Организацию трудового устройства инвалидов в российской федерации. Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии. Условия труда инвалидов и режим работы
Источники права по регулированию трудовых прав работников-инвалидов:
- Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46).
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» (Требования)).
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Статус инвалида и подтверждающие документы работника
- привлечение работников, которым присвоен статус инвалидов, к сверхурочной работе, работе в выходные или праздничные дни, в ночное время может производиться исключительно с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением ( , ). Работник имеет право дать согласие на предложенную работу или отказаться от нее. Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни работнику осуществляется в общем порядке. Таким образом, законодательно установлена обязанность работодателя надлежащим образом оформить:
- уведомление сотруднику, имеющему право отказаться от сверхурочной работы (работы в выходные или праздничные дни, ночное время);
- уведомление сотруднику о привлечении к сверхурочной работе (к работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
- письменное согласие работника на привлечение к сверхурочной работе (работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
- сотрудникам с ограниченными возможностями предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
- работнику-инвалиду по его письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.
ВАЖНО!
Инвалиды Чернобыля дополнительно имеют право:
- на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время,
- на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (выплачивается органами социальной защиты населения в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Работник-инвалид 2 группы: особенности кадрового учета
Исходя из того, что для таких сотрудников предусмотрен сокращенный рабочий день, сотруднику, отвечающему за табели, стоит проявить внимательность и указывать соответствующую ИПР длительность рабочего дня. На медицинские рекомендации необходимо опираться и при распределении рабочих заданий, ночных смен и командировок.
Перевод работника, имеющего статус инвалида
Подчиненного, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). В других случаях перевод производится в общем порядке.
Расторжение трудового договора (увольнение) работника-инвалида
Если работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, трудовой договор расторгают в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .
Если у работодателя происходит сокращение, то нужно учитывать, что, согласно ст. 179 ТК РФ , если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, сотрудникам, получившим у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества.
Если указанные категории работников все же попадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
Увольнение сотрудника в период временной нетрудоспособности по инициативе работодателя является незаконным. Уволить такого сотрудника можно только по его желанию. Либо если он до того, как оказался на больничном, написал заявление об уходе.
ВАЖНО!
Как уволить инвалида 2 и 3 группы
Несмотря на то, что трудовое законодательство находится на стороне сотрудников, являющихся людьми с ограниченными возможностями, существуют причины, по которым такие сотрудники могут быть уволены. Увольнение инвалида 2 и 3 группы по инициативе работодателя может быть произведено в следующих случаях:
- отказ от перевода на должность, соответствующую ИПР, либо отсутствие такой вакансии в компании;
- нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте;
- прогул без уважительной причины;
- систематическое игнорирование трудовых обязанностей;
- ликвидация организации, сокращение штата, реорганизация.
Стоит помнить, что говорит Трудовой кодекс: инвалиды подчиняются тем же правилам, что и остальные работники. В частности, труд инвалидов 2 группы в имеет такую же ценность, как и работа здоровых сотрудников.
Инвалиды: условия труда 2019
Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями (статья 22 ).
Если труд инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.
Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого человека или для группы с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для людей с ограниченными возможностями не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками.
Оборудование рабочего места зависит от нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности инвалида и осуществляется с учетом его профессии (должности), характера труда, выполняемых обязанностей (п. 3 Требований).
Если в штате есть работники, имеющие статус инвалида, то работодатель обязан проанализировать их потребности в специальных рабочих местах, ориентируясь на ИПРА (ИПР), определить перечень мероприятий по оборудованию таких рабочих мест и реализовать эти мероприятия.
Примеры
Для сотрудника, передвигающегося на кресле-коляске, офис должен быть оборудован лестничными подъемными механизмами, площадь рабочего места должна обеспечивать возможность подъезда к нему, а санузлы оборудованы специальной сантехникой.
Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это различные поручни, пандусы, специальные дверные ручки.
Для людей с инвалидностью по зрению — тактильная плитка, разметка, специальные напольные покрытия, таблички со шрифтом Брайля, системы вызова персонала.
Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:
- · государство предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
- · предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
- · резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- · стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- · создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- · создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
- · организуется обучение инвалидов новым профессиям.
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов:
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации»..
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
При невыполнении или невозможности выполнения квоту для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы труда и занятости России указанные суммы перечисляются организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов Трудовое право: Учебник / Н.А. Бриллиантова (и др.); под редакцией О.В. Смирнова, И.О. Снигирёвой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008..
Важно иметь в виду, что законодательство (ст. 22 Закона РФ от 24 ноября 1995 г.) предусматривает порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Они создаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Однако специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам при исполнении ими трудовых обязанностей.
Организация трудового устройства инвалидов.
Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.
24.11.95 ᴦ. был принят Федеральный Закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
1. Медицинскую реабилитацию.
2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
3. Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счёт средств федерального бюджета͵ средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счёт средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счёт средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места͵ определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, принято понимать система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые инвалиды имели до наступления инвалидности.
5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Οʜᴎ создаются по решению местных органов, министерств, ведомств. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по электроэнергии, затраты на содержание средств производства, в т.ч. и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. Сегодня распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной защиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.
31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.
Организация трудового устройства инвалидов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация трудового устройства инвалидов." 2017, 2018.
Инвалиды имеют проблемы не только с бытовыми условиями жизни, но и с трудоустройством. К сожалению, инвалидам иногда очень сложно устроиться на работу.
Зачастую работодатели не приветствуют в своем коллективе работников с физическими увечьями в силу их низкой трудоспособности. Поэтому государство предпринимает важные шаги, связанные с этими вопросами.
Законы Российской Федерации в 2018 году
Инвалиды относятся к наиболее уязвимым слоям населения, которые нуждаются в поддержке государства. Если в стране соблюдаются все нормы права, то эта категория людей будет иметь определенные льготы, привилегии и различные консультации по многим вопросам.
Так как Россия считается передовым государством, то здесь предусматриваются все эти проблемы.
Фонд содействия трудоустройству инвалидов с каждым годом совершенствует свою работу, поэтому в настоящее время данной категории людей становится намного проще приобрести профессию и найти свою трудовую нишу.
Федеральный закон № 181 оглашает наличие следующих льгот в профессиональном обучении и трудоустройстве инвалидов:
- Льготы по денежным выплатам – для людей с физическими недостатками снижена налоговая планка, либо она может вообще отсутствовать. Инвалиды в обязательном порядке получают специальную пенсию.
- В моральном плане – всевозможная поддержка инвалидов, отпуск у них – без очереди.
- Натуральные – инвалиды имеют право получать бесплатный набор необходимых для жизни продуктов.
- Медицинские льготы – инвалиды получают необходимые медикаменты для поддержания их нормального состояния.
Важно ! Инвалиды, которые не в состоянии работать, имеют поддержку от государства в виде пенсии. Ее выплата зависит от группы инвалидности.
Закон о занятости населения РФ был выпущен еще в 1991 году и в нем имеются разделы относительно трудоустройства инвалидов. По нему работодатели ежегодно предоставляют отчет об имеющихся свободных местах по трудоустройству для людей-инвалидов.
Это делается согласно установленной квоте. Размер квоты устанавливается на основании ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Справка ! По закону РФ инвалиды 1, 2 и 3 группы устраиваются на работу на общих основаниях, для них не имеются какие-либо ограничения в связи с их положением. Этот закон действует и в 2019 году.
Об особенностях трудоустройства инвалидов рассказывается на видео:
Какие проблемы могут возникнуть?
В настоящий период, несмотря на все усилия со стороны государства, проблемы с трудоустройством инвалидов так же актуальны:
- Многие центры занятости, отвечая на этот вопрос, на первое место ставят не физические увечья людей данной категории, а отсутствие у них образования. Как показывает статистик, в России лишь 15% инвалидов имеют высшее образование, 35% – с профессиональным образованием, у большинства инвалидов имеются лишь школьные аттестаты.
- Также к числу явных проблем относятся стереотипы. Многие предприятия не стремятся получить работников с ограниченными возможностями, полагая, что они не приспособлены к полноценному труду. Огромная роль в этом вопросе отводится государству и ее просветительской работе, но пока все, что делает правительство для инвалидов – это в принудительном порядке предоставляет им квоты, обязывая работодателей предоставлять таким людям рабочие места.
Важно ! Размер штрафов за то, что работодатель отказал в приеме на работу человеку с физическими недостатками, чрезвычайно низок. Владельцу предприятия зачастую легче откупиться от государства, выплатив определенную сумму (достаточно небольшую), и принять на работу, как он думает, «работника с перспективами».
Не всегда причина кроется в дискриминации этой категории граждан, просто нет соответствующих условий труда, которые должно обеспечить прежде всего само государство.
Начиная с 2001 года к закону о защите прав инвалидов были внесены поправки (ФЗ 181), где устанавливались гарантии относительно занятости этих людей. В последние годы трудоустройство инвалидов реально и, в общем, не столь трудное.
Шаги, предпринимаемые государством, были направлены относительно:
- Предоставления квот по рабочим местам для инвалидов.
- Налоговых преимуществ.
Какие в России существуют проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов, рассказывается на видео:
Особенности при устройстве на работу
Государство считает, что необходимо предоставить профессиональную реабилитацию инвалидам, тем самым поддержать их и в без того трудной жизни.
Реабилитация инвалидов в профессиональном плане осуществляется по следующим направлениям:
- Профессиональная ориентация.
- Психологическая поддержка при выборе профессии.
- Предоставление возможности обучиться или переобучиться.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Содействие со стороны региональных органов в трудоустройстве.
- Организации должны создавать квотные места для работников с ограниченными физическими способностями (квотирование).
- Адаптация в профессионально-производственном плане.
Специальные рабочие места
По Российскому законодательству инвалиды устраиваются на работу наряду с остальными гражданами, для них нет определенных преференций и специальных условий.
Если для больного человека основной процесс занятости затруднителен, для такой категории граждан создаются специальные предприятия:
- В настоящий момент на территории России функционирует примерно 1600 таких организаций.
- Такие специализированные учреждения ориентируются на определенные категории граждан с физическими недостатками. Например, это инвалиды по зрению, при явных психических отклонениях, при проблемах у человека с двигательным аппаратом и т.д.
Но выход на работу в специализированных предприятиях – это не исключительная возможность трудиться и получать от этого выгоду. При других формах инвалидности человек может полноценно работать наравне с другими сотрудниками в любой организации.
Но при этом сам работодатель также не вправе ограничивать права таких людей и ставить на первое место работников без физических проблем.
Кроме того, существует законодательство о специальных квотах, выделяемых для устройства инвалидов на работу, к ним относятся:
- Установка определенного количества трудовых мест для инвалидов. Для каждого региона или компании они определяются местной администрацией.
- Устанавливается соотношение сотрудников-инвалидов в процентах относительно списка числа работников предприятия. По правилам это соотношение должно равняться 2-4%.
Справка ! Кроме того, что работодатель обязан трудоустроить по квотам сотрудников-инвалидов, он должен также обеспечить им удобное трудовое пространство и соблюдение всех условий труда. Число таких обустроенных мест должно совпадать с количеством работников с инвалидностью.
Профессиональное обучение
Профессиональная подготовка граждан с инвалидностью действует в соответствии со специальными программами на государственном уровне.
Если отсутствует общее и общее среднее образование, что относится к категории лиц с ограниченными умственными способностями, государство на уровне регионов дает возможность получить им профессиональное образование.
Важно ! Граждане с ограниченными возможностями в плане здоровья, проживающие в нашем государстве, имеют право получать образование как общего плана, так и профессиональное, в соответствии с адаптированными программами образования и индивидуально разработанными программами по реабилитации инвалидов.
При этом создаются все необходимые условия для комфортного получения образования такой категорией лиц.
Для поступающих в высшие учебные заведения инвалидов создаются специальные льготные места.
Они на бесплатной основе получают учебные принадлежности, книги, услуги сурдопереводчиков и т.д.
При выходе на работу инвалида, если он не знаком с условиями труда, работодатель должен предоставить ему определенный срок и возможность обучиться новой специальности.
Квоты
Квотирование означает то, что предприятие обязано трудоустроить определенное количество работников с физическими ограничениями на постоянной основе и на общих основаниях.
Число таких мест будет зависеть от величины фирмы и от штата сотрудников:
- Чем больше организация, тем больше предусматривается квот.
- Например, если в ней насчитывается около 100 сотрудников, то соответственный процент задействованных инвалидов должен быть равен 2-4%.
- Но точные показатели будут зависеть от региона, в котором расположена компания.
Справка ! Если численность сотрудников в организации колеблется в пределах от 35 до 100 работников, то средняя квота будет равна 3%.
На видео приведено юридическое обоснование квотирования инвалидов:
Как найти работу через центр занятости?
Инвалид может обратиться за помощью в специальные Центры занятости населения, при этом предварительно нужно подготовить такие документы:
- Паспорт.
- Документ, указывающий на образование человека – аттестат, диплом об окончании средне-специального или высшего заведения, сертификаты о прохождении курсов и т.д.
- Трудовая книжка или данные о трудовом стаже.
- Свидетельства о налогах и страхованиях.
- Справку о подтверждении инвалидности.
После подачи документов Центр занятости рассмотрит вопрос о постановке на биржу труда человека со второй и третьей группой инвалидности. При этом после трудоустройства инвалиды с третьей группой будут работать на общих основаниях.
Несомненно, трудовая деятельность человека считается основной в его жизни. В отличии от здоровых людей, инвалиду зачастую необходимы определенные условия для осуществления трудовой деятельности.
Задача государственного аппарата и общества в целом быть заинтересованным в приспособлении данной категории людей к рабочим условиям, чтобы они могли свободно ориентироваться в выбранной ими профессии.
Не стоит отворачиваться от инвалидов, в организациях необходимо устанавливать оборудование, которое подходит и для таких работников, чтобы они не чувствовали себя ущербными и трудились наравне с остальными сотрудниками.
Несмотря на инвалидность, каждый гражданин имеет право осуществление трудовой деятельности.
Трудовая деятельность инвалидов обеспечивается государством в лице уполномоченных должностных лиц, которые способствуют в трудоустройстве.
Гарантии государства предусматривают возможность в любой организации или на предприятии вне зависимости от формы собственности, трудоустроится инвалидам для получения заработка. Эта возможность проявляется в установлении квот на прием инвалидов в любой организации. При этом данная организация должна иметь обеспеченность специальными рабочими местами для инвалидов. Чтоб иметь возможность реализации трудовых способностей инвалидам, разрабатываются специальные программы по получению новых профессий. В центрах занятости устанавливаются резервные места для инвалидов, позволяющие им свободно трудоустраиваться по соответствующей профессии или специальности. Государство также гарантирует занятость инвалидов в предпринимательской деятельности .
На работодателей возлагается обязанность иметь наличие квот для инвалидов. Эта квота рассчитывается в размере 24 процентов на среднюю численность работающих по трудовому договору граждан. При этом квота подлежит установлению в том случае, если в организации трудится не менее 100 человек. При численности работников от 35 до 100 человека, на работодателя возлагается обязанность обеспечить рабочими местами не более 3 процентов инвалидов от числа работающих в данной организации. Не подлежат учету квоты в организациях, которые связаны с опасными или вредными условиями труда.
Не подлежат установлению квот рабочих мест в общественных организациях, где в составе находятся инвалиды, а также организации, имеющие уставной капитал, состоящий из вкладов общества инвалидов. Остальные работодатели обязаны для реализации права на труд инвалидов, предусматривать организацию рабочих мест таким образом, чтобы люди с отклонениями могли свободно трудиться.
На работодателей возлагается обязанность подавать в центры занятости информацию о наличии рабочих мест для инвалидов. Оборудование специальными рабочими местами Специальное рабочее место представляет собой такие условия для инвалидов, которые требуют принятие дополнительных усилий по трудоустройству, адаптации и реабилитации инвалидов. Как правило, рабочее место должно быть оборудовано средствами для передвижения инвалидов, дополнительными мерами безопасности рабочего места, а также специальное оснащение, позволяющее инвалидам свободно выполнять объемы работ по трудовому договору.
Оснащение рабочих мест производится за счет работодателей. Контроль за обеспечением рабочими местами инвалидов осуществляют органы исполнительной власти. Должностные лица осуществляют проверку на наличие минимальных мест для инвалидов. В случае выявления нарушений привлекают к ответственности работодателей, не обеспечивших условиями для работы инвалидов.
Осуществление трудовой деятельности инвалидами в организациях не зависимо от форм собственности должно сопровождаться разработкой индивидуальных программ по реабилитации инвалидов. Это выражается в том, что в процессе своей трудовой деятельности, лица, имеющие инвалидность, смогли выполнять необходимый объем работы. Рабочее время должно сопровождаться установлением специальных режимом времени отдыха, позволяющих инвалидам восстанавливать силы для трудовой деятельности как в течение дня, так в период отпусков. Так, например, трудовым законодательством устанавливаются более мягкий режим рабочего времени, а именно не более 35 часов в неделю. Пребывание в ежегодных отпусках предусматривают продолжительность основного отпуска в количестве 30 дней. Инвалиды не могут выполнять сверхурочные работы и привлекаться к работе в ночное время .
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:
За счет средств федерального бюджета - 26900 млн. рублей;
За счет средств бюджетов субъектов РФ - 19718,99 млн. рублей;
За счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.
В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия:
- 1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования.
- 2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации.
- 3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности.
В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий.
Ссылаясь на слова директора Департамента по делам инвалидов Г. Лекарева для людей, имеющих инвалидность, желающих работать, важно создать условия, при которых они могут найти подходящее рабочее место.
В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году Департамент осуществляет поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда.
В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда.
Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида.
Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:
- 1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) - 78,2 млн рублей;
- 2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) - 46,7 млн рублей;
- 3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» - 2,5 млн рублей;
- 4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 10,4 млн рублей;
- 5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - 8,6 млн рублей;
- 6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области - 13,1 млн рублей.
Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны -- это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций работающих с инвалидами. Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».
По данным Минтруда России из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест.
Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратоемко для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности» ,.
Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:
- - сфера услуг (информационное консультирование);
- - торговля;
- - финансовая деятельность;
- - образование и наука.
В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию. Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:
- 1. Базовое образование в высшем учебном заведении (бакалавриат).
- 2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).
- 3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.
- 4. Стажировки за рубежом.
- 5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования». Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.