Как определить психическое состояние ребенка. Меня беспокоит психологическое состояние моего ребенка. Психические состояния детей. Стресс
Каждый человек имеет относительно постоянное эмоциональное состояние , которое окрашивает в течение значительного времени его поведение. Это эмоциональное состояние называют настроением . У взрослых людей настроение зависит от комплекса причин: здоровья, успехов в работе, личных проблем в семье, в сфере взаимоотношений с любимым, дорогим человеком, с другом, с детьми, с родителями. Жизненная позиция и цели также определяют настроение взрослого.
Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Нормальный ребенок пробуждается с улыбкой на устах. Он рад новому дню и хочет приобщить к своей радости окружающих. Недаром в спальных комнатах, где спят несколько детей, поутру слышится веселый смех, возникают потасовки и невероятная возня. Восстановленная за ночь готовность к активной жизни реализуется безотлагательно с пробуждением.
Здоровый ребенок с утра активен и восприимчив. Устав от уроков, физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает в урочное время послеобеденного сна. Вторая половина дня также насыщена его активными деяниями и освещена хорошим настроением. Вечером, едва прикоснувшись к подушке, он засыпает глубоким здоровым сном. Уснув, он видит приятные сновидения и много летает. Здоровый ребенок переживает во сне состояние легкости своего тела, в сюжет сна вплетаются его полеты и состояния душевной радости и свободы. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Если малыш получил оплеуху от шаловливого сверстника, если у него что-то вырвали из рук, если оскорбили его человеческое достоинство, то, безусловно, у него портится настроение. Если он не совладал со своим темпераментом и начал шалить на уроке, а учительница поставила его постоять у доски, настроение, конечно, поубавится. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение.
Однако в период адаптации к школе шестилетний ребенок испытывает большие затруднения. Он должен усвоить новые правила, он должен учиться, он должен общаться со сверстниками. Все это требует большой душевной работы. Малыш очень быстро утомляется. Ровное, радостное настроение сменяют другие состояния. Появляется плохое настроение, сопровождаемое тревогой,— это безусловно не нормальное психическое состояние. Самое распространенное аномальное психическое состояние здоровых людей — невротизм. Оно может перейти в психические заболевания — неврозы.
Обратимся к анализу этих состояний и причин, их вызывающих.
Невротизм. Психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, называют невротизмом. Невротические симптомы могут возникать у нормального ребенка в случае сильного эмоционального напряжения.
Невротизм у детей шестилетнего возраста может появиться в период адаптации к школе. В этот период особенно остро невротические состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца, смерти близкого члена семьи. Чрезвычайно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети со слабым типом нервной системы.
Неврозы. При сверхсильном для ребенка раздражителе — травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз — одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом болезненно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.
Невроз страха . Страхи вообще свойственны маленьким детям. Они боятся неизвестности, угрозы наказания, крика. Это часто не проявление болезни, а обычные страхи здоровых детей. Однако в результате запугивания, угроз страхи приобретают упорный характер. Ребенок начинает бояться чужих людей, темноты, не может оставаться один в помещении, но в присутствии других тоже напрягается. Состояние страха может угасать и вновь возвращаться с новой силой.
Чтобы снять состояние страха, взрослый должен дать ребенку уверенность в защищенности, в хорошем отношении к нему.
Невроз навязчивых состояний . В трудный период адаптации к школе, когда ребенок попадает в ситуацию сверхсильного для него напряжения, у него может возникнуть состояние напряженности, которое постепенно находит себе выход в навязчивом состоянии страха или в навязчивых движениях. Состояние страха мучительно фиксирует ребенка на какой-либо одной идее. Он может бояться какого-либо духа, обладающего демонической силой, бояться смерти, наконец, он может бояться отвечать учителю. При этом, если ему предлагают отвечать, он чувствует, как сердце стучит у него в горле, как спазмы не дают ему дышать, он обливается холодным потом. Ребенок боится отвечать, и он боится своих телесных переживаний. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением так называемых тупиковых движений — бесполезных неперспективных стереотипных движений. Это может быть раскачивание, шмыгание носом, схватывание лица (дотрагивание, пощипывание), гримасничанье, определенные движения рукой, плечом, шеей, покусывание ногтей и т. п. Эти навязчивые движения усиливаются при появлении травмирующего ребенка взрослого, при попытке ответить урок и т. д. Иногда навязчивые движения принимают характер защитных ритуалов. Ребенок убеждает себя в том, что нужно выполнить определенное движение, «чтобы не было беды». И тогда он, например, подпрыгивает, что временно снижает его напряженность. Через некоторое время он снова мучительно хочет подпрыгнуть. Такие неврозы , возникнув, долго не проходят, ребенок нуждается в щадящем к себе отношении.
Невроз недержания мочи . Энурез наблюдается у детей довольно часто. И это не всегда неврозы. Невротическое ночное недержание мочи возникает в результате психической травмы. Однако само по себе недержание мочи становится травмирующим психику ребенка фактором. Он переживает свою несостоятельность, особенно когда свидетелем его «позора» становятся дети и не близкие ему взрослые, когда его стыдят, наказывают. Ребенок становится грубым, агрессивным, или заискивающим и робким, или отчужденным, замкнувшимся в себе. В некоторых случаях недержание мочи выступает как своеобразная защитная реакция в дневное время. Ребенок может мочиться в штаны. Хотя с возрастом энурез исчезает без лечения, этот дефект может привести к паталогическому развитию личности. Ребенок с этим неврозом также нуждается во внимательном к себе отношении.
Заикание. Нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов, затруднение в их произношении называется заиканием.
Заикание особенно часто развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок должен самостоятельно строить развернутую фразовую речь. Причинами невротического заикания чаще всего являются испуг, изменение образа жизни ребенка. Здесь внешняя травмирующая ситуация накладывается на ослабленный организм, на врожденные особенности психического развития, перегрузки. Нередко заикание начинается в результате подражания.
Заикающийся ребенок остро переживает свой дефект. Постепенно он начинает избегать речевого общения, особенно с новыми для него людьми. Страх заикания развивается особенно в школе. Эта ситуация приводит к невротическому развитию личности.
Заикающиеся дети также нуждаются в особом внимании воспитывающих их взрослых. Безусловно необходимы лечебно-коррекционные мероприятия. Но учитель и воспитатель могут внести свою лепту, организуя для общения с ребенком атмосферу доброжелательности. Для предупреждения заикания следует облегчить речевые задания ребенку. Он может достаточно свободно повторять услышанное, читать заученные стихи. Там, где не нужно самостоятельно строить речь, ребенок меньше страдает от заикания или вовсе не заикается. Ребенка не следует перегружать сложными лексико-грамматическими конструкциями — непонимание значения слов и страх перед труднопроизносимым словом создают условие для заикания.
Легче всего заикание снимается в момент его появления. В это время полезно для ребенка таким образом организовать условия его деятельности, чтобы он не должен был отвечать на вопросы учителя или воспитателя, не должен был отвечать перед всем классом.
Заикание исправляет логопед, если оно возникает на основе тех или иных особенностей речевого развития. Если же заикание является симптомом невроза, то необходимо лечение у психоневролога. На консультацию к психоневрологу должен направлять логопед.
Невротические состояния, как мы уже говорили, могут возникать при напряжении и у здорового ребенка. Невротическое состояние или собственно невроз возникает на фоне утомляемости, истощаемости, раздражительной слабости и потери трудоспособности. Влияние среды определяет быть или не быть невротическому состоянию или неврозу. Невротический срыв в трудной ситуации адаптации к школе возможен у любого ребенка, однако предупреждение срывов возможно за счет стиля общения учителя, воспитателя, его неформального доброжелательного отношения к ребенку.
Создать в классе доброжелательный стиль общения, хорошее настроение при деловых отношениях, установить тишину и порядок — значит создать ситуацию щадящего режима работы первоклассников, значит предупредить образование ненужных невротических состояний и неврозов.
В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"
Уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка , здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия .
Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека
Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения.Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.
Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.
(см. рисуночные тесты для детей)
Детский рисунок человека — регуляция психомоторного тонуса
Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.
Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.
Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.
(см. личность ребенка — тест)
Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.
Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности , агрессивности . Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.
Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека
Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на детском рисунке человека в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.
При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.
Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.
(см. тест на астению)
Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.
Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.
Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия
Штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.
Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка , т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.
Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации .
Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.
О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).
Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.
Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.
Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».
В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).
(см. невротизм ребенка — тест)
Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.
Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка - еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги
Психологические проблемы ребенка: депрессия
Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния . В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.
Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.
Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение - для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию . В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент - тревожный или депрессивный.
Далее, будет рассмотрен тест детского рисунка человека на определение сферы общения: — интровертность, экстравертность, демонстративность и отстраненность ребенка
Желаю всем психического благополучия!
Психические состояния детей. Стресс.
В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека. Встречающиеся человеку в жизни трудности могут быть им преодолены, а могут стать сильнее его. Если человек этот факт осознаёт, то он способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личночтного развития. Всё это справедилво и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе.
Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрницательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Активация – активное поведение, желание изменить ситуацию, оптимистическое отношение к проблемам, уверенность в благоприятном исходе.
Тонус – постоянная активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающая их готовность к действию. В психологии тонус раскрывается как возможность расходывать энергию, стенически реагировать на трудности. Плохая работоспособность, вялость, несобранность говорят о пониженнои тонусе.
Напряжение – состояние, обусловленное ожиданием неприятных событий, сопровождаемое иногда страхом, тревогой, ощущением общего дискомфорта. При этом основной причиной возникающего напряжения часто является неудовлетворённая потребность.
Стресс – интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Также понятие «стресс» рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Стресс может привести к разным заболеваниям организма. В медицине различают активный и пассивный стресс. При активном чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном сбои имунной системы.
Нужно помнить, что адаптивные возможности человека очень велики, поэтому многие начальные изменения в организме, возникшие под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Небольшой стресс не оказывает негативного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности. Такой стресс носит название эвстресс и положительно влияет на человека. Дистресс же наоборот производит разрушительные действия в организме.
Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Родителям и педагогам необходимо научиться хотя бы на элементарном уровне диагностировать стрессовые состояния у детей.
Признаки стрессового состояния у ребёнка:
Подавленное настроение
Плохой сон. Ребёнок с трудом засыпает и беспокойно спит
Усталость после нагрузки, которая раньше давалась легко
Беспричинная обидчивость, часто плачет по ничтожному поводу, или наоборот становится агрессивным.
Рассеяность, забывчивость отсутствие уверенности в себе. Ребёнок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмётся» к ним.
Ненаблюдаемые раньше состояния упрамства, кривляние, стремления к одиночеству.
Иногда ребнок постоянно жуёт или сосёт что-то, чего раньше не наблюдалось. Или стойкая потеря аппетита.
Дрожание рук, качание головой, передёргивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
Потеря веса, истощение или наоборот симптомы ожирения.
Расстройство памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все эти признаки могут говорить о стрессовом состоянии ребёнка только в том случае, если раньше их не наблюдалось. Не все признаки могут быть явно выражены, но беспокоиться следует даже тогда, когда присутствуют лишь некоторые из них.
Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для родителей. НО! Они не заменят работу специалиста! Если вас беспокоит состояние вашего ребёнка, обратитесь к специалистам – психологу и неврологу.
Боремся со стрессом (материал с ссайта med-lib.ru):
Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самой поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.
Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.
Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом он поймет, сколько времени ему придется ждать.
Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.
Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик - это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает. Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или воспитателем в школе, если такие симптомы начнут проявляться. Пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители больше заняты и они ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без помощи родителей. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые, пусть маленькие. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: "Я не могу сделать это; что же со мной происходит?" Они начинают чувствовать себя ущербными и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.
Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке. Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться, говорит доктор Эгелэнд. Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".
Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.
Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.
Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.
Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться "секретным ключом", к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.
Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха.Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", - такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.
Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно что случится".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru
Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.
Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.
Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.
Особенности детских психозов
И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.
Для детских психотических отклонений характерны:
Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.
Почему дети подвержены психическим отклонениям
Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:
- генетические;
- биологические;
- социопсихические;
- психологические.
Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:
- проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
- несовместимость темперамента малыша и родителя;
- семейные разлады;
- конфликты между родителями;
- события, которые оставили психологическую травму;
- лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
- высокая температура, которая может вызвать или ;
На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.
Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.
Группы риска
Таким образом, в зоне риска находятся дети:
- у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
- которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
- перенесшие ;
- перенесшие психологическую травму;
- у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
Разновидности психотических отклонений среди детей
Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:
- ранний психоз;
- поздний психоз.
К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).
В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:
- экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
- – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
В зависимости от типа течения психозы могут быть:
- , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
- – возникшие моментально и неожиданно.
Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:
Симптоматика в зависимости от формы сбоя
Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:
- – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
- – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
- пассивность, не инициативность;
- агрессивность, грубость;
- синдром навязчивости.
- отклонения, связанные с мышлением.
Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.
Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:
- причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
- обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
- симптомы зависят от характера травмы.
Ранний возраст
В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.
Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.
Психические расстройства раннего периода проявляются в:
- фрустрации;
- капризности, непослушании;
- повышенной утомляемости;
- раздраженности;
- дефиците общения;
- дефиците эмоционального контакта.
Более поздний возраст вплоть до подросткового
Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.
В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.
В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:
- резкие перепады настроения;
- меланхолия, ;
- агрессивность, конфликтность;
- , противоречивость;
- сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
- шизоидность;
- отказ от принятых правил;
- склонность к философии и крайним позициям;
- непереносимость опеки.
Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:
Диагностические критерии и методы
Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:
- невропатолог;
- логопед;
- психиатр;
- доктор, который специализируется на болезнях развития.
Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.
Оказание профессиональной помощи
Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.
Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:
Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.
Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.
В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.
В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.
Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.
Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.
Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:
Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.
Как правило, в таких семьях имеется один или несколько детей. Для любого ребенка развод родителей это, прежде всего колоссальный стресс, который оказывает большое негативное влияние на психологическое состояние детей. Семья - это основная ячейка общества. Именно семья учит ребенка любить, радоваться жизни, познавать мир, искать свое место в обществе. Отношения между родителями являются примером для детей, на примере родителей дети учатся переживать тяжелые моменты и в дальнейшем строить свои собственные отношения. Таким образом, разрыв семьи не может не повлиять на психологическое состояние детей после развода родителей.
Дети очень близко воспринимают развод родителей. Самое страшное, что при этом у большинства подростков возникает чувство вины, за то, что он не смог сохранить брак своих родителей. Возможно, это чувство будет преследовать ребенка на протяжении большого периода после развода родителей.
Другое не менее опасное чувство, способствующее еще более негативному влиянию на состояние детей после развода - это чувство страха. Ребенок начинает бояться потери любви родителя, который ушел из семьи и, напротив, появляется некая озлобленность на второго родителя. Многие дети становятся более капризными, начинают требовать повышенного внимания. Некоторые же становятся подвержены частым болезням и перепадам настроения.
Состояние детей отображается и в отношениях с окружающими людьми. Дети могут проявлять приступы агрессии к учителям или своим одноклассникам. У многих детей появляются проблемы в школе из-за плохого поведения и непослушания. По мнению специалистов больше отрицательного воздействия на психику ребенка наблюдается среди мальчиков. Также, считается, что чем выше возраст, тем сильнее ребенок переживает распад семьи. Часто «дети отбиваются от рук», они стараются не подчиняться правилам и нормам поведения установленными в обществе, появляется чувство гнева и ненависти к старшим людям либо к одному из родителей. В редких случаях у подростка может появиться склонность к самоубийству. Возможно, что ребенок будет испытывать чувство стыда за свою семью перед товарищами.
После развода родителей одним из основных страхов детей является появление в семье нового человека, который попытается, по мнению ребенка, составить последнему конкуренцию за внимание родителя. Таким образом, появляется чувство ревности и ненужности ни кому кроме самого себя. В этом случае ребенок может убегать из дома, проводить большую часть времени со своими друзьями. Многие дети стараются оставаться на ночь у сверстников, чтобы попробовать ощутить полноценную семью.
Пример родителей может отрицательно сказаться и на личной жизни ребенка. Многие дети из разведенных семей, как правило, повторяют ошибки своих родителей и тоже разрушают свой брак. По статистике возраст, в котором вступают в брак дети из разведенных семей значительно ниже, чем у детей из обычных семей. Это объясняется в желании восполнить ощущение крепкой семьи, которого он был лишен в детстве. Но ранний возраст как раз и выступает основной причиной развода у таких детей.
Конечно же, можно избежать тяжелых последствий состояния детей, если стараться не обделять ребенка вниманием и любовью и следовать некоторым советам психологов. Итак, основные правила, которые помогут психологическому состоянию детей после развода:
- Поддержание теплой атмосферы во взаимоотношениях со своим ребенком.
- Если вы решили развестись, то лучше всего это честный и откровенный разговор с ребенком. Надо сказать ему все как есть, чтобы в дальнейшем он не обвинял вас во лжи и несправедливом отношении. При этом нельзя настраивать ребенка против одного из родителей.
- Уделять ребенку больше внимания. Чаще давать понять, что его любят.
- Стараться регулярно устраивать встречи со вторым родителем, чтобы ребенок не держал злости на него за уход из семьи.
- Как можно чаще ходить с ребенком в парки, музеи, кино и другие развлекательные заведения. Это поможет вашему чаду не думать о разводе и не погружаться в грустные мысли. Таким образом, он быстрее свыкнется с разводом родителей.
- Постараться какое-то время не менять привычных для ребенка условий жизни. (школа, место жительства, друзья)
- Никогда не выясняйте отношения на глазах у ребенка, что не травмировать психику. Именно из-за этого у многих детей в дальнейшем появляется чувство агрессии.
Если придерживаться этих простых правил, то можно помочь своему ребенку намного проще справиться с тяжелой ситуацией.