Продуктивные и репродуктивные методы обучения. Репродуктивный метод обучения: повторим пройденный материал
Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы. Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах. Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.
. Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.
Он имеет следующие характерные признаки:
2) учитель организует восприятие знаний различными способами;
3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;
4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.
При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление. Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время. Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способноститі.
. Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом
Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;
4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение
Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу
Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.
Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения
. Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий
Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;
2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;
3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи
Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков. Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.
Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения
. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.
Этот метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают
Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска
Характерные признаки этого метода следующие:
1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;
2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;
3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;
4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью
Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.
Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:
1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)
2. Формулировка гипотезы по решению проблемы
3. Построение плана исследования
4. Реализация плана
5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов
Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя
Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьников, формируют критическое отношение к учебной информации в использовании методов этой группы сли ид соблюдать меру и обоснование рациональности их применения в каждой ситуации. Эффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обученияня.
Тезис о единстве содержания образования и методов обучения не подлежит сомнению, в этой связи приобретает особую актуальность вопрос о фундаментальных основах использования продуктивных и репродуктивных методов обучения. Подробно методические вопросы будут освещаться в последующих главах, в настоящем тексте мы коснемся проблемы методов лишь настолько, насколько этого требует задача выяснения общих вопросов теории обучения. Тем более что в некоторых теоретических работах прежних лет существовала тенденция трактовать понятие «метод» максимально широко, включая в него и содержание, и формы, и пути, и средства обучения.
Для первых этапов активного внедрения исследовательского подхода к обучению в массовую образовательную практику, например, отмеченного в начале XX века, была характерна максимально широкая палитра мнений по поводу его содержания. Педагоги того времени рассматривали исследовательский метод обучения (называемый ими также «методом исканий», «опытно-исследовательским», «активноисследовательским», «активно-трудовым», «исследовательски-трудо- вым», «лабораторно-исследовательским», «лабораторным» и др.) как главный и при этом универсальный метод обучения.
Его толкование было столь широким, что в итоге он растворял в себе даже традиционно противостоящие ему репродуктивные методы обучения. Безусловно, репродуктивные методы также необходимы в образовании, но это не повод для их растворения в исследовательских методах. Это слияние порождало путаницу, в итоге которой исследовательский метод просто терял свою специфичность. В настоящее время, решая проблему внедрения исследовательских методов обучения в образовательную практику, необходимо более строго очерчивать их границы, а это можно сделать, только рассмотрев их в сопоставлении с методами противоположными - репродуктивными.
Методы обучения всегда классифицировались и классифицируются по разным основаниям. Это неотъемлемое право любого исследователя, но с точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные и репродуктивные методы обучения. Подобные подходы к классификации существенно упрощают общую картину явления, а потому очень уязвимы и часто подвергаются критике. Ведь они, по сути, рассматривают явление в «черно-белом» варианте, а жизнь, как известно, многократно богаче. Но нам, на данном этапе рассмотрения, необходимо это упрощение, оно позволит яснее понять суть проблемы.
Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Эти методы авторы делили, в соответствии с вышеназванной дихотомией, на две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности. Проблемное изложение - промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
Репродуктивные методы. «Объяснительно-иллюстративный» метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы - «репродуктивный» - позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.
Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих ученых и практиков. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику современной школы, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества или физики, химии, биологии и т. д.
Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия субъективно нового, часто требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они объективно не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как это может проявляться у выдающегося творца. Скольким людям удалось получить яблоком по голове, но только один Исаак Ньютон трансформировал этот незамысловатый опыт в новый физический закон. В этих условиях существенную помощь могут оказать именно репродуктивные методы обучения.
Продуктивные методы. В теории обучения принято рассматривать «частично-поисковый», или «эвристический» метод как некий первичный этап, предваряющий использование «исследовательского» метода. С формальной точки зрения это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться последовательность: сначала используется «частично-поисковый», а затем «исследовательский» метод. В обучении ситуации использования «частичнопоискового» метода могут предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем многие варианты обучения на базе исследовательского метода.
Так, например, «частично-поисковый» метод предполагает такие сложные задачи, как: выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов «частично-поискового» метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.
Конечно, в более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в «исследовательском» методе. В настоящее время «исследовательский» метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.
Примечательно, что еще в начале XX века известный педагог Б. В. Всесвятский предлагал вчитаться внимательно в слова: «преподавание», «преподаватель», и задуматься о том, предусматривают ли эти термины самостоятельные действия детей, их активность в обучении. Преподать значит преподнести нечто готовое.
Будучи последовательным сторонником исследовательского подхода к обучению, Б. В. Всесвятсякий писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то, и другое в итоге, при сопоставлении и обобщении, дает прочный фундамент фактов, а не слов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс наиболее полно отвечает потребностям активной детской натуры, он непременно окрашивается положительными эмоциями.
Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении «исследовательского» метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
Характер познавательной деятельности традиционно рассматривают как уровень мыслительной активности учащихся. Классификацию методов обучения на основании именно этого критерия предложили видные советские педагоги И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.
Данная классификация выделяет следующие методы обучения :
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Когда познавательная работа под руководством учителя приводит только к запоминанию готовых знаний и последующему их точному воспроизведению, которое может быть как осознанным, так и неосознанным, то наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной активности школьников и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряжения мышления учащихся, когда знания добываются посредством самостоятельной деятельности, имеет место эвристический или даже исследовательский метод обучения.
Такая классификация получила широкую поддержку в педагогических кругах и повсеместное распространение на практике.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы
Объяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков:
- знания учащимся предлагаются в готовом виде;
- педагог использует разнообразные приемы по восприятию детьми учебной информации;
- учащиеся воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в собственной памяти и впоследствии применяют их, реализуя на практике.
При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом. Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми.
Репродуктивный метод обучения во многом схож с предыдущим, поскольку знания учащимся предлагаются также уже в готовом виде, а учитель раскрывает их и дает необходимые пояснения. Однако отличительной особенностью считается то, что аспектом усвоения знаний здесь считается их верное воссоздание или репродукция. Кроме того, для упрочнения полученных знаний применяется регулярное их повторение.
Главным преимуществом данных методов является экономность, так как обеспечивается возможность передачи большого объема знаний и умений за короткий промежуток времени и с небольшими расходами усилий.
Усвоение же знаний, особенно за счет периодического повторения, становится весьма прочным.
Репродуктивная работа, как известно, предшествует творческой, поэтому пренебрегать ею в обучении невозможно, но также и не стоит заниматься ею с излишеством. В целом данные методы успешно могут сочетаться на уроке и с другими методами обучения.
Проблемное изложение
Метод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей.
Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы.
Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности.
Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления.
Частично-поисковый и исследовательский методы
Специфику частично-поискового (эвристического) метода обучения составляют такие черты:
- знания учащимся не предлагаются в готовой форме, их необходимо добывать самостоятельно;
- учитель организует не изложение новых знаний, а их поиск при помощи различных средств;
- учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют проблемные ситуации, сопоставляют, обобщают, делают выводы, вследствие чего у них формируются осознанные крепкие знания.
Метод называется частично-поисковым потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить трудоемкую учебную задачу от начала и до конца. В связи с этим в работе их направляет учитель. Иногда часть знаний предоставляет учитель, а часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или же решая проблемные задания. Одной из вариаций данного метода считается эвристическая (открывающая) беседа.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:
- преподаватель совместно с учащимися определяет проблему, которую необходимо решить за определенный отрезок учебного времени;
- знания учащимся не сообщаются, они должны сами добывать их в ходе разрешения (исследования) проблемы;
- работа учителя сводится к оперативному управлению ходом решения проблемных задач;
- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение совмещается с познавательным интересом, приобретенные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения рассчитан на творческое усвоение знаний. Его недочетами могут считаться большие затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, его применение в учебном процессе требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки.
от франц. reproduction - воспроизведение)- способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. По мере увеличения объема знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения. Определенную роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение. Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом. См. также Полного усвоения система
Отличное определение
РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обучения
от франц reproducuon - воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно-репродуктивным, т к непременная черта этого метода - организация деятельности учащихся по воспроизведению действий с помощью инструктажа и предъявления заданий Путем P м формируются у учащихся навыки и умения пользоваться приобретенными знаниями От трудности задания и от способностей ученика зависит необходимость повторения этой уч работы.
P м предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя Дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся Помимо устных объяснений и показа приемов работы используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов, а на уроках труда - тренажеры, позволяющие быстро овладеть действиями
По мере увеличения объема знаний возрастает частота применения P м в сочетании с информационно-рецептивным Но при любом варианте сочетания этих методов информац -рецептивный принципиально предшествует P м
Определенную роль при осуществлении P м может играть алгоритмизация обучения Одно из средств реализации P м - программированное обучение. P.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн.мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантирует творческого развития способностей Эта цель достигается др методами обучения, напр. исследовательским методом
Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Из самой сути методов следует, что они должны отвечать на вопрос «как?» и показывать, как действует педагог и как действует учащийся.
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач: на методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:
^ организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ;
^ стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельн ости;
^ контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительские и репродуктивные, инструктивно-практические и продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткинъш, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
> объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
* репродуктивный метод;
^ проблемного изложения;
^- частично-поисковый (эвристический) метод;
> исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы:
^ репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; ^ продуктивную (4 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Однако обычно педагоги с известными оговорками причисляют проблемное изложение к продуктивным методам. Учитывая это, рассмотрим обе группы методов.
а) Репродуктивные методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют проблемами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадках и т.д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность обучаемых остается той же - восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.
Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему знаний организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающиеся их выполняют -
решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу.
Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции, (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами. -
б) Продуктивные методы обучения
Важнейшее требование к учебным заведениям и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как" быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и, несомненно, будет возрастать в будущем.
Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы . Слово «проблема» мы употребляем как минимум в трех смыслах. Житейская проблема - это бытовое затруднение, преодоление которого актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время. Научная проблема - это актуальная научная задача. И, наконец, учебная проблема - это, | как правило, проблема, уже разрешённая наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):
> создание проблемной ситуации;
^ анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
^ решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; * проверка решения проблемы.
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающие потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований): наличие проблемы; оптимальная трудность проблемы; значимость для учащихся результата разрешения проблемы; наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.
Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащегося. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных заданий одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить.
Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигается несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.
Проверка правильности решений проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Роль педагога и учащихся на четырех рассмотренных стадиях (этапах) решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет обучающийся, то это исследовательский метод. Бели какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.
Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением .