Обучение гигиене полости рта взрослого населения. Обучение гигиене полости рта Обучение индивидуальной гигиене полости рта детей
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.
Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма. Каковы же основные правила детской гигиены?
Основные правила гигиены полости рта для детей
- Следует чистить зубки как минимум два раза в день специальной пастой и детской щеточкой: после завтрака и перед сном.
- Зубная нить должна стать незаменимым помощником в гигиене полости рта.
- Для того чтобы предупредить возникновение бутылочного кариеса , количество перекусов в течение дня, тем более сладких, лучше всего свести к минимуму.
- Каждые полгода следует посещать кабинет зубного врача, в случае если нет проблем с зубами. Если проблемы есть, визиты к врачу должны происходить чаще.
Зубная паста с теобромином Theodent Kids со вкусом шоколада. Укрепляет детские зубы и полностью останавливает кариес на ранней стадии.
Первые месяцы жизни – ухаживаем за деснами
В первые полгода жизни происходит массовое заселение ротовой полости микробами, что создает благоприятные условия для возникновения кариеса, детской молочницы, стоматита и других болезней. Случаев, когда микробы не дремлют, очень много, например, когда взрослые-носители кариеса целуют ребенка, облизывают соску, пренебрегая кипяченой водой, пробуют пищу той ложечкой, которой будут кормить малыша. Риск инфицирования при этом увеличивается в десятки раз. Чтобы не произошло непоправимого, после каждого кормления малютке следует протирать десны специальными напальчниками или салфетками со слабым содовым раствором.
Учимся чистить молочные зубы
Малыши, которые уже обзавелись зубками, с родительской помощью начинают сами чистить первые молочные зубы специальной зубной щетки для детей. При этом начинать нужно с 15-20 секунд на каждую чистку, постепенно увеличивая продолжительность. Главная задача мамы на этапе знакомства ребенка с щеткой – пробудить интерес к рутинному, но необходимому занятию. Существует, как минимум, два беспроигрышных способа:
- Обучение гигиене полости рта у детей идет на ура, если родители предлагают ребенку игру. Услышав, как добрая зубная «тетя-щетка» один за другим чистит зубки, делая их красивыми и выгоняя вредных микробов, большинство малышей с охотой откроет рот и терпеливо дождется окончания процесса.
- Еще один действенный метод приучения – делать, как мама. Зачастую, дети копируют поведение родителей, их речь и мимику. Тем же способом они узнают, как правильно чистить зубы. Совершая ежедневную чистку вместе с малышом, и при этом помогая ему, вы убедитесь, что через какое-то время чадо само потянется за зубной щеткой. Главное, чтобы ребенку нравился вкус зубной пасты!
Конечно, нередки случаи, когда нет под рукой ни пасты, ни щетки – сладкие перекусы на улице, в гостях или в транспорте. Многие стоматологи в такой ситуации рекомендуют воспользоваться жевательной резинкой без сахара, восстановив тем самым щелочной баланс. Однако процесс ее пережевывания не должен превышать 10 - 15 минут.
Набор Curababy "girl set" CKC 42 CURAPROX изготовлен из прочных материалов и совершенно безопасен, поскольку не имеет в составе ни красителей, ни иных вредных компонентов.
Средства гигиены полости рта для детей
Необходимые предметы для детской гигиены полости рта – это зубная щетка и паста. Детскую зубную щетку следует выбирать с мягкой и относительно короткой щетинкой в 2 см, маленькой узкой головкой в два ряда пучков и длинной ручкой. Подросшему малышу, который начинает чистить зубы сам, лучше всего подойдет щетка с недлинной ручкой, но при этом объемной – для упрощения процедуры. Дозировка пасты не должна превышать размеров ноготка на мизинце ребенка. Малыш будет охотнее чистить зубы специальной детской пастой с приятным вкусом и ароматом. Главное – проследить, чтобы ребенок не увлекся и не съел зубную пасту, иначе это может привести к повреждению слизистой, возникновению аллергии, а в некоторых случаях и к дисбактериозу.
Также существуют салфетки для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В составе салфеток содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, так как прохладные салфетки помогут смягчить болевые ощущения в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к будущим ежедневным гигиеническим процедурам.
Еще один необходимый предмет гигиены – зубная нить. Помогайте малышу удалять зубной налет между зубами и в области десен с помощью нити, чтобы предупредить зубной камень.
Три отличия детской пасты от взрослой
- Требования к рецептуре, то есть, к самому составу тюбика – самое главное отличие. Речь идет о низкой абразивности детских паст: они должны либо совсем не содержать фтора, либо содержать его в минимальных количествах; зачастую средства гигиены для малышей содержат дополнительные ферменты, размягчающие налет до его полного растворения; а вот от паст с отбеливающими частицами лучше отказаться и потерпеть до 12 лет – в нежном возрасте они нанесут больше вреда, чем пользы.
- Вкус и аромат, как правило, с добавлением фруктовых, шоколадных и других усилителей вкуса. По статистике, около 30 – 35% детей при чистке проглатывают вкусную пасту. По этой причине стоматологи рекомендуют использовать пасты с нейтральными ароматами, во избежание эксцессов.
- Красочность тюбика и его оформление.
Ультрамягкие щетинки, изготовленные по уникальной запатентованной технологии, электрической щетки DBB - 1Y Hapica не травмируют тонкую эмаль молочных зубок и нежные десны малыша. Применение щетки не требует усилий, но при этом делает чистку зубов максимально эффективной.
Профессиональная гигиена полости рта у детей
Под профессиональной гигиеной принято понимать комплекс процедур, цель которых – оздоровить ткани и органы ротовой полости и предупредить возникновение стоматологических недугов. Сюда входит снятие мягкого и твердого налета с зубов, закрытие фиссур, то есть зубных ямочек, придание им меньшей уязвимости, а также покрытие зубной поверхности специальным лаком. Кабинет зубного врача – не такой коварный, каким выглядит на первый взгляд. Помимо профилактической процедуры врач может провести урок гигиены полости рта, подобрать для ребенка пасту и щетку, исходя из индивидуальных особенностей строения ротовой полости, а также дать полезные и грамотные советы по уходу.
Напоследок хочется еще раз обратить внимание на то, что уход за зубами ребенка требует особого отношения в связи с последующим формированием «пожизненных» зубов. Ведь, насколько будут здоровы молочные зубы, настолько будут крепки и коренные!
Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стоматолога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи - к внедрению методов первичной профилактики стоматологической патологии. К основным методам профилактики относятся: общий рациональный режим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагогического убеждения.
Основополагающим принципом системы профилактики стоматологических заболеваний является принцип возрастного подхода к реализации всех мероприятий.
Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого учащегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стаканы) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утверждает директор (завуч) школы.
Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7-9 лет (1-3 класс), 10-14 лет (4-7 класс), 15-17 лет (8-11 класс).
В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить отдельно у мальчиков и девочек.
Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходимы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за применением навыка, поощрение знаний и действий.
В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе место и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать.
При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как общую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов.
При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на тренажерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у раковины - в кабинете стоматолога.
При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучением детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществляется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур.
Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одновременно с обучением элементам действий, составляющих навык.
Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта:
1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки.
2. Прополоскать рот водой.
3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана.
4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки.
5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис
тить 1-2 минуты и сделать при этом щеткой 100-150 движений.
6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе - пос
ле обеда).
Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхности эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосредственно у края десны).
1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо.
2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних.
3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по
верхности.
4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее
трудно очищаемые участки, например, межзубные промежутки были
полностью перекрыты щеткой.
5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной
зубной щетки, ее движения по вертикали должны иметь лишь одно на
правление: от десны к линии смыкания зубов и должны начинаться с
поверхности десны.
Типы движений зубной щетки
1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На
щечной стороне зубного ряда щетина устанавливается так, что рабочая
часть прилегает к зубам горизонтально, захватывая несколько зубов.
На задней поверхности зубов возможна только установка щетки под
углом 45-90 градусов.
2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря
дов в
продольном и поперечном направлении.
Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по поверхности зубов.
Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верхних правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 движений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутренней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах должно быть сделано не менее 300 движений.
Для закрепления и совершенствования навыка необходима систематическая проверка у школьников техники чистки зубов.
После демонстрации методики чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры.
Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета:
а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного
налета и с последующей чисткой зубов;
б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная
чистка.
Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников проводится при проведении профилактических мероприятий. Каждая проверка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррекцией методики чистки зубов у каждого школьника.
ЛИТЕРАТУРА
/. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в условиях школы. - Ленинград. 1986. - 70 с.
2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А.
Система организации гигиеничес
кого воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зу
бов у детей //Стоматология, 1986. - № 1. - с. 67-71.
3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 239 с.
4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А.
Санитарно-просветительная ра
бота в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей организованных
коллективов (методические указания). - Омск, 1982. - 11с.
5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О.
Организация обучения школь
ников гигиеническому уходу за полостью рта. - Киев, 1987. - 26 с.
15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей
Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распространенность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в решении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит снизить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.
Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии - цель санитарно-просветительной работы среди родителей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является.
Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два направления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.
Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу перед родительским собранием в классе или
Группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, иллюстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кинофильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной печати с отражением вопросов предупреждения стоматологических заболеваний, а также распространение среди родителей и учащихся памяток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информацию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержание рекомендаций должны соответствовать культурному уровню населения и условиям жизни в регионе.
Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспитания должна проводиться по следующим разделам:
1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре
бенка.
2. Болезни полости рта и здоровье детей.
3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.
4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос
ти рта.
5. Профилактическое значение личной гигиены.
6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и
здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.
7. Гигиеническое воспитание школьников.
Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стоматолог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитателей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем группам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв-
ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин).
В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соответствующие возрасту детей, с родителями которых проводится работа. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый вопрос: с родителями детей ясельной группы (1--2 года) - о необходимости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели патологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы - о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы - о значении активного жевания и способах формирования этого навыка; средней группы - о психологической подготовке детей к необходимости посещать стоматолога; старшей группы - о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подготовительной группы - о сущности кариеса зубов, принципах его предупреждения и лечения.
Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной печати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показательное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в художественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фонограмм, организовать тематические игры, театрализованные встречи, выступление в печати, по радио и телевидению.
Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приобретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (листовок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигиеническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное обновление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей.
Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных учреждений.
ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА
Кариес - самая распространенная болезнь человека. До 98% населения страдают заболеваниями зубов и десен.
Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзиллиту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предупреждения кариеса и его осложнений являются очень важными.
Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой головкой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках.
Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а затем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку нецелесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года.
Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную пасту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи.
Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следует признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене полости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скапливается мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов.
Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи-
щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную систему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру - не более 15-20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, варенье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, рекомендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10-12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают водой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Особенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно длительно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздействуют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержание не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Следует помнить также, что для развития кариеса важным является не абсолютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Рекомендуется прием углеводов только в завтрак и обед.
К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноценный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исключить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кондитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию факторов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил:
1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером.
2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка
честве последнего блюда на ночь.
3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой
(лучше щелочной минеральной).
4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной
соли 2-3 раза в день. ■
5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.
6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей
и фруктов.
7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче
редно слабо и крепко сжимая зубы, закрывая и открывая рот легко и с
большой силой.
8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой.
9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб.
Чистить зубы следует не менее 3-5 минут по часам, разделив
каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце - жевательную поверхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить горизонтальными движениями; язычные и щечные - снизу вверх на нижней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чистить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями.
Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендовать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Употребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендуется, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых.
При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты.
Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника):
1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба,
головку с щетиной редкими кустиками.
2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.
3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - исполь
зовать и пасту.
4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх
нуться.
5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями
щетки в одном направлении: вверху - сверху вниз, внизу - снизу
вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева
к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше - зад
нюю поверхность зубов в том же порядке.
6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх
них, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам
справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у двух
зубов.
7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб
ным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, затем слева
направо.
8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов
кой кверху в стакан.
9. Чистить зубы надо дважды в день - после сна или завтрака и
перед сном.
10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой.
Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической
привычкой на всю жизнь.
Правильное питание - употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребление жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предупреждению заболеваний зубов и десен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И.
Первичная профилактика ос
новных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. - М.,
1986. - 74 с.
2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др.
Гигиена полости рта и ее ле
чебно-профилактическое значение. - Волгоград, 1987. - 19 с.
3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А,
Санитарно-просветительная рабо
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические указания). - Омск, 1982. - 11с.
4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - 237 с.
5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М.
Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. - Киев, 1987. - 152 с.
6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето
дические указания для студентов под редакцией профессора В.И.Карницкого). -
Омск, 1982. - 116 с.
Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.
Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.
Обучение детей 5−7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.
Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7
Дошкольников 2−4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:
1−е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;
2−е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;
3−е занятие рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;
4−е занятие обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;
5−е занятие чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.
6−е занятие чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);
7−е занятие (дома) чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.
У дошкольников 5−7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.
Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.
У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по
В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.
Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5−1 мин.
Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное действие.
Для улучшения гигиены полости рта, усиления процессов самоочищения целесообразно употреблять в пищу овощи и фрукты, обладающие высокими тающими зубы и полость рта свойствами: морковь, капуста, редиска, редька, яблоки, груши.
Жевание этих продуктов усиливает слюноотделение, механически отчищает зубы от налета и остатков пищи. Такие продукты наиболее целесообразно принимать на десерт или между приемами пищи.
Индивидуальная гигиена полости рта
является, безусловно, основным методом первичной профилактики заболеваний пародонта.
Однако понятие «качественная индивидуальная гигиена полости рта
» предполагает корректное выполнение следующих моментов:
регулярная и правильная чистка зубов;
использование качественных зубных щеток и паст;
использование дополнительных средств профилактики (флоссы, межзубные ершики, ирригаторы, приспособления для очищения языка и др.).
Однако при безусловном приоритете индивидуальной гигиены полости рта
, как указывалось выше, следует уделять самое пристальное внимание устранению и тех клинических ситуаций, которые либо резко снижают ее результативность, либо не позволяют достичь желаемого эффекта. В частности, к ним относятся:
зубочелюстные аномалии;
дефекты пломбирования, протезирования, ортодонтического лечения;
нарушение архитектоники прикрепления мягких тканей преддверия полости рта;
наличие супраконтактов и отсутствие физиологической истираемости эмалевых бугров после 25 лет.
Именно поэтому в перечень мер первичной профилактики и входят вмешательства, направленные на устранение (либо существенное снижение степени влияния) перечисленных ситуаций.
Наши собственные исследования
показали, что после подробного инструктажа подавляющее большинство пациентов могут освоить технику качественной чистки зубов. Однако практически все взрослые лица постоянно выполняют ее в течение от 1,5 до 3 мес. После этого, как правило, они теряют мотивацию и возвращаются к привычной (некачественной) чистке. Такая реальность (притом, что на словах все пациенты детально излагают все тончайшие сведения о правилах чистки и самых последних средствах гигиены и убеждают, что они так и делают) дает основание для того, чтобы весьма скромно оценить прогноз индивидуального обучения взрослых лиц и искать пути, которые позволят реализовать поистине великий потенциал индивидуальной гигиены. Еще один факт убедил нас в правомерности такой необходимости: оказалось, что только учащиеся первых классов в точности выполняют все указания инструктора. По мере их взросления, уже во втором классе они все бодрее излагают правила чистки и все хуже их выполняют. Следовательно, актуальны сразу две задачи.
1. С какого возраста следует начинать гигиеническое обучение, чтобы уроки обучения обеспечивали максимальную мотивацию на всю жизнь?
2. Как часто следует повторять процесс индивидуального обучения и контроля, чтобы человек фактически постоянно выполнял необходимые требования?
Основываясь на собственных данных, которые очень согласуются с мнением специалистов-гигиенистов , мы полагаем, что детей обучать правилам гигиены полости рта и контролировать ее качество необходимо с возраста 2-3 лет. Причем с первого года родители должны сами чистить ребенку зубы, а как только ребенок овладеет приемлемыми мануальными навыками, важно обучить ребенка не только технике ухода за полостью рта, но и воспитывать у него осознание важности строгого его соблюдения (т. е. мотивацию). Однако реально на результат можно рассчитывать лишь в случае, если окружающие ребенка взрослые, в первую очередь родители, будут делать то же самое. В противном случае эффект усилий будет нулевым, так как дети копируют поведение взрослых.
Что же касается взрослых (тут наши результаты опять же совпадают с данными других специалистов), то после обучения и еженедельного контроля в течение 1 мес. в последующем повторные осмотры с демонстрацией состояния гигиены с помощью красителя (иначе пациент не будет убежден в необходимости улучшения гигиенического ухода) следует проводить не реже 1 раза в 3 мес. до достижения качественного ухода за полостью рта.
Кстати, именно реальные сложности привития самого, казалось бы, элементарного понятия о необходимости регулярной чистки зубов и показывают, что решение этой задачи в должных масштабах возможно (опять же на деле эти возможности окажутся куда скромнее гипотетических) только при том условии, что индивидуальные усилия специалистов найдут поддержку в самых широких средствах массовой информации: телевидение, радио, причем в передачах, ориентированных специально на различные возрастные группы населения.
Таким образом, индивидуальная образованность и мотивация в отношении гигиенического ухода за полостью рта могут дать максимально возможный результат только в случае одинаково интенсивного и направленного обучения - индивидуального, коллективного, массового.
Только после успешного решения перечисленных задач первого этапа есть надежда получить ожидаемый эффект конкретных средств и методов профилактики, которые также носят индивидуальный, коллективный и массовый характер.
Тема: Контролируемая чистка зубов и методика её проведения.
Цель занятия: Научиться проводить контролируемую чистку зубов.
Самостоятельная работа студентов (СРС): проведение контролируемой чистки зубов
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Что такое контролируемая чистка зубов?
Что является показанием к проведению контролируемой чистки зубов?
Каков алгоритм проведения контролируемой чистки зубов?
Как часто необходимо проводить контролируемую чистку зубов?
Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую самостоятельно осуществляет пациент в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста). Она является этапом обучения пациента рациональной чистки зубов, а также входит составной частью в профессиональную гигиену полости рта.
Методика проведения контролируемой чистки зубов: зубы пациента обрабатывают окрашивающим раствором и определяют гигиенический индекс. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют величину индекса гигиены. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно и проводит коррекцию метода чистки зубов пациентом. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая и корректируя навыки пациента.
Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил.
Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.
Занятие № 6.
Тема: Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.
Цель занятия: изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.
Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
Обучение детей - самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой).
В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2-4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.
Для детей 5-7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.
В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания - обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7-8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.
На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1-4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.
На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу.
На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.
В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развитиязаболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.
Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод - беседы с детьми по вышеуказанной методике.
Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема.
Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.