Открытое занятие на тему "путешествие по крыму". Конспект занятия по крыму
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска
МО Ейский район Краснодарского края
учитель начальных классов
Задорожная Ирина Андреевна
Личностные УУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
– представление о том, что важно понимать друг друга;
Уметь договариваться и разрешать конфликты;
Уметь работать в группах.
- Познавательные УУД:
Расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства;
Развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.
Этап урока
Слайд 2
Учитель: Крым - чудесный край. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах
сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.
Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.
Учитель: Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и
поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех
климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…
На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…
На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…
Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…
(Учитель показывает на карте места, о которых идёт речь в рассказе, проводит работу с картой)
Слайд 3
Учитель: Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.
международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
Как вы понимаете смысл слова «референдум»?
(Дети высказывают собственное мнение)
Учитель: Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то можно выяснить значение этого
(Читает из словаря заранее подготовленная ученица)
Рефере́ндум ( Referendum ) - форма непосредственного граждан, выражающаяся в по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Учитель: В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым.
Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь.
Учитель: Сегодня классный час проведём в форме заочной экскурсии. Ребята
подготовили сообщения о разных этапах в истории Крыма. Послушайте внимательно своих одноклассников и задумайтесь об услышанном, чтобы к концу нашего занятия вы смогли ответить на вопросы и устно составить рассказ об историческом прошлом полуострова Крым.
Ученик 1: История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны
народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…
В русских источниках Крымский полуостров именовался как « Таврида ».
С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.
Ученик 2: Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария . Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.
Слайд 4
Ученик 3 : Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук
Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Чёрное море начинает именоваться Русским.
Слайд 5
Ученик 4: Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится
под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым . Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли. Ханы основывают как столицу – город Бахчисарай. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.
Ученик 5: Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей.
Ученик 6: Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России . Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны.
Слайд 6
Ученик 7: Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал
Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.
Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы. Регулярная армия на южных и западных границах, эскадры Черноморского флота, караваны торговых кораблей были зримым подтверждением ее нового положения в мире. Теперь, как образно заметил канцлер России при Екатерине Великой А.А. Безбородко, без позволения России «ни одна пушка в Европе выпалить не смела ». Победы русского оружия и дипломатии XVIII в. заложили основу дальнейшего политического и социально-экономического развития страны в XIX-XX вв.
Учитель: Невозможно рассказать в течение классного часа обо всех исторических событиях, происходящих в Крыму. Вам представится возможность узнать об этом самостоятельно или во время посещения уроков истории в средних и старших классах.
Мы вспомним с вами исторические события XX века.
Ученик 8: После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.
Ученик 9: В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.
Ученик 10: 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.
Слайд 7
Работа в группах
Учитель: Сейчас проведём работу в группах и выясним, как внимательно вы слушали
сообщения своих одноклассников.
(Класс разделён на 4 группы, идёт обсуждение и высказывания детей)
Слайд 8
Учитель: Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей,
поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.
"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведённых им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года.
Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич."Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.
"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.
"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Слайд 9
Учитель: Прочитайте стихи замечательных поэтов А.А. Ахматовой и А.П.Чехова.
(Дети читают отрывки из стихотворений и высказывают собственное мнение о них)
О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем?
(Дети высказывают свои предположения)
Учитель: Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
Слайд 10
Учитель: Посмотрите, как изобразили красоту Крыма знаменитые русские художники. Что хотели показать они в своих картинах?
(Дети высказывают свои мнения)
Учитель: Крым – это край особенной энергетики, а по-другому – священная земля, подобно иерусалимской.
Крым, кто ты и чей ты?
Ты свободолюбив и не дал себя покорить ни одному народу. Ты, имея ауру живого существа, вздрагиваешь и негодуешь, когда к тебе несправедливы, и, зажмурившись от солнца, отдаёшь тепло людям, когда к тебе приходят с добром.
Ты всё понимаешь и чувствуешь. И принадлежишь в равной мере народам всех 160 национальностей, проживающих в Крыму. Тебя любят миллионы людей, побывавших в гостях, и, несомненно, полюбят те, которым предстоит ещё с тобой познакомиться.
Учитель: Итак, вспомним, что нового вы узнали сегодня во время классного часа:
Когда был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России? (18 марта 2014г.)
Кто из русских князей считается крестителем Руси? (Киевский князь Владимир)
Какой манифест издала Екатерина II в 1783 году? (Присоединение Крыма к России)
Назовите фамилии писателей, поэтов, художников, восхищающихся красотой Крыма.
Учитель: Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
- Закончить классный час я хочу строками из стихотворения А.С.Пушкина: Всё живо там, всё там очей отрада Сады татар, селенья, города; Отражена волнами скал громада, В морской дали теряются суда, Янтарь висит на лозах винограда; В лугах шумят бродящие стада…Учитель: А сейчас покажите смайлики, которые по-вашему мнению, могут рассказать о ваших знаниях и выскажите своё мнение о сегодняшнем классном часе.
Интернет - ресурсы
Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области,
http://pedsovet.su /.
Источники фона презентации сайты : http :// blog . i . ua / /Песня%20о%2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №53 «Русалочка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Непосредственно-образовательная деятельность
с детьми старшей группы с задержкой психического развития
Тема: «Легенды Крыма»
Интегрированное занятие
Подготовила: Малышенко Юлия Евгеньевна
Симферополь 2015
«Легенды Крыма»
1.Образовательные: расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живем. Познакомить детей с крымской легендой, закрепить умение передавать свои впечатления.
2.Развивающие: развивать фантазию, воображение, общую моторику.
3.Воспитательные: прививать любовь к родному Крыму, эстетический вкус. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Предварительная работа:
Просмотр диафильма
Фотоальбом «Этот удивительный Крым»
Ход занятия:
Воспитатель:
«На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь».
Как вы думаете ребята, что это? (Ответы детей).
Верно - это костер. Я приглашаю вас к нашему волшебному костру. Располагайтесь поудобнее и слушайте:
(стихотворение В. Ложко «В горы»)
Жарким-жарким летним днем
С папой в горы мы идем.
Проплывают птицы мимо,
Облака вдали плывут,
Сказка Крыма, чудо Крыма
Наш волшебный край зовут.
Тропка рощицей спешит-
И кизил тут, и самшит.
Листья сочные, густые,
И такая высота!
А внизу белеют чайки
И от солнца Золотые
Золотятся ворота.
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О Крыме. Крым красивый, сказочный, волшебный.
Воспитатель: Да, действительно, Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море и манящие к себе горы. С давних времён в Крыму, в дружбе и согласии живет много разных народов и у каждого своя культура, обычаи, праздники.
А кто вы по национальности? (Ответы детей)
Какие вы знаете праздники, обычаи своего народа?
Крым – это наша Родина. Как у каждой республики у нас есть свой флаг, герб, гимн.
Д/и: «Символы Крыма».
Воспитатель: Особенно в Крыму, красивы, в любое время года – горы. Говорят: «Кто в горах не бывал, тот Крыма не видал». Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие на одну из самых сказочных гор – гору Аю-Даг (или её называют Медведь – гора). У неё есть своя легенда, а расскажет нам её одна гостья, встречайте!(Звучит музыка, заходит Фея).
Фея: Здравствуйте ребята! Я Фея гор, я пришла к вам, чтобы поведать одну легенду о Медведь – горе, которую придумал крымскотатарский народ.
«Давным-давно, когда в горах Крыма жили только дикие звери, здесь было много злых и кровожадных медведей. Они были такими огромными, что земля дрожала от их движения, рева и дыхания. Эти медведи нападали на людей, грабили деревни, а затем опять уходили в горы.
Однажды на берегу моря медведи нашли обломки разбитого корабля, а среди них – сверток. Вожак развернул сверток и обнаружил там маленькую девочку. Одна она выжила во время страшного кораблекрушения. Так и осталась маленькая девочка у медведей. Медведи уходили на охоту, а девочка оставалась в горах и ждала их.
Прошло много лет. Девочка выросла и превратилась в прекрасную девушку. Когда медведи ушли на охоту, девушка гуляла по берегу моря и увидела лодку с красивым юношей. Они сразу же полюбили друг друга, но очень боялись гнева грозных медведей. Шло время. И вот однажды юноша и девушка решили убежать от медведей. Они сели в лодку и отправились в путь через море. Вернувшись с охоты медведи не нашли девушку. И тут вожак увидел лодку в море, и сразу же всё понял. Он очень рассердился и решил наказать беглецов. Чтобы их поймать, он приказал всем медведям пить воду из моря. Сам тоже лег на берег, опустил морду и лапы в воду и с жадностью стал пить.
Видя, что спастись невозможно, девушка запела песню, в которой просила все земные и небесные силы помочь им. И так горяча была её песня, что страшные звери отступили от моря. Лишь вожак не смог оставить морского берега, и продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезала лодка с девушкой.
От горя окаменело могучее тело медведя. Мощные бока его превратились в отвесные склоны, голова стала огромной скалой над морской пучиной, а густая шерсть превратилась в дремучий лес. Великий медведь стал Медведь – горой».
(Беседа по содержанию):
Что мы прослушали о Медведь – горе?
Какого народа легенда?
Почему медведь стал горой?
Физминутка: «Гора»
Воспитатель: Дорогая Фея большое спасибо за интересный рассказ. Эта легенда такая романтичная. Ты знаешь, в нашей группе есть много ребят – крымских татар. И мы хотим подарить тебе на память национальные шапочки этого народа, которые называются – фески.
(Дети украшают фески национальным орнаментом)
Фея: Ой, какая красота! Спасибо большое вам ребята, что вы меня внимательно слушали, и конечно за эти прекрасные рисунки. Когда я буду в своём дворце на вершине горы, они всегда будут напоминать мне о нашей приятной встрече.
До свиданья! До новых встреч!
Дети: До свиданья, Фея!
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Вы все были большие молодцы!
Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Крым в сердце моём"
Программное содержание: Формировать у детей
старшего дошкольного возраста представления о родном крае, Родине. Расширить представление детей о малой Родине. Закрепить знания детей о символике Крыма (флаге и гербе) , познакомить с гимном Крыма. Упражнять в подборе существительных к прилагательным и наоборот прилагательных к существительным. Развивать эмоциональную сферу ребенка. Воспитывать уважение к символике страны и познавательный интерес к истории своей малой Родины.
Предварительная работа:
- Беседа о малой Родине и о городе Симферополе.
- Заучивание стихотворений и пословиц о Родине.
- Стенгазеты «Мой родной Крым» .
- Чтение произведений русских писателей о Родине, природе родного края, легенд и мифов о Крыме.
- Изготовление бумажных голубей в технике оригами.
В.: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Д.: Здравствуйте.
В.: Детишки, становитесь все в кружок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и возьмите друг друга за руки. Мы все ходим в детский сад «Незабудка» , мы живем с вами на прекрасном, чудесном, любимом полуострове Крым, в одной большой стране под названием Россия.
А сейчас я предлагаю вам послушать песню Ю. Антонова «Родные места» ,
В.: Ребята, кто мне скажет, о чем поется в песне? (о родных местах, о родной стороне, что есть места другие, но самые родные это места где мы родились и выросли) .
В.: Верно, это песня о родных местах, о Родине.
Послушайте слова, которые сказал великий русский писатель Михаил Пришвин: «Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - леса и горы. А человеку нужна Родина.» Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей малой Родине - о нашем родном Крымском полуострове.
Ребята присаживайтесь, пожалуйста, на стулья и послушаем, о чем говорят Артем и Женя.
Артем: Как бы я хотел сейчас увидеть Родину.
Женя: Ой, да ты ее каждый день видишь!
Артем: Но где же она?
Женя: А ты посмотри по сторонам, что ты видишь?
Артем: Я нахожусь в своей группе в детском саду.
Женя: Вот именно. Родина начинается с маминой колыбели, родного дома и детского сада.
В.: С чего же начинается Родина, ребята? (с родной стороны, с семьи, с родной улицы) . А сейчас внимательно послушайте песню.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
В.: Максим Пышненко расскажи, пожалуйста, что мы Родиной зовем?
Максим: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!
B.: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери словечко» к словам родной, родная нужно придумать подходящее слово. Вспомните, пожалуйста, кто и что может быть родным (проводится игра с мячом, дети стоят возле стульев) .
В.: Все верно вы сказали, а сейчас давайте вместе нежно скажем «мамочка родная» , а теперь хором произнесем «родной наш детский сад» .
В.: Хорошо у вас получилось. А теперь встаньте, пожалуйста, в полукруг и послушайте внимательно стихотворение И. Гаспринского:
Его называют «зеленый остров» .
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
Здесь все как в легенде:
Скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток.
Реки, озера, степные просторы,
Весенней яйлы златотканный платок.
Крым -родина наша, помните это.
Души не жалейте ради нее!
Пусть над зеленым островом нашим Мирное, доброе солнце встает!
В.: Ребята, посмотрите на карту Крыма, он действительно похож на чайку, летящую над морем.
Скажите, пожалуйста:
- Какими морями омывается наш Крым?
- Что можно еще увидеть на карте Крыма?
- Назовите города Крыма.
- Какой город называется столицей Крыма? Почему?
В.: А теперь пришло время поиграть еще в одну игру, а называется она «Скажи красивые слова о Крыме» . За каждое слово я буду ставить цветок в корзину (дети называют прилагательные) .
Посмотрите, как наполнилась цветами корзина, а значит и словами. Вот видите сколько слов можно подобрать к нашему родному и любимому Крыму.
В.: Прославляя свою Родину, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:
Дети: 1. Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Родину Мать умей защищать.
3. Нет ничего краше, чем Родина наша.
4. Жить - Родине служить.
5. Охранять природу - значит охранять Родину.
6. На родной стороне и ворона родная.
В.: Молодцы, много знаете пословиц о Родине. А сейчас встаньте, пожалуйста, в круг и немножко отдохнем.
Физминутка:
У нас в Крыму горы высокие,
Моря глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы ребята вот такие!
В.: Ну отдохнули немножко, присаживаемся на свои места.
Ребята, каждая страна имеет свои символы. Какие символы Крыма вы знаете?
Дети: Флаг, герб, гимн.
В.: Из каких цветов состоит крымский флаг?
Дети: Из синего, белого, красного.
В.: Что вам напоминает синий цвет? (Ответы детей) .
Что вам напоминает белый цвет? (Ответы детей) .
Что вам напоминает красный цвет? (Ответы детей) .
В.: Ребята, каждая полоска на крымском флаге имеет свое значение. Синий цвет-это честность и верность своему народу; белый - это белый лист бумаги, на котором пишется история нашего государства; красный - символизирует смелость, решительность, отважность, мужество. А где можно увидеть флаг Крыма?
Дети: На празднике,
соревнованиях, по телевизору.
В.: Молодцы, все правильно.
Вам было дано домашнее задание изготовить вместе с родителями разными способами флаг Крыма, и вы с этим заданием справились. Подойдите и возьмите свои флаги и давайте покажем нашим гостям.
Звучит торжественная музыка.
Чтение стихов,
В.: Еще один отличительный знак нашего государства - это герб.
Илья, расскажи, пожалуйста, что изображено на гербе Крыма?
Илья: На красном щите изображен Грифон, у него тело льва, а голова и крылья орла, в правой лапе он держит
жемчужину.
Жемчужина - это наш Крым. Под щитом и вокруг колон расположена лента с надписью: «Процветание в единстве» , а сверху виднеется восходящее солнце.
В.: Третий символ нашей страны - это гимн. Гимн - это торжественная песня страны. Граждане слушают гимн стоя и поворачивают голову в сторону флага. Дорогие ребята и уважаемые гости я предлагаю послушать гимн Крыма.
Звучит гимн Крыма.
В.: Итак, сегодня мы с вами говорили о нашей малой Родине - о Крыме, о его государственных символах: флаге, гербе, гимне, но есть символы, которые едины для всех стран нашей большой планеты Земля - это белый голубь. Он является символом мира и несет в себе чистоту, доброту и мир.
Дорогие гости, ребята приготовили для Вас и для своих родителей бумажных голубей, которые сделали своими руками. И пусть они несут в ваши дома мир, добро и покой.
МБДОУ №30 «Березка»
в средней группе
Путешествия по Крыму
Воспитатель средней группы №3
МБДОУ №30 Афанасьева О.М.
Симферополь 2014
Путешествие по Крыму
Под музыку В.Шаинского «Улыбка» входят дети, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, мы живем в замечательном живописном месте. Как оно называется?
Дети: Крым.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашего полуострова. На что похож Крым?
Дети: На самолет. На большую рыбу, на птицу, на крест.
Воспитатель: А какие города Крыма вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Мы всегда рады принять гостей. Как они к нам попадают?
Дети: Прилетают на самолетах, приплывают на кораблях, приезжают на поездах и машинах.
Воспитатель: Зачем они едут в Крым?
Дети: Загорать, купаться в море, есть фрукты, пить минеральную воду, мазаться лечебной грязью, лазать по горам, любоваться природой.
Под музыку входит мальчик, с маской «солнце».
Воспитатель: Вот выглянуло солнышко, обогрело нас. Какого оно цвета?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Что еще бывает желтого цвета?
Дети: Песок, банан, лимон, нос у скворца, осенний лист и т.д.
Дети садятся и выкладывают цифры, от одной до десяти.
Воспитатель (загадывает загадку).
Что за желтые комочки семенят за мамой-квочкой
Вы узнали их, ребята, да ведь это же......
Под музыку «Цып-цып, мои цыплята», входят дети в костюмах цыплят.
Воспитатель: Посмотрите, кто находится в середине, кто справа, кто слева?
Как называются мама и папа цыпленка?
Ответы детей
Ребенок-цыпленок показывает лапку, дети считают, сколько пальцев у него впереди, сзади, сколько у него ножек, сколько всего цыплят, поднимают соответствующую цифру.
Воспитатель: Ребята, в нашем Крыму кроме желтого песка есть еще луга и леса. Какого они цвета, что еще зеленого цвета? Что еще зеленого цвета?
Дети: Лес, листья, трава, крокодил, огурец и т.д.
У нас в Крыму замечательные сады с фруктами и огороды с овощами, давайте отправимся туда.
Перед нами две тропинки из цветов: одна узкая и длинная, по ней должны пройти мальчики, другая – широкая и короткая, её выбирают девочки.
Дети выбирают соответствующую дорожку и идут по ней, произнося речевку, сопровождая её ритмическими упражнениями.
Дети: За малинкой в лес пойдем
Сладких ягод соберем
Солнышко высоко
А в лесу тропинка
Сладкая ты моя
Ягодка малинка
В конце дорожки дети поднимаю малинку, на обратной стороне которой изображены овощи или фрукты.
Вот какой урожай мы собрали в нашем огороде.
Пора сделать заготовки.
Из овощей мы сварим борщ, а из фруктов варенье.
Дети произносят названия овощей и фруктов и складывают овощи в кастрюлю, а фрукты в банку.
Воспитатель: Давайте с вами пойдем сейчас в лес. Как надо себя вести в лесу?
Ответы детей
Звучит запись щебета птиц. Дети идут по воображаемому лесу.
Воспитатель: Постарайтесь узнать, чьи птичьи голоса вы сейчас слышите?
Воспитатель: предлагает детям присесть и слепить птиц.
Двое детей выбирают изображение птиц, отдельно складывают перелетных и неперелетных, называя их.
Воспитатель: А вот и полянка. Вы устали, давайте присядем. Дети садятся, надевают «волшебные очки», под пение птиц произносят свои заветные желания.
Воспитатель: хорошо в лесу, но нам пора идти дальше, к голубой воде. Какие водоемы у нас есть?
Дети: Реки, озера, Чёрное и Азовское море.
Воспитатель: Стелит голубую ткань.
Д/и «Скажи вежливое слово – переступи через речку».
Д/и «Поймай рыбку в речке».
Воспитатель: Наконец мы дошли до моря.
Воспитатель: Надевает капитанскую фуражку под музыку проходит морская физминутка.
Воспитатель: Вот какой наш Крым прекрасный и замечательный. Мы с вами будем обязательно путешествовать по нему и дальше. А пока нам пора возвращаться в наш детский сад.
Путешествие окончено.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Жар – птица» муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия с использованием народных игр
в разновозрастной группе № 4
с крымскотатарским языком обучения
«Крым многонациональный»
Подготовила:
воспитатель Аметова Г.Р.
г. Симферополь
2015 год
Цель. Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов.
Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.
Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.
Продолжать учить согласовывать движения с текстом, закрепить навыки ориентировки в пространстве.
Воспитывать ловкость, быстроту, выносливость, коммуникативность.
Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.
Оборудование. Шапочки дятла и ласточки для подвижной игры, обручи, аудио запись музыки (разных народов), зерно, монетки, уголек, куклы – мотанки, голубая бусинка.
Звучит песня о Крыме. Заходят дети в национальных костюмах.
Ребенок: Родной наш Крым, родной наш Крым
Собрал народов братство.
И каждый рад сказать сейчас
Сердечное всем «Здравствуй». (на трех языках)
Воспитатель: Дети, есть на земле удивительный полуостров, который населяют народы разных национальностей. У каждого народа свой язык, символы, традиции, обычаи. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где они родились и трудятся, где живут наши родители и друзья. Вы уже догадались, о чем идет речь?
Дети: Это наш Крым.
Воспитатель: А кто скажет, какой наш Крым?
Дети: Сказочный, волшебный, солнечный, морской, красивый, яркий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Правильно. Мы живем в Республике Крым. Она входит в состав России. Главное богатство Крыма – это люди, на полуострове проживает много-много разных народов. У них разные имена, разные обычаи и традиции. Посмотрите на карту полуострова и вспомните, люди каких национальностей проживают в Крыму?
Дети: Русские, украинцы, крымские татары, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, караимы и д. р.
Воспитатель: Действительно, наш Крым стал родным домом для многих людей. И все они хотят жить в мире и дружбе.
Ребенок: Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно.
Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о некоторых народах, живущих в нашем общем доме, рядом с нами: крымских татарах, русских и украинцах. И неважно, что люди говорят на разных языках, важно, что мы, в Крыму, живем дружно, одной большой семьей со своими традициями, обычаями и обрядами. Ребята, а кто знает, что такое традиция?
Ребенок: Традиции – это правила, которые выполняют в семье, они передаются от старшего поколения младшему.
Воспитатель: Ребята, кто нам расскажет о обычаи крымских татар?
Ребенок. Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.
Воспитатель. А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».
Ребенок. Весьма достойно сожаленья,
Что стали нынче забывать
Как в знак любви и уваженья
Обычай руки целовать.
Воспитатель. Кто еще дополнит, какие еще обычаи есть у крымских татар?
Ребенок. На третий день рождения ребенка мулла читает молитву и трижды шепчет в ушко имя ребенка. На руку привязывают синюю или голубую бусинку, чтобы уберечь ребенка от сглаза.
Воспитатель. Хороший обычай, добрая традиция. А еще для каждого народа традициями считались народные праздники и гуляния. На этих гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке. Вы помните, как назывались такие игры?
Дети. Народные игры.
Инструктор по физкультуре. Вот и я вам хочу предложить поиграть в народную крымскотатарскую игру «Айдыныз балалар».
Ребенок. Тогерекке тез – тез турыныз
Оинын башлайикъ.
Дети становятся в круг и говорят слова:
Айдыныз балалар
Бу (имя ребенка)
Ортамызгъа алайикъ.
Оне япса бизде оны
Эп бирликте япайыкъ.
Дети повторяют движения ребенка, которого выбрали.
(выходят дети в русских костюмах)
Воспитатель. – О каких обычаях вы нам расскажите?
Ребенок. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, прабабушки и прадедушки клали в таз с водой – уголек, зернышки и монетки.
Воспитатель. – А как вы думаете, почему клали эти вещи в таз с водой?
Ребенок. - Когда клали уголек, говорили – привыкай к домашнему теплу.
А когда клали зернышки, говорили, будь всегда сыт.
Когда клали монетки, говорили, будь всегда богат.
Воспитатель. И, конечно, же всегда здоров. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ребенок. Закаляться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и играть в разные игры.
Ребенок. Много русских игр мы знаем,
С радостью мы в них играем.
Инструктор по физкультуре. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ласточка и пчелы».
Русская народная игра «Ласточка и пчелы»
(Дети бегают врассыпную, имитируя полет пчелок, ведущая говорит слова)
Пчелки летают, медок собирают.
Зум – зум – зум,
Зум, зум, зум – 2 раза.
Ласточка встанет, пчелок поймает.
(выходят дети в украинских костюмах)
Дети. Доброго ранку, в i таэмо
Воспитатель. – Что мы помним об обычаях и обрядах в украинских семьях?
Ребенок. При рождении ребенка, делали куклу – мотанку – «младенца». Такая кукла выглядела как ребенок в пеленках. Ее клали в колыбельку к малышу, чтобы она защищала его от сглаза, охраняла сон, берегла здоровье.
Ребенок. А я знаю, что оберегом для дома и семьи была кукла – берегиня. В голову, которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достататка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке - берегине на лицо обязательно наматывали крест. Такую куклу вешали или ставили в угол, со стороны восхода солнца.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, что у кукол – мотанок нет лица. Потому что считалось, что если у куклы – мотанки есть лицо, то в нее может вселиться злой дух.
Инструктор по физкультуре.
На наше свято
Друз i в закликаемо,
Разом з ним i ми сьогодня
В i гру пограемо.
А гра мае назву «Дятел»
Украинская народная игра «Дятел».
Дети. Ходить дятел по житниц i , шукаэ зернятко пшениц i .
Дятел. Мен i не самотньо одному, кого хочу, того в i зьму.
(Дети ищут себе пару).
Воспитатель. Ребята, мы сегодня познакомились с традициями, обычаями, народными играми разных национальностей. Главное, чтобы мы жили в мире и согласии.
Ребенок. Мудрость народов вы берегите,
В дружбе и в радости вместе живите,
Дружбой народов славься всегда,
Город родной и родная земля.
Воспитатель. Пусть дружных народов большая семья
Прославит тебя,
Инструктор по физкультуре. (слайд 19)
Остров разноцветный по имени Крым-
В мире прекрасное место.
Татарин, грек, армянин, караим
Здесь проживают все вместе.
Ребята, а что у меня в руках?
Дети. Венок.
Посмотрите, какие в этом венке красивые цветы. Все разные: голубые, желтые, красные… и все они сплетены в одно единое целое.
Любите друг друга,
Будьте дружны,
Как в этом веночке – эти цветы!
Дети под музыку уходят. (песня «Вместе дружная семья!»)