирные дома, жители которых выбрали непосредственный способ управления общим имуществом.
Расширены полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проще стала процедура инициирования, организации и проведения собрания. Значительно повышен статус протокола общего собрания.
Только общее собрание вправе определять порядок финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей компанией, правлением ТСЖ, жилищного или иного кооператива общего собрания. Это новое положение предусматривает особый порядок созыва общего собрания.
Кратко он может быть описан так: собственники помещений, обладающие не менее 10% голосов, вправе составить перечень вопросов, выносимых на повестку дня, и обратиться в письменной форме к управляющей компании, ТСЖ, кооперативу с требованием организовать общее собрание. Получив обращение, управляющий обязан в течение 45 дней уведомить о проведении общего собрания каждого собственника помещения в доме, провести все необходимые мероприятия, оформить документы по результатам собрания и довести их до сведения собственников помещений.
Во-вторых, общее собрание собственников помещений может наделить совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. До этого момента совет МКД не являлся органом, продуцирующим какие-либо решения.
В-третьих, общее собрание вправе принять решение о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по всем текущим вопросам, связанным с управлением таким домом, кроме отнесенных к компетенции совета МКД и общего собрания.
В настоящее время при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги снижается. Кроме того, потребитель-гражданин вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей
Начиная с 28.12.2015, вступят в силу новые положения Жилищного кодекса, направленные на защиту прав жителей многоквартирных домов.
Во-первых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, если в результате нарушения увеличился размер платы за коммунальные услуги.
Во-вторых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг.
Дополнительно устранен пробел о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт в новостройках. Итак, если многоквартирный дом был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включен в нее при ее актуализации (актуализация проводится не реже раза в год), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых помещений в этом доме по истечении срока, установленного органом субъектом Российской Федерации (но не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу).
Нужно сказать, что пятилетний срок представляется наиболее обоснованным, поскольку именно в этот период действует гарантия застройщика и в любом случае расходы на ремонт многоквартирного дома в течение пяти лет обязан нести застройщик.
Новый ГОСТ получил название: ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»
Документ вводится впервые и распространяется на работы, проводимые при оказании услуг содержания общего имущества многоквартирных домов. Фактически, он консолидирует требования Жилищного кодекса, Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах и Правил предоставления коммунальных услуг.
По мнению авторов стандарта, его применение, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а так же выполнить требования, установленные в технических регламентах, санитарно-эпидемиологических правилах и в Жилищном кодексе.
Краткое содержание стандарта :
2) Общие требования к услуге содержания общедомового имущества и перечень работ входящих в услугу содержания общедомового имущества, а также требования к проведению этих работ.
3) Общие требования к услуге текущего ремонта и перечень работ входящих в эту услугу, а также требования к проведению этих работ.
4) Общие требования к услуге капитального ремонта и перечень работ, а также требования к проведению этих работ.
5) Требования к исполнителям работ, показатели качества и безопасности.
Ознакомление с текстом данного стандарта будет полезно не только тем, чья деятельность напрямую связана с сферой ЖКХ, но и всем добросовестным собственникам.
В настоящее время Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и (или) органами местного самоуправления принимаются решения, позволяющие влиять на рост платы граждан только в отношении коммунальных услуг. Такие решения подлежат контролю со стороны Правительства РФ.
В этой статье вы прочитаете:
- О последних изменениях в законе ЖКХ-2016
- Что изменится с взносами на капитальный ремонт и в сфере водоотведения
Изменения в ЖКХ-2016: взносы на капитальный ремонт
Правительство принимает меры оперативного реагирования при выявлении необоснованного или неправомерного их принятия. И если федеральными органами исполнительной власти может оказываться влияние на рост платы граждан за коммунальные услуги, то на рост минимального размера взноса на капитальный ремонт, устанавливаемого нормативным правовым актом субъекта РФ, данные органы не могут влиять.
В то же время установленные на сегодняшний день минимальные размеры взносов на капитальный ремонт в ряде регионов страны существенно увеличили расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В текущей экономической ситуации это изменение в ЖКХ-2016 неблагоприятно отражается на финансовом положении граждан.
- Регулирование тепловой энергии: об изменениях на рынке
Влияние Правительства РФ на формирование минимального взноса на капитальный ремонт не предусматривается, так как разработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методические рекомендации по установлению в регионах минимального размера взноса на капитальный ремонт не являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим законодатели (депутаты Государственной Думы) предлагают наделить Правительство РФ полномочием по установлению предельных (максимальных) индексов изменения размера взноса на капитальный ремонт по каждому субъекту Российской Федерации. Эта инициатива поддержана и представителями Федеральной антимонопольной службы, в чьем ведении находится контроль за изменением тарифов на коммунальные услуги.
В целях ограничения роста минимального размера взноса на капитальный ремонт соответствующий проект федерального закона разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:
Изменения в ЖКХ-2016: повышающие коэффициенты
Причиной еще одной поднятой законодателями проблемы стал недавно принятый и уже нашумевший Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Жилищный кодекс РФ дополнен нормой, согласно которой при неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Вместе с тем в федеральном законодательстве не было сделано оговорки о том, что применение указанных повышающих коэффициентов возможно только в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме не установили приборы учета используемых воды, электрической энергии при наличии технической возможности их установки. Соответственно, при отсутствии такой технической возможности повышающие коэффициенты применяться не могут.
В результате в регионах стала складываться практика применения нормы о начислении повышающих коэффициентов даже в тех случаях, когда собственник помещения в многоквартирном доме ввиду отсутствия технической возможности не смог оснастить принадлежащее ему помещение приборами учета.
Для того чтобы разрешить возникшее противоречие, законодатели предлагают дополнить ч. 1 ст. 157 ЖК РФ словами «и техническую возможность», что прямо предусматривает возможность применения повышающих коэффициентов только в том случае, если собственник помещения в многоквартирном доме не установил приборы учета при наличии технической возможности для этого.
Соответствующий законопроект также внесен на рассмотрение уже нового состава Государственной Думы.
Изменения в ЖКХ-2016: водоотведение
Существенные изменения планируется внести в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».
Так, в соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в т. ч. плату за отведение сточных вод. При этом не конкретизировано, что такие сточные воды должны отводиться с использованием именно централизованной системы водоотведения.
Однако на сегодняшний день в соответствии с пп. и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, под коммунальной услугой по водоотведению понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, осуществляемый по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В целях более четкого урегулирования вопроса о правовом статусе отношений по приему (вывозу) жидких бытовых отходов в подготовленном Минстроем России проекте изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» вводится понятие «нецентрализованная система водоотведения».
Это последнее изменение в ЖКХ обусловлено необходимостью урегулирования Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» отношений, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные подобные устройства (сооружения). Но такие сточные воды в конечном итоге также должны сбрасываться в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты), так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
При этом во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления понятие «жидкие бытовые отходы» планируется заменить формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».
После принятия указанного законопроекта необходимые изменения будут внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
- Доходы многоквартирного дома: как заработать себе на ремонт
В целях наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке соответствия установленных нормативов потребления коммунальных услуг требованиям к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации».
В рамках предоставленных полномочий органы государственного жилищного надзора будут сверять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные уполномоченными органами власти субъекта РФ, с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Орган государственного жилищного надзора будет наделен правом в случае выявления нарушений выдавать уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ предписания об устранении соответствующих нарушений.
В последнюю неделю декабря 2016 года органы законодательной и исполнительной государственной власти Российской Федерации приняли ряд Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ, вносящих существенные поправки в действующее жилищное законодательство. Сроки вступления в силу части новых нормативных правовых актов, принимаемых в последнюю неделю уходящего года и существенно изменяющих действующие нормы, уже традиционно установлены либо со дня их официального опубликования, либо с 01 января наступающего года. Причины того, что федеральные органы госвласти менее недели дают участникам жилищных отношений на переход к новым требованиям взаимодействия с ГИС ЖКХ, новому порядку формирования фонда капремонта, к новому порядку расчетов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не совсем понятны — то ли это желание принять максимальное количество НПА до конца года (например, депутаты Госдумы с некоторой гордостью рассказывали о своеобразном рекорде, якобы они могут рассмотреть 140 законопроектов в один день - такое количество документов было в повестке дня 02.12.2016), то ли это метод «шоковой терапии» (ведь, например, исполнителям коммунальных услуг за неделю необходимо не только внедрить новое программное обеспечение, но и провести ряд других мероприятий, заключить или расторгнуть ряд договоров с подрядными организациями и т.д. и т.п. — а это громаднейший объем работы), то ли целенаправленные действия по понуждению участников жилищных отношений к допущению нарушений (далеко не все могут за несколько дней до «новогодних каникул» успеть провести все необходимые процедуры для корректной реализации новых НПА). Так или иначе, новые НПА приняты, обнародованы и подлежат исполнению.