Обжалование решения мсэ пациентом. Жалоба на видимый произвол органов мсэ Порядок обжалования решения бюро мсэ
Существует два способа обжалования решения МСЭ — внесудебный и судебный. Выбор способа обжалования зависит от вашего усмотрения и от типа бюро МСЭ, решение которого будет обжаловаться.
Решение Федерального бюро МСЭ можно обжаловать только в суд. Решение главного бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ и (или) в суд. Решение бюро — филиала бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в главное бюро МСЭ и (или) в суд (п. п. 42 — Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).
Во внесудебном порядке
Для обжалования решения бюро или главного бюро во внесудебном порядке рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Составьте письменное заявление (жалобу)
Написать такое заявление вправе гражданин, в отношении которого проводилась МСЭ, или его законный или уполномоченный представитель (п. п. 1 , , Правил).
Заявление должно содержать (п. 146 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н):
1) наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также Ф.И.О. его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) сведения о заявителе — Ф.И.О., место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес;
3) сведения об обжалуемом решении бюро или главного бюро;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.
Если жалобу подает представитель лица, в отношении которого проводилась МСЭ, к ней нужно приложить доверенность.
Шаг 2. Подайте заявление об обжаловании в соответствующее бюро
Срок для обжалования решений бюро и главного бюро — месяц с момента принятия спорного решения (п. п. 42 , Правил).
Заявление об обжаловании решения бюро подается либо в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро соответствующего субъекта РФ.
Заявление об обжаловании решения главного бюро подается либо в главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.
Можно подать заявление на личном приеме, отправить по почте или в электронном виде через официальные сайты или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (п. п. 148 , Административного регламента).
Шаг 3. Повторно пройдите МСЭ
В течение месяца со дня поступления заявления главное бюро МСЭ или Федеральное бюро МСЭ должно провести повторную МСЭ и на основании полученных результатов вынести решение по жалобе (п. п. 43 , Правил).
Ответ о рассмотрении заявления должен быть направлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения по нему (п. 158 Административного регламента).
В судебном порядке
С учетом существующей судебной практики споры об обжаловании решений МСЭ, как правило, рассматриваются судами на основании норм гражданско-процессуального законодательства (Определение Московского городского суда от 23.06.2016 по делу N 4г/5-2137/2016).
Для обжалования решения соответствующего бюро в суд рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Составьте исковое заявление об оспаривании решения соответствующего бюро и подготовьте необходимые документы
В исковом заявлении вы можете дополнительно предъявить требования компенсации морального вреда, которая может быть взыскана при условии удовлетворения основного требования искового заявления.
В исковом заявлении об оспаривании решений бюро (главного бюро или Федерального бюро) следует указать (ст. 131 ГПК РФ):
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства, наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика (бюро, главного бюро, Федерального бюро), его место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав или законных интересов истца и его требование;
5) обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
К исковому заявлению нужно приложить (ст. 132 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
1) копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
3) документы, подтверждающие полномочия представителя;
4) документ, подтверждающий уплату госпошлины — 300 руб.
Шаг 2. Подайте исковое заявление вместе с комплектом документов в суд
Исковое заявление подается в суд по месту нахождения бюро МСЭ. Судья в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству, о чем выносится соответствующее определение (ст. ст. 28 , ГПК РФ).
Шаг 3. Примите участие в судебном заседании и получите решение суда
Суд должен рассмотреть заявление до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
По результатам рассмотрения искового заявления суд выносит решение (об удовлетворении полностью или в части заявленных требований либо об отказе в удовлетворении исковых требований).ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).
Составление мотивированного решения суда может быть отложено не более чем на пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).
Суды в России ежедневно рассматривают споры, связанных с обжалованием гражданами решений бюро медико-социальной экспертизы.
Каковы же процессуальные особенности рассмотрения таких дел? На какие нормативные документы необходимо обратить внимание?
В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Во исполнение ст. 8 данного Федерального закона Приказом от 17 ноября 2009 N 906н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (с 08.01.2013 г. действует новый Приказ №310н о деятельности учреждений МСЭ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно пунктам 42-45 данных Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
На основании пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.
Анализ судебной практики показывает, что основания обращения инвалидов в суд многообразны. Это связано как с наличием у них большого объема субъективных прав, так и с зависимостью их правового статуса от причины и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности и т.д.
Гражданами, обращающимися в суд, заявляются требования о незаконности принятых в отношении них комиссиями бюро медико-социальной экспертизы решений относительно: установления той или иной группы инвалидности, отказа в признании лица инвалидом, причины инвалидности, срока, на который установлена инвалидность, размера процентов степени утраты профессиональной трудоспособности.
Дела рассматриваются судами как в порядке искового производства, так и по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в том порядке, который был избран гражданином при обращении в суд. При разрешении заявленных требований граждан суды проверяют:
1. соблюдение порядка и процедуры принятия решений комиссиями МСЭ,
2. компетенцию комиссии,
3. а также соответствие принятого решения действующему законодательству.
Суды руководствуются нормами ст. 254 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ, являющимися общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенными в п. 5 постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. N 906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Во исполнение ст. 7 Федерального закона N 181-ФЗ приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.07.2011г. N 21444, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который определяет административные процедуры исполнения государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы.
Как правило, при разрешении дела по существу суды назначают судебные комиссионные медико-социальные экспертизы.
В основном указанные экспертизы назначаются судами в главные бюро медико-социальной экспертизы одного из соседних регионов и были проведены без оплаты, так как оказание платных услуг не предусмотрено Уставами бюро.
Проведение экспертизы в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» в г.Москве является платным,
и при назначении медико-социальной экспертизы в этом Бюро расходы по её проведению судами отнесятся за счет средств федерального бюджета.
Важно!
Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.
Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя.
При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.
Обжалование решения бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) возможно в двух формах:
в административном порядке в вышестоящее учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) и
в судебном порядке в суд общей юрисдикции по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы.
При этом административный порядок обжалования инвалидом решений бюро медико-социальной экспертизы не является обязательным. Гражданин вправе выбрать, с чего начать - либо сначала подать жалобу в вышестоящее бюро медико-социальной экспертизы, либо сразу обратиться в суд.
Если при выборе первого варианта вышестоящее бюро МСЭ откажет в удовлетворении жалобы, инвалид вправе обжаловать отказ в судебном порядке.
Судебное решение, вступившее в законную силу, ставит окончательную точку в споре, после этого административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы уже не допускается.
Административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы
Административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы предполагает пересмотр решения, вынесенного бюро медико-социальной экспертизы, вышестоящим бюро МСЭ.
Решения районных и городских бюро МСЭ обжалуются в главное бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, решения главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Срок подачи жалобы на решение районного или городского бюро медико-социальной экспертизы составляет 1 месяц с даты вынесения решения.
Жалоба на решение бюро медико-социальной экспертизы должна содержать следующие сведения:
наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, чье решение обжалуется;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина-заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
сведения об обжалуемом решении бюро МСЭ;
доводы, на основании которых получатель государственной услуги не согласен с решением бюро МСЭ.
Если жалоба подается через представителя гражданина, то дополнительно должен быть предоставлен документ, подтверждающий полномочия представителя (оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность либо документ, подтверждающий право действовать от имени представляемого в силу закона - свидетельство о рождении для несовершеннолетних, удостоверение опекуна и т. п.).
Жалоба на решение медико-социальной экспертизы подается либо в бюро МСЭ, которое проводило медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в главное бюро МСЭ.
В первом случае бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления должно направить его со всеми имеющимися документами в главное бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления гражданина главное бюро МСЭ проводит его медико-социальную экспертизу.
Оснований для приостановления рассмотрения жалобы на решения бюро медико-социальной экспертизы законом не предусмотрено.
При рассмотрении жалобы на решение бюро медико-социальной экспертизы заявитель имеет право:
предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;
обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке, в соответствии с законодательством РФ;
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
На основании полученных результатов медико-социальной экспертизы выносится соответствующее решение:
либо удовлетворить жалобу и отменить принятое нижестоящим бюро МСЭ решение,
либо отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе ранее принятое решение.
Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение бюро МСЭ. Ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть направлен заявителю в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны следующие сведения:
наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, рассмотревшего жалобу и принявшего решение по жалобе;
номер, дата, место принятия решения, которое обжалуется;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений;
сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение бюро МСЭ обязано выдать заявителю все требуемые при установлении инвалидности документы не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ.
В свою очередь решение главного бюро МСЭ также может быть обжаловано в течение 1 месяца с даты его вынесения в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Письменное заявление об обжаловании может быть подано либо в главное бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро МСЭ главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ, с согласия гражданина, может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании Федеральное бюро МСЭ проводит медико-социальную экспертизу гражданина и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение Федерального бюро МСЭ может быть обжаловано в судебном порядке.
Судебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы
Порядок судебного обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ. Обжалование осуществляется в форме подачи искового заявления в районный (городской) суд по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы, чье решение обжалуется.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
наименование суда, в который подается заявление;
наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
наименование ответчика (федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы), место его нахождения;
указание на то, какие нарушения прав истца со стороны ответчика были произведены и в чем заключаются требования истца;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
Дополнительно в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца к суду.
К исковому заявлению должны быть приложены следующие документы:
копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца (если иск подается представителем);
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, с копиями этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Освобождены от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции истцы - по искам неимущественного характера, связанным с зашитой прав и законных интересов инвалидов, а также истцы - инвалиды 1 и II группы. В остальных случаях (в частности, если обжалуется решение об отказе в установлении инвалидности) размер государственной пошлины составляет 300 рублей.
Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает также возможность обращения в суд прокурора от имени гражданина, чьи социальные права нарушены. Прокурор вправе по заявлению от такого гражданина обратиться в суд с исковым заявлением в его интересах об оспаривании решения бюро медико-социальной экспертизы.
Решение, вынесенное судом по результатам рассмотрения искового заявления, вступает в законную силу в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба. В случае обжалования решение суда вступает в законную силу с момента вынесения судом апелляционной инстанции определения об оставлении решения без изменения.
В следующем материале мы познакомимся с такими понятиями как реабилитация и абилитация инвалидов.
экспертизы гражданина
20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации, или по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме, в исправительном учреждении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза гражданина, находящегося на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющего дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) приложения к настоящим Правилам, нуждающегося в первичном протезировании, проводится в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления в бюро соответствующего направления на медико-социальную экспертизу.
Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.
Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.
При решении бюро (главного бюро, Федерального бюро) о заочном освидетельствовании гражданина учитываются следующие условия:
проживание гражданина в отдаленной и (или) труднодоступной местности, или в местности со сложной транспортной инфраструктурой, или при отсутствии регулярного транспортного сообщения;
тяжелое общее состояния гражданина, препятствующее его транспортировке.
24. Медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в случаях, предусмотренных пунктами 19 и настоящих Правил.
В бюро организуется регистрация поступивших направлений на медико-социальную экспертизу и заявлений граждан о проведении медико-социальной экспертизы.
По результатам рассмотрения поступивших документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о месте проведения медико-социальной экспертизы или о ее заочном проведении, а также определяет дату проведения медико-социальной экспертизы и направляет гражданину приглашение для проведения медико-социальной экспертизы. В случае подачи гражданином заявления о проведении медико-социальной экспертизы в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" приглашение для проведения медико-социальной экспертизы направляется гражданину с использованием указанной информационной системы.
Медико-социальная экспертиза проводится с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Форма согласия гражданина на проведение медико-социальной экспертизы утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с заявленными целями.
(см. текст в предыдущей редакции)
24(1). Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:
а) установление группы инвалидности;
б) установление категории "ребенок-инвалид";
в) установление причин инвалидности;
г) установление времени наступления инвалидности;
д) установление срока инвалидности;
е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;
з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
КонсультантПлюс: примечание.
При проведении медико-социальной экспертизы в целях, указанных в пп. "и", "м", "н", направление медицинской организацией не требуется (Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 28.11.2018 N 42905/2018).
И) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
М) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
Н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).
27(1). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
(см. текст в предыдущей редакции)
29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
29(1). Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро на бумажном носителе, ему в день подачи указанного заявления выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
(см. текст в предыдущей редакции)
Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
(см. текст в предыдущей редакции)
31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
(см. текст в предыдущей редакции)
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
(см. текст в предыдущей редакции)
32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
33. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
(см. текст в предыдущей редакции)
34. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.
При необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее - товары и услуги), ребенку-инвалиду по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Злоупотребления со стороны бюро МСЭ возможны на любой стадии оформления инвалидности. Гражданину может быть отказано в присвоении группы, даже если он на протяжении прошлых лет регулярно получал инвалидность и его состояние здоровья не улучшилось. Проблема касается и несовершеннолетних детей. Она также актуальна в случае малой мобильности человека.
В чем заключается проблема?
Вопросы вызывает изменившиеся критерии подсчета баллов, исходя из которых, гражданину присваивается группа. Для полного восстановления здоровья инвалида необходимы серьезные научные подвижки, но законодательство и медицина в России подходит к этому вопросу формально. Вклад государства делается в усилении технической реабилитационной базы, но не в лечебный процесс. Снимая или снижая группу инвалидности, МСЭ часто не обосновывает, какие существенные улучшения в здоровье или социальной жизни произошли у гражданина. Перевод состояния инвалида в баллы, после подсчета которых определяется динамика улучшений, часто вызывает необъективные решения.
В форме 88-у должны быть записаны результаты всех медицинских обследований. Но процедуры обследования пациента могут затягиваться на месяцы, в это время срок действия инвалидности часто истекает, и нуждающийся человек не получает выплаты. Недостатки могут касаться разработки индивидуальной программы реабилитации. Проблема может касаться отказа подтверждения трудоспособности гражданина. Для этого может потребоваться дополнительная экспертиза.
Оспаривание возможно в течение 10 дней после освидетельствования. Освидетельствование на группу инвалидности можно пройти повторно. Установление инвалидности не являются формой прошения. Отказ обосновывается тем, что болезнь недостаточно ясно себя проявляет. Специалисты учитывают степень запущенности заболевания и часто подходят к освидетельствованию пациента формально.
В стране плохо решаются вопросы, связанные с профессиональной патологией.
Что делать, чтобы оспорить группу инвалидности?
Необходимо обратиться в Главное бюро МСЭ субъекта РФ, если группа подлежит снятию или снижению по сомнительным основаниям. Возможно проведение дополнительных исследований, с помощью точных методов выяснить нарушения функций. Если права ребенка нарушаются на региональном уровне, то можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка, прокуратуру.
Отказ в инвалидности возможен и в случае, если болезнь включена в реестр заболеваний, по которым может быть присвоена группа.
В РФ существует трехуровневая система медико-социальной экспертизы. Первичная экспертиза проходит по месту жительства инвалида. У гражданина есть возможность обжаловать решение о присвоении группы или об отказе в группы в Главном бюро МСЭ по субъекту РФ. Решение главного бюро можно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ в Москве.
Жалобу можно подавать на медиков, которые некорректно описывают симптомы пациента, что в будущем может затруднить получение инвалидности. В МСЭ часто принимают документы только из поликлиники, но не из стационара, что становится причиной должностных злоупотреблений со стороны медиков.
Административный и судебный способ обжалования
Жалобу необходимо формулировать таким образом, чтобы из ее содержания стало понятно, в чем заключаются нарушения со стороны работников МСЭ. Необоснованность снижения группы нужно подтверждать конкретными медицинскими справками.
Единой формы обжалования решения МСЭ не предусмотрено. Заявитель вправе изложить свои претензии в свободной форме. Заявление, согласно ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента принятия. К заявлению нужно приложить копии всех документов, на основании которых проводилось установление группы инвалидности.
Если административный порядок обжалования не имеет успеха и специалисты МСЭ настаивают на обоснованности начисленной группы, то гражданину или его представителю необходимо обращаться в районный суд с административным исковым заявлением.
Его форма и порядок подачи обозначены в ст. 12-127 КАС РФ. В исковом заявлении нужно обозначить:
- наименование истца – его Ф.И.О., адрес регистрации или место пребывания, контактные данные – номер мобильного телефона, адрес электронной почты;
- наименование ответчика – ФБ МСЭ на местном, региональном или федеральном уровне – в зависимости от того, на каком уровне обращения административный истец решил оспаривать решение комиссии;
- информация о законном представителе истца, если дело в суде будет вести не сам заявитель;
- сведения о наличии у представителя истца высшего юридического образования, если гражданин не собирается вести дело в суде самостоятельно.
Возможно участие в процессе третьих лиц, например, врачей, которые проводили освидетельствование инвалида и посчитали, что его состояние улучшилось. Сведения о таких гражданах должны быть указаны в заявлении. Также в административном иске можно обозначить ходатайства – об истребовании отдельных документов, проведении дополнительной экспертизы состояния здоровья истца, и т.д.
В описательной части искового заявления необходимо точно указать результаты освидетельствования больного и принятого МСЭ решений. Важно обозначить все нюансы состояния здоровья инвалида, акцентировать внимание на существенном расстройстве здоровья, ограничении подвижности человека, функциональности отдельных органов. Сделать это лучше под контролем опытного медицинского юриста, который хорошо разбирается в терминологии и сможет отразить в иске все особенности состояния здоровья человека.
В просительной части иска нужно точно сформулировать требования к ФБ МСЭ. Это может быть:
- восстановление прежней группы инвалидности;
- проведение дополнительной реабилитации, в том числе требования о предоставлении положенных лекарств, протезов и других специальных средств реабилитации пациентов;
Исковое заявление должно быть датировано и подписано заявителем и его законным представителем.
Интересы МСЭ представляет их компетентный сотрудник, который будет зачитывать состояние здоровья инвалида исходя из материалов его освидетельствования, которые хранятся в бюро медико-социальной экспертизы.
На стадии рассмотрения дела можно заявить ходатайство о проведении независимой экспертизы состояния здоровья пациента, в том числе в клинике МСЭ, которая находится в ведомстве Министерства труда и социальной защиты. Результаты решения суда зависят от доказанности тех доводов, на которые ссылается административный истец. Если решение состоялось в пользу инвалида, то надо быть готовым к тому, что МСЭ будет подавать апелляцию.
Для оспаривания группы инвалидности, таким образом, необходимо:
- Обратиться с жалобой в МСЭ в течение 10 дней после присвоении группы.
- Получить ответ, и, если он не устраивает пациента, то обращаться в региональное бюро МСЭ и ведомство на федеральном уровне. Специалисты могут назначить дополнительное обследование и освидетельствование инвалида, в том числе в стационарных условиях.
- Если решение комиссии осталось неизменным, то необходимо готовить административный иск в суд, собрать все ответы от МСЭ, медицинские документы, которые есть на руках у административного истца.
Судебная практика по таким делам неоднозначна. Обычно суды становятся на сторону МСЭ и редко изменяют её решение.
Но бороться стоит всегда, особенно если есть явные основания полагать, что группа была занижена необоснованно. В сложной ситуации рекомендовано обращаться за поддержкой к опытному специалисту в области медицинского права.