Мотивация: почему поведение. Положительная и отрицательная. Личная мотивация как индикатор состояния вашего здоровья
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).
Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.
Понятия мотивация
Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
- почему и из-за чего человек действует;
- на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
- почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
- какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
- почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.
Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:
- вектор направленности действий;
- собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
- активность и напористость;
- устойчивость избранных целей.
Потребность, мотив, цель
Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.
Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.
Виды мотивации
В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.
Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.
Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.
Положительная и отрицательная
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.
Устойчивая и неустойчивая
Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.
Дополнительная классификация
Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.
Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.
Мотивы: движущая сила поведения людей
Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.
Мотив 1. Самоутверждение
Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.
Мотив 2. Идентификация
Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.
Мотив 3. Власть
Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.
Мотив 4. Процессуально-содержательный
Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.
Мотив 5. Саморазвитие
Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».
Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.
Мотив 6. Достижения
Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.
Мотив 7. Просоциальный
Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.
Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:
- нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
- лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
- принятие, признание и защита ценностей коллектива;
- искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.
Мотив 8. Аффилиация
Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:
- значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
- вера и надежда на выдающееся достижение;
- субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
- субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.
Способы мотивации
На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:
- Социальная – мотивация персонала;
- Мотивация для обучения;
Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:
- система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
- система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
- особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.
Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:
- экономические методы (материальная мотивация);
- организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
- социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).
Мотивация учащихся
Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:
- создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
- эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
- сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
- имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
- позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
- придание фактам элементов новизны;
- актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
- использование позитивной и негативной мотивации;
- социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).
Самомотивация
Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:
- аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
- – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
- биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
- развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
- визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.
Судя по панораме мотивационных книг, речей, видеороликов и практических руководств, вы можете подумать, что психология имеет верный ответ, который может объяснить простую основу нашего многомерного поведения. Как оказалось, сложность нашего поведения требует сложного набора пояснительных идей. После преподавания этих концепций в моем курсе по вводной психологии в течение многих лет, используя отличный текст Роберта Фельдмана (2011), я обнаружил, что эти идеи могут быть сведены к некоторым простым и полезным сведениям.
Почему №1: Теория инстинктов. Согласно самой старой мотивационной теории в книгах, организмы ведут себя так же, как и они, потому что они следуют набору биологически запрограммированных инстинктивных побуждений. Подобно птицам и пчелам, люди вводят множество способов поведения, связанных с нашей нервной схемой. Эта теория, несомненно, слишком проста для применения к людям, а тем более к птицам и пчелам. Однако внутренние потребности, безусловно, должны быть частью уравнения в понимании нашего поведения.
Почему № 2: Теория уменьшения привода. Этот следующий подход к мотивации предполагает, что организмы, большие и малые, простые и сложные, предпочитают состояние гомеостаза, в котором выполняются все их потребности. Их «приводы», другими словами (потребность в том, что поведение движения) должны быть «уменьшены». У каждого может быть другое определение гомеостаза – возможно, ваш спят поздно утром в выходные или просто наслаждаются расслабляющим напитком в уютном стул. Критики теории сокращения диска согласны с тем, что здорово удовлетворить ваши потребности, по крайней мере, некоторое время. Однако, если бы теория была правдой, никто бы никогда не искал волнения. Никто не отправился бы в банджи-джампинг или не попытался найти сопоставимые умственные проблемы.
Почему № 3: Теория возбуждения.
На противоположном полюсе сокращения движения теория возбуждения предлагает, чтобы мы стремились увеличить, а не уменьшить наш уровень стимуляции. Нам нужен максимум, который сопровождает прилив эндорфинов, когда мы подталкиваем себя физически или умственно. Животным, а также людям становится скучно от слишком большого гомеостаза. Однако слишком сильное возбуждение может также препятствовать нашей способности достичь наших целей. Этот вариант теории возбуждения, называемый «законом Йеркса-Дод а», учитывает этот факт. Закон Йеркса-Додсона, предложенный в 1908 году, но все еще используемый сегодня (Smith et al., 2007), предлагает, чтобы каждая из них функционировала в соответствии с оптимальным уровнем возбуждения. Вы могли бы считать это принципом мотивации «Златовлазок». Если вы слишком сонные или слишком нервничаете, вы всегда будете выполнять плохо, будь то речь или стрельба по баскетболу. Каждый человек и каждая задача имеют свой собственный пик между слишком сильным возбуждением и чрезмерным возбуждением. Как только вы найдете оптимальный уровень возбуждения, ваша производительность будет безупречной и приятной.
Почему № 4: Теория стимулирования. Наше поведение также может быть определено силами, которые побуждают нас делать то, чего мы иначе не хотели бы. Теория стимулирования является основным принципом а. Хорошая маркетинговая стратегия заставит вас хотеть чего-то, чего у вас нет, и не думаю, что вам нужно. Вы ожидаете, что, имея эту «вещь», вам будет лучше, чем без нее (Beckmann & Heckhausen, 2008). Это похоже на те каталоги, которые выпадают из вашего почтового ящика во время курортного сезона, и электронные письма, которые загромождают ваш почтовый ящик, предлагая невероятные «сделки». Розничные продавцы надеются, что вы пойдете за продуктами, которые они продают перед вами. Аналогичным образом, бакалейные магазины, удобства и крупномасштабные магазины розничной одежды размещают свои небольшие, но часто дорогостоящие соблазны, где они должны иметь наибольшее влияние, а именно, пока вы ждете, чтобы проверить. Элемент, о котором вы бы сейчас не подумали, становится удобной небольшой импульсной покупкой, которую вы бросаете в свою сумку или корзину. Добавление к привлечению импульсной покупки – это тот факт, что вы можете почувствовать, что заслуживаете удовольствия, практикуя экстремальную сдержанность во всей остальной части вашей шоппинг-экспедиции (явление, называемое «истощением эго»).
Почему № 5: Когнитивная теория. Переходя от простого кондиционирования к сфере поведения, контролируемого мыслями, когнитивная теория мотивации предполагает, что наши ожидания определяют наше поведение. Вы будете вести себя так, как вы думаете, приведет к желаемому результату. Когнитивная теория, создание психологов Университета Рочестера Эд Дечи и Ричарда Райана, предложили, чтобы у нас были два типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя – вот что заставляет нас выполнять наш внутренний потенциал и интересы. Ваша внутренняя мотивация – ваше желание выразить свое истинное «я» в вашем поведении, будь то работа или досуг. Более того, когда вы руководствуетесь внутренней мотивацией, вы чувствуете, что определяете результаты своих усилий. Напротив, внешняя мотивация – это ваше желание достичь ощутимых вознаграждений, таких как деньги или слава, которые приходят со статусом и признанием. Дечи и Райан разработали контринтуитивное предложение о том, что люди, которые получают внешние награды за поведение, которые они находят внутренне удовлетворяют, становятся менее творческими и продуктивными. У этого есть живописное название «мотивационного вытеснения». Внешние награды за деньги, славу и признание вытесняют внутреннее удовлетворение, которое вы испытываете от того, чтобы что-то делать, потому что вам действительно нравится это делать. Мотивационная идея вытеснения имеет некоторые очевидные недостатки. Менеджеры могли использовать эту теорию, чтобы меньше платить работникам или лишать их рекламных акций. «Почему мы должны платить вам больше (или вообще)?» Вы будете менее творческими и продуктивными! Эта проблема привела к пересмотру в теории, которая называется …
Почему № 6: Теория самоопределения. С очевидным недостатком когнитивной теории стало ясно, что мотивация работы должна включать как внутренние, так и внешние источники мотивации. Поэтому Дечи и Райан пересмотрели свою теорию. Теория самоопределения предлагает, чтобы вы могли сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию, влияющую на ваше поведение, связанную с работой и другим поведением. Наиболее удовлетворяющие действия, которые вы можете предпринять, те, которые будут мотивировать вас больше всего, – это те, которые позволяют вам больше всего контролировать свое поведение. Вы можете мотивироваться мирским удовлетворением, полученным внешними наградами. Тем не менее, чем больше автономии вы чувствуете, тем более самонадеянными вы будете, и наиболее удовлетворены вы будете в своей работе, как было предложено исследованием в колледжах, которые чувствовали, что они выполняют свои внутренние потребности (Niemiec et al, 2009). Быть способным выражать свои внутренние мотивы и получать деньги одновременно – это сложная комбинация. Проблема для многих людей заключается в том, что они чувствуют, что их рабочее поведение контролируется факторами вне собственного внутреннего самоопределения. Это ощущение внешнего контроля, которое приводит к недовольству работы и застою. Средством для решения этой проблемы является поиск способов выразить свою автономию, даже если это происходит лишь несколькими незначительными способами.
Почему № 7: теория самоактуализации.
На самой вершине мотивации теория самоактуализации предлагает, чтобы мы были наиболее мотивированы, чтобы реализовать свой собственный внутренний потенциал. Теория самоактуализации Маслоу – одна из наиболее узнаваемых тем в психологии, но также одна из наименее проверенных и наименее понятных. Согласно Маслоу, самоактуализация – это истинная реализация вашего внутреннего потенциала, что бы это ни было. Самоактуализация не является совершенным совершенством. Очень высокое определение Маслоу предполагает, что самоактуализация является непрерывным процессом становления. Иерархия мотивов, известная Маслоу, предложила нам более низкие потребности (эти инстинкты и приводы) и потребности высшего порядка (полное ). После того, как вы удовлетворите свои потребности более низкого порядка, говорит теория, вы можете самореализоваться. Эту идею можно неверно перевести в выражение «голодный поэт не может писать». Однако, как мы все знаем, голодные поэты пишут. Фактически, многие люди будут откладывать физические потребности, безопасность и даже позитивное отношение к другим, чтобы удовлетворить их потребности в самом высоком порядке. Для многих Стива Джобса был просто такой человек. Маслоу фактически предположил, что, по сути, многие из людей, которых он считал самоактуализированными, отказались от своих низших потребностей в безопасности, безопасности и даже любви, чтобы реализовать свои сокровенные страсти. По словам Маслоу, очень мало людей достигают этой нирваны, и когда они это делают, они обычно находятся в середине или более поздних годах.
Теперь, когда вы увидели ряд теорий мотивации, вы, вероятно, смогли выбрать части каждого, которые применимы к вам либо сейчас, либо в какой-то момент вашего прошлого. Признавая, что ваше поведение отражает эти много сложных частей, вы можете перейти к разработке своего собственного уникального пути для изменения. Является ли это возбуждением, стимулом, самоопределением или самоактуализацией, мотивации вашего поведения может дать вам понимание, необходимое для разработки вашего собственного уникального пути к выполнению.
Следуйте за мной на Twitter @swhitbo для ежедневных обновлений психологии, здоровья и старения, и, пожалуйста, зайдите на мой сайт www.searchforfulfillment.com, где вы можете получить дополнительную информацию, самопроверки и ссылки.
Copyright 2011 Сьюзан Краусс Уитбурн Кандидат технических наук.
Фельдман, RS (2011). Понимание психологии (10е). Нью-Йорк: McGraw-Hill (превосходный обзор вышеупомянутых теорий).
Подробнее читайте здесь о обширной эмпирической поддержке SDT и ответе на критику со стороны бихевиористов и других.
Beckmann, J., & Heckhausen, H. (2008). Мотивация как функция ожидания и стимула. В J. Heckhausen, H. Heckhausen, J. Heckhausen, H. Heckhausen (Eds.), Мотивация и действие (2-е изд.) (Стр. 99-136). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пресса Кембриджского университета. DOI: 10,1017 / CBO9780511499821.006
Niemiec, CP, Ryan, RM, & Deci, EL (2009). Путь: последствия достижения неотъемлемых и внешних стремлений в послевузовской жизни. Journal of Research in Personality , 43 (3), 291-306. DOI: 10.1016 / j.jrp.2008.09.001
Yerkes, RM, & Dodson, JD (2007). Отношение силы стимула к быстроте привыкания. У Д. Смита, М. Бар-Эли, Д. Смита, М. Бар-Эли (Ред.), Основные чтения в спорте и психологии упражнений (стр. 13-22). Шампейн, Иллинойс США: человеческая кинетика
Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.
На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.
Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.
Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.
С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.
Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.
От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.
Потребность – познавательная.
Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).
Деятельность – чтение.
Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.
Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:
- Почему я делаю что-либо?
- Какие потребности мне хочется удовлетворить?
- Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
- Что заставляет меня действовать определенным образом?
Основные характеристики
Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:
- Вектор направленности.
- Организованность, последовательность действий.
- Устойчивость избранных целей.
- Напористость, активность.
По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.
Этапы мотивации
Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:
- Сначала возникает потребность.
- Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
- Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
- После этого совершается само действие.
- По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
- Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.
Виды мотивации
Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:
- По источнику мотивов.
Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).
Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.
- По результатам действий.
Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).
- По устойчивости.
Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).
- По охвату.
В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.
Сферы применения понятия
Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.
В психологии
Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:
- бихевиоризм,
- психоанализ,
- когнитивная теория,
- гуманистическая теория.
Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.
В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).
Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.
Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.
В менеджменте
В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.
Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные . Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.
Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:
- повышает удовлетворенность сотрудников работой;
- добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).
При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.
Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).
Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.
Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.
Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.
Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.
В экономике
Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.
С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.
Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).
Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.
Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.
Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.
Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.
Зачем нужна мотивация?
Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.
Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.
Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.
Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.
Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно и тем самым добиться впечатляющих результатов.
Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!
Управление персоналом — очень важная функция менеджмента предприятия, от которой зависит на сколько эффективно будет функционировать предприятие. «Кадры решают все», однако мотивация этих кадров позволяет добиться гораздо большего.
Зачем нужна мотивация персонала?
Человек устроен так, что мотивация ему нужна всегда: на работе, дома, в школе, в институте и так далее. Дело в том, что люди не привыкли что-то делать просто так, они хотят понимания, что им за это будет, какой бонус они получат. И такая логика на руку менеджерам, которые стремятся к компании.
Мотивация — обоюдно выгодное занятие, так как обе стороны в конечном счете остаются довольными. Руководители наслаждаются производственными показателями, а сотрудники премиями, похвалами, и иными благами, обещанными руководством.
♦ Как ни странно, но мотивацию использовали и во времена СССР, когда за подвиги и достижения награждали значками, орденами, похвальными грамотами, вешали на доску почета и прочее. В те времена мотивация имела большой успех, так как идеология жизни людей сводилась к тому, что должно быть хорошо государству и обществу, а уже потом человеку, как личности. Поэтому достижения предприятия ценились персоналом гораздо выше, чем личные достижения.
Суть мотивации, как функции менеджмента
Задачей каждого руководителя является не только налаживание отношений с коллективом, но и его мотивация с целью выполнения поставленных задач. Суть мотивации понимают не все, поэтому иногда возникают недопонимания в коллективе.
Мотивация персонала представляет собой побуждение человека к действиям (добровольным), которые бы привели к выполнению требуемых заданий при условии получения каких-либо благ (материальных и нематериальных).
♦ Не стоит путать добровольное побуждение к работе и «насильственное», то есть когда человека заставляют что-то сделать под угрозой увольнения или штрафа. Такое побуждение не является мотивацией, и вряд ли сможет привести к удовлетворению интересов обеих сторон, скорее всего все закончится увольнением сотрудника.
Истинная же мотивация подразумевает такой подход к персоналу, который бы настраивал коллектив на заботу о своем предприятии, переживание за производственные и финансовые показатели и стремление улучшить свое предприятие любой ценой.
Система мотивации
Мотивация на предприятии может осуществляться в двух формах: явной и скрытой.
- Явная мотивация подразумевает, что каждый сотрудник знает, какие цели перед ним стоят и что конкретно он получит за их выполнение. Например, сотрудник отдела продаж знает, что перед ним стоит план продаж, за выполнение которого он получит определенный процент.
- Скрытая мотивация — это более сложная форма, которая требует высокого профессионализма от руководства. Она заключается в том, что сотрудников побуждают добровольно действовать во благо компании, при том, что они не осознают, что их мотивируют. Например, участие компании в тендере, по итогам которого она может получить крупный заказ и улучшить условия труда сотрудников.
Кроме того, мотивация может иметь материальный и нематериальный характер.
- Материальный подразумевает получение выгоды в виде денег, грамоты, улучшений условий труда (новый компьютер, отдельный кабинет). За такие поощрения люди готовы работать больше, чем за нематериальные.
- Дело в том, что нематериальные поощрения мотивации выражаются в общественном признании, авторитете, и похвалы со стороны вышестоящего руководства. Такие награды интересны далеко не всем, а только тем, кто стремится к саморазвитию, ориентируется на своих руководителей, как на высококвалифицированных специалистов, какими и сами хотят быть.
Распространенные ошибки мотивации
Мотивация персонала должна быть направлена на все отделы — от самого малого до самого большого. Однако, больше всего внимания стоит уделять тем кадрам, которые имеют самый большой потенциал, полезный для компании. То есть, это такие сотрудники, которые при своем количестве в структуре 20% дают 80% результата. При работе с таким персоналом нужно избегать таких ошибок:
1.
Посягательство на человеческие ценности сотрудника, их высмеивание или оскорбление.
2.
Отсутствие возможности саморазвития на предприятии.
3.
Наказание за ошибки и эксперименты. Таким сотрудникам чрезвычайно важно экспериментировать, ведь только так можно найти оптимальное решение.
4.
Необъективность и несправедливость руководства по отношению к коллективу.
5.
Несбалансированная и нерациональная система поощрений.
♦ Если такие ошибки будут допущены руководством, то не только лучшие кадры, а и все остальные оставят стены компании, или будут работать не во благо компании. А ведь мотивация призвана наладить работу коллектива, сплотить их ради реализации целей предприятия и своих личных целей.
Если следующие 5 минут вы можете в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: