Беседа на тему зеленая аптека. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека. Ксения Чурина «Лесная песенка»
, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»
Класс: 2
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
- расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
- воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.
Планируемые результаты
Предметные
- знать лекарственные растения и их свойства,
- понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
- применять полученные знания на практике.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- использовать учебник и другие источники информации;
- описывать лекарственные растения и их свойства;
- приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
- оценивать информацию и проверять её достоверность.
РегулятивныеУУД:
- понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
- осваивать способ решения проблем;
- оценивать результат деятельности;
КоммуникативныеУУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- осуществлять совместную работу;
- допускать возможность существования различных точек зрения.
Личностные:
- осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Ход занятия
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)
Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>
Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)
Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)
Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)
Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)
Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)
О чём пойдёт речь на нашем занятии?
Что называют аптекой?
Свободные высказывания детей.
Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.
Толковый словарь.
Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.
Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.
Что называют зелёной аптекой”?
Дети высказывают предположения.
Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.
Как можно объяснить значение слова травник?
Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.
Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.
Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?
2. Практический этап. Работа в группах.
Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.
Карточка 1
Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.
Карточка 2
Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.
Карточка 3
Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.
Карточка 4
Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.
Карточка 5
Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.
Карточка 6
На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.
Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.
Карточка 7
Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.
Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.
Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)
Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.
Игра “Одуванчик”
1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)
2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)
3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)
4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)
5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)
3. Постановка проблемного вопроса.
- “Зелёная аптека” может закрыться?
Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.
Как мы можем помочь растениям весной?
Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?
Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>
Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?
Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.
Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.
5. Итог занятия.
Что узнали нового и чему научились на занятии
Выводы:
Из лекарственных растений делают лекарства.
Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.
Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.
Закончить занятие хочется словами
Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.
«ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»
1-2 классы
Ход мероприятия
Организационный момент (2 слайд)
Под весёлую и задорную музыку Ксении Чуриной «Лесная песенка» дети входят в класс и продолжают петь. Затем рассаживаются по местам
Ксения Чурина «Лесная песенка»
Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы
Нотки на ладонь ему падали, как слёзы
Он их вместе собирал, собирал любую
И тихонько напевал песенку лесную.
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,
До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си,
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,
До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си
Дятел песню так стучал на огромной ели,
Даже волк её ворчал, слушая метели,
Слышал каждый в ней своё, что ему милее
С песенкой зимой тепло, летом веселее.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да.
Повторял её родник, по камням сбегая,
В сердце леса он проник, с песенкой играя
Её знают все цветы, ветер над лугами,
Повторяй её и ты хором, вместе с нами.
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,
До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си,
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,
До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си
Сообщение темы и целей урока
Учитель. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг …….(природа)
.
Наш сегодняшний праздник проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты» (3 слайд)
Звуки леса (4 слайд)
Звучат звуки леса.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу.
1 ученик. Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
2 ученик. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
3 ученик. Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
4 ученик. Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Учитель. С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Лекарственные растения
РОМАШКА (5 слайд)
Учитель.
Стоит в лесу кудряшка-
В середине золотая,
Кто она такая? (ромашка)
(под музыку появляется Ромашка)
Ромашка. Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота».
Родина моя Америка. Давным – давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
Учитель. Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебепростудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
ПОДОРОЖНИК (6 слайд)
Учитель.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
(под музыку появляется Подорожник)
Подорожник. Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как былиоткрыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из- за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листочек подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
С названием простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок – подорожник,
Да как же растёшь ты в пыли?
Учитель. Дорогой, Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
КРАПИВА (7 слайд)
Учитель.
Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. (крапива)
(Под музыку появляется Крапива)
Крапива. Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей.
Учитель. А чем ты полезна, Крапива?
Крапива. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Известную ещё с давних пор, крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос, при кашле и т.д.
ШИПОВНИК (8 слайд)
Учитель.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)
(под музыку появляется Шиповник)
Шиповник.
Где- то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
МАТЬ-И-МАЧЕХА (9 слайд)
Учитель.
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
Что это за растение?
Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)
(под музыку появляется Мать–и–мачеха)
Учитель. А ты чем полезна, Мать-и-мачеха?
Мать–и–мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, всё пройдёт.
БРУСНИКА (10 слайд)
Учитель.
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (брусника)
(под музыку появляется Брусника)
Учитель. Ты Брусника! А как ты помогаешь людям?
Брусника. Жар, головные боли,
Плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК (11 слайд)
Учитель.
Белый щит на тысяче листьев,
расту на бугре, помогу в беде. (тысячелистник)
(под музыку появляется Тысячелистник)
Тысячелистник.
Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник
???
Учитель.
А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?
Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
Викторина «Лечебные свойства лекарственных растений» (12 слайд)
Какое растение используют для укрепления и роста волос? (Крапива)
Какое растение помогает при высокой температуре? (Брусника)
Какое растение помогает при кашле? (Мать-и-мачеха)
Какое растение быстро заживляет раны? (Подорожник)
Из плодов этого растения можно заварить полезный чай. (Шиповник)
Узнай растение (13 слайд)
Учитель. По фотографии надо узнать растение и найти его гербарий.
Крапива шиповник ромашка подорожник
Тысячелистник брусника мать-и-мачеха
Наказ растений (14 слайд)
Учитель. Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и показали. И вы нас внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы. Но растения хотят вам дать наказ, который вы должны помнить и выполнять. И тогда природа вам будет благодарна.
Ромашка
Моя планета - человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»
Подорожник
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Крапива
Увидел молодой росток.
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
Шиповник
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Мать-и-мачеха
Ты пришёл за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Брусника
Ты дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Тысячелистник
С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Учитель
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?
В конце праздника дети исполняют песню на мотив песни «Солнечный круг»
1. Солнечный круг, небо вокруг-
Помнишь рисунок мальчишки?
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке…
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо.
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
2. Время прошло и подросло
Много способных мальчишек.
Хочет узнать каждый из вас
Что пишут детишки сейчас.
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будут рыбы,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне – верблюд.
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери.
А у дома – цветы.
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить.
Спасибо за внимание! Все молодцы! (15 слайд)
Использованные материалы и литература:
0КОУ «Обоянская школа - интернат
Игра – путешествие
Подготовила: Лунева М.А.
Цель:
создание условий для ознакомления обучающихся с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
Задачи:
организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;
создать условия для развития логического мышления, памяти;
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
Приёмы
: объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
Средства обучения:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Зеленая аптека»;
- выставка книг «Лекарственные растения»;
- иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
- засушенные лекарственные растения;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
- бинокль и корзина (для сценки)
Ход занятия
Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук. И тысячи ладошек. (Лес.)
Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
А вот и наш друг Лесовичок, - хозяин леса.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
- Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
- Не ломай зеленые ветки и деревья;
- Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
- Не рви цветов в природе для букетов;
- Не забирай из лесу диких животных.
Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
Ну а теперь добро пожаловать в лес.
- Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три.
Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.
Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)
А можно лес назвать зеленой аптекой? .
(В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать. И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.
1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит.
Кто это? (Крапива.)
Рассказывают заранее подготовленные дети:
Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
Лесная поляна
Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
2. Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)
Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Лесная поляна
А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
3.
Каждый лист
Разбит на дольки
Посчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)
Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
Запомните название этого растения.
Лесная поляна с ягодами
4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)
Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» - объясните, как вы ее понимаете?
Физкультминутка. Землянику ищем
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)
Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
Лесная поляна
Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
Маша и Витя идут по лесу.
Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
Витя: - Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
Говорят о нем в народе
Добрые слова
Тебе поможет подорожник
Скромная трава.
Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
А почему его называют подорожником?
А почему подорожник растет у дороги?
Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.
Педагог.
Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
Коллективная работа.
Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения, выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
Задание 2. Игра «Найди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.
(Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник
. Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) (Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.)
(Подорожник. Это растение растет около тропинок.
Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)(Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток. В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).
(Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.)
Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
И сегодня мы, друзья
Изучили их не зря.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
Подведение итогов.
Закончи предложение:
Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
Почему душица получила такое название? (из-за душистого аромата)
Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
Рефлексия.
Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.
Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015
Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.
Программные задачи:
- расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
- уточнить части растений, используемых для лечения
- закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
- обобщить знания детей о деревьях
- развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .
Материал:
- картинки с изображением листьев деревьев
- слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
- картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
- карточки с частями лекарственных растений.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:
Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?
Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»
В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?
В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .
В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.
В каком лесу мы оказались?
Дети: Смешанном.
В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .
Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.
Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .
В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?
Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.
В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?
В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.
В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .
Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.
* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»
(Одуванчик)
Помогает повысить аппетит, снять жар.
- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Помогает от ран и порезов, от простуды.
* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»
(Крапива)
Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.
* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»
(Ромашка)
Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой)
»
Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»
(Мята)
Лечит головную боль, простуду, ангину.
В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.
З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.
В.: Ребята, а вы знаете?
(Отвары, настойки, лечебные чаи)
В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?
Дидактическая игра «Вершки-Корешки»
З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.
В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.
Назовите их.
Нельзя собирать траву вблизи дороги.
Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.
Нужно собирать в сухую погоду.
Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.
З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.
В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.
Муниципальное
образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 5 с.Прикумского
Минераловодского района Ставропольского
края
Методическая разработка
урока окружающего мира
«Зелёная аптека»
для учащихся 1-го класса
Цели урока :
– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах, группах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);
– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).
Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать.
Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.
Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.
Ход урока.
!.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы, откроем одну интересную, важную для человека страницу За работу на уроке вы будете получать фишки. В конце урока увидим, кто из вас набрал больше фишек.
А сейчас послушайте стихотворение.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
Должен знать ты наперёд
От растений большой прок!
Все растения полезны,
Они - лекарства для людей,
Помогают от болезней,
Только каждый от своей.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Беседа.
О чём это стихотворение?
А какие вы знаете лекарственные растения?
Тема урока окружающего мира «Зелёная аптека».
А что такое аптека?
Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(предположения детей)
2. Вызов.
Игра «Верители вы, что…»
На парте у каждого из вас таблица с номерами вопросов и под ними пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на второй линии будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны.
3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?
5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?
Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.
3. Осмысление .
Вводная беседа.
Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?
А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?
Откройте учебник на с.61. Назовите лекарственные растения.
Объяснение задания учителем.
Сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте лежит растение – гербарий или живое растение. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении, а затем рассказать всему классу о нём. Можно рассказать так: один ребёнок описывает растение, другой рассказывает о его назначении.
Работа в парах.
Рассматривание растений и чтение текста.
Зверобой.
В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву
«страшной силой» - косит всякое зверь направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.
Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.
Аптечная ромашка.
Про ромашку
надо знать.
Белый крошечный цветочек
–
Для припарок, для примочек.
Если
воспаление,
Отвар – успокоение.
Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство
Подорожник
Вырастает
подорожник,
Лишь приходит срок,
На
земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят
о нем в народе
Добрые слова.
Всем
поможет подорожник –
Скромная
трава.
Если ты порезал руку
Или ногу
сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит
сил.
Одуванчик -растет на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.
Пастушья сумка -встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.
Чистотел -встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьем служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бародавки.
Липовый цвет - используют кору- для лечения ожогов; плоды используют- для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта, (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях .
Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.
Слайды: ромашка, подорожник, тысячелистник, чистотел, зверобой, пастушья сумка, одуванчик, цветы липы.
Рассказ о растениях.
Микроитог.
Физкультминутка.
Беседа
А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?
Для чего они нужны? Почему вы так думаете?
Объяснение задания учителем.
В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите флажок и сядите ровно.
Групповая работа.
Обсуждение в группах.
Высказывание правил представителем группы .
Объяснение задания.
Прочитайте текст на с. 61 и сравните с тем, что вы уже знаете. В учебнике карандашом сделайте пометки.
Чтение текста с. 61.и анализ текста.
Микроитог.
3.Рефлексия.
Региональный компонент.
Фронтальная беседа.
Какие растения в нашей местности растут?
Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.
А сейчас мы поиграем в игру «Меткий стрелок».Для этого вспомните всё что мы изучали на уроке. Вам нужно соединить название растения с его назначением для лечения
Индивидуальная работа.
Работа с таблицей «Что лечит растение»
.Проверка на интерактивной доске.
Игра «Веришь ли ты…»
1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?
2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?
3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?
4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?
5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным
6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.
7. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.
Беседа.
Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.
Какую тему изучали на уроке?
Предложите
фразы:
Я познакомился с...
Было
непросто...
У меня получилось...
Хотелось
бы...
Мне запомнилось....
Что понравилось на уроке? Давайте посмотрим, кто из вас работал лучше всех. Посчитайте фишки и расскажите, кто сколько заработал фишек.
Домашнее задание . Дома ещё раз прочитаете учебник на с.60-61. Сделаете задание в тетради с.38.
Итог урока.
Используемая литература:
1.Учеб ник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 1 класс(Москва, Академкнига/Учебник,2011г.)
2.Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (Москва, Академкнига/Учебник, 2011 г.)
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Интеренет ресурсы:
1. www .medicalplant.ru/20.shtml