Святая матрона история жизни. Биография Матроны Московской. Предсказания и помощь
Главные дороги России – это не шестиполосные магистрали, где опознавательные знаки светятся неоновым светом. На главных дорогах России светятся совсем другие знаки – духовные, освещая ее путь из прошлого в будущее. Нет, ни случайно одна из самых почитаемых российских святых блаженная Матрона родилась близ Куликова поля, где 650 лет назад Дмитрий Донской прославился перед Богом и людьми, отвоевав у врага будущее России.
В Москве на Таганской улице, у стен Свято-Покровского женского монастыря всегда многолюдно. В жару и в снег, в дождь и в ненастье, выстаивая длинные очереди, люди идут поклониться святым мощам блаженной старицы Матроны, несут к ней свои беды, скорби и просьбы.
День 1 мая 1998 года был особенным. Честные останки праведницы были торжественно перенесены с Даниловского кладбища в Покровскую обитель. А через год случилось долгожданное: 2 мая, спустя 47 лет после своей кончины, Матрена Дмитриевна Никонова была прославлена в лики местночтимых святых. Москва обрела новую небесную покровительницу, а через 5 лет и вся Россия. В октябре 2004 года на Освященном Архиерейском Соборе святая блаженная Матрона Московская была причислена к лику общероссийских святых.
В Покровском соборе обители, перед ракой с мощами блаженной Матроны Московской согревает молящихся тихий свет неугасимой лампады. Свет, который проникая в самые потаенные уголки души человеческой, преображает ее, наполняя благодатными помыслами, укрепляя в вере, надежде, любви. И это, пожалуй, самое главное чудо, что совершается в каждой душе по молитвам святой праведницы, которая незримо обнимает всех и каждого, как самая любящая, самая заботливая мать. Даже в молчаливом обращении к ней, она нас слышит и видит, как видела своими святыми слепыми глазами при земной жизни.
Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 году в бедной христианской семье. Родилась в день памяти преподобной Матроны Константинопольской 22 ноября по новому стилю и при крещении была названа в ее честь. Родители девочки, Наталья и Дмитрий уже имели четверых детей – 2-х сыновей и 2 дочери, и пятый ребенок при тяжелой материальной нужде был большой обузой. Поэтому еще до рождения ребенка в семье, было принято решение отдать его в один из приютов, которые во множестве существовали в царской России за казенный счет или на средства благотворителей. Дети бедноты, которые там воспитывались, получали не только кров и пищу, но и научались грамоте и профессии. Но девочке была уготована другая судьба.
Перед родами ее матери приснился сон. Прилетела к ней белая птица с женским лицом и закрытыми глазами, и села на правую руку. Она была столь прекрасна и благоуханна, что женщина не хотела просыпаться, а открыв глаза, поняла, что суждено ей родить дитя не простое, а Богом избранное. И действительно, избранничество младенца было отмечено абсолютной слепотой. Под веками у нее совсем не было глаз. Мать отказалась от мысли о приюте. Свое дитя несчастное она решила растить сама в любви и жалости.
Изба Никоновых стояла недалеко от сельской церкви, в которой девочку крестили. Во время крещения священник опустили ее в купель. Над младенцем поднялся столб благоухающего дыма. «Чюдо!» - зашептали прихожане, а батюшка Василий сказал: «Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз. Она будет провидицей!».
В эту церковь на службы ее приносили родители, а потом она уже сама приходила, обретя здесь свой второй дом – духовный, где стяжала дар непрестанной молитвы. Потому-то и по сей день живет этот маленький храм, не стертый с лица земли, как тысячи других российских церквей, что святая вымолила его у Бога. И даже в самые жестокие богоборческие годы Матрона утешала односельчан, что храм ее никогда не разрушат.
Нам, живущим в век высоких технологий очень трудно представить быт бедной христианской семьи 19 века. В различных музеях мы видим лишь парадную сторону этого быта. А в избе Матроны многое было по-другому – холодный земляной пол; печь, которую топили соломой, а не дровами. На этой печи готовили скудный обед, в этой же печи мылись и на ней же спали. Пожалуй, только тряпичные куклы так похожи на те, в которые играли крестьянские дети. А Матрона в куклы не играла. Ночью, когда все уснут, она выползала из печи, снимала иконы, что висели в красном углу, гладила их, беседуя с ангелами и святыми.
И вот эта маленькая девочка, вступая в очень сложный и жесткий мир, а потом уже и жестокий, буквально с “младых ногтей” узнала, что такое людская злоба. Эту злобу выказали ее ровесники, дети, с которыми она так хотела играть и дружить как и все дети. Но они ее стегали крапивой, они над ней смеялись, заталкивали ее в яму и смотрели, как она слепая выбирается оттуда и как бредет домой. И конечно, она понимала, что она отвергнута, и конечно, она страдала. Когда другие дети играли и радовались, и смеялись, Матрона сидела дома или ходила в храм и разговарила с Богом.
Конечно ее считали просто калекой. Мать ее безумно жалела и говорила «несчастная ты моя», а Матрона восклицала: «Это я-то несчастная? Это вот братья мои несчастные». Она была поистине счастливым святым ребенком, на долю которого выпало уже тогда очень много испытаний.
Незрячая Матрона созерцала небесный духовный мир и духовное пространство России, и видела ее настоящее, прошлое и будущее. Ее детская, но уже окрепшая в молитвах душа безмерно страдала от неизбежности надвигающейся катастрофы. И девочка предсказывала, предупреждая, что будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях очень близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова: «Матрешенька образно показывала, как будят делить землю, хватать с жадностью наделы. Лягут на землю, руки вперед, лишь бы захватить себе побольше. А потом все бросят и побегут кто куда. Земля никому не будет нужна».
Помещичья усадьба Яньковых, когда-то процветала в Себино. Матрона, которую в этой дворянской семье искренне полюбили за благонравие и благочестие, в канун революции пыталась спасти Яньковых, советуя все продать и уехать заграницу. Если бы помещик ее послушался, то спасся бы. В итоге он стал свидетелем разграбления своего имения, от чего преждевременно умер, а его дочь Лидию постигла участь скиталицы. Но это случится уже после революции.
Матрона часто бывала в гостеприимной усадьбе князей Борякинских. Молва о том, что слепая девочка обладает духовными дарами, что по ее молитвам люди исцеляются от недугов и получают утешение в скорбях, неизбежно должна была выйти за пределы христианского дома Никоновых и помещичьей усадьбы Яньковых. Так и случилось. К Матронушке стали ездить страждущие не только из окрестных сел и деревень, но и из других уездов и даже губерний. А сама Матрона покидала свой дом только чтобы пойти на церковную службу в храм или отправиться на богомолье по святым местам. В эти поломнические поездки всегда брала ее с собой добросердечная Лидия Янькова – дочь помещика.
В Троице-сергиевой лавре Матрона бывала часто. Слепая Матронушка не привлекала к себе внимания. Калеки и даже прокаженные стекались сюда со всей России. Но постепенно она здесь становилась своей и даже жила какое-то время в конце своих земных лет вблизи лавры у родственников, скрываясь от преследований НКВД. И именно Троицкие монахи провожали Матрону в последний путь, приехав из лавры в Москву в храм Ризоположения на ее отпевание.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» явилась Матроне во сне. Потом она точно указала, на какой странице старинной книги, что хранилась в церковной библиотеке, искать ее изображение, с которого следует написать чудотворный образ. Матроне открылось, что наступают времена, когда лишь только одной Божией матери будет под силу спасать погибающие и погибшие во тьме воин, революции и безбожия людские души. И наверняка она предчувствовала, что скоро понесет тяжкий крест молитвенной борьбы за каждого, за всех, за Россию. Матрона говорила: «Обдерут нашего царя-батюшку», а когда это случилось, горевала: «напрасно Николай отрекся от престола. Не надо было этого делать, пожалел народ, принудили».
И действительно, в начале века в стране началась смута. Изнурительная война предвещала еще более страшные события. В это время Матрона продолжала свою тихую молитвенную жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных, соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка. Революционеры свое светлое будущее творили уже сейчас – убивали, грабили и разрушали. Революционеры покушались не только на частную собственность, как они утверждали, они покушались на души людей, вырывая из них память о прошлом, извращая нравственные понятия, уничтожая веру. Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство. Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Красный террор поставил своей целью полностью уничтожить православие и верующих. Почти в каждом городе России был свой Бутовский полигон, где проходили массовые расстрелы священнослужителей. Все это видела своим духовным зрением Матрона и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать 90-й псалом Псалтири.
В родном селе Матроны ломался тысячелетний уклад. К этому времени она уже давно потеряла способность ходить. Но слепая и обезноженная молитвенница за людей только еще больше возрастала в своей духовной силе, приводила к покаянию, укрепляла в вере, совершала чудеса исцеления, и продолжает совершать их по сей день.
Безбожная идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм. Разделялись и семьи. Матрона и ее братья уже не могли делить родной кров. Братья Матроны были против того, чтобы к ней приезжали за помощью люди со всей России, а таких было немало. Партийные братья выгнали Матрону из села. В 1925 году началась скитальческая жизнь Матроны. Она перебралась в Москву, где почти 30 лет, до самой своей смерти, ютилась по разным углам и домам. И каждый раз туда, где она находила пристанище, стекались просящие помощи люди.
Если бы люди понимали, что ценность жизни состоит не в стяжании богатства, не в наживе, а в стяжании добродетелей, мир был бы иным. И наше будущее стало бы иным, о чем молилась Матрона Московская при жизни и молится после ухода от нас. 2 мая 1952 года закончился ее земной путь. Но она всегда рядом и все видит. Недаром на некоторых иконах святая изображена с открытыми глазами.
Век атеизма и всеобщего безверия, наступивший после 1917 года, явил миру новых подвижников Православия, людей, само существование которых доказывало силу веры и Божьей молитвы.
Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской земле, в селе Себино, что в 22 километрах от города Епифани (ныне Кимовский район Тульской области), в восточной части знаменитого Куликова поля, столь славного в истории России. Родилась она в бедной крестьянской семье, у благочестивых родителей, Дмитрия и Натальи, и была их младшим, четвертым ребенком. Точный год ее рождения неизвестен: в одних источниках называется 1881 год, в других — 1885-й. Было это в ноябре; при крещении девочке дали имя в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой празднуется 9 (по новому стилю 22) ноября.
Матрона родилась полностью незрячей, без глаз; веки ее были плотно сомкнуты. Однако уже в детстве односельчане стали замечать, что девочка обладает внутренним, сокровенным зрением и способна прозревать то, что другим недоступно. Этот дар, как и дар исцеления, проявился у нее очень рано — с семи или восьми лет. Она читала над болящим молитву — и тот исцелялся; предсказывала, что случится вскоре, — и предсказанное ею исполнялось; давала страждущему совет, как поступить в той или иной ситуации, — и совет этот оказывался верным. Люди стали приходить к ней, приносить с благодарностью кто хлеб, кто какую-нибудь другую снедь, — и так бедная девочка сделалась не обузой, но кормилицей для своей семьи.
Как подчеркивается в Житии блаженной Матроны, все это не имело ничего общего со знахарством или, тем более, с ведовством и так называемой экстрасенсорикой. Напротив, Матрона всю жизнь боролась с колдунами и знахарями. Горячая и неустанная молитва к Богу — единственный источник ее благодеяний людям. Она, пока могла, проводила все свое время в церкви, непрестанно пребывала в молитве, окружала себя иконами и — незрячая и не получившая никакого образования! — понимала смысл и знала содержание всех икон как у себя дома, так и в храме. «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает» — так позднее говорила она тем, кто приходил к ней. От исцеляемых Матрона требовала веры к Богу, а иной раз условием исцеления ставила обязательное еженедельное посещение храма, исповедь священнику, принятие святого причастия или вступление в церковный брак для супругов, состоявших в одном только гражданском браке. Об особой избранности девочки свидетельствовал и внешний знак: на груди у нее имелась выпуклость в форме креста, как бы нерукотворный нательный крестик. Рассказывают, что однажды мать стала укорять дочку: «Зачем ты с себя крестик снимаешь?» — «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.
Известно, что по ее просьбе для себинской церкви Успения Пресвятой Богородицы была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших», ставшая чтимой местной святыней (в настоящее время икона находится в Успенском монастыре города Новомосковск Тульской области, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Еще один такой же образ Матрона заказала для себя у местного художника. Деньги на икону собирали всем миром: кто давал деньги, кто продукты — яйца, масло, хлеб. Рассказывают, что один крестьянин дал нехотя рубль, а брат его — для смеха копеечку. Когда деньги принесли Матроне, она, перебрав их, нашла эти рубль и копейку и велела вернуть обратно: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Впоследствии Матрона не расставалась с этой иконой (в настоящее время она хранится рядом с ее святыми мощами в московском Покровском монастыре).
На семнадцатом году жизни Матрона потеряла способность ходить. С тех пор и до самой смерти она оставалась «сидячей». Это тяжелейшее испытание для человека. Но Матрона безропотно несла свой крест, не жалуясь ни на что и всё так же беззаветно помогая людям.
Предсказания ее касались самых обычных, житейских дел. Но иной раз она говорила пророчески и о судьбе России. Известен рассказ о том, как Матрона предсказала судьбу царя. Она попросила у матери куриное перо, ободрала его и показала матери: «Мама, видишь это перышко? Вот так обдерут нашего царя-батюшку!» А когда мать испугалась и не велела дочери говорить таких слов, добавила: «Не бойся, мама, его уже ободрали». И еще она предсказала революцию: «как будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно показывала, как будут делить землю: «лягут, руки протянут вперед, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю, побегут кто куда; земля никому не нужна будет». Предсказала она и великие бедствия Русской церкви, крушение идеалов веры, нравственности — и то, что уже, к несчастью, исполнилось в нашей истории, и то, чему еще, возможно предстоит случиться. «Начнутся смуты… распри…» — говорила она незадолго до смерти. И добавляла: «Как мне вас всех жаль… Доживете до последних времен. Жизнь будет все хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: “Выбирайте!”…»
В 1925 году Матрона покинула деревню и переселилась в Москву. Этот переезд был вынужденным: ее братья Иван и Петр стали местными активистами, вступили в партию и с крайней враждебностью относились и к сестре, и к тем людям, которые по-прежнему приходили к ней за советом. В Москве Матрона прожила почти тридцать лет, до самой смерти, и очень полюбила этот город. В течение всех этих лет она не имела своего угла, жила там, где ей давали приют: то у родственников, то у односельчан, то у совсем чужих людей. С нею вместе переезжали с места на место женщины, которые ухаживали за ней, — «хожалки». Менять адреса приходилось часто, так как, опасаясь властей, Матрону почти никогда не прописывали, а долго жить без прописки было нельзя. Она жила то на Ульяновской (Николоямской) улице; то на Пятницкой возле Павелецкого вокзала, у церкви, в домике трамвайной линии; то в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах; то в Царицыно; то в Сокольниках, в летней сторожке; то в Петровско-Разумовском; то в Загорске (Сергиевом Посаде), у племянника; то на Сходне. Дольше всего, с 1942-го по 1949 год, она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в большой, уставленной иконами комнате у своей односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и ее дочери Зинаиды Владимировны. З. В. Жданова и составила первое и наиболее полное жизнеописание блаженной по собственным воспоминаниям и воспоминаниям других людей, знавших святую Матрону. О том, насколько тяжело иной раз приходилось блаженной, мы узнаем из рассказа З. В. Ждановой, которая в военном 1942 году отыскала ее в Сокольниках, в маленьком фанерном строении, отданном ей на время: «Была глубокая осень… Я вошла в домик, а в домике сырой, промозглый, густой пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати, лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали… Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы с мамой живем, брат на фронте, отец в тюрьме, неизвестно где, две комнаты у нас… Почему же вы не попросились к нам?” Матушка вздохнула тяжело и сказала: “Бог не велел, чтобы ты потом не пожалела”». Так Матрона оказалась у Ждановых на Арбате… Из-за своего физического состояния она находилась в полной зависимости от своих «хожалок», а те не всегда относились к ней с надлежащим почтением и состраданием. «Она жила, не имея своего угла, имущества и запасов, кто пригласит, там она и живет, — продолжает З. В. Жданова, — жила на приношения, которым она не была хозяйка. Была в послушании у злой Пелагеи, она всем распоряжалась, пила и отдавала своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть. Иногда губы у нее пересохнут, она жалобно просит Пелагею: “Пить хочу”, а та грубым голосом, выпившая, поевшая втихаря, лежа на кровати: “Не время тебе пить!” Мы тихонько подносим еду и питье, а матушка не берет — иногда и сутками».
И при этом Матрона по-прежнему принимала множество людей — иной раз до сорока человек в день! И всем помогала. К ней со своими бедами и невзгодами приходили самые разные люди: и вчерашние крестьяне (в том числе из ее родных мест), и коренные москвичи, и приезжие из других городов и деревень, иной раз — люди весьма высокопоставленные, по советским меркам. Чаще — женщины, реже — мужчины. Многих она исцелила: поднимала на ноги не ходячих (то есть страдающих той самой болезнью, которой страдала она сама), распрямляла скрюченных, исцеляла бесноватых, страдающих припадками, разного рода психическими и нравственными заболеваниями. Однажды, в 1946 году, в Матроне привели женщину-комиссара, только что прибывшую с фронта. Ее единственный сын сошел с ума; мать не знала, что делать: она возила сына даже в клинику в Швейцарии, но никто не смог ей помочь. «Я пришла к вам от отчаяния! Мне идти больше некуда!» — сказала женщина. «Матушка выпрямилась и говорит: “Господь вылечит твоего сына, а ты в Бога поверишь?” — “Я не знаю, как это верить”. Тогда матушка попросила воды, сказала “смотри” и начала при ней громко читать над водою молитвы, потом налили пузырек воды, и матушка, подавая ей пузырек, сказала: “Поезжай сейчас же в Кащенко (Московская психиатрическая клиническая больница), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали; когда будут выводить его, он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой воды ему в глаза и обязательно попади в рот”». Так и получилось. Позднее женщина, на коленях благодаря блаженную, рассказала, что сын ее исцелился. Когда она, держа пузырек с водой в кармане, подошла к нему, он действительно начал биться в руках санитаров и кричать: «Мама, выброси, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня». А когда женщина изловчилась и плеснула ему святой водой в лицо, вмиг успокоился; «он остановился, глаза стали прежними, и он сказал: “Как хорошо”». Его вскоре выписали из больницы. В другой раз к Матроне привели дочь какого-то генерала (по другой версии, полковника), лаявшую по-собачьи. Когда матушка исцелила девушку, отец предлагал ей любое вознаграждение, готов был отстроить для нее дачу, выхлопотать машину, дать денег. Но Матрона отказалась от всего. Она вообще не брала денег, лишь принимала домашние продукты, принесенные благодарными людьми, — чтобы не умереть с голода, — да и те раздавала другим, почти ничего не оставляя себе. Сохранилось немало рассказов о том, как она исцеляла женщин от злокачественных опухолей (онкология — подлинный бич XX века!), силой молитвы излечивала туберкулез, другие болезни, предотвращала ненужные операции. При этом она никогда не запрещала лечиться у врачей, напротив. «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные все, и пренебрегать этим нельзя». Понимала она и значение образования. «Сейчас время такое, учиться надо», — наставляла она дочь своей односельчанки, решившую выучиться на медицинскую сестру.
Не имевшая глаз, она видела и понимала красоту окружавшего мира. «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое, — призналась она как-то. — И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек». З. В. Жданова приводит поразительный случай, когда матушка Матрона помогла ей, учившейся в Архитектурном институте (!), подготовить дипломный проект: матушка, никогда не бывавшая за границей и не видевшая ни одного художественного альбома, стала перечислять ей творения великих итальянских зодчих и указала дворец, который мог послужить образцом для ее проекта!
Вообще наставления Матроны — удивительно простые, ясные. Одна женщина жаловалась ей: «Я с мужем живу плохо». А матушка отвечала: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться». Этого оказалось достаточно, чтобы отношения в семье наладились. Она учила: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали или ни сделали». Одна женщина пожаловалась ей на нервы (а было это в годы войны). «Какие нервы? — удивилась блаженная. — Вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть». А когда близкая ей З. В. Жданова попала в лагерь (по сфабрикованному делу о «церковно-монархической группе»), матушка передала ей свое последнее, предсмертное наставление, предсказав, что ничего с нею не случится: «Пусть знает это и живет, как малое дитя в саночках: возят дитя, и нет никакой заботы — Господь всё сам управит». «Матушка часто шутила, — рассказывала та же З. В. Жданова, — на вопрос, как спастись, говорила: “Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь. И не отрывайтесь от меня, держитесь крепко”». «Зачем осуждать других людей? — говорила она. — Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?"
Как она исцеляла? Сохранилось несколько воспоминаний на этот счет. Блаженная вела аскетический образ жизни: спала очень мало, лежа на голом кутничке (сундучке) или на койке, на боку, «на кулачке»; большую часть ночи проводила в молитве; принимала посетителей сидя. «Матрона ножки поджимала под себя, под юбку, — рассказывала ее внучатая племянница А. Д. Прохорова. — Люди сядут на колени, она одной рукой по голове водит, а другой крестит». «Когда принимала, она садилась, скрестив ножки, — вспоминала З. В. Жданова, — две ручки вытянуты прямо в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед нею на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится… Исцелений было много от ее ручек. Возьмет двумя руками голову плачущих страдальцев, пожалеет, поможет святостью своею, и люди уходили, как на крыльях… А она вечером тихо, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков при крещении крестом. Крестилась медленно, усердно, пальчики искали ямку».
А вот рассказ Нины Чижик, которая была в детстве исцелена святой; она в семь лет заболела воспалением легких, болезнь дала тяжелые осложнения: отнялись руки и ноги, девочка была полностью обездвижена. Ее принесли к Матроне, которая жила тогда на окраине Загорска: «Матушка сидела на металлической кровати, обложенная подушками. Меня она велела положить к ней на кровать, так, чтобы она могла достать мои руки. Как сейчас вижу ее: в белом платочке в мелкий синий горошек, платье темно-синее тоже в мелкий горошек, пуговички на груди. Ручки маленькие, пухленькие, рукава у платья на резинке, глазницы пустые. Комната была вся в иконах. Свет как бы отражался от икон, и от матушки как будто исходили свет и тепло. Комната была наполнена этим светом. Я лежала рядом с ней на постели, а матушка вела прием посетителей. Я чувствовала, что матушка будто вошла в меня, мне передавались ее тепло, ее боголюбие, ее любовь. В первый день матушка постоянно держала меня то за одну, то за другую руку, непрестанно поглаживая, и я чувствовала, как теплели мои руки и как они отходили. На второй день матушка позвала ухаживающую за ней женщину и сказала ей: "Поставь ее на пол, а то она залежалась". Она мне ласково говорит: "Залежалась ты, залежалась!" Я очень испугалась, ведь я лежала без движения целый год. Женщина меня поддержала, и я встала на ноги и стояла у кровати, на которой сидела матушка. Потом она велела положить меня на кровати, чтобы она могла доставать руками до моих ног. День она принимала посетителей и поглаживала мои ноги, а ночи мы с ней были вдвоем. Она немного дремала, сидя в подушках, очень много молилась и гладила, гладила мои ноги и руки. На третий день матушка сказала мне, чтобы я немного прошлась, попросила женщину помочь мне, она мне помогала передвигать ноги. Мне было очень страшно. Матушка говорила мне: "Двигай, двигай ногами, они у тебя ходячие". На четвертый день за мной приехал отец, и я уже шла до машины своими ногами, после года полной неподвижности мои ноги плохо слушались меня. Мне нужно было еще время, чтобы привыкнуть к тому, что я совершенно здорова».
Казалось бы, ничего особенного — доброта и ласка, свет и тепло, исходящие от доброй маленькой женщины (эта удивительная доброта святой Матроны ощущается даже на ее сохранившихся фотографиях). Но ведь в действительности случилось настоящее чудо — чудо излечения от тяжелейшей болезни силой молитвы, силой веры…
Все, что происходило в жизни страны и касалось миллионов людей, становилось и предметом ее забот. Все прошло через ее жизнь — революция и гражданская война, раскулачивание и беспощадная борьба с религией, закрытие храмов и массовые аресты, война, голод, страх новой войны… Сила молитвы матушки Матроны помогала людям справиться с разными бедами — арестом близких, утерей документов, пропажей имущества, неурядицами в работе. Она не раз предчувствовала, что и ее хотят арестовать, и заблаговременно покидала квартиру, в которой жила, оберегая от ареста не только себя, но и принявших ее людей. Однажды дело дошло до появления милиционеров в ее доме. Но этот несостоявшийся арест обернулся очередным чудом. Дочь ее односельчанки А. Ф. Выборнова рассказывала об этом так. Когда милиционер пришел забирать Матрону, та сказала ему: «Поезжай скорее, у тебя дома несчастье». А когда милиционер заколебался, добавила: «Слепая от тебя никуда не денется. Я сижу на постели, никуда не хожу». Милиционер бросился домой; оказалось, что его жена обгорела от керогаза, но он все-таки успел отвезти ее в больницу. Когда на следующий день милиционера спросили: «Ну что, забрал слепую?», он отвечал: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я бы жену упустил, а тут я жену все-таки в больницу свез». Чем закончилась эта история для милиционера, неизвестно. Но то, что он укрепился в вере, несомненно. Саму же матушку Матрону так и не подвергли аресту.
За некоторое время до начала Великой Отечественной войны, в 1939 или 1940 году, Матрона сказала людям, которые были рядом с ней и спорили о чем-то: «Ну, что, вот сейчас вы ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Когда война началась, Матрона стала просить всех приносить ей ивовые веточки. Она их ломала на палочки одинаковой длины и очищала от коры. Веточек таких было очень много. Близким своим Матрона говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает. Много позже сложилось предание о том, что в годы войны к ней якобы приезжал сам Сталин и Матрона будто бы предсказала ему, что он один не покинет Москву, когда все правительство эвакуируется из столицы (по другой версии, предсказала ему победу). Это, конечно, вымысел, легенда. Но очень многие верили и продолжают верить в то, что так и было на самом деле. Так причудливо преломились в народном сознании и представления о чудесном спасении столицы, так и не взятой фашистами, и внезапный поворот советского руководства к поддержке Православной церкви, и несомненное уважение к Сталину, не покинувшему Москву в самый тяжелый момент, когда падение ее казалось неизбежным, и всегдашняя наивная вера народа в «доброго царя», окруженного злыми советчиками. Такие представления, по всей вероятности, разделяла и матушка Матрона. «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех ». Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было». — «Матушка, а когда это будет?» — «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…»
Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма.
Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить? Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога». Так поняла смысл ее слов составительница ее жизнеописания и так передала ее слова нам.
Последним обиталищем Матроны Московской стала подмосковная станция Сходня, где она жила у своих дальних родственников на улице Курганной, в доме 23 (ныне это город Химки). Здесь она и преставилась 2 мая 1952 года (по новому стилю), предсказав свою кончину за три дня. Когда перед смертью ее пришел исповедовать священник, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. «Да неужели и вы боитесь смерти?» — спросил священник. «Боюсь», — отвечала она. Отпевали ее в церкви Ризоположения на Донской улице. Погребение состоялось 4 мая, в Неделю Жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе); похоронили матушку Матрону при огромном стечении народа на Даниловском кладбище, как она и просила.
Не раз еще при жизни блаженная говорила близким ей людям: «После смерти моей приходите на могилку. Как принимала людей, так и буду принимать… Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать; что душе вашей скажу, то и делайте». И вправду: множество людей по-прежнему приходили к матушке Матроне искать исцеления от недугов или помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Случаи помощи по молитвам блаженной многочисленны, чудотворения продолжаются и по сей день.
Как это часто бывало в русской истории, народное почитание предшествовало официальной церковной канонизации. С конца 80-х годов прошлого века имя блаженной Матроны Московской стало известно повсеместно; поток людей, устремлявшихся к ее могиле, непрестанно возрастал. 8 марта 1998 года, в первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, по благословению святейшего патриарха Алексия II, состоялось обретение, а затем и освидетельствование честных останков старицы Матроны, которые были помещены сначала в надвратный храм во имя Симеона Столпника, затем в главный храм Святых Отцов Семи вселенских соборов Данилова монастыря, а 1 мая 1998 года торжественно перенесены в Свято-Покровский женский монастырь в Москве, где святыня хранится и поныне, привлекая множество верующих — со всех концов нашей страны и из других стран. 2 мая 1999 года при служении самого святейшего патриарха состоялась официальная канонизация блаженной Матроны в лике местночтимых святых. В октябре 2004 года состоялась и общецерковная канонизация. Ныне память святой блаженной Матроны Московской празднуется Церковью 19 апреля (2 мая по новому стилю), а также в воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — в Соборе Московских святых, и 22 сентября (5 октября) — в Соборе Тульских святых.
Литература:
Святая блаженная Матрона Московская. Житие. Акафист (разные издания).
Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Составила и записала З. В. Жданова. М., 1993.
Материалы на православных сайтах: http://days.pravoslavie.ru; http://matrona-moskowskaya.narod.ru; http:// www.pokrov-monastir.ru ; и др.
© Все права защищены
Никонова Матрена Дмитриевна – так в миру звали Матрону Московскую – блаженную святую, помогающую людям и при жизни, и после своей кончины. Родилась она 22 (по старому стилю – 9) ноября 1881 года (согласно некоторым источникам – в 1885 году), в Тульской губернии (село Себино). Матрона была в семье четвертым, поздним, ребенком. Боясь не справиться с воспитанием девочки, родители Матроны решили отдать ее в приют еще до ее рождения. Увидев, что ребенок родился слепым (у Матроны не было глаз) и физически слабым, мать решила сама воспитывать девочку. Существует поверье, что Наталье (матери Матроны) незадолго до родов во сне пришла белая птица, у которой было человеческое лицо, а глаза закрыты. Решив, что это знамение от Бога, женщина и решила оставить новорожденную в семье.
Детство Мартоны Московской
С самого рождения было понятно, что ребенок отмечен Богом – у Матроны на груди была выпуклость, имеющая форму креста. От ношения рукотворного креста девочка отказывалась с самого детства, говоря, что Бог дал ей его от рождения.
Еще с детства у девочки проявился дар предвидения и исцеления. В дом Матроны приходили болящие, которым она дарила выздоровление, люди с различными проблемами, просьбами, вопросами, которым она давала советы. Не имеющая возможности видеть глазами, Матрона видела окружающую действительность другим зрением. Она имела четкое представление о мире вокруг нее.
Первые предсказания Матроны Блаженной
В возрасте 17-ти лет Матрона была лишена возможности ходить – у нее отказали ноги. Блаженная знала заблаговременно, что это случится — таково испытание Бога — поэтому не сетовала и не огорчалась.
От Господа и служения Ему она не отказывалась никогда. После революции ее братья, ставшие членами партии, отказывались делить с ней одну крышу над головой. В 1925 году Матрона стала бездомной, подавшись в скитания в Москву. Этот город Матрона очень любила, считая его святым. Очень многие здесь знали блаженную, старались обогреть и приютить, но из-за преследований милиции она вынуждена была постоянно менять место своего укрытия. Святая Матрона никогда не жаловалась, не обращая внимания на неудобства.
Предсказав страшную, кровопролитную войну, она говорила, что до Москвы и до ее родной Тулы враг не доберется. Так и случилось. В военное время вместе со всеми она молилась об окончании войны, рассказывала близким о судьбах солдат, ушедших на фронт, продолжала исцелять болезни, даже очень тяжелые. Взамен на помощь Господа она просила только одно – верить Ему.
Смерть Матронушки Московской. Где могила Матроны?
Умерла Матрона 2 мая (по старому стилю – 19 апреля) 1952 г., похоронили ее на Даниловском кладбище – это была ее просьба. О ее скромной могилке сначала знали немногие, но потом молва о месте захоронения блаженной, оставшейся в памяти многих монахов и мирян Божьим человеком, узнавали все больше людей. Как и завещала Матрона, тропа к ней не зарастает и после ее смерти, по настоящее время. При жизни она говорила, что пройдет время, и люди о ней узнают, приходя за помощью, которую через нее ниспошлет Господь всем просящим и верующим.
Как просить помощи у Матроны Московской, как молиться Святой Матрене, как добраться до мощей святой и когда отмечают день памяти Матроны читай в
В 1885 году, во время правления в России династии Романовых, в мире произошло много знаменательных событий. Французский микробиолог Л. Пастер на свой страх и риск опробовал вакцину против бешенства на мучительно умирающем мальчике. Немцы запатентовали прообраз мотоцикла - велосипед с двигателем на керосине. Россия тоже не осталась без знаменательных происшествий. Страна разорвала отношения с Болгарией, в Москве появилась первая бесплатная читальня. Но самое важное событие произошло в Тульской губернии, в деревне Себино. Там в простой крестьянской семье родилась девочка, прославившая святую православную Русь на многие десятилетия.
Блаженная Матрона Московская. Биография
Сегодня трудно найти в России человека, не знающего, кто такая Матрона Московская. Биография, день рождения, даты почитания известны большинству православных христиан. Сложно даже представить количество людей, ежеминутно обращающихся к святой за помощью. Еще задолго до канонизации старицы простой народ понял, к кому нужно идти в самых безнадежных случаях.
Люди до сих пор помнят слова святой, произнесенные много лет назад: «Приходите ко мне. Рассказывайте о своем горе как живой. Я буду помогать. Каждого, кто ко мне обратится, встречу при смерти». И православный люд идет, когда житейские проблемы, неизлечимая болезнь, парализация конечностей, бесплодие, пьянство, финансовые трудности... Всех просьб не перечесть. В народе к ней относятся как к любимой бабушке, которая всех приголубит, пожалеет и всегда поможет.
Появление на свет
Будущая святая старица родилась бедных крестьян. Началась биография Матроны Московской с печального решения ее матери Натальи Никоновой, отдать малышку в приют. Семья была не в состоянии прокормить еще одно чадо. Однако незадолго до рождения дитя Наталья увидела сновидение, заставившее ее позабыть о своем решении. Женщине приснилась удивительная У пернатой красавицы были закрыты глаза. Наталья растолковала видение как знак, что воли Божией на отказ от ребенка нет. Новорожденная появилась на свет в 1881 году 10 (22) ноября. После ее рождения подтвердился. Малышка была слепой.
Удивительное детство
С начала появления на свет дитя сопровождали необычные события. Первый такой случай произошел во время крещения девочки.
Священник, опуская чадо в купель, поразился появившемуся возле младенца столбу благоухающего тумана. «Ребенок будет святым», - сказал служитель церкви. На этом странности в жизни дитя не закончились. Наталья рассказывала подругам, что новорожденная «постится» самостоятельно. Девочка отказывалась от кормления грудью в среду и пятницу. Ночи малышка проводила с иконами в Играла Матронушка не с ровесниками, которые смеялись над ней, а с изображениями святых людей. В то время как сверстники развлекались по обыкновению во дворе, малышка подпевала церковному хору на службе.
Молодость блаженной
Еще в раннем детстве стала известной в народе будущая Святая Матрона Московская. Биография блаженной как целительницы и прозорливицы началась уже в возрасте семи-восьми лет. С малолетства она принимала множество людей, которым помогала молитвой. К бедной крестьянской избе без конца тянулся народ. Благодарные люди оставляли для ребенка продукты, подарки. Так дитя из обузы превратилось в основную кормилицу семьи. Одаренного Богом ребенка преследовали нападки дьявола. Однажды Наталья предложила девочке зайти домой, на улице было слишком холодно. Матронушка отказалась, пояснив, что ее искушает сатана. По рассказам дитя, злой ангел не давал ей находиться в избе, колол вилами и жег огнем.
Много радости в молодости Матроне доставили путешествия по святым местам. Благочестивая приятельница брала девушку с собой в паломнические поездки. Ей удалось побывать в Троице-Сергиевской Лавре и Киево-Печерской, других местах, хранящих православные реликвии. Одно такое путешествие ознаменовалось удивительным событием. В Андреевском соборе матушка повстречалась с Иоанном Кронштадтским. Он, заметив 14-летнюю девочку в толпе прихожан, попросил людей расступиться, чтобы святой мог поприветствовать свою смену. «Восьмой столп России», - назвал ее Иоанн.
Взрослая жизнь
В 17 лет случилась трагедия, навсегда изменившая судьбу матушки. У нее Женщина заранее знала о том, что однажды в храме к ней подойдет прихожанка, из-за которой она больше не сможет ходить. «Я не побежала от воли Божией», - поясняла впоследствии Матронушка окружающим. Однако на этом ее испытания не закончились. Вскоре ей стало негде жить. Начиналась предсказанная святой революция, а вместе с ней долгие годы преследований верующих людей. Биография Матроны Московской во времена гонений на христиан отличалась верностью уставам Церкви и исключительной духовной стойкостью. Напряженная жизнь была наполнена молитвами и сострадательным отношением к людям. Слепая, парализованная, без крова, без семьи, она находила силы утешать просителей, избавлять их от страданий своим молитвенным дерзновением к Господу.
Нелегкий выбор
В 1917 году наступило тяжелое время скитаний и репрессий. Власть не одобряла религиозных подвижников и преследовала их. Старшим братьям Матроны, ярым активистам коллективизации, мешала антисоветская деятельность младшей сестры. В то время за религиозную пропаганду можно было лишиться многого, в том числе и жизни. Биография Матроны Московской отмечает этот напряженный момент как период нелегкого выбора между семьей и предназначением от Бога. И она выбрала последнее. В 1925 году матушка перебралась в Москву. Здесь, в столице, она прожила все оставшиеся 30 лет жизни, бесприютная и неустроенная.
Московский период
Даже в наше время кажется невероятной ситуация, когда человек живет один в столице, будучи слепым, не имея возможности ходить. Что уж говорить о послереволюционном периоде. А ведь кроме физических недугов, у святой были проблемы с милицией. В этот момент жизни биография Матроны Московской начинает напоминать детектив: проблемы с пропиской, преследования стражей порядка, тотальная неустроенность, постоянные переезды. Каждый раз ей удавалось скрываться от погони, о которой она чудесным образом узнавала заранее.
Ухаживать за собой не могла святая Матрона. Московская биография старицы богата именами верующих женщин, бравших на себя попечение о ней ради Христа.
Они вместе с блаженной скитались по квартирам, подвергаясь опасности. Из дома в дом, с одной улицы на другую. Однажды ее удалось поймать сотруднику правопорядка. Но встреча эта была непростой, а промыслительной. Блаженная с порога отправила милиционера домой. Пораженный необычным приемом старицы, мужчина послушал ее и поэтому успел спасти умирающую жену. Последние годы жизни святая провела в Подмосковье у родни. О своей смерти она знала заранее. Перед кончиной она попросила пригласить в дом батюшку. Пришедший священник был удивлен, когда узнал, что блаженная боится умирать. Старица отошла к Господу в 1952 году 2 мая.
Предсказания и чудеса Матроны Московской
С раннего детства Матронушка предвидела бедствия и опасности, ожидающие русский народ.
- Перед началом революции одна зажиточная сельчанка обратилась к блаженной за советом по поводу строительства колокольни. Та ей ответила, что планам меценатки не суждено сбыться. Женщина недоумевала. Ну что может помешать? Уже и материалы куплены, и денег достаточно. Однако скоро началась революция, и строительство храмов остановилось на долгие десятилетия.
- Однажды девочка попросила мать принести ей куриное перо. Наталья выполнила просьбу дитя. Дочь ощипала его. А затем сказала матери: «Видишь его. Вот так же поступят с нашим царем». Наталья испугалась таких речей ребенка. Через некоторое время до села дошли новости об октябрьском перевороте.
- Приходящим к ней людям матушка советовала всегда полагаться на Божию волю. Молиться, обязательно каяться, причащаться Святых Христовых Тайн, налагать на себя почаще помогать нуждающимся. «Если народ не живет по заповедям, теряет веру, большие бедствия обрушиваются на него. Когда и во времена страданий не кается, тогда совсем исчезает с земли», - говорила подвижница.
В 2012 году в СМИ появилась информация о пророчестве старицы о конце света. Якобы человечество погибнет без войны, говорила Матрона Московская. Предсказание 2017 год делает самым трагичным в земной жизни людей. Они уснут живыми, а восстанут бесплотными душами. Что означают эти слова - неизвестно. Говорят, что информация получена от подруги Матроны, не пожелавшей назвать свое имя. О предсказании категорично высказались служители церкви. Ни один христианин не может точно назвать дату конца света, это четко и конкретно указано в Писании, пояснили священнослужители.
Исцеления святой
Несмотря на свои немощи, которые матушка воспринимала как крест, данный свыше, она исцеляла людей в самых безнадежных случаях. Сохранилась история о парализованном мужчине, живущим в 4 км от Себино. Матрона посоветовала ему прийти. Парализованный мужчина преодолел огромное для такого больного расстояние, а домой вернулся на своих ногах. Очевидцы говорили, что посетителей она встречала традиционными молитвами из утреннего правила, без каких-либо дополнений. Так она исцеляла одержимых и больных. Матушка всегда говорила, что не сама лечит людей, а это делает Бог по ее молитвам.
Жизнь после смерти
Верующую душу не обмануть. Те, кто приходит к ней с любовью и чистым сердцем, оставляют записки Матроне Московской, обращаются к ней в молитве, чувствуют, что блаженная старица не оставляет их в беде.
Просители исцеляются от болезней, устраивают личную жизнь, рожают долгожданных ребятишек, находят работу. Список благодеяний святой можно продолжать до бесконечности. Примечательно, что почитатели получают не только помощь от матушки, но и духовную поддержку. Люди чувствуют, как святая молится за них в трудных ситуациях.
Обретение мощей
Первые годы дорога к могиле святой, как говорится, «не порастала травой». Проходило время, поклонники умирали, переезжали, забывали о старице. Затем настало время перестройки, а с нею вместе началось возрождение религиозной жизни русского народа, долгие годы лишенного веры и духовного утешения. Поклонникам блаженной удалось опубликовать воспоминания о ней. Весть о старице быстро разнеслась по стране. «Если случилась беда - иди к Матроне, она поможет», - говорил верующий люд. С этих пор началась канонизация святой. Несколько лет специальной комиссией велась работа по проверке сведений о жизни старицы, попутно составлялось ее жизнеописание летописцами. В 1998 году была, наконец, проведена эксгумация останков. В раку торжественно перенесли мощи Матроны Московской. Адрес, по которому находится святыня: ул. Таганская, дом 58. Старицу канонизировали 2 мая 1999 года.
Почитаемые изображения
Молитвенное обращение к великой подвижнице перед ее образом, по свидетельству многих людей, не остается без ответа. Икона блаженной Матроны Московской необычна тем, что иконописцы, рисуя ее, становятся перед сложной задачей изображения лица слепой старицы. Тогда как главная деталь в классическом образе святого - это глаза.
Среди написанных изображений есть необычный сюжет. Это икона, где матушка благословляет И. В. Сталина на защиту столицы.
Появление реликвии вызвало бурные дебаты в обществе. Представители священноначалия считают данный образ не каноничным, так как беседа святой с правителем государства, якобы приходившим к ней за советом, не является доказанным историческим событием. Достоверную информацию о житии блаженной может сообщить официальный сайт Матроны Московской Покровского Ставропигиального монастыря, где хранятся мощи святой: pokrov-monastir.ru.
Михаил
«Помогала, конечно, и не раз!»
Наиболее важные моменты в моей жизни:
По её святым молитвам, я обрёл собственное жилье в любимом районе Москвы (был реальный шанс уехать на другой конец города);
Я нашёл очень хорошую работу, о которой и мечтать не мог (это было двенадцать лет назад, но я до сих пор здесь работаю!)
С той поры при любых сложностях у нас нет сомнений, куда обращаться. Мы едем на Даниловское кладбище в часовенку над местом, где была погребена святая Матрона Московская. Всё ей рассказываем и знаем, что по её молитве к Господу Богу проблема наша разрешится обязательно. Внучки мои часто просят меня съездить с ними к матушке даже без причины. Просто помолиться и побыть рядышком.
Чудес по молитвам святой Матроны происходит много. Год назад мы решили построить деревянный храм в честь святой блаженной Матроны в Пакшеньге. Это на юге Архангельской области, в Вельском районе, в разорённом и растащенном бывшем колхозе-миллионере «Россия». Там живут замечательные люди; добрые, светлые, отзывчивые, но, как и везде в северных деревнях, малообеспеченные.
По молитвам к святой и по милости Божьей за год отстроили фундамент и стены, заказали звонницу и купол. Это ли не чудо?! Уверен, что и внутреннюю отделку сделаем, и иконостас возведём, и алтарь оборудуем. С начала строительства больше ста местных жителей приняли святое крещение. Молится святая блаженная матушка Матрона и помогает.
Елизавета
«Меня с биржи берут в очень серьезную организацию»
Далее было плачевное состояние с работой у моего брата, и я во второй раз Матронушке читаю акафист, и его на следующий день принимают на постоянную работу в это градообразующее предприятие, хотя туда попасть совсем нереально, притом, что брат был без высшего образования. Я думаю, меня поймут те, кто живет в таких маленьких городах.
И в третий раз, буквально недавно, Матронушка опять мне помогла с работой, устроившись на которую, я сразу забеременела и ушла в декрет, чему очень рада!
Дария
«Не могла долго забеременеть»
Здравствуйте! Я живу в Австралии. Прилетая в Москву, всегда прикладываюсь к мощам Матронушки. Просила о ребенке, так как не могла долго забеременеть, и моя молитва была услышана через месяц.
Чуть позже мне явилась Матронушка во сне и предупредила о грядущей большой беде, и как это испытание выдержать. Не представляю свою жизнь без святой Матронушки. Даже на таком отдаленном континенте она слышит нас и помогает. Слава Богу за все!
Мария Остапенко
«Помогла встретить супруга»
Матронушка помогла мне встретить моего супруга!
По молитвам к ней прошло онемение в кистях рук!
Спасибо, родненькая!!!
Татьяна Кашигина
«Врачи вынесли вердикт: аборт по медицинским показаниям»
В 2009 году я забеременела. На второе УЗИ попросила мужа пойти вместе, как оказалось не зря… Женщина-врач, которая при мне же собрала консилиум и вынесла вердикт: «Девочка. Шесть месяцев (22-24 недели). Тератома крестцово-копчиковой области. Аборт по медицинским показаниям».
Дальше помню себя плачущей в кабинете генетика, который мне внушал, что ребёнок будет инвалидом, наши детские хирурги не умеют оперировать, делают трубочки сбоку вместо прямой кишки. И я обрекаю ребёнка на мучения.
Я помню, как вышла к мужу и говорю: «Ты представляешь! Девочка!» А в голове сумбур такой и мысль крутится: «Это же девочка, она же маленькая, беззащитная». И надо сказать, что с самого детства (по Божьему промыслу) я имела великий страх перед абортами. Больше всего на свете я боялась абортов!
Мама тоже сильно переживала, плакала, а вскоре увидела на телеканале «Союз» передачу про Матронушку (и это большое чудо, что неверующая мама первая «вспомнила» про Бога!). Потом, возвращаясь с работы, увидела на остановке объявление с приглашением в паломническую поездку к Матронушке в Москву. Мама позвонила мне и сказала, что нужно ехать.
Матушка приняла меня очень тепло. Около раки мы пробыли дольше, чем положено, но никто нам и слова не сказал. Затем сходили в храм и набрали святой водички. После этого я потихонечку начала воцерковляться. Пособоровалась, причастилась.
Настало время рожать. Я молилась, как могла. Врачи поставили много диагнозов (гестоз, многоводие), ноги булькали от отёков, было сильное защемление нерва, только муж меня поднимал, сама кричала от боли, не могла встать, а молилась нормально! Стояла, боялась присесть! С трепетом молилась! Уповала на Господа и ни о чём больше не заботилась.
В предродовом мне пришлось наблюдать «консилиум» врачей, когда врачи кричали друг на друга и отказывались принимать у меня роды, наконец, «отфутболили» меня к заведующей, сказав, что это её интересный случай, вот пусть сама и принимает. Она предложила мне сделать кесарево сечение.
Во время операции я чувствовала чьё-то присутствие. Женский голос помогал мне читать молитву Матроне Московской, объяснял, что в молитве важно каждое слово, в каждом слове заложен смысл.
Дочку отвезли в детскую больницу, в хирургическое отделение. На второй день муж покрестил дочку, а в храме, куда он обратился, ему дали иконку Матронушки и велели молиться ей. Операцию делали на третий день после рождения, она длилась три часа. Ребёнок находился всё это время и ещё несколько последующих дней на грани жизни и смерти. Помню, как родители и муж приехали в роддом после детской больницы и стояли с мрачными, аж чёрными лицами. Я их спрашиваю: «Ну, что? Умерла?» Они отрицательно покачали головами, но вид был такой, что всё плохо донельзя.
Через несколько дней дочка пошла на поправку. На девятый день меня выписали из роддома, а дочку перевели из реанимации в терапевтическое отделение, где мы и встретились. Лежали долго. Чудес маленьких и побольше было много! При выписке к нам приезжали журналисты, брали интервью, снимали дочку на камеру. Врачи не верили, что ребенок будет ходить, но он зашевелил ножками.
Моя свекровь в Бога не верила. Когда я ещё собиралась беременной ехать к Матронушке, она меня отговаривала, уверяла, что чуда не будет. И вот, после нашей выписки они со свёкром прочитали в газете, которую они всю жизнь выписывали, маленькую статью под заголовком «Саранские врачи совершили чудо», и в статье узнали меня и свою внучку. Свекровь после этого побежала и купила иконку Матронушки!
С тех пор храм является неотъемлемой частью нашей с дочкой жизни. Матронушка – член нашей семьи, и с этим согласен даже наш, к несчастью, неверующий папа (муж).
Дивен Господь во святых Своих!!! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!!!
Ольга
!Обронила кошелёк с иконкой матушки Матронушки за сто километров от дома!
Моли Бога о нас, матушка Матронушка! Помогала ВСЕГДА!!!
Горячо просила о работе - помощь получала на следующий день (не единожды)!
Молила о сыне, чтобы определил, кто его друзья, бросил кривую дорожку, уберегла сыночка матушка Матронушка!
Обронила кошелёк с иконкой матушки Матронушки с освящённым лепестком за сто километров от дома. Сильно горевала о том, что другой такой иконки нет. Кошелёк привезли на работу абсолютно чужие люди через три дня, иконка была на месте! Спасибо Богу за все!!! Моли Бога о нас, матушка Матронушка!
Анна. Одесса, Украина
«И вдруг для меня открылся целый мир»
В Бога я верила так, как мне было удобно: пойти в храм, когда там никого нет, поплакать о наболевшем, получить просимое и забыть о Нем до следующей проблемы...
Однажды, по случайному стечению обстоятельств, меня пригласила в гости одна знакомая, и вечер мы провели за уютной чашечкой чая. На тумбочке у неё лежала книга «Житие святой Матроны Московской», и мне очень хотелось почитать её, но я не решалась попросить... И когда я уже собиралась домой, эта девушка неожиданно предложила мне взять книгу. Я прочла её за два дня по дороге на работу.
И вдруг для меня открылся целый мир: маленькая бедная старица, всю жизнь гонимая, отдаёт всю себя на служение Богу и людям... И вот я - здоровая и сильная, но не делающая ровным счетом ничего хорошего, даже помолиться для меня в тягость...
И с этого момента всё перевернулось... Спустя несколько месяцев я смогла причаститься, в праздник Преображения Господня! Сейчас жизни не представляю без Бога, без Церкви... Много ошибок, падений, но иного пути в жизни не вижу...
И за всё благодарю матушку святую Матрону. Прошу у неё прощения, что редко вспоминаю её в своих молитвах, но, несмотря на это, она для меня как частичка сердца, всегда безгранично дорогая и родная.
Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас, грешных!