Способы трудоустройства инвалидов. Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии. Специальные рабочие места
Организация трудового устройства инвалидов.
Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.
24.11.95 ᴦ. был принят Федеральный Закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
1. Медицинскую реабилитацию.
2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
3. Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счёт средств федерального бюджета͵ средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счёт средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счёт средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места͵ определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, принято понимать система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и трудоспособности.
3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохранения, общественных органов и контроля со стороны органов социальной защиты населения.
4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые инвалиды имели до наступления инвалидности.
5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Οʜᴎ создаются по решению местных органов, министерств, ведомств. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повышенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустройства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприятие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по электроэнергии, затраты на содержание средств производства, в т.ч. и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. Сегодня распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной защиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.
31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.
Организация трудового устройства инвалидов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация трудового устройства инвалидов." 2017, 2018.
Многие люди с ограниченными способностями желают и могут работать. Развитие информационных технологий, автоматизация производственного процесса и остальные достижения технологического прогресса повлияли на характер человеческого труда, появились различные профессии и работы, где незначительные физические ограничения не препятствуют труду.
Это дает возможность инвалидам адаптироваться в обществе, чувствуя себя полноценными личностями. При этом государство играет важную роль в предоставлении таким лицам занятости.
Что об этом говорится в законодательстве РФ?
Согласно ст. 64 ТК РФ, организации не могут ограничивать права, определять косвенные или прямые преимущества при подписании трудового договора исходя из национальности, расы, оттенка кожи, статуса, возраста, пола, места жительства и других обстоятельств, которые не связаны с деловыми характеристиками инвалида.
Чтобы работодатели выполняли законодательные требования относительно запрета в ограничении прав граждан, установлены дополнительные требования. Законом ФЗ №181 от 24.11.1995 г. «О соцзащите инвалидов в РФ» предписывается:
- для органов исполнительной власти субъектов РФ — определять наименьшее число специализированных мест работы для устройства инвалидов в каждой компании в пределах квоты;
- для органов госвласти РФ — в законодательных актах определять организациям, где число специалистов превышает 100 человек, квоту для принятия инвалидов в % относительно среднесписочного количества специалистов (не меньше 2-4%). От квотирования освобождаются общественные инвалидные объединения и сформированные ими фирмы, в уставной капитал которых входит доля общественного объединения лиц с ограниченными возможностями.
Квотирование мест работы не распространяется на компании с численностью сотрудников до 35 человек и фирмы, которые связаны с общественным объединением инвалидов.
То есть, территориальные центры занятости создают информационную базу по квотируемым вакансиям, предоставляют нуждающимся лицам направления для устройства на работу, проверяют реализацию квот и поступление выплат. Также предоставляется помощь в переквалификации или профподготовке работников, субсидирование на стандартных основаниях.
На уровне государства выполняются следующие мероприятия по трудоустройству таких лиц:
- льготная кредитная и финансовая политика для организаций, трудоустраивающих инвалидов;
- стимуляция организации специальных мест;
- создание для работников оптимальных рабочих условий по ИПР;
- организации места работы специальным оборудованием и приспособлениями.
Подробную информацию о приеме на работу таких граждан вы можете почерпнуть из следующего видео:
Обязаны ли работодатели брать их на работу?
Согласно установленной квоте, работодатель должен создавать и выделять места для работы инвалидов, предоставлять трудоустройство согласно реабилитационной программе, предоставлять информацию для фирм по занятости лиц с ограниченными возможностями.
Согласно Трудовому кодексу (ст.64), закону о соцзащите и другим нормативным актам, даже при отсутствии специальных мест работодатель не имеет права на отказ в приеме на работу (если трудовые условия по должности, куда претендует инвалид, отвечают условиям по реабилитационной программе).
При отказе работодателя в принятии гражданина по установленной квоте накладывается административный штраф в размере 2-3 тысячи рублей.
Исключением может быть справка МСЭ, где указывается нетрудоспособность лица или противопоказание на данный вид деятельности.
Процедура приема на работу
К основным документам, подтверждающим состояние инвалида, относится справка медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная реабилитационная программа . В справке должны быть сведения об уровне ограничения трудоспособности и группе инвалидности. В реабилитационной программе прописывается механизм реабилитации.
При трудоустройстве соискатель может не предоставлять эту документацию, так как она не указана в перечне (ст. 65 ТК). Но если будущим местом работы предусмотрены требования к состоянию здоровья, тогда он должен предоставить справки МСЭ и ИПР.
К основным предоставляемым работодателю документам относят:
- паспорт или другой документ удостоверения личности;
- трудовую книжку (кроме первичного заключения трудового договора или взятии работника по совместительству);
- документацию воинского учета (для лиц, призываемых на воинскую службу или военнообязанных);
- СНИЛС;
- диплом об образовании, документ о повышении квалификации или специальных навыках;
- справку об отсутствии или наличии судимости, уголовном преследовании.
Инвалид может самостоятельно обратиться к работодателю или направляться центром занятости по установленной квоте. После предоставления потенциальным работником всех документов он составляет заявление, оформляется , работодатель издает приказ. Также специалист ознакамливается с должностной инструкцией и другими нормативными актами компании, составляется и личное дело, в трудовую книжку вносится запись.
Независимо от группы инвалидности, работодатель должен предоставить рабочее место. Обращается внимание на степень ограниченности к труду, указанную в ИПР.
При приеме инвалидов 1 и 2 группы устанавливается рабочая неделя до 35 часов, для 3 группы такие ограничения в ТК РФ не предусмотрены.
Оплата работ выполняется в полном окладе независимо от сокращенного времени. Привлечение лиц с ограниченными способностями к труду в праздничные и выходные дни разрешается при отсутствии в ИПР медицинского запрета и согласии работника. В договоре может указываться раздел о дополнительном страховании специалиста. Инвалидам можно брать отпуск за свой счет на 2 месяца, а длительность оплачиваемого отпуска равна 30 дням .
Специалисты, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, инвалиды с детства могут получать налоговые вычеты по НДФЛ в объеме 500 рублей, которые предоставляются независимо от вычета на детей. НДФЛ не удерживается с сумм, которые платит компания за средства реабилитации и профилактики инвалидов, покупку и содержание собак-проводников. НДФЛ не облагается материальная помощь в сумме 4000 рублей на приобретение медицинских препаратов и величиной 400 рублей, предоставляемая бывшим специалистам, которые вышли на пенсию. Чтобы освободиться от налога, работодатель должен предоставить подтверждение фактических расходов на данные мероприятия.
Для таких работников не предоставляется испытательный срок, они могут расторгать при ухудшении здоровья и невозможной реализации трудовых обязанностей.
Нюансы обеспечения условий труда
Специальные места работы требуют проведения дополнительных мероприятий по организации труда, в том числе: адаптацию вспомогательного и основного оборудования, дополнительного, организационного и технического оснащения, предоставление технических приспособлений в соответствии с индивидуальными возможностями инвалидов.
Министерством здравоохранения был принят закон о повышении выплат организации-работодателю за оборудованное место работы для инвалида в размере 30-50 тысяч рублей . Рабочее место должно отвечать санитарным правилам, располагаться не на подвальном или цокольном этаже, быть просторным и иметь вентиляцию.
Выгоды для работодателя
Из-за невысокого спроса на работников с ограниченными возможностями государство предоставляет организациям льготы и выплаты (по налогам и страховым взносам).
Налоговые льготы распространяются только на уплату и . Но претендовать на их получение могут не все компании, а только общественные организации инвалидов (число инвалидов не должно быть меньше 50%, и ФОТ трудящихся работников должен составлять от 25% от общего фонда оплаты труда) или фирмы, имеющие в доли таких общественных организаций.
В действительности, государство предоставляет не настолько значительные льготы для предприятий, чтобы их активно стимулировать к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.
Инвалиды имеют проблемы не только с бытовыми условиями жизни, но и с трудоустройством. К сожалению, инвалидам иногда очень сложно устроиться на работу.
Зачастую работодатели не приветствуют в своем коллективе работников с физическими увечьями в силу их низкой трудоспособности. Поэтому государство предпринимает важные шаги, связанные с этими вопросами.
Законы Российской Федерации в 2018 году
Инвалиды относятся к наиболее уязвимым слоям населения, которые нуждаются в поддержке государства. Если в стране соблюдаются все нормы права, то эта категория людей будет иметь определенные льготы, привилегии и различные консультации по многим вопросам.
Так как Россия считается передовым государством, то здесь предусматриваются все эти проблемы.
Фонд содействия трудоустройству инвалидов с каждым годом совершенствует свою работу, поэтому в настоящее время данной категории людей становится намного проще приобрести профессию и найти свою трудовую нишу.
Федеральный закон № 181 оглашает наличие следующих льгот в профессиональном обучении и трудоустройстве инвалидов:
- Льготы по денежным выплатам – для людей с физическими недостатками снижена налоговая планка, либо она может вообще отсутствовать. Инвалиды в обязательном порядке получают специальную пенсию.
- В моральном плане – всевозможная поддержка инвалидов, отпуск у них – без очереди.
- Натуральные – инвалиды имеют право получать бесплатный набор необходимых для жизни продуктов.
- Медицинские льготы – инвалиды получают необходимые медикаменты для поддержания их нормального состояния.
Важно ! Инвалиды, которые не в состоянии работать, имеют поддержку от государства в виде пенсии. Ее выплата зависит от группы инвалидности.
Закон о занятости населения РФ был выпущен еще в 1991 году и в нем имеются разделы относительно трудоустройства инвалидов. По нему работодатели ежегодно предоставляют отчет об имеющихся свободных местах по трудоустройству для людей-инвалидов.
Это делается согласно установленной квоте. Размер квоты устанавливается на основании ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Справка ! По закону РФ инвалиды 1, 2 и 3 группы устраиваются на работу на общих основаниях, для них не имеются какие-либо ограничения в связи с их положением. Этот закон действует и в 2019 году.
Об особенностях трудоустройства инвалидов рассказывается на видео:
Какие проблемы могут возникнуть?
В настоящий период, несмотря на все усилия со стороны государства, проблемы с трудоустройством инвалидов так же актуальны:
- Многие центры занятости, отвечая на этот вопрос, на первое место ставят не физические увечья людей данной категории, а отсутствие у них образования. Как показывает статистик, в России лишь 15% инвалидов имеют высшее образование, 35% – с профессиональным образованием, у большинства инвалидов имеются лишь школьные аттестаты.
- Также к числу явных проблем относятся стереотипы. Многие предприятия не стремятся получить работников с ограниченными возможностями, полагая, что они не приспособлены к полноценному труду. Огромная роль в этом вопросе отводится государству и ее просветительской работе, но пока все, что делает правительство для инвалидов – это в принудительном порядке предоставляет им квоты, обязывая работодателей предоставлять таким людям рабочие места.
Важно ! Размер штрафов за то, что работодатель отказал в приеме на работу человеку с физическими недостатками, чрезвычайно низок. Владельцу предприятия зачастую легче откупиться от государства, выплатив определенную сумму (достаточно небольшую), и принять на работу, как он думает, «работника с перспективами».
Не всегда причина кроется в дискриминации этой категории граждан, просто нет соответствующих условий труда, которые должно обеспечить прежде всего само государство.
Начиная с 2001 года к закону о защите прав инвалидов были внесены поправки (ФЗ 181), где устанавливались гарантии относительно занятости этих людей. В последние годы трудоустройство инвалидов реально и, в общем, не столь трудное.
Шаги, предпринимаемые государством, были направлены относительно:
- Предоставления квот по рабочим местам для инвалидов.
- Налоговых преимуществ.
Какие в России существуют проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов, рассказывается на видео:
Особенности при устройстве на работу
Государство считает, что необходимо предоставить профессиональную реабилитацию инвалидам, тем самым поддержать их и в без того трудной жизни.
Реабилитация инвалидов в профессиональном плане осуществляется по следующим направлениям:
- Профессиональная ориентация.
- Психологическая поддержка при выборе профессии.
- Предоставление возможности обучиться или переобучиться.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Содействие со стороны региональных органов в трудоустройстве.
- Организации должны создавать квотные места для работников с ограниченными физическими способностями (квотирование).
- Адаптация в профессионально-производственном плане.
Специальные рабочие места
По Российскому законодательству инвалиды устраиваются на работу наряду с остальными гражданами, для них нет определенных преференций и специальных условий.
Если для больного человека основной процесс занятости затруднителен, для такой категории граждан создаются специальные предприятия:
- В настоящий момент на территории России функционирует примерно 1600 таких организаций.
- Такие специализированные учреждения ориентируются на определенные категории граждан с физическими недостатками. Например, это инвалиды по зрению, при явных психических отклонениях, при проблемах у человека с двигательным аппаратом и т.д.
Но выход на работу в специализированных предприятиях – это не исключительная возможность трудиться и получать от этого выгоду. При других формах инвалидности человек может полноценно работать наравне с другими сотрудниками в любой организации.
Но при этом сам работодатель также не вправе ограничивать права таких людей и ставить на первое место работников без физических проблем.
Кроме того, существует законодательство о специальных квотах, выделяемых для устройства инвалидов на работу, к ним относятся:
- Установка определенного количества трудовых мест для инвалидов. Для каждого региона или компании они определяются местной администрацией.
- Устанавливается соотношение сотрудников-инвалидов в процентах относительно списка числа работников предприятия. По правилам это соотношение должно равняться 2-4%.
Справка ! Кроме того, что работодатель обязан трудоустроить по квотам сотрудников-инвалидов, он должен также обеспечить им удобное трудовое пространство и соблюдение всех условий труда. Число таких обустроенных мест должно совпадать с количеством работников с инвалидностью.
Профессиональное обучение
Профессиональная подготовка граждан с инвалидностью действует в соответствии со специальными программами на государственном уровне.
Если отсутствует общее и общее среднее образование, что относится к категории лиц с ограниченными умственными способностями, государство на уровне регионов дает возможность получить им профессиональное образование.
Важно ! Граждане с ограниченными возможностями в плане здоровья, проживающие в нашем государстве, имеют право получать образование как общего плана, так и профессиональное, в соответствии с адаптированными программами образования и индивидуально разработанными программами по реабилитации инвалидов.
При этом создаются все необходимые условия для комфортного получения образования такой категорией лиц.
Для поступающих в высшие учебные заведения инвалидов создаются специальные льготные места.
Они на бесплатной основе получают учебные принадлежности, книги, услуги сурдопереводчиков и т.д.
При выходе на работу инвалида, если он не знаком с условиями труда, работодатель должен предоставить ему определенный срок и возможность обучиться новой специальности.
Квоты
Квотирование означает то, что предприятие обязано трудоустроить определенное количество работников с физическими ограничениями на постоянной основе и на общих основаниях.
Число таких мест будет зависеть от величины фирмы и от штата сотрудников:
- Чем больше организация, тем больше предусматривается квот.
- Например, если в ней насчитывается около 100 сотрудников, то соответственный процент задействованных инвалидов должен быть равен 2-4%.
- Но точные показатели будут зависеть от региона, в котором расположена компания.
Справка ! Если численность сотрудников в организации колеблется в пределах от 35 до 100 работников, то средняя квота будет равна 3%.
На видео приведено юридическое обоснование квотирования инвалидов:
Как найти работу через центр занятости?
Инвалид может обратиться за помощью в специальные Центры занятости населения, при этом предварительно нужно подготовить такие документы:
- Паспорт.
- Документ, указывающий на образование человека – аттестат, диплом об окончании средне-специального или высшего заведения, сертификаты о прохождении курсов и т.д.
- Трудовая книжка или данные о трудовом стаже.
- Свидетельства о налогах и страхованиях.
- Справку о подтверждении инвалидности.
После подачи документов Центр занятости рассмотрит вопрос о постановке на биржу труда человека со второй и третьей группой инвалидности. При этом после трудоустройства инвалиды с третьей группой будут работать на общих основаниях.
Несомненно, трудовая деятельность человека считается основной в его жизни. В отличии от здоровых людей, инвалиду зачастую необходимы определенные условия для осуществления трудовой деятельности.
Задача государственного аппарата и общества в целом быть заинтересованным в приспособлении данной категории людей к рабочим условиям, чтобы они могли свободно ориентироваться в выбранной ими профессии.
Не стоит отворачиваться от инвалидов, в организациях необходимо устанавливать оборудование, которое подходит и для таких работников, чтобы они не чувствовали себя ущербными и трудились наравне с остальными сотрудниками.
Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Есть ли особенности в трудовых отношениях с инвалидами? В чем выражается государственная социальная поддержка инвалидов, в том числе работающих? Установлены ли законодательно льготы для инвалидов, в том числе при трудоустройстве? Эти вопросы мы и рассмотрим в настоящей статье.
Особенности приема на работу инвалидов
В соответствии со ст. 64 ТК РФ всем работодателям запрещено какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом). Чтобы все работодатели выполняли требования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (по признаку социального положения), законодатель установил дополнительные требования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспечения инвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее - Закон о социальной защите инвалидов) предписывает:
Органам государственной власти Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
Создавать или выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов;
Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Анализ норм Трудового кодекса РФ, Закона о социальной защите инвалидов и иных нормативных актов позволяет сделать следующий вывод. Работодатель даже при отсутствии зарезервированных специально для инвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов не вправе отказать в приеме на работу инвалиду, если условия труда по должности, на которую претендует инвалид, соответствуют условиям труда, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом законодательством не запрещено устанавливать иные, не запрещенные Трудовым кодексом РФ, условия приема на определенную должность: наличие определенной квалификации, специального образования, опыта работы и пр.
Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -
2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В случае принятия на работу инвалида работодателю (в лице кадрового работника) необходимо помнить о требовании статьи 57 ТК РФ, которое касается содержания заключаемого трудового договора: если для инвалида созданы специальное рабочее место, а также условия труда, отличные от обычных условий (см. ниже), все указанные нюансы должны быть отражены в трудовом договоре.
Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессе работы
Статьей 23 Закона о социальной защите инвалидов строжайше запрещено устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условия труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающие их положение по сравнению с другими работниками.
По сравнению с другими работниками инвалиды имеют преимущества, которые установлены законодательно:
Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы - не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);
Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);
Продолжительность ежедневной работы (смены) - в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ);
Право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы - до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).
Законодателем установлены и более жесткие ограничения в части привлечения инвалидов: к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ) и к работе в ночное время (с 22:00 до 06:00). Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.
Гарантии инвалидам при сокращении численности штата предприятия
Трудовым законодательством в отношении многих категорий работников установлены гарантии при сокращении численности штата предприятия, в том числе и в отношении инвалидов.
Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации в числе прочих категорий работников, указанных в ст. 179 ТК РФ, имеют:
Работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
Инвалиды Великой Отечественной войны;
Инвалиды боевых действий по защите Отечества.
Помимо указанных лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:
1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
Граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
Военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
Граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
Граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
2) инвалиды вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и члены их семей, потерявших кормильца из числа вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча[СНОСКА См. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 29.04.2009, с изм. от 10.11.2009) и Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. от 23.07.2008).].
Выплаты и льготы инвалидам, установленные законодательством
В целях социальной поддержки инвалидов и способствованию их нормальной жизнедеятельности в Российской Федерации законодательно закреплены следующие меры поддержки инвалидов.
1. Выплаты по различным основаниям (ст. 27 Закона о социальной защите инвалидов): пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью и др.
2. Обеспечение бесплатной путевкой в санаторно-курортные учреждения (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).
3. Льготы по обеспечению жилым помещением (ст. 17 и 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).
4. Льготы по оплате ЖКУ (ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов), стоимости проезда.
5. Льготы по лекарственному обеспечению, обеспечению перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения, протезированию и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).
6. Организация социально-бытового обслуживания инвалидов (ст. 28 Закона о социальной защите инвалидов, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
7. Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, службы быта, связи и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).
8. Иные льготы: например, резервирование мест на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и предоставление парковки на таких стоянках инвалидам бесплатно (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов).
При использовании инвалидом выплат и льгот необходимо помнить установленные нормами Закона о социальной защите инвалидов следующие положения. Если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с Законом о социальной защите инвалидов уровень их социальной защиты, применяются положения этих правовых актов. Однако если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Закону о социальной защите инвалидов, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).
Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Государство путем установления рассмотренных выше льгот, выплат, компенсаций и иных мер социальной поддержки инвалидов создало целую систему гарантий инвалидам в Российской Федерации. Данная система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки призвана обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленна на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Виды гарантий, установленных государством, многочисленны. Однако размер денежных выплат, гарантированных инвалидам, к сожалению, не всегда достигает цели создания условий инвалидам для участия в жизни общества наравне с другими гражданами. Даже с учетом изменений, предоставляющих теперь с нового года право на получение ежемесячных выплат всем инвалидам вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности и всех иных мер социальной поддержки инвалидов, предусмотренных законодательством, инвалиды в большинстве случаев относятся к материально необеспеченным и слабозащищенным слоям населения Российской Федерации (см. табл.).
Размеры ежемесячных денежных выплат в зависимости от группы инвалидности и вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности, установленные с 1 января 2010 г. (ст. 28.1 Закона о социальной защите инвалидов)
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; - создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организации обучения инвалидов новым профессиям.
- Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 21 вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентированы условия труда инвалидов. Так, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.