5 дополнительная точка аускультация сердца. Как проводят аускультацию сердца, для чего она нужна. Как проводится исследование
1.Что такое аускультация?
2.Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
3.Физические основы аускультации.
4.Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.
5.Классификация дыхательных шумов.
6.Механизм возникновения везикулярного дыхания и его характеристика в норме.
7.Количественные и качественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.
8.Что такое бронхиальное дыхание? Где оно выслушивается в норме?
9.Патологическое бронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.
10.Смешанное дыхание: причины возникновения, диагностическое значение.
11.Что такое добавочные дыхательные шумы?
12.Что такое хрипы, как они классифицируются?
13.Причины и механизм возникновения сухих хрипов.
14.Причины и механизм возникновения влажных хрипов.
15.Диагностическое значение выявления хрипов.
16.Что такое крепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.
17.Шум трения плевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.
18.Специфические аускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.
19.Что такое бронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.
1. Что такое аускультация?
Аускультация – это метод исследований, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянии организма.
2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).
Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).
Достоинствами непосредственной аускультации являются:
позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;
позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;
выслушиваются естественные звуки;
врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании непостоянных тонов сердца – III, IV).
Недостатками непосредственной аускультации являются:
трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;
невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;
негигиеничность.
Достоинствами посредственной аускультации являются:
гигиеничность;
удобство для больного и врача;
возможность локализовать место возникновения звуков;
возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;
гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;
удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;
усиление звука.
Недостатками посредственной аускультации являются:
искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);
большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.
3. Физические основы аускультации.
Возникновение звука – есть результат маятникообразных движений (колебаний) выведенного из состояния покоя тела. Если тело однородно по своему составу, то оно совершает периодические колебания, если неоднородно – непериодические колебания. Колебания тела вызывают в окружающем воздухе ряд попеременных сгущений и разрежений, которые, распространяясь во все стороны в форме звуковой волны, достигают нашего уха и вызывают раздражение слухового аппарата с той же последовательностью и частотой, с которой колеблется выведенное из состояния равновесия тело. В случае периодических колебаний звуковое ощущение обладает характерной для музыкальных звуков тональностью и обозначается как тон, в случае непериодических - возникает звуковое ощущение, лишенное тональности - шум.
От величины амплитуды колеблющегося тела зависит сила или громкость звука (прямая зависимость). На громкость звука влияет также расстояние от источника звука. Чем больше глубина залегания источника звука (например, в легком), тем меньше громкость звука. От числа колебаний в секунду, совершаемых телом, зависит высота тона, чем больше колебаний, тем больше высота тона и наоборот.
Звуковые явления, возникающие в легком, передаются по воздушным столбам в бронхах до грудной стенки, вызывая в ней колебания, а затем через окружающий воздух уху исследующего. Условия проводимости звука в легких не вполне благоприятны из-за эластичности бронхиальных стенок и высокой способности их к колебаниям, а, следовательно, и к распространению звуковой волны во все стороны. В результате этого амплитуда колебаний к моменту достижения звуковой волны грудной клетки значительно уменьшается, и звук достигает каждый отдельный участок грудной клетки в значительной степени ослабленным.
При воспалительном уплотнении легочной ткани воспалительным экссудатом пропитывается и ткань между бронхами. Она становится плотной и составляет как бы продолжение стенки бронха. Она менее способна к колебаниям, чем стенки бронха, тормозит их. Поэтому в самом воздушном столбе, заключенном в бронхе, меньше энергии распространяется в стороны. Таким образом, через уплотненное легкое звуки, возникающие в дыхательной системе, лучше проводятся к грудной стенке через воздух, находящийся в бронхе, и, следовательно, доходят до уха менее ослабленными, чем через нормальное легкое.
Если проводящая среда имеет одинаковую частоту колебаний с частотой проводимого звука, то воздушный столб, заключенный в бронхе (в полости) играет роль резонатора и происходит усиление звука. Это наблюдается в уплотненном легком (звук до уха проводится без ослабления). Таким образом, уплотнение легочной ткани предотвращает ослабление звука и способствует проявлению усиливающего действия резонатора.
Так как проводником звука является в основном воздух в бронхе, то проходимость бронхов является необходимым условием для выслушивания легкого.
Если в каком-либо месте бронха имеется сужение его, так что воздух из широкой части, пройдя сужение, попадает внутрь в широкую часть, то на месте сужения возникают завихрения воздуха. В результате этого происходят колебания стенки бронха, и в области сужения возникает шум, называемый стенотическим. Имеется прямая зависимость громкости шума от степени сужения и скорости тока воздуха. Однако, при значительном сужении достаточна меньшая скорость, при небольшом сужении нужна большая скорость тока для возникновения шума.
4. Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.
Общие правила аускультации.
В помещении, где производится выслушивание, должно быть возможно более тихо.
В помещении, где производят выслушивание, должно быть тепло, так как обусловленные холодом дрожь, напряжение мышц искажают характер дыхания и других аускультативных звуков.
Выслушиваемые части тела должны быть обнажены.
Волосяной покров в выслушиваемой части тела в случае необходимости следует сбрить, смочить маслом, мыльным раствором или водой.
Раструб стетоскопа должен быть теплым, его следует согреть.
Раструб стетоскопа должен быть приложен к телу больного всем его краем, герметично.
Следует фиксировать стетоскоп к телу больного, не прикасаясь к трубкам, так как прикосновение к ним создает дополнительные шумы.
Стетоскоп нельзя прижимать плотно к телу больного, так как его плотное прижатие гасит колебания поверхности тела, что приводит к ослаблению звука. Исключение составляет выслушивание высоких звуков, которые лучше выслушиваются при значительном надавливании стетоскопом на грудную клетку.
Оливы стетоскопа должны плотно прилегать к стенкам наружного слухового прохода, что обеспечивает герметичность и замкнутость акустической системы, но они не должны вызывать боли.
Целесообразно пользоваться одним и тем же стетоскопом.
Положение больного и врача должно быть удобным.
Следует руководить больным, его дыханием, другими действиями, целесообразными в плане выслушивания.
Выслушиванию больных следует посвящать максимально много времени, так как это один из самых сложных для усвоения методов исследования.
Выслушивая больного, следует научиться отвлекаться от других посторонних, происходящих извне шумов. Следует научиться концентрировать свое внимание и слух на тех звуках, которые исходят из стетоскопа.
Правила аускультации легких.
Легкие лучше всего выслушивать в положении больного сидя или стоя.
Необходимо соблюдать последовательность выслушивания легких: передняя поверхность, боковые отделы, задняя поверхность грудной клетки.
Следует использовать приемы, улучшающие проведение звука и облегчающие проведения аускультации:
при выслушивании в подмышечных областях больной должен завести руки за голову;
при выслушивании по лопаточным и околопозвоночным линиям больной должен скрестить руки на груди и слегка наклонить голову вперед.
Больной должен дышать глубоко, равномерно, медленно, через нос или полуоткрытый рот. При этом основные дыхательные шумы рекомендуется выслушивать при дыхании через нос, а добавочные – при дыхании через рот.
Следует руководить дыханием больного, давая указания по этому поводу или, даже, демонстрировать ему, как это следует делать, тренируя его.
Первоначально целесообразно провести сравнительную аускультацию легких, а затем детально выслушивать те участки, где были замечены патологические изменения.
Вначале определяют характер основного дыхательного шума, затем определяют побочные дыхательные шумы, в конце - определяют бронхофонию.
Аускультация сердца - наиболее ценный из методов исследования сердца.
Во время работы сердца возникают звуковые явления, которые называют сердечными тонами. Анализ этих тонов при выслушивании или графической записи (фонокардиографии) дает
представление о функциональном состоянии сердца в целом, работе клапанного аппарата, деятельности миокарда.
Задачами аускультации сердца являются:
1) определение тонов сердца и их характеристика: а) сила;
б) монолитность; в) тембр; г) ритм; д) частота;
2) определение числа сердечных сокращений (по частоте тонов);
3) определение наличия или отсутствия шумов с описанием их основных свойств.
При проведении аускультации сердца соблюдаются следующие правила.
1. Положение врача - напротив или справа от больного, что дает возможность свободно выслушивать все необходимые точки аускультации.
2. Положение больного: а) вертикальное; б) горизонтальное, лежа на спине; в) на левом, иногда на правом боку.
3. Используются определенные приемы аускультации сердца:
а) выслушивание после дозированной физической нагрузки, если позволяет состояние больного; б) выслушивание в разные фазы дыхания, а также при задержке дыхания после максимального
вдоха или выдоха.
Указанные положения и приемы используются с целью создания условий для усиления шумов и их дифференциальной диагностики, о чем будет сказано ниже.
Места выслушивания (точки аускультации) сердца
Звуковые явления, возникающие в работающем сердце, в значительной степени своим происхождением обязаны работе клапанного аппарата сердца. Все клапанные отверстия сердца находятся у его основания, и их проекции на переднюю грудную стенку расположены на очень близком расстоянии друг от друга.
Это исключает возможность изолированного выслушивания звуковых явлений.
Анатомическая проекиия клапанов:
митральный клапан - слева на уровне прикрепления III ребра к грудине; аортальный клапан - по срединной линии на уровне третьих реберных хрящей; клапан легочной артерии - слева во II межреберье у края грудины; трехстворчатый клапан - за грудиной, на середине линии, соединяющей места прикрепления хрящей III ребра слева и V ребра справа.
Вследствие близкого расположения проекций клапанов для дифференцирования происхождения звуков были выбраны наиболее отдаленные точки, в которые лучше всего проводятся звуковые явления с соответствующих клапанов, названные классическими точками аускультации сердца.
1-я точка - выслушивание митрального клапана - в области верхушки сердца.
2-я точка - выслушивание аортального клапана - II межреберье справа у края грудины. Эта зона удалена от истинной проекции, но здесь аорта ближе всего подходит к грудной клетке и звуковые явления усиливаются током крови.
3-я точка - выслушивание клапана легочной артерии - II межреберье слева у края грудины, совпадает с анатомической проекцией.
4-я точка - выслушивание трехстворчатого клапана - нижняя треть грудины у основания мечевидного отростка. Эта зона прилегания к грудной стенке правого желудочка.
5-я точка, или точка Боткина-Эрба, - выслушивание аортального клапана - в месте прикрепления хрящей III-IV ребер клевому краю грудины.
Порядок выслушивания сердца
При проведении аускультации соблюдается определенная последовательность, обусловленная частотой поражения клапанов при приобретенных пороках сердца. Начинают с верхушки (1 -я
точка), затем выслушивают основание сердца - 2 -я и 3-я то ч ки аускультации (клапаны аорты и легочной артерии), затем 4-я т о ч ка - трехстворчатый клапан и 5-я дополнительная точка (а о р тальный клапан).
Далее выслушивают всю область сердца, передвигая стетоскоп на небольшое расстояние. Используя этот прием, можно пр о сл е дить изменения силы тона или шума и провести их дифференциальную диагностику.
Механизм образования тонов сердца
При аускультации сердца определяются 2 обязательных (о б лигатных) тона. Тоны представляют собой правильные быстро затухающие колебания, которые выслушиваются как короткий
звук. У детей и некоторых молодых людей (в среднем до 30 л е т) можно выслушать третий (факультативный) тон.
Для лучшего понимания происхождения тонов сердца важно рассмотреть фазовую структуру сердечного цикла, или хронокардиограмму.
Первый тон сердца возникает во время систолы желудочков и называется систолическим, II тон сердца возникает в начале диастолы желудочков и называется диастолическим.
Первый тон на ФКГ регистрируется на уровне зубца S синхронной ЭКГ. В образовании I тона выделяют 3 компонента:
1 -й компонент - низкочастотный и низкоамплитудный (2- 3 колебания на ФКГ в начальном сегменте I тона), образуется в начальный период систолы, а именно в фазу Ys периода напряжения.
Это мышечный компонент, который связан с напряжением мышц желудочков, охваченных сократительным процессом.
Его роль, как было показано еще в 1873 г. проф. А.А. Остроумовым, в формировании I тона незначительна; 2-й компонент - клапанный. Он также образуется в фазу Ys периода напряжения, но уже в его конце, когда происходит повышение внутрижелудочкового давления и закрытие митрального и трикуспидального клапанов. Их колебания после закрытия
и являются клапанным компонентом I тона. На ФКГ этот компонент обозначается как главный, или центральный, сегмент и представляет собой высокоамплитудные и относительно высокочастотные
колебания;
3-й компонент можно назвать клапанно-сосудистым, или сосудистым. Он образуется в начальную фазу ПИ, а именно в протосфигмический интервал, когда открываются клапаны аорты и легочной артерии (клапанный компонент), и в фазу максимального изгнания крови, когда происходят колебания стенок аорты и легочной артерии от выброшенной в них крови (сосудистый компонент). На ФКГ 3-й компонент I тона регистрируется в виде низкочастотных и низкоамплитудных колебаний.
Таким образом, 1 тон образуется в фазу Ys и в начальном периоде изгнания.
В некоторых руководствах описывается предсердный 4-й компонент I тона, который совпадает с систолой предсердий, т. е. диастолой желудочков. На самом деле этот компонент можно
иногда зарегистрировать на ФКГ в виде 1-2 низкочастотных колебаний низкой амплитуды. В настоящее время эти колебания относят к самостоятельному IV тону, о чем будет сказано ниже.
Общая продолжительность I тона 0,08-0,12 с.
Второй тон (диастолический) на ФКГ регистрируется у окончания зубца Т синхронной ЭКГ.
Он является отражением звуковых явлений, происходящих в диастолу желудочков, а точнее, в начальную ее часть. Диастола состоит из 2 периодов - расслабления и наполнения, II тон связан
с периодом расслабления.
Отличия I тона от II:
I тон ниже и продолжительнее II тона,
II тон выслушивается после длинной паузы,
I тон совпадает с верхушечным толчком и пульсом на сонной артерии.
Первый тон на верхушке и у основания мечевидного отростка выслушивается как более сильный по сравнению со II тоном, т. к. в образовании I тона участвует клапанный компонент, обусловленный
закрытием митрального и трикуспидального клапан о в в ФИ Р. Звуковые явления, связанные с закрытием в диастолу п о л у л у н н ы х клапанов, в указанные точки проводятся значительно
х у ж е. В то же время во II межреберье II тон выслушивается лучще, т. к. сюда лучше проводятся звуковые явления с полулунных клапанов, чем с митрального и трикуспидального.
Ослабление II тона
Ослабление II тона на аорте вызывается следующими причинами:
а) недостаточностью клапанов аорты; б) сужением устья аорты; в) снижением артериального давления (сосудистая недостаточность,
кровопотеря и др.).
В первом случае ослабление II тона обусловлено недостаточным колебанием клапанов при закрытии, причем ослабление идет параллельно степени недостаточности. При сужении устья аорты
выброс крови в систолу снижается, следовательно, уменьшается давление в аорте в диастолу (диастолическое давление в аорте).
Это приводит к меньшей силе захлопывания аортальных клапанов в начальном периоде диастолы. Аналогичный механизм ослабления II тона действует и при значительном снижении АД. Ослабление II тона над легочной артерией вызывается недостаточностью клапанов легочной артерии и/или сужением устья легочной артерии.
В целом ослабление II тона на основании сердца вызывают следующие факторы: 1) негерметичное смыкание полулунных
клапанов, что приводит к уменьшению их колебаний; 2) уменьшение скорости захлопывания полулунных клапанов вследствие снижения артериального давления или сращения створок полулунных
клапанов при клапанных стенозах устий магистральных сосудов.
Усиление II тона
Сила тонов над аортой и легочной артерией одинакова. В патологии возможно усиление (акцент) II тона на аорте или на легочной артерии.
Акцент II тона на аорте может быть обусловлен: а) повышением давления в большом круге кровообращения (артериальная гипертензия, тяжелая физическая нагрузка), когда створки полулунных клапанов захлопываются с большей силой, чем в норме; б) склерозом клапанов аорты; в) выраженным склерозом восходящей части аорты и уплотнением ее стенки при сифилитическом мезаортите.
В последних двух случаях II тон приобретает металлический оттенок и может формироваться и без повышения давления вбольшом круге кровообращения. При очень высоких цифрах артериального давления II тон также может приобретать металлический оттенок.
Акцент II тона на легочной артерии свидетельствует о повышении давления в малом круге кровообращения. Выделяют 2 вида гипертензии в малом круге - посткапиллярную и прекапил-
лярную.
Патологическое раздвоение I тона возникает при полной блокаде одной из ножек пучка Гиса - вследствие запаздывания сокращения соответствующего желудочка.
Раздвоение II тона встречается нередко. Его механизм связан с неодновременным закрытием полулунных клапанов аорты и легочной артерии, возникающим вследствие удлинения или укорочения систолы одного из желудочков.
Физиологическое раздвоение II тона встречается довольно часто у здоровых молодых людей. Оно непостоянно и связано с дыханием. Непосредственная его причина - увеличение притока крови к правому сердцу во время вдоха с удлинением периода изгнания, что приводит к запаздыванию закрытия пульмонального клапана с отщеплением пульмонального компонента II тона.
Патологическое раздвоение II тона возникает вследствие укорочения или удлинения систолы одного из желудочков и определяется:
а) при митральном стенозе (вследствие затруднения оттока из левого предсердия в левый желудочек его наполнение уменьшается, систола укорачивается и аортальный клапан захлопывается раньше, чем клапан легочной артерии. Кроме того, вследствие посткапиллярной легочной гипертензии систола правого желудочка заканчивается позже, чем левого);
б) при стенозе устья аорты (в результате удлинения систолы происходит более позднее захлопывание аортальных клапанов);
в) при артериальной гипертензии (удлинение систолы левого желудочка);
г) при прекапиллярной легочной гипертензии - эмфизема, тромбозы и эмболии легочной артерии - происходит отставание закрытия клапана легочной артерии вследствие удлинения систолы правого желудочка.
Наиболее частой из указанных причин раздвоения II тона на легочной артерии является митральный стеноз с гипертрофией правого желудочка и гипертензией малого круга кровообращения.
Трехчленные ритмы сердечной деятельности
Трехчленные ритмы характеризуются появлением самостоятельного, дополнительного тона сердца.
Выделяют 3 формы трехчленных ритмов: ритм при митральном стенозе (“ритм перепела”); трехчленный ритм с “систолическим щелчком” - систолический галоп; ритм галопа.
Трехчленный ритм при митральном стенозе обусловлен появлением дополнительного митрального тона в начале диастолы желудочков в связи с анатомическими изменениями митрального клапана. Этот тон появляется на ФКГ через 0,07-0,13 с после II тона. Его появление обусловлено склерозом митральных створок, которые при открытии выпячиваются в полость желудочка.
В фазу быстрого наполнения клапаны совершают колебательные движения под давлением кровотока, которые воспринимаются как дополнительный звук в виде короткого щелчка. Этот тон называется тоном открытия митрального клапана, или митральным щ е л ч к о м, прослушивается на верхушке сердца, лучше в положении на левом боку.
“Ритм перепела” состоит из хлопающего I тона; II тона; дополнительного тона открытия митрального клапана.
Трехчленный ритм с систолическим щелчком.
Добавочный тон в виде систолического щелчка располагается во второй половине систолы, ближе ко II тону. Имеет 3 основные причины: а) пролапс митрального клапана - состояние, когда в результате поражения сосочковых мышц, удлинения сухожильных нитей происходит выпячивание створки митрального клапана в полость левого предсердия в период систолы с формированием дополнительного звучного тона - так называемый систолический клик; б) склероз аортального клапана и восходящей аорты - появление систолического щелчка связывают с раскрытием склерозированного аортального клапана и ударом крови об уплотненную стенку аорты; в) внутриперикардиальные причины.
Ритм галопа выслушивается при тяжелых поражениях миокарда со снижением его сократительной способности (инфаркт миокарда, миокардит, кардиосклероз, артериальная гипертензия, кардиомиопатии и др.). В.П. Образцов назвал ритм галопа “криком сердца о помощи”.
Ритм галопа хорошо выслушивается при ЧСС до 100 ударов в 1 мин и хуже при выраженной тахикардии (свыше 1 2 0 ударов в 1 мин), а также при ЧСС менее 70 ударов в 1 мин.
Дополнительный тон при ритме галопа - это усиленные (патологические) III или IV тоны, III тон образуется в фазу быстрого наполнения, а IV тон - в фазу систолы предсердий.
Выделяют следующие разновидности ритма галопа.
Диастолический ритм галопа.
Ранее он назывался протодиастолическим ритмом. В связи с изучением фазовой структуры сердечного цикла уточнены механизм и время его образования.
Поскольку III тон появляется в период быстрого наполнения, когда уже закончена протодиастола, правильнее этот ритм называть диастолическим или мезодиастолическим ритмом галопа.
Возникновение дополнительного III тона связано с ослаблением тонуса миокарда левого желудочка, которое встречается при его выраженной миогенной дилатации. Происходит быстрое растяжение стенок желудочков кровью, что вызывает их колебания и проявляется добавочным звуковым явлением; III тон появляется через 0,12-0,2 с после II тона.
Пресистолический ритм галопа появляется в момент систолы предсердий при условии: а) гипертрофии левого предсердия, в особенности на фоне удлинения атриовентрикулярной проводимости;
б) потери тонуса миокарда желудочков. В этих случаях происходит патологическое усиление IV (предсердного) тона сердца, которому также способствует усиление колебаний потерявших тонус стенок левого желудочка при его наполнении во время систолы предсердий. Иначе пресистолический галоп называют предсердным.
Суммационный галоп образуется в результате наслаивания добавочного тона диастолического галопа (III тон) на добавочный тон пресистолического галопа (IV тон), что наблюдается при тахикардии.
В отличие от “ритма перепела” , для которого характерен усиленный - хлопающий I тон, при ритме галопа I тон, как правило, ослаблен.
Аускультация как метод обследования вам совсем не знакома? А вот вы и ошибаетесь. С этим методом вы встретились уже в глубоком детстве и продолжаете сталкиваться до сих пор. И ничего в этом нет удивительного. Просто название пришло к нам из Франции восемнадцатого века, когда врач Рене Лаэннек в 1816 году предложил новую методику выслушивания пациентов.
Новая методика была основана на применении специального инструмента, который был назван стетоскоп, и который в том или ином виде вы и встречали у врачей висящим на шее. Конечно же тот древний стетоскоп за двести лет превратился в современный и очень распространенный инструмент. Первое действие любого терапевта при встрече с пациентом – приложить и прослушать.
До предложения Рене Лаэннека выслушивание работы сердца происходило путем прикладывания уха к груди больного. С диагностической точки зрения такое прикладывание было не очень информативным, но других вариантов не было. Сам Лаэннек в своих работах описывает как ему случайно удалось найти более действенный вариант.
В одной “узкой” ситуации он вспомнил об акустическом эффекте, когда, приложив ухо к концу бревна можно было услышать касание иголкой к другому концу. Эффект передачи звуковой волны и был использован для предложенного стетоскопа.
Не вдаваясь в физические процессы отметим, что звуковые эффекты сопровождают колебания клапанов сердца, сокращения стенок сосудов, а также движение крови по сердечно-сосудистой системе. В качестве примера – вы же слышите иногда как в квартире по трубам течет вода. Также будет слышно и текущую по сосудам кровь.
Стетоскоп позволил Рене Лаэннеку услышать удары сердца четче, чем это можно было сделать если бы он снова приложил ухо непосредственно к груди. Конструкция стетоскопа, которую предложил Лаэннек, представляла собой деревянную трубку с раструбом.
В таком виде конструкция просуществовала до начала 20 века (почти сто лет). Усовершенствование в виде наклеенной на раструб мембраны внес Н.С.Коротков (русский хирург). В результате появился фактически новый инструмент – фонендоскоп.
Столетний опыт использования стетоскопа привел к экспериментальному пониманию того, что внутренние органы человека производят звуковые колебания разной частоты.
Справочно. Сердце и кишечник производят низкочастотные колебания, а легкие и сосуды – высокочастотные. Получалось, что при использовании стетоскопа колебания низких частот заглушали высокочастотные.
Мембрана, примененная Н.С.Коротковым, позволила приглушить низкие частоты, что дало возможность хорошо слышать высокие частоты. В этом и кроется разница между стетоскопом и фонендоскопом.
Современный инструмент уже представляет собой комбинированный прибор – стетофонендоскоп. Головка комбинируется из мембраны с одной стороны и “колокола” с другой (см. на рисунке позиции 5 и 6). Хочет врач прослушать сердце – прикладывает головку “колоколом” к телу, хочет легкие – прикладывает головку мембраной к телу.
Все вместе (головка, звукопроводящая трубка, тройник, оголовья с оливами) влияет на качество передачи звука в зависимости от производителя и материала изготовления.
Что такое аускультация
Аускультация применяется практически всегда при первичных осмотрах врачами терапевтического профиля. Придя с любой жалобой, врач попросит пациента раздеться до пояса. Сначала проведет визуальный осмотр, а затем снимет с шеи стетофонендоскоп и начнет выслушивание.Прежде всего проводится аускультация сердца, чтобы понять его состояние. Эта простая, занимающая совсем немного времени процедура, относится к важнейшим диагностическим методам, позволяющим дать комплексную оценку функционирования сердечно-сосудистой системы. Она позволяет выслушать и дать оценку тонам, ритму и темпу сердечных сокращений.
Использование только стетофонендоскопа и наработанного опыта, позволяет достаточно точно оценить текущее состояние пациента. По этой причине метод аускультации применяется во всех медучреждениях, как в городе, так и в регионах, где нет дорогого диагностического оборудования.
Аускультация в состоянии дать информацию при наличии таких заболеваний, как:
- порок сердца . Для этого заболевания характерно возникновение шумов, а также дополнительных тонов, которые появляются по причине грубых нарушений гемодинамики (продвижение крови) при движении в сердечных камерах.
- перикардит . Это заболевание характеризуется воспалением околосердечной сумки, что отражается на звуковом сопровождении работы перикарда – шум трения (сухой перикардит) или глухие сердечные тона (выпотной перикардит).
- (инфекционный эндокардит), при котором возникают шумы и тона, характерные для пороков сердца.
Аускультация – это метод обследования пациента, основанный на выслушивании звуковых колебаний, создаваемых работой того или иного органа. Услышать подобные звуки возможно с помощью специальных инструментов, прототипы которых известны еще с глубокой древности. Они называются стетоскоп и стетофонендоскоп. Принцип их работы основывается на проведении звуковой волны до органа слуха врача.
Преимущества и недостатки метода
Аускультация сердца является ценным методом обследования пациента еще на догоспитальном этапе, когда нет возможности выполнить лабораторно-инструментальные исследования. Методика не требует специальной аппаратуры и позволяет предположить предварительный диагноз, основываясь только на знаниях и клиническом опыте врача.
Однако, разумеется, основываться только лишь на данных аускультации при постановке диагноза нельзя. Каждый пациент с подозрением на кардиологическую патологию по данным аускультации должен дообследоваться с помощью лабораторно-инструментальных методов в обязательном порядке. То есть аускультация помогает только предположить, но ни в коем случае не подтвердить или исключить диагноз.
Когда проводится аускультация сердца?
Аускультация сердца проводится каждому пациенту любого возраста при первичном осмотре врача терапевта, педиатра, кардиолога, аритмолога, пульмонолога или врача иного терапевтического профиля. Кроме этого, аускультация проводится кардиохирургом, торакальным (грудным) хирургом или анестезиологом перед оперативными вмешательствами.
Также “выслушивать” сердце должны уметь врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи при первичном осмотре больного.
Аускультация может быть информативна при таких заболеваниях, как:
- . Звуковые феномены заключаются в наличии шумов и дополнительных тонов, возникновение которых обусловлено грубыми нарушениями гемодинамики (продвижения крови) внутри сердечных камер.
- (воспаление околосердечной сумки). При сухом перикардите выслушивается шум трения перикарда, обусловленный трением воспаленных перикардиальных листков между собой, а при – ослабление и глухость сердечных тонов.
- и по сердцу характеризуются изменениями частоты сердечных сокращений в минуту.
- (бак. эндокардит) сопровождается шумами и тонами, характерными для пороков сердца вследствие воспалительных изменений клапанов сердца.
Как проводится исследование?
Алгоритм аускультации сердца заключается в следующем. Врач при благоприятных условиях в кабинете (хорошее освещение, относительная тишина) должен провести предварительный опрос и осмотр пациента, попросив его раздеться и освободить грудную клетку. Далее с помощью фонендоскопа или стетоскопа после аускультации легочных полей врач определяет точки выслушивания сердца. При этом он интерпретирует полученные звуковые эффекты.
Точки аускультации сердца определяются положением клапанов в сердечных камерах и проецируются на переднюю поверхность грудной клетки и определяются по межреберьям справа и слева от грудины.
Так, проекция митрального клапана (1 точка) определяется в пятом межреберном промежутке под левым соском (Mitral valve, “М ” на рисунке). Для его выслушивания у женщин необходимо попросить пациентку придержать левую молочную железу рукой.
Следующей выслушивается точка проекции аортального клапана (2 точка) , который проецируется во второй межреберный промежуток от правого края грудины (Aortic valve, “А ” на рисунке). На этом этапе врач обращает внимание на двухтональность сердечных сокращений.
Затем фонендоскоп устанавливается в точку проекции клапана легочной артерии (3 точка) во втором межреберном промежутке ближе к левому краю грудины (Pulmonis valve, “Р ” на рисунке).
Четвертым этапом аускультации является точка выслушивания трикуспидального, или трехстворчатого клапана (4 точка) – на уровне четвертого ребра ближе к правому краю грудины, а также у основания мечевидного отростка (Trikuspid valve, “Т ” на рисунке).
Заключительным этапом аускультации является выслушивание зоны Боткина-Эрба (5 точка, “Е” на рисунке ), которая дополнительно отражает звуковое проведение из аортального клапана. Данная зона располагается в третьем межреберном промежутке от левого края грудины.
Выслушивание каждой области должно осуществляться с задержкой дыхания на несколько секунд после глубокого вдоха и выдоха. Также аускультация может проводиться как в положении лежа, так сидя и стоя, с наклоном туловища вперед и без.
Расшифровка результатов
Нормальные звуковые эффекты при аускультации сердца заключаются в наличии двух , которые соответствуют поочередному сокращению предсердий и желудочков. Также в норме должны отсутствовать и патологические сердечные ритмы (ритм перепела, ритм галопа).
Шумы представляют собой звуки, которые появляются при патологическом поражении клапанов – грубые при (рубцовом сужении) клапана и мягкие, дующие при (неполном смыкании створок) клапана. И в первом, и во втором случае шум обусловлен неправильным током крови через суженное или, наоборот, расширенное клапанное кольцо.
примеры типичных шумов при патологии и распределение их по тонам (1-4)
Так, например, при будет выслушиваться диастолический шум (между 11 и 1 тонами) под левым соском, а систолический шум (между 1 и 11 тонами) в этой же точке характерен для недостаточности митрального клапана. При выслушивается систолический шум во втором межреберье справа, а при недостаточности аортального клапана – диастолический шум в точке Боткина-Эрба.
Патологические ритмы в сердце заключаются в возникновении звуков между двумя основными тонами, которые в целом дают специфические созвучия. Например, при пороках сердца выслушиваются ритм галопа и ритм перепела.
Таблица: распространенные явления, регистрируемые с помощью аускультации
Аускультация сердца у детей
Выслушивание сердца у маленьких пациентов мало чем отличаются от такового у взрослых. Аускультация осуществляется в той же последовательности и по тем же точкам проекции клапанов. Различается лишь интерпретация услышанных звуковых эффектов. Так, например, для сердечных сокращений новорожденного ребенка характерно отсутствие пауз между каждым сердечным сокращением, и стук сердца выслушивается не в привычном всем ритме, а напоминает равномерные удары маятника. Для всякого взрослого пациента и для ребенка в возрасте старше двух недель такой сердечный ритм, называемый эмбриокардией, является признаком патологии – , шока, агонального состояния.
Кроме этого, у детей, особенно в возрасте старше двух лет, наблюдается акцент второго тона на легочной артерии. Это не является патологией в том случае, если при аускультации отсутствуют систолические и диастолические шумы.
Последние могут наблюдаться у детей раннего возраста (до трех лет) при врожденных пороках развития, а у детей старше трехлетнего возраста – при ревматических болезнях сердца. В подростковом периоде тоже могут выслушиваться шумы в точках проекции клапанов, но в основном они обусловлены функциональной перестройкой организма, а не органическим поражением сердца.
В заключение следует отметить, что не всегда нормальная аускультативная картина при выслушивании сердца свидетельствует о том, что у пациента все в норме. Это обусловлено отсутствием шумов в сердце при некоторых видах патологии. Поэтому при малейших жалобах со стороны сердечно-сосудистой системы у пациента желательно выполнить и , особенно в том случае, если речь идет о детях.
Прослушивание сердца при помощи фонендоскопа помогает оценить ритм сокращений, звучность тонов, наличие патологических шумов при сокращениях камер и работе клапанного аппарата. Аускультация используется как часть физикального обследования больного. Она позволяет поставить диагноз на начальных стадиях болезни и составить рациональный план дальнейшего обследования.
Читайте в этой статье
Общие правила проведения и точки выслушивания тонов, клапанов, шумов
Пациент может находиться в вертикальном или горизонтальном положении. Для лучшей оценки звучания тона его слушают на задержке дыхания после выдоха. Существует схема проведения аускультации – последовательное выслушивание тонов и шумов по определенным точкам.
Основное правило – медленная и комплексная оценка мелодии работы сердца.
Первая точка
Соответствует месту верхушечного толчка, определяется левое атриовентрикулярное отверстие. Поэтому перед прослушиванием нужно его определить при пальпации. Пациент делает вдох и выдох, задерживает дыхание. В этой точке можно определить:
- Первый тон идет после длинной паузы, совпадает с пульсовой волной на сонной артерии или верхушечным толчком, громче 2 тона, может быть усиленным, ослабленным или раздвоенным.
- Второй тон следует после короткой паузы, отражает период диастолы (наполнения желудочков кровью).
Вторая точка
Расположена в 2 межреберном промежутке справа по отношению к грудине. В этой зоне слышна аорта, преобладает 2 тон. Он может быть ослаблен (1 и 2 одинаковой громкости), расщеплен (два нечетких тона), раздвоен (два четких тона вместо одного).
Третья точка
Находится слева, симметрично правой. Оценивают работу клапана легочной артерии. Мелодия похожа на 2 точку. Чаще всего 2 тон над этой зоной усилен, выявляется акцент второго тона.
Четвертая точка
Ее находят вблизи мечевидного отростка грудины. Исследуют работу трикуспидального клапана и правого отверстия между предсердием и желудочком. Первый тон преобладает аналогично 1 точке.
Пятая точка
Аускультация проводится в 3 межреберье на левой стороне грудины. Тоны примерно одинаковой громкости. Если появился дополнительный звук между ними, то это шум над аортальным клапаном. Он считается систолическим при появлении в интервале от 1 до 2 тона, диастолическим – между 2 и 1.
На результаты выслушивания могут повлиять такие факторы, как мышечная дрожь в холодном помещении, густой волосяной покров на грудной клетке, даже непривычный для доктора фонендоскоп. Поэтому должны быть комфортные условия – температура воздуха, фонендоскопа, волосы на груди смачивают или смазывают кремом.
Если тоны сердца трудно различимы, то обследуемому предлагается сделать 3 приседания или походить на протяжении 1 — 3 минут для активизации кровообращения. После этого аускультация проводится повторно.
Митральный клапан легче прослушать в положении на боку и использовать стетоскоп (без мембраны). Таким же образом лучше выслушиваются и добавочные сердечные тоны. Если нужно более тщательно исследовать аортальный клапан, то пациент наклоняется вперед и делает глубокий выдох, затем задерживает дыхание.
Смотрите на видео о проведении аускультации сердца:
Как упростить процедуру обследования
При обычной аускультации нужно помнить звучание тонов в каждой точке, для того чтобы провести их сравнительный анализ. Интересным усовершенствованием этой диагностической процедуры является бинауральная синхронная методика. Для этого используют фонендоскоп с двумя головками, изготовленный фабричным способом или самостоятельно.
Если его головки одновременно разместить в двух точках (2 и 3, 1 и 4), то легко сравнить звучание тонов и преобладание звучания одного из них.
Проведение аускультации у детей
Особенностями развития сердечно-сосудистой системы является ее постепенное формирование. То есть у детей и взрослых людей может быть совершенно разная аускультативная картина.
Это проявляется такими особенностями:
- появление 3 и 4 тона как вариант нормы;
- второй тон более громкий и четкий;
- ритм маятника у новорожденных – все интервалы между тонами равные;
- у подростков, не имеющие клинического значения.
Для прослушивания детей используют специальный фонендоскоп. Методика проведения обследования сердца аналогичная взрослой. Если врач слышит шум у новорожденного, то это может быть признаком врожденного порока сердца, а у более старших детей – приобретенного, ревматического происхождения.
После аускультации врач может предположить наличие следующих патологических состояний:
- недостаточность смыкания клапанов;
- сужение отверстия между предсердием и желудочком;
- низкая сократительная способность желудочков;
- – тахикардия, замедленный ритм, внеочередные сокращения;
- недостаточность кровообращения.
Для того чтобы правильно определить причину звуковых феноменов, требуется продолжить обследование больного, назначить лабораторные и инструментальные обследования.
В норме
У здорового человека тоны сердца ясные и чистые, ритм сокращений правильный, нет дополнительных тонов или шумов. Первый тон возникает при сокращении желудочков, при этом клапаны крупных артерий (аортальный и легочной) открываются, а атриовентрикулярные смыкаются.
В верхних отделах 1 тон громкий, затем идет небольшая пауза и возникает 2 тон. Его появление связано с обратным движением клапанов, он короче 1, сразу после него возникает более продолжительная пауза.
При пороках
Нередко кардиологи констатируют шумы в сердце у взрослого. Причины этого опасного состояния могут крыться в порока миокарда, изменениях состава крови. Но не всегда опасно это состояние.