Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Читайте в этой статье:
В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.
Начало формирования коммуникативных навыков дошкольника
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не согласны с вашим мнением и чем-то отличаются от большинства. Развитие всех этих навыков у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с преподавателями и воспитателями. Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности, которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.
Влияние семьи на развитие дошкольника
Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности. Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.
Однако во многих семьях в современных условиях на первом месте находятся финансовые и бытовые проблемы. Это обуславливает стремление некоторых родителей отодвинуть развитие детей на второй план и как бы самоустраниться от вопросов воспитания собственных детей, в том числе и от развития коммуникативных способностей. Такое несознательное отношение к воспитанию своих детей может пагубно отразиться при вхождении маленького человека на сложный путь взаимодействия с окружающим миром, послужит существенным препятствием в обретении новых друзей и решении сложных жизненных ситуаций.
Первое взаимодействие с миром малыш получает из общения с родителями. В этом взаимодействии ребенок узнает правила хорошего и плохого общения с окружающими. Дети раннего возраста весьма восприимчивы и внушаемы, поэтому обучение ребенка своим отцом или матерью правилам общения происходит не всегда осознанно, порой даже и для самого родителя. Общаясь со своим чадом, родитель передает ему свою модель коммуникативности. И не всегда эта модель полностью соответствует тем нормам и правилам, которые могут обеспечить гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Положительные и негативные модели воспитания ребенка
Есть семьи, наполненные теплой атмосферой любви, понимания, заботливой взаимопомощи. Это очень благоприятная почва, чтобы психическое развитие детей протекало в правильном русле и у них формировался навык позитивного взаимодействия с окружением. Если родители с пониманием относятся к жизни ребенка, уделяют время для игр с ним, общаются, вникают в его проблемы, ласкают его, малыш получает эмоциональную защиту и воспитывается радостным, уравновешенным, способным к гармоничному общению человеком, с высокой самооценкой. Такой ребенок если и окажется в сложной ситуации, то он гораздо быстрее справится с отрицательными эмоциями и найдет верное решение для выхода из конфликта. Нет необходимости прививать ребенку из благополучной семьи навыки оптимального общения с окружением, он получил набор таких умений из опыта личного взаимодействия с членами семьи.
К сожалению, существуют семьи, в которых царит недоброжелательная, бездушная и даже агрессивная атмосфера. Здесь общаются в грубой авторитарной манере, жестко обрывают разговор, насмехаются над провинностями ребенка, безразличны к его проблемам, разговаривают с ним резко и бездушно. В таких семьях властвует излишняя требовательность, чрезмерно жесткое отношение и отвергаются психологические нужды ребенка. Искаженные коммуникативные навыки закрепляются в поведении дошкольника, так как они обуславливаются той ролью, которую отвели ему в семье.
Воспитанник из такой негармоничной семьи будет проявлять агрессию, настороженность или, наоборот, начнет заискивать и прибегать ко лжи. Дошкольнику, недополучившему родительской любви и внимания, весьма трудно налаживать взаимоотношения со своим окружением. Все эти недостатки воспитания детей дошкольного периода жизни имеют одно схожее качество — это недостаток гибкости и пластичности, неумение приспособиться к требованиям ситуации, текущего момента. Психологическое состояние таких детей весьма фрустрированное, искаженное навязанной ему в семье моделью поведения. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи психолога.
Типичные модели поведения детей в семьях с непоследовательным воспитанием
- «Кумир всей семьи» может вести себя как угодно плохо, он неизменно будет вызывать у членов семьи лишь восторг, любой его каприз сразу выполняется, с ним разговаривают лилейным тоном, ему посвящена жизнь всех домашних. В результате такого обожания «кумир» становится капризным, разбалованным, эгоистичным.
- «Мамино (папино, бабушкино) сокровище» — похож на предыдущую модель, но только ребенок является любимчиком одного из взрослых и ощущает его особое отношение к себе, в то же время остро реагируя на нехватку такого же внимания от других членов семьи. Вместо этого его высмеивают, называя папиной дочкой или маменькиным сыночком.
- «Ребенок-паинька» — обязан выполнять негласный свод правил и приличий в семье, никому не интересны его истинные желания и чаяния, ему прививается способность к лицемерию и двуличию. Немудрено, что именно такие «образцовые» дети неожиданно для всех совершают поступки, попирающие все нормы морали и права.
- «Болезненный ребенок» привыкает к постоянной чрезмерной опеке всех членов семьи, и, даже если он выздоравливает, к нему продолжают относиться, как к слабому и немощному человеку. Это развивает эгоцентризм, капризность, неумение брать ответственность на себя.
- «Невыносимый ребенок» создает постоянное напряжение и лишние хлопоты для всех членов семьи. Его постоянно наказывают, делают выговоры, читают нотации. Возможно, психический склад озорника действительно труден для воспитания, но не только в нем дело. Оказывается, невыносимое поведение трудного ребенка сплачивает членов семьи, доселе с натяжкой общающихся между собой, также она может использоваться как повод для самоустранения от воспитания озорника или же как возможность изолировать неугодного члена семьи, например бабушку или отца, якобы балующих ребенка.
- «Ребенок-золушка» прислуживает в собственной семье. Выполняя многочисленные обязанности, он не получает ни малейшего поощрения за это. Все награды достаются братьям и сестрам, что взращивает в нем чувство приниженности, завистливости и несамостоятельности.
- «Ребенок-козел отпущения» становится громоотводом для агрессии всех домочадцев, он одинаково плох для каждого члена семьи, каждый может разрядить на нем свое раздражение. При таком постоянном унижении ребенок становится закомплексованным, задавленным. Он боится сказать лишнее слово или совершить любой поступок из-за страха быть наказанным и в результате становится безынициативным, запуганным человеком с израненной психикой.
Взаимодействие детей в группе детского сада
Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.
Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.
Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:
- повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость;
- низкое социальное положение, уничижительное отношение к своей личности;
- отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
- неудовлетворенность потребности в общении;
- неумение почувствовать, какие эмоции испытывает другой человек;
- развивающаяся нервозность, невропатия, множество страхов, мешающих общению;
- замкнутость и пассивность, отказ от контактов, уход в себя;
- повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причинять боль.
Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:
- создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
- обучение умению услышать и понять другого человека;
- обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
- развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
- обучение разговорной этике;
- преодоление стеснительности, снятие зажимов;
- обучение способности осознавать свои чувства;
- развитие способности распознавать эмоции другого человека;
- развитие способности выражать свои чувства словесно;
- опора на взаимодействие с родителями детей.
Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:
- Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
- Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
- Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
- Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
- Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с окружающими людьми. Подробнее остановимся на том, как осуществляется коммуникативное и социальное развитие дошкольников с помощью игровых методов.
Использование игры в развитии навыков общения дошкольников
Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.
- Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
- Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
- Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
- Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
- Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
- Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.
Театрализованная игра как способ обучения детей общению
Обучать детей раннего возраста общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.
Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.
Гармонизация детско-родительских отношений
Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их родителями. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что, используя работу в детско-родительских группах и обучая родителей некоторым приемам общения, можно повлиять на стиль их взаимодействия со своими детьми в семье, укрепляя этим психологическое здоровье дошкольников. Такие группы в последние годы стали весьма популярны как в России, так и в странах зарубежья. Цель проекта — перестройка и гармонизация детско-родительских отношений, налаживание равноправного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми, задача — обучение приемам и навыкам оптимального гармоничного общения родителя с ребенком.
В процессе прохождения цикла занятий в группе родители начинают относиться к своим детям с большим пониманием, менее критично и учатся создавать для них атмосферу безопасности и принятия. Дети и родители взаимодействуют в группе, тем самым помогая друг другу в укреплении взаимоотношений, в поиске ответа на сложные вопросы, которые и явились причиной посещения групповых занятий. В процессе занятий используются различные виды игр. Будучи участником игры, человек, понимая условность игровой ситуации, тем не менее реагирует на нее так же, как и в реальной жизни. Поэтому игра не только обучает новым способам взаимодействия, но и корректирует стиль общения родителя с ребенком.
Взаимодействуя со своим ребенком в игре, подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. Ведь, играя со своим чадом, родитель находится на территории его интересов. К тому же игра увлекает своей новизной, нестандартностью и позволяет взрослому ощутить себя маленьким ребенком. Практика показывает, что хорошо осведомленные о физическом здоровье своих детей родители мало знают об их человеческих качествах. Важно, что объективное представление о своем сыне или дочери родитель может получить, глядя на них со стороны, как бы глазами других участников группы. В то же время родитель и ребенок получают возможность увидеть и оценить свое отражение в действиях и реакциях других людей.
В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.
Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.
Совместные усилия воспитателей и родителей в развитии детей
Активное участие родителей в мероприятиях детского сада, таких как «Семейная эстафета», «Вежливое поведение», «Новогодний карнавал», «День Победы», дают им возможность вносить свою помощь в подготовке праздников, проникаться интересами работы детского сада, активно взаимодействовать с воспитателями своих детей, знакомиться с методикой воспитания, обогащать свой опыт. Родители получают возможность взглянуть на своего ребенка вне стен дома в других условиях, это заставляет их пересматривать стиль своего общения с ним и обновлять воспитательные приемы. В результате родители начинают понимать, что участие в жизни детского сада — это не прихоть воспитателей, а необходимость для оптимального развития их собственных детей. Такой подход формирует взаимосвязь между родительским воспитанием и воспитательными методиками ДОУ.
В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.
Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.
«Коммуникабельность» — это слово, в последнее время, встречается нам очень часто. Оно является важным критерием при приеме на работу. И оно же считается необходимым навыком для просто целеустремленного человека.
Что это? Нужна ли коммуникабельность на самом деле, или это просто очередная «модная фишка»? И если «да», то, как развить коммуникативные навыки ?
Данное определение, похожее на термин из сферы техники и программирования, на самом деле означает не что иное, как «общительность». Умение говорить – вот, что требуется сегодня, дабы добиваться своих целей. Ведь сжатый, необщительный человек, как правило, получает от жизни очень мало.
Принимая нового сотрудника, любой руководитель хочет видеть в нем общительного человека, способного найти общий язык с кем угодно. И это неспроста, так как любая работа (даже смотритель кладбища) предполагает взаимодействие с людьми. И чем лучше оно происходит, тем эффективнее продвигается рабочий процесс.
Следует ли говорить о роли такого навыка, как «общительность» в повседневной жизни? Сможет ли необщительный человек иметь много друзей, или более того – найти себе спутницу жизни? Ответ – нет!
За исключением того, если этот человек, не умеющий разговаривать с окружающими людьми, будет стремиться к данным целям в обществе глухонемых (хотя и там, замкнутость не даст ему добиться желаемого).
Перед тем, как приступить к изучению методов усовершенствования навыков коммуникации, следует отметить, что она бывает двух видов:
- Вербальная
- Невербальная
Вербальное общение предполагает обмен информацией посредством голоса. Иными словами, это набор звуков (т.е. слова), которые вылетают из нашего рта.
Невербальное общение – это получение и выдача информации посредством телодвижений и мимики. Как бы не было парадоксально, но 80% получаемых данных наш мозг извлекает именно из него.
И тот, и другой тип общения требует постоянного усовершенствования. Поэтому, ниже, мы ознакомимся с лучшими способами оттачивания личной коммуникабельности.
5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки
Умение быть общительным, это не только правильно и четко испускать слова из себя. Иначе, освоение коммуникабельности не являлось настолько серьезным мероприятием.
Нужно еще и уметь правильно преподнести себя, чтобы вас слушали, отстаивать свою точку зрения, добиваться желаемых результатов и оставлять наилучшее мнение о себе.
Весь окружающий вас мир имеет одну цель – дать вам все то, что сделает вашу жизнь счастливой. Помните это, и не забывайте. Больше общайтесь, заводите новых друзей и не бойтесь завести разговор с проходящей мимо красавицей. Будьте счастливы!
Поделись статьей с другом:Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.
Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.
Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.
Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.
Как развить коммуникабельность
Не следует избегать и уходить от общения
Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.
Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.
Научитесь получать удовольствие от общения
Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.
Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.
Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.
Старайтесь выступать инициатором беседы
Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»
Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.
Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними
Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.
Работайте над своим артистизмом
Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.
Убейте в себе пессимистические настроения
Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.
Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.
Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.
Социальные сети, компьютерные игры, интерактивные чаты и самые разные мессенджеры, позволяющие людям общаться, просто кликая по сенсорам своих гаджетов, – еще несколько десятилетий назад все это могло бы показаться фантастикой. Но сегодня это наша с вами реальность, и такими вещами уже никого не удивишь. Бесспорно, развитие технологий существенно и многократно улучшает жизнь человека, делает ее комфортнее, удобнее, проще. Но в то же время у этой медали есть и обратная сторона.
Все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов, диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема , т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми.
Важность навыков общения и особенности их развития
Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению.
Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и , покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:
- устанавливать контакты;
- заинтересовывать собеседника;
- поддерживать общение;
- сохранять отношения;
- аргументировать свои мысли;
- отстаивать свои интересы;
- пользоваться невербальными средствами общения;
- защищаться от манипуляций;
- понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения).
- информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и ;
- аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
- регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.
Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:
- социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
- гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
- познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
- интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
- волевые качества;
- восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
- способность к пониманию подтекста и контекста;
- способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.
Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.
Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.
Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.
Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.
Развитие коммуникативных навыков
Предлагаемые методики – это отличные средства развития коммуникативных навыков. По сути, если использовать их вместе, они могут послужить самым настоящим тренингом мастерства общения. С помощью него вы сможете без помощи специалистов, самостоятельно устранить пробелы, имеющиеся у вас в области межличностного взаимодействия.
Проявляйте инициативу
Первое правило коммуникабельного человека – общения. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.
Будьте открыты
Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. Пусть понять вас сможет далеко не каждый, зато с помощью открытости и искренности вы с большей долей вероятности сможете найти единомышленников и друзей. В дополнение к этому открытость способствует и формированию положительного взгляда на мир.
Слушайте, не перебивая
– один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны.
Определяйте общее и индивидуальное
В любой ситуации, когда вам приходится с кем-то беседовать, обращайте внимание на то, что вас объединяет, и на то, что отличает друг от друга. Этот прием помогает находить общий язык и точки соприкосновения, принимать и уважать чужую позицию, избегать и на корню устранять конфликты. Кстати, один из ключевых моментов в искусстве общения – уметь принимать чужую точку зрения. Другому человеку далеко не всегда следует говорить, что он не прав. Достаточно просто сказать, что у вас есть свое мнение по спорному вопросу.
Будьте уверены в себе
Развитие навыков общения – это еще и . Боязнь высказаться, страх показаться смешным, неуверенность в своих мыслях, словах и убеждениях – эти и другие подобные вещи всегда отталкивают окружающих. И напротив – человек с адекватной самооценкой, знающий свои сильные стороны и ценящий себя, привлекает к себе других. Уверенность чувствуется, вызывает уважение и делает так, что люди сами идут на контакт с таким человеком.
Думайте о собеседнике
Одна из самых грубых коммуникативных ошибок – забывать о собеседнике. Представьте, что человек что-то вам рассказывает, а вам это совсем неинтересно, либо вы сами хотите поговорить, но собеседник продолжает рассказывать о своем. Наверняка такая ситуация вам знакома, и, скорее всего, не очень приятна. С другими людьми точно так же – никому не нравятся люди, занятые только своими интересами, и забывающие обо всем остальном. Общаясь, постоянно отслеживайте состояние партнера: не устал ли он, интересно ли ему, хочет ли он вас слушать и т.д. Чем внимательнее вы будете к окружающим, тем выше станет ваш коммуникативный уровень, тем проще вам станет находить общий язык с людьми, тем приятнее с вами будет общаться.
Читайте книги
Посещайте культурные мероприятия
Бывать на выставках, в музеях и на интересных праздниках полезно не только для общего развития, но и для получения навыков общения. В таких местах редко обходится без знакомств и разговоров, даже если это трехминутная болтовня ни-о-чем или выражение эмоций от увиденного. Главное – это получение коммуникативного опыта. Ко всему прочему соприкосновение с творчеством поднимает самооценку и повышает интерес к жизни, раскрывает внутренний потенциал и дарит вдохновение.
Общайтесь на языке тела
В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему. Если вы хотите стать мастером общения, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.
Концентрируйтесь на позитиве
Всегда старайтесь искать положительные моменты в любом разговоре, даже в неудавшемся. Неприятный осадок от беседы, неловкие моменты, неудачные фразы – все это часть общения, и к этому нужно быть готовым. Однако фокусироваться нужно на плюсах коммуникации, поэтому в процессе концентрируйтесь на получении информации, попытках найти общий язык и понять собеседника, обратной связи. Если что-то вдруг пошло не так, не придавайте этому значения, а ищите ловкий выход из ситуации.
Тренируйтесь
Как и в развитии любого важного навыка, в развитии навыков общения особое место занимает практика. Находиться в процессе общения желательно постоянно. Помните, что разовые «вылазки» и попытки инициативы не позволят вам избавиться от зажатости, скованности или каких-то других проблем с общением. Стремиться к общению нужно постоянно: знакомьтесь, сами звоните друзьям и близким, занимайтесь в одиночестве и т.д. Лишь в этом случае общение с окружающими станет полноценной частью жизни и перестанет вызывать неуверенность и робость.
Кстати, насчет занятий в одиночестве – здесь мы можем посоветовать вам интересное упражнение на развитие социально-коммуникативных навыков. Выполняется оно очень просто и не требует много времени.
Упражнение «Перевоплощение»
Суть упражнения в следующем: подумайте о человеке, который вызывает у вас уважение и на которого вы хотели бы быть похожи. Это может быть, например, герой какого-нибудь фильма. Как можно детальнее представьте все те его качества, которые вас привлекают, и опишите их. Затем примерьте на себя все эти качества, стараясь войти в образ этого человека. «Возьмите» его походку, осанку, манеру держаться и разговаривать, взгляд, тембр голоса и темп речи. Побыв немного в этой роли, еще раз вспомните все ощущения, которые вам удалось прочувствовать, и запишите их на лист бумаги. В будущем при общении с другими людьми снова перевоплощайтесь, чтобы общаться так, как вам хочется. Чем чаще вы будете практиковать данное упражнение, тем раскрепощеннее вы будете становиться, и тем легче и приятнее вам будет общаться.
Несложно заметить, что развитие коммуникативных навыков не требует титанических усилий или каких-то специфических способностей. Самостоятельно научиться общаться вполне под силу любому психически здоровому человеку. Нужно лишь применять вышеназванные рекомендации. Однако средства развития коммуникативных навыков ими не исчерпываются. Сегодня можно найти даже специальные мастер-классы и тренинги, на которых мастера коммуникации учат людей взаимодействовать друг с другом. Так что если вы хотите прокачаться по полной программе, то можете поискать такие мероприятия.
Теперь же мы хотим уделить немного внимания еще одному вопросу, касающемуся развития навыков общения – развитию коммуникативных навыков у детей. Возможно, эта информация тоже будет вам полезна.
Развитие коммуникативных навыков у детей
Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.
Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.
В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.
Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.
Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:
- игры на установление контакта;
- игры на общение без слов;
- игры на выразительность речи;
- игры на поведение в конфликтных ситуациях;
- игры на эмпатийное поведение и другие.
В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:
- практические упражнения;
- игры со словами;
- беседы и обсуждения;
- моделирование ситуаций;
- спортивные задания;
- обыгрывания эмоциональных состояний;
- чтение художественных произведений;
- инсценировки, танцы, хороводы;
- праздники и вечера отдыха.
Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.
Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:
Заключение
Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.
Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.
Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.
Тренинг коммуникативных навыков (общение)
Актуальность тренинга:
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
отработать навыки убеждения
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
развить умение находить подход к людям
подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
развитие умения невербального средства общения.
обучить эффективным способам общения.
Требования к участникам:
Тренинг рассчитан на студентов.
Количество 10-16 человек.
Здравствуйте! Меня зовут... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.
Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.
Упражнение «Это мое имя» (20 минут)
Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом.
По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.
Например он может попытаться ответить на такие вопросы:
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Кто еще в семье носил это имя?
Рефлексия (5 минут)
Легко ли вам было рассказывать о своем имени?
Ели нет, почему?
Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.
За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.
Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)
Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.
Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.
Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
Рефлексия (10 минут)
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?
«Завтрак с героем» (30 минут)
Цель: потренировать умение убеждать собеседника.
Необходимый материал: бумага, карандаши.
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
Рефлексия: (10 минут)
Почему остался именно этот герой?
Легко было уступать и почему вы уступали?
В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.
Упражнение «Леопольд» (25 минут)
Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.
В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Рефлексия: (5 минут)
Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.
Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».
Список эмоций.
Удивление.
Сожаление.
Разочарование.
Подозрительность.
Холодное равнодушие.
Спокойствие.
Заинтересованность.
Уверенность.
Желание помочь.
Усталость.
Волнение.
Энтузиазм.
Рефлексия: (5 минут)
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Помимо общения словами, есть не вербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)
Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.
Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Рефлексия: (5 минут)
Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
Упражнения «умение слушать» (25 минут)
Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.
(После того как группы сформировались.)
Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.
Рефлексия: (5 минут)
В какие моменты вы переставали слушать?
Наш тренинг подходит к концу.
Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)
Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»
Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)
«Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»