Мытищинский центр реабилитации инвалидов "Мечта". Автономная некоммерческая организация "центр социального развития" Создание филиалов и представительств
Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Горно-Алтайский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в Республики Алтай, который начал работать с 3 января 2001 года. Целями деятельности учреждения:
- · Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированную социальной медико-психолого-педагогической помощи;
- · Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
- · Привлечение государственных учреждений, организация разных форм собственности к решению вопросов в интересах эффективной медико-социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями развития;
В центре «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность. С детьми работают 84 работника специалистов,40 из них имеют первую и высшую квалификационные категории.
Реабилитационный Центр «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 18. лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.). Хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре - инвалиды детства, которые являются «неорганизованными».
Центр работает четыре отделения: стационарное отделения, где дети проходят курс лечения за 20 дней, дневное отделение посещают с родителями и приходят 10 дней. Еще есть медико-социальное, психолого-педагогическое отделение.
Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 2-3 человека. В течение года - до 600 тыс. человек (физических лиц). В стационаре до 300 человек.
Структура Центра:
Отделение социально-медицинской реабилитации:
Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.
Отделение психолого-педагогической реабилитации:
Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):
- · «Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).
- · «Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).
- · «Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).
- · «Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).
- · Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.
- -отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):
Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:
- · Детей возят в бассейн на экскурсии и в аквапарк «Радужный».
- · Патронаж семьи с трудными детьми по программе «Мы вместе» 12 детей в год. На одного ребенка отводится для реабилитации 1 месяц.
- · Осуществляются командировки по районам.
Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями - это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен - проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую - отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией.
Реабилитационный Центр - именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей и семей, их воспитывающих.
Семьи детей с ограниченными возможностями имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.
Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок.
С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей). На сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.
Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.
Сотрудники Центра, строят свою реабилитационную работу с семьей, стремятся, чтобы все члены семьи поняли, что предрассудки в отношении физической неполноценности - результат недостаточной информированности, а некорректного отношения к конкретному ребенку. Кроме того, специалисты Центра помогают родителям определить приоритеты - важней ли для них избежать предупрежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.
Последняя задача является наиболее трудной, так как отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.
Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность.
Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его
семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.
Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.
Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».
В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности.
Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.
ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.
Задачами реабилитационного центра являются:
- · Выявление в районах республики, республиканском центре всех детей и подростков с ограниченными возможностями; создание базы данных о таких детях;
- · Изучение, совместно со службами здравоохранения и образования, причин и сроков ограничения жизнедеятельности, определения исходного уровня здоровья и психики, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала).
- · Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации (ИПР) детей и подростков с ограниченными возможностями.
- · Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подкосков с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации, поведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
- · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов
- · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов реабилитации с учетом заболевания и особенностей ребенка, направленных на частичное или полное восстановление нарушенных функций.
Реабилитация детей является достижение такого результата, при котором ребенок оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия - ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии.
Вывод по главе:
В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медико-социальное лечение детей такое как гирудотерапия, иглоукалывание, гидромассажем. В центре работают специалисты по дошкольному образованию, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Ознакомились с программой «Мы вместе», который способствует развитию навыков эффективного социального поведения во внешней среде; изучили нестационарные формы реабилитации, которые необходимы в развитии процесса реабилитации детей и подростков с инвалидностью.
2.1. «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан.
Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом государственной важности.
При активном участии администрации г. Уфы в 2004 году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитационный центр осуществляет мероприятия по комплексной медицинской реабилитации и интеграции детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.
Целью деятельности Реабилитационного центра является оказание медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления социального статуса ребенка-инвалида.
Директор – доктор Минибаев Равиль Кавсарович.
В своей работе Реабилитационный центр придерживается следующих положений: раннее начало, индивидуальный подход, непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.
Адрес: 450057 ул. Октябрьская революция, 73/1 тел. 273-16-78. Остановка транспорта "Завод горного оборудования".
Сайт: www.rcufa.ru
Для поступления в РЦ необходимо предоставить следующие документы:
Для ребёнка:
1) Индивидуальная программа реабилитации
2) Амбулаторная карта
3) Справка МСЭ (розовая)
4) Страховой полис
5) Пенсионное удостоверение
6) Справка от врача-педиатра об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями (срок годности 21 день)
7) Общий анализ крови (сроком 2 недели)
8) Анализ кала на диз. группу (детям до 2 лет, срок годности 2 недели)
9) Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год)
10) Флюорография детям старше 15 лет (действ. 1 год)
11) Анализ кала на яйца глист (срок годности 2 недели)
Для сопровождающего:
1.Анализ кала на диз. группу (срок годности 2 недели)
2.Флюорография (действительна 1 год)
3.Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год).
2.2. Структура реабилитационного центра.
Структура реабилитационного центра представлена работой пяти отделений:
1.Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
2.Отделение медико-социальной реабилитации;
3.Отделение психолого-педагогической реабилитации;
4.Отделение дневного пребывания (23 койки);
5.Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием (10 коек)
Оборудованы тренажерный, кружковой и актовый залы, физиокабинет, кабинет психолога, дефектолога, стоматолога, имеется столовая на 30 посадочных мест.
Центр оснащен современным медицинским, физиотерапевтическим оборудованием:
1.Установка для гипокситерапии «Горный воздух»- предназначен для профилактики и лечения заболевания также для повышения защитных сил организма человека;
2.«Стабилан- 01» слабило- анализатор компьютер с биологически обработанной связью предназначенный для регистрации, обработки и анализа перемещения центра давления человека на плоскость опоры и ритмограмм сердца с целью выявления реабилитаций двигательно- координальных нарушений у взрослых и детей;
3.Рефлекторно- нагрузочное устройство «Гравистат». Метод заключается в воздействия на мозговые структуры импульсации возникающего при выполнений пациентом произвольных движении в устройстве «Гравистан»;
4.Адаптивный корректор движения «Аккорд»- комплекс разработан для многоканальной программируемой электростимуляции мышц при ходьбе, «метод искусственной коррекций движения и др.
Отделение диагностики и разработки программ медико-социальной реабилитации.
Целью деятельности отделения являются обеспечение непрерывного, эффективного процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями, обеспечение их максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду. Отделение предназначено для поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий.
Направления работы:
1.Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проведение первичной социальной диагностики семей, сбор информации о семьях, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка.
2.Координация совместных действий медицинских, социальных, образовательных, спортивных и иных учреждений в целях обеспечения реализации индивидуальных программ реабилитации.
3.Информирование по социально-правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам.
Специалисты: врач-физиотерапевт, врач-педиатр, врач-педиатр, врач-фукциональной диагностики, врач-офтальмолог, врач-стоматолог, главная медицинская сестра, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра,
медицинский регистратор, диет-сестра. В отделении работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, проводят специалисты по социальной работе.
Отделение медико-социальной реабилитации.
Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.
В задачи отделения медико-социальной реабилитации входит своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг, с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния, детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями.
В комплекс восстановительной терапии входят: консультации врачей-специалистов, медикаментозное лечение, лечебная физкультура, медицинский массаж, гидромассаж, физиотерапия.
Зал лечебной физкультуры оборудован тренажерами, мягкими модулями, беговыми дорожками, сухим бассейном.
На базе кабинета лечебной физкультуры проводится немедикаментозная профилактика заболеваний ОРВИ, повышения иммунитета, с применением метода "Дыхательная гимнастика" и точечный массаж, которые проводятся с детьми в виде групповых занятий.
Физиотерапевтический кабинет оснащен современным оборудованием, позволяющим оказывать помощь детям со всеми заболеваниями. Имеются аппараты для проведения: гальванизации, амплипульстерапии, ультразвуковой терапии, магнитотерапии.
Специалисты: инструктор-методист ЛФК, медицинские специалисты по массажу, медицинская сестра по физиотерапии, врач-педиатр, невропатолог, травматолог-ортопед.
Отделение психолого-педагогической реабилитации.
Отделение психолого-педагогической реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ реабилитации детей и подростков в части психолого-социальных и социально – педагогических мероприятий.
Дети занимаются в специально оборудованных кабинетах: лечебно-трудовых мастерских, психо-эмоциональной разгрузки, дефектолога, логопеда, социального педагога.
Реабилитационным центром организовываются экскурсии, посещения культурно массовых мероприятии города Уфы.
Задачи специалистов центра обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной жизни.
Отделение проводит:
1.Организацию психолого-социальных, социально-педагогических мероприятий;
2.Проведение психолого-педагогической реабилитации;
3.Оказание консультативно – методической помощи, диагностики и психокоррекции.
4.Оказание психологической помощи семье инвалида; Психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно – психической напряженности у детей и подростков;
5.Разработка плана мероприятий по реабилитации совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями образования, культуры и спорта.
6.Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.
Специалисты: дефектолог, логопед, педагог-психолог, инструктор по труду;
социальный педагог, специалист по социальной работе.
Логопеды.
Направления работы:
Выявление и коррекция речевых нарушений по средствам специального коррекционного обучения;
Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
Формирование произношения, навыков дифференциации звуков;
Формирование звуко-слогового анализа и синтеза слов;
Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.
2. Учителя-дефектологи.
Направления деятельности:
Формирование и развитие сенсорных и сенсомоторных навыков;
Формирование пространственно-временных представлений;
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
Формирование и развитие различных видов мышления.
С родителями: консультирование родителей, обучение их приёмам работы с детьми и пособиями;
Со специалистами: консультирование специалистов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
С детьми: проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции отдельных сторон психической деятельности, по совершенствованию движений и сенсомоторных навыков.
Отделение дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания еженедельно проводятся медико-педагогические консилиумы, в ходе которых активно используется рабочий материал специалистов, дневники наблюдений, результаты деятельности ребенка, осуществляется обсуждение хода выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка, поиски новых способов и средств совместной работы по реабилитации ребенка.
В отделении ведется работа по социально-культурной реабилитации детей: проводятся различные культурно-массовые мероприятия, конкурсы, концерты, с активным участием родителей.
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
· детская поликлиника;
· детская библиотека;
· дома детского творчества;
· МГГУ им. Шолохова;
· Уфимский авиационный техникум;
· Школа-лицей №1;
· Подростковый клуб «Яшлек»;
· Студия детского творчества «Салям»;
· Башкирский молодёжный театр;
· Башкирский драматический театр;
· Кинотеатр «Смена».
Специалисты:
Педагог. Направления деятельности:
1.Работа по защите прав ребенка.
2.Работа по социальному развитию личности ребенка.
3.Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации.
4.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
5.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
6.Работа с ближайшим окружением.
Формы работы.
С педагогами: консультации; работа в методическом объединении; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; работа в методобъединении.
С родителями: анкетирование; индивидуальные беседы и консультации; родительские собрания; «круглые столы» с родителями;
С детьми: занятия по правам ребенка; индивидуальные занятия на развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовке руки к письму; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе; театрализованные постановки совместно с детьми; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (поход в планетарий, кинотеатр, ботанический сад, зоопарк и т.д.).
Педагог-психолог. Направления деятельности:
1.Психологическое просвещение – повышение психологической культуры сотрудников и родителей. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки литературы, беседы, семинары, буклеты.
2.Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа психологов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в РЦ.
3.Психологическая диагностика – психологическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме обследования актуального уровня психического развития психики и психологического сопровождения ребенка во время пребывания ребенка в РЦ.
4.Психологическая коррекция – целенаправленная систематическая работа психологов с детьми по коррекции психических отклонений, осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, а также в форме тренингов для родителей и сотрудников.
5.Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Стационарное отделение.
В стационарном отделении реализуются программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической, психолого-педагогической направленности в условиях круглосуточного пятидневного пребывания детей в Реабилитационном центре. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков по состоянию здоровья, возрасту и полу. Численность детей и подростков в группе не превышает десяти человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации. В одном отделении образовано не более пяти реабилитационных групп. Сотрудники отделения обеспечивают учебную, лечебно-реабилитационную, познавательную, трудовую, игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания. Занятия в отделении проводятся в групповой и в индивидуальной форме.
Специалисты:
Педагог – психолог.
Инструктор по труду. Направления работы:
1.Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки;
2.Учить способам изображения предметов; явлений, передавая форму, пропорцию и расположение частей;
3.Учить сочетать различные приемы при работе с различными материалами;
4. Использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.
Социальный педагог. Направления работы:
1.Работа по социальному развитию личности ребенка.
2.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
3.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
4.Работа с ближайшим окружением.
5.Оказание комплексной помощи в саморазвитии в процессе восприятия окружающего мира и адаптации в нем.
Форма работы: с педагогами (семинары; работа в методическом объединениях), с родителями (анкетирование; индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания; "круглые столы" с родителями), с детьми:
Занятия по правам ребенка;
Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания;
Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе;
Театрализованные постановки совместно с детьми стационара;
Организация экскурсий по ознакомлению с социумом.
11 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
На основании данных годовой отчетности проведен анализ показателей и изучена динамика распространенности, нозологической патологии инвалидности и эффективность реабилитационной помощи детям на базе МКУ г.о. Новокуйбышевск СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» за период 2012–2014 гг. Оценивая данные, можно отметить, что количество выписанных детей «с улучшением» оставалось стабильно высоким, что, очевидно, связано с применением адекватных методик реабилитации (сочетание медикаментозного, физиотерапевтического лечения). В статье обозначена проблема детской инвалидности в регионе, которая представляет собой актуальную медико-социальную задачу, требующую систематического мониторинга и многоуровневого решения выявления различных патологий в ранние сроки и своевременного начала коррекционных мероприятий для улучшения показателей состояния здоровья у детей.
детская инвалидность
структура
реабилитация
реабилитационный центр
дети с ограниченными возможностями
критерии эффективности
1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А., Крымукова М.А., Ацканова Б.Л. Динамика распространенности и нозологической структуры детской инвалидности в Кабардино-Балкарии // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10-9. – С. 1680-1684.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России. – М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. – 240 с. (Серия «Социальная педиатрия»; Вып.7).
3. Дмитриева М.В. Особенности комплексной реабилитации детей, родившихся с низкой массой тела: материалы научно-практической конференции с международным участием «Молодые учёные XXI века – от идеи к практике», посвященной 85-летию Клиник СамГМУ. Самара, 2015. – С. 113-114.
4. Дмитриева М.В., Мазур Л.И., Щербицкая О.В. Организация комплексной реабилитации детей, родившихся с низкой массой тела, в условиях реабилитационного центра // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т.17, № 5-3. – С.758-761.
5. Дмитриева М.В., Мазур Л.И., Щербицкая О.В. Структура инвалидизирующей патологии у детей дошкольного возраста, родившихся недоношенными // Инновационные направления в научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО". – 2015. – С. 40-44.
Уровень инвалидности детей, наряду с заболеваемостью и смертностью, - ведущий показатель, характеризующий, с одной стороны, состояние здоровья детского населения, а с другой - положение детей в стране, уровень развития и эффективность деятельности государственных систем и негосударственных организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам, а также служб, ответственных за проведение политики по предупреждению инвалидности среди детей .
Особого внимания заслуживает анализ детской инвалидности. Важность оценки данного показателя предопределяется тем, что распространенность и структура детской инвалидности, с одной стороны, являются важнейшими характеристиками здоровья населения территории, а с другой - создают предпосылки для падения трудовых ресурсов на территории и ставят дополнительные задачи перед системой социальной защиты населения . Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и дальнейшей реабилитационной помощи инвалидам. Сплошное изучение распространенности детской инвалидности, ее динамики и тенденций по классам обусловивших заболеваний, ведущим нарушениям и жизнеограничениям проводится на основе обязательной государственной отчетности.
Распространенность и нозологическая структура детской инвалидности зависят от возраста ребенка и имеют свои региональные особенности. В этой связи мероприятия по снижению детской инвалидности и реабилитационные программы должны носить региональный характер.
Целью настоящей работы стало изучение динамики распространенности и нозологической структуры детской инвалидности, эффективность реабилитации в условиях реабилитационного центра городского округа Новокуйбышевска Самарской области за 2012-2014 гг.
Материалы и методы исследования. В исследование были включены 858 детей-инвалидов от 0 до 18 лет, получающих реабилитационную помощь на базе муниципального казенного учреждения городского округа Новокуйбышевск Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Светлячок”» за период 2012-2014 гг. Для реализации поставленной цели нами проведен ретроспективный анализ показателей детской инвалидности по данным годовой отчетности. В процессе проведения исследования были выделены три группы детей в зависимости от года: 272 ребенка - 2012 год, 287 - 2013 год, 299 - 2014 год. Дизайн исследования - одномоментное, контролируемое.
Результаты и их обсуждение. Мы провели общую оценку численности детской популяции в городе Новокуйбышевске Самарской области за период 2012-2014 гг. Выявлено, что, несмотря на уменьшение численности детского населения за данный период с 18846 до 18562 человек, анализ структуры показал устойчивую тенденцию к повышению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 0 до 18 лет с 1,4 % (272) до 1,6 % (299), что связано с ухудшением качественных показателей здоровья детей. Дети с ограниченными возможностями - самая уязвимая часть детского населения. Контингент этих детей очень разнообразен: как инвалиды, так и неучтенные инвалиды, к которым относятся дети с ограничениями, но не имеющие статус инвалида. Среди детей с ОВЗ в городе Новокуйбышевске количество неорганизованных детей увеличилось на 10,04 % (с 29 до 62 детей), дошкольников - на 8,43 % (с 38 до 67 человек), школьников на 18,38 % (со 101 до 166 детей) и студентов на 0,97 % (с 1 до 4 человек) (рис. 1).
Рис. 1. Число детей с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет в городском округе Новокуйбышевске Самарской области за период 2012-2014 гг.
В условиях реабилитационного центра увеличение количества детей-инвалидов в 2014 году в сравнении с 2012-2013 гг. происходило за счет детей в возрасте от 0 до 4 лет. Число детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет снизилось незначительно за исследуемый период - с 14,7 % до 12,7 %. Среди детей в возрасте от 0 до 18 лет значительную часть занимала группа детей - от 10 до 16 лет, на которых приходилось около 37 % за все изучаемые года. За весь анализируемый период распространенность впервые установленной инвалидности у мальчиков была выше, чем у девочек, во всех возрастных группах (табл.1).
Таблица 1
Динамика поло-возрастной структуры у детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет за период 2012-2014 гг.
(n= 272) |
(n= 287) |
2014 год (n= 299) |
|||||
Возраст детей |
От 0 до 4 лет |
||||||
От 4 до 10 лет |
|||||||
От 10 до 16 лет |
|||||||
От 16 до 18 лет |
|||||||
Пол детей |
Мальчики |
||||||
Причины детской инвалидности изучаются во всех странах мира . Так, в Российской Федерации в структуре причин инвалидности детей в возрасте 0-15 лет в 1996 году первое место занимали болезни нервной системы, второе - психические расстройства и расстройства поведения и третье - врожденные аномалии. В 2005 г. на первое место вышли психические расстройства и расстройства поведения, а болезни нервной системы стали занимать второе место . В г. Ташкенте (Д.А. Касимов) ведущие причины инвалидности - болезни нервной системы, врожденные пороки развития. В нашем исследовании получились сходные данные. Мы установили, что первое место в структуре инвалидности среди детей в возрасте 0-18 лет, так же, как за все предыдущие года, стабильно принадлежало врожденным аномалиям и болезням нервной системы. В 2012 г. оно составляло 27,2 %, в 2013 г. - 26,4 %, в 2014 г. - 24,08 % (табл. 2).
В структуре всех приведших к инвалидности болезней нервной системы наибольший удельный вес заняли церебральный паралич и другие паралитические синдромы, эпизодические и пароксизмальные расстройства; системные атрофии нервной системы, воспалительные заболевания - встречались с наименьшей частотой.
Таблица 2
Структура инвалидности по обусловившему ее заболеванию среди детей в возрасте 0-18 лет за 2012-2014 гг.
Классы болезней |
Заболеваемость |
||||||
(n =272) |
(n =287) |
2014 год (n =299) |
|||||
Врожденные аномалии [пороки развития] и болезни нервной системы |
|||||||
Врожденные аномалии [пороки развития] и болезни органов чувств |
|||||||
Врожденные аномалии [пороки развития], деформации |
|||||||
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
|||||||
Болезни костно-мышечной системы и соединительной |
|||||||
Психические расстройства и расстройства поведения |
|||||||
Болезни системы Кровообращения |
|||||||
Болезни органов пищеварения |
|||||||
Болезни крови, кроветворных органов, отдельные нарушения с вовлечением иммунного механизма |
|||||||
Болезни мочеполовой системы |
|||||||
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
|||||||
Новообразования |
|||||||
Болезни органов дыхания |
|||||||
Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения заняли третье место. Максимальный уровень регистрировался в 2013 году - 12,3 %, а далее стал уменьшаться - 9,36 % в 2014 г. Чаще всего врожденные аномалии отмечались в возрасте от 0 до 4 лет, по мере взросления распространенность уменьшалась и достигала минимального уровня в возрасте 15-17 лет. Лидирующую позицию среди врожденных аномалий занимали врожденные аномалии сердца (открытое овальное окно, открытый артериальный проток) и системы кровообращения, нервной системы.
Уровень инвалидности, связанной с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ, связан с развитием заболеваний щитовидной железы и сахарного диабета, которые чаще встречались у детей школьного возраста.
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани заняли пятое место в ранговой структуре. Уровень инвалидности достоверно снижался с 7,5 до 6,68 % за период. Самой частой причиной являлись остеопатии и хондропатии, юношеский артрит, системные поражения соединительной ткани.
Частота встречаемости инвалидизируюшей патологии, связанной с болезнями крови, кроветворных органов, у детей в условиях центра за 2012-2013 гг. уменьшался с 4,2 до 3,1 %, тогда как в 2014 году - снова увеличился до 4,01 %. Наиболее значимыми в формировании инвалидности при данной патологии являлись нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния.
Инвалидность, связанная с болезнями органов пищеварения, в динамике за 2012-2014 гг. имела тенденцию постепенного снижения во всех возрастных группах. Максимальный уровень отмечался за весь исследуемый период в 2012 году и достигал 0,9 %.
За период 2012-2014 гг. выявлялась небольшая тенденция к увеличению удельного веса среди всех причин врожденных аномалий и болезней органов чувств (с 11,2 до 16,72 %) и новообразований, включая оперированные опухоли (с 1,5 до 2,0 %). Это увеличение связано с возрастными особенностями. Так, согласно литературным данным, при переходе от возраста к возрасту распространенность инвалидности в связи с новообразованиями в России увеличивается, достигая максимума к 15-17 годам, и более половины в структуре занимают злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей .
Необходимо отметить, что в целом в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами структура детской инвалидности в реабилитационном центре по обусловившему заболеванию не изменилась.
Критерием эффективности комплексной реабилитации является динамика в клинической картине с лабораторным и функциональным подтверждением . Анализ статистических данных эффективности комплексной реабилитации детей показал, что минимальный уровень детей без улучшения состояния здоровья зафиксирован в 2012 году (0 %), а со значительным улучшением - в 2013 году и составил 41 % (рис. 2).
Оценивая данные, можно отметить, что количество выписанных детей «с улучшением» оставалось стабильно высоким, что, очевидно, связано с применением адекватных методик реабилитации (сочетание медикаментозного, физиотерапевтического лечения).
Рис. 2. Статистические данные за период 2012-2014 гг., отражающие динамику эффективности реабилитации у детей (%)
В период с 2012 по 2014 гг. отмечалось уменьшение оказания стационарной помощи детям на 25,57 %; амбулаторная помощь не изменялась за весь исследуемый период и была оказана 50 % детей (рис.3). За период 2012-2014 гг. увеличилось количество детей, получающих санаторно-курортное лечение и обследование на 5,0 % (2012 г. - 8,08 %, 2014 г. -13,08 %). Данная помощь была оказана в санатории ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России, в санаториях г. Анапы и г. Сочи.
Рис. 3. Статистические данные за период 2012-2014 гг., отражающие динамику количества детей, прошедших курс реабилитации (%)
Таким образом, подтверждено, что проблема детской инвалидности в регионе представляет собой актуальную медико-социальную задачу, требующую систематического мониторинга и многоуровневого решения.
Главными приоритетами на ближайшую перспективу должны стать профилактика детской инвалидности, а не ее снижение, и улучшение медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе инвалидам, на основе национальной оценки потребностей и проверки качества предоставляемых услуг. В контексте профилактики детской инвалидности необходимо рассматривать ее предотвратимость.
Библиографическая ссылка
Дмитриева М.В. СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;URL: http://сайт/ru/article/view?id=25075 (дата обращения: 01.02.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .
В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .
Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.
Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».
Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.
Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.
Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.
В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.
Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .
Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.
Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :
Музыкотерапия;
Арт-терапия;
Сказкотерапия;
Билиотерапия;
Деятельность семейного клуба «Надежда» ;
Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;
Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.
Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.
В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУСО МО
«Серпуховский ГСРЦН»
С.В. Ловчикова
« » 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Отделение реабилитации для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Отделение) является структурным подразделением Государственного казённого учреждения Московской области «Серпуховский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее Центр), создаётся, реорганизуется и ликвидируется приказом директора ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» по согласованию с Министерством социального развития Московской области.
1.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый приказом директора Центра, и непосредственно ему подчиняется.
1.3.Сотрудники Отделения назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора Центра, по представлению заведующего Отделением.
1.4.На работу в отделение принимаются лица на основе действующего законодательства и имеющие соответствующее образование.
1.5.В своей деятельности Отделение руководствуется федеральными законами, приказами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, Уставом Центра и настоящим положением.
1.6.Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
1.7.Приём детей и подростков на обслуживание, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по Центру.
1.8.Комплектование кадров отделения производится в соответствии со штатным расписанием.
2.Цели и задачи отделения.
2.1. Целью деятельности отделения является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду, позволяющей преодолевать их социальную исключённость и способствующую полноценной интеграции в общество.
2.2. Основными задачами Отделения являются:
2.2.1 создание комфортной и доброжелательной доступной для жизни детей среды, обеспечивающей физическое и психическое здоровье несовершеннолетних.
2.2.2 обеспечение соблюдения прав детей, защиты их интересов.
2.2.3. Разработка индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
2.2.4. Использование в работе инновационных технологий, повышающих эффективность оздоровительных и реабилитационных мероприятий
2.2.5. Организация досуга и дополнительного образования несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в зависимости от возраста и состояния здоровья.
2.2.6. Обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения.
2.2.7. Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях
2.2.8. Работа с родителями данной категории несовершеннолетних в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье.
2.2.9. Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
2.2.10. Профилактика детской инвалидности
3. Порядок работы отделения
3.1 Заведующий Отделением несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач, распределяет обязанности и задания между сотрудниками Отделения.
3.2. В отсутствие заведующего Отделением (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и т.п.) его обязанности исполняет сотрудник Отделения, назначаемый приказом директора Центра.
3.3. Деятельность отделения организуется в соответствии с перспективным и календарным планами работы.
3.4. Контроль над выполнением предусмотренных планами работы мероприятий осуществляется заведующим отделением.
3.5. Индивидуальная или (и) групповая программа реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, зачисленного на социальное обслуживание в Отделение, разрабатывается Консилиумом с учётом рекомендаций лечащего врача, а для ребёнка-инвалида — на основании индивидуальной программы реабилитации, выданной учреждением медико-социальной экспертизы. Первичный консилиум проводится в течении 14 дней со дня поступления несовершеннолетнего в Центр. Последующие консилиумы проводятся ежемесячно.
3.6. Услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными физическими и умственными возможностями предоставляются в следующих формах:
— нахождение в условиях дневного пребывания;
— прохождение курса реабилитации на разовой основе без оформления в группы (курс массажа, лечебной физкультуры, психологической помощи и т.п.).
3.7. Дети с ограниченными умственным и физическими возможностями принимаются в отделение на определенное время от 1 часа до 4-х часов на период проведения занятий и процедур.
3.8. Отделение в пределах своей компетенции осуществляет:
3.8.1. Диагностику уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
3.8.2. Разработку индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями
3.8.3. Организацию коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения с целью восстановления нарушенных функций организма.
3.8.4. Психокорекционную и психопрофилактическую работу с детьми.
3.8.5. Проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
3.8.6. Взаимодействие специалистов Отделения с родителями детей для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий социальной адаптации ребенка и семьи, обучения их основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
3.8.7. Обучение несовершеннолетних с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам социальной реабилитации.
3.8.8. Создание базы данных о несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
3.8.9. Использование инновационных методов реабилитации (психолого-педагогической, медико-социальной, социокультурной) с детьми и подростками в возрасте от 3 до 18 лет с физическими и психическими нарушениями.
3.8.10. Проведение совместно с другими отделениями Центра трудотерапии несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.
3.8.11 Создание единого реабилитационного пространства, всесторонний анализ проблем несовершеннолетнего и его семьи, разработка индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи осуществляется на социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме.
3.8.12.Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, учреждениями социальной защиты населения, внутренних дел, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
3.9.Социальное обслуживание в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями осуществляется в полустационарных условиях. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами социальной реабилитации.
3.10. В период нахождения в отделении несовершеннолетних возможно обеспечение их горячим питанием по социальным показаниям.
3.11. Сведения о поступивших в группу реабилитации заносятся в журнал учета лиц, находящихся в Отделении.
4. Условия нахождения несовершеннолетних в группах дневного пребывания
4.1. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков от 3 до 18 лет в соответствии с медико-социальными показаниями, индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.
4.2. При оформлении детей и подростков на обслуживание в отделение должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: справка от врача из ЛПУ по месту жительства о состоянии здоровья несовершеннолетнего на момент поступления в учреждение
4.3. Сотрудники отделения обеспечивают реабилитационную, познавательную, трудо- и игротерапевтическую, досуговую, анимационную и иную деятельность детей и подростков, а также, при необходимости, организуют обучение навыкам самообслуживания и общения с окружающими людьми.
4.4. Зачисление (отчисление) в Отделение, производится приказом директора ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН», на основании договора об оказании услуг, заключенного с одним из родителей (законных представителей).
4.5. При постановке на обслуживание несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья либо с инвалидностью на каждую семью заводится личное дело, которое включает в себя следующие документы:
- заявление о предоставлении социальных услуг;
- договор о предоставлении социальных услуг;
- индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
- свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия);
- паспорт родителей несовершеннолетнего, законного представителя (копия);
- копия справки учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для детей-инвалидов);
- копия индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (при наличии);
- справка от врача-педиатра, подтверждающая наличие ограниченных возможностей здоровья;
- согласие на обработку персональных данных (приложение № 1).
- а также документы, в которых отражаются индивидуальная или (и) групповая программа реабилитации, этапы её реализации, оценка эффективности индивидуальной программы реабилитации, рекомендации по ведению ребёнка после окончания курса.
4.6. Все социальные услуги несовершеннолетним оказываются бесплатно.
4.7. Основанием для отчисления из Отделения являются:
- заявление родителей (законных представителей);
- окончание срока пребывания ребёнка в Отделении, указанного в договоре между Учреждением и «Родителем» (законным представителем);
- перевод ребёнка в иное учреждение социального обслуживания, образования, здравоохранения;
- выявление у ребёнка в процессе получения услуг медицинских противопоказаний для пребывания в Отделении;
- нарушение правил внутреннего распорядка отделения (приложение № 2)
4.8.Решение об отчислении из Отделения оформляется приказом директора Учреждения.
4.9. Противопоказаниями к принятию в Отделение являются:
Острые инфекционные заболевания;
— хронические заболевания в стадии обострения;
— карантинные кожные заболевания;
— активные формы туберкулёза;
— иные тяжёлые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
4.10. Повторное (в течение одного года) обслуживание ребёнка осуществляется при наличии показаний и свободных мест в Отделении в порядке очерёдности.
4.11.В случае отсутствия свободных мест в Отделении поданное родителем (законным представителем) заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений с присвоением порядкового номера. Зачисление детей осуществляется в порядке очерёдности поданных заявлений
5. Права Отделения
5.1. Отделение имеет право:
5.1.1.Запрашивать и получать от структурных подразделений ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности Отделения;
5.1.2. По вопросам, входящим в компетенцию Отделения, вносить на рассмотрение руководства ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» предложения по улучшению деятельности Учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности сотрудников Учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности Учреждения недостатков;
5.1.3.Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на Отделение.
5.1.4. Представлять в установленном порядке ГКУСО МО «Серпуховский СРЦН» в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отделения.
5.1.5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности в ГКУСО МО «СерпуховскийСРЦН» и докладывать об этих нарушениях директору Учреждения для привлечения виновных к ответственности.
5.2. Сотрудники Отделения пользуются правами, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ГКУ СО МО «Серпуховский СРЦН».
6.Ответственность
6.1. Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение Отделением функций и задач, предусмотренных настоящим положением, несет заведующий Отделением, в соответствии с трудовым, гражданским и административным законодательством.
6.2. Ответственность сотрудников Отделения устанавливается их должностными инструкциями.