Изучаем HDR в Photoshop. Создание HDR в RAW конверторе программы Фотошоп
Техника создания HDR фотографий существует очень давно, еще со времен пленочных фотоаппаратов. Расшифровывается HDR как High Dynamic Range (высокий динамический диапазон) . Как известно, камера способна на одном кадре передавать гораздо меньший диапазон и глубину цветов и деталей, чем видит человеческий глаз. HDR позволяет на одном снимке запечатлеть несколько фотографий одного и того же места, сделанных с различной экспозицией. Это позволяет расширить динамический диапазон и сделать снимок более детализированным, сочным и реалистичным.
Наиболее часто HDR применяется для одновременной передачи деталей неба и земли. Без применения техники HDR можно сделать снимок, который покажет детализацию объектов на земле, но небо будет слишком светлым или показать детали неба, но объекты на земле будут темными.
1. Брекетинг
Брекетинг - это функция камеры или приём съемки, когда один и тот же снимок сделан с различной экспозицией. Съемку лучше всего вести со штатива, чтобы при наложении кадров друг на друга все объекты оставались на одном и том же месте. Снимок делается с изменением выдержки или при помощи экспокоррекции. Шаг может быть различным, от долей ступеней, до нескольких ступеней (EV). Рекомендуется делать три снимка: нормальный, светлый для захвата деталей в тенях и темный, для захвата деталей в светлых участках.
Иногда достаточно сделать 2 снимка. Это делается в том случае, если двух снимков достаточно для передачи всего динамического диапазона, но бывают случаи, когда делается больше трех снимков.
Имея достаточное количество изображений можно переходить к их объединению.
2. Объединяем фото
Photoshop является самым удобным и гибким инструментом для создания HDR фотографий.
Размещаем во вкладке слоёв светлый снимок над темным.
На верхнем снимке хорошо прорисована земля, но небо слишком светлое. Значит нужно выделить небо и удалить его. В данном примере выделить небо проще всего инструментом magnetic lasso tool. Стоит внимательно проработать выделение, чтобы не упустить ни какой кусок неба.
Почему фотосъемка помещения с приятным видом из окна всегда чревата либо жестким пересветом ярких участков, либо эффектом погреба, погруженного во мрак? Почему на фото так хорошо прорисовываются здания, тогда как небо на их фоне принимает вид бесцветного пятна? Все это - досадные проявления ограниченных возможностей матрицы.
Возможностей, позволяющих воссоздать изображение с хорошей проработкой в наиболее и наименее освещенных участках так, как это под силу человеческому зрению. Для сравнения: наш глаз способен уловить различия яркости в 12-14 ступеней (или 12-14 стопов - единиц, в которых измеряется динамический диапазон, т. е, грубо говоря, разница между самой темной и самой яркой точкой изображения); черно-белая пленка - около 10; цветная негативная пленка - 7; а матрицы цифровых фотокамер - до 8 стопов у самых дорогих моделей и 4-6 у большинства фотоаппаратов. Но даже такой мизер, как 4-6 стопов - еще не приговор для ваших творческих возможностей. Ведь снимает не фотоаппарат - снимает фотограф. И прыгнуть выше головы в подобных случаях позволяет технология HDR фотографии (High Dynamic Range - англ. «расширенный динамический диапазон»).
Результат урока:
Изо всех способов монтажа HDR фото, мы сейчас рассмотрим основные. Классический прием создания ХДР - это получение нескольких одинаковых кадров с разной экспозицией при помощи штатива. Обычно таких кадров три: норма - для передачи участков полутонов, недоэкспонированный - с хорошо проработанными тенями, и переэкспонированный - для передачи светлых областей. Чтобы получить их, прибегают к следующим маневрам:
Экспозиционная вилка или брекетинг - заключается в том, чтобы задать своеобразную «вилку» относительно обычной экспозиции, после чего фотокамера делает не один, а сразу 3 снимка - один с «нормальной» экспозицией, и остальные, недодержанный и передержанный - со смещением экспозиции на заданную величину.
Компенсация экспозиции: смысл тот же, только вы задаете разное смещение для каждого отдельного снимка. Затем полученные изображения комбинируются.
Недостаток вышеописанных приемов в том, что применимы они лишь в случае абсолютной статичности объектов съемки. Безусловно - в некоторых случаях предоставляется возможным сделать только один снимок. Например, если мы имеем дело с фотосъемкой подвижных объектов. Тогда альтернативой для экспозиционной вилки, может послужить наложение различных эксповерсий одного RAW-файла. Любой конвертор RAW имеет функцию компенсации экспозиции. Естественно, возможности по расширению динамического диапазона подобным образом значительно уже, чем при брекетинге. Но для того, чтобы ХДР фото не утратило реалистичность, достаточно установить различие между недо- и переэкспонированным снимком в 2-3 стопа.
Итак способ создания HDR снимка с помощью Photoshop.
С двумя файлами в виде слоев, полученных в результате конвертации при разных установках компенсации экспозиции, мы продолжаем работу в Photoshop. Полутоновой слой должен находиться снизу. Чтобы идеально подогнать изображения друг к другу - перетягиваем картинку с исходных файлов в итоговый, удерживая клавишу Shift. Один из вариантов дальнейшей обработки таков:- Комбинация клавиш Ctrl+Alt+~, тем самым выделяем светлые области.
- Инвертируем маску (верхнее меню Фотошоп Select => Inverse).
- Создаем новый слой с этим выделением (верхнее меню Фотошоп Layer => New =>Layer via Copy).
- Отключаем видимость среднего слоя и регулируем прозрачность самого верхнего слоя (движок Opacity в окне Layers, F7) с тем, чтобы получить желаемое окончательное изображение.
Впрочем, обработка подобного рода является целесообразной не всегда. Альтернативный алгоритм - начиная с верхнего слоя, мягкой полупрозрачной кистью мы убираем участки с некорректной экспозицией, постепенно уменьшая для нее значение Opacity. Затем переходим к проработке следующего слоя, если их несколько.
К сожалению, RAW формат поддерживают далеко не все фотоаппараты. Когда на руках, например, остается одинокий файл JPEG, можно сымитировать 2 эксповерсии, используя коррекцию уровней (Levels) или кривых (Curves), но зачастую, из-за урезанного количества информации, что в целом присуще данному формату, вытянуть проблемные участки удастся лишь незначительно. То же самое можно проделать с TIFF-ом - качества от этого, правда, не прибавится, но утеря последнего немного уменьшится при обработке.
Создание HDR фотографии можно доверить и такой программе, как Рhotomatix.
В данном случае, процесс генерирования ХДР будет менее трудоемким.Открываем в Photomatix 3 изображения, экспонированные с разницой в 2 ступени, для этого выберите вкладку Generate из верхнего меню HDR. После того, как Photomatix спросит, какие именно изображения использовать, будут проверены параметры экспозиции для каждой фотографии. При этом стоит убедиться, что программа определила значения правильно и рядом с use standard response curve стоит галочка. Если выбрать опцию Align LDR images before generating HDR image, Photomatix выровняет изображения при их объединении. Жмем ОК. ХДР готов. Правда, на этом этапе полученная картинка вряд ли будет соответствовать традиционному представлению о HDR фото и желаемому результату. Чтобы придать ей более приемлемый вид, заходим в меню HDR и выбираем пункт Tone Mapping. Экспериментируя с корректировками, а также различными функциями Photomatix, можно добиться передачи наиболее сбалансированного и реалистичного изображения.
Команда «Объединить в HDR Pro» объединяет несколько изображений с разными видами одной сцены, захватывая полный динамический диапазон в одном HDR-изображении.
Команда «Объединить в HDR Pro» объединяет несколько изображений с разными видами одной сцены, захватывая полный динамический диапазон в одном HDR-изображении. Объединенное изображение можно вывести в файл с глубиной цвета 32, 16 или 8 битов. Однако данные HDR-изображения полностью сохраняются только в файлах с глубиной цвета 32 бита.
Объединение в HDR дает оптимальные результаты, когда фотографии специально подготовлены для такой обработки.
Параметры для 32-битных изображений
Перемещайте ползунок под гистограммой, чтобы отрегулировать вид точки белого на объединенном изображении. При перемещении ползунка корректируется только предварительный просмотр изображения. Все данные HDR-изображения сохраняются в объединенном файле.
Коррекция предварительного просмотра хранится в HDR-файле и применяется при каждом открытии файла в Photoshop. Предварительный просмотр точки белого можно повторно откорректировать в любое время, для этого выберите «Просмотр» > «Параметры 32-битного просмотра».
Параметры для 16- или 8-битных изображений
HDR-изображения содержат уровни светимости, которые намного превышают доступный динамический диапазон 16- или 8-битных изображений. Чтобы создать изображение с требуемым динамическим диапазоном, настройте экспозицию и контрастность в процессе преобразования изображения из 32-битного в изображение с более низкой битовой глубиной.
Выберите один из следующих методов сопоставления тонов.
Локальная адаптация корректирует HDR-тональность путем регулировки локальных областей яркости на всем изображении Свечение краев Радиус определяет размер локальных областей яркости. Интенсивность определяет, насколько сильно должны отличаться величины цветовых тонов двух пикселов, чтобы они не определялись как принадлежащие одной и той же области яркости. Тон и детали Динамический диапазон максимально развернут, когда для параметра «Гамма» установлено значение 1,0. При использовании более низких значений выделяются средние тона, а при более высоких - светотени. Значения экспозиции отражают деления диафрагмы. Чтобы настроить резкость, перетаскивайте ползунок «Детализация», а чтобы осветлить или затемнить эти области, перемещайте ползунки «Тень» и «Свет». Цвет Вибрация корректирует интенсивность нежных цветов, уменьшая обтравку обтравку очень насыщенных цветов. Насыщенность корректирует интенсивность всех цветов от –100 (монохромный) до +100 (двойная насыщенность). Кривая тонирования отображает корректируемую кривую на гистограмме, отображающей значения светимости в исходном 32-битном HDR-изображении. Красными маркерами на горизонтальной оси отмечены шаги в одну ступень (приблизительно один шаг диафрагмы).Примечание. По умолчанию кривая тонирования и гистограмма ограничивают и уравнивают изменения от точки к точке. Чтобы снять ограничение и применить более экстремальные корректировки, выберите параметр «Угол» после вставки точки на кривой. После вставки и перемещения второй точки кривая становится ломаной.
Настройка кривой тонирования и гистограммы при помощи параметра «Угол»
А. Установка точки и выбор параметра «Угол». Б. Настройка новой точки изгибает кривую под углом в той точке, где этот параметр использован. Выравнивание гистограммы Сжатие динамического диапазона HDR-изображения с сохранением контрастности. Никаких дальнейших настроек не требуется, этот метод является автоматическим. Экспозиция и гамма Ручная настройка яркости и контрастности HDR-изображения. Чтобы отрегулировать усиление, переместите ползунок «Экспозиция», а чтобы изменить контрастность, переместите ползунок «Гамма». Сжатие подсветки Сжимает значения яркости HDR-изображения до диапазона изображения с 8 или 16 битами на канал. Никаких дальнейших настроек не требуется, этот метод является автоматическим.
Компенсация движущихся объектов
Если изображения имеют разное содержимое из-за присутствия движущихся объектов, например машин, людей или листвы деревьев, выберите параметр «Удалить двоение» в диалоговом окне «Объединить в HDR Pro».
Photoshop отображает зеленый контур вокруг миниатюры с оптимальным балансом тонов, указывая базовое изображение. Движущиеся объекты, обнаруженные в других изображениях, удаляются. (Если движение наблюдается в очень светлых или очень темных областях, для получения лучших результатов рекомендуется выбрать миниатюру с хорошей экспозицией движущихся объектов.)
Если в процессе объединения в HDR Pro изначально было создано 32-битное изображение, потом его можно преобразовать в 16- или 8-битное.
- В Photoshop откройте изображение с 32 битами на канал и выберите меню «Изображение» > «Режим» > «16 бит/канал» или «8 бит/канал».
- Настройте экспозицию и контрастность, чтобы получить изображение с требуемым динамическим диапазоном.
- Чтобы преобразовать 32-битное изображение, нажмите кнопку «ОК».
Photoshop всегда отставали в плане создания HDR-программного обеспечения, но в версии CS5 увеличился функционал, что позволило им выйти на совершенно новый уровень.
Примечание: НDR (High Dynamic Range)
переводится как «высокий динамический диапазон». Это технология работы с изображениями и видео, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий.
HDR Pro позволяет объединить несколько фотографий источника для достижения высокого динамического диапазона. В Фотошоп CS5 для создания такого рода изображений предусмотрена функция HDR Toning. Она позволяет добавлять HDR-эффект, используя лишь одну фотографию. Давайте, рассмотрим действие этой функции на практике.
Результат до и после обработки:
Шаг 1.
Открываем в Фотошоп (Ctrl+O) снимок здания из ресурсов урока. Переходим в меню Изображение-Коррекция-HDR тонирование (Image-Adjustment- HDR Toning) .
Шаг 2.
Открылось диалоговое окно с опциями по созданию HDR-эффекта. Вы, наверное, заметили, что изображение сразу изменилось, основываясь на текущей позиции ползунков. В верхнем разделе Способ (Preset) , нажав на стрелку, вы можете попробовать различные варианты набора. Но лучше всего работает вариант Локальная адаптация (Local Adaptation) .
Шаг 3.
Опускаемся в самый низ диалогового окна, в раздел Цвет (Color) , и передвигаем ползунок Вибрации (Vibrance) вправо. Это повышает насыщенность цвета на изображении, что важно при создании эффекта HDR.
Шаг 4.
Переходим в раздел Тон и Детали (Tone and Detail) и сдвигаем слайдер Деталей (Detail) влево. Таким способом можно добавлять на изображение эффект легкости, романтичности.
Шаг 5.
Теперь попробуем переместить ползунок Деталей (Detail) вправо. Обратите внимание, насколько подробно стала выглядеть кирпичная кладка здания. Меньше, чем за минуту, нам удалось превратить обычное фото в шедевр HDR! По-моему, очень просто и здорово!
Первый шаг очень важен, это основа для будущего HDR-снимка.
Идем в меню image > adjustment > shadow/highlight и устанавливаем следующие настройки:
shadows amount:50%
tonal width 45%
radius 44px
high-light amount 67%
tonal width 65%
radius 46px
Дублируем слой (CTRL+J)и меняем режим наложения слоя на Color Dodge. Это действие усилит цвета и сделает светлые участки чисто белыми.
В следующем шаге эти участки восстановятся посредством некоторых действий.
Дублируем текущий слой (CTRL+J) и меняем режим наложения слоя на Linear Burn. Фотография покрылась черными пятнами? Не пугайтесь
Установим цвет переднего плана на черный и применим команду select > color range: fuziness=100 > OK.
Создаем маску слоя (на панели слоев внизу иконка помечена красным кружком), теперь черный цвет исчез. Чтобы сгладить неровности фото, выбираем маску слоя и применяем filter > gaussian blur (значение от 1 до 5 в зависимости от фото).
Следующий шаг очень простой. Дублируем слой «linear Burn», и меняем режим наложения слоя-копии на Overlay, выбираем маску слоя и жмем ctrl+i (select > invert). Это действие затемнит слишком светлые тени и повысит контрастность.
Теперь подкорректируем ещё немного фотографию. Поиграйте с прозрачностью слоя. Оптимальное значение прозрачности слоя «Overlay» будет примерно 40%, а для слоя «Linear Burn» 55%.
Сделайте цвет переднего плана белым. Применим команду select > color range со значением fuziness = 100. На светлых областях появятся «ползующие муравьи». Дублируем первый слой и перемещаем копию поверх остальных слоев. Добавляем маску слоя. Выделяем маску слоя. и применяем filter > gaussian blur.
Жмем на иконку, помеченную красным кружком и выбираем из меню gradient map. Это корректирующий слой, который преобразует цвета на фото в соответствии с выбранным градиентом. В правой части картинки вы видите градиент, который был применен к данной фотографии. Загрузите выделение из маски слоя «light» (Ctrl+клик на маске слоя «light»; при этом активным у вас должен оставаться слой с градиентом), инвертируйте его (select > invert) и нажмите на иконку «add layer mask» . Меняем режим наложения слоя с градиентом на Hard light и уменьшаем прозрачность до 72%.