Структура педагогической деятельности в а сластенина. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика
Метапринципы гуманистического воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования:
1. принцип непрерывного общего и профессионального развития личности (чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции);
2. принцип природосообразности воспитания (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему);
3. принцип культуросообразности воспитания , который разрабатывали С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский (предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др. Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.);
4. принцип деятельностного подхода (деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития);
5. принцип личностного подхода (предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей);
6. принцип персонализации педагогического взаимодействия (требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта: чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков);
7. принцип полисубъективного (диалогического) подхода обусловлен тем, что в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности (предполагает преобразование позиций педагога и учащегося в личностно равноправные, в позиции сотрудничающих людей);
8. принцип индивидуально-творческого подхода (предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату, создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей);
9. принцип профессионально-этической взаимоответственности (требует такого уровня внутренне детерминированной активности, при котором личность не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а может сама творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя).
Частные принципы организации воспитательной работы :
1. принцип обучения и воспитания детей в коллективе (предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса);
2. принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой (предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами);
3. принцип эстетизации детской жизни , обоснованный Б.Т.Лихачевым (формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них хороший художественный вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов);
4. принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
5. принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
6. принцип опоры на положительное в человеке , на сильные стороны его личности;
7. принцип согласованности требований школы, семьи и общественности ;
8. принцип увлечения воспитанников перспективами , создания ситуаций ожидания завтрашней радости;
9. принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий .
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений «Педагогика» под редакцией Виталия Александровича Сластенина изданное в 2002 году стало для всех студентов эталоном фундаментального подхода к изучению проблемы воспитательных и образовательных процессов в современной школе.
Соавторами Сластенина стали лауреаты премии Правительства РФ в области образования Илья Федорович Исаев и Евгений Николаевич Шиянов , а рецензировали это учебное пособие доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии Образования, профессор Г.Н. Волков и доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии Образования, профессор А.В. Мудрик . Учебник в дальнейшем дополнялся новыми материалами и переиздавался.
В учебном пособии В.А. Сластенина «Педагогика» дается научное обоснование антропологическим и аксиологическим основам педагогической деятельности, подробно рассматриваются теоретические и практические аспекты педагогики как целостного процесса, даются практические рекомендации по организации деятельности, направленной на формирование базовой культуры школьников.
Также в нем дается детальная характеристика как классических, так и новейших педагогических технологий, включая планирование, конструирование и воплощение педагогического процесса, педагогическое общение и другие. Благодаря наличию практических рекомендаций по осуществлению педагогического процесса в школе этот учебник может быть полезен не только студентам педагогических вузов, но и учителям, а также руководителям системы образования.
Учебник «Педагогика» стал итогом многолетней научной деятельности В.А. Сластенина и его коллег в области изучения педагогического процесса в школе. Академик Российской Академии Образования, доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластенин в 1980 году начал формирование научной школы «Личностно-ориентированное профессиональное образование» при факультете педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета .
За время своего существования научная школа прошла долгий и тернистый путь. В конце восьмидесятых годов прошлого века на волне интенсивного обновления педагогического образования она получила официальное признание как «школа В.А. Сластенина» , а впоследствии овладела стратегическими высотами в решении проблем преобразования высшего педагогического образования института в высшее педагогическое образование на уровне университета. В настоящее время научная школа объединяет свыше пятидесяти докторов и сто пятьдесят кандидатов педагогических наук, которые работают в сорока учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.
Методология научных исследований, проводимых школой , основывается на понимании сути личности как субъекта и индивидуального комплекса общественных отношений как создателя и носителя определенной социальной программы. Личность в психологическом аспекте представляется как прижизненный итог деятельности человека, достаточно совершенная модель внешнего мира, которая воздействует на него различными социальными силами, как субъект труда, познания и общения.
Представитель научной школы должен отказаться от понимания личности как чего-то бесформенного и бесструктурного, как механического образования. Проблема личности рассматривается не столько с позиции собственно педагогики, сколько из целого комплекса наук, включая психологию, физиологию, гигиену и социологию. В настоящее время методология научных исследований «школы Сластенина» включает в себя многосторонний учет различных причинно-следственных необходимых и случайных связей. При этом каждый представитель научной школы должен опираться как на логику действительного, так и на логику возможного и вероятного, вероятно-определенного или вероятно-неопределенного.
При учете детерминированных и схоластических факторов создаются соответствующие методологические предпосылки, способствующие долгосрочному прогнозированию основных тенденций и путей формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. В.А. Сластенин , исходя из понимания того, что проблема профессиональной подготовки учителя становится ключевой проблемой педагогики, определил основные направления научного поиска, обосновал системы исходных понятий и закономерностей, положенных в основу построения отечественной теории педагогического образования.
Фундаментальные научные работы, написанные В.А. Сластениным и учениками его научной школы , в определенной степени послужили основой современного понимания проблем педагогического образования. Кроме того, они указали основные направления научных исследований и практической деятельности в этой области. В научной школе были разработаны основные концепции педагогического образования, а также содержания и структуры среднего профессионального образования. Принципиально новая модель учебного плана, активно внедряемая в школах, была также разработана научной школой В.А. Сластенина . Целью этого учебного плана является обеспечение динамического равновесия базового федерального и вузовского национально-регионального компонентов профессионального образования.
М.: Академия, 2002. — 576 с. — ISBN 5-7695-0878-7.Общая характеристика пед профессии, проф деятельность и личность педагога, профессионально-педагогическая культура учителя, профессиональное становление и развитие педагога, а также общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, педагогические технологии, управление образовательными системами.Оглавление
Введение в педагогическую деятельность
Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение и становление педагогической профессии.
Особенности педагогической профессии.
Перспективы развития педагогической профессии.
Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Сущность педагогической деятельности.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности.
Учитель как субъект педагогической деятельности.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Профессионально-педагогическая культура учителя.
Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.
Профессиональное становление и развитие педагога.
Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
Профессиональное самовоспитание учителя.
Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.
Педагогика в системе наук о человеке.
Общее представление о педагогике как науке.
Объект, предмет и функции педагогики.
Образование как социальный феномен.
Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.
Связь педагогики с другими науками и ее структура.
Методология и методы педагогических исследований.
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога.
Общенаучный уровень методологии педагогики.
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
Организация педагогического исследования.
Система методов и методика педагогического исследования.
Аксиологические основы педагогики.
Обоснование гуманистической методологии педагогики.
Понятие о педагогических ценностях и их классификация.
Образование как общечеловеческая ценность.
Развитие, социализация и воспитание личности.
Развитие личности как педагогическая проблема.
Сущность социализации и ее стадии.
Воспитание и формирование личности.
Роль обучения в развитии личности.
Факторы социализации и формирования личности.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Целостный педагогический процесс.
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
Педагогическая система и ее виды.
Общая характеристика системы образования.
Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление.
Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как способ организации педагогического процесса.
Функции обучения.
Методологические основы обучения.
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Виды обучения и их характеристика.
Закономерности и принципы обучения.
Закономерности обучения.
Принципы обучения.
Современные дидактические концепции.
Характеристики основных концепций развивающего обучения.
Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
Содержание образования как основа базовой культуры личности.
Сущность содержания образования и его исторический характер.
Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Государственный образовательный стандарт и его функции.
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Формы и методы обучения.
Организационные формы и системы обучения.
Виды современных организационных форм обучения.
Методы обучения.
Дидактические средства.
Контроль в процессе обучения.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Цели и задачи гуманистического воспитания.
Личность в концепции гуманистического воспитания.
Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
Воспитание базовой культуры личности.
Философско-мировоззренческая подготовка школьников.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Формирование основ нравственной культуры личности.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
Формирование эстетической культуры учащихся.
Воспитание физической культуры личности.
Общие методы воспитания.
Сущность методов воспитания и их классификация.
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.
Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.
Этапы и уровни развития детского коллектива.
Основные условия развития детского коллектива.
Воспитательные системы.
Структура и этапы развития воспитательной системы.
Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Педагогические технологии и мастерство учителя.
Сущность педагогической технологии.
Структура педагогического мастерства.
Сущность и специфика педагогической задачи.
Типы педагогических задач и их характеристика.
Этапы решения педагогической задачи.
Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
Технология конструирования педагогического процесса.
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
Планирование работы классного руководителя.
Планирование в деятельности учителя-предметника.
Технология осуществления педагогического процесса.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
Структура организаторской деятельности и ее особенности.
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.
Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.
Технология организации развивающих видов деятельности школьников.
Технология организации коллективной творческой деятельности.
Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
Понятие о технологии педагогического общения §.
Этапы решения коммуникативной задачи.
Стадии педагогического общения и технология их реализации.
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.
Сущность и основные принципы управления образовательными системами.
Государственно-общественная система управления образованием.
Общие принципы управления образовательными системами.
Школа как педагогическая система и объект научного управления.
Основные функции внутришкольного управления.
Управленческая культура руководителя школы.
Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
Целеполагание и планирование как функция управления школой.
Функция организации в управлении школой.
Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
Педагогический коллектив школы.
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.
Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.
Инновационная направленность педагогической деятельности.
Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.
СССР →
Виталий Александрович Cластенин (5 сентября , Горно-Алтайск , Алтайский край , РСФСР - 13 июня , Москва , Российская Федерация) - российский учёный в области педагогики , заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования .
Биография
Родился и вырос в в семье колхозников.
В 1952 г. В. А. Сластенин окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. Его научная работа «Педагогические основы краеведения» была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию и в течение 13 лет работал в Тюменском государственном педагогическом институте: ассистент, старший преподаватель, а с 1957 г. в возрасте 27 лет он стал проректором по учебной и научной работе.
В 1969-1977 гг. - начальник Учебно-методического отдела, заместитель начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР.
В 1977 г. защитил докторскую диссертацию и возвращается в МГПИ им. В. И. Ленина, в 1978 г. избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В 1979 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 1982 г. был избран деканом педагогического факультета.
В 1980 г. создал и возглавил кафедру педагогики и психологии высшей школы. Автор более 300 научных трудов, около 20 учебников и учебных пособий по педагогике. Под руководством В. А. Сластенина подготовлено и защищено 125 кандидатских диссертаций, 38 его учеников стали докторами наук.
В 1989 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1992 г. - действительным членом Российской академии образования. В 1997 г. избирается членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. назначается главным редактором «Известий Российской академии образования».
В 1999 г. В. А. Сластенин избирается президентом Международной академии наук педагогического образования.
Основные направления научной деятельности в области методологии, теории и практики педагогического образования.
Основные труды
- «Учитель и время» (1990),
- «Методологическая культура учителя» (1990),
- «Антропологический подход в педагогическом образовании» (1994),
- «Педагогика творчества» (1991),
- «Доминанта деятельности» (1997),
- «Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы» (1998),
- «Педагогика: инновационная деятельность» (1997),
- «Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии в педагогическом образовании» (1999),
- «Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» (1998)
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
Награды и звания
Награжден орденом «Знак Почёта», медалями имени К. Д. Ушинского , Н. К. Крупской, С. И. Вавилова, А. С. Макаренко , И. Алтынсарина, К" Н. Кары-Ниязова. Отличник просвещения СССР и ряда республик бывшего Союза, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Источники
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся 5 сентября
- Родившиеся в 1930 году
- Умершие 13 июня
- Умершие в 2010 году
- Доктора педагогических наук
- Академики РАО
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Награждённые медалью К. Д. Ушинского
- Заслуженные деятели науки Российской Федерации
- Родившиеся в Горно-Алтайске
- Умершие в Москве
- Члены Международной академии наук педагогического образования
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Сластенин, Виталий Александрович" в других словарях:
Виталий Александрович Cластёнин Дата рождения: 5 сентября 1930(1930 09 05) Место рождения: Горно Алтайск, Алтайский край, РСФСР Дата смерти: 13 июня 2010 … Википедия
- (МПГУ) … Википедия
Имени С. А. Есенина (РГУ) … Википедия
- … Википедия
Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) создана в Москве в августе 1999 года. Основными целями Академии являются: содействие развитию науки в системе всех уровней непрерывного общего и пс/щгогического образования и… … Википедия
- (МАНПО) создана в Москве в августе 1999 года. Основными целями Академии являются: содействие развитию науки в системе всех уровней непрерывного общего и педагогического образования и использованию её достижений для подъёма экономики, повышения… … Википедия
Книги
- Психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Виталий Александрович Сластенин. В учебнике раскрыты основы теории и практики современной психологии в контексте проблем образования. Студентам предлагается освоить психологические знания в трех познавательных формах учение,…