Восстановление края зуба. Реставрация зубов: обзор технологий восстановления Сделать восстановление режущего края зуба
- Наличие кариеса
- Если есть верхние или нижние, задние или передние гнилые зубы
- Если почернел зуб и гниет изнутри. В большинстве случаев, когда внезапно ломаются зубы, это гнилые зубы.
- Некариозные поражения
- Если гниет зуб в результате флюороза или клиновидных дефектов
- Эстетические показания к дентальной реставрации композитами
- Чернеют зубы
- Потемнел зуб, появляются черные точки на зубах
В некоторых случаях пациенты просто не вдаются в детали и говорят, что у них страшные зубы, плохие десны. Что делать, чем и как укрепить зубы?
Сегодня, восстановление и ламинирование зубов с помощью композиционных материалов (композитов) это самый доступный и быстрый способ починки и ремонта, когда не требуется обтачивание и подпиливание зубов, без протезирования коронками и керамическими вкладками.
Реставрация зубов, фото
Реставрация зубов композитными материалами: что это?
Что делать если зуб раскололся?
Для качественного восстановления структурной и функциональной целостности дентина и эмали, в терапевтической стоматологии уже более 30 лет применяется художественная реставрация зубов композитными материалами. Такой прямой способ лечения и восстановления кариозных и разрушенных зубов проводят стоматологи терапевты за одно посещение, в течение 1-2 часов.
Что такое художественная (эстетическая) реставрация зуба?
Установка качественной фотополимерной пломбы, которая по цветовым и анатомическим характеристикам полностью устраняет все зубные дефекты, включая межзубные промежутки и визуально неотличима от своих природных зубов - называется дентальная (зубная) художественная реставрация.
Такого рода высокохудожественные пломбы-реставрации, стали возможны после появления нового класса пломбировочных материалов - светоотверждаемых (гелевых) композитов и системы бондинга, для приклеивания (фиксации) световых композитов к зубным тканям. Качественная композитная реставрация зубов, отзывы пациентов об этом свидетельствуют, продлевают функционирование реставрированных зубных рядов до 10 лет.
Реставрация зубов, видео
Реставрация передних зубов композитными материалами
Откололся передний зуб, что делать? Что использует опытный стоматолог для реставрации передних зубов?
Если отколося и почернел передний зуб, то возможно его восстановление. При разрушении твердых зубных тканей не более чем на треть, возможна реставрация передних зубов композитными материалами. С учетом повышенных эстетических требований к такого рода прямым реставрациям зубной эмали и дентина, в стоматологии применяют особо эстетичные классы гелевых нано-композитов, состоящие из опаковых, дентинных и эмалевых слоёв.
Последовательно восстанавливая слой за слоем, опытный специалист добивается полного цветового сходства фотополимерной пломбы с тканями передних зубов. После полировки и нанесения прозрачного глазурного слоя, художественная реставрация фронтального (переднего) зуба целиком совпадает с ожиданиями пациента.
Реставрация жевательных зубов
При разрушении не более чем на четверть, возможна качественная и долговечная художественная реставрация жевательных зубов при помощи композитных материалов. При этом не требуется подпилить зубы. Наиболее долго держатся фотополимерные пломбы жевательной поверхности боковых зубов, в меньшей степени целесообразно проводить композитные реставрации контактных пунктов между молярами и премолярами.
Учитывая значительные нагрузки на боковые зубы, лучший композит для восстановления дефектов твердых тканей это нано - композиты, наполненные керамическими элементами с размерами не превышающими десять в минус девятой степени. Такой композиционный материал обладает повышенной прочностью и прекрасно полируется. Степень плотного прилежания к зубу таких пломбировочных материалов достаточно высока для профилактики вторичного кариеса по швам пломбы. Реставрация жевательного зуба композитом имеет срок годности до 6 лет.
По цветности, нано-композиты способны полностью имитировать природную эмаль и дентин.
Реставрация кривых зубов
Весьма часто, взрослые пациенты вместо ортодонтического лечения, предпочитают восстановление и реставрацию кривых зубов с помощью светоотверждаемых композитных материалов. Таким образом они решают несколько проблем, сокращают сроки выравнивания кривых зубов до нескольких часов и снижают стоимость лечения.
Учитывая эстетические и прочностные качества современных нано-композитов, стоматологи выравнивают наклон и разворот кривых зубов, стачивая одни участки коронковой части передних или боковых зубов и наращивая другие.
Разумеется, дантисту необходимо учитывать каждый конкретный случай искр ивления зуба, для определения возможности по его выравниванию при помощи фотополимерной пломбы.
Этапы реставрации зубов композитными материалами
Для долговечности и надежности световой пломбы, стоматолог должен тщательно соблюдать все этапы реставрации зубов композитными материалами.
Клинический протокол установки гелевой композитной пломбы (реставрации) содержит такую последовательность действий:
- Формирование границ (краев) полости планируемой пломбы.
В пределах этих границ убирается кариес, предыдущий пломбировочный материал, включая прокладки, выравнивается дно полости,полируются края.
- Если зуб содержит нервы, а полость будущей пломбы достигла дентина, производится герметизация (изоляция) дентина.
Для профилактики химического ожога пульпы композитом, требуется установка прокладки, сначала кальциевой (лечебной), потом из стеклоиономерного цемента (изолирующей).
- Для выравнивания тока жидкости в дентинных канальцах производится кондиционирование (смачивание) открытых дентинных канальцев дентинными кондиционерами (например "АКВА - преп").
- Наносится бондинговая система для удержания композитного материала в полости планируемой реставрации зуба.
- В подготовленную полость вносится композитный материал и полимеризуется ультрафиолетом до полного затвердевания.
- Проводится шлифовка и полировка зубов
- Готовая реставрация подгоняется по прикусу и покрывается глазурованным прозрачным слоем.
Нарушения любого этапа приводят к сокращению срока службы и выпадению композ итной пломбы.
Реставрация зубов композитными материалами: плюсы и минусы
Как и любая стоматологическая манипуляция, реставрация зубов композитным материалом имеет свои плюсы и минусы.
Начнём с плюсов:
- В отличии от коронок, керамических вкладок и виниров, для реставрации зубов композитными материалами практически не требуется обточка и тем более депульпирование зуба.
- Время создания реставрации всего 1-2 часа.
- Для изменения цвета пигментированных зубов (например тетрациклиновых или флюорозных) это наиболее щадящий метод.
- С точки зрения цены, композитная реставрация зубов наиболее доступный вариант восстановления зубов.
Теперь минусы:
- Срок службы композитных реставраций короче чем у люминиров , керамических вкладок и коронок в 3-4 раза.
- Прочность композитных материалов ниже чем у диоксида циркония и керамических зубных конструкций.
- Устойчивое сохранение цвета фотополимерных пломб не более 3-4 лет, а у керамических аналогов и металлокерамики цвет сохраняется весь срок эксплуатации.
- Краевое прилегание у композитных пломб меньше, чем у любых керамических зубных конструкций, соответственно выше вероятность вторичного кариеса.
- Потеря блеска и "товарного вида" у композитных реставраций начин ается через 2-3 года после их установки.
Художественная реставрация зубов: фото до и после
Реставрация зубов: цена
Сколько стоит художественная реставрация зуба в Москве? Возможна ли эстетическая реставрация зубов недорого, по акции, со скидкой?
На стоимость реставрации зубов композитными материалами влияют следующие факторы:
- Цена стоматологического композитного материала
- Сложность восстановления зуба (количество поверхностей, контактные пункты зуба и др.)
- Опыт и квалификация стоматолога терапевта
- Ценовой сегмент и город, в котором работает стоматологическая клиника.
Цены на качественную композитную реставрацию одного зуба в Москве начинаются от 4000 рублей и могут достигать 12-15 тысяч рублей и более, в зависимости от вышеперечисленных факторов.
История лечения: фото до и после
Пациент: Зазновский Григорий, 25 лет
Жалобы: Скол центрального зуба, дефект сильно заметен при разговоре и улыбке
Пациентке было предложено два варианта решения. Первый реставрация керамическими винирами или восстановление композитным материалом. Пациентом было принято решение о реставрации дефекта композитным материалом Астерия Эстелайт.
Скол режущего края зуба. До начала лечения.
Результат лечения режущего края зуба.
Композитный материал светового отверждения – однокомпонентный жидкотекучий материал. Сфера применения реставрация зубов всех групп.
В данной работе использовался композит Астерия Эстелайт. Инновационный материал японского производства. Этот материал широко используется для реставрационных работ в эстетически значимых зонах: передние зубы, боковые группы, входящие в линию улыбки.
Материал имеет эффект хамелеона. Этот нюанс полностью исключает ошибки в выборе цвета. В его палитре представлены оттенки для и дентина.
Этапы реставрации скола режущего края
- Работа проходит с использованием изоляции. В данном случае стоматолог использовал коффердам. Коффердам – приспособление из латексного платка и рамки-держателя. Изоляция необходима, чтобы влага и слюна не попадали в операционную полость. И полость рта пациента защищена от попадания лекарственных материалов и препаратов, которыми пользуется стоматолог во время лечения. Установка коффердама занимает не более 5 минут.
- Далее врач стоматолог приступает к выбору оттенка реставрационного композита. Мы использовали Астерия Эстелайт – гибридный композит последнего поколения. Оптические свойства данного материала подстраиваются под ткани зуба. Благодаря им граница между тканями зубной эмали и композиты не заметны. В состав композита входят сферичные частицы. Эти частицы обладает свойством повышать уровень полировки и блеска. Реставрации передних зубов идентичны натуральным зубам. У данного реставрационного материала есть ряд преимуществ: высокие показатели наполненности, прочность, сверхнизкая усадка, компрессионная прочность, низкий коэффициент . Материал создан для .
- проходит с использованием матриц. Матрица – стоматологическое приспособление. Используется при реставрационных работах, чтобы соблюдать границу послойного нанесения композита. С их помощью стоматолог выверяет контактные промежутки, восстанавливает апроксимальную поверхность зуба. То есть матрица необходима для воссоздания анатомии зуба.
- Финишный этап – тщательна полировка композитной реставрации. Для полировки реставрации скола переднего зуба, стоматолог использует несколько насадок и пасты. После полировки пасты смывают водой.
В настоящее время на стоматологическом приеме восстанавливать зубы с помощью композитных материалов стало обычным делом для врача-стоматолога. Прямая композитная реставрация в таких случаях часто является идеальным методом, позволяющим быстро решить эстетическую проблему и создать надежную, недорогую реставрацию.
Л. А. Лобовкина
к. м. н., врач высшей категории, заведующая лечебно-профилактическим отделением Филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ
Материалы для прямой реставрации
Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.
Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при реставрации скола угла коронковой части зуба, во время пломбирования сквозных полостей и т.п. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности.
Методика послойного нанесения композита
В последние годы при восстановлении дефектов IV класса используется методика послойного нанесения композита, для обозначения которой существует большое количество терминов: «анатомическая надстройка», «трехслойная концепция» или «концепция естественных слоев» . Сущность данной методики заключается в имитации естественной эмали и дентина . Однако идеально имитировать ткани зуба могут далеко не все композитные материалы, имеющиеся на стоматологическом рынке.
Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя. Поэтому врачу приходится очень тщательно рассчитывать толщину наносимых дентинных и эмалевых оттенков материала для получения удовлетворительного эстетического результата.
Однако клинически очень сложно определить и ограничить толщину слоя с точностью до десятых миллиметра, поэтому наносится, как правило, более толстый слой масс, который затем стачивается. Малейшие колебания толщины слоя могут ощутимо повлиять на окончательный вид реставрации .
Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя
Прямая реставрация верхних резцов [Клинический случай]
Пациент В., 56 лет, обратился в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на эстетический дефект зубов 1.1 и 2.1 (рис. 1). Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование пациента, были изготовлены ситуационные модели.
1) Предварительные этапы реставрации
Включали профессиональную, индивидуальную гигиену полости рта; обсуждение с пациентом особенностей реставрации и взаимной ответственности за результаты работы.
2) Очистка зуба
После обезболивания поверхность зуба очищена от органических остатков пищи и пелликулы при помощи щеточки и бесфтористой пасты.
Этап очищения поверхности зуба от органических остатков пищи и пелликулы проводится еще не всеми стоматологами, несмотря на его значимость. Пелликула имеет органическую основу, она не растворяется фосфорной кислотой.
Следовательно, ее присутствие на поверхности зуба будет снижать адгезию пломбировочного материала к поверхности эмали. А это, в свою очередь, приведет к неудовлетворительным отдаленным результатам. Поэтому данный этап нужно проводить обязательно даже при хорошей гигиене полости рта пациента и при отсутствии видимых зубных отложений.
3) Выбор материала для будущей реставрации.
Следует отметить тот факт, что режущий край имеет три составляющих:
Общий контур: у пациентов среднего и старшего возраста конфигурация режущих краев уплощается или даже преобразуется в вогнутую кривую;
Межрезцовые углы (амбразуры): самые маленькие промежутки между углами находятся в области режущего края центральных резцов, далее они увеличиваются;
Толщина: должна составлять 1-1,5 мм. Тонкие деликатные режущие края оставляют приятное эстетическое впечатление. Толстый режущий край старит зуб, придает ему искусственность.
4) Минимально инвазивное препарирование зубов
(Рис. 2). Заключительным этапом препарирования является финирование краев эмали алмазным бором сверхтонкой зернистости (с желтой или красной полосой).
На сегодняшний день многие разработчики и производители стоматологических материалов анонсировали создание таких композиционных материалов, которые ориентированы на воспроизведение структуры эмали и дентина зубов, максимально приближенной к естественной .
Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование
5) Протравливание эмали и дентина
После наложения раббердама проведено кондиционирование эмали и дентина 35%-ной ортофосфорной кислотой (гель «Вокоцид») и нанесение однокомпонентной адгезивной системы 5-го поколения «Солобонд М» (VOCO , Германия), в качестве суперадаптивного слоя применен композит повышенной текучести «Амарис флоу».
6) Непосредственно реставрация
Сначала был внесен дентиновый оттенок О3 (рис. 3).
Рис. 3. Внесение дентинового оттенка
Для получения хорошего эстетического результата эмалевый оттенок на вестибулярной поверхности наложен одним слоем толщиной 0,5 мм и распределен при помощи кисточки, смоченной адгезивом (рис. 4).
Учитывая тот факт, что у пациента отсутствовали зоны прозрачности (в большинстве случаев они исчезают к 25-30 годам), прозрачный оттенок при реставрации не применялся.
Рис. 4. Зубы 1.1 и 2.1: внесение эмалевого оттенка.
Для большей идентичности цветопередачи при определении цвета рекомендуется смочить водой также и цветовой шаблон пломбировочного материала
7) Обработка реставрации
После этого выполнено макро- и микроконтурирование реставрации при помощи дисков различной зернистости, алмазных боров низкой и сверхнизкой абразивности, а также системы Safe End (SSWHITE ), включающей в себя твердосплавные 10- и 20-гранные боры.
Бор с 10 лезвиями используется для удаления излишков материала и контурной обработки реставрации. Бор с 20 лезвиями обеспечивает получение гладкой поверхности, готовой к полировке. Оба вида боров эффективно удаляют композитный материал, максимально сохраняя при этом твердые ткани зуба.
Затем реставрация была отполирована универсальными полировочными головками. В своей работе мы используем универсальные полировочные головки JAZZ Supreme Polishers (SS WHITE ), которые состоят из алмазных микрочастиц различного размера, заключенных в синтетическую резиновую матрицу.
Такая одноэтапная система позволяет получить превосходный блеск быстрее и без применения полировочной пасты. Набор Jazz Supreme Polishers содержит четыре разные по форме полировочные головки (пламевидная, чашечка, диск и маленькая пламевидная) в автоклавируемом контейнере.
Окончательный вид реставрации зубов 1.1 и 2.1 представлен на рисунке 5.
Рис. 5. Зубы 1.1 и 2.1 после реставрации композиционным материалом.
Прямая Композитная Реставрация В Области Режущего Края Зуба обновлено: Декабрь 30, 2016 автором: Алексей Василевский
Реставрация зубов – это процесс восстановления формы и функции разрушенных зубов. Сделать это можно при помощи композитных пломбировочных материалов или, например, виниров. Очень часто, когда речь идет уже не только о восстановлении формы зуба, но и о достижении высокой эстетики восстанавливаемого зуба – можно услышать такие термины как: эстетическая реставрация зубов, косметическая реставрация зубов, художественная реставрация зубов (это синонимы).
Методы реставрации зубов –
Существует два метода реставрации зубов:
- Прямая реставрация зубов
–
она же – композитная реставрация зубов или реставрация зубов свето-отверждаемыми композитными пломбировочными материалами (фотополимерами). Этот вид реставрации делается стоматологом-терапевтом. Именно этот вид реставрации мы подробно разберем в нашей статье. - Непрямая реставрация зубов
при помощи виниров
–
этот вид реставрации делают стоматологи-ортопеды (протезисты). В этом случае зуб сначала препарируется, а затем с него снимается слепок. По данному слепку в зубо-технической лаборатории из керамической массы делается винир, после чего он «приклеивается» к зубу. Виниры (по сравнению с реставрациями из пломбировочных материалов) имеют множество преимуществ.
Этапы реставрации зубов –
В этой главе мы расскажем о том, как проводится художественная реставрация передних зубов на конкретном примере. Этим примером будет реставрация переднего зуба (клыка), который имеет на передней поверхности две неэстетичных пломбы. Пациентка обратилась по поводу неудовлетворительной эстетики передних зубов.
Реставрация передних зубов: фото
Основные этапы реставрации зубов:
- Подготовка к реставрации
–
на этом этапе необходимо провести гигиеническую чистку зубов от налета и зубного камня, определить по специальной шкале цвет восстанавливаемого зуба и подобрать в соответствии с этим – цвета композитных пломбировочных материалов, которые будут использоваться в процессе реставрации. - (если необходимо)
- Высверливание пораженных кариесом ткане
й
–
в случае, если проводится замена старой неудовлетворительно выглядящей реставрации, то тогда высверливается старая пломба. - Изоляция зуба от слюны
–
использование ватных шариков практически повсеместно уходит в историю. Их применение не позволяет надежно изолировать зуб от слюны, а также от влажного дыхания пациента, которое значительно ухудшает качество и надежность пломб и реставраций из свето-отверждаемых пломбировочных материалов.Теперь с этой целью используется коффердам. Он представляет из себя латексный платок с отверстиями для зубов, который натягивается на зубы. Композитная реставрация зубов, выполненная без надежной изоляции от слюны и влажного дыхания – может просуществовать весьма недолго. Возможные проблемы в таком случае:
→ нарушение краевого прилегания пломбы к тканям зуба, что может привести к появлению темной полоски или кариеса на границе пломба/зуб.
→ реставрация просто может выпасть, т.к. влага ухудшает прилипаемость пломбировочного материала к тканям зуба. - Фиксация штифта в канале
–
этот этап проводится в том случае, если коронка зуба разрушена более чем на 1/2, а зуб депульпирован. В этом случае необходимо укрепить пломбу за счет установки штифта, иначе реставрация может выпасть при нагрузке. - Восстановление формы зуба пломбировочным материалом
–
для того, чтобы зуб выглядел естественно применяется техника слоистой реставрации. В этом случае друг на друга наносятся слои пломбировочного материала разных оттенков и разной прозрачности, которые в совокупности потом и придадут зубу естественный вид. - Финишная обработка зуба
–
под финишной обработкой следует понимать окончательное моделирование формы зуба при помощи боров, а также шлифовка и полировка пломбы.
Реставрация зубов: цены
1. Полное восстановление коронки зуба –
Реставрация зубов – стоимость полного восстановления зуба будет складываться из следующих позиций…
- анестезия – около 350 руб.
- наложение коффердама для изоляции зуба от слюны – порядка 600 руб.
- стерильный комплект
– 150 руб.
сюда входит: маска и перчатки для врача, бахилы и слюнявчик для пациента, расходы на стерилизацию инструмента. - восстановление коронки из светового композита – около 3500-5000 руб.
- фиксация в канале стекловолоконного штифта фирмы WDW
– 1500 руб.
это очень важный этап! Штифт необходим, чтобы предупредить преждевременный отлом восстановленной коронки зуба вследствие того, что она будет испытывать значительные механические нагрузки при жевании, откусывании пищи. Для реставрации передних зубов очень важно, чтобы штифт был именно стекловолоконным, а не металлическим – в обратном случае метал будет просвечивать через пломбировочный материал и коронка зуба будет синюшного цвета.Конечно, можно установить и более дешевые штифты, например:
а) металлический штифт (себестоимость 50 рублей), но в этом случае реставрируемый зуб не будет иметь той прозрачности и естественного оттенка «как у родных зубов». Хотя для зубов, не входящих в линию улыбки – это не так уж и страшно.
б) стекловолоконный штифт российского производства (себестоимость 50 руб), но такие штифты также не обладают должной светопроводностью, плохо фиксируются в канале корня, и кроме того – обладают недостаточной адгезией (прилипаемостью) к пломбировочным материалам.
Итого: стоимость реставрации зуба – от 5000 до 7000 руб.
2. Восстановление половины зуба –
Если полное восстановление коронки (с использованием стекловолоконного штифта) стоит 5-6 тысяч рублей, то восстановление половины коронки зуба без стекловолоконного штифта, но с учетом всех остальных расходов – обойдется приблизительно на 1500-2000 рублей дешевле.
Итого:
от 3500 до 4000 руб
.
3. Восстановление скола режущего края переднего зуба –
Реставрация зубов: отзывы
Очень часто пациенты оказываются недовольны тем, как была выполнена реставрация зуба с точки зрения его формы и цвета. Т.е. чаще всего пациенты предъявляют претензии к недостаточной эстетике реставрированного зуба. Существуют определенные правила реставрации зуба, и, например, если зуб восстанавливается без учета прозрачности, то он будет выглядеть самая настоящая пластмассовая коронка.
Примеры неудачных реставраций зубов: фото
Восстановление эстетики при реставрации имеет 3 ключевых момента:
- Форма зуба
–
по сути работа по восстановлению анатомической формы зуба очень похожа на работу скульптора, который лепит свою модель, но не из глины, а из пломбировочного материала. Попробуйте слепить зуб из простого пластилина со всеми его поверхностями, буграми и фиссурами. Думаю, что вы сразу поймете, что для этого нужен определенный талант и художественное чутье. - Цвет зуба
–
необходимо достичь полного соответствия оттенка реставрированного зуба – с оттенками соседних зубов. Пломбировочные материалы имеют многочисленные оттенки (цвета). Например, одна заводская упаковка пломбировочного материала «Филтек» может содержать 20 шприцов материала, каждый из которых будет иметь свой оттенок. Возможность послойного нанесения материала с одним оттенком на материал с другим оттенком (т.е. их комбинация) позволяет в итоге получить всевозможные комбинации цвета.К сожалению, большинство стоматологом просто не умеют пользоваться всеми возможностями современных пломбировочных материалов и «играть» с цветами. Проблему усугубляет еще и то, что цвет зуба по направлению от режущего края и до шейки зуба – всегда разный, он меняется, и это также нужно учитывать. Иначе восстанавливаемый зуб будет совершенно не похож на соседние «родные» зубы пациента.
- Прозрачность зуба
–
помимо того, что зуб меняет свой цвет по направлению от режущего края и до шейки зуба –точно по такому же направлению меняется и прозрачность зуба. Поэтому при восстановлении режущего края, бугров – используются те пломбировочные материалы, которые при засвечивании и отверждении будут иметь более высокую прозрачность.
Недостатки реставраций –
- Реставрации со временем темнеют и теряют блеск
–
пломбы, реставрации из светополимерных пломбировочных материалов имеют свойство постепенно темнеть. Кроме этого они теряют блеск, свойственный здоровой эмали зуба. Если на жевательных зубах потеря эстетики не так страшна, то на передних зубах – весьма это неприятно. Менять такие реставрации придется раз в несколько лет. - Риск поломки реставраций
–
если ваш зуб разрушен более чем на 1/2, и особенно, если он при этом еще и депульпирован (удален нерв), и Вы при этом хотите кушать не только каши и хлеб, то есть риск поломки реставрации. Депульпированные зубы намного более хрупкие, чем живые.Особенно часто реставрированные зубы ломаются, когда зуб восстанавливается полностью от корня. В случае, если жевательная нагрузка внезапно привысит лимит прочности восстановленной конструкции – происходит отлом зуба. Иногда при этом происходит перелом корня зуба, с последующим его удалением. Как лучше восстановить зуб, если он разрушен более, чем на 1/2 – читайте в разделе ниже.
Альтернативы реставрациям –
- Виниры
–
если ваш передний зуб разрушен в основном только с передней стороны, а язычная часть зуба разрушена не сильно, то в этом случае лучшей альтернативой реставрации будет винир из керамики. Именно из керамики, потому что керамика совершенно не темнеет и не теряет блеск со временем. Единственный недостаток этого вида протезирования – это .
- Коронки (металлокерамика или керамика)
–
если ваш зуб разрушен более чем на 1/2 и особенно, если он при этом еще и депульпирован – мы рекомендуем отказаться от реставрации в пользу искусственной коронки. Кстати, реставрация зуба «от корня» стоит столько же – сколько стоит восстановление зуба . - Вкладки
–
если Вам нужно восстановить боковой жевательный зуб, то альтернативой восстановлению зуба из свето-композитного пломбировочного материала – может служить . По надежности, сроку службы вкладки превосходят реставрации, а если вкладка делается не из металла, а из керамики, то она превзойдет реставрацию и по эстетике.
Однако, сразу Вас предупредим, что многие стоматологи-терапевты советуют восстанавливать сильно разрушенные зубы именно реставрациями, хотя это категорически неправильно. Ведь в обратном случае они просто теряют заработок, отдавая его протезистам. Как говорится: «ничего личного – только бизнес». Надеемся, что наша статья оказалась Вам полезной!
Восстанавливать зубы, принимая во внимание высокие эстетические стандарты, стало сегодня обычным делом и практически любая пломба может рассматриваться как «эстетическая реставрация». Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.
Это может происходить по многим причинам. К ним можно отнести: несоответствие оттенков стандартной шкалы расцветки и выбранного материала, неправильная методика восстановления, запутанная маркировка искусственных эмалей, или, наконец, просто нестандартное освещение в кабинете. Кроме того, слишком широкий ассортимент композитов всегда ведет к усложнению методик работы, а значит увеличивается риск ошибки. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных отверстий, при прямых облицовках и даже при полных реставрациях. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности. Особое место занимает умение комбинировать прозрачные оттенки и моделировать естественный режущий край. Именно он обеспечивает гармоничное восприятие любой реставрации и улыбки в целом.
Так как естественный режущий край может выглядеть совершенно по-разному, стоматолог должен уметь прогнозировать результат при выборе той или иной методики восстановления. Здесь необходимо учитывать разные факторы. Например, возраст, тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.
Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняется, а также меняется и уровень прозрачности видимой части зуба. Схематично это может выглядеть так (рис. 1.1, 1.2, 1.3).
У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю (рис. 2).
Реставрация зубов молодого пациента всегда не простое, но интересное занятие. Здесь важно представлять трехмерную структуру всех слоев зубных тканей и уметь прогнозировать, как будет выглядеть работа после сочетания композитных слоев разной прозрачности.
Стандартная схема получения режущего края молодых зубов включает два после довательных этапа. Сперва моделирование необходимого рельефа в искусственном дентине (как на режущем крае, так и на вестибулярной пластине), а затем облицовка внутренней структуры прозрачным материалом. При пименении данной методики необходимо учитывать, что визуальное восприятие режущего края будет напрямую зависеть от свойств выбранной эмали, от уровня ее светопроницаемости. Неточность воспроизведения общего цвета зуба и его прозрачности здесь может быть связана с запутанной маркировкой эмалевых композитов. Довольно трудно сориентироваться при выборе материала для режущего края, особенно если смотреть только на надписи на шприцах. «Молочная», «Иней», «Опаловая», «Универсальная» – все это названия эмалевых масс.
Каждый врач может представлять их совершенно по-разному. Кроме того массы с высокой степенью прозрачности могут называться эмалями, материалами для режущего края, или просто прозрачными композитами – это тоже создает трудности для выбора. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии необходимо следовать простому совету: сначала узнай настоящие цветовые свойства композита в шприце, и только потом подбирай необходимую эмаль для пациента.
Так как искусственная эмаль характеризуется более высокой степенью прозрачности, стоматолог должен понимать разницу между прозрачностью и полупрозрачностью (светопроницаемостью).
Прозрачность – это свойство материала пропускать свет, не отражая его или отражая его очень незначительно (в английском языке этот термин пишется как – Тransparent). Прозрачные материалы не задерживают свет, и он проходит насквозь. Сквозь них видны предметы, расположенные за ними. Они не оказывают сильного влияния на формирование общего цвета, зато слои, лежащие за ними, наоборот могут отражать свет и являются цветообразующим (мы знаем, что цвет формируется отраженным светом). Если же свет не отражается, значит материал будет восприниматься, как темный. Такой эффект мы видим у молодых пациентов в прозрачном режущем крае. Свет, пройдя сквозь эмаль, теряется в глубине полости рта, и режущий край выглядит темным. Мы говорим, что просвечивает темный фон. В другом случае свет, пройдя сквозь эмалевый слой, может отразиться от подлежащих, менее прозрачных слоев зуба. Такой эффект проявляется при просвечивании дентин-ных мамелонов на фоне прозрачного режущего края (рис. 3). Материалы с высокой светопроницаемостью в чистом виде используются редко. В основном они комбинируются с другими эмалевыми материалами, обладающими эффектом полупрозрачности.
Полупрозрачность (частичная светопроницаемость) – это свойство материалов пропускать свет, частично его отражая и поглощая его небольшую часть (в английской литературе этот термин пишется как – Translucent). Такие материалы выглядят слегка мутными, матовыми, но свет они пропускают хорошо. Многие материалы для режущего края обладают полупрозрачностью. Они по-разному могут проявлять себя на темном фоне, так как они все же слегка отражают свет. Чем больше он отражается, тем более поверхность кажется светлой. Такой же эффект проявляется в пересушенной эмали. Она кажется светлее, так как после испарения воды потеряла прозрачность, а значит будет больше отражать света. Этот эффект начинает проявляться уже через несколько минут после начала испарения влаги. Работая с композитами также нельзя забывать,что увеличение отражения света, делает реставрацию светлее. При нанесении малопрозрачной эмали в качестве поверхностного слоя, реставрация будет приобретать матовый, неестественный вид, здесь будет проявляться эффект «матовой лампочки», когда подлежащие слои просто не видны.
Для успешной клинической работы нужен набор материалов с разной степенью прозрачности. Нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым, а добиваться успеха можно комбинируя их. Вот тот оптимальный список прозрачных и полупрозрачных материалов, который, на наш взгляд, необходим для создания естественного режущего края при реставрации. Нам необходимы:
– Материал с максимальной степенью прозрачности
– Опаловый материал со средней прозрачностью
– Опаловый материал с малой прозрачностью
– Светлая опаловая эмаль для отбеленных зубов
– Среднепрозрачные эмали с желтым, розовым и может быть с голубым оттенком
Материалы с такими характеристиками могут входить в наборы, но маркировка шприцов может у разных компаний отличаться. Для наглядности и для понимания того, как анализировать прозрачность искусственных эмалей, в данной статье представлена методика анализа линейки эмалевых масс нового универсального нано-композита компании Sсhutz-Dental Group – NanoPaq. Виды этих эмалей хорошо вписываются в данную классификацию материалов для режущего края. Они были специально разработаны для упрощения подбора прозрачности при имитации естественных зубов. Для анализа светопроницаемости данного материала из него были сделаны тонкие пластинки толщиной 0,3 мм. Затем они были помещены на белый и на темный фон (рис. 4).
Можно хорошо видеть, как темный фон заставляет проявлять эмалевые материалы себя по-особому. Первый диск – это максимально возможная прозрачность композитного материала. Он используется для режущего края и называется – прозрачный режущий край (Incisal Transpаrеnt, InTr), второй – это материал со средней степенью светопроницаемости, он наиболее часто применяется и поэтому называется – универсальный (Incisal Universal, InU), дальше идет светлая, матовая эмаль – Incisal White (InW), затем белая эмаль для отбеленных зубов – Incisal Bleach (InBl). Далее можно увидеть опаловые эмали со слабонасыщенным цветом для индивидуальных работ: с желтым оттенком (Incisal Yellow, InY) и эмаль с легким розовым оттенком (Incisal Red, InR). Для облегчения выбора эмалевого материала есть специальная расцветка, изготовленная из того же материала – NanoPaq (рис. 5).
Это исключает риск несоответствия цвета: Материал – Расцветка. Цветовые шаблоны расцветки имеют форму клина, чтобы можно было видеть оттенок эмали в зависимости от толщины слоя. В этой расцветке прозрачность от Insisal Transporеnt к Incisle Bleach уменьшается, а опаловость увеличивается. Это необходимо учитывать при моделировании. Теперь мы знаем, что находится в шприцах, и можем выбрать именно то, что нам необходимо для конкретной реставрации. Таким же образом желательно проанализировать любой материал, с которым вы работаете, иначе результат будет не прогнозируемым. Тонкие пластины композита необходимо изучать обязательно на темном фоне, имитируя ситуацию во рту. После этого материал желательно классифицировать с точки зрения его степени прозрачности и опаловости.
При использовании эмалей с различным уровнем светопроницаемости для стандартных методик реставраций (то есть в виде тонкого, заключительного слоя на режущем крае и вестибулярной поверхности) необходимо представлять, как данная эмаль может повлиять на общий вид реставрации. Для анализа этого влияния были изготовлены стандартные дентинные заготовки с мамелонами (цвет А3) (рис. 6), которые затем облицовывались эмалями из набора NanoPaq с разной степенью прозрачности. В такой же последовательности, как и в расцветке (рис. 7). Здесь можно четко видеть, как визуально проявляет себя та или иная эмаль на темном или светлом фоне.
Любой высокопрозрачный материал (здесь – Insisаl Transporent) дает слишком светопроницаемый режущий край. Такой в жизни встречается редко. Кроме того, при моделировании режущего края из такого материала надо всегда учитывать тип улыбки, если улыбка закрытая (губа прикрывает верхние зубы), надо быть весьма осторожным. В такой клинической ситуации возможен эффект, когда очень прозрачный режущий край визуально пропадает и создает иллюзию беззубого рта. При использовании материала средней прозрачности – (Incisal Universal) все эти эффекты выражены в гораздо меньшей форме, его меньшая светопроницаемость, как бы все сглаживает, делает переходы более плавными. Именно поэтому этот материал применяется гораздо чаще. Хороший эстетический эффект дает его комбинация с прозрачным материалом.
При использовании материалов с выраженными опаловыми свойствами, например, Incisal White или Incisal Bleach, необходимо помнить об эффекте «матовой лампочки» и использовать эти эмали в виде тонких поверхностных слоев только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Если в ваш стандартный набор материалов включены только такие опаловые массы, а необходимости в такой эмали нет, можно нанести ее с внутренней, оральной стороны, а на режущий край нанести обычную дентинную массу. В сумме слоев режущий край будет более прозрачным, но общий цвет реставрации не изменится.
Все эмали обладают в той или иной мере прозрачностью. А это значит, что моделирование мамелонов в дентине необходимо делать осознанно. Здесь нет стандартной схемы. Нужно внимательно проанализировать внутреннюю структуру соседних зубов, прежде чем начинать реставрацию. Кроме того, на примере прозрачного материла и разных дентинных заготовок можно увидеть, как особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выражены темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами, более плавный (рис. 8.1 и рис. 8.2).
Все это напрямую связано с прозрачностью и отражением света. Правильно наложенная на режущий край эмаль поможет также добиться и так называемого Halo-эффекта (эффект венца или нимба). Он визуально проявляется у молодых пациентов по режущему краю в виде тонкой белой линии (рис. 2 и 3). При имитации, он воспроизводится не красками, а правильной моделировкой, которая помогает концентрироваться отраженному свету на самом краешке режущего края (рис. 9). Для воспроизведения естественного режущего края для большинства прямых реставраций, достаточно пользоваться комбинацией прозрачной (Incisal Transpаrеnt, InTr) и среднепрозрачной эмали (Incisal Universal, InU). Это тот необходимый минимум, который нужен в арсенале врача для нормальной работы. Для более творческой, индивидуальной моделировки ассортимент эмалей должен быть расширен до вышеперечисленного комплекта. Тогда доктор сможет успешно применить одну из базовых техник восстановления или попытаться их комбинировать. При моделировании режущего края обычно применяются следующие техники:
Послойное нанесение
Моделировка латеральными сегментами
Послойное нанесение применяется чаще, так как оно копирует естественное строение зуба. Здесь необходимо моделировать слоями и чтобы между слоями была четкая граница. Только тогда режущий край будет естественным и живым. Комбинируя толщину слоев искусственной эмали, мы можем управлять общей прозрачностью и создавать индивидуальные реставрационные работы. Эта техника восстановления применяется чаще у молодых пациентов. У них режущий край обычно весьма прозрачный, а внутренние структуры четко видны. В таких работах доля прозрачного композита при моделировании может быть увеличена. Кроме того, прозрачная эмаль незаменима когда надо акцентировать разделение между мамелонами на вестибулярной поверхности зуба. Прозрачная эмаль не меняет цвет зуба, поэтому с помощью нее можно корректировать форму реставрации, она делает зуб объемным. Техника послойного нанесения может использоваться и для пожилых пациентов. У людей в возрасте эмаль по режущему краю обычно стирается, оголяя пористые участки дентина. Он прокрашивается и дает в центре режущего края достаточно интенсивный глубокий цвет. Далеко не всегда этот эффект надо имитировать при реставрации. Но учитывать его при моделировании режущего края можно, хотя и в менее выраженной форме. Для этого удобно комбинировать прозрачную и желтую эмаль. Возьмем стандартную заготовку, имитирующую структуру дентина (рис. 10.1). Прозрачная InTr кладется первым слоем с валиками-утолщениями на апроксимальных поверхностях (рис. 10.2). Затем в центр режущего края наносится тонкий слой желтой опаловой эмали InY. После обработки режущий край выглядит естественно, хотя и не имеет выраженной прозрачности по самому краю (рис. 10.3).
Особый интерес представляет собой вариант моделирования режущего края латеральными сегментами разных эмалевых масс. Эта методика давно и успешно используется в зуботехнической лаборатории, но врачи, как правило, ее применяют редко. Хотя при работе с композитным материалом ее легче использовать, чем в керамике. Принцип этой техники простой: режущий край покрывается вертикальными сегментами эмалевого материала разной прозрачности и разных цветовых оттенков. Эти сегменты располагаются плотно друг к другу, под разными углами наклона, как бы наползая друг на друга. Чем больше угол, тем визуально будет более плавным переход цвета и прозрачности будет от сегмента к сегменту. Если же они расположены друг к другу под углом в 90 градусов, стык может смотреться как тонкая трещина на режущем крае. Этот эффект будет выражен сильнее, если прозрачность сегментов сильно отличается. Подбор разных видов эмалей и моделирование сегментов – работа творческая, но необходимо помнить о некоторых общих важных принципах. Во-первых, при использовании данной методики желательно, чтобы соблюдался принцип симметрии расположения сегментов по отношению к вертикальной оси зуба. Хотя иногда можно и отступить от этого принципа. Во-вторых, для естественного восприятия режущего края латеральные границы сегментов должны быть по возможности вертикальными и не иметь выраженного наклона к центральной оси коронки зуба. Техника латеральной сегментации может применяться как у молодого, так и у пожилого пациента.
У молодого пациента эта методика работы идет в определенной последовательности. В дентине моделируются ма-мелоны (рис. 11.1). Затем пространство между ними заполняется прозрачной массой, которая выравнивает поверхность (рис. 11.2). Затем по бокам наносятся прозрачные латеральные сегменты, они должны моделироваться слегка длиннее, чем мамелоны дентина (рис. 11.3). После этого вплотную к этим сегментам выкладываются еще тонкие полоски, но уже из белой опаловой эмали (рис. 11.4). Потом снова прозрачные (рис. 11.5) и, в заключение, в центре моделируется тонкий сегмент из опалового желтого материала (рис. 11.6). После выкладывания всех сегментов зуб облицовывается тонким слоем прозрачной или универсальной эмали (рис. 11.7) и после этого обрабатывается. После полировки режущий край выглядит достаточно живо и естественно, а сегменты явно не выделяются (рис. 11.8).
При работе техникой латеральной сегментации иногда можно использовать и несимметричные сегменты, которые будут отличаться по прозрачности. Они не должны быть широкими и их не должно быть очень много. Один из таких примеров (рис. 12). Здесь один латеральный сегмент сделан белой эмалью, а второй – прозрачной. Для общей облицовки выбрана универсальная эмаль.
Латеральная сегментация отлично подходит для моделирования режущего края у пациентов зрелого возраста, но есть одна особенность при моделировании, о которой нельзя забывать. Тонус мышц губ с возрастом снижается, и верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть. При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Об этом эффекте уже ранее упоминалось. Кроме того, удлинение режущего края не может быть сделано без анализа артикуляционных движений нижней челюсти, а эти движения часто не позволяют избирательно удлинять зубы. В противном случае реставрация будет скалываться. Несмотря на отсутствие выраженной прозрачности, режущий край у таких пациентов должен смотреться красиво и естественно. В этом случае на помощь и приходит латеральная сегментация. С помощью этой техники можно легко добиться отличного вида зубов немолодых пациентов. При моделировке таких зубов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их явно выраженными. На режущем крае они стираются, а на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо. Дальше мы подбираем необходимые эмали и с учетом вышеописанной техники выкладываем их латеральными сегментами. Потом зуб обрабатывается и полируется. Такая реставрация будет смотреться очень естественно.
Имитация естественного режущего края – работа творческая и кропотливая. И все стоматологи, независимо от уровня мастерства, согласятся, что работа с прозрачными и полупрозрачными композитами очень важна, и, только грамотно комбинируя их, можно добиться действительно исключительного результата.
Статья предоставлена компанией "Артис-Трэйд"