Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя. Инновационные воспитательные технологии.docx - Инновационные воспитательные технологии
Доклад
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
Четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
Грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии .
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модел ь совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
по подходу к ребёнку
Современные воспитательные технологии
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя
Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.
В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение, так как я сама не разработала ни одну мастерскую. Я только использую разработки из журнала «Новое образование» от ИПК и ПРО. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте . На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника, . На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер:за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы ль способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс.(можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально) . Одним из главных помощников для учителя является Интернет.Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.
Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
будет
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.
Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
- воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
- воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
- воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).
Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная ситстема образовательного учреждения.. общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе. Организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детского и взрослого населения.
Таким центром культурной жизни в поселке Хлебная база г. Поворино стал, действующий на базе МОУ Поворинская основная общеобразовательная школа, разновозрастной отряд «Надежда».
II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.
В МОУ Поворинская ООШ с 2008 года организован разновозрастной отряд «Надежда». Девиз которого – «Нести добро и радость людям!»
Педагогический коллектив школы посчитал данную инновацию весьма актуальной сегодня, так как учителя, дети и их родители учатся не только быть гуманнее по отношению друг к другу, к близким, соседям, но и активно участвуют в образовательном процессе. Согласно этому, родители имеют равные с педагогами права, а значит несут такую же ответственность за качество образования и воспитания своего ребенка.
Педагоги нашей школы считают, что создание разновозрастного отряда – это не только одна из форм гражданского и патриотического воспитания взрослых и детей, но и основа профилактики социального сиротства; способ решения проблемы свободного времени, основная форма педагогической поддержки социально незащищенных слоев населения, условие успешности детей и родителей, это и средство стать счастливым. И грамотно организованная работа отряда обеспечит результативное воспитание подрастающего поколения.
Сегодня в ОУ разработаны единые (т.е. согласованные) подходы в работе педагогического коллектива с учащихся разного возраста, утверждены педагогами и родителями миссии отряда, определены цель, задачи и содержание работы взрослых и детей, открыта Площадка досуга, на которой ведутся занятия. Коллектив школы разрабатывает систему мониторинга творческой деятельности детей.
Результат первых двух лет работы - вырос интерес к школе и к ее делам: опрос населения показал следующее – 65% считают, что педагогический коллектив стал работать интересно, 85% родителей классов заявили, что в школу ходят «без страха» и с удовольствием. Мнение детей единодушно: «сверстники на глазах добреют». Посещаемость встреч учителей и детей с родителями, населением выросла с 30% до 75%. Все это способствует качественному изменению системы образования, повышению эффективности воспитательного процесса. Дети осваивают коммуникативные навыки при работе с людьми разных возрастных и социальных групп (пенсионеры, ветераны ВОВ и труда, инвалиды), приобщаются к традициям своего народа, к нравственным ценностям, встречаются с участниками ВОВ, горячих точек, бабушками и дедушками.
Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
- целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
- определении общих и частных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития;
- гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
- выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
- коррекции детских комплексов;
- расширении воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
- Обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;
- Возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения у истории, культурным традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, созидателем культурных ценностей.
III. Цели и задачи инновации:
Основной целью инновации является создание условий для функционирования разновозрастного отряда «Надежда» как сетевой формы взаимодействия по распространению инновационного опыта.
Задачи:
- Разработать Положение о разновозрастном отряде.
- Создать пакет локальных актов по организации разновозрастного отряда..
- Апробировать данную инновацию с педагогическими коллективами Поворинского района.
- Составить план работы разновозрастного отряда на 2010/2011 учебный год.
IV. Модель функционирования ОУ
В рамках данной инновации создаются условия для открытия на базе школы разновозрастного отряда, который будет заниматься не только организацией досуга взрослых и детей в образовательном пространстве школы, но и привлечение населения, родительского актива образовательного учреждения. Сотрудничество со школами района, клубами, ДК позволит отряду обеспечить информационно-методическое сопровождение воспитательного процесса и даст возможность при помощи конференций, педагогических чтений, информационного вестника «Наша жизнь» обобщить опыт работы ОУ по созданию системы работы в разновозрастныхотрядах.
Мастер-классы, педагогическая лаборатория по конструированию мероприятий дадут возможность педагогам регулярно пополнять свои знания и совершенствовать технологию организации работы разновозрастного отряда.
Руководит работой отряда Совет школы, в состав которого входят: руководитель (пионервожатая), заместитель руководителя (председатель школьного самоуправления).
Отряд строит свою работу на основе Положения и Плана работы, согласованного с директором школы.
V. План-график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки | Документы, подтверждаю-щие выполнение работ | Ответственные |
1 этап – подгото-вительный | 1. Создание творческого коллектива |
Декабрь 2009 | Приказ |
Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР |
2. Разработка Положения о разновозрастном отряде | Декабрь 2009 | Локальный акт | Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР | |
2 этап – основной | 3. Проведение семинара по технологии организации разновозрастного отряда | Январь 2010 | Отчет | Оглезнева О.Н., пионервожатая |
4. Промежуточный мониторинг | Февраль 2010 | Отчет, приказ | Оглезнева О.Н. | |
5. Проведение педагогических чтений «Учимся быть творческими» | Февраль 2010 | Публикации | Полосминникова И.В., библиотекарь | |
6. Создание пакета локальных актов по организации отряда | Февраль – март 2010 | локальные акты | Полосминникова А.Ф., директор школы | |
7. Проведение мастер-класса | Март 2010 | Отчет о проведении | Мезенцева Е.А. | |
8. Презентация «Отряд «Надежда»» | Апрель 2010 | Публикации в СМИ | Оглезнева О.Н. | |
3 этап итоговый | 9. Подготовка материалов публикаций | Май 2010 | Статьи из опыта работы | Мезенцева Е.А. |
10. Апробация мониторинга | Май 2010 | Протокол | Полосминникова А.Ф. | |
11. Утверждения плана работы отряда на 2010 – 2011 учебный год | Июнь 2010 | Протокол заседания, приказ | Оглезнева О.Н. | |
12. Представления опыта реализации проекта | Июль – август 2010 | Отчет |
VI. План работы отряда «Надежда» на 2010 год
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
Сборы отряда: | Пионервожатая, актив отряда | ||
- «Гражданином быть обязан» | Октябрь | ||
- «Я среди людей» | Ноябрь | ||
- «Я и мое окружение» | Март | ||
- «Помоги ближнему» | Июнь | ||
Встречи с людьми разных социальных групп: | Классные руководители | ||
- участниками ВОВ | Февраль, май | ||
- работниками тыла | Март, май | ||
- участниками горячих точек (Чечня, Афганистан, Абхазия) | Февраль | ||
- инвалидами | Октябрь, декабрь | ||
Массовые мероприятия: | Классные руководители, пионервожатая, актив отряда | ||
- Сбор урожая на огороде и в саду | Август-сентябрь | ||
- Праздник Урожая (посиделки) | Сентябрь | ||
- День пожилых людей (концерт) | Октябрь | ||
- Мамин день (конференция) | Ноябрь | ||
- День инвалидов (параолимпийские состязания, помощь по дому, посещения на дому) | Декабрь | ||
- Новый год (подарки, сделанные своими руками) | Декабрь | ||
- Святки «Рождественские посиделки» (гадание, колядки, поделки-самоделки) | Январь | ||
- Соревнования по шахматам и шашкам | Февраль | ||
- «Наша дружная семья» (эстафеты) | Февраль | ||
- «Солнышко лучистое» (поздравительные открытки, концерт) | Март | ||
- Всемирный День Здоровья «Помоги себе сам» (тренинг, обучение) | Апрель | ||
- Операция «Чистая земля» (уборка территории около домов, побелка деревьев) | Апрель | ||
- День Победы (концерт, встречи с ветеранами ВОВ) | Май | ||
- Операция «Огород» (вскопка грядок, посадка овощей) | Май |
||
- Операция «Посади дерево» | Май | ||
- Поход в лес | Май | ||
- День защиты детей (концерт, конкурс рисунков и плакатов) | Июнь | ||
- «На лесной полянке» (путешествие в сказку) | Июнь | ||
- отдых на берегу реки Хопер | Июль | ||
- помощь старикам на огороде | Июнь-август | ||
- «Песенный дилижанс» (концерт на дворовой площадке) | Июль | ||
- операция «Чистая земля» | Август |
Татьяна Коноплина
Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников
Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования . Основной задачей педагогов ДОУ – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные технологии , оптимально соответствующие поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка, как личности.
«Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения воспитательных средств , она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса .» (Лихачёв Б. Т.)
Педагогическая технология – это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для детей. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра инновационных педагогических технологий . Самые важные из них : здоровье сберегающая и оздоровительная технологии , которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребёнка (ежедневные прогулки на свежем воздухе, игротренинги, самомассаж, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, правила здорового питания, обеспечение двигательной активности, релаксация и многое другое.)
Из них вытекают медико- профилактические технологии (прививки, кварцевание, авитаминизация, точечный массаж, контроль за соблюдением норм и требований СанПина, организация мониторинга здоровья, контроль за питанием, физкультурно-оздоровительные (зарядка, физкультурные занятия, прогулки, подвижные и спортивные игры) . Технология социально-психологического благополучия ребёнка включает в себя диагностику, консультации, коррекционную работу и направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического сочувствия ребёнка в процессе общения. Также в этом направлении необходима технология валеологического просвещения родителей (наглядный материал, консультации, родительские собрания, спортивные оздоровительные праздники). Широко в работе с дошкольниками используются игровые технологии , технологии ТРИЗ , которые позволяют использовать разнообразие игр (познавательные, развивающие, сюжетно- ролевые, имитационные, дидактические и т. д.) Различают игры по видам деятельности, по характеру педагогического процесса , по игровой методике, по игровой среде. Игровые технологии дают возможность повысить значимость игры, воспитывать через игровые действия, развивает мышление, творческое воображение, поисковую активность.
Гуманно-личностные технологии направлены на оказание помощи детям с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Технология сотрудничества – это равенство в отношениях педагога с ребёнком , партнёрство между ними.
Технология проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, развивает и обогащает социально- личностный опыт, мотивирует на активный осознанный поиск. Технология исследовательской деятельности формирует способность к исследовательскому типу мышления.
Использование ИКТ в работе с детьми заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, повышение квалификации педагога . Это даёт возможность педагогу оперативно сочетать разнообразие средств, способствующих глубокому усвоению материала, даёт возможность пользоваться опытом других и распространять свой опыт.
Владение воспитательными технологиями - одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога . Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя .
Литература : «Разнообразие форм воспитательной работы » Воронов В. В.
Коноплина Т. И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»
Публикации по теме:
Инновационные технологии в условиях введения ФГОС дошкольного образования Аннотация. В своей работе я продемонстрировала важные моменты современного подхода к процессу обучения детей дошкольного возраста. Дала.
Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана по крайней мере с тремя причинами: а) наличие хорошего здоровья позволяет.
Инновационные технологии в ДОУ Под педагогическими инновациями следует понимать: Нововведения в педагогическую деятельность Изменения в содержании и технологии обучения.
Инновационные технологии в области «Физическая культура» Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные.
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной.
Консультация «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе детского сада» Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят.
Инновация - это внедрённое новшество, востребованное обществом и
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или
продукции.
Воспитательная технология – это система научнообоснованных
приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между
участниками воспитательного процесса, при которых в непосредственном
контакте достигается главная цель воспитания – приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Инновационные воспитательные технологии – это системы или
долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых
воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и
позволяющие нивелировать асоциальные явления в детскоюношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие
компоненты:
диагностирование;
целеполагание;
проектирование;
конструирование;
организационно–деятельностный компонент;
контрольно – управленческий компонент.
Содержанием воспитательных технологий являются:
научнообоснованные социализированные требования;
передача социального опыта;
постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
социализированная оценка обучающегося;
организация творческого дела;
создание ситуации успеха.
Обновлением содержания воспитания являются: экономическое
образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание,
предпрофильная подготовка,
личная
профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
национальная культура,
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе
образовательных организаций:
здоровьесберегающие технологии;
личностноориентированные технологии;
шоутехнологии;
арттехнологии;
социальное проектирование;
технология КТД (автор И.П. Иванов);
кейс – технологии;
технология проведения учебных дискуссий;
тьюторство;
технология создания ситуации успеха;
создание детскородительских объединений внутри ОО;
организационнодеятельностные игры (ОДИ);
технология программирования;
модульная педагогическая технология;
экологообразовательные технологии.
В центре внимания
личностноориентированных технологий
находится уникальная целостная личность растущего человека, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей
(самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностноориентированных технологий воспитания
являются «развитие»,
«свобода»,
«самостоятельность», «творчество».
«индивидуальность»,
«личность»,
Здоровьесберегающие технологии. Это системный подход к обучению
и воспитанию, направленный на сохранение здоровья детей; создание
благоприятного психологического климата во время мероприятий; на охрану
здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Шоутехнология. Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в
привлекательной и достаточно известной для них форме. Аудитория делится
на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения.
Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах
ведения дискуссии и о необходимости уважения оппонента. В ходе токшоу
мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем
нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута,
дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Особая роль
отводится ведущему токшоу. Ведущий помогает правильно адресовать
вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех
участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в
меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно
поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить
доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего токшоу.
Арттехнологии технологии при которых воспитание и развитие
личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и
народного. Техники и приемы арттехнологии: музыкальная, театральная и
изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Социальное проектирование особый вид деятельности, результатом
которой является создание реального социального «продукта», имеющего для
участников проекта практическое значение.
Целью социального
проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным
социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в
реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем
силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования:
формирование социальноличностных компетенций,
среди которых
важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в
сообществе; совершенствование полезных социальных навыков и умений
(планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов,
анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность,
навыки командной работы.
Технология КТД (автор И.П. Иванов). Это эффективный метод
воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности,
активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Постулатами
КТД являются: коллективное творчество; единое дело и добровольное
участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и
детей; развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел: трудовые КТД (например: «Трудовой
десант»);
КВН);
художественные КТД (например концерты); спортивные КТД (например:
«Минитурслет»); экологические КТД (Синичкин день).
интеллектуальные КТД (например: «Брейнринг»,
Кейстехнология
(метод конкретных ситуаций) – технология,
основанная на использовании в воспитательном процессе специально
смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа,
выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального
решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий
персонажей, характеризующая определенный период или событие и
требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели,
достигаемые при использовании кейстехнологии: 1. Интеллектуальное
развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных
проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки
альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию
решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их
углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.
Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
- Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
- Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.
При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему
При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.
В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.