Как написать программу реабилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — как получить. Оснащение техническими средствами
Какая информация содержится в индивидуальной программе реабилитации
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается медицинской комиссией в бюро МСЭ. Собственно, это и есть результат работы этой самой комиссии. Если человека признали инвалидом – значит должна быть составлена эта карта.
Какую информацию содержит документ:
- Анкетные данные инвалида – его полное имя, дату рождения, возраст и пол. В карте галочкой отмечается наличие российского гражданства и подробный адрес (если человек не имеет определенного места жительства это тоже отмечается), контактный телефон;
- Часть раздела ИПР посвящена полной информации об учреждении, которое направило человека на комиссию;
- В ИПР указывается профессия и стаж работы инвалида, его квалификации на момент освидетельствования, состоит или нет на учете в центре занятости;
- Далее идут сведения о присвоенной в результате экспертизы группе, причинах инвалидности и дата ее установления, впервые или нет разработана карта, степени ограничения к разным сферам жизнедеятельности;
- Большая часть карты посвящена подробному описанию реабилитирующих мероприятий, включающих профобразование, необходимость в реконструктивной хирургии и протезировании, санаторно-курортном лечении;
Важно! В карте инвалид ставит свое согласие на содействие в поисках подходящей для него работы.
- Медкомиссия в индивидуальной программе реабилитации размещает заключение о стойкости нарушения функций в результате заболевания или травмы и рекомендует мероприятия по социальной и медицинской реабилитации. В таблице, содержащей рекомендации, указано, кто должен исполнить эти конкретные пункты. Особенно важен раздел, посвященный техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям.
Карта должна быть разработана комиссией в 30дневный срок с момента установления инвалидности. Чтобы ее разработали, нужно подать соответствующее заявление в МСЭ. Лучше написать его в двух экземплярах и на втором потребовать поставить отметку о принятии. Так вы получите хоть какую-то гарантию, что процедура не затянется надолго.
Что дает индивидуальная программа реабилитации инвалиду?
Эта карта – необходимый документ буквально в всех инстанциях. Если ребенок-инвалид поступает по квоте в высшее учебное заведение – нужно предъявить ИПР, если человек становится на учет в центре занятости – тоже. Карту спросят в фонде социального страхования для оформления путевки в санаторий и заявки на бесплатные средства реабилитации. Одним словом, без нее просто никуда.
Важно! Сведения о необходимых средствах реабилитации вносятся в карту в соответствии с федеральным перечнем. Если вы реально нуждаетесь, к примеру, в специализированной кровати, вам могут ее не вписать, так как она не входит в перечень, но если вы будете настаивать, кровать внесут, а в графе «Исполнитель» проставят «самостоятельно». Зачем это нужно? Если вы будете обращаться в благотворительные организации или, к примеру, в профсоюз, вы сможете аргументировать свою просьбу о помощи, подтверждая ее наличием необходимого ТСР в карте.
Скорее всего, в комиссии МСЭ вам предложат типовой бланк заявления, в который нельзя вписать никаких дополнительных, но очень важных для вас пожеланий. В этом случае в конце заявления припишите требование о рекомендация в приложении и сделайте лист приложения, в который запишите все ваши нужды. Требования по внесении рекомендаций в карту следует подтвердить заключениями специалистов. Карту разрабатывают на год, но вы можете потребовать ее нового выпуска и раньше, для этого придется снова пройти всю комиссию. Рекомендации по прохождению комиссии МСЭ мы описывали с в статье « « .
Совет! Некоторые МСЭ идут на серьезные нарушения, предлагая инвалидам (в основном представителям несовершеннолетних инвалидов) отказаться от разработки ИПР. Ни в коем случае не соглашайтесь!
Что делать, если вас не устраивает составленная индивидуальная программа реабилитации?
В каждом разделе карты при ее получении вы должны расписаться. Это подтверждает, что вы согласны с ее содержимым. Не торопитесь. Внимательно прочитайте содержимое раздела и в случае несогласия так и на пишите: не согласен и укажите причину. После вы сможете обжаловать решение местной комиссии в региональном бюро. Если там признают ваши требования законными, вы дадут новую карту. Если и там не найдете понимания – обращайтесь в федеральное МСЭ и суд.
Подробнее, как обжаловать решение МСЭ прочитайте по этой .
Для исполнителей, указанных в ИПР, ее содержимое – руководство к обязательным действиям, но инвалид сам может отказаться от рекомендаций МСЭ. Все услуги носят заявительный характер, так что если вы не обратитесь за их получением – то и не получите.
Обратите внимание, что исполнители реабилитационных мероприятий – не конкретные организации, а их тип – то есть фонд социального страхования (а не конкретный филиал), органы социальной защиты и так далее. Если конкретная организация по месту жительства отказывается от выполнения назначений ИПР – требуйте от них письменный отказ и идите в суд.
Что делать, если вас не устраивают средства реабилитации, бесплатно предоставленные по ИПР?
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в большинстве регионов осуществляется фондом социального страхования. В некоторых – органами социальной защиты. Закупки ТСР и ПОИ осуществляются через систему государственных контрактов и торги. Очень часто качество изделий, поставляемых бесплатно, не устраивает инвалидов. Это и понятно: когда ведется поиск самых дешевых изделий, ничего хорошего ждать не приходится. Есть две альтернативы:
Первая – аргументированно требовать именно то изделие, которое вас устраивает, писать жалобы во все инстанции от вышестоящего начальства до прокуратуры. Практика показывает, что в большинстве случаев инвалид выигрывает и ФСС заключает под него индивидуальный контракт.
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Порядок исполнения рекомендаций ИПР пока нельзя назвать полностью отработанным. Существует много нюансов и расхождений, которые выматывают нервы и силы. Не сдавайтесь и держите все под контролем. Заранее ознакомьтесь с перечнем возможных реабилитационных услуг, проконсультируйтесь и получите заключение от лечащего врача о необходимых вам изделиях. Поверьте, очень многие люди, упустившие этот момент, выходят из МСЭ с пустыми картами, а потом хватаются за голову. В ваших интересах вписать в индивидуальную программу все, что только можно, а потом уже вы сами решите, что из рекомендованного стоит получать.
Как стать участником программы реабилитации инвалидов
Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.
Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация» появится понятие «абилитация». А ИПР инвалида с этого времени переименована в ИПРА инвалида. Здесь и далее под ИПР понимается не только рекомендации реабилитационного характера, но и программа абилитации.
Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида.
Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:
- проводят диагностику;
- оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
- определяют реабилитационный прогноз для инвалида.
ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.
Что включает в себя ИПР инвалида
Скачать форму ИПР |
Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р. Это:
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).
Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.
Не знаете свои права?
Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, 3-й экземпляр направляется в Фонд социального страхования. Кроме того, с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида рассылается адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
- в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
- в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
- в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
- в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
- в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.
Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха.
Компенсация реабилитационных средств и услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида, а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 № 57н.
Последствия отказа от ИПР для инвалида
Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида. Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.
Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.
ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.
Больше полезной информации — в рубрике "Инвалидность" .
Источники:
- Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" от 31.01.2011 № 57н
Как родителям получить кресло-коляску для ребенка инвалида? Как обеспечить пожилого родственника подгузниками для взрослых? Какие технические приспособления положены глухим?
Существуют вещи, без которых инвалиду не обойтись. Бывают и такие, которые просто повышают качество его жизни. На языке медиков и юристов эти предметы называются «технические средства реабилитации». Государство гарантирует бесплатное предоставление многих из них. Тем не менее, чтобы получить необходимое устройство быстро и без проблем, надо соблюдать определенные «правила игры».
Кресло-коляска
Елена Заблоцкис , юрист Центра лечебной педагогики, рассказала, какие шаги должны предпринять родители, чтобы получить для ребенка-инвалида необходимую разновидность кресла-коляски.
Шаг 1. Подготовка к медико-социальной экспертизе
Включение любых технических средств реабилитации (ТСР) в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) происходит в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ).
После прохождения МСЭ человек получает два документа: справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы последняя бумага была заполнена правильно, об этом нужно заботиться уже тогда, когда семья впервые обращается к лечащему врачу ребенка по поводу установления инвалидности.
По стандартной процедуре ребенка направляют на диспансеризацию ко всем необходимым врачам. Родителям важно при этом отследить, чтобы все врачи записали свои рекомендации как можно детальнее. Если речь идет о коляске, то профильным врачом может быть невролог, ортопед, хирург, и этот специалист долженподробно описать, какая именно коляска нужна ребенку.
Существует документ, которым обычно руководствуются врачи: это «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ». В нем перечислены заболевания, при которых выдаются те или иные ТСР, а также противопоказания, при которых использование конкретного технического средства пациенту запрещено. Тем не менее, напоминать врачу о записи рекомендаций все равно необходимо.
Елена Заблоцкис советует не ограничиваться посещением одного специалиста, а обратиться в разные лечебные организации, в том числе негосударственные, имеющие соответствующую лицензию. При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение.
Шаг 2. Медико-социальная экспертиза
Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов.
В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень. Второй – ТСР, которые обеспечиваются за счет субъекта Российской Федерации (в каждом регионе есть отдельный перечень), или за свой счет. Третий – услуги и средства реабилитации, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала.
Родителям надо заранее ознакомиться со всеми перечнями – и с федеральным, и с региональным, и с перечнем того, что можно получить за счет материнского капитала. А затем просить МСЭ – лучше письменно, зарегистрировав свою просьбу как входящий документ – о включении всего необходимого в ИПРА.
Зачем это делать? Врачи не всегда досконально изучают эти перечни, отмечает Елена Заблоцкис.
Кроме того, родители должны отследить, чтобы характеристики необходимой коляски были адекватно отражены в ИПРА. Особенно важно это может быть для детей со множественными нарушениями развития. Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений.
Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца. Основанием для обжалования является рекомендация специалиста.
Шаг 3. Получение технического средства
В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).
Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР.
Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок.
Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны. Родителю могут сказать: есть только такие коляски, берите, других не будет. Если предложенная коляска не соответствует рекомендациям ИПРА, то родитель пишет заявление и просто констатирует этот факт. Если же коляска не подходит только с точки зрения родителя, то ему придется подробно написать в своем заявлении, почему не подходит коляска, может быть, даже опять обратиться к врачу, чтобы тот более точно перечислил характеристики нужного ТСР.
Бывает, что получение ТСР затягивается. В таком случае надо жаловаться в вышестоящий орган, по подчиненности, советует юрист. Если вы уже везде пожаловались, а «воз и ныне там», значит, надо идти в прокуратуру.
Шаг 4. Если вы сами купили ТСР
Вы можете самостоятельно купить кресло-коляску для ребенка-инвалида, а потом получить компенсацию от государства. Елена Заблоцкис рекомендует сначала запросить в письменной форме размер компенсации по конкретному виду коляски. Этот размер определяется по последней закупке. То есть вам дадут ровно столько денег, сколько потратило государство на аналогичный товар, когда приобретало его в последний раз.
Если, получив ответ, семья принимает решение купить ТСР самостоятельно, важно проследить, чтобы документы о покупке были оформлены надлежащим образом. Из них должно быть ясно видно, какая именно коляска была приобретена.
Затем семья обращается в уполномоченный орган с заявлением о компенсации, с приложением документов о покупке. Если выплата компенсации затягивается, юрист вновь советует писать жалобы или даже обращаться в прокуратуру.
Шаг 5. Кресло-коляска сломалось
Эта ситуация урегулирована законодательно. Если кресло-коляска вышло из строя, нужно обращаться в уполномоченный орган (департамент соцзащиты или ФСС, в зависимости от региона) с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. Специалисты оценят ТСР с точки зрения возможности его ремонта. На основании их заключения кресло-коляску отремонтируют за государственный счет, или же выдадут новое.
Родители могут сами отремонтировать ТСР, основываясь на заключении медико-технической экспертизы, а потом получить компенсацию.
Показания и противопоказания
Согласно законодательству, показаниями для получения кресла-коляски могут быть стойкие «выраженные» или «значительно выраженные» (II и I группы инвалидности) нарушения двигательных функций, вызванные заболеваниями суставов, позвоночника, центральной и периферической нервной системы. Нарушения той же степени выраженности функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и т.д. А также «умеренные» нарушения (III группа инвалидности), связанные с ампутацией одного бедра или двух стоп.
В случае, если «выраженные» нарушения имеются и в функциях верхних конечностей, а также в случае системных заболеваний костно-мышечной системы и определенных нарушений функций кровообращения и дыхания, рекомендуется использование коляски с электроприводом.
Этот вид ТСР противопоказан, если инвалиду нельзя сидеть. Кроме того, коляски с электроприводом нельзя использовать, если у пациента тяжелое психическое расстройство или некоторые другие заболевания.
Сроки, на которые выдаются кресла-коляски : комнатные с ручным приводом – не менее 6 лет; прогулочные с ручным приводом – не менее 4 лет; с электроприводом – не менее 5 лет.
Подгузники для взрослых
Благотворительный фонд «София » подготовил для «Милосердия.ru» «дорожную карту», как получить бесплатно подгузники для взрослых. Источник информации – один из московских территориальных Центров социального обслуживания.
Шаг 1
Врач-терапевт районной поликлиники делает запись в карте о необходимости прохождения МСЭ. Он же выдает «посыльный лист», с которым пациент начинает обход врачей для разработки ИПРА.
Шаг 2
ИПРА составляется в Бюро МСЭ. Этот документ должен обязательно выдаваться на руки вместе с «розовой» справкой об инвалидности.
В случае, если человек не согласен с содержанием ИПРА, он может обжаловать его в вышестоящем Бюро МСЭ.
Шаг 3
Абсорбирующее белье и подгузники выдаются в Пункте выдачи ТСР в территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) по ИПРА. При постановке на обслуживание в ТЦСО понадобятся паспорт, справка об инвалидности, ИПРА, паспорт доверенного лица, получающего ТСР, СНИЛС, медицинский полис.
При получении этого вида ТСР может возникнуть только одна трудность: его выдают раз в месяц, сразу на весь месяц. Поэтому необходим транспорт или помощники для доставки на дом (это правило действует в том ТЦСО, который предоставил информацию, возможно, в других местах можно получать абсорбирующее белье и подгузники не раз в месяц, а чаще).
Купить этот вид ТСР можно самостоятельно, а потом получить компенсацию по отпускным ценам Департамента труда и социальной защиты, точную сумму надо узнавать уже при получении ТСР. Раньше цены разнились, но сейчас практически не различаются.
Показания и противопоказания
Подгузники выдают инвалидам с выраженными или значительно выраженными (II и I группы) нарушениями функции выделения. Противопоказанием является аллергическая реакция на материал подгузников. Срок пользования изделием – не более 8 часов.
Телефонное устройство с текстовым выходом.
Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал «Милосердию.ru», какие «камни преткновения» можно встретить, получая техническое средство реабилитации для глухих.
«В свое время мы добились, чтобы в федеральный перечень технических средств и услуг для инвалидов, которые выдаются бесплатно, включили и телефоны с текстовым выходом, и телевизоры с телетекстом, слуховые аппараты, световые и вибрационные сигнализаторы звука», – сообщил он.
Региональные отделения общества готовы оказывать помощь инвалидам в получении всех этих приспособлений, а также в получении услуги сурдоперевода, напомнил Иванов. Зачем такая помощь нужна?
Сотрудники медико-социальной экспертизы могут просто не вписать в ИПРА необходимое для конкретного человека устройство. «Зачем глухому телефон, рассуждают они, – пояснил Иванов. – Мы говорим, что это глупости. Ведь можно и СМС передавать, и видеоизображения. Мобильные телефоны крайне необходимы для глухих».
Если инвалид сам купит себе необходимое телефонное устройство, он должен быть готов к тому, что размер компенсации может оказаться очень маленьким. Например, 800 рублей, в то время как телефоны с необходимыми характеристиками стоят значительно дороже. Хотя, в некоторых регионах закупают достаточно качественные технические средства для глухих, отметил эксперт.
Александр Иванов рекомендует обращаться за консультацией в региональные отделения общества глухих еще на этапе подготовки к МСЭ и составлению ИПРА. Дело в том, что помимо федерального перечня ТСР, выдаваемых инвалиду за счет государства, в каждом регионе существует свой перечень. Не исключено, что какие-то виды необходимых глухим технических устройств можно отыскать там.
Иванов также советует инвалидам по слуху приходить на МСЭ в сопровождениисурдопереводчика , чтобы устранить любое недопонимание со стороны сотрудников экспертизы.
Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца.
Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов. Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он.
Показания и противопоказания
Телефонные устройства с текстовым выходом выдают в случае нарушения слуховых функций на уровне I и II групп инвалидности. Противопоказанием является «острота зрения единственного или лучше видящего глаза менее 0,05 с коррекцией и/или концентрическое сужение поля зрения менее 10 градусов». Срок использования ТСР – не менее 7 лет.
Что такое ИПРА?
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – это оптимальный для данного инвалида, по мнению МСЭ, комплекс мер, призванных восстановить или компенсировать нарушенные функции его организма, а также помочь ему выполнять определенные виды деятельности.
ИПРА включает в себя оздоровительные мероприятия, технические средства реабилитации, а также ряд услуг. Такое же название носит и документ установленного образца, в котором перечислен комплекс мер, ТСР и услуг, положенных инвалиду.
В случае несогласия с содержанием ИПРА инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в региональное Главное бюро МСЭ.
При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА оформляется новое направление на МСЭ.
Существует федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставление которых государство гарантирует инвалиду. Он включает следующие пункты.
Реабилитационные мероприятия :
- Восстановительная терапия (включая лекарства).
- Реконструктивная хирургия.
- Санаторно-курортное лечение.
- Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
- Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации.
Технические средства реабилитации:
- Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
- Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
- Протезы и ортезы.
- Ортопедическая обувь.
- Противопролежневые матрацы и подушки.
- Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
- Специальная одежда.
- Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
- Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
- Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
- Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
- Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
- Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
- Телефонные устройства с текстовым выходом.
- Голосообразующие аппараты.
- Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
- Абсорбирующее белье, подгузники.
- Кресла-стулья с санитарным оснащением.
Услуги:
- Ремонт технических средств реабилитации.
- Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
- Предоставление услуг по переводу русского жестового языка
Нина Кайшаури
Утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.
Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис .
Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :
1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.
Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;
2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.
Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА , касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР , то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы ;
3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА , иначе ситуация с их разработкой не изменится.
4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА , указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю , указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.
По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА , содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.
К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…
5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель . Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.
Отметим также нововведения в формах ИПРА.
1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными . Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.
2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни . Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.
Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:
1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью . Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом . Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;
2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства . Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;
3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.
3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений , занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.
4. Сокращен раздел , посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом . Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.
5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров , препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.
7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию» , в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения , если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.
8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования , что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.
9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей : раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида . Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ .
Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами , которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.
Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.
10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:
– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;
– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.
ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА?
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) это разработанный федеральными учреждениями Медико-социальных экспертиз (МСЭ) комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов труда.
ИПР инвалида выдается в виде единой формы (карты) установленного образца (Приказ Минздравсоцразвития РФ « Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭ, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008г N 379н).
ЧТО ВНОСИТСЯ В ИПР?
В ИПР включаются только мероприятия, технические средства реабилитации (ТСР) и услуги, которые направлены на устранение причин, факторов, обусловливающих инвалидность.
ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.
НА КАКОЙ СРОК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ИПР?
Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года, бессрочно, до достижения 18 лет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГРАЖДАНИН НЕ СОГЛАСЕН С РЕКОМЕНДУЕМЫМИ В ИПР МЕРОПРИЯТИЯМИ?
Отказ инвалида (или его законного представителя) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственно за ее исполнение и не дает инвалиду право на получение компенсаций в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В случае отказа инвалида (или его законного представителя) подписать ИПР, карта не выдается на руки инвалиду и приобщается к акту освидетельствования.
В случае несогласия с содержанием ИПР, инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в Главное бюро МСЭ вашего города или области. Главное бюро МСЭ не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.
ЕСЛИ ИПР БЫЛА РАЗРАБОТАНА, НО НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ В НЕЕ ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?
Коррекция ИПР проводится по личному обращению инвалида, не зависимо от срока установления инвалидности, в бюро МСЭ при предоставлении «Направления на МСЭ», в котором должно быть обоснование необходимости обеспечения конкретным техническим средством реабилитации (например, кресло-коляска).
МОЖЕТ ЛИ ГРАЖДАНИН БЫТЬ ИНВАЛИДОМ, А ИПР ЕМУ НИКОГДА НЕ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ?
Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 20.02.2006г N 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2009г N 1121): «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации».
ИПР могла быть не разработана инвалиду в случаях, если он отказался от ее разработки или инвалид в дальнейший реабилитационных мероприятиях не нуждался.
В этом случае процедура разработки ИПР осуществляется в соответствии с порядком освидетельствования, т.е. обязательное предоставление инвалидом «Направления на МСЭ», оформленное ЛПУ или органом социальной защиты населения, и заявления о разработке ИПР.
В последнее время, из-за дефицита Федерального бюджета, наблюдаются проволочки и даже незаконные отказы в прописывании реабилитационных технических средств в справку ИПР необходимых инвалиду. В том случае необходимо направлять жалобы и требовать положенное Вам по закону. Со стоимостью денежной компенсации Вы можете ознакомиться .
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ ИПР?
В случае утраты ИПР инвалида, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро МСЭ, которое разрабатывало ИПР.