Обеспечение школьной формой. Школьная форма - требования к ношению и порядок приобретения. Информация об изменениях
Кабинета Министров
Республики Башкортостан
N 68
Положение
о порядке бесплатного обеспечения учащихся государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений из многодетных семей школьной формой
либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения
школьных занятий
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящее Положение определяет порядок бесплатного обеспечения учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений из многодетных семей школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий (далее - школьная форма).
2. Право на бесплатное обеспечение школьной формой предоставляется навесь период обучения учащимся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, проживающим в многодетных семьях, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних (до исполнения им 18 лет по состоянию на 1 сентября очередного учебного года) детей, в том числе усыновленных и (или) принятых под опеку (попечительство), среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленного в Республике Башкортостан (далее - учащиеся из многодетных семей).
3. Право на бесплатное обеспечение школьной формой не предоставляется учащимся из многодетных семей:
находящимся на полном государственном обеспечении.
4. Бесплатное обеспечение школьной формой учащегося из многодетной семьи осуществляется в виде денежной компенсации за приобретенную школьную форму (далее - денежная компенсация), выплачиваемой одному из родителей (законных представителей).
5. Представление денежной компенсации осуществляется один раз в два учебных года в размере фактических расходов, произведенных по приобретению школьной формы, но не более размера средней стоимости школьной формы, установленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан по состоянию на 1 сентября текущего года.
6. Денежная компенсация предоставляется:
учащимся из многодетных семей государственных общеобразовательных учреждений - Министерством образования Республики Башкортостан;
учащимся из многодетных семей муниципальных общеобразовательных учреждений - органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Информация об изменениях:
7. Один из родителей (законный представитель) учащегося (учащихся) из многодетной семьи (далее - заявитель) для получения денежной компенсации представляет в общеобразовательное учреждение по месту обучения ребенка (детей) в срок до 1 октября текущего года следующие документы:
заявление о предоставлении денежной компенсации за приобретенную школьную форму согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
свидетельства о рождении на каждого ребенка, являющегося несовершеннолетним;
справку о составе семьи;
кассовые (товарные) чеки, подтверждающие приобретение школьной формы;
справку из управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) (отдела управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) в районе (городе)) (далее - территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ) по месту жительства (месту регистрации) одного из родителей (законного представителя), подтверждающую отнесение многодетной семьи к категории малоимущих (далее - справка).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 г. N 501 настоящее приложение дополнено пунктом 7.1, вступающим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г.
7.1. Справка выдается заявителю.
От имени заявителей могут выступать лица, полномочия которых установлены доверенностью.
Решение вопроса о выдаче справки осуществляется на основании заявления о выдаче справки по форме, устанавливаемой Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - заявление), и следующих документов:
заявлений о согласии членов семьи заявителя либо их законных представителей на обработку их персональных данных (за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, и разыскиваемых лиц, места нахождения которых не установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (лица, полномочия которого установлены доверенностью);
доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - для лица, полномочия которого установлены доверенностью.
В случае неполучения ежемесячного пособия на ребенка дополнительно представляются:
паспорта или иные документы, удостоверяющие личность заявителя, другого родителя и детей в возрасте от 14 лет;
документы, подтверждающие регистрацию заявителя и членов его семьи по месту жительства или по месту пребывания, - справки о составе семьи;
справки о доходах заявителя и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
свидетельства о рождении детей, являющихся несовершеннолетними;
сведения о размере земельного участка либо об его отсутствии (для граждан, проживающих в сельской местности);
выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) на ребенка (детей), находящегося (находящихся) под опекой (попечительством);
справка, подтверждающая факт получения (неполучения) в соответствии с законодательством Республики Башкортостан опекуном (попечителем) денежных средств на содержание находящегося (находящихся) под опекой (попечительством) ребенка (детей), выдаваемой органом местного самоуправления, на ребенка (детей), находящегося (находящихся) под опекой (попечительством).
В случае отсутствия доходов у трудоспособных членов многодетной семьи заявитель представляет письменное объяснение причин этого с приложением соответствующих документов (справки с места учебы, справки из государственной службы занятости населения, трудовой книжки). В случае отсутствия трудовой книжки у трудоспособного члена многодетной семьи заявитель в данном письменном объяснении указывает причины ее отсутствия.
В случае обращения заявителя в территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ документы представляются в подлинниках (нотариально заверенных копиях) либо в копиях с предъявлением подлинников.
Специалист территориального органа (отдела территориального органа) Минтруда РБ, принявший заявление и документы, проверяет их, снимает копии с тех документов, которые должны быть возвращены заявителю, и заверяет копии документов в установленном порядке.
Заявление и документы (копии документов), представляемые посредством почтового отправления, должны направляться с объявленной ценностью при пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Подлинность подписей заявителя на заявлении и копиях документов, направляемых по почте, должна быть нотариально заверена. Направление заявления и документов (копий документов) по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Обязанность подтверждения факта отправки заявления и документов (копий документов) лежит на заявителе.
Территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ для выдачи справки осуществляет сверку с базой данных получателей ежемесячного пособия на ребенка, а если заявитель не является получателем такого пособия, производит исчисление среднедушевого дохода семьи в соответствии с порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года N 273 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2012 года N 309).
Справка выдается в день обращения заявителя в территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ при условии представления всех необходимых документов.
Основаниями для отказа в выдаче справки являются:
несоответствие представленных документов условиям, определяющим право на денежную компенсацию;
несоответствие представленных документов предъявляемым к ним требованиям (наличие противоречивой информации; записи сделаны карандашом; содержатся подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документе исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание; истек срок действия документа; отсутствуют его реквизиты:
номер, дата выдачи, подпись, печать);
представление неполных сведений, необходимых для решения вопроса о выдаче справки, подтверждающей отношение семьи к категории малоимущих;
отсутствие у заявителя права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы.
Отказ в выдаче справки может быть оспорен (обжалован) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При наличии в семье двух и более учащихся общеобразовательных учреждений выдается одна справка на всех учащихся, обучающихся в одном общеобразовательном учреждении.
При утере (порче) справки заявителю на основании письменного заявления выдается дубликат с регистрационным номером утерянной справки.
Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений и документов.
Территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ:
ведет журнал учета выдачи справок по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан информацию о численности учащихся, получивших справки, по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
8. На основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения:
определяют право учащихся из многодетных семей на бесплатное обеспечение школьной формой;
ведут учет периодичности предоставления денежной компенсации за приобретенную школьную форму;
составляют в двух экземплярах списки учащихся из многодетных семей на предоставление денежной компенсации за приобретенную школьную форму (далее - списки) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
государственными общеобразовательными учреждениями - в Министерство образования Республики Башкортостан;
муниципальными общеобразовательными учреждениями - в органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
9. В государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на каждого заявителя формируется дело, в которое подшиваются представленные документы (копии документов), указанные (указанных) в пункте 7 настоящего Положения. Дела хранятся в данных учреждениях весь период обучения учащихся из многодетных семей и не менее 3-х лет после его окончания.
10. Министерство образования Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляют:
выплату денежной компенсации за приобретенную школьную форму способом, указанным в заявлении о предоставлении денежной компенсации за приобретенную школьную форму:
путем перечисления денежных средств на лицевые счета граждан в кредитных организациях или через подразделения федеральной почтовой связи;
расчет стоимости и оплату соответствующих услуг кредитных организаций и подразделений федеральной почтовой связи.
11. Финансирование расходов на выплату денежной компенсации за приобретенную школьную форму для учащихся из многодетных семей с учетом оплаты услуг кредитных организаций и подразделений федеральной почтовой связи производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
12. Средства бюджета Республики Башкортостан направляются:
в Министерство образования Республики Башкортостан - в порядке, установленном для исполнения бюджета Республики Башкортостан;
бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и необходимом органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, переданных Законом Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан".
13. Органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (по итогам года - в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют по согласованной форме в Министерство образования Республики Башкортостан отчет о количестве учащихся из многодетных семей и ходе осуществления переданных государственных полномочий.
Министерство образования Республики Башкортостан ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (по итогам года - в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным) представляет в Министерство финансов Республики Башкортостан по согласованной форме сводный отчет о количестве учащихся из многодетных семей и ходе осуществления переданных государственных полномочий в обеспечении школьной формой.
14. Ответственность за правомерность предоставления и правильность расчетов средств, необходимых на выплату денежной компенсации за приобретенную школьную форму для учащихся из многодетных семей, возлагается на руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
15. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляют Министерство образования Республики Башкортостан и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
- Приложение N 1. Заявление о предоставлении денежной компенсации за приобретенную школьную форму либо заменяющий ее комплект детской одежды для посещения школьных занятий
Приложение N 2. Список учащихся из многодетных семей для предоставления денежной компенсации за приобретенную школьную форму
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
Об обеспечении школьников школьной формой
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и в соответствии с письмом Контрольного управления Президента Российской Федерации от 11 марта 2014 года N А8-2338-2/3 по вопросу о решениях по обеспечению школьников школьной формой Минобрнауки России совместно с Минфином России (Фаррахов А.З., письмо от 27 июня 2014 года N 12-02-03/3189), Минэкономразвития России (Беляков С.Ю. письмо от 5 мая 2014 года N 9910-СБ/Д04и), Минрегионом России (Крук М.Д., письмо от 23 июня 2014 года N 8780-МК/06), Минпромторгом России (Евтухов В.Л., письмо 24 июня 2014 года N ЕВ-9240/08), Роспотребнадзором (Попова А.Ю., письмо от 7 апреля 2014 года N 01/3887-14-16) проработало вопрос и представляет проект доклада Президенту Российской Федерации.
Министр
Д.В.Ливанов
Приложение. Проект. Об обеспечении школьников школьной формой
Приложение
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В.Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение вашего поручения по вопросу об обеспечении школьников школьной формой Правительство Российской Федерации докладывает.
Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 148-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части, касающейся установления требований к одежде обучающихся общеобразовательных организаций.
В соответствии с принятыми изменениями статьи 38 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) требования к одежде обучающихся (общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия и правилам ее ношения) вправе устанавливать организации, осуществляющие образовательную деятельность, в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, изданы нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к одежде обучающихся общеобразовательных организаций.
В уставы всех общеобразовательных организаций внесены изменения, регламентирующие введение строгого стиля одежды во время посещения занятий; модельный ряд компонентов одежды определяется участниками образовательных отношений.
Требования к одежде обучающихся складываются из многих параметров, она должна быть в том числе:
- безопасной для здоровья (изготовлена из тканей натуральных и смешанных волокон);
- достаточно прочной и практичной;
- максимально удобной с точки зрения эргономики и удобства кроя;
- эстетически привлекательной и, по возможности, многофункциональной (то есть иметь внутренние элементы, которые адаптируют модель на разные фигуры);
- доступной по цене.
До 1 августа 2014 года Минпромторгом России планируется создать единый общероссийский информационный ресурс, содержащий примерные варианты комплектов школьной формы российского производства с указанием их ориентировочной стоимости и качественных характеристик, включая данные о соответствии действующим гигиеническим и санитарным требованиям.
Предприятия легкой промышленности, включенные в Союз производителей школьной формы, принимают активное участие в наполнении указанного информационного ресурса.
Кроме того, во исполнение пункта 6 Плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 962-р , в Минэкономразвития России в настоящее время находится на рассмотрении проект национальной технологической платформы "Инфраструктура детства", в рамках разработки которой запланировано проведение научно-исследовательской работы "Антропометрические исследования детского населения России для выявления основных трендов изменений тотальных размеров тела детей и подростков" (основные участники - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и НИИ возрастной физиологии Российской академии образования). В результате проведения данной работы будут подготовлены предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части товаров детского ассортимента, в том числе о внесении соответствующих изменений в действующие ГОСТ 17916-96 "Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды" и ГОСТ 17917 "Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для проектирования одежды".
Минпромторгом России и Минобрнауки России подготовлено совместное обращение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, о мерах по введению требований к одежде обучающихся.
Также планируется организация выставки образцов школьной одежды в рамках проведения всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг , в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза , разрабатываемых Росстандартом, отсутствуют коды по отнесению продукции для детей к "школьной форме" или к "одежде для обучающихся", что затрудняет создание механизма нормативного регулирования цен.
В соответствии с протокольным решением по итогам совещания в Минпромторге России по вопросам введения одежды для обучающихся от 9 июня 2014 года N 08-1492 Национальным союзом производителей школьной формы прорабатывается определение понятия предметов "школьной формы" для внесения соответствующих изменений в классификаторы.
Оказание содействия российским производителям школьной формы в настоящее время осуществляется за счет региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Поддержка отечественных производителей легкой промышленности осуществляется в рамках подпрограммы "Легкая промышленность и народные художественные промыслы" Государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Госпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328 .
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены следующие меры государственной поддержки организаций легкой и текстильной промышленности в рамках Госпрограммы :
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2014 годах, на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения: в 2014 году - 523,3 млн рублей, в 2015 году - 534,1 млн рублей, в 2016 году - 534,1 млн рублей;
- субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2015 годах, на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению: в 2014 году - 75,0 млн рублей, в 2015 году - 105,0 млн рублей, в 2016 году-125 млн рублей;
- субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию производства в сфере текстильной и легкой промышленности, в том числе льняного комплекса по 250 млн рублей в 2014-2016 годах ежегодно.
В случае невозможности применения указанных мер государственной поддержки отечественных предприятий, занятых в процессе производства одежды для обучающихся, Минпромторгом России, как главным распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета и ответственным исполнителем Госпрограммы , могут быть внесены соответствующие изменения в условия их предоставления.
Кроме того, возможно применять не только субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на закупку сырья и материалов, но и софинансирование покупки нового оборудования через лизинг.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предусмотрено установить для многодетных семей бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий в соответствии с установленными нормативами.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29 июня 1992 года N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" региональными нормативными актами определяются льготные категории обучающихся, случаи и порядок обеспечения форменной одеждой за счет местных бюджетов.
Компенсация приобретения школьной одежды для льготных категорий обучающихся составляет от 1000 до 6000 рублей на человека в год.
В качестве одной из наиболее эффективных мер поддержки малоимущих и многодетных семей в части обеспечения школьной формой, по мнению Минпромторга России, является выделение определенного эквивалента платежного средства (посредством регионального и федерального бюджетирования в размере 50/50) на закупку одежды для обучающихся у отечественных производителей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?
У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.
Для чего была введена школьная форма?
- Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
- Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
- Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
- Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?
С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.
С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.
В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.
Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.
Кто определяет, какую форму должны носить дети?
Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.
Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:
- обороны и безопасности государства;
- обеспечения законности и правопорядка;
- таможенного дела и т. д.
В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).
Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?
Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.
Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.
Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.
- Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
- Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
- Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
- Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.
Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. Образцы и описание форменной одежды обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, правила ношения форменной одежды и знаки различия устанавливаются учредителями указанных образовательных организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями.
6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Т.П. Ерофеева,
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления
Государственной академии промышленного менеджмента, г. Ярославль
В настоящее время образовательные организации с согласия родителей и обучающихся могут самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся. Однако требования к школьной форме устанавливаются и контролируются государством. А порядок ее приобретения регламентируется закупочным законодательством.
Основание для введения школьной формы
С приближением осени ежегодно наблюдается предшкольный ажиотаж, посвященный обеспечению учебного процесса. Для родителей это материальное оснащение и психологическая подготовка, а для образовательных организаций - разработка, утверждение учебных планов, подготовка помещений, приобретение мебели, методических и наглядных пособий. Что же касается вопросов, определяющих требования к одежде обучающихся, то они стоят перед обеими сторонами.
Напомним, что, согласно статье 38 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Письмом от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 Минобрнауки России направило для использования Модельный нормативный правовой акт субъекта РФ об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Модельный акт). Данный документ лег в основу нормативных актов субъектов РФ. Так, например, приказ Департамента образования города Москвы от 30.06.2014 № 489 "Об утверждении Типовых требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" не устанавливает каких-то дополнительных правил, а декламирует основные положения Модельного акта.
Модельный акт можно взять за основу не только в рамках принятия нормативного акта на уровне субъекта РФ, но и при разработке локального нормативного акта непосредственно в образовательном учреждении. Данный документ называет цели установления единых требований к одежде обучающихся.