Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Программа реабилитации инвалидов: учреждение, разработка и особенности Карта индивидуальная программа реабилитации
ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.
Как стать участником программы реабилитации инвалидов
Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.
Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация» появится понятие «абилитация». А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.
Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .
Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:
- проводят диагностику;
- оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
- определяют реабилитационный прогноз для инвалида.
ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.
Не знаете свои права?
Что включает в себя ИПР инвалида
Скачать форму программы |
Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).
Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.
Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
- в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
- в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
- в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
- в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
- в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.
Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха
Компенсация реабилитационных средств и услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.
Последствия отказа от ИПР для инвалида
Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.
Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.
ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.
Приложение N 2 . Форма индивидуальной программы
реабилитации или абилитации инвалида,
выдаваемой федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы
Приложение N 2
к приказу
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 июня 2017 года N 486н
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида , выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
ИПРА инвалида N ___. ___. ____/_____. ____
N _____ от «___»______ 20__ г.
Общие данные
2. Дата рождения: день _________ месяц ___________ год __________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Возраст: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Пол: 4.1. | мужской 4.2. | женский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Гражданство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. | гражданин Российской | 5.2. | гражданин иностранного | 5.3. | лицо без гражданства, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. государство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. индекс: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.4. район: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.5. населенный пункт: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.6. улица: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.7. дом/корпус/строение: ____________/________________/________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.8. квартира: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.9. этаж проживания: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. ОГРН медицинской организации, направившей инвалида на медико-социальную экспертизу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.1. государство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.2. индекс: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.4. район: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.5. населенный пункт: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.6. улица: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.7. дом/корпус/строение: | / | / | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.8. квартира: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Контактная информация: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.1. контактные телефоны: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Документ, удостоверяющий личность инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | кем выдан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
когда выдан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного (уполномоченного) представителя инвалида: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.1. документ, удостоверяющий полномочия законного (уполномоченного) представителя инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кем выдан | когда выдан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.2. документ, удостоверяющий личность законного (уполномоченного) представителя инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кем выдан | когда выдан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя инвалида: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.1. стаж работы: | лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.4. не работает: | лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
есть | нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
да | нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Инвалидность: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.1. | первая группа | 18.2. | вторая группа | 18.3. | третья группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.2. причина инвалидности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.3. дата установления группы инвалидности: день | месяц | год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.4. группа инвалидности установлена впервые, повторно (нужное отметить), на срок до: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись «бессрочно») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к передвижению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к ориентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к общению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к обучению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
|||
Медицинская реабилитация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Реконструктивная хирургия | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Санаторно-курортное лечение | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
________________
, утвержденной изменениями , внесенными
Мероприятия по общему и профессиональному образованию
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по общему и профессиональному образованию | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении |
||
Профессиональная ориентация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Содействие в трудоустройстве | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Дата информирования: «_____» _____________ 20__ г.
Информация о согласии инвалида на обращение к нему органов службы занятости в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места (при очном освидетельствовании)
(указывается в выписке из ИПРА инвалида, направляемой в органы службы занятости в целях подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности)
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека (умеренные, выраженные, значительно выраженные) |
|
Нарушение функции зрения | |
Нарушение функции слуха | |
Нарушение интеллекта | |
по зрению: | ||||||
по слуху: | ||||||
с прочими нарушениями: | ||||||
не нуждается | ||||||
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Социально-бытовая адаптация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
(заполняется в отношении инвалида, помещенного под надзор в организацию социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания)
- Для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения:
- Для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств:
Виды, формы и объемы | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Информирование и | ||||
Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий | Примечание | ||
Сопровождение инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения TCP за счет средств федерального бюджета, и обратно | |||||
нуждается | |||||
не нуждается |
________________
В данном разделе указывается номер ИПРА инвалида, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации.
TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению реабилитационными или абилитационными мероприятиями, TCP и услугами по реабилитации или абилитации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду.
TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению TCP и услугами по реабилитации или абилитации, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.
Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами (нужное отметить)
- Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски:
- Помощь инвалиду по зрению — слабовидящему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
- Помощь инвалиду по слуху — глухому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
- Предоставление инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика, включая обеспечение его допуска (при необходимости):
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично), достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (полностью, частично); восстановление (формирование) способности осуществлять самообслуживание (полностью, частично), самостоятельно передвигаться; (полностью, частично), ориентироваться (полностью, частично), общаться (полностью, частично), контролировать свое поведение (полностью, частично), обучаться (полностью, частично), заниматься трудовой деятельностью (полностью, частично)
Примечания:
- ИПРА инвалида присваивается регистрационный номер, в котором указывается порядковый номер ИПРА инвалида, номер бюро или экспертного состава (при указании экспертного состава указывается буквенный индекс «ЭС»), код субъекта Российской Федерации и через дробь текущий год. (Например: 12.2.05/2015, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — код Республики Дагестан, 2015 — год составления ИПРА; 136.13.ЭС.77/2015, то есть 136 — порядковый номер, 13 — номер экспертного состава, 77 — код г.Москвы, 2015 — год составления ИПРА инвалида). При разработке ИПРА инвалида часть данных отмечается условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы ИПРА инвалида допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.
- В случае внесения дополнений и изменений в ИПРА инвалида в течение одного года с момента ее утверждения новая ИПРА инвалида учитывается под прежним регистрационным номером с добавлением порядкового номера через дробь. (Например: 12.2.05/2015/2, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — Республика Дагестан, 2015 — год составления ИПРА инвалида, 2 — кратность разработки ИПРА инвалида в году).
- В разделе «1. Общие данные» формы ИПРА инвалида указываются общие данные о инвалиде в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
- В графы «Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по реабилитации или абилитации» (медицинской, общему и профессиональному образованию, профессиональной, социальной), «Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации» заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
Приложение N 3 . Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
Приложение N 3
к приказу
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 июня 2017 года N 486н
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
ИПРА ребенка-инвалида N ___.___.___/_____._____
к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
N ______ от «___» _________ 20__ г.
Общие данные
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Дата рождения: день _________ месяц ___________ год__________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Возраст: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Пол: 4.1. | мужской 4.2. | женский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Гражданство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. | гражданин Российской | 5.2. | гражданин иностранного | 5.3. | лицо без гражданства, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федерации | государства, находящийся на территории Российской Федерации | находящееся на территории Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, место нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (нужное отметить): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. государство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. индекс: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. субъект Российской Федерации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.4. район: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.5. населенный пункт: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.6. улица: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.7. дом/корпус/строение: ____________ / ________________ / ________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.8. квартира: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.9. этаж проживания: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Лицо без определенного места жительства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Наименование и адрес медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. ОГРН медицинской организации, направившей ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Место постоянной регистрации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.1. государство: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.2. индекс: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.3. субъект Российской Федерации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(не указывается в случае проживания за пределами территории Российской Федерации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.4. район: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.5. населенный пункт: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.6. улица: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.7. дом/корпус/строение: | / | / | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.8. квартира: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Лицо без постоянной регистрации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Контактная информация: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.1. контактные телефоны: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.2. адрес электронной почты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Страховой номер индивидуального лицевого счета: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Документ, удостоверяющий личность ребенка-инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | кем выдан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
когда выдан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Фамилия, имя, отчество (при наличии) законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(заполняется при наличии законного (уполномоченного) представителя) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.1. документ, удостоверяющий полномочия законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кем выдан | когда выдан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.2. документ, удостоверяющий личность законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида (указать наименование документа): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серия | N | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кем выдан | когда выдан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.3. страховой номер индивидуального лицевого счета законного (уполномоченного) представителя ребенка-инвалида: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Основная профессия (специальность): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.1. стаж работы: | лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.2. квалификация (класс, разряд, категория, звание): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.3. выполняемая работа на момент проведения медико-социальной экспертизы (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.4. не работает: | лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.5. трудовая направленность: | есть | нет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.6. состоит на учете в службе занятости: | да | нет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Инвалидность: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.1. дата установления категории «ребенок-инвалид»: день | месяц | год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.2. категория «ребенок-инвалид» установлена впервые, повторно (нужное отметить), на срок до: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Реабилитационный или абилитационный потенциал (нужное отметить): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
высокий, удовлетворительный, низкий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Реабилитационный или абилитационный прогноз (нужное отметить): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный (неясный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Показания для проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности | Степень ограничения (1, 2, 3) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к самообслуживанию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к передвижению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к ориентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к общению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к обучению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к трудовой деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к контролю за своим поведением |
22. ИПРА ребенка-инвалида разработана впервые, повторно (нужное отметить) на срок до: |
(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись » до достижения возраста 18 лет «) |
23. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывалась при очном, заочном проведении медико-социальной экспертизы (нужное отметить). |
24. Дата вынесения решений по ИПРА ребенка-инвалида: «_____» _____________ 20___ г. |
25. Дата выдачи ИПРА ребенка-инвалида: «_____» _____________ 20___ г. |
Мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Медицинская реабилитация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Реконструктивная хирургия | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Протезирование и ортезирование | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Санаторно-курортное лечение | ||||
(предоставляется в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
________________
Заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации выносится на основании рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в пункте 34 формы N 088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» , утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9089), с изменениями , внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 853н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2009 г., регистрационный N 15324).
Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
________________
Заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации вносится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, выданного в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по психолого- педагогической реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Рекомендации по условиям организации обучения | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Профессиональная ориентация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Содействие в трудоустройстве | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
О возможности трудоустройства путем постановки на учет в органах занятости проинформирован
Дата информирования: «______» ______________ 20__ г.
Заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами
(указывается в выписке из ИПРА ребенка-инвалида, направляемой в органы службы занятости в целях подбора рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности детей-инвалидов с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности)
Основные виды стойких нарушений функций организма человека | Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека (умеренные, выраженные, значительно выраженные) |
Нарушение функции зрения | |
Нарушение функции слуха | |
Нарушение одновременно функций зрения и слуха | |
Нарушение функции верхних конечностей | |
Нарушение функции нижних конечностей | |
Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски | |
Нарушение интеллекта | |
Нарушение языковых и речевых функций | |
Нарушение функции сердечно-сосудистой системы | |
Нарушение функции дыхательной системы | |
Нарушение функции пищеварительной системы | |
Нарушения функций эндокринной системы и метаболизма | |
Нарушения функций системы крови и иммунной системы | |
Нарушение мочевыделительной функции | |
Нарушения функций кожи и связанных с ней систем | |
Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством |
по зрению: | ||||||
по слуху: | ||||||
с одновременным нарушением функции зрения и слуха: | ||||||
с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающегося с | ||||||
использованием кресла-коляски: | ||||||
с прочими нарушениями: | ||||||
не нуждается | ||||||
- Социально-психологическая адаптация:
Мероприятия по социальной реабилитации или абилитации
Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по социальной реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Социально-средовая реабилитация или абилитация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Социально-психологическая реабилитация или абилитация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Социокультурная реабилитация или абилитация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Социально-бытовая адаптация | ||||
Нуждается | ||||
Не нуждается | ||||
Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (нужное отметить)
(заполняется в отношении ребенка-инвалида, помещенного под надзор в организацию социального обслуживания и получающего услуги в стационарной форме социального обслуживания, являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, по достижении им возраста 18 лет)
- Для детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения:
- Для детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом
Виды, формы и объемы рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий |
||
Информирование и | ||||
консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта |
Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий | Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий | Примечание | |||
Сопровождение ребенка-инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения TCP за счет средств федерального бюджета, и обратно | ||||||
нуждается | ||||||
не нуждается | ||||||
________________
В данном разделе указывается номер ИПРА ребенка-инвалида, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации.
TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку- инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению реабилитационными или абилитационными мероприятиями, TCP и услугами, по реабилитации или абилитации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду.
TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
________________
В данном разделе указываются рекомендации по обеспечению TCP и услугами по реабилитации или абилитации, в оплате которых принимают участие сам ребенок-инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.
Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения ребенком-инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)
________________
Таблица заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида.
Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала | Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала | Исполнитель, осуществляющий компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов |
Виды помощи, в которых нуждается ребенок-инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами (нужное отметить)
- Помощь ребенку-инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски:
- Помощь ребенку-инвалиду по зрению — слабовидящему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
- Обеспечение допуска на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по установленной форме:
- Помощь ребенку-инвалиду по слуху — глухому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур:
- Предоставление ребенку-инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика, включая обеспечение его допуска (при необходимости):
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично), достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (полностью, частично); восстановление (формирование) способности осуществлять самообслуживание (полностью, частично), самостоятельно передвигаться: (полностью, частично), ориентироваться (полностью, частично), общаться (полностью, частично), контролировать свое поведение (полностью, частично), обучаться (полностью, частично), заниматься трудовой деятельностью (полностью, частично)
Примечания:
- ИПРА ребенка-инвалида присваивается регистрационный номер, в котором указывается порядковый номер ИПРА ребенка-инвалида, номер бюро или экспертного состава (при указании экспертного состава указывается буквенный индекс «ЭС»), код субъекта Российской Федерации и через дробь текущий год. (Например: 12.2.05/2015, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — код Республики Дагестан, 2015 — год составления ИПРА; 136.13.ЭС.77/2015, то есть 136 — порядковый номер, 13 — номер экспертного состава, 77 — код г.Москвы, 2015 — год составления ИПРА). При разработке ИПРА ребенка-инвалида часть данных отмечается условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы ИПРА ребенка-инвалида допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.
- В случае внесения дополнений и изменений в ИПРА ребенка-инвалида в течение одного года с момента ее утверждения новая ИПРА ребенка-инвалида учитывается под прежним регистрационным номером с добавлением порядкового номера через дробь. (Например: 12.2.05/2015/2, то есть 12 — порядковый номер, 2 — номер бюро, 05 — Республика Дагестан, 2015 — год составления ИПРА ребенка-инвалида, 2 — кратность разработки ИПРА ребенка-инвалида в году).
- В разделе «1. Общие данные» формы ИПРА ребенка-инвалида указываются общие данные о ребенке-инвалиде в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
- В графы «Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по реабилитации или абилитации» (медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной), «Перечень TCP и услуг по реабилитации или абилитации» заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком «X», вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
- В графах «Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий» указывается срок, в течение которого предоставляются реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги.
- В графах «Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий», «Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий» по соответствующим позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного или абилитационного мероприятия (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, в области содействия занятости населения, физической культуры и спорта; региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; сам ребенок-инвалид (его законный или уполномоченный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм).
Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.
Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).
Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.
Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.
Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.
ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.
Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.
В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).
ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.
Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.
Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.
Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.
Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.
По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.Формат карты ИПР
С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде.Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения :
1. об образовательном уровне (общем и профессиональном);
2. о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);
3. о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.
Карта ИПР включает следующие разделы:
1. медицинская реабилитация
2. социальная реабилитация
3. профессиональная реабилитация.
4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.
Медицинская реабилитация включает:
1. Восстановительную терапию.
2. Реконструктивную хирургию.
3. Протезирование и ортезирование.
4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.
5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.
В разделе “социальная реабилитация” предусмотрены:
1. информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,
2. оказание юридической помощи,
3. социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,
4. адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,
5. технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,
6. психологическая реабилитация,
7. социокультурная реабилитация,
8. реабилитация средствами физической культуры и спорта.
Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:
2. Профессиональная ориентация.
3. Профессиональное обучение (переобучение),
4. содействие в трудоустройстве,
5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:
1. получение дошкольного воспитания и обучения,
2. получение общего образования,
3. психолого-педагогическая коррекционная работа,
4. технические средства реабилитации для обучения.
Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).
Где заполнить карту ИПР?
Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно - в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они подведомственны Министерству здравоохранения и социального развития РФ.Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.
Что даёт инвалиду заполнение ИПР?
ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.
В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.
Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.
Процедура заполнения карты ИПР
В Положении о признании лица инвалидом, утверждённое Постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. № 965, сказано, что ИПР должна быть разработана в 30-дневный срок после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений.Однако сейчас на практике существует следующий порядок.
Для получения ИПР Вам необходимо обратиться к Вашему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ.
Вместе с направлением лечащего врача следует подать в бюро МСЭ в двух экземплярах заявление следующего образца.
В ФГУ бюро медико-социальной экспертизы__________ района
от________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
инвалида____группы, проживающего по адресу: __________________________________________________
(индекс и адрес без сокращений)
телефон: ______________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации.
Дата________________ Подпись _________________
Один экземпляр заявления вместе с направлением передаётся в бюро МСЭ.
Для возможности проконтролировать процесс разработки ИПР следует продублировать заявление. На втором экземпляре, остающемся у инвалида или его законного представителя, должна содержаться следующая запись:
Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ.
____________ ____________ ______________
Дата Должность Подпись
В заявлении вам целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых вы нуждаетесь для обеспечения вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую ничего невозможно вписать. В таком случае полезно написать все ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении».
К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют вам реабилитационные услуги, поскольку зачастую специалисты МСЭ не обладают полной информацией о ваших потребностях и достаточной квалификацией для определения вашего реабилитационного потенциала.
Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования.
ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.
Хотя, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 №965, органы МСЭ обязаны разработать ИПР для каждого инвалида. Однако иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей-инвалидов (или самим совершеннолетним инвалидам) подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПР. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.
Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?
Инвалид должен расписаться в каждом разделе ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития.
На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.
Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду.
Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР
Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.
Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.
Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?
Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.
Выбор исполнителя ИПР
Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган соц.защиты.Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.
Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.
1. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения.
Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.
После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.
Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.
Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.
2. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа.
Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).
На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).
При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.
3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.
Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.
Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ.
Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.
Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.
Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.
Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?
В Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” утверждается следующее: “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона. Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г.
Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР
Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования.Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.
Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:
В отделение фонда социального страхования (название города, района, области)
От _____________________, проживающего по адресу:
(указать индекс и адрес)
Заявление
На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп.
Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).
Приложения:
1. Копия карты ИПР.
2. Копии договоров об оказании услуг.
3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.
Дата
Подпись
Оригиналы всех документов остаются у вас.
Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.
Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.
Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.
С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.
Законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и реализации ИПР.
Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).
ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Кроме того, инвалид не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПР, а все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде. Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.
Также, правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:
Правовой основой реализации ИПР кроме норм Закон о социальной защите инвалидов является
Положение о признании лица инвалидом, утв. Постановлением правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965,
1. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004г. N805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы",
2. Приказ министерства Здравоохранения и социального развития РФ от от 29 ноября 2004 г. N 28 7,
3. Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1343-р, “Примерное положение о реабилитационном учреждении” (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. №21/417/515).
Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:
1. Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” (приняты Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.);
2. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (в редакции от 22 марта 1996 г.);
3. Закон РФ “Об образовании” (в редакции от 13 января 1996 года).
После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.
Механизм реализации ИПР на настоящий момент не отработан, поэтому на практике препятствия для индивидуальной реабилитации инвалида возникают на каждом шагу - от момента составления ИПР до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов.
Вопросы, связанные с реализацией ИПР, решаются как в договорном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не существует, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесённых инвалидом или его семьей расходов на реабилитацию по Москве и Московской области уже имеются.
Надо также помнить, что сейчас идет тенденция на заполнение ИПР каждому человеку с инвалидностью, но в ИПР прописываются не все те услуги и технические средства, которые нужны инвалиду, а те, которые может предоставить государство. На данный момент нам кажется, что люди с инвалидностью должны работать над тем, чтобы сломать эту тенденцию, ведь ИПР будет полезной только тогда, когда за основу при ее разработке будут взяты потребности каждого конкретного человека, а не возможности государства.
Дополнительная информация: