Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива. Ипра – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида пример
Людям с ограниченными возможностями здоровья нужны определенные условия для ведения полноценной жизни. Обеспечить эти условия может индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА. Она представляет собой инструмент, дающий людям с заболеваниями преимущества. В нее включен реестр необходимых для человека мероприятий, специализированных вещей и услуг. Выдается она государственной организацией (ФГУ БМСЭ) после выявления у человека инвалидности.
Эта программа способна восстановить и улучшить здоровье. К ней относят различные мероприятия, технические средства реабилитации (ТСР), услуги, способствующие ведению полной жизни. Реализация этих мер происходит за счет государства.
Карты ИПР – это документы, отражающие потребности больного. Составлены на основании нормативов, правовых актов медико-социальной экспертизы (МСЭ). Все процедуры и мероприятия, отмеченные в них, осуществляются точно в назначенный срок.
ИПР ребенка - инвалида и зрелого человека имеют небольшие различия. К примеру, в программе детей предусмотрен патронаж семьи. С родителями (опекунами) проводят дополнительную работу: консультируют, предоставляют помощь психолога.
Общие положения
Карта разработана на основании многих Федеральных законов, нормативных актов и объединяет некоторые области. В России актуальна форма ИПРА от 31 июля 2015 г. Вначале документа отображены личные данные гражданина, состоящие из нескольких частей:
- в первой - сведения о человеке (анкетные данные), его образовании (общее и профессиональное);
- во второй - данные о профессиональной деятельности, специальности, квалификации и должности;
- третья часть информирует, какая у человека группа инвалидности, каковы противопоказания по труду.
Еще, в программу ИПР для инвалидов, добавлен пункт для дополнительной информации. Он предназначен для:
- опекунов;
- людей, не имеющих гражданства;
- людей, переехавших из РФ;
- граждан без жилья.
Рядом отображена информация о сроке, в течение которого она действует. Прописано заключение (оно является основой для формирования карты).
Дальнейший раздел подробно описывает существующие виды реабилитации.
Утвержденная форма
Существует единая форма ИПРА. Она утверждена Приказом Министерством здравоохранения № 287 от 29.11.2004 г. и действует в РФ с 2005 г. В нее включены несколько разделов, описывающие виды реабилитаций.
- Медицинская реабилитация – она наиболее значима. Ее целью является обеспечение восстановления и компенсации некоторых функций тела. И делится на пункты:
- терапия (призвана восстановить функции тела);
- хирургия, использующая методы реконструкции;
- протезирование и ортезирование;
- снабжения ТСР;
- санаторное лечение безработных пациентов.
- Социальная реабилитация. Ее работа:
- информирование и консультация по реабилитации;
- предоставление помощи юриста;
- патронаж семей;
- адаптация в обществе и быту;
- выделение ТСР;
- беседа с психологом;
- социокультурные меры;
- спортивные упражнения и оздоровительная физкультура.
Удовлетворены ли Вы качеством реализации мероприятий, разработанных исполнительными органами государственной власти (или их подведомственными учреждениями), предусмотренных ИПРА инвалида?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
08.12.2018
- Профессиональная реабилитация. Выполняет функции:
- рекомендует подходящие условия труда и выносит по ним предписания;
- рекомендует профориентацию;
- осуществляет обучение (переобучение);
- помогает трудоустроить человека;
- предоставляет ТСР, необходимые во время учебы или трудовой деятельности.
- Психологическая и педагогическая, предназначенная для несовершеннолетних детей.
Используются мероприятия:
- предоставляется воспитание и обучение детей дошкольного возраста;
- заболевшие дети получают общее образование;
- педагоги - психологи проводят коррекционную работу с маленькими пациентами;
- предоставляются ТСР во время учебы.
Зачем нужна карта?
Реабилитационная программа для инвалидов отображает все его потребности. Она в полной мере извещает, где и как можно получить помощь. Решить все вопросы по восстановлению и компенсации пострадавшего. Еще, это важное звено бюрократического аппарата. Без нее человека с ограниченными возможностями невозможно оформить в центре занятости населения. Отсутствие карты препятствует человеку выучиться, получить специальность, устроиться работать.
Реабилитационная программа государства предполагает получение больными необходимых ТС. Если у инвалида нет ИПРА, то он лишен этих возможностей.
Процедура оформления
Если человек давно имеет группу инвалидности, прошел процедуру освидетельствования, переосвидетельствования, то ему не нужно писать заявление на получение карты. Комиссия автоматически формирует индивидуальную программу. Таков установленный порядок.
Если инвалидность оформляется впервые, то карта оформляется следующим образом:
Инвалид берет у лечащего врача (хирурга, ортопеда или другого врача) направление на экспертизу. Это справка № 088/у-06.
Члены МСЭ на основании направления выдают заявление (2 экземпляра). Для оформления необходимы документы:
- заявление;
- паспорт (если заявитель – ребенок, то необходимо его свидетельство о рождении, паспорт законного представителя);
- справка № 088/у-06;
Важно! Необходимо, чтобы лечащий врач полностью прописал все необходимые мероприятия по реабилитации.
Заполненный бланк принимают и фиксируют. Назначают день прохождения комиссии.
На экспертизу потребуются все документы, перечисленные выше. Кроме них, нужно донести:
- все медицинские бумаги (карта, снимки, выписки и прочее);
- если больной работает, нужна копия трудовой книжки;
- бумаги об образовании;
- информация об условиях труда, о специфике работы;
- характеристика с места учебы;
- справка об инвалидности (если имеется);
- ИПР (если оформлялась ранее).
После экспертизы врачи делают заключение. На основании этого решения, формируется программа.
Образец заполнения
Заявление содержит несколько пунктов:
- имя адресата (бюро МСЭ);
- данные заявителя (ФИО, адрес, номер телефона);
- изложение сути заявления («Прошу выработать для меня программу…»);
- дата подачи заявления, подпись (возможна подпись представителя);
- бумага должна иметь визу и подпись принявшего заявление сотрудника с указанием должности, число.
Реабилитационная карта инвалида 1,2,3 группы
Карта для инвалидов 1, 2, 3 групп делается 30 дней (с момента присвоения инвалидности). Она выглядит примерно так:
ИПРА. Выдана ФГУ МСЭ.
- Карта №… от 10.10.2013 года.
- Когда родился (дата).
- Адрес проживания.
- Номер телефона.
- Группа - 1,2,3.
- Ограничения способностей.
- Как появилась инвалидность.
- Сведения для реабилитации.
Ниже располагается список, где отмечаются способности (к передвижению, самообслуживанию, общению, обучению и другие).
- ИПР выдана первый раз или повторно. Действует до…(число).
- Проведение очередной аттестации (число).
- ИПР выдана (дата).
Затем указывается список всех видов реабилитаций, предназначенных пациенту. Сроки их проведения. Указывается исполнитель мероприятий. Делаются отметки о выполненных (невыполненных) мерах.
Ниже представлен реестр ТСР, необходимых человеку.
Справка. Все пункты, в которых нужно указать срок проведения мер, должны содержать начало и окончание их проведения. Или должна быть запись «бессрочно».
Когда человеку выдается этот документ, он должен с ним тщательно ознакомиться. Изучить все предлагаемые мероприятия, технические средства реабилитации. Если все устраивает, то можно поставить подпись.
В случае, если человека что-то не устраивает, можно не расписываться. Необходимо указать причину отказа.
Эксперты комиссии дорабатывают документ с учетом возражений (для граждан всех групп инвалидности).
Если же больной в очередной раз выражает недовольство относительно предлагаемой программы, то ему можно направиться в суд. Там он может опротестовать вердикт врачей по предложенной программе.
Где получить ИПРА при наличии инвалидности
На сегодняшний день, индивидуальную программу детей – инвалидов (и взрослых людей) можно получить в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), к которому относится заболевший. В любой районной поликлинике есть специализированный отдел, занимающийся ее созданием.
Оформить карту для детей можно на один - два года, или до исполнения 18 лет. В новую программу вписываются все меры реабилитации, необходимые больному. Если есть необходимость внесения дополнительных сведений или требуется переделать имеющиеся данные, то нужно снова пройти экспертизу, чтобы обновить информацию.
Справка ИПРА для инвалида – где взять?
По «Правилам признания лица инвалидом» (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г.№95): «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая инвалидность, с указанием группы».
Выдается эта справка, как и карта, экспертным Бюро после комиссии МСЭ.
ИПРА ребенка - инвалида
ИПРА ребенка - инвалида мало отличается от утвержденной формы ИПРА взрослого человека (ранее, был представлен образец заполнения карты взрослого). Карта содержит те же пункты. Разрабатывают и выдают ее федеральные государственные учреждения МСЭ после комплексного обследования.
В новой форме индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида для детей появились обновления согласно Приказу Министерства Труда РФ от 01.01.2016 года (то есть, если инвалид оформляет карту, к примеру, в 2017 году, то она носит название «ИПРА», а не «ИПР»).
- Еще, появилась статья, содержащая мероприятия по укреплению здоровья – физкультура, спорт.
- Раздел с перечнем ТСР.
Этот перечень ТСР содержит еще 2 подраздела:
- услуги и ТСР, финансирование которых берет на себя федеральный бюджет;
- услуги и ТСР, выделенные местными властями или купленные на деньги заболевшего, сторонних организаций.
- Список различных услуг (социальная, транспортная и другие). Этот пункт открыт, то есть в него вписывают индивидуально необходимые виды помощи.
Справка. Перечисленный перечень предоставляется государством даром. Пункты 1- 3 представлены также и в программе взрослого человека.
- Меры профессиональной реабилитации. Раньше этот пункт был лишь в карте у взрослого инвалида.
Программу реабилитации подростка тоже составляют в двойном экземпляре. Один из них передают пациенту либо его законному представителю.
Карта реабилитации ребенка - инвалида
Есть несколько видов реабилитации.
- Дети проходят адаптацию в тех же условиях, в которых они были до присуждения инвалидности.
- Лечебные профилактические мероприятия происходят в новых условиях.
- Социальная адаптация (СА) производится в специальном медицинском учреждении.
Лечат детей только после разработки индивидуальной программы. Ее разрабатывают врачи МСЭ, учитывая все особенности пациента. Главной задачей реабилитационных мероприятий является восстановление здоровья несовершеннолетних. Для этого эксперты:
- определяют его потенциал;
- оценивают динамику развития пациента;
- выявляют потребность в том или ином лечении;
- создают индивидуальную программу для несовершеннолетнего гражданина.
В обществе, интересы детей - инвалидов занимают приоритетное место. Потому что, именно в раннем возрасте, можно плодотворно скорректировать болезни, вылечить маленьких пациентов. Государство гарантирует выполнение своих обязательств перед детьми – инвалидами.
ИПРА ребенка - инвалида в школе
Эксперты БМСЭ разрабатывают индивидуальную программу реабилитации и отправляют выписку из карты в отдел образования.
Отдел образования начинает действовать после получения выписки:
- подготавливает список необходимых для маленького пациента мероприятий;
- назначает того человека, кто будет следить за обеспечением выполнения мероприятий в школе или детском саду;
- назначенному лицу (исполнителю) передает этот перечень;
- периодически принимает у исполнителя отчет о проделанной работе;
- перенаправляет отчет в БМСЭ.
Школа (или детский сад):
- исполняет требования реестра, которые можно осуществить в учебном заведении;
- подготавливает отчет для педагогически - психологического центра медицинской и социальной (ПМС) помощи.
Отчет по ИПРА детей - инвалидов в ДОУ
Он представляет собой бумагу, которая выглядит следующим образом.
Приведем пример.Учет выполнения мероприятий по реабилитации
ФИО пациента________________________________________
Класс_______________________________________________
№ программы, действительна (с какого числа, по какое)__________
Получил реестр (число)__________________________________
Сдал ведомость (число)__________________________________
ФИО родителя, опекуна__________________________________
Контактный номер______________________________________
Затем указаны занятия, проведенные с инвалидом:
- беседа больного и его семейства с врачом – психологом;
- психологическая и педагогическая коррекция (ППК);
- ППК в процессе обучения.
Еще, фиксируются данные о выполненных занятиях, ставится число.
В конце отчета указываются контактные данные школы или детского сада, график работы, контактный телефон и фамилии (ия) людей, выполняющих работу с больным подопечным.
Аналогично выглядит программа больных детей в школе. У нее есть некоторые дополнения, указано:
- адаптированное образование;
- специальная педагогическая подготовка.
В отчете есть социальный раздел, где подробно описаны некоторые пункты:
- с кем живет больной;
- полная ли семья;
- ФИО родителей, место работы и другие данные;
- количество детей в семье;
- доходы семьи;
- взаимоотношения родителей;
- кто дома занимается с больным, делает уроки;
- какое поведение у пациента дома;
- режим дня;
- какой досуг.
В заключительной части обязательно указываются исполнители (кто реализует рекомендованные мероприятия программы). Ставятся подписи и дата (в том числе, эту графу заполняет классный руководитель).
Заключение
ИПРА нужна каждому гражданину, который имеет серьезные проблемы со здоровьем. С ее помощью, инвалид может изменить свою жизнь к лучшему (если выполнять список рекомендаций врачей, проходить лечение):
- определить для себя план лечения;
- добиться положительных сдвигов в борьбе с болезнью;
- улучшить свое самочувствие;
- скорректировать лечение программы;
- получить положенные государством льготы, выплаты;
- обретет возможность полностью вылечиться.
Все меры программы применяются для формирования полноценной жизни людей. Чтобы они не испытывали дискомфорт в обществе, имели возможность учиться, работать, несмотря на свои физические недостатки и болезни.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (сокращенно — ИПР) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью (в том числе ребенка-инвалида). Разработкой занимаются специалисты во время медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья, а также ряда других факторов (психологических, профессионально-трудовых, социально-бытовых и прочих). Результаты ИПР утверждаются руководителем МСЭ.
Для чего нужна такая программа? Как ее получить? Что учесть при оформлении? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.
Назначение
В состав ИПР входит полный комплекс мероприятий, а также технических средств, используемых человеком для дальнейшей реабилитации. В программе указываются формы и виды процедур, требования к их выполнению и сроки.
В ИПР также включается направление на лечение, адаптацию в социальном обществе, профессиональное обучение и иные мероприятия. В комплексе такая методика обеспечивает прогресс реабилитационных процедур и повышает качество жизни пациента.
Цель оформления ИПР — помочь инвалиду восстановить здоровье при условии четкого следования программе. Она имеет рекомендательную форму, поэтому человек может отказаться от тех или иных мероприятий или вообще игнорировать установленные рекомендации.
Отказ инвалида или представителя ребенка-инвалида от ИПР (частично или полностью) освобождает составителей от ответственности за невыполнение рекомендаций. При этом человек теряет право на компенсацию расходов за самостоятельно купленные технические средства.
Вопрос финансирования
Проблема финансирования программ ИПР лежит на государственном или региональном бюджетах РФ. В первом случае деньги выделяются для покупки технических устройств и оплаты услуг, включенных в специальный государственный перечень. Остальные средства, не входящие в федеральный список и необходимые для проведения восстановительных мероприятий, финансируются из регионального бюджета.
При покупке технического или иного оборудования, предусмотренного программой ИПР за собственные деньги, инвалид вправе рассчитывать на компенсацию. Ее размер определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ.
Правила получения — инструкция
Для получения индивидуальной программы реабилитации выполняются следующие шаги:
- Посещение местной поликлиники и обращение к профильному доктору (в зависимости от проблемы).
- Получение справки (форма №088/у-06). Суть документа заключается в направлении инвалида на прохождение МСЭ (медико-социальной экспертизы уполномоченной организацией). На этом этапе важно контролировать состав реабилитационных мер (оговаривается в упомянутой выше справке).
- Посещение филиала Главного бюро МСЭ по адресу проживания.
В процессе составления программы важно быть внимательным и обратить внимание на записи в ИПР. Важно, чтобы в нем были указаны следующие элементы — протез или отрез, купальный протез, костыли, трость, ортопедическая обувь, а также чехлы (на культю из х/б или полимерного материала). Перечень необходимых изделий зависит от проблемы. Главное, чтобы перечисленных средств было достаточно для прохождения восстановительных процедур.
Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.
Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.
Вопросы и ответы
При оформлении индивидуальной программы реабилитации у инвалидов (детей или взрослых), а также их представителей часто возникают вопросы по оформлению услуги. Рассмотрим их подробнее:
- Что делать в случае несогласия с рекомендациями ИПР? Человек вправе отказаться полностью или частично от указанных в программе мероприятий. Такой шаг влечет за собой ряд последствий — невозможность получения компенсации за технические средства и процедуры, предоставляемые бесплатно, а также отказ уполномоченных органов от ответственности.
При нежелании подписывать ИПР инвалид (его представитель) не получают карту (она подкрепляется к акту освидетельствования). В случае претензий к содержанию программы заинтересованное лицо вправе обратиться в ГБ МСЭ. Главное бюро обязано в срок до 30 дней с момента обращения вынести решение по сделанным замечаниям.
- Бывают ли ситуации, когда человек имеет инвалидность, но никогда не получал ИПР? По законодательству инвалид (совершеннолетний или ребенок) получает справку. В документе подтверждается факт наличия инвалидности, указывается группа и индивидуальная реабилитационная программа. ИПР может отсутствовать в случае, если человек от нее отказался или не нуждался в прохождении процедур. В такой ситуации процесс создания ИПР производится с учетом действующего порядка. Это значит, что для получения программы обязательно направление на МСЭ, выданной органом соцзащиты или ЛПУ.
- Как поступить в случае утери ИПР? Бывают ситуации, когда человек не может найти программу, необходимую для прохождения реабилитационных процедур. В этом случае нужно обратиться в бюро МСЭ, выдавшее документ, и попросить выдать копию бумаги.
Индивидуальную программу реабилитации нельзя недооценивать. Ее преимущества заключаются в подробном описании необходимых процедур и технических средств, используемых для восстановления. Дополнительный плюс — возможность экономии на покупке дорогостоящих изделий или услуг, необходимых для улучшения самочувствия, качества жизни, а, возможно, и полного восстановления.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской
школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.
«____»_________20 ____ г.
Н.А.Маликова__________
С.А.Чернышкова
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида
Литвинова Евгения Евгеньевича
20.05.2008 года рождения
Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г
«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.
Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
3) психологическое обеспечение образовательных программ;
4) развитие учебной и познавательной мотивации;
5) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,
Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.
Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;
Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности нервной деятельности:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Ответствен-ные |
|||
Диагнос-тический | Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи); Планирование работы учителя | Педагог-психолог, |
|
Реализа-ции програм-мы | Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние); Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов. |
|
Анализа и коррек-ции | Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). Итоговое заседание ПМПк | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
Дискуссия, обсуждение, беседа;
Наблюдение;
Эксперимент;
Анкетирование, опрос;
Консультирование;
Методы групповой и индивидуальной работы;
Проективные методы;
Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;
Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение:
- педагог-психолог,
Логопед;
Учитель ЛФК;
Мед. работник;
Учитель начальных классов.
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.
Таблица 2.Содержание программы
Специалисты | Направления коррекционной работы с учащимся | Приемы работы | Методы работы | Формы работы | Результаты освоения |
Рябокобыленко Е.Н. | Развитие зрительно-моторных координаций; Развитие слухового внимания; Развитие моторики пальцев рук; Развитие связного речевого высказывания | Слуховые и графические диктанты; Пальчиковая гимнастика | Совместное выполнение заданий; Объяснение; Построение учебного высказывания | Индивидуаль-ная; Групповая | Понимать и принимать учебную задачу; Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи; Обратиться к учителю в случае затруднений |
Учитель - логопед: Боровинская Л.В. | Развитие артикуляционной моторики; Развитие слухового внимания и памяти; Формирование фонематических процессов; Формирование связного речевого высказывания | Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная); Составление вопросительных предложений по образцу | Демонстрация; Объяснение; Самостоятельное выполнение; Отраженное проговаривание; Упражнения артикуляционной гимнастики | Индивидуаль-ная; Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий | Способность удерживать базовые артикуляционные позы; Сформированность слухового внимания к речевым звукам; Умение задать вопрос |
Педагог - психолог: Соколовская Е.И. | 1)адаптация в образовательном учреждении: Соблюдение правил поведения, Соблюдение режимных моментов, Осознанное выполнение обязанностей; 2)развитие высших психических функций; 3)развитие ЭВС. | Создание ситуаций успеха; Чередование видов деятельности; | Наблюдение Практическая деятельность Тестирование | Групповая; Индивидуальная Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий | Проявление слухового внимания на уроках; Демонстрация слухового сосредоточения; Проявление интереса, установление зрительного контакта Проявление активности при выполнении заданий |
Преподаватель ЛФК: Нарижняк О.В. | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие темпо-ритмической организации Развитие координации движений | Выполнение упражнений под счет; Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение; Выполнение речевых инструкций | Совместное выполнение упражнения Оказание направляющей помощи; Самостоятельное выполнение ребенком | Групповая; Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий | Соблюдение темпа выполнения упражнений; Скоординированность движений; Понимание и принятие инструкций с первого раза |
Критерии оценки эффективности программы:
Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
Развитие личности учащегося;
Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемые результаты:
Улучшения физического и психического здоровья учащегося;
Развитие его познавательной сферы;
Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
Развития положительных качеств личности;
Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;
Формирование прочных учебных умений и навыков.
Приложение 1
Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения
Сроки | Коли- чество заня- | деятельности | ||
Сентябрь | Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности |
||
Диагностика уровня школьной мотивации | НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос. |
|||
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации | Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций). |
|||
Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания. | Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование. |
|||
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений | «Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д. |
|||
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы | «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики | «Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики. |
|||
Развитие познавательных процессов. | Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др. |
|||
Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения | Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика. |
Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская
Список литературы.
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей
работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.
5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.
6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.
Приложение №3
с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем
20.05.2008 года рождения
Сроки | Примеры используемых методик и упражнений |
||
Сентябрь | Выявление знаний и умений. | Занимательные упражнения. |
|
Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки. Различение звуков, которые издают школьные принадлежности. Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче. Цвет, назначение предметов. | Дидактический материал, карточки. Игровые методы формирования учебной мотивации. "Цветовая угадай-ка" |
||
*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо. Фрукты. Овощи. Одежда. | Дидактические наглядные материалы Счеты, счетные палочки, раздаточный материал; Математические веера; Раздаточные карточки; "Раскрась правильно" |
||
Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец. Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения. Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат. *Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо. | картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; Картинная азбука; Карточки для индивидуальной работы; Настенная касса для букв разрезной азбуки; Наборное полотно; |
||
Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи). *Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование. Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. | Трафареты Геометрические фигуры |
||
Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти. Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от. *Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам. | Игра "Найди фигуру" Игра "Подбери картинку" |
||
Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка" *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности». | Русские народные сказки. Игра "Найди образец" "Повтори и добавь" |
||
Игры: «Эхо», «Поймай звук». *Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо. Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). | Игры: "Эхо", "Поймай звук" Раскрась фигуры. |
||
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик). Выделение звука в начале слова в ударной позиции. *Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками. Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий. | "Выше, слева, правее, снизу" Игра "Летает - не летает" "Говори правильно" Игра "Где спрятались игрушки" "Найди одинаковые" |
Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко
Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009
5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.
6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.
7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.
С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:
- Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
- Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
- Группе инвалидности, степени ограничения трудоспособности.
Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:
- Восстановительная терапия.
- Реконструктивная хирургия.
- Ортезирование и протезирование.
- Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
- Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).
Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:
- Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
- Юридическое сопровождение.
- Патронаж семьи.
- Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
- Адаптационное обучение.
- Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
- Психологическая помощь.
- Социокультурная реабилитация.
Восстановление трудоспособности
Профессиональная программа реабилитации инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение трудоспособности гражданина. Она включает в себя:
- Выработку рекомендаций о противопоказаниях и допустимых видах и условиях деятельности.
- Профориентацию.
- Профессиональное обучение или переобучение.
- Содействие в поиске работы.
- Предоставление технических средств.
Работа с несовершеннолетними гражданами
Программа реабилитации ребенка-инвалида включает в себя психолого-педагогические мероприятия. К ним относят:
- Получение дошкольного и школьного образования и воспитания.
- Психолого-педагогическую коррекционную работу.
- Предоставление технических средств для обучения.
Кроме этого, программа реабилитации ребенка-инвалида предусматривает патронаж семьи, в которой он находится. Специалисты проводят консультации, оказывают психологическую помощь родителям.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида: образец
Самыми важными разделами ИПР считаются те, в которых указаны психолого-педагогические, лечебные мероприятия, а также услуги, предусматривающие содействие в восстановлении профессиональной конкурентоспособности гражданина на рынке труда. В каждом из них присутствует две части. В первой указываются конкретные мероприятия, технические средства, которые будут необходимы человеку. Во второй части присутствует информация об исполнителях, формах, сроках, порядке, в котором будет осуществляться реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также о полученных результатах или о причинах их неполучения. Образец бланка приведен в статье.
Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).
Программы социальной реабилитации инвалидов представляют собой ключевой механизм обеспечения учета личных потребностей граждан и адресность поддержки. На сегодняшний день наличие карты ИПР позволяет эффективно решать многие вопросы, касающиеся осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий. При этом результативность взаимодействия с представителями власти повышается на всех уровнях. Так, например, высшие учебные заведения при приеме на обучение требуют ИПР. Ни один гражданин, имеющий инвалидность, не сможет встать на учет в центр занятости, не имея соответствующего документа. Следовательно, без ИПР нельзя получить образование, устроиться на работу, получить новую специальность.
Кроме этого, государственная программа реабилитации инвалидов предусматривает возможность получения технических средств, необходимых для адаптации. Кроме этого, в документе могут указываться специальные условия, которые необходимы для конкретного человека. Это особенно важно для граждан, не достигших 18 л. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида включает только те мероприятия, которые допустимы для него с учетом его психофизиологического состояния.
В соответствии с Положением о признании гражданина инвалидом, разработка программы должна осуществляться в течение месяца после установления группы и степени ограничения трудоспособности. Однако на практике действует следующий порядок. Чтобы получить ИПР, необходимо посетить лечащего врача и попросить у него направление на МСЭ. В бюро по медико-социальной экспертизе, кроме этого, следует подать заявление. Оно оформляется в 2 экземплярах. В нем целесообразно указать конкретные мероприятия, услуги и средства, в которых нуждается гражданин.
Чтобы наиболее полно отразить все потребности по каждому разделу карты, рекомендуется описать их на отдельном листе-приложении. При этом в тексте заявления следует указать просьбу учесть эти сведения. К документу также целесообразно приложить рекомендации специалистов или заключения экспертов, предоставляющих те или иные услуги. Это необходимо для формирования у сотрудников МСЭ наиболее полного представления обо всех потребностях гражданина и его реабилитационном потенциале.
За оформлением карты можно обратиться не только во время переосвидетельствования. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов, а также взрослых с ограниченными возможностями, составляется каждый год, даже если группа установлена без срока повторной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, заполнение бланка которой должно осуществляться с учетом не только рекомендаций экспертов, но и пожеланий самого гражданина, передается ему на подпись. Он должен поставить свой автограф в каждом разделе карты. Так он выражает свое согласие с указанными в ней мероприятиями.
Однако не исключены и противоречия. В таких случаях гражданин в поле для подписи пишет, что с содержанием карты он не согласен, и указывает причины. Решения и действия сотрудников БМСЭ лицо вправе оспорить. Жалоба подается в главное Бюро региона. К ней следует приложить копию карты. После этого выполняется обследование, проводятся беседы с гражданином. По их результатам выносится заключение по оспариваемым моментам. Если претензии гражданина будут признаны обоснованными, составляется новая программа. Она подписывается председателем комиссии и удостоверяется печатью ГБМСЭ. Принятое решение также может быть оспорено в федеральном бюро в месячный срок. Кроме этого, гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию.
Объем предусмотренных в ИПР мероприятий не может быть больше Федерального перечня технических средств и услуг. Гражданин либо его представитель могут частично или полностью от них отказаться. В этом случае госорганы, местные структуры, а также иные организации будут освобождены от ответственности за выполнение программы. Кроме этого, гражданин будет лишен права на получение компенсации.
Специалисты, однако, призывают не спешить с отказом. Федеральная программа реабилитации инвалидов носит рекомендательный, а не обязательный характер. После подписания карты гражданин вправе не обращаться в соответствующие органы и структуры для получения тех или иных средств или услуг. В таком случае есть возможность на протяжении всего срока ее действия изменить первоначальное решение и воспользоваться господдержкой.
Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.
Необходимо помнить, что ключевая задача реабилитации состоит в устранении либо, насколько это возможно, полной компенсации возникших вследствие инвалидности ограничений жизнедеятельности. В этой связи исполнителями следует выбирать тех лиц или организации, которые смогут справиться с поставленными задачами. Это могут быть как государственные, так и частные структуры любой формы собственности.
В ФЗ, регламентирующем социальную защиту инвалидов в РФ, установлено, что если услуга либо техническое средство, предусмотренные в программе реабилитации, не могут быть предоставлены гражданину или он осуществил их оплату собственными средствами, ему полагается компенсация затрат в полной мере. В ИПР могут включаться мероприятия как финансируемые бюджетом, так и те, расходы на которые несет само лицо.
В соответствии с законом, бесплатно могут предоставляться только те услуги и средства, которые присутствуют в соответствующем перечне. Он утвержден правительственным постановлением и включает в себя не так много позиций. Государство, таким образом, принимает на себя обязательства оплатить минимальный набор услуг и тех. средств.
Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ действуют региональные нормативные акты, существенно расширяющие перечень. Возмещение расходов должно осуществляться территориальными подразделениями ФСС. При этом необходимо учитывать, что право на компенсацию дают только подтвержденные документально договорные отношения с действительными исполнителями ИПР. Гражданину следует предоставить доказательства оплаты услуги или тех. средства. В ФСС подается соответствующее заявление, к которому прилагаются копии карты ИПР и прочих документов.
Заявление на компенсацию затрат и приложенные к нему документы рассматриваются не больше месяца. Если по окончании этого периода гражданин не получил ответ либо ему было отказано в возмещении, он может обратиться в вышестоящую структуру ФСС. Если и в этом случае его просьба не была удовлетворена, он вправе обратиться в суд. Специалисты заостряют внимание граждан на том, что подача иска не будет указывать на то, что гражданин стремится усугубить конфликт. В данном случае такая реакция на несправедливость позволит задействовать госорганы в решении проблемы, а ответственным лицам - осознать свои обязанности. Вместе с этим следует быть готовым к любому исходу дела.
В РФ действуют следующие законодательные акты, регламентирующие вопросы составления и исполнения ИПР:
- ФЗ № 181. Ст. 11 указанного закона полностью посвящается индивидуальной реабилитационной программе. Кроме этого, ИПР указывается в ст. 8, 18, 19, 23, 29, 25, 32.
- ФЗ "О соцзащите инвалидов". В этом нормативном акте приводится определение ИПР, называются органы, ответственные за ее составление, указываются основные права людей с ограниченными возможностями. В законе установлено, что инвалида нельзя признать безработным без оформления на него индивидуальной реабилитационной программы. В нормативном акте зафиксирована обязанность ответственных органов исполнять ИПР, а также возможность гражданина обращаться в суд при ее невыполнении.
- Положение о признании человека инвалидом.
- Правительственное Постановление № 805 от 16.12.2004. Оно регламентирует деятельность ФГУ МСЭ.
- Приказ Минздравсоцразвития от 29.11.2004 г.
- Правительственное Распоряжение № 1343-р от 21.10.2004 г.
После оформления карты индивидуальной реабилитационной программы гражданин либо его представитель по закону обращаются за помощью к самым разным организациям для реализации предусмотренных мероприятий и получения необходимых тех. средств.
Следует сказать, что в настоящее время механизм исполнения ИПР нельзя назвать идеальным. В самой программе господдержки существует множество пробелов. В этой связи на практике у граждан очень часто возникают всевозможные препятствия. Проблемы могут появиться на разных этапах - и в момент составления реабилитационной программы, и в ходе выполнения намеченных в ней мероприятий.
Особая сложность возникает в процессе осуществления права на возмещение понесенных расходов. В этом случае целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Немаловажно и иметь все документы, доказывающие факт оплаты услуги или технического средства за свои деньги. Конфликты, связанные с реализацией реабилитационной программы, могут разрешаться как в претензионном, так и в судебном порядке. Первый предполагает обращение в вышестоящие инстанции. Что касается судебного обжалования, практика по такого рода делам недостаточно обширна на сегодняшний день. Однако и в ней есть прецеденты выигранных споров о возмещении расходов, понесенных гражданином и его родственниками на реабилитационные мероприятия.
Необходимо учитывать, что оформление карты ИПР в настоящее время является обязательным. Другой вопрос заключается в том, что в ней прописываются зачастую далеко не все услуги и тех. средства, которые необходимы гражданину, а только те, которые включены в бесплатный перечень. Перед правительством, таким образом, стоит задача по усовершенствованию механизма исполнения реабилитационных программ.
ИПР должна быть эффективной для человека. Реабилитационная программа станет полезной только в том случае, когда за ее основу будут приниматься не возможности государства, а действительные потребности каждого инвалида.
ИПР инвалида (индивидуальная программа реабилитации)
ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.
Как стать участником программы реабилитации инвалидов
Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.
Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация9raquo; появится понятие «абилитация9raquo;. А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.
Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .
Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:
- проводят диагностику;
- оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
- определяют реабилитационный прогноз для инвалида.
ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.
Что включает в себя ИПР инвалида
Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).
Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.
Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
- в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
- в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
- в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
- в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
- в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.
Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха
Компенсация реабилитационных средств и услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.
Последствия отказа от ИПР для инвалида
Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.
Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.
ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.
После оформления группы инвалидности нетрудоспособное лицо или его представитель получает на руки документ установленной формы, в котором перечислены основные рекомендации по проведению восстановительных мероприятий.
Ранее он назывался ИПР инвалида, или индивидуальная программа реабилитации, с 2016 года – ИПРА за счет добавления методов абилитации. Чтобы иметь полную информацию о своих правах и возможностях, граждане с ограниченными возможностями должны знать, как получить ИПР, что именно можно указать в его разделах, какой характер носят рекомендации.
Где и как получить индивидуальную программу
Для получения этого документа гражданин должен пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление в это учреждение заполняет лечащий врач с привлечением для консультации узких специалистов. При необходимости пациент может самостоятельно пройти необходимые обследования, чтобы получить более полные выписки о состоянии здоровья и заключения о нуждаемости в тех или иных мероприятиях и средствах реабилитации.
При освидетельствовании в МСЭ лицу сформируют индивидуальную программу и разъяснят, куда следует обращаться для ее выполнения. Подлинность документа подтверждает печать бюро, подпись председателя с расшифровкой. У гражданина уже может быть , установленная до 2005 года, когда на руки выдавали только розовую справку. Не стоит переживать, где взять ИПР. Для разработки программы следует обратиться к лечащему врачу и объяснить ситуацию.
Что надо знать об ИПР
Многие инвалиды не знают, что делать с полученной индивидуальной программой, складывают ее и убирают «в документы» до следующего переосвидетельствования. Так поступать не стоит. Разделы реабилитационной карты подробно отражают, что положено гражданину для наиболее эффективного восстановления после травмы или заболевания.
Инвалид получает программу на тот срок, на который ему оформлена инвалидность:
- лица с 1 группой – на 2 года;
- со 2 группой – на 1 год;
- инвалиды 3 группы – на 1 год;
- дети на 1,2 года, 5 лет или до совершеннолетия.
При установлении инвалидности без дальнейшего переосвидетельствования индивидуальную программу выписывают бессрочно. Однако пациенту с хроническим заболеванием можно внести изменения в этот документ. Это делают в следующих случаях:
- при необходимости получения трудовых рекомендаций;
- при улучшении состояния и коррекции программы;
- при ухудшении здоровья и нуждаемости в других методах реабилитации;
- при оформлении в дом-интернат.
Для внесения новых сведений пациента направляют на МСЭ повторно с пометкой «для коррекции/разработки ИПРА». Старая программа после выполнения приобщается к актам освидетельствования инвалида в следующем виде: первую страницу документа перечеркивают, в верхнем углу пишут «погашена»
В случае необходимости инвалид может самостоятельно обратиться за консультацией в МСЭ, фонд страхования, центр занятости или социальную защиту. Исполнение указанных в программе пунктов носит обязательный характер для организаций, занятых в сфере реабилитации пациента, – медицинских, учебных учреждений, центров занятости, социальной службы. Это означает, что при обращении с инвалидом должна быть проведена работа в полном объеме. Учреждение-исполнитель несет за это ответственность.
Заполнение и отправка отчетов о проведенных мероприятиях происходит за 2 месяца до окончания срока инвалидности или сразу после ее получения у лиц с группой без дальнейшего переосвидетельствования. Для самого инвалида индивидуальная программа содержит лишь рекомендации. Он может оформить письменный отказ от участия в реабилитационных мероприятиях в день освидетельствования в МСЭ.
Пример: инвалид вправе игнорировать индивидуальную программу, не являясь в больницу, центр занятости, к специалисту по социальной работе. Но тогда существующие проблемы останутся нерешенными. И в таком случае учреждения, ответственные за исполнение ИПР, освобождаются от своих обязанностей.
Разделы индивидуальной программы
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает список мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций организма. Абилитация – это помощь в выработке новых навыков и умений. При оформлении группы медико-социальная экспертиза (МСЭ) оценивает степень нарушения основных функций организма, таких как:
- передвижение;
- ориентация в пространстве;
- самообслуживание;
- контроль поведения;
- общения;
- труд;
- обучение.
Затем эксперты оценивают степень выраженности каждого параметра. На основании полученных данных они разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на компенсацию. Выполнение рекомендаций помогает инвалиду восстановить здоровье, вернуться в социум, решить психологические проблемы.
Заполненный образец первого листа программы
Помощь нетрудоспособным лицам осуществляется в следующих направлениях:
- медицинские методы реабилитации;
- обеспечение техническими средствами;
- помощь в обучении и трудоустройстве;
- социальные методы реабилитации.
Медицинская реабилитация
В индивидуальной программе комиссия указывает, какую именно помощь должен получить инвалид в течение определенного срока. Сюда входит:
- медицинская реабилитация;
- реконструктивная хирургия;
- протезирование и ортезирование;
- санаторно-курортное лечение.
Медицинская реабилитация – обеспечение лица лекарственными препаратами при сохранении права на их льготное получение, рекомендации по частоте плановых госпитализаций в течение года с указанием профиля стационара. Есть инвалиды, которые нуждаются в проведении дорогостоящих восстановительных операций, в том числе в установке эндопротезов. При оформлении соответствующего раздела ИПР они проходят это лечение бесплатно в специализированных центрах федерального значения по квотам.
Сюда входят:
- пластические операции после ожогов;
- эндохирургическое лечение коронарных сосудов;
- операции и при травмах, и тяжелых врожденных патологиях глаз;
- восстановление после рубцового изменения трахеи;
- исправление дефектов лицевого черепа при травмах и врожденных аномалиях;
- эндопротезирование суставов;
- установка кохлеарных имплантов;
- лечение врожденных пороков сердца;
- трансплантация органов и тканей – почки, сердце, печень;
- восстановительные операции, направленные на компенсацию дефекта после удаления злокачественных образований;
- лечение патологии позвоночника с использованием трансплантантов;
- поэтапное восстановление длины конечностей при аномалии развития, заболеваниях.
Для получения наилучшего результата проведение хирургического вмешательства рекомендовано в определенные сроки, у детей – в конкретные возрастные промежутки. При оформлении индивидуальной программы пациенту или его родственнику сообщают эту информацию. Это означает, что не следует тратить время на ожидание, когда же инвалида пригласят на операцию.
В этом разделе указаны основные виды деятельности с пометкой в бланке о нуждаемости или отсутствии необходимости в тех или иных мероприятиях
Количество льготных реконструктивных вмешательств или протезирований ограничено, если гражданин не проявит инициативу самостоятельно, то рискует ничего не получить. Следует как можно быстрее обратиться к лечащему врачу и уточнить порядок записи на лечение по квоте. Особенность финансирования заключается в том, что государство рассчитывает стоимость медицинской услуги и выделяет на регионы определенную сумму на год. После того, как пациенты «выберут» средства, провести операцию в текущем году не получится.
Ортезирование и протезирование
Существуют инвалиды с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, чье качество жизни зависит от получения неоперативной восстановительной помощи протезирования и ортезирования. По ИПР гражданин может получить любые виды протезов, исключая зубные.
Не все инвалиды знают, что при некоторых заболеваниях они имеют право на приобретение специальных приспособлений – ортезы, стельки, аппараты. Изготовление изделий происходит в специальных мастерских по индивидуальным параметрам пациента. Краткое описание приведено в таблице ниже.
Название | Для чего применяют |
Индивидуальные стельки | Разгрузка свода стопы. Уменьшение ее деформаций. Нормализация мышечного тонуса. |
Аппараты | Шарнирные конструкции на конечности, сочетающие функцию опоры и движения. Помогают инвалидам вставать, ходить, предотвращают возникновение неподвижности в суставах (контрактур). |
Корсеты | Изделия помогают зафиксировать позвоночный столб в правильном положении, уменьшают его деформацию, изменяют конфигурацию грудной клетки. Рекомендованы после восстановительных операций, при ДЦП, сколиозе. |
Туторы | Изделия для фиксации конечностей в определенном положении. Помогают избежать контрактур, уменьшают мышечный тонус и помогают отдохнуть ногам. |
Комбинированные конструкции | Состоят из нескольких частей, например – для тела и конечностей. |
Санаторно-курортное лечение в рамках ИПР
Для улучшения состояния здоровья некоторые нуждаются в регулярном санаторно-курортном лечении по профилю основного заболевания. В зависимости от наличия нужного санатория в области, где проживает пациент, его направят в учреждение местного или федерального значения. По ИПРА бесплатные направления получают лица, не отказавшиеся от пакета социальных услуг.
Уточнить, какие санатории входят в программу, можно в фонде социального страхования, у лечащего врача. В индивидуальной программе указаны организации, которые должны оказать медицинскую помощь инвалиду. После осуществления реабилитационных мероприятий они ставят свою отметку в графе с указанием сроков и подтверждают ее печатью учреждения.
Оснащение техническими средствами
Лица с ограниченными способностями также нуждаются в обеспечении приспособлениями и гигиеническими принадлежностями для компенсации временно нарушенных или утраченных функций. Перед направлением на МСЭ лечащий врач указывает все средства, необходимые пациенту для эффективной реабилитации.
При получении консультации по этому вопросу родственники или сам инвалид должны проявить инициативу и уточнить, все ли приспособления вписаны в документ. Это обусловлено тем, что МСЭ не станет выписывать какие-то средства сверх рекомендованных в посыльных документах. А чтобы оформить новую ИПР, придется потратить немало времени.
К техническим средствам реабилитации относят:
- гигиенические изделия: подгузники и белье;
- противопролежневые матрацы, подушки, валики;
- костыли, ходунки;
- кресла-каталки и коляски;
- приспособления для душа, поручни;
- трости, устройства для лиц со слабым зрением;
- предоставление собаки-поводыря;
- слуховые аппараты, часы, телефоны для людей с нарушениями слуха;
- глюкометры, тонометры, термометры с голосовым выходом.
В индивидуальной программе реабилитации средства из этого раздела заносят в 2 таблицы: те, что получают бесплатно за счет государственного финансирования и те, что можно приобрести за счет организаций любых форм собственности. Организация, обеспечивающая лицо нужными приспособлениями, должна закрыть свою строку в таблице с датой, подписью и печатью.
Часто стандартный набор средств не покрывает потребности инвалида, подключение частных учреждений позволяет покупать нужные устройства, а затем получать компенсацию из ФСС в установленном объеме. Важно помнить, что гражданин имеет право не только на компенсацию за их приобретение, но и за ремонт, содержание и ветеринарные услуги при наличии собаки-поводыря.
Ортез могут выдать бесплатно, если данное техническое средство реабилитации входит в ИПРА
Наибольший перечень приспособлений получают маломобильные инвалиды 1 группы. При оформлении инвалидности бессрочно важно помнить, что гигиенические средства выписываются на 1 месяц, а остальные – на неопределенный срок. По мере износа изделия списывают и оформляют получение новых через МСЭ.
Обучение и профориентация
Этот раздел наиболее подробно заполняют при оформлении ИПР ребенка-инвалида. В него входят 3 пункта:
- рекомендации по тому, в каких условиях должно обучаться лицо;
- в какой психологической помощи нуждается инвалид по месту учебы;
- профориентация.
Перед оформлением инвалидности дети с особенностями психического развития идут на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, в том числе и по обучению.
После оформления группы дошкольнику положено место в специализированном ДОУ (детском саду). В таких учреждениях собираются дети, имеющие заболевания определенного профиля. Цель такого направления – помещение ребенка в подготовленную среду, в которой он будет:
- осваивать общение со сверстниками и взрослыми людьми;
- обучаться по разработанной программе;
- получать специализированную медицинскую и логопедическую помощь;
- работать с психологом.
Такое направление реабилитации помогает семье ребенка-инвалида преодолеть социальную изоляцию. Развивающие занятия проводят обученные специалисты, которые могут уделить больше времени каждому малышу за счет небольшого количества воспитанников в группе. Нахождение в специализированном ДОУ помогает при подготовке к школе. Перед окончанием дети получают характеристики психолога, с которыми идут на ПМПК.
На основании заключения комиссии МСЭ заполняет ИПР, в котором указывает, возможно ли обучение ребенка; если да, то в каких условиях – в обычной или специализированной школе, определяет формат: посещение уроков с другими детьми, индивидуальная, дистанционная форма. При рекомендованных дистанционных занятиях ребенок-инвалид имеет право на бесплатное техническое обеспечение процесса обучения. Например, он может получить компьютер, доступ в интернет.
Для овладения начальными профессиональными навыками ребенок получает информацию о различных специальностях на уроках. Преодоление сложностей в общении со сверстниками, педагогами, предотвращение опасных тенденций в поведении возможно благодаря работе с психологами в школах. Эту информацию также отражают в ИПР при окончании отчетного периода.
Профессиональная реабилитация
- профессиональная ориентация (в службы занятости);
- получение рекомендаций по условиям, организационным моментам обучения;
- помощь при трудоустройстве, в том числе на специально созданные места;
- рекомендации по трудоустройству;
- описание условий труда.
Получение грамотных назначений в этой области наиболее важно для подростков, молодых людей, инвалидов третьей группы. Именно для этих категорий граждан обучение новым профессиям будет наиболее ресурсным. МСЭ заполняет перечень специальностей, указывает условия обучения, контролирует исполнение рекомендаций. В реабилитационной карте подробно описывают требования к рабочему месту (например, высоту стола, наличие специального оборудования, ширину проходов), продолжительность смены.
Социальная реабилитация
Для обучения навыкам самообслуживания, проведения досуга, коррекции поведения и психологических проблем людям с ограниченными возможностями организуют комплексную социальную реабилитацию. В этом разделе ИПР МСЭ указывает нуждаемость инвалида в проведении следующих реабилитационных и абилитационных мероприятий:
- социально-бытовые;
- социально-психологические;
- социокультурные;
- социально-средовые.
В эту группу также входит реализация права инвалида на и получение полной информации о том, где и в каком объеме ему и его семье может быть оказана помощь
Индивидуальная программа инвалида – документ, разработанный в бюро МСЭ. В нем содержатся основные рекомендации по наименованиям, объему, срокам проведения восстановительных мероприятий.