Массаж речевых зон у детей. Массаж языка ребенку
Каждая мама с замиранием сердца гадает, каким будет первое слово ее ребенка. Повода переживать нет, пока малыш говорит лишь «агу». Впоследствии, когда взрослеющая личность начнет постигать речевые навыки, нередко возникают различные дефекты, ведь развитие каждого ребенка строго индивидуальное. Как раз в этот момент маленькому исследователю нужно помочь преодолеть задержку и прочие неприятности путем своевременной коррекции. Последний десяток лет специалисты успешно применяют так называемый логопедический массаж языка – метод эффективно справляется с артикуляционными и речевыми расстройствами у детей. Как разрабатывать проблемные зоны языка и улучшить артикуляцию самостоятельно, поговорим в статье.
Наука лечения человека разминанием особых точек его тела насчитывает не одну тысячу лет. Еще древние лекари поняли, что с помощью массажа можно победить многие серьезные заболевания. На этом же эмпирическом знании и основывается логопедический массаж для детей. Врач определенным образом воздействует на такие важные центры человеческого тела, как язык, губы, мочки ушей, щеки и руки.
Такой массаж показан деткам, у которых были обнаружены различные врожденные и приобретенные речевые нарушения:
- частичная утрата или несущественное нарушение голоса;
- разные речевые патологии;
- состояние чрезмерного напряжения, охватывающее мышцы лица;
- непроизвольное слюнотечение;
- дизартрия;
- детский церебральный паралич;
- нарушения в развитии мышц, отвечающих за артикуляцию;
- все разновидности заикания;
- патологическое напряжение лицевых мышц, вызывающее трудности в произношении.
Речевые дефекты у ребенка требуют обязательной и своевременной коррекции. Устранение этой проблемы – продолжительный и тяжелый труд, но руки опускать нельзя. В будущем плохое произношение станет нерушимым препятствием для различных видов деятельности, которые, возможно, захочет освоить ребенок. Массаж – самый действенный способ исправления «хромающей» артикуляции.
Какие нарушения устраняет логопедический артикуляционный массаж
Массаж для детей с проблемами речи представлен различными методиками и приемами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Круазе, Приходько. Все авторы методик путем многолетней практики добились положительных результатов. С помощью логопедического артикуляционного массажа достигаются следующие важные цели:
- Нормализация тонуса и моторики речеобразующего аппарата.
- Увеличение продолжительности и силы выдоха.
- Развитие и усовершенствование мелкой моторики рук.
- Тренировка ритмичности движений руками и дыхания.
- Выработка дифференцированных движений зрительного аппарата.
- Стимуляция кинетических движений.
- Улучшение эмоциональной реакции.
- Стимуляция развития манипуляций рук с предметами.
- Уменьшение выраженности заикания.
- Снижение проявления дизартрии.
Эффективные виды логопедического массажа для детей
Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.
Логопедический массаж по Новиковой
Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.
Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.
Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.
Зондовый массаж выполняют курсами, в среднем от 12 до 20 дней. Оптимальная продолжительность лечения составляет 15 сеансов, повторять курсы нужно с интервалом в 1,5 месяца.
Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.
Логопедический массаж ложками
Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.
Такой массаж примечателен следующими достоинствами:
- качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
- способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
- нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
- развивает мелкую моторику;
- совершенствует пространственную ориентацию.
По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:
- Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
- Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
- Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
- Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
- Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
- При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
- Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
- Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
- При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
- Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
- Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
- При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
- Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.
Логопедический массаж по Дьяковой
Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).
Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:
Противопоказания для логопедического массажа
Массаж не делают в случае, если у пациента диагностировали следующие заболевания:
- простуда;
- герпес на губах или лице;
- воспаление слизистой оболочки глаз (например, конъюнктивит);
- воспалительная реакция в пределах полости рта;
- ОРВИ, ОРЗ;
- травма языка;
- увеличенные лимфатические узлы;
- повышенное ВЧД;
- грибковое поражение кожи;
- туберкулез в активной форме;
- онкологическое заболевание;
- эпилептические припадки;
- болезни, связанные с капиллярами;
- гематомы на участках лица и тела, которые нужно массировать.
Логопедический массаж, как и любой другой его вид, можно делать спустя 10 дней после выздоровления ребенка, если он был болен.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях
Дизартрия – нарушение речи неврологического характера, которое чаще всего встречается среди детей. Развивается в ответ на патологии внутриутробного развития плода или перенесенные ребенком заболевания, влияющие на становление ЦНС. Заболевание негативно отражается на фонетике, темпе, мелодичности и четкости произношения ребенка.
Лечение дизартрии базируется на выполнении разнообразных логопедических, дыхательных, физических и лечебных упражнений. Конечно, наибольшего эффекта от занятий можно ожидать, когда логопедический массаж выполняет квалифицированный логопед. В то же время есть множество причин, по которым посещать систематические занятия со специалистом не всегда возможно или удобно, поэтому определенными приемами логопедического массажа мама или другие члены семьи ребенка могут пользоваться самостоятельно.
В борьбе за здоровье ребенка родители должны быть с врачами заодно. Выполнение логопедического массажа при дизартрии в домашних условиях во многом увеличивает шансы маленького пациента на выздоровление.
Предлагаем вам ознакомиться с описанием основных упражнений, освоить которые сможет любая мама.
Простой массаж для рук
О тесном переплетении мелкой моторики рук и речевых навыков медики заявили еще в XIV веке. Движения пальцев рук напрямую связаны с работой головного мозга. К тому же каждый пальчик является ответственным за определенный орган:
- большой палец отвечает за головной мозг;
- указательный связан с деятельностью желудка;
- средний палец влияет на работу кишечника и позвоночник;
- безымянный работает за печень;
- мизинец помогает сердцу.
Начнем с логопедической гимнастики и массажа пальцев, которые запоминаются и осваиваются с первого раза. Вы, как мама, можете не волноваться: такие действия совершенно безвредны для ребенка. Логопедический массаж практикуют даже на детках нескольких дней отроду. Перед занятиями обратите внимание на свои руки – ради здоровья ребенка придется пожертвовать длинным маникюром. Непосредственно перед проведением массажа руки моют с мылом и обрабатывают дезинфицирующим средством Стериллиум, после чего растирают в ладонях несколько капель детского масла. Начинаем разминать кисти ребенка:
- Помассируйте мизинец от ноготка до самого основания. Хорошо проработайте каждую фалангу. Можно одновременно массировать мизинцы на обеих руках.
- Слегка надавите на подушечку каждого пальца от 3 до 10 раз. Силу нажима с каждым разом немного увеличивайте.
- Погладьте ладошку указательным пальцем по часовой стрелке. Упражнение похоже на игру «сорока-белобока».
- Продолжайте совершать круговые движения, но палец ведите по спирали – от края ладони к ее центру.
- Возьмите кольцевой массажер и наденьте его на все пальчики поочередно. Начните с мизинца.
- Для этого упражнения понадобится маленький мячик с «пупырышками». Прижмите его к ладошке и перекатывайте от запястья к кончикам пальцев.
Как делать логопедический массаж языка
Регулярное выполнение точечного и кругового массажа языка стимулирует развитие артикуляционного аппарата. Нуждается ли в таком массаже ребенок, нужно выяснить у логопеда. К тому же только специалист сможет провести родителям мастер-класс, чтобы они смогли грамотно выполнять эти упражнения дома. Логопедический массаж языка в домашних условиях удобно проводить при помощи зубной электрической щетки. Для этой же цели прекрасно подойдет набор детских зубных щеток Сanpol babies.
Массаж языка базируется на чередовании круговых и точечных движений, каждое упражнение повторяют от 3 до 10 раз. А вот и сами упражнения:
- Сделайте точечную разминку языка: «прогуляйтесь» щеткой по левому краю, спуститесь на кончик, поднимитесь вверх по правому краю. Образно говоря, напишите английскую «U».
- Повторите упражнение, совершая щеткой круговые движения.
- Зигзагом проведите зубную щетку от основания языка к самому кончику, чередуя при этом точечные и круговые движения.
- Точечно обработайте щеткой левый край языка, затем перейдите на круговые движения. Точно так же помассируйте правый край.
- Пройдитесь щетинкой щетки по всей поверхности языка, выполняя поколачивающие движения. Сделайте то же упражнение тыльной стороной щетки.
- Проведите щеткой по центру языка, от основания до кончика, двигая инструмент по спирали.
Как делать логопедический массаж губ
Чтобы губы ребенка стали более упругими и подвижными, выполняйте такую гимнастику:
- Прижмите подушечки указательных пальцев к крыльям носа малыша. Ведите пальцы вниз по носогубным складкам так, будто энергично поглаживаете их. Повторите до 10 раз.
- Положите кончики указательных пальцев на ложбинку верхней губы, а затем растирающим движением несколько раз опустите пальцы в уголки губ.
- Такое же упражнение сделайте и для нижней губы. Повторяйте оба упражнения до 8 – 10 раз.
- Большим и указательным пальцем слегка пощипывайте верхнюю и нижнюю губу по очереди. Ведите пальцы от одного уголка к другому 8 – 10 раз.
- Постукивайте коником указательного пальца по участку над верхней, а потом под нижней губой, совершая при этом круг в направлении часовой стрелки. Упражнение требует активности и постоянного увеличения силы движений.
- При помощи пальцев сделайте «гармошку» сначала из верхней, а потом из нижней губы. Сделайте 8 – 10 раз.
Технику выполнения всех упражнений родителям лучше всего «подсмотреть» у профессионального логопеда. Отсутствие навыков такого рода может негативно сказаться на состоянии нежного артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж лица ложками
Массаж выполняют двумя ложками и еще пару ложек кладут рядом на всякий случай – вдруг рабочий экземпляр упадет на пол.
Для занятий возьмите приборы из нержавеющей стали. Обратите внимание на черенок ложки – он не должен быть перегружен выступающими украшениями, а кончик должен быть округлым и гладким.
Каждое упражнение повторяют от 6 до 8 раз:
- Помассируйте ребенку виски выпуклыми частями ложек. Двигайте черпаки по часовой стрелке.
- Легко, без нажима, погладьте выпуклостями впадины глаз: ведите ложку по надбровной дуге до внешнего уголка глаза, а затем – под глазом.
- Разотрите щеки малыша выпуклыми частями ложек, двигаясь по кругу.
- Помассируйте выпуклостями виски, выполняя ложкой движения по спирали.
- Выпуклыми частями разотрите участок между бровями по спирали.
- Погладьте боковыми частями ложек щечки по линии от подбородка к глазным впадинам.
- Кончиком черпака помассируйте носогубную область.
- Разотрите верхнюю губу кончиком ложки, выполняя несильные нажатия.
- Таким же образом проработайте нижнюю губу.
- Погладьте подбородок и скулы выступающими частями черпаков, совершая круговые движения.
Завершением всех манипуляций с лицом и языком ребенка является массаж ушных мочек. Зажмите мочку каждого ушка между большим и указательным пальцами и, выполняя круговые движения по 50 раз, разомните эти участки сначала в левом, а потом в правом направлении. После массажа обязательно похвалите ребенка за послушание и терпение. Логопедический массаж в домашних условиях должен приносить малышу только положительные эмоции.
Чтобы ребенок, имея те или иные дефекты речевого развития, научился правильно разговаривать, родителям придется немало потрудиться. Успех лечения зависит не только от опыта и мастерства специалистов, но во многом определяется регулярностью домашних занятий и целеустремленностью мам и пап.
Если же к пяти-восьми месяцам ребенок не начинает лепетать, это вовсе не означает патологию: просто все детки развиваются по-своему - кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее. Тем не менее, обратиться к педиатру все же стоит. Возможно, он порекомендует логопедический массаж.
Логопедический массаж (иначе - массаж артикуляционного аппарата) нужен для того, чтобы правильно поставить ребенку звуки в речи, развить артикуляционный аппарат. После него у детей улучшаются функции участков мозга, отвечающих за речь, повышается тонус мышц, кровеносных сосудов и нервов лица и органов речи. Подобные процедуры улучшают состояние организма и кожи лица ребенка в целом.
Как правило, его проводят детям первого года жизни и уже более взрослым ребятам - в возрасте от пяти до шести лет вкупе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой - если речь ребенка не разборчива или у него есть речевые расстройства (алалия, дизартрия, дислалия, заикание и т.д.). В первом случае, логопедический массаж возможен лишь в 9-10 месяцев. На более раннем сроке проводить его не нужно: ребенок еще не готов к внешнему воздействию на органы речи.
Логопедический массаж - это массаж лица (щеки, подбородок, носогубный треугольник) и массаж языка.
Зачастую, логопеды или педиатры сами проводят курс подобного массажа. Они используют обычный ручной, аппаратный и зондовый массажи. Однако, мама может поддерживать приобретенный положительный эффект и самостоятельно делать логопедический массаж своему малышу: есть очень простые, но действенные упражнения и приемы. Главное, проконсультироваться со специалистом, и убедиться, что у Вашего малыша нет противопоказаний.
Как дома проводить логопедический массаж
Подобный массаж нужно проводить в теплом месте, предварительно проветрив помещение. Неплохо было бы не просто вымыть руки, но и продезинфицировать их (спиртом или другим антисептиком).
Лучше проводить массаж циклами (от 10 до 20 сеансов). Делать его либо каждый день, либо через один-два дня. Повторять цикл следует после перерыва в 1-2 месяца. Длится массаж - от одной до 6 минут на первых порах, и увеличивается до 25 минут на последних сеансах. Причем, если массаж делают детям раннего возраста, то его время не должно быть более 10 минут, для младших дошкольников - не более 15 минут, а для старших дошкольников и школьников - не более 25 минут.
Прежде чем приступать к массажу, ребенок должен лечь на спину. Под шею следует положить валик, который приподнимет плечи и позволит откинуть голову назад.
Логопедический массаж начинают с массажа лица, потом переходят к губам, а далее - делают массаж языка. Все массажные движения проводят от центра к периферии. Одно из основных массажных приемов - похлопывание. Его также можно применять и для ребенка (конечно, очень и очень в легкой форме): похлопывать по губам, щекам, подбородку. Данная техника помогает привести лицевые мышцы ребенка в тонус.
Обратите внимание: нужно делать одинаковое количество движений по часовой и против часовой стрелке.
После нескольких легких движений (2-5) сила нажима, похлопывания, пощипывания должна нарастать. От этого кожа ребенка может слегка покраснеть, но не перестарайтесь. Если у малыша сухая или чувствительная кожа можно делать массаж лица с использованием масла или крема.
Во время массажа, дабы отвлечь ребенка и облегчить маме работу можно применять некоторые хитрости: петь песенки, проговаривать сказки, стихотворения. Возможен вариант произнесения скороговорок или фраз, которые вторят движениям рук (например, «Стенка, стенка» (похлопывания по щекам), «Потолок» (прикосновение ко лбу), «Две ступеньки (похлопывания пальцами по верхней губе и подбородку), «И - звонок - «Дзынь» (нажим пальцем на кончик носа ребенка).
Важно проводить логопедический массаж до еды или по прошествии полутора - двух часов после.
Обратите внимание: к логопедическому массажу есть противопоказания:
- Соматические или инфекционные заболевания в остром периоде;
- Коньюктивит;
- Заболевания кожных покровов;
- Гингивит;
- Стоматит;
- Герпес;
- Увеличенные лимфатические железы.
Логопедический массаж лица
Массаж лица можно делать как голыми руками, так и с применением шерстяной (махровой) варежки. Главное - не повредить кожу ребенка и не причинять ему боль или дискомфорт.
Можно использовать «рубящие» и скользящие движения ребром пальцев, пощипывания, поглаживание, похлопывание.
Массаж осуществляют так: сначала массируют лоб (от середины к вискам, т.е. по принципу от центра к периферии), далее переходят глазам (от внутреннего угла глаза к наружному - по верхнему веку и обратно), потом массируют брови и волосистую часть головы. Щеки нужно массировать, начиная от крыльев носа, уводя массажную линию к вискам, а от них - снова вниз. Далее переходим к массажным движениям от корня носа. Потом идем по массажным линиям от угла рта к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха. Щечки малыша можно массировать легким пощипыванием. Также нужно сделать массаж передней поверхности шеи (снизу вверх) и боковой поверхности шеи (сверху вниз). Шею можно расслабить и покачиванием головы ребенка.
Можно применять такие приемы: поглаживание щек от носа к ушам (делается сразу для двух щечек); растирание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта); массаж мышц рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы.
Для губ эффективна техника «Поцелуйчик»: мама (или папа) пальцами сводит губы ребенка в «поцелуй» и произносит звук «м-м-м». Как правило, дети повторяют за родителями этот звук. Вместе с этим упражнением можно делать поглаживания, похлопывания, пощипывания губок ребенка (по часовой стрелке и против нее, сначала верхнюю, потом нижнюю губу). Рекомендуется также растирать губу от середины к уголкам рта.
Логопедический массаж языка и ротовых мышц
Массаж языка и ротовой полости ребенка можно делать массажной (или чистой зубной) щеткой или же пальцем, предварительно обернув его бинтом.
Упражнение № 1 (массаж языка) . Поместив палец или щетку в рот ребенка, делают массажные движения спереди-назад до корня языка (следите, чтобы палец или щетка не входили слишком глубоко) и справа-налево. Вариацией этой техники являются движения с вибрацией и похлопыванием. Не запрещены и вращательные движения. Массаж языка заканчивают так: закрыв ребенку рот, пальцем помочь ему удержать рот в закрытом положении и сглотнуть.
Упражнение № 2 . Вибрирующими движениями надавливать на область подчелюстной ямки, область под нижней челюстью и под углами челюсти (по 15 секунд).
Упражнение № 3 . Пальцем нужно поднять кончик языка так, чтобы он касался бугорков за верхними зубами. В это время следует произносить «Да-да-да», «Та-та-та» в надежде, что ребенок повторит звуки.
Упражнение № 4 . Массировать изнутри мышцы щек.
Упражнение № 5 (массаж десен) . Десны массируют пальцем по горизонтали и вертикали: сначала с одной стороны, потом с другой. Далее переходят ко второй десне. Заметим: из-за таких манипуляций у малышей начинается активное слюноотделение. Поэтому после нескольких движений нужно дать ребенку сглотнуть.
Логопедический массаж рук
Многие знают, что мелкая моторика (движения пальцами рук) напрямую связаны с активностью головного мозга и нашими внутренними органами, как следствие, - с речью человека. Большой палец отвечает за головной мозг; указательный - за желудок; средний - за кишечник и позвоночник; безымянный - за работу печени; а мизинец - за сердце.
Поэтому так важно, ежедневно или через день массировать руки ребенка: благодаря этому будет стимулироваться работа всех его органов, а если у него есть проблемы с речью - то и улучшит произношение.
Как же делать массаж рук и пальцев? Прежде чем перейти к технике массажа, оговоримся, что делать каждое движение нужно по 3-10 раз.
Начинать нужно с мизинца: массировать от ногтя и пройтись по каждому суставу.
Потом массаж продолжаем надавливанием на подушечки пальцев, постепенно увеличивая силу нажатия.
Переходим к ладошкам: пальцами массируем ее круговыми движениями, а потом массируем от края до центра по несколько раз.
Очень важно, что логопедический массаж рук не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту ребенка. Его можно начинать с самого рождения деток.
Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:
- нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
- уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
- сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.
Показания к логопедическому массажу
Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:
- расстройствах речевого развития;
- неэффективности традиционных логопедических процедур;
- ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста
Ограничением в проведении логопедического массажа служат:
- капиллярные болезни;
- тромботические заболевания сосудов;
- острая респираторная инфекция;
- чрезмерная чувствительность тканей;
- инфицированные раны;
- тонзиллит.
Логопедический массаж при дизартрии
Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.
При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено , поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.
Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.
В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению , которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.
К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.
Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.
Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.
Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:
- инфекционных заболеваниях полости рта;
- лабиальном герпесе;
- рвотном рефлексе.
Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.
Массаж при заикании
Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.
По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.
Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:
- поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
- растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
- разминание, активизирующее мышечные процессы;
- вибрация, воздействующая на тонус мышц;
- нажатие, стимулирующее обменные процессы.
Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.
Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.
Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).
Массаж при ЗРР
Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.
В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи ; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.
В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.
Техника массажа:
Зона | Движения | Кратность выполнения |
Губы | Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам Вибрация и постукивание подушечками пальцев | 5 |
Шея | Поворачивание головы слева направо, вперед и назад Аккуратное поглаживание | 6 |
Язык | Легкое поглаживание Легкая вибрация и постукивание Растягивание | 6 |
Логопедический массаж при ДЦП
При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:
- Классический
- Точечный
Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:
- воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
- стимулировать двигательную активность;
- улучшить вегетативную функцию;
- улучшить кровообращение.
Моторная алалия
С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:
- улучшение работы артикуляционного аппарата;
- снижение мышечного тонуса;
- координация движения мышц лица и языка;
- повышение чувствительности тканей;
- уменьшение саливации.
Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.
Парез
Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.
Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.
Применяют растирающие и разминающие массажные движения.
К приемам, допустимым в данном случае, относят:
- поглаживание;
- очень легкие вибрации;
- легкое трение;
- щадящее разминание.
ФФНР
Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.
Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.
Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:
- поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
- надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
- скатывание от основания к кончику языка;
- толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
- постукивание кончиком ложки.
Особенности массажа дома
При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.
К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).
Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.
Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.
Разминка перед логопедическим массажем
Целями разминки перед логопедическим массажем являются:
- создание эмоционального настроя;
- разогревание мышц перед массажем;
- подготовка речевого аппарата к массажу;
- стимулироване кровообращения;
- активация обменных процессов.
Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.
Видео с примером упражнения для развития мимики:
Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.
Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.
Виды логопедического массажа:
- классический массаж ; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
- точечный вид массажа ; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
- аппаратный массаж ; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
- зондовый тип ; проводится при помощи логопедических зондов;
- массаж ложками ; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
- массаж щеткой ; проводится при помощи частей зубной щетки.
Классический логопедический массаж
К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.
Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.
Аппаратный массаж
Целями данного массажного комплекса являются:
- устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
- нормализация тонуса мышц;
- совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.
Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.
Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.
Точечный массаж
Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.
Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.
Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.
Зондовый массаж
Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.
Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.
Массаж зубной щеткой
Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.
Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.
Массаж ложками
Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.
Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)
Результаты домашнего массажа
Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.
Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей
Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП:
Нередко у родителей наблюдается скептическое отношение к логопедическому массажу языка для детей. Достаточно сложно поверить, что если провести процедуру правильно, можно добиться невероятных результатов – малыш сможет произносить звуки правильно и составлять предложения.
Задачи логопедического массажа
При нарушениях речевого аппарата специалист обычно назначает артикуляционные и дыхательные упражнения. Если имеются более серьезные патологии, необходим логопедический массаж. Он считается нетрадиционным терапевтическим методом, но очень эффективным. Массаж приводит в норму работу речевого аппарата и увеличивает тонус языка.
Основные задачи процедуры:
- Приведение в норму дыхательного процесса при разговоре
- Снижение влияния заикания и дизартрии на качество жизни малыша
- Избавление от напряжений морального и психического характера при неверно поставленной речи
- Улучшение в произношении звуков
- Образование верной траектории движений губ и языка
- Усиление глотательного рефлекса
- Улучшение состояния голоса и голосовых связок
- Укрепление мышц, которые отвечают за извлечение звука и общее улучшение аппарата речи
Главной задачей считается избавление от речевого дефекта у ребенка. Нередко прослеживается чрезмерное количество слюны у детей – логопедический массаж помогает устранить эту проблему тоже.
Логопедический массаж — cons and pros
Процедура необходима в следующих случаях:
- Дефекты голоса или его периодическая потеря
- Неконтролируемое выделение слюны
- Дизартрия
- Речевой дефект
- Заикание и плохое произношение вследствие интенсивной напряженности мышц
- Патологии развития мышц артикуляционного аппарата
Есть ряд противопоказаний:
- Стоматит
- Увеличение лимфатических узлов
- Конъюнктивит
- Герпес в области рта
- Гингивит
- Простудные заражения и острые респираторные болезни
Патология изучается, основываясь на индивидуальных показателях. Окончательный вариант терапии подбирает исключительно специалист.
Обычно массажирует логопед. Это важно, так как есть сложные правила по очищению и подготовке к процедуре. В специализированных учреждениях для очищения применяют особый зонд. Если проблема не очень серьезная, разрешено проводить массаж языка ребенку для развития речидома. Тогда будет использоваться зубная щетка или шпатель.
Для логопедического массажа языка требуется высокая устойчивость внимания, поэтому на родителе или другом взрослом человеке, который хочет выполнять самостоятельно эту процедуру ребенку лежит большая ответственность.
Правила проведения процедуры
После проведения точной диагностики на современном оборудовании выявляются главные проблемы, которые связаны с аппаратом речи. Специалист, базируясь на анализах, определяет причину патологии, что делает терапию намного проще.
Исследованию подлежит структура мышц шеи, артикуляционные и мимические мышцы и верхняя область тела. Это помогает выявить даже небольшие особенности развития речи у ребенка.
Правила логопедического массажа для детей в домашних условиях
- Помещение важно тщательно проветрить перед процедурой;
- Для начала она длится от пяти до семи минут, после возрастает до двадцати минут. Следует помнить, что на это также влияет возрастная категория. Грудным младенцам массажировать язык не стоит больше пары минут. Дошкольникам – четверти часа, ученикам младших классов – двадцати минут. Также влияют личные особенности малыша;
- В одном курсе от десяти до двадцати процедур. В недельный промежуток делают не более трех сеансов, чтобы рецепторы языка не были раздражены;
- Если процедура вызывает у малыша боль и дискомфортные ощущения, лучше ее остановить. Сначала дети пугаются этих действий, но после пяти раз проведения массажа они меняют мнение.
Проведение массажа
Приспособления для процедуры могут быть различными. Дома массажировать можно зубной щеткой или ложками.
Если применять щетку, то она обязательно должна быть с мягкими ворсинками. Положить под язык марлю. Замену нужно будет производить с периодичностью в две минуты. Это важно из-за чрезмерного выделения слюны у малышей при процедуре.
Ребенок должен находиться в следующем положении:
- Лежа на спине. Положить под область шеи небольшую подушку или мягкий валик;
- Сидя в кресле с подголовником;
- Полусидя в коляске (маленький ребенок);
- На руках у родителей (когда процедуру проводит специалист, а малыш боится).
Движения кругообразные, надавливания не слишком интенсивные. Движения по спирали тоже могут быть, но после языковых упражнений. Также позволительна прерывистая вибрация щеткой по языку.
Насколько эффективен логопедический массаж легко заметить по поведению малыша. При его одобрении на его лице будут отображаться позитивные эмоции. Нередко процедуру делают в игровой форме, что позволит не только полезно провести время, но и развлечь ребенка.
Важно чтобы язык находился в расслабленном состоянии. Для этого нужно совершить аккуратные массажные движения в зоне подчелюстной ямки.
Поглаживания без щетки совершаются большими пальцами, надавливания слабые. Движения идут по направлению от середины к боковым частям. Никогда не следует забывать о замене марли.
Если специалист прописал выполнение процедуры, важно отнестись к этому с максимальной серьезностью – это говорит о наличии отклонений от нормы и патологий. Курс не только помогает в улучшении произношения, но и в укреплении мышц, которые помогают разговаривать любому человеку.
Примеры упражнений
Массаж можно делать по следующему алгоритму:
- Начать точечные массажные движения, проводя щеточкой по левой части языка, кончику к правой области. Вырисовывать латинскую букву U;
- Сделать еще один раз, после начать круговые движения;
- Совершить зигзагообразные движения от середины к концу языка по очереди точечно и кругами;
- Помассировать край левой области, чередуя точки и круги. Проделать упражнение справа;
- Нарисовать на языке латинскую букву V по направлению с уздечки до кончика;
- Провести две параллельные полоски слева и справа. Упражнения повторять, начиная с точек.
Перед тем как начинать логопедический массаж важно получить консультацию у врача. С маленькими детьми нужно соблюдать особую осторожность. Проводить процедуру самостоятельно можно и новорожденным, но рекомендации педиатра перед этим получить обязательно.
Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.
До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.
Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.
Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.
Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.
Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделениеСеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.
Массаж при пониженном мышечном тонусе
Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:
- рахит;
- сепсис;
- Синдром Дауна;
- ботулизм и другие недуги.
Методика при гипотонусе
Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.
Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.
Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук . Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.
Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.
Щеки
Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.
Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.
Губы
Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно . Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.
Массаж при повышенном мышечном тонусе
Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:
- гипоксия;
- краснуха;
- асфиксия;
- конфликт резус-фактора;
- родовые травмы.
Методика при гипертонусе
Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.
Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.
Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.
Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.
Щеки
Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.
Губы
Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.
Язык
Специалист делает особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.
Как делать логопедический массаж ложками
Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.
На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеансаКаждый элемент повторяется 6–8 раз.
Методика массажа ложечками:
- Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
- Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
- По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
- Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
- Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
- Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
- Растирайте носогубную область концом ложки.
- Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
- Аналогично помассируйте нижнюю губу.
- Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.
Техника логопедического массажа при дизартрии
Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции , связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший голосовой паралич.
Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.
- Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
- Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
- Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
- Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
- С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
- Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
- Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.
Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.
Логопедический массаж рук и лица
Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.
Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения
. Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.
Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.
Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.
Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.
Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.
Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.
Видео о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.
Заключение
Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.
О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.