Психологическое состояние детей. Психические заболевания у детей. Диагностические критерии и методы
На что указывает цвет?
Красный
Это маркер детской радости. Особенности характера детей до 5-и лет определить по их рисунку сложно. Это связано с недостаточным для создания цельных образов развитием моторики. В тоже время получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка данного возраста из цвета шедевра начинающего художника. Некоторые мамы, увидев ярко-красные линии на листе бумаги, начинают бить тревогу, так как ассоциируют красный цвет с агрессией, злобой. Специалисты психологии ребенка утверждают, что этот цвет указывает на радость. Велика вероятность того, что внимание будущего Пикассо привлекла красота цвета. Если ваше чадо выбрало красный цвет, то, скорее всего, ему характерны активность, крепкое здоровье, жизненная сила. Как правило, люди с такими чертами характера становятся лидерами, преуспевающими бизнесменами или по-настоящему творческими людьми.
Коричневый
Если ваш малыш отдал предпочтение темным цветам, например, черному, коричневому, то стоит начинать беспокоится (особенно, если это происходит регулярно). При постоянстве коричневого цвета рисунки следует отдать детскому психологу для их анализа. Если коричневый цвет постоянен и основной в рисунках, то это может служить сигналом болезни, недостаточного развития, абстрактного мышления, плохой памяти, стресса. Часто дети пользуются этим цветом, если в семье имеются проблемы, о которых родители не подозревают.
Как читать рисунки детей от 5-и лет
Также актуален анализ цвета. Но для достоверных данных его нужно дополнить изучением содержания творений. Дети часто изображают то, что видят, например, авто, дома, деревья… Если нарисованные объекты окрашенные в свойственные им цвета, то ребенок действительность такой, какая она есть. Не стоит тревожиться и в случае фиолетового чудища. Скорее всего, это результат очень развитого воображения.
Простой, но эффективный тест
Он позволяет узнать о скрытых чертах личности. Для достоверности результатов тестирования его нужно проводить, когда юный художник будет находиться в хорошем расположении духа. Попросите его нарисовать дом, дерево и человека. Не ограничивайте тестируемого в выборе цвета карандаша. Исправления, стирания допустимы. Ваша задача проста – наблюдать. А если вас часто нет дома и решили нанять няню в Москве по уходу за ребенком, то желательно, чтобы она разбиралась в психологических аспектах.
Человек
Если человек нарисован снизу листа, то это может служить сигналом низкой самооценки. Что делать в таком случае? Помогут похвала (чем чаще, тем лучше) и поддержка малыша.
Человек с чрезмерно маленькой головой – это сигнал о потребности ребенка в дополнительных занятиях, развивающих играх.
Лицо закрыто шляпой или другим головным убором – может означать, что ребенок пребывает в страхе, нуждается в защите.
Открытый рот с зубами и поднятые вверх руки. Такой рисунок ассоциирован с агрессией. Проверьте, не причиняет ли кто-то боль вашему ребенку?
Дом
Если дом имеет маленькие окна, или они вовсе отсутствуют, то маленькому художнику, скорее всего, сложно общаться со сверстниками.
Дом лишен дверей. Пришло время тревожиться. Ваше чадо замкнуто.
Густой дым из трубы является символом внутреннего напряжения, нехватки психологической теплоты дома, потребности в заботе и уюте.
Дерево
Это источник знаний о характере ребенка.
Штрихи и неловкие каракули внутри ствола или кроны характерны для неуверенных в себе, подверженных чужому влиянию детей. Помогут частое внимание, забота, хорошо выраженная нежность.
Не стоит воспринимать рисунки слишком серьезно. Результаты тестирования – это не диагноз. Однако и не следует ими пренебрегать. Зародилась тревога, тогда обратитесь к детскому психологу.
"Одно время мой сын (3 годика) рисовал только черным карандашом. Я уже испугалась! Что мы только не делали, чтобы отучить: и сказки рассказывали про злой карандашик, и другие цвета подсовывали, и незаметно забирали черный. Ничего не помогало. Наткнулась на эту статью, разбиралась и поняла, о каком стрессе идет речь... Помаленьку отучили".
🎨 ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
🎨 ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные – желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
🎨 РОЗОВЫЙ
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
🎨 ГОЛУБОЙ
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
🎨 КРАСНЫЙ
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
🎨 СИНИЙ
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
🎨 ЗЕЛЕНЫЙ
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
🎨 ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
🎨 СЕРЫЙ
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
🎨 КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
🎨 ЧЕРНЫЙ
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Велиева Светлана Витальевна. Психические состояния детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07, 19.00.13: Казань, 2001 231 c. РГБ ОД, 61:01-19/325-8
Введение
Глава I. Психические состояния в образовательном процессе.
1.1 . Психические состояния как объект психологических исследований 10
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 21
1.3. Психические состояния детей дошкольного возраста и педагогов 31
1.4 .Регуляция психических состояний дошкольниками 52
Глава II. Организация и методы исследования.
2.1. Основания для разработки методик диагностики психических состояний дошкольников 58
2.2. Методики диагностики и измерения психических состояний дошкольников 64
2.3. Методы изучения психических процессов и психологических свойств личности дошкольников 77
Глава III. Особенности психических состояний детей 3 - 7 и их проявлений в типичных условиях детского сада.
3.1. Феноменологические характеристики типичных психических состояний дошкольников 83
3.2.Сравнительный анализ психических состояний детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста 133
3.3. Взаимоотношения психических состояний с процессами и свойствами личности дошкольников 139
3.4. Семантические пространства психических состояний детей 3 - 7 л 157
3.5. Взаимосвязь психических состояний дошкольников и педагогов 168
3.6. Становление функции регуляции психических состояний у детей 3-7 л... 175
Заключение 187
Выводы 190
Литература 192
Приложение
Введение к работе
Актуальность работы. Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г. Дикой, Е.П. Рїльиньїм и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Наряду с достижениями в изучении психических состояний имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в педагогической и психологии развития, где исследования единичны. Одним из наименее изученных возрастных периодов является дошкольный, тогда как ряд исследователей А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Основное значение имеют создаваемые им уникальные условия, которые больше не повторятся и то, что будет «недобрано», наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.
Актуальность изучения психических состояний дошкольника может быть представлена в следующих аспектах:
В теоретическом: в педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических особенностей, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологнчесідами свойствами, регуляции и пр. Н.Д. Левитов подчеркивал, что в детском возрасте легче, чем в другом, возможно установление закономерностей, связей психических состояний с динамикой развития личности. В.Н. Мясищев, Ю.Е. Сосновикова, А.О. Прохоров также ориентируют на изучение возрастных психических состояний.
В диагностическом: у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, нет методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников. Применяемые методики диагностики рассчитаны, как правило, на младший школьный возраст и старше (Г.Н. Генинг и др.).
В практическом: принятая в 1992 году в рамках российской образовательной реформы программа «Обновление гуманитарного образования в России», основной целью которой является гуманизация образования, ориентирует педагога на переосмысление своего подхода к личности воспитанника, перехода от авторитарного к личностному воспитанию и обучению. Личностно - ориентированный подход подразумевает также знание специфики психических состояний дошкольников, учет их особенностей в воспитательно-образовательном процессе.
Определенную остроту проблема психических состояний дошкольников приобретает и в контексте подготовки к обучению в школе, в связи с повышением требований к ребенку, возрастанием учебных нагрузок. В частности, здесь необходима актуализация необходимых для учебной деятельности мотиваци-онных и познавательных состояний, являющихся необходимым условием субъектного вхождения в учебную деятельность, выработка адекватных способов саморегуляции состояний ребенком.
К проблеме психических состояний дошкольников обращались многие отечественные психологи (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Ю.Е. Сосновикова и др.). Ю.Е. Сосновикова, выделяя, наряду с другими, психические состояния, характерные для преддошкольного и дошкольного возраста, отмечает малоизу-ченность возрастного аспекта психических состояний.
В этом контексте вопросы определения номенклатуры психических состояний детей дошкольного возраста, их структуры и динамических особенностей, взаимовлияние психических состояний педагогов и воспитанников и ряд других являются остро актуальными.
Накопление научных данных по данной проблеме с учетом возрастных особенностей развития психики ребенка является необходимым для создания системы диагностики психических состояний, а также для организации наиболее благоприятного психологического климата в группах дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость обозначенной проблемы в единстве с недостаточной разработанностью ее теоретических аспектов и определяют ее актуальность.
Цель диссертационного.исследования состояла в изучении типичных психических состояний детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в процессе их жизнедеятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: психические состояния дошкольников, характерные для деятельности и общения в ДОУ.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что психические состояния дошкольников характеризуются специфичной феноменологией, отличной от психических состояний детей других возрастных групп, проявление которой обусловлено ситуациями жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении, возрастными особенностями развивающейся личности, развитием деятельности и общения.
Задачи диссертационного исследования:
1. Изучить феноменологию психических состояний детей 3-7 лет в типичных ситуациях жизнедеятельности в детском саду и особенности взаимоотношений психических состояний, психических процессов и психологических свойств дошкольников.
2. Разработать методики диагностики и измерения психических состояний детей дошкольного возраста.
3. Определить этапы становления саморегуляции психических состояний в дошкольном возрасте и педагогические условия формирования приемов регуляции.
4. Выявить особенности влияния психических состояний воспитателя на актуализацию психических состояний воспитанников.
5. Изучить становление и возможности формирования семантических пространств психических состояний дошкольников.
Методология и методы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на системный, деятельностный и личностный подходы. Основная опора делалась на труды Л.С. Выготского, Л.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др., на теоретические принципы и положения концепции психических состояний А.О. Прохорова.
Для изучения психических состояний применялись разработанные автором оригинальные методики: «Паровозик», «Часики», «Цветик - восьмицветик», «Кинотеатр».
Для изучения психических процессов и свойств личности дошкольников использовались известные методики («Схематизация» (Р.И. Бардина), «Дорисовывание фигур» (Т.Д. Марцинковская), «10 слов» (А.Р. Лурия), «Найди и вычеркни» и др.).
При обследовании воспитателей и родителей применялись: интервью, анкетирование, беседа.
Для изучения семантических пространств психических состояний использовался ассоциативный эксперимент.
Статистическая обработка результатов включала в себя: подсчет средних, корреляционный анализ, построение плеяд.
Исследование проводилось в реальных условиях воспитательно - образовательного процесса в детских садах, а также динамики дня (начало, середина, окончание), в каждом виде деятельности ребенка (игровой, художественно-творческой и т.д.). В эксперименте участвовало 1697 детей, более 500 педагогов- воспитателей, более 70 родителей.
Научная новизна: в исследовании показаны особенности психических состояний дошкольников. Для детей этого возрастного периода характерны эмо циональные, деятельностные и состояния общения и пр., их изменения обусловлены характером деятельности ребенка и степенью ее овладения.
На всем протяжении дошкольного возраста состояния в большей степени связаны с восприятием, памятью, а в возрастные периоды 3 - 4 и 6 - 7 лет состояния коррелирует с самооценкой, тревожностью, самоконтролем.
Выделены 4 этапа в развитии саморегуляции состояний, характерной особенностью которой является переход от пассивных способов саморегуляции к активным.
Установлено, что в ходе онтогенеза, по мере накопления опыта взаимодействия ребенка со взрослым и с детьми, в процессе специальных занятий состояния начинают лучше осознаваться и дифференцироваться.
Переживаемые воспитателем психические состояния в процессе взаимодействия с ребенком актуализируют состояния детей (эмоциональные, деятельностные и др.).
Теоретическая значимость: исследование позволяет установить механизм и закономерности актуализации психических состояний дошкольников, их зависимость от ситуации жизнедеятельности ребенка в детском саду, видах педагогической деятельности, состояний педагога- воспитателя.
Показаны изменения семантических пространств состояний ребенка- дошкольника в направлении большей дифференциации и осознании переживаемых психических состояний. Выделены этапы развития и становления регуляторного процесса в возрасте от 3 до 7 лет; формирование саморегуляции связано с усвоением образцов поведения взрослых и детей, в процессе игровой деятельности. Выявлены различия между состояниями детей дошкольного возраста, а также раннего и младшего школьного возрастов. Обнаружены закономерности изменения во взаимоотношениях между психичесішми состояниями, процессами и свойствами на разных возрастных ступенях. Корреляции и их изменения зависят от кризисов, переживаемых детьми, в этих возрастных перио дах, а также от развития личности ребенка (становления нравственных качеств старших дошкольников).
Практическая значимость заключается в разработке методик измерения и диагностики психических состояний, которые могут найти применение в практической деятельности психологов и педагогов с целью определения как индивидуальных особенностей психических состояний дошкольников, так и общегрупповых, помогут выявить эмоциональные проблемы в отношениях со сверстниками, со взрослыми (педагогами, родителями) и т. д.
Резз льтаты диагностики состояний позволят улучшить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, оптимизировать психологический климат в детских группах; помогут установить личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей психических состояний дошкольников позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в детском саду и обеспечить актуализацию адекватных психических состояний."
Полученные результаты использовались в работе психологов детских садов № 6, 9, 13, 23, 26, 36, 42, 49, 56, 66, 75, 83, 96, 113, 123, 144, 149, 151, 156, 157,162 г. Чебоксары.
Достоверность результатов обеспечивалась: количественным и качественным анализом экспериментального материала; использованием методов математического, корреляционного анализа; адекватностью методов исследования его задачам, цели, логике; опытно-экспериментальной поверкой гипотезы.
Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертации обсуждались на научно - практической конференции в г. Чебоксары в 1999 г., теоретических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Чувашского педагогического университета (2000- 2001 г.), конференции психологов образовательных учреждений г. Чебоксары (1998 - 2001 г.), на заседаниях и конференциях проводимых кафедрой психологии Казанского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
Дошкольный возраст характеризуется специфическими состояниями, актуализация которых обусловлена особенностями ситуаций, характером деятельности ребенка в ДОУ и степенью ее овладения, влиянием педагога - воспитателя. Особенности состояний разных возрастных ступеней дошкольного возраста, а также различия между состояниями детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста: увеличение числа типичных состояний с возрастом; усиление осознания; разные детерминанты в актуализации; специфичные состояния в большей степени обуславливаются ведущим видом деятельности; моти-вационные и состояния общения входят в число типичных с 3 лет.
На протяжении дошкольного возраста психические состояния детей в большей степени связаны с восприятием и памятью, а со стороны психологических свойств - с тревожностью, самооценкой (3-4 г.), самооценкой и самоконтролем (6-7 л.). Эти связи отражают развитие познавательных процессов, становление личности и ее нравственной сферы;
В воспитательно - образовательном процессе детского сада, при специально созданных формах обучения (занятий, тренингов, спец. игровых упражнений), способствующих приобретению индивидуального опыта, в ходе предметной, игровой деятельности происходит развитие самосознания ребенка - изменяются семантические пространства психических состояний: увеличивается объем, усиливается качественная дифференцировка, изменяется речевая функция;
В дошкольном возрасте возможно ускорить становление и формирование основ системы саморегуляции психических состояний. Этапы развития саморегуляции психических состояний, выражающиеся в изменении соотношения активных и пассивных способов, от вербальных инструкций взрослого, поведенческих проявлений сверстников к внутреннему самоконтролю и расширению регулируемого пространства психических состояний.
Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 231 печатный лист. Текст диссертаций иллюстрирован 11 рисунками и 30 таблицами. В списке литературы - 301 наименований, из них на иностранном языке - 26. Приложение содержит 19 печатных страниц.
Психические состояния как объект психологических исследований
Сегодня государственные стандарты дошкольного образования выделяют основной целью профессиональной деятельности педагогов обеспечение эмоционально благоприятной среды каждого субъекта воспитательно - образовательного процесса. Т. Куликова подчёркивает, что педагог дошкольного учреждения должен содействовать полноценному развитию ребёнка, обеспечить его детство счастливым, эмоционально благополучным.
Для того, чтобы воспитатели могли целенаправленно организовывать этот процесс, им необходимо осознать и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние».
Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов), заполнило реально существовавший в то время пробел в системе психологических понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности; вместе с тем необходимо отметить недостаточную изученность данного вопроса.
А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических состояний ведётся, в основном, в рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии. . Автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:
В общепсихологическом, т.е. - в слабой изученности категории состояний по сравнению с другими категориями психических явлений - процессами и свойствами. Данный аспект выделяли и О.Н. Кузнецова, В.И. Мясников, В.В, Чебышева и др.
В частно - психологическом. Нет общепринятого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, номенклатуре, классификации и методах исследования. Об этом писали также В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, Н.Е. Малков, Ю.Е. Сосновикова, и др.
В прикладном плане область психических состояний представлен в виде мозаичной картины разнообразных факторов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии.
Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении номенклатуры и состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний. .
Исследователи указывали на некоторые аспекты структуры состояний, их связи с эмоциями, влиянии на развитие личности и т.д., однако, по - прежнему данный вопрос остаётся недостаточно изученным. Ю.С. Сосновикова подчёркивает, что одной из важных задач этой проблемы, требующей первоочередного решения, является задача определения самого понятия психических состояний.
Так, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев определяют психическое состояние как сложное и многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. В.Н. Мясищев в работе понимает под состоянием общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс.
Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические состояния - это конкретное проявление компонентов (явлений) психики в данный период времени», [с. 112, 234]. Автор подчёркивает самостоятельность психических состояний как одного из компонентов психики, психологической категорией. Вместе с тем отмечает сложность, противоречивость, диалектичность данной категории.
Е.П. Ильин [с. 329, 97] считает, что психическое состояние «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата». Я.Л. Коломенский определяет эмоциональные состояния как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Схожа с данным утверждением точка зрения Г.М.
Бреслава об эмоциональных состояниях как механизме выделения актуального в пространстве и времени. А.Б. Леонова понимает под функциональным состоянием интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.
Н.Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. С.Л. Рубинштейн [с. 153, 217] подчеркивает, что психическое состояние «не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые фикции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность».
В этих определениях отмечается различный подход, авторы выделяют многообразные стороны, особенности психических состояний. Так, подчеркивается взаимосвязь психических состояний с психологическими свойствами личности, процессами, своеобразием деятельности, явлениями окружающей действительности. В определении психических состояний включены энергетические, информационные, временные и пространственные аспекты; подчеркивается целостность, системные свойства, специфические качества и т.д. Однако, с позиций системного подхода, отмечается недостаточность в данных определениях, так как необходима упорядоченность по характеристикам пространство - время, информация - энергия. .
Не умаляя аналитического подхода к изучению психических состояний и признавая его заслуги в деле теоретического и экспериментального исследования их на первых этапах, отметим, что дальнейшее изучение только отдельных классов психических состояний (функциональных, эмоциональных, личностных и т.д.) приводит к утрате общепсихологических представлений о целостности психических состояний, не способствует раскрытию общих закономерностей их формирования. В этих условиях наиболее продуктивным в изучении указанной выше проблемы является системный подход. Анализ психических состояний как целостных образований , изучение особенностей интеграции их компонентов в целое, многомерность и иерархичность, другие признаки системного подхода открывают новые перспективы в исследовании психологической природы состояний.
А.О. Прохоров , используя системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы (психического целого); 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы.
Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».
Основания для разработки методик диагностики психических состояний дошкольников
В детской психологии методик диагностики и измерения психических состояний у дошкольников нет. В основном исследуются лишь отдельные психические реакции детей на эмоциогенные ситуации. Мы также, с сожалением, вынуждены констатировать, что широко применяемые методики диагностики психических состояний рассчитаны, как правило, на младший школьный возраст и старше, дошкольный возраст в этом плане недостаточно представлен.
При определении психических состояний детей дошкольного возраста, возникают трудности связанные с тем, что испытуемые не обладают достаточным активным словарем, не могут четко оперировать понятиями, обозначать и описать свое внутреннее состояние.
Психические состояния принято изучать, исходя из 3 компонентов: эмоционального, поведенческого и физиологического. Соответственно этому изучение психических состояний ведется в трех направлениях: Изучение.осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях. Изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенностях поведения и пантомимики, в результатах деятельности.
Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.
В связи с вышеизложенным нами предпринята попытка создания ряда методик, позволяющих определить уровень негативного /НПС/ и позитивного /ППС/ психического состояния детей дошкольного возраста, а также отдельные состояния, наиболее легко узнаваемые дошкольниками.
Первым шагом на пути создания методик определения психических состояний служило выяснение вопроса о возможности распознавания дошкольниками своих психических состояний с помощью пиктограмм.
По данным исследований дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок- дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоциональные состояния участвуют в формировании благоприятных социальных взаимодействий и привязанностей , создают базу для развития эмпатическнх способностей.
Известно, что в дошкольном возрасте формируются представления детей о вербальных и невербальных средствах передачи информации, мыслей и чувств, присущих определенной социокультурной среде. Дети чутко улавливают все оттенки изменения психические состояний взрослых. В начале они только различают положительные (веселый, радостный) и отрицательные (злой, агрессивный) состояния взрослых. По мере развития, они все более тонко дифференцируют состояния, хотя еще и не могут словесно обозначить их. Кроме того, Т.А. Репина выявила, что детям наиболее доступна мимика, отражающая эмоциональное состояние, чем поза или жест. Исходя из вышеуказанного, мы посчитали возможным использование в методиках пиктограмм, обозначающих мимическое выражение того или иного состояния.
Следующий шаг был связан с исследованием возможности использования цветовых стимулов в диагностических методиках для дошкольников.
Известно, что цветовые ощущения тесно связаны с эмоциональной жизнью личности, об этом писали: И.В. Гете , Е.Н. Рерих , Т.Г. Любимова . Г. Фрилинг и К. Ауэр , «Уикенд - Экспресс», Морис Дерибере и др. Воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. При этом отмечается индивидуальная реакция человека на тот или иной цвет, что и берется за основу тестирования.
Конструируя диагностические методики, мы исходили из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым людям и к самому себе могут выражаться в цветовых ассоциациях. что снижает возможность влияния защитных механизмов вербальной системы сознания. Для этого мы поставили задачу выявить возрастные особенности соотнесения цвета и психического состояния у дошкольников.
Расследования А. Новохатского, О. Уваровой свидетельствуют о том, что, хотя возникновение цветоощущения у девочек и мальчиков происходит в разные сроки, можно говорить о становлении верхнего порога ощущений у тех и других к 2,5 годам. С этого же возраста и возможно применение цветовых тестов. Об этом же свидетельствуют исследования Л. С. Вангера (1978), А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина (1988).
При разработке диагностических методик мы руководствовались следующими соображениями:
диагностика психических состояний для их качественной интерпретации должна основываться на поведенческих и субъективных показателях, (по А.О. Прохорову).
"необходимостью учета возрастных особенностей детей (от 2,5 до 7 лет), значимых видов деятельности ;
необходимостью ориентирования на выявление отношения ребенка к себе и социальному окружению.
Интерпретация, определение валидности и оценка диагностических возможностей методики включали четыре этапа:
Доказательство того, что каждый из используемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением.
Изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы (пиктограммы), с которыми они ассоциируются.
Соотнесение полученных данных с другими методиками, позволяющими диагностировать психические состояния детей дошкольного возраста.
Соотнесение полученных данных с высказываниями детей в процессе беседы, их подтверждение с помощью опроса родителей, воспитателей. Применение цветовых ассоциаций в качестве индикаторов эмоциональных компонентов отношений требует изучения эмоциональных значений используемых цветов. В соответствии с этим проверились следующие гипотезы: Разные цвета ассоциируются с разными психическими состояниями. Эмоциональное восприятие детьми цвета различно в зависимости от возраста.
Исследование развития соотнесения цвета и психических состояний дошкольников.
Мы предполагали, что разные цвета у дошкольников ассоциируются с разными психическими состояниями и эмоциональное восприятие детьми цвета различно в зависимости от возраста детей, но являются все же согласованными. Подтвердить указанные предположения намечалось с помощью методики «Матрешка», направленной на выявление особенностей соотнесения цвета и психического состояния у детей дошкольного возраста. Материалом послужил набор цветовых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, синий), три смешанных тона (оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный и серый).
Феноменологические характеристики типичных психических состояний дошкольников
В данном параграфе будут рассмотрены особенности проявления типичных психических состояний, динамика их проявлений в ситуациях жизнедеятельности дошкольников для каждой возрастной ступени.
Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития, - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:
Определенной соцыстъной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослым в данный период;
Основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);
Основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
В связи с вышеизложенным, можно ожидать выделения типичных состояний, характерных для каждой возрастной ступени (младшего, среднего, старшего дошкольного возраста). Исходя из утверждения Н.Д. Левитова, что: «Переход от одного возрастного этапа к другому обычно связан с перестройкой типичных для пройденного этапа психических состояний», [с.212, 118] «Психические состояния становятся все более и более содержательными в зависимости от направленности, расширения, обогащения жизненного опыта, более сложными по своей структуре, более осознанными и более связанными с личностью, ее направленностью и волей, однако, в каждом возрасте имеются характерные психические состояния, которые не повторяются в другую пору жизни», [с 201, 118], мы предположили, что в дошкольном периоде также выделяются типичные психические состояния.
Для определения таких состояний, мы предложили педагогам, психологам, родителям (общее число респондентов составило 472 человека), как части исследования, дать оценку наиболее часто проявляющимся психическим состояниям детей, поскольку совершенно очевидно, что дошкольники не способны адекватно и полно описать свое состояние (у них не достаточно развиты: речь, самосознание, рефлексия, способность к идентификации). На возможность использования таких субъективных методов указывал еще А.А. Ухтомский в 1927 г. . Он, в частности, писал: «...Мы оказались бы в довольно карикатурном положении, если бы задались правилом пренебречь «субъективными» признаками... так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать...», а о возможности различения и понимания педагогом психических состояний учащихся писал Н.Д. Левитов .
Итак, всем участникам была предложена анкета, основным требованием в инструкции которой являлось выделение наиболее часто встречающихся состояний дошкольников от 3 до 7 лет в ситуациях жизнедеятельности детского сада. Анкета включала в себя 61 слов - определений психических состояний, разработанная на основе выборки из словаря - тезауруса психических состояний человека А.О. Прохорова. Проводилась также беседа, где участники описывали ситуации и особенности актуализации, протекания, длительности того или иного состояния. Результаты разносились в матрицу, в каждом ряду которой, подсчитывалась сумма выборов респондентов, данные переводились в проценты. Учитывались показатели не ниже 51 %. У детей данного возраста выявлено 22 типичных психических состояний: искренность, радость, возбужденность, удивление, тревога, страх, беззаботность, активность, веселость, интерес, агрессия, обида, грусть, стремление к знанию, привязанность, нежность, упрямство, бодрость, умиление, капризность, беспомощность, дружелюбие. Большее число занимают эмоциональные состояния - 36,4 %, из них: положительные - 13,6 и отрицательные - 22,7 % .
Для детей 3-4 лет наиболее типичными оказались состояния искренности и радости, которые характеризуют 90 - 96 % воспитанников, особенно в процессе взаимодействия со знакомыми взрослыми. Известно, что на данном этапе возникает внеситуативно - познавательная форма общения со взрослыми, отсюда и актуализация таких состояний как удивление (80 %), активность (75 %), веселость (75 %), интерес (73 %), стремление к знанию (60 %), бодрость (55 %).
В детском саду в рамках режимных моментов, недостаточной продуманности организации игровой деятельности, дети нередко испытывают неудовлетворенность, в результате увеличивается частота состояний возбужденности (89 0 о), обиды (65 %), грусти (63 %), беспомощности (53 %).
Осознание себя как субъекта деятельности порождает у дошкольника стремление к самостоятельности. В детском саду часто возникают ситуации, в которых происходит несовпадение импульсивных желаний ребенка и требований взрослого, притом нередко предъявляемых в категоричной форме, что влечет за собой проявление состояний упрямства (60 %) и капризности (53 %).
Психическое состояние как отражение взаимодействия детей с жизненной средой.
Психическое состояние и его основные характеристики.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.
В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.
Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором сохраняются здоровье
человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности
для полноценного личностного развития.
Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель 1-го класса начальной школы должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.
Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми.
В медицинской практике этот период называют состоянием дезадаптации. Иногда его характеризуют как предболезненное или как состояние повышенного риска. Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления.
Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.
Известный ученый В Н Мясищев выделял эмоциональные состояния как важную группу эмоциональных явлений "область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения ".
Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.
Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.
Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих их готовность к деятельности. Он является одним из структурных компонентов психического состояния. В психологии тонус раскрывается как возможность расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Повышенный тонус проявляется в готовности человека к работе, в субъективном ощущении внутренней собранности. Плохая работоспособность, несобранность, вялость, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.
Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе "безэмоциональное" напряжение, указывает Л В Куликов, практически невозможно. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.
Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.
Понятие "стресс" применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Об этом писал еще в XVIII веке X. Гуфеланд, один из основоположников науки геронтологии.
Оздоровительные игры.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам.
Например, практическому психологу и физоргу. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) выполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры "Цапля" отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия. По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры "Обруч" опытный тренер оценит гибкость позвоночника.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).
Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно играть с ними в игру "Пропечлер". Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.
1. "Цапля" . Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли".
Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
2. "Скачки". Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд.
Ведущий благодарит детей и отмечает что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных "скакунов", быстрых, резвых и т. п. , не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.
3. "Парашютисты". Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
4. "Уши" . Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
5. "Скоморохи"
. Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был
ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
6. "Тачка". Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему "хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.
Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.
7. "Кошка" . Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд.
Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки - мышки".
Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
8. "Пленники". Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит "в плен" на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
В этой игре развиваются глазомер, координация движений.
9. "Гуси" . Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте.
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.
10. "Раки" . Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
Игра способствует общему психомоторному развитию.
11. "Великаны" . Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
12. "Бег в бумажном колпаке" . По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно.
Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.
13. "Бег со связанными ногами" . Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на "трех" ногах. Ведущий засекает время.
Игра развивает координационные механизмы нервной системы.
14. "Шарик"
. Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни
от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) - выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.
Игра способствует развитию статического равновесия.
15. "Послушный мячик". Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Игра способствует сплоченности детей.
16. "Бой петухов" . Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами - выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными "петушиными" данными.
В игре развивается динамическое равновесие.
17. "Большой мяч" . Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.
Ритмопластика.
Ритмопластику отнести к средствам физического воспитания можно лишь условно. Ее основное назначение - развитие у детей художественного восприятия мира. Но, поскольку это восприятие передается через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету, мы полагаем вполне обоснованным ее включение в оздоровительно-профилактические программы для детей дошкольного возраста.
В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.
Ритмопластика может проводиться как самостоятельное занятие или входить составной частью в физкультурное и музыкальное занятия. В первом случае занятие целесообразно проводить практическому психологу дошкольного учреждения. Во втором практический психолог консультирует воспитателя и музыкального руководителя, а в некоторых случаях ассистирует им.
Курс ритмопластики состоит из 30-40 занятий для детей старшей группы и 40-50 занятий для детей подготовительной группы. Длительность занятия от 10 до 15 минут. Заниматься следует небольшими подгруппами не более 12 детей в подгруппе.
На занятиях ритмопластикой дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.
Составление программы курса - сугубо творческий, индивидуальный процесс практического психолога, музыкального руководителя и воспитателя дошкольного учреждения. Эта программа должна учитывать индивидуальные особенности как детей, так и педагогов. Содержание программы может варьироваться в зависимости от решаемых задач и подбирается педагогами самостоятельно.
Занятие состоит из трех частей.
В первой части используются приемы, создающие благоприятную атмосферу, настраивающие детей на деятельность и концентрирующие их внимание.
Вторая часть занятия (разминка) включает выполнение разнообразных физкультурных и танцевальных упражнений, пробежек, имитацию движений и повадок животных. Задача этой части занятия - учить детей прямо и свободно держаться, легко ходить, бегать, прыгать, а также подготовить их к активному восприятию нового материала.
Третья часть занятия строится таким образом, чтобы дети через восприятие себя, живых существ, предметов смогли подойти к пониманию окружающего мира во всех его проявлениях. Задача педагога - на основе этого понимания формировать у них доброе к нему отношение.
Занятия должны проводиться с обязательным музыкальным сопровождением. Лучше, если это будет "живая" музыка. В этом случае музыканту легче подстроиться под детей, сменить, если нужно, темп или характер музыки. Целесообразно использование разнообразных картин, иллюстраций, поэтических произведений, фольклора.
Форма проведения занятия во многом зависит от поставленной задачи. Это могут быть разучивание песен, инсценировки литературных произведений, танцы, разнообразные игры.
Важно, чтобы пластике, позе, движению, жесту, мимике в них отводилось основное место. Но главное в занятиях ритмопластикой - это свобода самовыражения. Она способствует пробуждению творческих сил, активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
Особая ценность в занятиях ритмопластикой заключается в выработке своего понимания и видения явления и предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных собственных, личных решений. В психотерапевтической практике это самый эффективный путь. Фактически ребенок учится давать совет самому себе, что очень ценно, но в то же время и чрезвычайно трудно. По мнению многих специалистов, для этого лучше всего подходят сказки. Причем сказки не только известные, но и специально придуманные.
"Проживание" ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу.
По мнению Д. Соколова, целебность сказок заключается в подстройке к состоянию потенциального слушателя. И не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.
Примером может служить использование сказки Д. Соколова "Лень-река". Детям рассказывается сказка по частям, каждую они изображают в соответствии со своим видением ситуации.
1. "Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь - там узнаешь...Целый день среди стен, думать лень, кушать лень, лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать. Лень-река разлилась..."
2. Ах и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплываю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро-ша Лень-река!
3. Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, однако, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже и ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом - море. Ну не море, река. Только за хвосты хватай. Ну мне и хватать-то лень. Лежу и думаю, как мне рыбу-то наловить? Придумал. "Эй, - говорю, - рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвостами шевелить?"
4. Рыбы забулькали, задумались. "И верно, - говорят - лень!" Перестали они плавниками шевелить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало - целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться пристроились: большие на пузе, мелкота на ладошках.
5. "Ого, - думаю, - цельну лодку наловил, пора домой плыть". А как плыть: в лодке дыра, грести неохота. Да и Лень-река не пускает".
6. Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: "Лень-матушка..."
В этом месте детям было предложено самим найти и изобразить придуманный героем выход из ситуации. Другими словами, найти свое правильное решение. Замечательно было то, что большинство детей предлагало способ выхода из создавшейся ситуации через показ героем своих позитивных качеств, состояний. Они демонстрировали активность, бодрость, желание работать. И, услышав конец сказки очень обрадовались своему собственному правильному решению.
А конец таков.
7. "Лень-матушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь - стыдно сказать - не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я зарядку делаю. Потом бывает, что и полчаса читать учусь, и букв знаю немало десятков! А уж рисовать примусь - хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь... "
Не успел и договорить, как Лень-река испугалась, возмутилась и меня с лодкой как выплеснула! Не только на берег, а так наподдала, что до родного дома мы в минуту домчались!
Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут, мелкие - вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.
На первом этапе занятий ритмопластикой детей учат входить в образы героев, передавая их состояния и ощущения.
На втором - необходимо подвести детей к пониманию и передаче своего собственного состояния.
Третий этап - дети учатся входить в состояние покоя, радости, гармонии и "сбрасывать" негативное.
В качестве ориентира мы предлагаем описание нескольких вариантов занятий ритмопластикой для детей подготовительной группы к школе.
Занятие 1.
Знакомство, отработка ритуала приветствия, тренинг "Комплимент".
На этом занятии дети и руководитель знакомятся друг с другом, сообщают о себе какие-либо сведения (что захотят), говорят, как их лучше называть (Танечка, Танюша, Татьяна и т. д.). Далее дети выбирают один из предложенных педагогом ритуалов приветствия и придумывают ритуал прощания.
Тренинг "Комплимент" проводится следующим образом:
1. Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева.
2. По сигналу педагога дети по очереди говорят комплимент ребенку, стоящему справа. Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза ребенку, которому он предназначается.
Этот тренинг в дальнейшем может включаться в разнообразных модификациях во все занятия.
Занятие 2.
Разучивание поклона и приветствий. Форма проведения - импровизация бала по сказке "Золушка".
В первой части занятия дети мастерят из заранее заготовленных деталей несложные костюмы глашатаев, созывающих на бал гостей. Они придумывают движения, которыми без слов можно сообщить о предстоящем бале. Затем разбегаются по сказочной стране, сообщая радостную весть.
Во второй части занятия дети преображаются в сказочных героев и готовятся к балу (учатся разным способам приветствия и приглашения к танцу). Проводится модифицированный тренинг "Комплимент".
В третьей части занятия инсценируется бал. Герои прибывают на бал, церемониймейстер называет каждого его сказочным именем. Они прохаживаются по залу, приветствуют друг друга, произносят комплименты, рассаживаются. Звучит танцевальная музыка. Кавалеры приглашают дам.
Занятие 3.
Инсценировка сказки "Колобок" (серия "Герои любимых сказок").
В первой части занятия проводится ритуал приветствия, рассматриваются иллюстрации сказки, обсуждаются характеры героев, и дети высказывают свое к ним отношение. Задача педагога - помочь детям осознать юмористичность ситуации, найти симпатичные стороны в характере и повадках каждого персонажа, домыслить их образы.
Во второй части занятия дети выбирают себе героя (можно по жребию) и имитируют его движения, повадки, ищут язык жестов, передающих диалог между героями.
В третьей части инсценируется сказка. Дети движениями передают характер и диалоги героев.
В заключение проводится тренинг "Комплимент" в модифицированном варианте. Дети, не выходя из образов героев сказки, говорят друг другу, что им больше всего понравилось в исполнении роли. Например: "Дорогая Алиса Патрикеевна, Вы так аппетитно облизывались, что у меня до сих пор слюнки текут!" Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 4.
Музыкальные инструменты (серия "Окружающий мир").
Цель занятия - передать движениями характер и специфику звучания знакомых детям музыкальных инструментов.
В первой части занятия проводятся ритуал приветствия, тренинг "Комплимент", организуется прослушивание отрывка музыкального произведения в оркестровом исполнении.
Во второй части занятия детям загадываются загадки о музыкальных инструментах.
В третьей части занятия дети движениями изображают различные инструменты, проводится игра "Оркестр".
Занятие 5.
"На кого я похож" (серия "Это я").
В первой части проводится ритуал приветствия, тренинг "Комплимент", во время которого дети дают друг другу сравнительные характеристики. Например: "Наташа, у тебя глаза как звездочки!"
Во второй части дети самостоятельно создают свой воображаемый портрет (можно обратиться за подсказкой к педагогу, если возникают затруднения).
Третья часть проводится в форме игры-загадки "Кто я?".
Дети по очереди изображают себя воображаемого, остальные должны угадать, что каждый о себе воображает.
Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 6.
"Тучкины штучки" (на стихи В. Маяковского).
В первой части проводится ритуал приветствия и игра-загадка "На кого это похоже?". Дети показывают выполнение домашнего задания.
Во второй части проводится музыкально-ритмическая разминка под музыку песни В. Шаинского "Не дразните собак".
В третьей части дети импровизируют под музыку и стихи В. Маяковского "Тучкины штучки".
Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки.
От первой до третьей - люди,
Четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все - и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось - желтый жираф.
Заканчивается занятие ритуалом прощания.
Занятие 7.
"Забавный дракоша" (на стихи В. Берестова).
Занятие строится по аналогии с шестым. В третьей части дети, объединившись по 7 человек, придумывают позы, движения и жесты на стихи В. Берестова "Дракон".
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором "Здравствуйте" сказал
И, улыбаясь, заказал:
Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.
Для этой головки -
Перловки.
Для этой глотки -
Селедки.
Для этой башки -
Пирожки.
Для этой рожи -
То же.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
Детям нужно изобразить не только головы и жесты дракона, но и заказываемые им блюда.
Занятия серии "Наш дом - Земля" направлены на расширение знаний ребенка об окружающем мире, осознание себя его значимой частью. На них дети осмысливают и изображают движения Земли, Солнца, Луны, состояние стихий, придумывают характер и движения разных растений. Темами занятий могут быть следующие: "Почему Землю называют живой планетой", "Моря и океаны", "Язык цветов", "О чем шепчутся деревья", "Черной ночью черный кот белу мышку стережет" и т. п.
Виброгимнастика.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности.
Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным.
Нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.
Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.
Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.
Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.
И вообще необходимо сделать так, чтобы у ребенка был достаточно богатый арсенал освоенных упражнений для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения.
Аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной. Она имеет свою теорию и практику и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой.
Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму.
Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека. Существует набор приемов, позволяющих саморасслабиться, чтобы, сняв мышечный тонус, прийти к состоянию релаксации.
Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только "охранять" свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.
Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей.
Программа освоения детьми приемов аутогенной тренировки рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. В группах старшего дошкольного возраста и начальной школе, когда у детей уже сформированы первые представления о строении тела и его внутренних органах, их внимание фиксируется на своем самочувствии, на функционировании своего организма, своих достижениях в плане развития физических качеств и физической подготовленности.
Полный курс аутогенной тренировки, как показал опыт, дети способны успешно освоить в шесть лет. Когда будет разучен весь комплекс, то по полной программе достаточно тренироваться еще 4-6 недель, а затем можно перейти к сокращенному варианту. Именно с этого момента аутогенная тренировка может стать составляющей режима дня детей.
В режим дня детей такие тренировки включаются после занятий или перед ними, утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.
Время тренировки зависит также и от характера запланированной воспитателем или учителем деятельности детей. Если предстоит ответственная и волнующая деятельность соревновательного характера, то аутотренинг организуется до ее начала.
Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.
Этап обучения.
Возраст ребёнка: 15
Меня беспокоит психологическое состояние моего ребенка
Меня беспокоит психологическое состояние на данный момент моего ребенка. Он ничего не хочет. Пассивен. Грустный. Рассказывал, что учитель на него кричал. Сказал, что в следующий раз ему (учителю) ответит также, как она с ним общается на повышенных тонах. Надеюсь, что это переходный возраст. Очень переживаю за его подавленное состояние. Меня категорически попросил не вмешиваться.
Юлия
Здравствуйте, Юлия.
В период переходного возраста подростки могут сталкиваться с трудностями, которые взрослым кажутся пустяковыми, поэтому, они обесценивают их переживания. Когда это происходит, доверие между двумя людьми теряется. Подросток закрывается, уходит в себя, остается наедине со своими мыслями. Если взрослые не понимают, как общаться с подростком, чтобы добиться от него результатов в учебе или в чем-то другом, ничего не остается, как повысить голос.
Сейчас осень. Окружающее увядание природы может оказывать влияние на эмоциональный фон детей и взрослых, накладываться на личные переживания. Причинами данного состояния также может быть переходный возраст с его особенностями. Поиски себя и своего места в мире, вопросы смысла жизни, выбор профессионального пути, опыт влюбленности и построения взаимоотношений с окружающими людьми. Принятие себя, своих успехов и неудач. Если в какой-то сфере существует нерешенный вопрос, подросток может быть грустным и растерянным, углубившись в свои переживания и размышления.
Можно оказывать поддержку ежедневными радостями. Небольшими, но важными. Любимое блюдо на ужин, улыбка с утра, совместный поход в кино в выходные. Спросите, что бы хотел сам подросток? Что бы порадовало его? Понять друг друга порой гораздо проще, чем кажется. Сейчас важен баланс в сохранении личного пространства ребенка и ваше присутствие и забота в его жизни.
Всего вам доброго.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»