Эпидемиология кариеса зубов. Интенсивность и другие основные показатели кариеса Показатели характеризующие заболеваемость детского населения кариесом
В статье приведены результаты стоматологического обследования 625 детей, проживающих в городе Уфе. При обследовании использовалась анкета для родителей, в которую включены вопросы об информированности по вопросам гигиены полости рта, факторам риска возникновения стоматологических заболеваний, рациону питания. Результаты эпидемиологических стоматологических обследований свидетельствуют о достаточно высокой (по критериям ВОЗ) распространенности кариеса как временных, так и постоянных зубов 6-ти, 12-ти и 15-ти летних детей города Уфы, высокой распространенности заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий. В результате проведенного стоматологического обследования и анкетирования были установлены высокая распространенность основных стоматологических заболеваний у детей, низкий уровень стоматологической просвещенности родителей, что требует совершенствования существующих профилактических мероприятий у данной группы населения.
распространенность
заболевания пародонта
зубочелюстные аномалии
анкетирование
гигиена полости рта
1. Аверьянов С. В. Аномалии зубочелюстной системы, кариес зубов и заболевания пародонта у детей города Белорецка / С. В. Аверьянов // Электронный научно-образовательный вестник. Здоровье и образование в XXI веке. – 2008. – Т. 10, № 1. – С. 5-6.
2. Аверьянов С. В. Распространенность и структура зубочелюстных аномалий у детей крупного промышленного города / С. В. Аверьянов, О. С. Чуйкин // Dental Forum. – 2009. – № 2. – С. 28-32.
3. Авраамова О. Г. Проблемы и перспективы школьной стоматологии в России / О. Г. Авраамова // Материалы XVI Всерос. науч.-практ. конф. Труды XI съезда Стоматологической Ассоциации России и VIII съезда стоматологов России. – М., 2006. – С. 162–166.
4. Боровский Е. В. Распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта по материалам обследования двух регионов / Е. В. Боровский, И. Я. Евстигнеев // Стоматология. – 1987. – № 4. – С. 5-8.
5. Воронина А. И. Комплексная оценка состояния здоровья школьников г. Н. Новгорода / А. И. Воронина, Гажва С. И., Адаева С. А. // Материалы межвузовской конференции молодых ученых. Москва – Ярославль – Н.Новгород – Чебоксары. – Москва, 2006. – С.21-22.
6. Гажва С. И. Состояние детской стоматологической службы Г. Владимира / С. И. Гажва, С. А. Адаева // Материалы межвузовской конференции молодых ученых. Москва – Ярославль – Н.Новгород – Чебоксары – Москва – 2006 – С.23-24.
7. Гажва С. И. Мониторинг эпидемиологии стоматологических заболеваний у детей Владимирской области / С. И. Гажва, С. А. Адаева, О. И. Савельева // Нижегородский медицинский журнал, приложение «Стоматология». – 2006. – С.219-221.
8. Гажва С. И. Противокариозная эффективность фтора при различном исходном состоянии местного иммунитета полости рта: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.21 / Гажва Светлана Иосифовна. – Казань, 1991. – 18 с.
9. Гажва С. И. Состояние детской стоматологической службы г. Владимира / С. И. Гажва, С. А. Адаева // Материалы межвузовской конференции молодых ученых. Москва – Ярославль – Н.Новгород – Чебоксары – Москва – 2006 – С.23-24.
10. Гончаренко В. Л. Стратегия здоровья для всех в Российской федерации / В. Л. Гончаренко, Д. Р. Шиляев, С. В. Шуралева // Здравоохранение. – 2000. – № 1. – С. 11–24.
11. Кисельникова Л. П. Пятилетний опыт реализации школьной стоматологической программы / Л. П. Кисельникова, Т. Ш. Мчедлидзе, И. А. // М., 2003. – С.25-27.
12. Кузьмина Э. М. Распространенность стоматологических заболеваний среди населения различных регионов России / Э. М. Кузьмина // Проблемы нейростоматологии и стоматологии. – 1998. – № 1. – С. 68-69.
13. Леонтьев В. К. Профилактика стоматологических заболеваний / В. К. Леонтьев, Г. Н. Пахомов. – М., 2006. – 416 с.
14. Лукиных Л. М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта / Л. М. Лукиных. –М.: Медицинская книга, 2003. – 196 с.
15. Лукиных Л. М. Профилактика основных стоматологических заболеваний в условиях района крупного индустриального города: дис. … д-ра мед. наук: 14.00.21 / Лукиных Людмила Михайловна. – Н.Новгород, 2000. – 310 с.
16. Максимовская Л. Н. Роль и место школьной стоматологии в профилактике и лечении основных стоматологических заболеваний // Актуальные проблемы стоматологии: сб. материалов науч.-практ. конф. – М.,2006. – С.37-39.
17. Сагина О. В. Профилактика стоматологических заболеваний и роль семейного врача - стоматолога/ О. В. Сагина // Материалы XIV Всероссийской науч.-практ. конф. – Москва, 2005. – С.23-25.
18. Тучик Е. С. Процессуальные основы организации производства стоматологических экспертиз при оценке качества оказываемой стоматологической помощи / Е. С. Тучик, В. И. Полуев, A. A. Логинов // Труды VI съезда СтАР. – М., 2000. – С.53-56.
19. Тучик Е. С. Об уголовной и гражданской ответственности врачей и среднего медицинского персонала за профессиональные правонарушения II Стоматология на пороге третьего тысячелетия: сб. тезисов. – М. : Авиаиздат, 2001. – С. 119-120.
20. Хощевская И. А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях возраста: дис... канд. мед. наук. – Москва, 2009. – 122 с.
21. Beltran E. D. Validity of two methods for assessing oral health status of population / E. D. Beltran, D. M. Malvits, S. A. Eklund // J. Public Health Dent. – 1997. – Vol. 57, N A. – P. 206-214.
Основной задачей государства и в первую очередь служб его здравоохранения является обеспечение здоровья нации, организация и внедрение наиболее эффективных программ профилактики основных и наиболее массовых заболеваний .
Стоматологический статус является одним из основных показателей общего состояния организма, и разработка системы мероприятий, направленных на снижение показателей стоматологической заболеваемости, должна быть неотъемлемой частью программ по оздоровлению нации .
Стоматологический аспект здоровья населения характеризуется двумя основными показателями - распространенностью и интенсивностью, отражающими количественные признаки заболеваний зубов, десен, уровня гигиены и пр.
В настоящее время стоматологическая заболеваемость в нашей стране среди детского населения является достаточно высокой, и следует ожидать дальнейшего ухудшения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболеваний полости рта, и не улучшится качество оказания стоматологической помощи, которая зависит от многих объективных и субъективных факторов .
Одной из актуальных проблем здравоохранения являются вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению . Особенно это касается оказания стоматологической терапевтической помощи детям, в частности при лечении таких распространенных заболеваний, как кариес зубов и заболевания пародонта. При оценке качества стоматологической помощи обязательно должны учитываться экологические и эпидемиологические факторы .
Выявление и устранение этиологических факторов, целенаправленное воздействие на этапы развития патологии, позволяет получить максимальный терапевтический и профилактический эффект, а, следовательно, и будет оказывать положительное влияние на качество стоматологической помощи .
Вместе с тем проведенные в различных городах России эпидемиологические исследования показывают увеличение распространенности и интенсивности кариеса зубов в зависимости от возраста и эпидемиологической обстановки .
Эпидемиологическое обследование детского населения является основным моментом в анализе стоматологической заболеваемости, что необходимо для сравнения заболеваемости в различных регионах, определения качества стоматологической помощи, планирования программ лечебной профилактики и оценки их эффективности . Основной целью профилактики является устранение причин, условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды .
Целью исследования явилось изучение состояния стоматологического статуса у детей, проживающих в городе Уфе, с целью повышения качества оказания стоматологической помощи.
Материал и методы обследования
Для оценки состояния зубов применяли показатели, рекомендуемые комитетом экспертов ВОЗ.
Распространенность кариеса зубов определяли по формуле:
Число лиц, имеющих кариес
Распространенность = ———————————————— х 100 %
Общее количество обследованных
Интенсивность кариеса зубов в период временного прикуса определяли с помощью индекса кп, в период сменного прикуса с помощью индекса кп+КПУ, в период постоянного прикуса - КПУ. Для оценки уровня распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей в возрасте 12 лет мы использовали критерии, рекомендуемые европейским региональным бюро ВОЗ (T. Martthaller, D. O´Mullane, D. Metal, 1996).
Состояние тканей пародонта изучалось при помощи пародонтального индекса КПИ (Леус П.А., 1988). Гигиеническое состояние полости рта у детей оценивали с помощью индекса Федорова - Володкиной и упрошенного индекса гигиены полости рта (ИГР - У) (J.C. Green, J.R. Vermillion, 1964). Аномалии зубов, зубных рядов, челюстей и окклюзии рассматривали по классификации кафедры ортодонтии и детского протезирования Московского государственного медико-стоматологического университета (1990).
При обследовании использовалась анкета, в которую включены вопросы об информированности детей по вопросам гигиены полости рта, факторам риска возникновения стоматологических заболеваний, рациону питания.
Результаты и обсуждение
Общая распространенность кариеса временных зубов у 625 детей в возрасте 6 - 15 лет составила 57,86±1,56 %, интенсивность кариеса временных зубов - 2,61±0,6. Общая распространенность кариеса постоянных зубов у 625 детей в возрасте от 6 до 15 лет составила 71,45±1,31 %, а интенсивность кариеса постоянных зубов - 2,36±0,52. В 6-ти летнем возрасте распространенность кариеса временных зубов составила 92,19 %±2,94. В возрасте 12 лет, он составил 16,4±3,18 %, а в 15 лет составляет 4,02±1,92 %. Иная тенденция наблюдалась в распространенности кариеса постоянных зубов: с 6 до 15 лет отмечалось постепенное нарастание процесса, так, если в 6 лет распространенность составила 18,64±3,75 %, то к 12 годам - 84,28±3,27 %, что соответствует высокому уровню распространенности кариеса зубов. К 15 годам распространенность достигает максимального значения - 88,21±3,3 %.
В таблице 1 приведены средние данные о частоте распространенности и интенсивности кариеса постоянных зубов среди ключевых возрастных групп города Уфы.
Таблица 1
Распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов среди ключевых возрастных групп у детей города Уфа (по критериям ВОЗ)
Анализ результатов обследования показывает, что с возрастом наблюдается тенденция к увеличению кариеса постоянных зубов - с 18,64±3,75 % среди 6-летних до 88,21±3,3 % у 15-летних детей. У 12-летних детей средняя интенсивность кариеса постоянных зубов составляет 2,83±1,58. В структуре индекса КПУ у 12-летних детей появляется компонент «У» (зубы, удаленные по поводу кариеса и его осложнений), который увеличивается с возрастом, преобладал компонент «К» (кариес), который был равен 1,84± 0,14, тогда как компонент «П» (пломба) - всего 0,98± 0,09. В 15-летнем возрасте преобладает компонент «П» и он равен - 2,25± 0,15, а компонент «К» - 1,67± 0,13. Среди выявленных стоматологических нарушений заболевания пародонта занимают второе место. Анализ результатов показывает высокую распространенность заболеваний пародонта, которая с возрастом увеличивается. У 53,44 % 6-летних детей отмечаются признаки заболеваний пародонта. У 12-летних детей распространенность заболеваний пародонта составляет 80,28 %. 19,72 % детей имеют риск к заболеванию. Интенсивность поражений пародонта у 12-летних детей составила 1,56. Среди 15-летних детей распространенность повышается до 85,5 %. Риск к заболеванию имеют 14,5 %. Увеличивается интенсивность заболеваний пародонта до 1,74. 65,26 % 12-летних детей имеют легкую степень поражения пародонта и нуждаются в обучении правилам гигиены полости рта, у 15,02 % детей - средняя степень поражения пародонта, и эти дети нуждаются в проведении профессиональной гигиены полости рта. Среди 15-летних детей эти значения составляют - 66,0 % и 19,5 % соответственно.
Среднее значение индекса Федорова - Володкиной во временном прикусе у детей 6 лет оценивалось как неудовлетворительный уровень гигиены полости рта.
Среднее значение индекса Грина - Вермиллиона у детей в сменном прикусе составило 1,48, в постоянном - 1,56. Так же у детей как в сменном, так и в постоянном прикусе отмечено повышенное отложение зубного камня.
При обследовании детей в городе Уфе изучалась повозрастная динамика распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций. В возрасте 6 лет обнаружена самая низкая распространенность 40,05 ± 2,56 % аномалий в зубочелюстной системе. Рост продолжается до 12 лет, где выявлено максимальное значение распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций 77,20± 2,75 %. В 15 лет происходит небольшой спад до 75,50±3,01 %. Нами было проведено сравнение распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций между мальчиками и девочками. Общая распространенность для девочек составила 71,63±1,23 %, а для мальчиков 68,21±1,42 % (Р>0,05), достоверных различий в распространенности патологий в зубочелюстной системе у мальчиков и девочек нет. При изучении повозрастной динамики у мальчиков и девочек не выявлено различий, являющихся достоверными (табл. 2).
Таблица 2
Распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций в зависимости от пола у детей, проживающих в городе Уфе
Нами было проведено анкетирование 614 родителей школьников, проживающих в городе Уфе, с целью определения уровня санитарно-гигиенических знаний, кратности и причинах обращения за стоматологической помощью, медицинской активности в профилактике стоматологических заболеваний.
На вопрос, с какого возраста необходимо чистить зубы у ребенка, лишь 18,79 % родителей ответили, что зубы необходимо чистить с момента прорезывания зубов. 39,24 % - считают, что зубы необходимо чистить с 2-х летнего возраста, 25,44 % - с 3-х летнего возраста, 20,53 % опрошенных родителей ответили, что зубы надо чистить с 4-х лет и старше.
Из предложенных в анкетах вариантов ответов по применяемым средствам гигиены у ребенка - 99,52 % опрошенных родителей указали, что для ухода за полостью рта используют зубную щетку и зубную пасту, из них 45,93 % помимо основных средств гигиены, пользуются дополнительными средствами (жевательными резинками, ополаскивателями, зубочистками, флоссами). 0,32 % детей зубы не чистят. Уход за полостью рта два раза в день осуществляют 51,14 % детей, один раз в день 47,55 %, после каждого приема пищи всего лишь 0,98 %. 0,33 % детей чистят зубы иногда от случая к случаю.
Что касается кратности посещения стоматолога ребенком, 23,62 % посещают стоматолога один раз в полгода и чаще, 2,26 % человек ответили, что вообще не посещают стоматолога. Основная масса родителей 55,66 % обращаются к стоматологу, когда у ребенка болит зуб. Один раз в год - 16,69 %, один раз в два года всего лишь 1,77 % опрошенных.
Определенный теоретический и практический интерес имеют полученные нами сведения о профилактических мероприятиях. 51,27 % опрошенных родителей отвечают, что врач стоматолог не говорил им о необходимости проведения профилактических мероприятий у ребенка, остальные 48,78 % родителей ответили, что да, стоматолог говорил.
66,19 % человек считают, что их ребенок нуждается в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, 17,7 % родителей ответили - нет, а 16,19 % не знают. В проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний 77,72 % родителей готовы участвовать, остальные 22,28 % нет. Всегда выполняют рекомендации врача по профилактике стоматологических заболеваний 33,38 % родителей, не всегда полностью и не всегда своевременно - 47,59 %, у 9,05 % - не хватает времени, у 8,84 % - не хватает денег для эффективных средств гигиены полости рта, 0,78 % родителей считают, что врач не достаточно компетентен, а 0,35 % не верят в профилактику. На вопрос, каким методам санитарного просвещения Вы больше доверяете, ответы распределились следующим образом: индивидуальной беседе с врачом - 88,76 %, передачам телевиденья и радио - 2,83 %, 4,74 % - читают литературу и санбюллетни, 3,68 % слушают лекции специалистов в поликлинике.
Таким образом, нами выявлен низкий уровень санитарно-гигиенических знаний у родителей, недостаточная медицинская активность родителей в отношении сохранения стоматологического здоровья у ребенка, проводится недостаточная работа врачей стоматологов по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению населения по профилактике стоматологических заболеваний. С другой стороны, выявлен высокий уровень доверия населения информации, полученной от врачей стоматологов. Врач стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, уметь дать рекомендации по правильному выбору и использованию средств, в соответствии со стоматологическим статусом, обязан воспитать у пациентов мотивированное отношение к гигиене полости рта, как неотъемлемой части оздоровления организма.
Таким образом, высокая распространенность основных стоматологических заболеваний требует модернизации существующих профилактических программ для организованных групп населения.
Библиографическая ссылка
Аверьянов С.В., Исхаков И.Р., Исаева А.И., Гараева К.Л. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ КАРИЕСА ЗУБОВ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА И ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ У ДЕТЕЙ ГОРОДА УФЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;URL: http://сайт/ru/article/view?id=24341 (дата обращения: 01.02.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Основные показатели кариеса зубов (распространенность, интенсивность, прирост и редукция прироста кариеса).
При стоматологическом обследовании применяют дополнительные методы обследования. Условно их можно разделить на три группы:
1. Рентгенологические методы исследования.
2. Физические методы диагностики.
3. Лабораторные методы исследования.
К первой группе относятся следующие методы:
1) внутриротовая контактная рентгенография (пленочная, цифровая): интерапроксимальная (в прикус), параллельная, изометрическая (угловая);
2) внеротовая рентгенография: панорамная, телерентгенография (ТРГ) и др.;
3) томография;
4) рентгенография с использованием контрастных веществ.
Вовторую группу входят электроодонтометрия, реография, трансиллюминационный метод, люминесцентная диагностика, капилляроскопия и др.
Третья группа включает цитологические, гистологические, микробиологические методы исследования, биохимические показатели крови, мочи и слюны, иммунологические методы диагностики.
Таким образом, в ходе стоматологического обследования можно выявить общие факторы риска развития стоматологических заболеваний. При сборе анамнеза следует уточнить, имели ли место токсикозы I и II половины беременности у матери, характер вскармливания ребенка на первом году жизни, наличие эндокринной патологии, заболеваний ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, частоту простудных заболеваний и т.д. При проведении объективного обследования следует оценить местные факторы, имеющие значение для развития кариеса: неудовлетворительное состояние полости рта, повышение вязкости слюны, употребление пищевых продуктов с большим содержанием сахара, скученность зубов.
Следует помнить, что патологические процессы в пародонте, возникающие под воздействием различных факторов, у детей протекают в морфологически и функционально незрелых тканях. Пародонт у детей особенно уязвим даже для незначительных раздражителей. Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта - зубной налет, зубной камень; местные раздражающие факторы - кариозные полости, неполноценные пломбы и ортодонтические аппараты; нарушение окклюзии и аномалии прикуса; нарушение носового дыхания; аномалии прикрепления и строения мягких тканей полости рта (преддверия, уздечки губ и языка); функциональные пере- или недогрузка жевательного аппарата - основные факторы риска развития заболеваний пародонта в детском возрасте.
Раннее выявление и устранение факторов риска основных стоматологических заболеваний предупреждает их развитие у детей и взрослых.
Тесты α=2
1. Методика обследования стоматологического пациента включает два основных раздела:
A. опрос и объективное исследование
B. осмотр и лабораторное исследование
C. осмотр и физиотетапевтическое исследование
D. опрос и лабораторное исследование
E. осмотр и биохимическое исследование
2. С каких отделов начинают внутриротовой осмотр стоматологического больного?
A. преддверие полости рта
B. зубные ряды
C. слизистая языка
D. слизистая щек
E. слизистую мягкого неба
3. Укажите величину глубины преддверия полости рта в норме?
A. от 9 до 16мм
B. от 3 до 6мм
C. от 1до 5мм
D. от 10 до 15мм
E. от 5 до 10мм
4. В каком положении должна находится голова пациента при обследовании подчелюстных лимфатических узлов?
A. повернута враво
B. наклонена вперед
C. повернута влево
D. откинута назад
E. откинута назад и в сторону
5. Укажите какой из видов прикуса является физиологическим?
A. ортогнатический
B. глубокий
C. прогенический
D. прогнатический
E. перекрестный
6. Как называется метод исследования зуба при котором по нему производится легкое постукивание стоматологическим инструментом?
A. зондирование
B. перкуссия
C. пальпация
D. люксация
E. протрузия
7. Какому патологическому процессу соответствует запись в зубной формуле символом «Pt»?
A. кариесу
B. пульпиту
C. периодонтиту
D. пародонтиту
E. стоматиту
8. Как называется этап обследования пациента в процессе которого со слов больного записывают паспортные данные, перенесенные заболевания, жалобы, возникновение, развитие настоящего заболевания и т.д.?
A. параклиническое исследование
B. клиническое исследование
C. запись катамнеза
D. регистрация больного
E. сбор анамнеза
9. Каким методом исследуются лимфатические узлы при осмотре?
A. перкуссия
B. пальпация
C. термометрия
D. рентгенография
E. окрашивание
10. Международная цифровая система обозначения постоянных зубов:
85 84 83 82 81|71 72 73 74 75
V IV III II I|I II III IV V
V IV III II I|I II III IV V
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
E. все ответы верные.
11. Международная цифровая система молочных зубов:
18 17 16 15 14 13 12 11|21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41|31 32 33 34 35 36 37 38
55 54 53 52 51|61 62 63 64 65
85 84 83 82 81|71 72 73 74 75
V IV III II I|I II III IV V
V IV III II I|I II III IV V
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
E. все ответы верные.
12. Графико-цифровая система обозначения постоянных зубов:
V IV III II I|I II III IV V
V IV III II I|I II III IV V
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
18 17 16 15 14 13 12 11|21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41|31 32 33 34 35 36 37 38
55 54 53 52 51|61 62 63 64 65
85 84 83 82 81|71 72 73 74 75
E. все ответы верные.
13. Графико-цифровая система обозначения молочных зубов:
V IV III II I|I II III IV V
V IV III II I|I II III IV V
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
18 17 16 15 14 13 12 11|21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41|31 32 33 34 35 36 37 38
55 54 53 52 51|61 62 63 64 65
85 84 83 82 81|71 72 73 74 75
E. все ответы верные
14. При внешнем осмотре пациента можно оценить:
A. преддверие полости рта
B. состояние височнонижнечелюстного сустава
C. температуру тела
D. уздечку языка
E. психоэмоциональное состояние
15. При помощи какого стоматологического инструмента определяется подвижность зубов?
A. зеркала
B. пинцета
D. экскаватора
E. шпателя
Контрольные вопросы (α=2).
1. С какой целью проводится стоматологическое обследование?
2. Перечислить основные методы стоматологического обследования.
3. Каким образом правильно собрать анамнез?
4. Как выявить вредные привычки у ребенка? Почему это важно?
5. Какие основные жалобы предъявляют стоматологические пациенты?
6. Какова последовательность стоматологического обследования?
7. Какие инструменты используются для клинического стоматологического осмотра пациента?
8. С какой целью проводят внешний осмотр пациента?
9. В какой последовательности и каким образом проводится пальпация лимфатических узлов в челюстно-лицевой области?
10. Каким образом определить отклонения в состоянии ВНЧС при стоматологических заболеваниях?
11. Каким образом и по каким критериям оценивают преддверие полости рта? Какие виды преддверия полости рта Вам известны?
12. Какие аномалии уздечек губ выявляются при стоматологическом осмотре?
13. Как оценивают состояние слизистой оболочки полости рта и языка?
14. Как определить состояние прикуса? Какие виды прикуса Вам известны?
15. Каким образом и в какой последовательности проводят осмотр зубов?
16. С какой целью проводят зондирование, перкуссию и пальпацию при стоматологическом обследовании пациента?
17. Какие существуют методы дополнительного обследования пациента?
18. Какие факторы риска развития основных стоматологических заболеваний необходимо выявить при объективном обследовании пациента?
Основные показатели кариеса зубов (распространенность, интенсивность, прирост и редукция прироста кариеса).
Планирование лечебно-профилактической помощи, разработка профилактических программ и оценка их эффективности невозможны без изучения и мониторинга стоматологической заболеваемости населения. Заболеваемость кариесом зубов оценивается на основании определения таких показателей, как распространенность и интенсивность кариеса (индексы кп, КПУ, кп + КПУ зубов, кпп, КПУп, КПУп+кпп), прирост и редукция прироста кариеса зубов.
Основные показатели (индексы) кариозного процесса рекомендованы ВОЗ.
Распространенность кариеса - показатель, определяющийся отношением числа детей, имеющих кариес (кариозные, пломбированные и удаленные зубы), к общему числу обследованных (рассчитывается в процентах):
При определении этого показателя в число детей, имеющих кариес, включаются дети, нуждающиеся и не нуждающиеся (т. е. имеющие пломбы) в лечении кариеса.
Например : при обследовании 1100 детей у 870 в полости рта были выявлены кариозные зубы. Распространенность кариеса среди обследованного контингента составляет:
(870/1100) х 100% = 79,1 %
Чтобы сравнить распространенность кариеса в разных регионах одной страны или разных странах, ВОЗ предложила оценивать уровни распространенности данного заболевания среди 12-летних детей.
Интенсивность кариеса характеризуется степенью поражения зубов кариесом и определяется по среднему значению индексов КПУ, кп. КПУ+кп зубов и полостей.
Показатель интенсивности отражает количество пораженных зубов и полостей. Показатель интенсивности отражает степень поражаемости зубов кариесом одного ребенка.
В постоянном прикусе подсчитывают индекс КПУ или КПУп, в сменном прикусе - КПУ + кп или КПУп + кпп, во временном прикусе - кп или кпп, где:
К - кариозные постоянные зубы;
П - пломбированные постоянные зубы;
У - удаленные постоянные зубы;
к - кариозные временные зубы;
п - пломбированные временные зубы.
При определении индексов кариеса не учитывают ранние (начальные) формы кариеса зубов в виде очагов деминерализации эмали (белых или пигментированных пятен).
Удаленные временные зубы учитывают в исключительных случаях, когда по возрасту смена временных зубов постоянными не началась и у ребенка III-я степень активности кариеса (декомпенсированная форма).
Индекс КПУ (зубов) -это сумма кариозных, пломбированных и удаленных постоянных зубов у одного ребенка. Индекс КПУ рассчитывают для 28 зубов (по ряду причин зубы мудрости не принимают во внимание). Индекс КПУ состоит из следующих компонентов: кариес (К), пломба (П) и удаление (У). Таким образом, показатель заболеваемости, объединяющий К+ П + У, может дать представление о количественной стороне кариозной болезни. С целью более точной оценки дентального здоровья указанными символами регистрируют не только состояние зубов (КПУ 3 , где з - зуб), но и отдельных поверхностей зубов (КПУ П, где п - поверхность). Для регистрации индекса КПУ П на каждом жевательном зубе выделяют 5 поверхностей (окклюзионная, щечная, язычная, мезиальная, дистальная), на фронтальных зубах - только 4 поверхности (те же без окклюзионной). Так как состояние поверхностей зубов мудрости не учитывают, максимальное значение КПУ П составляет 128, максимальное значение КПУ 3 - 28.
Индекс КПУп (поверхностей) - это сумма кариозных, пломбированных поверхностей и удаленных постоянных зубов у одного ребенка. КПУп может быть равен КПУ или больше его (так как в одном зубе может быть несколько полостей или пломб на разных поверхностях зуба).
Индекс кп (зубов) - это сумма кариозных и пломбированных временных зубов у одного ребенка. Удаленные временные зубы не учитываются. Они могут быть учтены лишь в отдельных случаях, когда временные зубы удалены очень рано (более чем за 2 года до физиологической смены).
Индекс кпп (поверхностей) - это сумма кариозных и пломбированных поверхностей во временных зубах одного ребенка, кпп может быть больше или равно кп.
Во временном прикусе кп зубов может принимать значения в диапазоне от 0 до 20, значения кпп-от 0 до 88.
Индекс КПУ+кп (зубов) - это сумма кариозных и пломбированных постоянных и временных зубов, а также удаленных постоянных зубов у одного ребенка.
Индекс КПУп+кпп (поверхностей) - это сумма удаленных постоянных зубов, кариозных и пломбированных поверхностей временных и постоянных зубов у одного ребенка КПУп+кпп может быть больше или равна КПУ+кп.
При определении индекса КПУ(кп) зубов зуб, имеющий одновременно кариозную полость и пломбу, считается кариозным.
Например : у ребенка 12 лет при стоматологическом обследовании выявлено 3 кариозных, 5 пломбированных и 1 удаленный зуб. Индекс КПУ равен: 3+5+1=9.
Интенсивность кариозного процесса величина непостоянная. Она меняется в зависимости от возраста ребенка, вида прикуса, заболеваний и т. д.
Для определения среднего показателя интенсивности кариеса в группе обследованных лиц необходимо вначале определить индивидуальные показатели интенсивности кариеса, суммировать их и разделить на количество обследованных.
Интенсивность кариеса у группы детей подсчитывается по следующей формуле:
Например : обследовано 10 человек. Интенсивность кариеса у каждого отдельно взятого из них составляла: 6,8,9,5,5,7,10,6,0,3 (один ребенок кариеса не имел). Таким образом, в среднем интенсивность кариеса в обследованной группе составляет:
(6 + 8 + 9 + 5 + 5 + 7 + 10 + 6 + 0 + 3)/9 = 6,56
ВОЗ предлагает следующие оценочные критерии интенсивности кариеса зубов по индексу КПУ для 2 ключевых групп: 12 лет и 35-44 лет.
Индекс КПУ является информативным показателем как в целом, так и по отдельным составляющим. Среднее количество кариозных зубов, выявленных при определении индекса, позволяет планировать объем лечебной работы, число пломбированных зубов - оценить качество стоматологической санации, а количество удаленных - необходимый объем ортопедической помощи.
Рис. Клиническое состояние зубных рядов верхней и нижней челюстей. Видны множественные реставрации, несколько зубов с кариесом, один зуб отсутствует.
Индексы кариеса полостей являются более информативными при определении уровня интенсивности кариеса и используются, главным образом, при оценке эффективности профилактических мероприятий.
Рис. Статус пациента, описанный индексами КПУ, (зеленый цвет) и КПУ П (желтый цвет).
Для оценки эффективности кариеспрофилактических мероприятий используют показатели прироста интенсивности и редукции прироста кариеса.
Прирост интенсивности кариеса (заболеваемость) определяется как среднее количество зубов, в которых появились новые кариозные полости за определенный срок, например за год в расчете на одного ребенка, имеющего кариес.
Прирост интенсивности кариеса устанавливается по разности индексов КПУ через определенный срок наблюдения, например один год, несколько лет.Как правило, прирост кариеса рассчитывают через год, а у лиц с повышенной степенью риска возникновения кариеса (больные с патологией внутренних органов, активным течением кариозного процесса и др.) - через 6 месяцев.
Например: в 4 года у ребенка индекс кп = 2, кпп = 3, в 5 лет - кп = 4, кпп = 6.
В этом случае прирост интенсивности кариеса временных зубов равняется по показателю кп = 2, по показателю кпп = 3.
В период сменного прикуса в связи с удалением временных зубов показатель прироста кариеса может выражаться отрицательным числом.
Например: в 9 лет КПУ + кп = 3, КПп + кпп = 4; в 10 лет КПУ + кп = 2, КПУп + кпп=3.
Прирост интенсивности кариеса через год, таким образом, равен -1, полостей -1.
При профилактических мероприятиях прирост кариеса замедляется или не определяется вовсе.
Оценить эффективность профилактических мероприятий позволяет показатель редукции прироста кариеса (в процентах).
Расчет редукции прироста кариеса проводится по формуле, исходя из абсолютных величин прироста показателей КПУ зубов (поверхностей) в контрольной и основной (опытной) группах (Е.Б. Сахарова, 1984):
((Мк-Мд)/Мк) х 100%
Мк - средняя величина прироста показателя в контрольной группе;
Мд - средняя величина прироста показателя в опытной группе.
Например: в контрольной группе получен прирост интенсивности кариеса через один год равный 1,5, что принимается за 100 %.
В группе детей, которым проводили профилактические мероприятия, прирост интенсивности кариеса через один год был ниже - 1,0, что по отношению к 1,5 составляет 66,6 %.
Значит, редукция кариеса в этом случае: 100 % - 66,6 % = 33,4 %.
Тесты α=2
1. Какой показатель, определяется отношением числа детей, имеющих кариес к общему числу обследованных?
A. интенсивность кариеса
B. заболеваемость кариесом
C. распространенность кариеса
E. редукция прироста кариеса
2. Какой показатель характеризует степень поражения зубов кариесом?
A. интенсивность кариеса
B. заболеваемость кариесом
C. распространенность кариеса
D. прирост интенсивности кариеса
E. редукция прироста кариеса
3. Какой показатель определяется как среднее количество зубов, в которых появились новые кариозные полости за определенный срок?
A. интенсивность кариеса
B. пораженность кариесом
C. распространенность кариеса
D. прирост интенсивности кариеса
E. редукция прироста кариеса
4. Как записывется показатель интенсивности кариеса зубов для временного прикуса?
5. Как записывпается показатель интенсивности кариеса зубов для сменного прикуса?
6. Как записывается показатель интенсивности кариеса зубов для постоянного прикуса?
7. Как записывают показатель интенсивности кариеса полостей во временном прикусе?
8. Как записывается показатель интенсивности кариеса полостей в сменном прикусе?
B. КПУп+кпп
9. Как записывается показатель интенсивности кариеса полостей в постоянном прикусе?
10. Какой уровень интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значению 1,2-2,6?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
11. Какому уровню интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 4,5-6,5?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
12. Какому уровню интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 0,0-1,1?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
13. Какому уровню интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 2,7-4,4?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
14. Какому уровню интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 6,6 и выше?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
15. Какому уровню распространенности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 0-30%?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
16. Какому уровню распространенности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 31-80%?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
17. Какому уровню распространенности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 81-100%?
A. очень низкий
C. средний
D. высокий
E. очень высокий
Контрольные вопросы (α=2).
Оценка и регистрация состояния твердых тканей зубов. Индексы интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+кп, кп зубов и поверхностей).
Цель занятия: изучить и научиться регистрировать состояние твердых тканей зубов с помощью индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+кп, кп).
Требования к исходному уровню знаний: для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из:
Анатомии – анатомию временных и постоянных зубов.
Гистологии – строение эмали временных и постоянных зубов.
Терапевтической стоматологии – классификация кариеса зубов по Блэку. Имунные зоны зубов к кариесу.
Вопросы для повторения:
Классификация, механизм образования, состав, строение зубных отложений.
Контролируемая чистка зубов и методика её проведения.
Средства гигиенического ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним.
Оценка кариесогенности зубного налета.
Краткое содержание темы:
Распространенность кариеса зубов характеризуется числом лиц, имеющий кариес, среди всех обследованных того или иного населенного пункта, региона, возраста: профессиональной группы и т.д.
Этот показатель выражается в процентах. Его вычисляют делением числа лиц, имеющих пораженные кариесом зубы на общее число обследованных.
Пример: Из 1200 обследованных лиц, обнаружено у 990 кариозных зубов.
1200 чел. - 100 % Х= 990* 100% = 82,5 %
990 чел. - Х 1200
Распространенность кариеса менее 30 % считается низкой, от 31 % до 80 % - средняя, свыше 81 % - высокая.
Интенсивность кариеса характеризуется степенью поражения зубов кариесом и определяется по среднему значению индексов КПУ, КП, КПУ+КП зубов и полостей, индекс интенсивности отражает степень пораженности зубов и полостей.
Индекс интенсивности отражает степень пораженности зубов одного ребенка.
Этот показатель у взрослого человека характеризуется суммой кариозных зубов (К), пломбированных (П) и удаленных (У) по поводу кариеса или его осложнения (КПУ).
КПУ+кп - для сменного прикуса,
кп - для временного прикуса.
КПУ полостей - сумма кариозных + пломбированных полостей.
Интенсивность кариеса у одного человека выражается целым числом.
Для интенсивности поражения зубов у данного контингента лиц, находят сумму индексов КПУ зубов у всех обследованных и делят на число обследованных.
Например: Найти среднюю интенсивность кариеса. При обследовании 1200 человек обнаружено 8587 кариозных, пломбированных и удаленных зубов.
8587/ 1200 =7,1 - средняя интенсивность кариеса.
ВОЗ предлагает следующие уровни оценки интенсивности кариеса зубов по индексу КПУ у 12-ти летних детей
Интенсивность |
|
очень низкая очень высокая |
6,6 и выше |
Заболеваемость (прирост интенсивности кариеса) определяется как среднее количество зубов, в которых появились новые кариозные полости за определенный срок, например за год, в расчете на одного ребенка, имеющего кариес. Данный показатель используют при планировании и прогнозировании потребности населения в стоматологической помощи, а так же оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий.
Для определения прироста интенсивности кариеса нужно из числа, характеризующего интенсивность кариеса у конкретного человека (или среднестатистического лица) в настоящее время, вычесть показатель интенсивности, характеризующий данного человека (или среднестатистическое лицо) во время предыдущего обследования.
Редукция кариеса.
В двух младших группах детского сада средний показатель интенсивности кариеса
был 2,0. В опытной группе интенсивность кариеса была 3,2 , в другой - 3,7. Определите редукцию.
Находим прирост кариеса в обеих группах 3,7 - 2,0 = 1,7
прирост кариеса в числовых значениях
Находим прирост кариеса в % значении.
Х= 1,2 * 100 = 70 %
прирост интенсивности кариеса от 100 %
100 % - 70 % = 30 % - редукция, т.е. % неразвившегося кариеса.
Исходя из величины интенсивности поражения кариесом зубов и наличия очаговой деминерализации эмали, Т.Ф. Виноградова разработала метод определения степени активности кариеса у детей школьного возраста.
I стадия активности кариеса (компенсированный кариес) - такое состояние зубов, когда индекс КПУ или КПУ + КП не превышает показания средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы, отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса. Для Москвы среднее значение интенсивности кариеса для детей 1 - 3 классов равно 5, для детей 4 -7 кл. - 4, для 8 -10 кл. -6.
II стадия активности кариеса (субкомпенсированный кариес) - такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам КПУ, КПУ+КП более среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на определенную статистически вычисленную величину. Отсутствуют активно прогрессирующая очаговая деминерализация и начальная форма кариеса. Для Москвы эта форма кариеса определяется по следующим значениям интенсивности кариеса: для детей 1 - 7 классов до 8 включительно, для 8 - 10 классов - до 9 включительно.
III стадия активности кариеса (декомпенсированный кариес) - такое состояние, при котором показатели КПУ, КПУ+КП превышают предыдущие показатели при любом меньшем значении КПУ обнаруживается активные прогрессирующие очаги деминерализации и начального кариеса.
Ситуационные задачи
13476 0
В 1981 г. ВОЗ наметила цель: снизить интенсивность кариеса у 12-летних детей до КПУЗ=3. За 20 лет около 70% стран мира достигли этой цели. Однако низкая интенсивность кариеса зубов в популяции в целом не исключает высокой интенсивности кариеса у части популяции. В последние годы все заметнее становится «стоматологическое неравенство»: в то время как значительная часть населения остается свободной от кариеса, основная тяжесть кариеса зубов ложится на наименее защищенное меньшинство популяции. Для того чтобы обратить внимание на ситуацию в неблагополучных группах населения, стремясь к стратегической цели ВОЗ «Здоровье для всех», в 2000 г. Братхол ввел показательный индекс кариеса Significant Caries Index (SiC). Этот индекс — усредненный КПУЗ, рассчитанный для трети обследованного населения, имеющей наиболее высокий для данной популяции индекс КПУЗ (рис. 5.9).
Рис. 5.9. Пример подготовки данных эпидемиологического обследования для расчета индекса SiC.
Алгоритм расчета SiC:
1) расчет индивидуального КПУЗ для всех обследованных;
2) выделение трети популяции с наиболее высокими значениями КПУЗ;
3) расчет среднего КПУЗ для выделенной подгруппы.
На рисунке 5.9 данные эпидемиологического обследования представлены в виде графика частотного распределения КПУЗ. Около 45% членов популяции свободны от кариеса (КПУЗ=0). Средний КПУЗ для всей популяции составляет 1,91. Вертикальная линия показывает выделение подгруппы, для которой рассчитывали SiC. Этот показатель интенсивности кариеса оказался гораздо выше: SiC=4,61.
Сформулирована новая глобальная цель в улучшении стоматологического здоровья к 2015 г.: достижение уровня SiC
Показатели интенсивности кариеса зубов позволяют определить форму течения (степень активности) кариеса (Т.Ф.Виноградова). Значения КПУЗ (КПУЗ + кпуз), не превышающие средние величины этих показателей для данной возрастной группы (КПУЗ=М), расценивают как показатель компенсированного течения кариеса. Чтобы вычислить границы КПУЗ для субкомпенсированного и декомпенсированного течения кариеса, используют статистическую величину а - среднее квадратичное отклонение:
б = (КПУЗmax - КПУЗmin)/K
где К=6,5.
Определены границы субкомпенсированного течения кариеса: в этой группе значение КПУЗ превышает среднюю величину М, но не выходит за границы величины, равной М+Зо (М
При декомпенсированном течении кариеса КПУЗ превышает величину, равную М+Зо (КПУЗ>М+Зб).
Форму течения кариеса зубов у ребенка школьного возраста можно определить при помощи таблицы (см. табл. 5.4), данные которой рассчитаны по этим формулам на основании результатов эпидемиологического обследования школьников г. Москвы, проведенного в 1970— 1980-е годы.
Таблица 5.4. Формы течения кариеса у детей
Так как форма течения кариеса расценивается как надежный прогностический признак, предсказывающий дальнейшее развитие кариозного процесса у данного человека, она служит мерой для рационального и эффективного распределения профилактических усилий: максимум внимания уделяют детям с суб- и декомпенсированной формой кариеса.
Изменение показателей КПУЗ во времени определяют как прирост интенсивности кариеса. Прирост интенсивности кариеса зубов АКПУЗ рассчитывают как разницу между конечным и начальным значениями индекса КПУЗ:
ЛКПУЗ = КПУ32-КПУ31,
Где КПУ32 зарегистрирован через какое-то время (год, два и более) после регистрации КПУЗ,.
У одного человека или в группе с неизменным составом КПУЗ с течением времени может оставаться неизменным или увеличиваться. Прирост может быть более или менее выраженным в зависимости от ряда условий, в том числе и от характера профилактических мероприятий, проведенных за время наблюдения.
Понятие прироста КПУЗ лежит в основе шкалы для определения уровня интенсивности кариеса зубов УИК (П.АЛеус). Индивидуальный УИК вычисляется как частное КПУЗ (кпуз) и числа прожитых пациентом лет (N), т.е. среднегодовой прирост КПУЗ:
УИК= КПУЗ/N
При расчете УИК постоянных зубов детей 9—19 лет не учитывают первые 5 лет жизни, т.е. годы, прожитые до начала прорезывания постоянных зубов:
УИК= КПУЗ/(N-5)
На основе статистического анализа УИК различных возрастных групп населения многих стран составлена таблица (табл. 5.5), позволяющая дать относительную оценку значению УИК каждого человека. Оценка активности кариеса зубов пациента может быть сделана и при помощи развернутой таблицы 5.6, в которой представлены уже готовые результаты расчетов УИК для всех возрастов при всех вариантах интенсивности кариеса.
Таблица 5.5. Оценка активности кариеса по значениям УИК
Таблица 5.6. Активность кариеса при различных значениях КПУЗ (КПУЗ+кпуз, кпуз) в разных возрастных группах
Редукция прироста интенсивности кариеса — еще один динамический показатель заболеваемости кариесом, указывающий на относительную величину различий (в процентах) между двумя однородными величинами. Чаще всего рассчитывают редукцию прироста интенсивности кариеса зубов в группе, участвующей в профилактической программе, по отношению к приросту интенсивности кариеса, полученному за тот же период в контрольной группе.
Пример расчета редукции прироста интенсивности кариеса.
Перед внедрением профилактической программы в 6«А» классе КПУЗА = 2,8; в 6«Б» - КПУЗБ1= 3,0. Затем в течение двух лет в 6«А» классе проводили уроки гигиены полости рта, в 6«Б» — уроки гигиены и аппликации фторлака. Через два года работы профилактической программы:
. в 6«А» классе — КПУЗА2 = 4,8;
. в 6«Б» классе — КПУЗБ2 = 4,5.
. прирост АКПУ32_, в 6«А» классе: КПУЗА2 - КПУЗА1 = 4,8-2,8 = 2,0.
. прирост ДКПУ32_, в 6«Б» классе: КПУЗБ2 - КПУЗБ1 = 4,5-3,0 = 1,5.
Оценка прироста кариеса в 6«Б» классе по сравнению с приростом кариеса в 6«А»:
2,0 (АКПУЗ 6А) - 100%; 1,5(АКПУ3 6Б) -х%; по свойствам пропорции:
Х = (1,5/2)*100 = 75%.
Редукцию прироста интенсивности кариеса можно также рассчитать при помощи равнозначных формул:
Редукция = 100% - ((АКПУЗпроф)/(АКПУЗконтр))*100%
Зная величины К, П и У в группе или популяции, можно определить, какая часть проблем населения, связанных с кариозным разрушением зубов, уже решена, а какая еще нуждается в стоматологической помощи. Уровень стоматологической помощи (УСП, П.А.Леус) рассчитывают, опираясь на знание компонентов КПУЗ, а также на данные о замещении отсутствующих зубов протезами:
УСП = 100% - ((K+A)/КПУЗ)*100%
где К — среднее число кариозных зубов, нуждающихся в лечении; А -среднее число удаленных зубов, не восстановленных протезами (часть от У); КПУЗ — среднее значение интенсивности кариеса зубов обследованной группы.
Значения УСП интерпретируются следующим образом: УСП менее 10% соответствует плохому уровню стоматологической помощи; УСП от 10 до 49% — недостаточному уровню, от 50 до 79% — удовлетворительному, свыше 80% — хорошему уровню доступности терапевтической и ортопедической помощи.
Интенсивность кариеса поверхностей зубов
Интенсивность кариеса поверхностей зубов определяется индексом КПУП, разработанным Клейном и Палмером. Исследование зубов проводят теми же методами, что и при подсчете КПУЗ, но регистрируют состояние каждой поверхности каждого зуба, т.е. пяти поверхностей для моляров и премоляров, четырех — для резца и клыка. Для регистрации состояния поверхностей используют специальные схемы (см. рис. 5.10).
Рис. 5.10. Схематическое изображение моляра и премоляра (а), клыка и резца (б).
Критерии включения поверхности в категории «К» и «П» совпадают с таковыми в индексе КПУЗ. Если коронка зуба разрушена полностью или зуб удален, считают пострадавшими все его (5 или 4) поверхности.
Часто кариозное поражение одной поверхности распространяется на смежные поверхности зуба. Принято учитывать как поврежденную только одну, основную поверхность до тех пор, пока повреждение смежной поверхности не превысит более 1/3 ее площади.
Значение КПУП (постоянных зубов) может лежать в диапазоне от 0 до 128; клуп (временных зубов) — от 0 до 88.
Рассчитывают индивидуальный и групповой КПУП (КПУП+кпуп, кпуп), его прирост и редукцию.
Регистрация и подсчет интенсивности кариеса поверхностей является технически более сложным делом, поэтому этот показатель имеет более низкую воспроизводимость1, чем КПУЗ. С другой стороны, этот показатель является более чувствительным, что дает возможность различить эффективность и механизмы действия различных средств и методов профилактики. Так, редукция интенсивности кариеса зубов под влиянием фторирования воды для жевательной поверхности составляет 20%, для остальных поверхностей зубов — 80%.
Учет кариозных очагов
Для получения оперативных данных о значимости тех или иных патогенных, профилактических или лечебных воздействий на ткани зуба используют показатель интенсивности прироста или редукции кариозных очагов. Чаще всего под наблюдением оказываются начальные формы кариеса in situ, поэтому индекс, отражающий количество кариозных очагов, имеет название IS. Индекс IS является хорошим прогностическим критерием и рекомендован для использования при планировании индивидуальной профилактики.Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова
Об опасности кариеса и важности его профилактики стоматологи говорят уже не один десяток лет. При этом существует необходимость каким-то образом измерить эффективность профилактической и терапевтической работы. Для этого врачи тщательно собирают данные. Также специалисты разработали специальный коэффициент, с помощью которого можно проследить и выявить интенсивность распространения кариеса зубов. Подробнее – в сегодняшнем материале.
Для чего ведется статистика распространенности и интенсивности кариеса
Современная медицина не скупится на проведение разнообразных исследований, которые помогают не только понять масштабы той или иной проблемы, но и выстроить профилактическую работу и оценить ее эффективность. Это касается и распространенности кариеса: стоматологи разных стран передают статистические данные о частоте выявления болезни, ее течении, о возрасте, социальном статусе пациентов и даже о сопутствующих заболеваниях.
Такие исследования статистики позволяют проанализировать ситуацию и сделать следующие выводы:
- насколько различные факторы влияют на образование и развитие кариозных поражений,
- какие группы населения подвержены наибольшему риску возникновения кариеса,
- как разработать стратегию, позволяющую снизить вероятность развития заболевания не только в группах риска, но и в менее подверженных кариесу социальных и возрастных группах,
- насколько эффективны методы профилактики и лечения болезни,
- как правильно оказывать медицинскую помощь пациентам с выявленными диагнозами, а также создавать новые методики диагностики и лечения.
При проработке методов лечения и профилактики кариеса врачи опираются на два показателя – распространенность и интенсивность заболевания. При этом анализируются разные критерии заболевания.
Почему кариес – серьезная угроза обществу: интересная статистика
По данным ВОЗ , собранным за последние несколько десятилетий, заболеваемость кариесом у людей в разных странах и независимо от их уровня жизни, условий проживания и образования составляет 80-98% (правда, в Африке и Азии проблема менее распространена, а вот в Америке, на севере и в приполярье она встречается чаще).
Очень сильно за последние годы выросла статистика среди детей, заболевших этой патологией – среди юных пациентов в возрасте шести и семи лет распространенность кариозных поражений разной глубины составляет до 90%. Порядка 80% подростков на момент окончания школы также имеют стоматологические проблемы кариозного характера. Но это не единственное, что тревожит врачей. В наши дни набирает обороты распространенность заболеваний пародонта – чаще всего проблемы возникают в двух возрастных группах: 15-19 лет (55-89%), 35-44 года (65-98%). Данные собраны в 53 странах мира.
На заметку! Интересное исследование в 2016 году было проведено экспертами компании GfK в 17 странах мира. Эксперты выяснили, что самым большим поводом для беспокойства среди населения Японии и Кореи является старение и появление морщин. А вот Россия оказалась единственной страной, где проблема отсутствия и потери зубов на фоне стоматологических заболеваний стала одним из главных поводов для беспокойства среди жителей разных городов.
А исследователи из университета Вашингтона даже смогли подсчитать, что количество случаев зубной боли, которая появилась из-за кариеса, с 1990-х по 2013 год выросло с 164 до 220 млн. И это только зарегистрированные врачами случаи!
Критерии заболевания кариесом
Здесь врачи выделяют несколько важных пунктов. Давайте рассмотрим каждый из них подробно.
1. По стадии развития
Как и любая другая болезнь, кариозное поражение начинается с легких форм и постепенно переходит в тяжелый, осложненный диагноз. В этой связи стоматологи выделяют следующие стадии заболевания:
- начальная: ее еще называют стадией пятна, когда эмаль деминерализуется, из-за чего на ней появляются белые шероховатые пятна и пропадает естественный блеск,
- поверхностная: кариес начинает разрушать зубную эмаль, но еще не проникает в более мягкие ткани – дентин,
- средняя: область разрушения затрагивает дентин,
- глубокая: кариес переходит на внутренние ткани зуба пульпу или корень, начинаются осложнения, которые не всегда поддаются лечению и приводят к потере зуба.
2. По месту возникновения
Особого изучения требует и локализация поражения. По этому критерию врачи выделяют несколько видов кариеса:
- множественный: диагностируется сразу на нескольких зубах, чаще всего соседних,
- фиссурный : локализуется в углублениях между жевательными бугорками премоляров и моляров,
- межзубный: его можно обнаружить между соседними зубами, в труднодоступном для зубных щеток пространстве,
- циркулярный : поражает эмаль по всей окружности коронки возле десны, как правило, диагностируется сразу на нескольких соседних зубах,
- пришеечный: разрушают защитную поверхность зуба возле десны, но не по окружности, а с одного края,
- корневой: разрушение протекает глубоко под десной, что затрудняет диагностику этого вида кариеса, нередко возникает на фоне заболеваний десен,
- вторичный : разрушение начинается рядом с пломбой или под ней и свидетельствует о том, что врач некачественно провел удаление пораженной ранее эмали или дентина.
3. По типу зубов
Лечение и профилактика кариеса также зависит от того, на каких зубах развивается поражение: на молочных или постоянных. Временные зубы имеют более тонкую эмаль, при этом иммунитет ребенка еще не сформировался, чтобы полноценно защищаться от бактерий, поэтому «молочный» кариес развивается стремительнее, а дети страдают кариозными поражениями чаще взрослых.
Интенсивность заболевания
Интенсивность кариеса (ИК) – это понятие, показывающее степень поражения коронок по индексам КПУ, кп, КПУ+кп у одного человека. При этом буквы в аббревиатурах обозначают следующее:
- К - кариес на постоянных зубах,
- П - пломбы на постоянных зубах,
- У - удаленные постоянные зубы,
- к - кариес на молочных зубах,
- п - пломбы на молочных зубах.
Важно! При выявлении интенсивности болезни по индексам не учитывается его начальная стадия. При этом если на момент обследования у пациента произошла полная замена зубов, то к нему применяют индексы КПУ или КПУп; если смена зубов не завершена, то врач ориентируется на индексы КПУ + кп, а если молочные зубы еще не начали выпадать, то применяется индекс кпу.
Общую интенсивность считают как сумму всех зубов (кроме «восьмерок»), когда-либо пораженных кариесом (в том числе пломбированных и удаленных). Отдельно рассчитывается интенсивность заболевания на корне или коронке. ИК можно посчитать как для одного обследованного человека, так и для группы, схожей по какому-либо признаку (например, для детей, для беременных и т.д.).
Для человека, не имеющего отношения к медицине, оперировать подобными аббревиатурами и понятиями сложно, однако стоматологам эти обозначения помогают вести очень полезную для их деятельности статистику, которая сообщает об эффективности, или наоборот, о неэффективности работы в каждом конкретном регионе страны, о потребностях в стоматологической отрасли.
Разные коэффициенты поражения: чем они отличаются
При обследовании стоматологи оперируют двумя понятиями КПУ(з) и КПУ(п). Они раскрывают общую картину заболеваемости человека и детализируют ее.
Так, КПУ(з) - это сумма пораженных, запломбированных и удаленных из-за кариеса единиц у одного пациента, деленная на общее количество зубов во рту (кроме «восьмерок»).
КПУ(п) - это сумма пораженных, запломбированных и удаленных зубных поверхностей у одного пациента, также деленная на количество всех поверхностей. Для расчета КПУ(п) резцов учитываются четыре поверхности (фронтальная, лингвальная и две боковых), а у моляров в расчет идет пять поверхностей (к предыдущим четырем добавляется жевательная). Например, если у пациента на одном зубе поражены две поверхности и имеется пломба, то такой зуб получает 3 единицы.
Для детей во время смены временных зубов на постоянные рассчитываются индексы КПУ(п) и кп(п), то есть суммируются поверхности коронок, а удаленными считаются только те зубы, которые были изъяты из челюсти раньше положенного срока, то есть до рассасывания корней.
Внимание! Для более точной оценки состояния пораженных зубов врачи выводят показатель КПп. Часто на одной единице имеются, например, две пораженные болезнью поверхности и одна пломба. В этом случае ИК составит три единицы. Такой метод позволяет более качественно провести анализ при низкой интенсивности заболевания.
Каким бывает индекс КПУ
В современной стоматологии выделяют пять уровней ИК. Для сравнения можно проследить, как меняется индекс КПУ у пациентов разных возрастов, например, 12 и 35 лет (первое и второе значение соответственно):
- очень низкий уровень: <1,1 и <1,5,
- низкий уровень: <2,6 и <6,2,
- средний уровень: <4,4 и <12,7,
- высокий уровень: <6,5 и <16,2,
- очень высокий уровень: >6,6 и >16,3.
Как видите, людей с высокой интенсивностью кариеса в возрасте 35 лет достаточно много. Да и подростков не мало.
Часто наравне с индексами КПУ врачи высчитывают и прирост заболевания. Это показатель изменения количества кариозных единиц за определенный промежуток времени (чаще всего за год) у одного пациента. Прирост может быть положительным, если число пораженных зубов увеличилось, или отрицательным, если оно уменьшилось или свелось к нулю.
Распространенность заболевания
Распространенность кариеса (РК) – это процентное соотношение пациентов, у которых был диагностирован хотя бы один признак данного поражения на любой стадии, к общему числу осмотренных. У детей 12-13 лет (возраста, когда должна завершиться смена молочных зубов) уровень распространенности заболевания может быть низким (менее 30%), средним (31-80%) и высоким (81-100%).
Оценка распространенности кариеса
Кроме прямого показателя РК существует еще и обратный. Он показывает процентное соотношение обследованных людей, у которых не выявлен кариес, к числу пациентов с этим диагнозом. Соответственно, в данном ключе РК может быть высокой (число свободных от заболевания меньше 5%), средней (5-20%) и низкой (более чем у 20% обследованных не обнаружен кариес).
Оценка РК нужна для того, чтобы иметь картину заболеваемости в том или ином регионе, в тех или иных возрастных или социальных группах. В частности, в нашей стране эта болезнь в большинстве регионов имеет высокий показатель, а в некоторых – очень высокий. Например, у дошкольников РК равно 84%, а ИК по индексу кпу(з) - 4,83.
Интересно! В тех российских регионах, где содержание фтора в водопроводной воде превышало 0,7 мг/л, число людей с выявленным кариесом было намного меньше, чем в регионах, где фторирование воды было недостаточным. Особенно ярко эту тенденцию иллюстрируют показатели обследования разных детских возрастных групп – 6, 12 и 16 лет. У взрослых на разрушение эмали влияют дополнительные факторы (вредные привычки, беременности, стрессы, вредные условия труда и т.д.).
Эпидемиологические показатели
Эпидемиология кариеса – это понятие в статистических медицинских исследованиях, которое показывает, насколько распространено и интенсивно данное заболевание в стране и ее регионах. Кроме этого, оно показывает, насколько качественно оказывается лечебная помощь населению и насколько закрываются его потребности в этой помощи. Кроме стоматологических клиник данная статистика очень полезна учебным учреждениям, которые готовят специалистов того или иного профиля: им важно понять, сколько требуется врачебных кадров, чтобы полноценно оказывать медицинскую помощь населению.
Также показателями эпидемиологии кариеса интересуются компании-производители гигиенической продукции (зубных паст, щеток, ополаскивателей и т.д.), чтобы определить объем работ и направление исследований в области профилактики этого заболевания. То же самое касается компаний, производящих оборудование и материалы для стоматологических клиник. Их разработки направлены на повышение качества диагностики и лечения болезни.
При выявлении РК учитывают показатели пациентов одной возрастной группы, при этом показатели разных групп не суммируются и не смешиваются. Отдельно стоят дети с молочными зубами: у них свои факторы риска. Людей с постоянными зубами условно делят на несколько категорий: дети от 12-15лет, молодые (от 16 до 30 лет), среднего возраста (30-45 лет), зрелого возраста (45-60) и пожилые (старше 60 лет).
При анализе ситуации в том или ином регионе учитываются факторы, провоцирующие развитие болезни, в том числе и такие: наличие световых дней в году, сила солнечной радиации, присутствие в питьевой воде микроэлементов (кальция, фосфора, фтора, цинка и других), отвечающих за здоровое функционирование зубной эмали и дентина.
Также оценивается фактор несбалансированного питания, стрессов и малоподвижного образа жизни. Все это влияет на обмен веществ, а значит, и на доставку к тканям зубов полезных веществ. Не стоит сбрасывать со счетов и недостаточную гигиену полости рта, а также вредные привычки (алкоголь, наркомания и курение).
Как проводятся исследования
Чтобы данные исследования были достоверны, важно соблюсти следующие условия:
- возрастные группы: важно проводить исследование для каждой возрастной группы отдельно, потому что у нее свои особенности и свои задачи. Так, например, у детей смотрят интенсивность болезни в динамике, у молодежи наблюдают за пародонтом, а для пожилых пациентов наиболее актуальны проблемы протезирования, нежели лечения,
- показатели объективности: их важно учитывать при проведении самого обследования. Например, важно, чтобы было осмотрено равное количество человек обоих полов, чтобы данные по коренному населению обрабатывались отдельно от данных по приезжим (актуально для регионов, где много предприятий, работающих по вахтовому методу),
- квалификация специалистов: очень важный момент, который влияет в итоге на все статистические данные, потому что от уровня подготовки стоматолога зависит качество проведенного осмотра,
- техническое оснащение клиники: это аспект также влияет на качество обследования,
- компьютерная программа: она нужна для многоуровневой обработки данных и предоставления статистического отчета вышестоящим организациям и Министерству здравоохранения.
Диспансеризация и профилактика
На основе полученных данных о распространенности и интенсивности вышеуказанной патологии Минздравом осуществляется профилактическая работа с населением. Она выражается как в информационном оповещении об опасности заболевания и методах его предупреждения, так и в практических действиях: включения планового осмотра у стоматолога детей разных возрастов (второго года жизни, перед получением путевки в детский сад, перед началом обучения в школе и т.д.), плановых осмотров работников предприятий и учреждений, студентов, сотрудников государственных структур и т.д.
Кроме того, на диспансеризацию населения также возлагается задача профилактики стоматологических заболеваний. К тому же во время диспансеризации очень удобно собирать статистические сведения и анализировать динамику распространенности и интенсивности стоматологического заболевания.
Видео по теме
1 Черкасов С.М. Анализ распространенности заболеваний зубочелюстной системы, формирующих спрос на стоматологические услуги. Научный журнал «Фундаментальные исследования», 2014.