Общий и индивидуальный уход за пациентом. Общий уход за больными: основные правила, виды и отделения медицинских стационаров, общий и специализированный уход и алгоритм их применения. Целевые принципы ухода за больными
Большое значение во время лечения любого заболевания уделяется уходу за больным.
Положение больного в постели во многом зависит от тяжести и характера заболевания. В тех случаях, когда больной может самостоятельно вставать с постели, ходить, сидеть, его положение называется активным. Положение больного, который не в состоянии сам двигаться, поворачиваться, поднимать голову и руки, называется пассивным. Положение, которое больной занимает самостоятельно, стараясь облегчить свои страдания, называется вынужденным. В любом случае в каком бы положении ни находился стационарный больной, большую часть своего времени он проводит в постели, поэтому немаловажная роль для хорошего самочувствия больного и его выздоровления отводится постельному комфорту.
Положение больного в постели
Больной в палате располагается на кровати. Желательно, чтобы она была сделана из материала, который легко мыть и обрабатывать и должна быть достаточной по размеру.
Кровати в палате должны стоять с промежутком не менее 1,5 м и головным концом к стене. Лучше, если в палате имеются функциональные кровати, состоящие из трех подвижных секций, положение которых можно изменять с помощью специальных приспособлений или ручек, что позволяет придавать больному наиболее удобное положение. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута и иметь ровную поверхность. Сверху на нее кладут матрас без бугров и впадин. Уход за больными будет более удобным, если пользоваться матрасом, состоящим из отдельных частей, каждая из которых по мере необходимости может быть заменена.
Размещать больного на стульях или других подсобных средствах категорически запрещается!
Для больных, страдающих недержанием мочи и кала, по всей ширине наматрасника прикрепляют клеенку, предупреждающую загрязнение матраса. Наматрасник покрывается простыней, края которой необходимо подвернуть под матрас, чтобы она не скатывалась и не собиралась в складки. Подушки размещают так, чтобы нижняя (из пера) лежала параллельно длине кровати и немного выступала из-под верхней (пуховой) подушки, которая должна упираться в спинку кровати. На подушки надевают белые наволочки. Лицам с аллергией на перо и пух даются поролоновые (или ватные) подушки. Для укрывания больного используют соответственно сезону байковые или шерстяные одеяла, помещенные в пододеяльник.
При отсутствии функциональной кровати для придания больному полусидячего положения используются специальные подголовники, а в ноги помещается упор, чтобы больной не сползал с подголовника.
Постель больного регулярно (утром и вечером) должна перестилаться (расправляются простыня, одеяло, взбиваются подушки). Если больного нельзя переворачивать, применяются специальные приспособления, позволяющие привести поверхность кровати в надлежащий порядок.
У кровати больного находится прикроватный столик или тумбочка, высота которых должна соответствовать высоте кровати. Для тяжелобольных применяются специальные прикроватные столики, располагающиеся над кроватью, что делает удобным прием пищи.
Кроме кроватей, в палате должны быть стулья у каждой постели, стол и вешалка, у двери - висеть градусник, указывающий температуру воздуха, а также корзина для мусора.
Проветривание палат производится в зависимости от сезона. В летнее время засетченные окна открыты круглые сутки, в зимнее время открываются форточки или фрамуги 3-4 раза в день на 15- 20 минут. Необходимо следить, чтобы не было сквозняков.
Для успешного лечения большое значение имеет соблюдение больным личной гигиены, включающей своевременную смену постельного и нательного белья, уход за кожей, глазами, полостью рта, волосами. Следует помнить: чем тяжелее больной, тем сложнее ухаживать за ним, выполнять любые манипуляции.
Уход за кожей
Лицо, шею и верхнюю часть туловища полагается мыть ежедневно. Если больной находится на строгом постельном режиме, его умывает медицинская сестра при помощи губки или ватного тампона. Руки необходимо мыть утром, перед едой и по мере загрязнения в течение дня. Ноги необходимо мыть ежедневно на ночь теплой водой с мылом. Больному, находящемуся на постельном режиме, следует мыть ноги 2-3 раза в неделю, поставив тазик на кровать.
Особое внимание должно уделяться области промежности - подмыванию больных, так как скопление мочи и кала может привести к нарушению целостности кожи. Подмывание производят слабым теплым раствором (30-35 °С) марганцовокислого калия или другим дезинфицирующим средством. Можно также использовать асептические отвары и настои, позволяющие поддерживать чистоту паховой области, осуществлять профилактику гнойно-воспалительных осложнений. Для подмывания используют кувшин, корнцанг, стерильные ватные шарики.
Подмывание женщин. При подмывании женщина должна лежать на спине, согнув ноги в коленях и немного разведя бедра. Под ягодичную область подкладывается судно. В левую руку берут кувшин с теплым дезинфицирующим раствором и поливают воду на наружные половые органы, а ватным тампоном, зажатым в корнцанге, обрабатывают кожу в направлении от половых органов к заднему проходу (сверху вниз). После этого сухим ватным тампоном протирают кожу в том же направлении.
Подмывание мужчин. При аналогичном положении больного воду из кувшина льют на паховые складки и промежность. Вытирание кожи насухо осуществляется в том же направлении. После вытирания кожи насухо ее смазывают вазелиновым маслом для профилактики опрелости.
Уход за волосами
Больным, находящимся на стационарным режиме, голову нужно мыть еженедельно теплой водой с мылом. В тех случаях, когда больному назначен постельный режим, мытье головы производят в постели. После мытья волосы насухо вытирают и расчесывают. Для облегчения этого процесса волосы разделяют пополам и расчесывают отдельные пряди, начиная с концов.
Уход за полостью рта
Общий уход осуществляется ежедневно (утром и вечером) чисткой зубов с помощью зубной щетки. Тяжелобольным медицинская сестра должна протирать рот после каждого приема пищи. Пользуясь пинцетом или зажимом, она берет ватный шарик, смоченный 0,5%-ным раствором буры, с помощью шпателя отводит щеку и ватным шариком протирает все зубы, десны, язык и слизистую оболочку рта. С целью профилактики сухости губ и трещин в углах рта губы смазывают вазелином несколько раз в день.
Медицинская сестра наблюдает также за носовыми ходами, свободное дыхание через нос предотвращает высыхание слизистой оболочки рта. При образовании в носу сухих корочек в носовые ходы необходимо ввести на 5-10 минут марлевую турунду, смоченную вазелиновым маслом, или закапать 1-2 капли теплой воды.
Предисловие................................................................................ 8
2.1. Основные типы лечебно-профилактических уч-реждений и принципы их работы................. ..... 19
2.2. Организация работы в стационаре (больнице) 21
2.2.1. Организация работы приемного отделения 21
2.2.2. Санитарная обработка больных............... 23
2.2.3. Транспортировка больных....................... 26
2.2.4. Организация работы терапевтического от-деления..................................................... 27
2.2.5. Санитарный режим больницы и его зна-чение.......................................................... 31
Тестовые задачи....................................... .......................................................... 35
А. М. Хохлов, С. М. Муравьев ................................. 234
17.1. Определение понятия «острый живот»...... 234
17.2. Наблюдение и уход за больными с остры-ми воспалительными заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе 236
17.3. Наблюдение и уход за больными после опе-ративных вмешательств на органах брюшной полости............................................................ 238
Тестовые задачи............................................. 241
A.M.Хохлов, А. С. Суховеров ...................................................................................... 242
18.1. Уход за больными с переломами костей....... 243
18.2. Уход за больными с повреждениями черепа 249
18.3. Уход за больными с закрытыми поврежде-ниями мягких тканей...................................... 251
Тестовые задачи............................................. ................................................................ 252
Глава 19. Уход за умирающими больными . Реанимационные ме-роприятия и первая помощь при некоторых неотлож-ных состояниях ........ 253
19.1. Процесс умирания, его периоды................... 253
19.2. Реанимационные отделения и принципы их работы.............................................................. 255
19.3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.............................................................. 258
19.4. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при отравлениях................................... 262
19.5. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при утоплении...................................... 267
19.6. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при тепловом и солнечном ударе, электротравме................................................ 268
19.7. Первая помощь и уход за больными при ра-диационном поражении................................. 271
19.8. Констатация смерти и правила обращения с трупом............................................................. 272
Тестовые задачи.............................................. 273
Ответы к тестовым задачам......................................................... 277
Приложение.................................................................................. 279
Предметный указатель................................................................. 283
Светлой памяти
А. Л. Гребенева
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
После включения в программу подготовки студентов медицин-ских институтов учебной дисциплины «Общий уход за боль-ными» А.Л.Гребенев и А.А.Шептулин подготовили учебное пособие «Основы общего ухода за больными», которое вышло в свет в 1990 г. Пособие очень быстро разошлось и получило положительную оценку преподавателей и студентов. Однако авторы, являясь терапевтами, рассматривали в указанном из-дании преимущественно общие вопросы и различные аспекты ухода за больными терапевтического профиля. Специального учебного пособия по уходу за хирургическими больными для студентов медицинских институтов не существовало, что не могло не затруднять преподавание этого предмета.
В настоящем виде пособие «Основы общего ухода за боль-ными» значительно расширено и переработано по сравнению с предыдущим изданием. В нем получили освещение такие важ-ные вопросы, как асептика в работе хирургического отделе-ния, операционного блока, манипуляционного кабинета и перевязочных, наблюдение и уход за больными в предопера-ционном и послеоперационном периодах (послеоперационные раны, состояние органов дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем), наблюдение и уход за больными с острыми хирургическими заболевания-ми органов брюшной полости на диагностическом этапе и после оперативных вмешательств, уход за больными с пере-ломами костей, повреждениями черепа, закрытыми повреж-дениями мягких тканей.
Существенной переработке подверглись также другие главы пособия. В них включены сведения, касающиеся современных методов инструментальной диагностики (суточное монитори-рование артериального давления, внутрижелудочного рН и др.), сделаны необходимые уточнения и дополнения с учетом по-явившихся в арсенале врача новых лекарственных препаратов и методов лечения.
Совместная работа сотрудников кафедр пропедевтики внут-ренних болезней и общей хирургии Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова над совершенствованием пособия и его дополнением, начавшаяся еще при жизни А.Л.Гребенева, была завершена уже после его безвременной кончины. Новое издание пособия является данью уважения светлой памяти этого замечательного человека.
Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММ А им. И.М.Сеченова академик РАМН В.Т.ИВАШКИН
Заведующий кафедрой общей хирургии ММЛ им. И. М. Сеченова академик РАМН В.К.ГОСТИЩЕВ
Авторы надеются, что в условиях постоянного совершенство-вания диагностических и лечебных методов расширенное и дополненное издание пособия поможет студентам медицинс-ких вузов лучше овладеть непростыми навыками ухода за боль-ными различного профиля, и с благодарностью примут все замечания и пожелания, направленные на его улучшение.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ
Уход за больными и его значение
Вповседневной жизни под уходом за больными (сравните — ухаживать, заботиться) обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход подразумевает также со-здание больному оптимальных условий пребывания в стацио-наре или дома — тишины и покоя, удобной и чистой посте-ли, свежего нательного и постельного белья и т.д. В таком объ-еме уход осуществляют, как правило, младший медицинский персонал, а также родственники больного.
В медицине понятие «уход за больными» трактуется более широко. Здесь он выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, введение лекарств с помо-щью инъекций, постановка банок, горчичников и т.д.), про-ведение некоторых диагностических манипуляций (сбор мочи, кала, мокроты для анализа, желудочное и дуоденальное зон-дирование и др.), подготовку к определенным исследованиям (рентгенологическим, эндоскопическим и т.д.), наблюдение за состоянием больного (в том числе за системами дыхания, кро-вообращения), оказание больному первой доврачебной помо-щи (промывание желудка, помощь при обмороке, рвоте, каш-ле, удушье, желудочно-кишечном кровотечении, искусствен-ное дыхание и непрямой массаж сердца и др.), ведение необ-ходимой медицинской документации. Многие из названных манипуляций выполняют медицинские сестры, а некоторые (например, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря) и врачи.
В данной главе рассматриваются лишь вопросы общего ухо-да за больными, осуществляемого независимо от характера за-болевания. Особенности специального ухода (например, за но-ворожденными детьми, за больными хирургического, стома-тологического Профиля и т.д.) изучают в соответствующих курсах.
За рубежом понятию «уход за больными» соответствует термин «сестринское дело », который определяется Международным советом сестер как система мероприятий по оказанию помощи больному в выполнении всех видов деятельности, связанных с восстановлением здоровья. Кроме того, для характеристики мероприятий по уходу за больными за рубежом часто используется понятие «сестринский про-цесс ». Согласно определению, содержащемуся в документах Европей-ского регионального бюро ВОЗ (1987), «содержание сестринского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом осуществляется этот уход, представляет собой суть сестринского процесса».
Значение ухода за больными трудно переоценить. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно безукоризненно выполнить слож-ную операцию, добиться значительного восстановления по-врежденных двигательных функций конечностей после пере-несенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в пос-тели, из-за пролежней, образовавшихся вследствие плохого ухода.
Объём санитарной обработки больных определяет врач после осмотра. В первую очередь осматривают волосы и при необходимости производят стрижку. Ногти на ногах и руках стригут коротко. В зависимости от состояния больного обмывание тела производится под душем или в ванне. Тяжелобольным делают обтирания. Помещение, в котором находится больной, должно постоянно обогреваться (20-22°С), иметь хорошее дневное и вечернее освещение, вентиляцию и форточку для проветривания. В помещении должно быть много свободного пространства.
Кровать больного лучше поставить перпендикулярно к стене так, чтобы к ней можно было подойти с трёх сторон. Поверхность матраца должна быть ровной. На кровать нужно положить простыню, две подушки и одеяло с пододеяльником. При недержании мочи и кала на простыню кладут клеёнку и сверху закрывают её простынкой, меняемой чаще, чем простыня. Для придания телу больного полусидящего положения в постели под переднюю четверть матраца кладут свернутый вдвое тюфяк, толстое одеяло, под полусогнутые колени подкладывают валик или подушку, а для ног делают упор из доски или ящика, чтобы тело больного не сползало. Под кровать ставят судно и мочеприёмник. На столике (табурете) возле кровати размещают самые необходимые вещи: настольную лампу, стакан, поильник.
Комнату больного нужно систематически проветривать. Длительность проветривания зависит от сезона, но даже зимой она должна быть не менее 30мин 3-4 раза в сутки. На время проветривания зимой больного нужно хорошо укрыть. Уборка комнаты должна быть влажной. Особого ухода требуют кожа на спине, ягодицах, крестце, бёдрах и на локтях тяжелобольных, где вследствие длительного лежания нарушается кровообращение и появляются пролежни – изъязвления, с трудом поддающиеся лечению. Для предотвращения появления пролежней надо устранять складки на простыне и чаще менять положение больного – переворачивать его на бок, стараясь, чтобы спина и ягодицы меньше соприкасались с постелью. Лицо, ухаживающее за больным, должно правильно осуществлять наблюдение за ним, то есть уметь подсчитать пульс, измерить температуру, определить частоту дыхания.
Виды террактов.
Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах:
взрыв, поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых веществ
уничтожение, повреждение, захват транспортных средств или других объектов;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;
захват заложников, похищение человека;
создание опасности жизни, здоровью или имуществу путём создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;
распространение угроз в любой форме и любыми средствами;
иные преднамеренные действия, создающие опасность жизни людей, причинения значительного имущественного ущерба.
В современном арсенале террористов имеется холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые, химические, радиоактивные, биологические, отравляющие вещества, излучатели электромагнитных импульсов, мощные средства связи и т.п.
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами (Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.
Сестринский процесс (СП) – это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов.
1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).
2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).
3. Планирование (определение целей).
4. Реализация плана ухода за пациентом.
5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).
Сестринский процесс – это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).
Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды – физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.
Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения – это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.
1. Дышать.
4. Выделять.
5. Двигаться.
6. Быть здоровым.
7. Поддерживать температуру тела.
8. Спать и отдыхать.
9. Быть чистым.
10. Избегать опасности.
11. Общаться.
12. Иметь жизненные ценности.
13. Работать, играть и учиться.
14. Одеваться и раздеваться.
1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.
2-й этап СП – постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.
Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.
Таблица 1
Отличия врачебного диагноза от сестринского
К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:
– недостаточное или избыточное питание;
– острая или хроническая боль;
– отеки или обезвоживание;
– удушье;
– нарушение глотания;
– недостаточная самогигиена;
– нарушение речи, памяти, внимания;
– лихорадка.
Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:
– страх, тревога, беспокойство;
– дефицит досуга;
– недоверие к медицинскому персоналу;
– отказ от приема лекарств;
– неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;
– конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
– страх смерти;
– чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.
Социальными проблемами пациента могут быть:
– социальная изоляция;
– беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);
– невозможность купить лекарственные препараты.
Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 – 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.
3-й этап СП – планирование . Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.
Требования к целям:
– должны быть реальными, достижимыми;
– должны иметь конкретные сроки достижения;
– должны находиться в пределах сестринской компетенции;
– должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).
По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).
Каждая цель включает:
– действие;
– критерий (дата, время, расстояние);
– условия (с помощью кого-либо / чего-либо).
Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие – условие – критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.
План сестринского ухода может включать следующие действия:
– придание пациенту наиболее удобного положения;
– обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);
– обучение пациента технике расслабления;
– словесное внушение и отвлечение внимания.
4-й этап СП – реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:
– зависимое;
– независимое;
– взаимозависимое.
Зависимое вмешательство – это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство – это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.
Взаимозависимое вмешательство – подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).
5-й этап СП – оценка эффективности ухода. Он включает:
– оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);
– изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;
– активный поиск и оценку новых проблем пациента.
Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:
– изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);
– пересмотр сроков достижения целей;
– внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса – пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.