Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида. Новый порядок разработки ипра: что изменилось? Определение реабилитационной программы
Оставлен Лизавета Вс, 23/04/2017 - 00:00
Описание:
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.
Дата публикации:
21/04/17
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА ) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.
Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.
Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы.
С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н . Указанным Приказом приняты новые формы индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которые теперь называются иначе.
В форме индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА – вместо прежней ИПР! ) появились новые разделы:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом;
- раздел, посвященный техническим средствам реабилитации (ТСР) разделен на два самостоятельных раздела:
ТСР и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета (обращаем внимание, что в отношении указанных ТСР отдельно выделена графа о нуждаемости ребенка-инвалида в сопровождении к месту нахождения организации, в которую выделено направление для получения ТСР);
ТСР, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств ребенка-инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
- виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению. Перечень видов помощи открытый, может быть заполнен в зависимости от потребности ребенка;
- мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (ранее в ИПР ребенка-инвалида такого раздела не было, он содержался только в ИПР взрослого инвалида).
Разделы, указанные в пунктах 1, 2, 3, вошли и в ИПРА инвалида (для взрослых).
Главное изменение – в порядке реализации ИПРА.
Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.
В указанные органы бюро МСЭ будет направлять выписки из ИПРА:
а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;
г) по социальной реабилитации или абилитации в части обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета (в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) ТСР субъектам Российской Федерации), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
д) по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Орган исполнительной власти или отделение ФСС РФ в 3-дневный срок от даты поступления выписки должен организовать работу по разработке перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Исполнителями мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов.
Формат карты ИПРА
Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПРА была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном), о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была), о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе. Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителе инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.
Карта ИПРА включает следующие разделы:
- Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
- Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
- Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
- Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
В новой форме ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделено отдельно от социальной реабилитации);
- ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и других источников;
- виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.
В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.
Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.
Раздел “Медицинская реабилитация” включает:
1. Восстановительную терапию;
2. Реконструктивную хирургию;
3. Протезирование и ортезирование;
4. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.
В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены:
1. Социально-средовая реабилитация и абилитация;
2. Социально-педагогическая реабилитация;
3. Социально-психологическая реабилитация;
4. Социокультурная реабилитация;
5. Социально-бытовая адаптация;
6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
Раздел “Профессиональная реабилитация” (процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает:
1. Профессиональную ориентацию;
2. Профессиональное обучение/переобучение;
3. Содействие в трудоустройстве;
4. Производственную адаптацию.
Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:
2. Психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;
3. Профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.
Как внести изменения в карту ИПРА
При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:
а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
б) оценка реабилитационного потенциала;
в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.
ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе.
Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА
ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью. Она призвана обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.
В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА. Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Следовательно, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.
Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу. ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.
Процедура заполнения карты ИПРА
В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.
Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ. Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА. Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.
Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.
Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?
Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.
На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.
Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Выбор исполнителя ИПРА
Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.
В связи с новой формой ИПРА немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей. Например, при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) его указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы социальной защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты или образовательное учреждение (без конкретизации). Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет проблематично. Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПРА этим учреждением.
Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или, возможно, более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПРА следует выбирать организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.
Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью либо их законных представителей в выборе исполнителей ИПРА.
1. Исполнители ИПРА – конкретные государственные учреждения
Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПРА вписывают систему государственной власти, в ведении которого находится реализация соответствующих полномочий. Но в определенных случаях остается возможность вписать конкретную организацию. Иногда это очень важно в силу имеющейся информации о качестве предоставляемых услуг.
Услуги по ИПРА предоставляются государственными учреждениями человеку с инвалидностью бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПРА вместо предложенного БМСЭ учреждения.
2. Исполнители ИПРА – не конкретные организации, а учреждения определенного типа.
Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определенного типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении людей с инвалидностью (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).
На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно заказным письмом по почте запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПРА на их базе. Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме). При этом можно в качестве исполнителя ИПРА сразу выбрать и какую-либо иную организацию. Это наиболее оптимальный вариант.
3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА.
Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПРА в качестве исполнителя, не значит отказ от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”.
Из этого следует, что человек с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью.
Исходя из этого, исполнителем ИПРА может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПРА.
Согласование выбора исполнителя ИПРА с органами МСЭ
Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПРА. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПРА на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПРА курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.
Обратите внимание на такие важные моменты как обязательность исполнения ИПРА соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Помните и о том, что человек с инвалидностью сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.
После заполнения карты ИПРА человек с инвалидностью либо его законный представитель прибегает к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПРА. Механизм реализации ИПРА на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации человека с инвалидностью возникают на каждом шагу – от момента составления ИПРА до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов. Вопросы, связанные с реализацией ИПРА, решаются как в досудебном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесенных лицом с инвалидностью или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах есть.
Самое главное, по мнению РООИ «Перспектива», – люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью должны ответственно относиться к формированию ИПРА. Они не должны ожидать, что МСЭ сделает все за них, необходимо самому вникать и знать о своих потребностях и возможностях в связи с инвалидностью. Необходимо в том числе знать, что рекомендуют врачи-специалисты и не бояться задавать этим специалистам вопросы, ведь именно от их рекомендаций на 80-90% зависит содержание будущей ИПРА. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала.
Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА
Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г.Москве – органы социальной защиты и департамента здравоохранения по ТСР медицинского назначения). Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях, и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.
Компенсации производятся в соответствии с «Порядком выплаты компенсации » за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. №57н).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня. В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой находится на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для предоставления информации о размещении государственных заказов (www.zakupki.gov.ru).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась, либо процедура закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени закупки технических средств реабилитации (услуг), проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Информация о такой закупке должна располагаться на том же официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru .
Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.
Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью (либо его законного представителя) о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а именно:
- документа, удостоверяющего личность инвалида;
- индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
- копии правоподтверждающих документов исполнителя.
Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок от даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
(При подготовке информации использованы материалы с сайта РООИ «Перспектива»)
- 44388 просмотров
ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА?
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) это разработанный федеральными учреждениями Медико-социальных экспертиз (МСЭ) комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов труда.
ИПР инвалида выдается в виде единой формы (карты) установленного образца (Приказ Минздравсоцразвития РФ « Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭ, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008г N 379н).
ЧТО ВНОСИТСЯ В ИПР?
В ИПР включаются только мероприятия, технические средства реабилитации (ТСР) и услуги, которые направлены на устранение причин, факторов, обусловливающих инвалидность.
ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.
НА КАКОЙ СРОК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ИПР?
Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года, бессрочно, до достижения 18 лет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГРАЖДАНИН НЕ СОГЛАСЕН С РЕКОМЕНДУЕМЫМИ В ИПР МЕРОПРИЯТИЯМИ?
Отказ инвалида (или его законного представителя) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственно за ее исполнение и не дает инвалиду право на получение компенсаций в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В случае отказа инвалида (или его законного представителя) подписать ИПР, карта не выдается на руки инвалиду и приобщается к акту освидетельствования.
В случае несогласия с содержанием ИПР, инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в Главное бюро МСЭ вашего города или области. Главное бюро МСЭ не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.
ЕСЛИ ИПР БЫЛА РАЗРАБОТАНА, НО НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ В НЕЕ ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?
Коррекция ИПР проводится по личному обращению инвалида, не зависимо от срока установления инвалидности, в бюро МСЭ при предоставлении «Направления на МСЭ», в котором должно быть обоснование необходимости обеспечения конкретным техническим средством реабилитации (например, кресло-коляска).
МОЖЕТ ЛИ ГРАЖДАНИН БЫТЬ ИНВАЛИДОМ, А ИПР ЕМУ НИКОГДА НЕ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ?
Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 20.02.2006г N 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2009г N 1121): «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации».
ИПР могла быть не разработана инвалиду в случаях, если он отказался от ее разработки или инвалид в дальнейший реабилитационных мероприятиях не нуждался.
В этом случае процедура разработки ИПР осуществляется в соответствии с порядком освидетельствования, т.е. обязательное предоставление инвалидом «Направления на МСЭ», оформленное ЛПУ или органом социальной защиты населения, и заявления о разработке ИПР.
В последнее время, из-за дефицита Федерального бюджета, наблюдаются проволочки и даже незаконные отказы в прописывании реабилитационных технических средств в справку ИПР необходимых инвалиду. В том случае необходимо направлять жалобы и требовать положенное Вам по закону. Со стоимостью денежной компенсации Вы можете ознакомиться .
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ ИПР?
В случае утраты ИПР инвалида, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро МСЭ, которое разрабатывало ИПР.
2.2 Структура ИПР
2.3 Выбор исполнителя ИПР
Список использованной литературы
1. Индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида
В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты.
Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, на одном из которых, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, остановимся в данной работе более подробно.
Статья 11 ФЗ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается определение: "Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности".
Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.
ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.
Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.
Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.
Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д.
ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.
Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.
Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.
Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.
2. Карта индивидуальной реабилитации инвалида
С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР. Она разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где инвалид получает или будет получать свидетельство об инвалидности.
2.1 Что даёт инвалиду заполнение карты ИПР?
ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации.
Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.
В общем, сформированная для вас ИПР - это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.
Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.
Кроме того, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.
2.2 Структура ИПР
Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:
об образовательном уровне (общем и профессиональном);
о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.
С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:
- Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
- Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
- Группе инвалидности, степени ограничения трудоспособности.
Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:
- Восстановительная терапия.
- Реконструктивная хирургия.
- Ортезирование и протезирование.
- Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
- Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).
Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:
- Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
- Юридическое сопровождение.
- Патронаж семьи.
- Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
- Адаптационное обучение.
- Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
- Психологическая помощь.
- Социокультурная реабилитация.
Восстановление трудоспособности
Профессиональная программа реабилитации инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение трудоспособности гражданина. Она включает в себя:
- Выработку рекомендаций о противопоказаниях и допустимых видах и условиях деятельности.
- Профориентацию.
- Профессиональное обучение или переобучение.
- Содействие в поиске работы.
- Предоставление технических средств.
Работа с несовершеннолетними гражданами
Программа реабилитации ребенка-инвалида включает в себя психолого-педагогические мероприятия. К ним относят:
- Получение дошкольного и школьного образования и воспитания.
- Психолого-педагогическую коррекционную работу.
- Предоставление технических средств для обучения.
Кроме этого, программа реабилитации ребенка-инвалида предусматривает патронаж семьи, в которой он находится. Специалисты проводят консультации, оказывают психологическую помощь родителям.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида: образец
Самыми важными разделами ИПР считаются те, в которых указаны психолого-педагогические, лечебные мероприятия, а также услуги, предусматривающие содействие в восстановлении профессиональной конкурентоспособности гражданина на рынке труда. В каждом из них присутствует две части. В первой указываются конкретные мероприятия, технические средства, которые будут необходимы человеку. Во второй части присутствует информация об исполнителях, формах, сроках, порядке, в котором будет осуществляться реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также о полученных результатах или о причинах их неполучения. Образец бланка приведен в статье.
Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).
Программы социальной реабилитации инвалидов представляют собой ключевой механизм обеспечения учета личных потребностей граждан и адресность поддержки. На сегодняшний день наличие карты ИПР позволяет эффективно решать многие вопросы, касающиеся осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий. При этом результативность взаимодействия с представителями власти повышается на всех уровнях. Так, например, высшие учебные заведения при приеме на обучение требуют ИПР. Ни один гражданин, имеющий инвалидность, не сможет встать на учет в центр занятости, не имея соответствующего документа. Следовательно, без ИПР нельзя получить образование, устроиться на работу, получить новую специальность.
Кроме этого, государственная программа реабилитации инвалидов предусматривает возможность получения технических средств, необходимых для адаптации. Кроме этого, в документе могут указываться специальные условия, которые необходимы для конкретного человека. Это особенно важно для граждан, не достигших 18 л. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида включает только те мероприятия, которые допустимы для него с учетом его психофизиологического состояния.
В соответствии с Положением о признании гражданина инвалидом, разработка программы должна осуществляться в течение месяца после установления группы и степени ограничения трудоспособности. Однако на практике действует следующий порядок. Чтобы получить ИПР, необходимо посетить лечащего врача и попросить у него направление на МСЭ. В бюро по медико-социальной экспертизе, кроме этого, следует подать заявление. Оно оформляется в 2 экземплярах. В нем целесообразно указать конкретные мероприятия, услуги и средства, в которых нуждается гражданин.
Чтобы наиболее полно отразить все потребности по каждому разделу карты, рекомендуется описать их на отдельном листе-приложении. При этом в тексте заявления следует указать просьбу учесть эти сведения. К документу также целесообразно приложить рекомендации специалистов или заключения экспертов, предоставляющих те или иные услуги. Это необходимо для формирования у сотрудников МСЭ наиболее полного представления обо всех потребностях гражданина и его реабилитационном потенциале.
За оформлением карты можно обратиться не только во время переосвидетельствования. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов, а также взрослых с ограниченными возможностями, составляется каждый год, даже если группа установлена без срока повторной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, заполнение бланка которой должно осуществляться с учетом не только рекомендаций экспертов, но и пожеланий самого гражданина, передается ему на подпись. Он должен поставить свой автограф в каждом разделе карты. Так он выражает свое согласие с указанными в ней мероприятиями.
Однако не исключены и противоречия. В таких случаях гражданин в поле для подписи пишет, что с содержанием карты он не согласен, и указывает причины. Решения и действия сотрудников БМСЭ лицо вправе оспорить. Жалоба подается в главное Бюро региона. К ней следует приложить копию карты. После этого выполняется обследование, проводятся беседы с гражданином. По их результатам выносится заключение по оспариваемым моментам. Если претензии гражданина будут признаны обоснованными, составляется новая программа. Она подписывается председателем комиссии и удостоверяется печатью ГБМСЭ. Принятое решение также может быть оспорено в федеральном бюро в месячный срок. Кроме этого, гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию.
Объем предусмотренных в ИПР мероприятий не может быть больше Федерального перечня технических средств и услуг. Гражданин либо его представитель могут частично или полностью от них отказаться. В этом случае госорганы, местные структуры, а также иные организации будут освобождены от ответственности за выполнение программы. Кроме этого, гражданин будет лишен права на получение компенсации.
Специалисты, однако, призывают не спешить с отказом. Федеральная программа реабилитации инвалидов носит рекомендательный, а не обязательный характер. После подписания карты гражданин вправе не обращаться в соответствующие органы и структуры для получения тех или иных средств или услуг. В таком случае есть возможность на протяжении всего срока ее действия изменить первоначальное решение и воспользоваться господдержкой.
Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.
Необходимо помнить, что ключевая задача реабилитации состоит в устранении либо, насколько это возможно, полной компенсации возникших вследствие инвалидности ограничений жизнедеятельности. В этой связи исполнителями следует выбирать тех лиц или организации, которые смогут справиться с поставленными задачами. Это могут быть как государственные, так и частные структуры любой формы собственности.
В ФЗ, регламентирующем социальную защиту инвалидов в РФ, установлено, что если услуга либо техническое средство, предусмотренные в программе реабилитации, не могут быть предоставлены гражданину или он осуществил их оплату собственными средствами, ему полагается компенсация затрат в полной мере. В ИПР могут включаться мероприятия как финансируемые бюджетом, так и те, расходы на которые несет само лицо.
В соответствии с законом, бесплатно могут предоставляться только те услуги и средства, которые присутствуют в соответствующем перечне. Он утвержден правительственным постановлением и включает в себя не так много позиций. Государство, таким образом, принимает на себя обязательства оплатить минимальный набор услуг и тех. средств.
Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ действуют региональные нормативные акты, существенно расширяющие перечень. Возмещение расходов должно осуществляться территориальными подразделениями ФСС. При этом необходимо учитывать, что право на компенсацию дают только подтвержденные документально договорные отношения с действительными исполнителями ИПР. Гражданину следует предоставить доказательства оплаты услуги или тех. средства. В ФСС подается соответствующее заявление, к которому прилагаются копии карты ИПР и прочих документов.
Заявление на компенсацию затрат и приложенные к нему документы рассматриваются не больше месяца. Если по окончании этого периода гражданин не получил ответ либо ему было отказано в возмещении, он может обратиться в вышестоящую структуру ФСС. Если и в этом случае его просьба не была удовлетворена, он вправе обратиться в суд. Специалисты заостряют внимание граждан на том, что подача иска не будет указывать на то, что гражданин стремится усугубить конфликт. В данном случае такая реакция на несправедливость позволит задействовать госорганы в решении проблемы, а ответственным лицам - осознать свои обязанности. Вместе с этим следует быть готовым к любому исходу дела.
В РФ действуют следующие законодательные акты, регламентирующие вопросы составления и исполнения ИПР:
- ФЗ № 181. Ст. 11 указанного закона полностью посвящается индивидуальной реабилитационной программе. Кроме этого, ИПР указывается в ст. 8, 18, 19, 23, 29, 25, 32.
- ФЗ "О соцзащите инвалидов". В этом нормативном акте приводится определение ИПР, называются органы, ответственные за ее составление, указываются основные права людей с ограниченными возможностями. В законе установлено, что инвалида нельзя признать безработным без оформления на него индивидуальной реабилитационной программы. В нормативном акте зафиксирована обязанность ответственных органов исполнять ИПР, а также возможность гражданина обращаться в суд при ее невыполнении.
- Положение о признании человека инвалидом.
- Правительственное Постановление № 805 от 16.12.2004. Оно регламентирует деятельность ФГУ МСЭ.
- Приказ Минздравсоцразвития от 29.11.2004 г.
- Правительственное Распоряжение № 1343-р от 21.10.2004 г.
После оформления карты индивидуальной реабилитационной программы гражданин либо его представитель по закону обращаются за помощью к самым разным организациям для реализации предусмотренных мероприятий и получения необходимых тех. средств.
Следует сказать, что в настоящее время механизм исполнения ИПР нельзя назвать идеальным. В самой программе господдержки существует множество пробелов. В этой связи на практике у граждан очень часто возникают всевозможные препятствия. Проблемы могут появиться на разных этапах - и в момент составления реабилитационной программы, и в ходе выполнения намеченных в ней мероприятий.
Особая сложность возникает в процессе осуществления права на возмещение понесенных расходов. В этом случае целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Немаловажно и иметь все документы, доказывающие факт оплаты услуги или технического средства за свои деньги. Конфликты, связанные с реализацией реабилитационной программы, могут разрешаться как в претензионном, так и в судебном порядке. Первый предполагает обращение в вышестоящие инстанции. Что касается судебного обжалования, практика по такого рода делам недостаточно обширна на сегодняшний день. Однако и в ней есть прецеденты выигранных споров о возмещении расходов, понесенных гражданином и его родственниками на реабилитационные мероприятия.
Необходимо учитывать, что оформление карты ИПР в настоящее время является обязательным. Другой вопрос заключается в том, что в ней прописываются зачастую далеко не все услуги и тех. средства, которые необходимы гражданину, а только те, которые включены в бесплатный перечень. Перед правительством, таким образом, стоит задача по усовершенствованию механизма исполнения реабилитационных программ.
ИПР должна быть эффективной для человека. Реабилитационная программа станет полезной только в том случае, когда за ее основу будут приниматься не возможности государства, а действительные потребности каждого инвалида.
ИПР инвалида (индивидуальная программа реабилитации)
ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.
Как стать участником программы реабилитации инвалидов
Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.
Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация9raquo; появится понятие «абилитация9raquo;. А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.
Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .
Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:
- проводят диагностику;
- оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
- определяют реабилитационный прогноз для инвалида.
ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.
Что включает в себя ИПР инвалида
Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).
Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.
Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
- в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
- в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
- в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
- в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
- в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.
Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха
Компенсация реабилитационных средств и услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.
Последствия отказа от ИПР для инвалида
Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.
Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.
ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.