Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей. Кто такой аутист - самые известные личности-аутисты Кто такой аутист в характер
Заметить признаки аутизма у ребенка можно уже в первые годы жизни. Характерным признаком является нежелание идти на контакт, физический или социальный. Вследствие этого затормаживается речевое развитие ребенка, который просто не стремится устанавливать связи с окружающим миром.
Ребенок не проявляет инициативы в общении, избегает зрительного контакта. Для аутистов характерны эхолалии – повторения слов или фраз, что может ошибочно создать впечатление умственной отсталости. Однако на деле умственная отсталость наблюдается лишь в трети случаев, обычно аутисты понимают смысл сказанного.
Аутичный ребенок не стремиться находить общий язык со сверстниками, кажется эмоционально холодным и отрешенным. Аутистов отличает гиперчувствительность к сенсорным воздействиям окружающей среды: свету, звукам, запахам, прикосновениям. Высокая интенсивность воздействий доставляют страдания сродни боли при физических повреждениях.
Аутисты и социум
Аутисты ригидны, им очень сложно приспосабливаться к изменениям. Потому они протестуют против нарушения привычного уклада, сами любят наводить порядок. Они живут по определенному распорядку и требуют от близких его неукоснительного соблюдения.
Аутистам трудно понять посылы других людей, речевые или невербальные. Поэтому они не воспринимают юмор, переносный смысл слов. Значение сказанного принимается дословно.
Во взрослом возрасте интересы аутистов ограничены, включают как правило одну специфическую сферу. В этой сфере они прекрасно разбираются, знают мельчайшие подробности. С другими людьми они могут разговориться по-настоящему только о своих интересах, при этом не обращая внимания на их ответную реакцию.
Аутисты не понимают проблем других людей и сами не обращаются за утешением. Они предпочитают проводить время в одиночестве, предавшись любимому делу. Из-за этого таким людям очень трудно заводить друзей и поддерживать долговременные отношения.
У больных аутизмом нарушены навыки прогнозирования и планирования, за которые отвечают лобные доли головного мозга. Зачастую они элементарно не могут предвидеть развитие событий, что может повлечь за собой опасные для жизни поступки.
Что касается творческой одаренности, существует разновидность аутизма – синдром Аспергера. Люди с этим синдромом отличаются гениальностью в какой-либо изолированной сфере. Очень много среди аутистов художников, музыкантов или научных деятелей.
Аутизм нельзя вылечить. Иными словами — от аутизма нет таблеток. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.
Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды...
Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:
- детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
- атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
- синдром Ретта (F84.2);
- синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5);
Каким бывает аутизм?
В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — "расстройства аутистического спектра".
Синдром Каннера
Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:
- невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
- недостаточность коммуникативного использования речи;
- отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
- страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);
- непосредственные и отставленные эхолалии ("граммофонная или попугайная речь", по Каннеру);
- задержка развития "Я";
- стереотипные игры с неигровыми предметами;
- клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
При использовании этих критериев важно:
- не расширять их содержание (например, различать неспособность к установлению контакта с другими людьми и активное избегание контакта);
- строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
- учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
- принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей в свою очередь к появлению в клинической картине симптомов вторичных задержек развития и компенсаторных образований.
В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: "Странный, не такой, как все". Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен. "Как мешочек с песком",— иногда говорят родители. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.
Синдром Аспергера
Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.
У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.
Синдром Ретта
Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.
Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения "моющего типа" в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.
К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.
К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.
Атипичный аутизм
Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:
- достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
- ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
- тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.
В последнее время все чаще приходится слышать о таком расстройстве психики, как аутизм. Общество наконец-то перестало закрывать глаза на этот феномен и протянуло руку помощи людям-аутистам. Немаловажную роль в этом сыграла пропаганда терпимости и просветительская деятельность.
Широкое распространение получили знания о том, что это за болезнь, как ее распознать, лечится она или нет. Это позволило снизить возраст постановки диагноза и своевременно проводить лечение. Люди с аутизмом получили шанс на успешную социализацию и счастливую жизнь вопреки своему диагнозу.
Я тоже не смогла обойти стороной это расстройство. Тема моей сегодняшней статьи – аутисты. Кто это такие, как они ведут себя, как с ними общаться – рассмотрим все эти вопросы. Я постараюсь ответить на них простыми и понятными словами.
Что такое аутизм
Аутизм – расстройство психики, характеризующееся нарушением эмоциональной и коммуникативной сферы. Проявляется уже в раннем детстве и остается с человеком на всю жизнь. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают трудности с социальным взаимодействием и демонстрируют слабое развитие эмоционального интеллекта.
Аутисты замкнуты и погружены в свой внутренний мир. Общение с другими людьми дается им с трудом, так как они напрочь лишены эмпатии. Такие люди не способны понять социальный смысл происходящего. Они не воспринимают мимику, жесты, интонации людей, не могут определить эмоции, скрывающиеся за внешними проявлениями.
Как выглядят аутисты со стороны? Узнать их можно по отстраненному взгляду, направленному как бы внутрь себя. Такие люди кажутся безэмоциональными, как роботы или куклы. Во время разговора аутисты избегают зрительного контакта с людьми.
Поведение аутистов часто стереотипное, шаблонное, механическое. У них ограничены фантазия и абстрактное мышление. Они могут по многу раз повторять одни и те же фразы, задавать однотипные вопросы и сами отвечать на них. Жизнь их подчиняется заведенному распорядку, отступление от которого переносится очень болезненно. Любые перемены – большой стресс для аутистов.
Этому заболеванию посвящен прекрасный фильм “Человек дождя” с Дастином Хоффманом и Томом Крузом в главных ролях. Если хотите воочию увидеть, как аутизм выглядит со стороны, советую посмотреть эту кинокартину.
Индивид с легкой формой аутизма мало чем отличается от обычных людей. Из-за своих аутистических черт он может производить впечатление странного, отстраненного человека “не от мира сего”. Порой ни он сам, ни окружающие не подозревают о диагнозе.
Многие знаменитые люди страдают этим недугом, но это не мешает им жить полноценной жизнью. Среди них певицы Кортни Лав и Сьюзан Бойл, актриса Дэрил Ханна, режиссер Стэнли Кубрик.
Симптомы аутизма
Диагноз “аутизм”, как правило, ставят в раннем детстве. Первые проявления можно заметить уже у годовалого малыша. В этом возрасте родителей должны насторожить следующие признаки:
- отсутствие интереса к игрушкам;
- низкая подвижность;
- скудная мимика;
- заторможенность.
По мере взросления добавляются все новые симптомы, вырисовывается яркая клиническая картина заболевания. Ребенок, страдающий аутизмом:
- не любит прикосновений, нервничает при любом тактильном контакте;
- чувствителен к некоторым звукам;
- избегает зрительного контакта с людьми;
- мало разговаривает;
- не заинтересован в общении со сверстниками, большую часть времени проводит в одиночестве;
- эмоционально неустойчив;
- редко улыбается;
- не откликается на собственное имя;
- часто повторяет одни и те же слова и звуки.
Обнаружив у ребенка хотя бы часть из этих симптомов, родители должны показать его доктору. Опытный врач проведет диагностику и разработает схему лечения. К специалистам, которые могут поставить диагноз “аутизм”, относятся невролог, психиатр и психотерапевт.
Диагностируется это заболевание на основе наблюдения за поведением ребенка, психологических тестов, беседы с маленьким пациентом. В некоторых случаях может понадобиться МРТ и ЭЭГ.
Классификация аутических расстройств
В настоящее время вместо термина “аутизм” врачи обычно используют понятие “расстройство аутического спектра” (РАС). Оно объединяет несколько заболеваний со схожими симптомами, но отличающихся степенью выраженности проявлений.
Синдром Каннера
“Классическая” форма аутизма. Другое название – ранний детский аутизм. Характеризуется всеми вышеперечисленными симптомами. Он может протекать в легкой, средней и тяжелой форме в зависимости от выраженности проявлений.
Синдром Аспергера
Это относительно легкая форма аутизма. Первые проявления возникают примерно в 6-7 лет. Нередки случаи постановки диагноза уже во взрослом возрасте.
Люди с синдромом Аспергера могут вести вполне нормальную социальную жизнь. Они мало чем отличаются от здоровых людей и при благоприятных условиях способны устроиться на работу и создать семью.
Для данного расстройства характерны следующие признаки:
- развитые интеллектуальные способности;
- внятная разборчивая речь;
- зацикленность на каком-то одном занятии;
- проблемы с координацией движений;
- сложности с “расшифровкой” человеческих эмоций;
- способность имитировать нормальное социальное взаимодействие.
Люди с синдромом Аспергера часто демонстрируют незаурядные умственные способности. Многие из них признаются гениями и достигают невероятного уровня развития в конкретных областях. Они могут, например, обладать феноменальной памятью или производить в уме сложные математические вычисления.
Синдром Ретта
Это тяжелая форма аутизма, вызванная генетическими нарушениями. Страдают ей только девочки, так как мальчики погибают еще в утробе матери. Характеризуется полной дезадаптацией индивида и умственной отсталостью.
Обычно до года дети с синдромом Ретта развиваются нормально, а потом случается резкое торможение развития. Происходит утрата уже приобретенных навыков, замедление роста головы, нарушение координации движений. У больных отсутствует речь, они полностью погружены в себя и дезадаптированы. Данное расстройство практически не поддается коррекции.
Неспецифическое первазивное нарушение развития
Этот синдром еще называют атипичным аутизмом. Клиническая картина болезни стерта, что сильно затрудняет постановку диагноза. Первые симптомы, как правило, появляются позже, чем при классическом аутизме, и могут быть менее выраженными. Нередко этот диагноз ставят уже в подростковом возрасте.
Атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, а может протекать без утраты интеллектуальных способностей. При легкой форме этого заболевания больные хорошо социализируются и имеют шанс прожить полноценную жизнь.
Детское дезинтегративное расстройство
Для этой патологии характерно нормальное развитие ребенка до двух лет. Причем это касается как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Малыш учится говорить, понимает речь, приобретает двигательные навыки. Социальное взаимодействие с людьми не нарушено – в общем, он ничем не отличается от своих ровесников.
Однако после достижения им возраста 2 лет начинается регресс. Ребенок утрачивает выработанные ранее навыки и останавливается в умственном развитии. Это может происходить постепенно на протяжении нескольких лет, но чаще происходит стремительно – за 5-12 месяцев.
Сначала могут наблюдаться изменения в поведении, такие как вспышки гнева и паники. Потом ребенок теряет моторные, коммуникативные, социальные навыки. В этом главное отличие данного заболевания от классического аутизма, при котором ранее приобретенные навыки сохраняются.
Вторым показательным отличием является утрата способности к самообслуживанию. При тяжелой степени детского интегративного расстройства больные не могут самостоятельно питаться, мыться, ходить в туалет.
К счастью, встречается это заболевание очень редко – примерно 1 случай на 100 000 детей. Нередко его путают с синдромом Ретта из-за схожести симптомов.
Причины развития аутизма
Медицина не дает четкого ответа, почему люди рождаются с этим заболеванием. Однако ученые выделили врожденные и приобретенные факторы, способствующие его развитию.
- Генетика. Аутизм передается по наследству. Если у человека есть родственники, страдающие расстройствами аутического спектра, он находится в группе риска.
- Детский церебральный паралич.
- Черепно-мозговая травма, полученная ребенком во время родов или в первые дни после рождения.
- Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, ветряная оспа, цитомегаловирус.
- Гипоксия плода во время беременности или родов.
Лечение аутизма
Аутизм – неизлечимое заболевание. Оно будет сопровождать больного на протяжении всей жизни. Некоторые формы данного расстройства исключают возможность социализации человека. К ним относится синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, тяжелая форма синдрома Каннера. Родственникам таких больных придется смириться с необходимостью всю жизнь ухаживать за ними.
Более легкие формы поддаются коррекции при условии соблюдения ряда условий. Можно смягчить проявления заболевания и добиться успешной интеграции индивида в общество. Для этого с раннего детства с ними нужно постоянно заниматься и создать для них благоприятную среду. Аутисты должны расти в атмосфере любви, понимания, терпения и уважения. Нередко такие люди становятся ценными работниками из-за своей способности погружаться в изучение какой-то области.
Всех родителей, чьим детям поставили такой диагноз, волнует вопрос, сколько живут люди-аутисты. Ответить на него очень сложно, так как прогноз зависит от многих факторов. Согласно исследованию, проведенному в Швеции, в среднем продолжительность жизни аутистов на 30 лет меньше, чем у обычных людей.
Но не будем о грустном. Давайте лучше рассмотрим основные способы лечения аутизма.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия хорошо зарекомендовала себя при коррекции аутизма, не отягощенного умственной отсталостью. Чем раньше будет начато лечение, тем лучшего результата удастся достичь.
Психотерапевт сначала наблюдает за поведением больного и фиксирует моменты, которые нужно скорректировать. Затем он помогает ребенку осознать свои мысли, чувства, мотивы поступков, чтобы вычленить из них неконструктивные и ложные. У аутистов часто присутствуют дезадаптивные убеждения.
Например, они могут воспринимать все в черно-белом цвете. Когда им дают задания, они могут думать, что выполнить их можно либо отлично, либо ужасно. Вариантов “хорошо”, “удовлетворительно”, “неплохо” для них не существует. При таком раскладе больные боятся приниматься за выполнение заданий, потому что планка результата оказывается слишком высока.
Еще один пример деструктивного мышления – обобщение на основании одного примера. Если у ребенка не получается выполнить какое-то упражнение, он решает, что не справится и с остальными.
Когнитивно-поведенческая терапия успешно корректирует данные негативные паттерны мышления и поведения. Психотерапевт помогает больному выработать стратегию их замены на конструктивные.
Для этого он использует позитивные стимулы, подкрепляя желаемые действия. Стимул подбирается индивидуально, в этой роли может быть игрушка, угощение, развлечение. При регулярном воздействии положительные паттерны поведения и мышления замещают деструктивные.
Метод прикладного анализа поведения (ABA-терапия)
ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) – система обучения, основанная на поведенческих технологиях. Она позволяет формировать у больного сложные социальные навыки: речь, игру, коллективное взаимодействие и другие.
Специалист расчленяет эти навыки на простые мелкие действия. Каждое действие заучивается ребенком и многократно повторяется, пока не будет доведено до автоматизма. Затем они складываются в единую цепочку и образуют цельный навык.
Взрослый достаточно жестко контролирует процесс усвоения действий, не давая ребенку проявлять инициативу. Все нежелательные действия пресекаются.
В арсенале ABA несколько сотен обучающих программ. Рассчитаны они как на детей раннего возраста, так и подростков. Наиболее эффективным оказывается раннее вмешательство до возраста 6 лет.
Эта методика предполагает интенсивное обучение по 30-40 часов в неделю. С ребенком занимаются сразу несколько специалистов – дефектолог, арт-терапевт, логопед. В результате аутист приобретает необходимые модели поведения для жизни в обществе.
Эффективность метода очень высока – около 60 % детей, проходивших коррекцию в раннем возрасте, смогли потом учиться в общеобразовательных школах.
Протокол Немечека
Американский врач Петер Немечек установил связь нарушений в мозге и кишечной дисфункции при аутизме. Научные исследования позволили ему разработать совершенно новый метод лечения данного недуга, кардинально отличающийся от уже существующих.
Согласно теории Немечека, дисфункция ЦНС и повреждение клеток мозга при аутизме могут быть вызваны:
- широким распространением бактерий в кишечнике;
- кишечным воспалением;
- интоксикацией продуктами жизнедеятельности микроорганизмов;
- дисбалансом питательных веществ.
Протокол направлен на нормализацию кишечных процессов и восстановление естественной микрофлоры. В его основе – применение специальных пищевых добавок.
- Инулин. Способствует выводу из организма пропионовой кислоты, вырабатываемой бактериями. Согласно экспериментам, проведенным на животных, ее избыток вызывает асоциальное поведение.
- Омега-3. Нормализует защитные функции организма и подавляет аутоиммунные реакции, вызванные разрастанием бактерий.
- Оливковое масло. Поддерживает баланс жирных кислот Омега-3 и Омега-6, предотвращая развитие воспалений.
Так как метод новый и довольно своеобразный, вокруг него не утихают споры. Немечека обвиняют в сговоре с производителями пищевых добавок. Эффективность и целесообразность применения протокола мы сможем оценить лишь спустя многие годы. А пока решение остается за родителями.
Логопедическое лечение
Больные аутизмом, как правило, поздно начинают говорить, да и впоследствии делают они это неохотно. У большинства присутствуют нарушения речи, которые усугубляют ситуацию. Поэтому аутистам показаны регулярные занятия с логопедом. Врач поможет поставить правильное произношение звуков и преодолеть речевой барьер.
Медикаментозное лечение
Лекарственная терапия направлена на купирование симптомов, мешающих нормальной жизнедеятельности: гиперактивности, аутоагрессии, тревоги, судорог. Прибегают к нему только в самых крайних случаях. Нейролептики, седативные препараты, транквилизаторы могут спровоцировать у аутиста еще более глубокий уход в себя.
Заключение
Аутизм – серьезное заболевание, с которым человеку придется прожить всю жизнь. Но это не значит, что нужно смириться и опустить руки. Если с больным упорно заниматься с раннего детства, можно достичь отличных результатов. Люди, страдающие легкой формой аутизма, смогут полностью социализироваться: устроиться на работу, создать семью. А при тяжелой форме можно значительно облегчить симптомы и улучшить качество жизни.
Огромную роль играет окружение человека. Если он растет в атмосфере понимания и уважения, у него больше шансов достичь хороших результатов. Поделитесь этой статьей с друзьями, чтобы как можно больше людей узнало про эту болезнь. Давайте вместе создадим среду, в которой будет комфортно всем.
Эта статья описывает наше понимание того, что такое аутизм, основанное на нашем опыте.
Записано Йосефой с согласия и одобрения Давида.
Введение
Согласно Википедии, аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:
недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Другое определение аутизма:
Аутизм – расстройство, возникающее из-за отклонения в развитии головного мозга, при котором больной испытывает сложности в общении, замыкается на узкой области интересов, неоднократно повторяет некоторые действия. Также больной может крайне раздражительно реагировать на определенные звуки, цвета и вкусовые ощущения.
Причины развития данной дисфункции головного мозга не выявлены до конца, но, как правило, связывают их с экологическими, иммунологическими и неврологическими факторами.
Возникновение такого заболевания у детей происходит в результате сокращения оксигенации конкретных областей головного мозга или хронических иммунологически - опосредованных воспалительных процессов в кишечнике.
У детей с аутизмом были отмечены нарушения кровотока (гипоперфузии) в мозг. Гипоперфузия, в свою очередь, способствует формированию функциональных дефектов не только путем увеличения гипоксии (дефицита кислорода в мозге), но и приводит к накоплению видоизмененных метаболитов или медиаторов.
В основе успешного развития нервной системы лежит сбалансированная работа иммунной системы. У детей с аутизмом наблюдается отклонения от нормы в функционировании иммунной системы. Астроциты (вспомогательные клетки головного мозга), которые обычно играют важную роль в регулировании перфузии и защите от инфекций центральной нервной системы, начинают наносить вред здоровым клеткам. Дети, страдающие заболеванием, часто имеют ослабленную иммунную систему и страдают от хронических воспалений. Чаще иммунный дисбаланс оказывает пагубное воздействие на желудочно-кишечный тракт. У детей возникают такие симптомы, как диарея, вздутие живота, поражение кишечника и воспаление желудочно-кишечного тракта.
Аутизм обычно проявляется в первые три года жизни. Встречается как в легкой, так и в сложной форме. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, поэтому обнаруживается это нарушение по неадекватному поведению ребенка.
Первые признаки аутизма, требующие обращения к специалисту следующие :
ребенок не пытается заговорить или указывать на предметы пальцем по истечении первого года жизни,
не может выговорить одно слово к 16 месяцам или словосочетание к 2 годам,
не откликается на имя,
не может на равных играть со сверстниками,
не может сфокусировать взгляд,
постоянно пытается выстроить последовательность из игрушек или других предметов,
не улыбается или не реагирует на поведение окружающих.
Позднее проявляются следующие симптомы :
неспособность заводить друзей среди сверстников,
неспособность начать беседу,
слабое воображение и неумение войти в игру,
повторяющиеся стереотипные фразы, неправильное употребление слов,
чрезмерная увлеченность некоторыми предметами,
чрезмерная привязанность к определенному распорядку.
Аутизм является одним из трёх расстройств аутистического спектра (РАС, англ. ASD; см. Определения в Википедии). Отдельные симптомы «триады» встречаются в общем населении, причём степень их ассоциации друг с другом невысока и патологические проявления расположены в едином континууме с общими для большинства людей чертами.
Аутизм - состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.
Согласно той же Википедии, РАС объединяет более широкий круг отклонений, среди которых – нарушения речевого и интеллектуального развития.
Нет единого научного мнения о причинах возникновения аутизма или РАС. Существует теория о генетическом происхождении аутизма, есть свидетельства, что аутизм может возникать как осложнение на некоторые прививки, есть теория воздействия пестицидов или даже парацетомола. Судя по этому разбросу мнений и при отсутсвии четких доказательств у каждой теории можно предположить, что аутизм – не единое заболевание, а разные заболевания, имеющие схожие симптомы и поэтому объединяемые в один диагноз.
Для наших практических целей эти научные споры не важны. Судя по нашему опыту, существуют различные физические и эмоциональные причины, которые приводят к аутизму или РАС у ребенка.
Наша классификация аутизма отличается от общепринятой, потому что мы исходим из наших возможностей его излечить.
Виды аутизма – классификация Центра Беэр Давид
Эта глава описывает виды аутизма, как мы их понимаем. Эта классификация отличается от принятой в официальной медицине. Она является результатом осмысления конкретных случаев в нашей практике и методов диагностики и лечения, которые следует применять в каждом случае. Прогноз и длительность лечения для каждого вида аутизма в Центре Беэр Давид основывается на этой классификации.
Детский аутизм, возникший у плода вследствие проблем матери во время беременности
Один из наиболее распространенных видов аутизма – аутизм, возникший вследствие неправильно протекающей беременности. Следующие нарушения беременности могут приводить к раннему аутизму у ребенка:
- Вирусные и бактериальные заболевания у матери во время беременности могут приводить к недоразвитию или повреждению ЦНС у плода. Наиболее тяжелые поражения ЦНС возникают, если болезнь – в первом триместре беременности. Есть также свидетельства, что тяжелые заболевания матери незадолго перед беременностью также могут приводить к аутизму.
- Гормональные нарушения у матери во время беременности. Пример – нарушения работы щитовидной железы или поджелудочной железы.
- Нарушения работы почек у матери. Эклампсия.
- Нарушения работы других органов, приводящие к интоксикации и поражению ЦНС у плода.
- Прием некоторых лекарств во время беременности. Судя по всему, влияние конкретного лекарства на плод зависит от особенностей организма матери.
- Другие вредные воздействия на мать во время беременности. Пример: длительные радио- и электромагнитные облучения, вредная атмосфера на производстве, где работает мать и тому подобное.
- Тяжелое курение матери до беременности и во время беременности. Вероятно, употребление других веществ также способно быть причиной нарушения работы ЦНС у ребенка (например, употребление матерью алкоголя во время беременности может приводить к так называемомму алкогольному синдрому плода, который диагностируется отдельно).
Прогноз при этом виде аутизма с нашей точки зрения как правило благоприятен (по крайней мере для случаев, когда проверка МРТ не показывает тяжелых физических повреждений мозга). Длительность лечения зависит от степени поражения ЦНС и от сопутствующих осложнений.
Детский аутизм, возникший вследствие родовой травмы
Бывают разные родовые травмы. Мы подразделяем:
- Гипоксия (кислородное голодание) при родах
- Сдвиг и/или повреждения костей черепа и шеи
Гипоксия, в зависимости от степени и времени, проведенным плодом при недостатке кислорода, может давать как легкие отклонения в развитии ребенка, так и более тяжелые, иногда уже граничащие с ДЦП (ДЦП обычно диагностируют отдельно). Легкие отклонения обычно диагностируются в более старшем возрасте, как правило уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не способен усваивать какие-то виды материала (например, у ребенка дискалькулия, дисграфия или дислексия) или способен, но только (например) если ему читают вслух учебный материал или наоборот, только если он видит его написанным.
Если у ребенка есть какие-то трудности в учебе, стоит проверить, не было ли у него родовой травмы.
Для этого вида нарушений прогноз (с нашей точки зрения) благоприятный, но лечение может занять больше времени в зависимости от степени поражения тканей ЦНС и других органов (например, ЖКТ) вследствие кислородного голодания.
Нарушение расположения костей черепа и позвоночника также могут вести к отклонениям в развитии, часто гораздо более тяжелым, чем те, которые возникают вследствие гипоксии.
Прогноз при таких повреждениях сильно зависит от того, насколько пострадал скелет. Напимер, если речь идет о сдвинувшихся шейных позвонках, то прогноз, как правило, благоприятен. Если же травма привела к тяжелым анатомическим нарушениям (микроцефалия, заращение венечного шва), то лечение будет долгим, а прогноз сильно зависит от того, в каком возрасте начато лечение и каково состояние ребенка на этот момент.
Детский аутизм, возникший вследствие послеродовых травм или заболеваний
ЦНС маленького ребенка не обладает устойчивостью перед различными воздействиями и может легко повреждаться в следующих случаях:
- Воздействие анестезии. Общая анестезия (общий наркоз) может приводит к повреждениям ЦНС разной степени у маленьких детей.
- Воздействие вирусов. Маленькие дети имеют незрелую иммунную систему, чей ответ может быть неадекватен вирусу, попавшему в организм. В таких случаях вирус может повреждать части ЦНС или он может провоцировать неверный ответ организма, приводящий к повреждению ЦНС вследствие аутоиммунной реакции. Сюда же следует отнести возможность возникновения аутизма после некоторых прививок.
- Заболевания внутренних органов ребенка, приводящих к отравлению ЦНС.
- Травмы головы и спины у ребенка (например, сотрясение мозга).
Для данного вида аутизма нет единого прогноза. Прогноз в данном случае зависит от многих факторов и должен даваться на индивидуальной основе после определения всех обстоятельств. Примерно в половине случаев нельзя добиться полного исцеления, но можно улучшить ситуацию и повысить качество жизни как ребенка, так и родителей (пример: ребенок спит 2-3 часа в сутки, постоянно истерит, агрессивен вследствие тяжелого органического поражения мозга. Его можно привести в состояние, когда он будет нормально спать, есть, и будет в хорошем настроении).
Осложнения при аутизме (аутизм как следствие органических или метаболических заболеваний организма)
Иногда аутические черты проявляются у детей как осложнение травмы головы или другого основного заболевания. В таких случаях тоже нет единого прогноза. Примеры:
- Гидроцефалия у ребенка
- Эпилепсия различной степени
- Нарушения обмена веществ
- Другое
Этот список вовсе не исчерпывает все возможные осложнения и их сочетания. Прогноз и рекомендации каждому конкретному ребенку можно дать только в процессе обследования и лечения в Центре Беэр Давид
Из всего, написанного выше, понятно, что диагноз «аутизм» (и особенно РАС) может скрывать под собой большое разнообразие заболеваний, от собственно аутизма до родовой травмы, эпилепсии или других заболеваний. Несмотря на то, что разные заболевания могут давать сходные симптомы, каждая причина заболевания требует индивидуального подхода и влияет на эффективность лечения.
У нас сложилось впечатление, что сегодня диагноз «аутизм» вошел «в моду» в официальной медицине, и его почти автоматически ставят детям с любыми задержками в развитии или с отклонениями в поведении, зачастую даже не пытаясь определить истинные причины проблемы. Мы понимаем, что чтобы поставить точный диагноз, у медицины зачастую не хватает точных инструментов (все анализы и проверки, которые сегоняшняя медицина предоставляет, требуют правильной интерпретации, а часто просто не обладают нужной точностью). Это одна из причин, по которой медицинский прогноз «пожизненная инвалидность» может не оправдаться, и ребенок может выздороветь, если его правильно лечить.
О прививках
Много лет продолжается спор между родителями и врачами о способности прививок вызывать детский аутизм. Регулярно появляются исследования, подтверждающие связь между вакцинацией и аутизмом и их опровержения. Наш опыт говорит, что есть очень много мамочек, сообщающих, что ребенок отлично развивался до 18 месяцев, а потом начались проявления аутизма, как правило, усиливающиеся с возрастом ребенка.
Возраст 18 месяцев – это возраст, когда в большинстве развитых стран ребенок получает тройную привику корь-ветрянка-краснуха или ее вариации. Привика эта делается живым ослабленым вирусом.
Одно из очень неприятных осложнений вируса кори – коревой энцефалит. Ветрянка также может приводить к поражению ЦНС, известному как ветряночный энцефалит.
Мы не делали формальных исследований (и не имеем таких намерений), но наблюдали у таких детей некое воспаление в позвоночном столбе в головном мозге и предполагаем, что в каких-то случаях ослабленный вирус кори или ветрянки может давать неизученное осложнение на ЦНС (более слабое, чем известный коревой или ветряночный энцефалит), приводящее к аутизму. Поскольку вероятность возникновения осложнения при кори гораздо выше, чем при ветрянке, мы полагаем, что именно прививка от кори может быть ответственной за большинство случаев «прививочного» аутизма.
Также, в случаях, которые мы наблюдали, дети, как правило, рождались после каких-то осложнений беременности или родов у матери. Вероятно, есть связь между ослабленной или несозревшей иммунной системой ребенка и вероятностью для него получить осложнение от прививки. Матери, знающие об осложнениях при беременности или родах, должны иметь возможность ставить детям эту прививку не в 18 месяцев, как это принято сейчас, а позднее (скажем, после 7 лет), когда ребенок уже подрос и окреп и его иммунная система достаточно укрепилась.
Факторы, усиливающие симптомы аутизма
У детей с аутизмом или РАС часто наличествуют нарушения работы ЖКТ, приводящие к неправильной обработке и усвоению некоторых продуктов или даже к банальной аллергии. Такие продукты следует исключать из рациона ребенка. Существует очень длинный список продуктов, проверку на чувствительность к которым следует делать. Здесь мы приводим только наиболее распространенные:
- Лактоза
- Казеин
- Глютен
- Шоколад
Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.
Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.
1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.
2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.
3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.
4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.
5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.
6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.
7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).
8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.
9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления.
И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.
10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.