Синдром выгорания. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников Профессиональное эмоциональное выгорание медицинских работников
В последнее время все чаще в СМИ можно встретить упоминания о синдроме эмоционального выгорания. Это не что иное, как эмоциональное истощение, возникшее в результате продолжительного воздействия на человека профессионального . Синдром регистрируется среди людей коммуникативных профессий: педагогов, социальных работников, психологов, медиков, торговых агентов, менеджеров по работе с клиентами.
Причины
Эмоциональному выгоранию подвержен каждый человек.
На развитие эмоционального перенапряжения влияют как объективные внешние обстоятельства трудовой среды, так и личностные особенности человека.
К факторам, относящимся к личностным особенностям человека, следует отнести:
- Профессиональный опыт;
- Трудоголизм;
- Ориентацию на результат;
- Желание все контролировать;
- Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;
- Особенности характера (тревожность, ригидность, нейротизм, эмоциональная лабильность).
К внешним факторам следует отнести:
- Чрезмерный объем работы;
- Монотонность трудовой деятельности;
- Ответственность за результаты выполненной работы;
- Ненормированный график;
- Межличностные конфликты;
- Отсутствие должного морального и материального вознаграждения за выполнение работы;
- Необходимость работы с тяжелым контингентом клиентов (пациентов, учеников);
- Эмоциональная вовлеченность в проблемы клиентов (пациентов, учеников);
- Неудовлетворительное положение в коллективе и обществе;
- Отсутствие времени на отдых;
- Высокая конкуренция;
- Постоянная критика и т.д.
Стресс, в том числе и профессиональный, развивается в три стадии:
Симптомы
В структуре СЭВ выделяют три фундаментальных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение выражается чувством усталости, опустошения. Эмоции становятся блеклыми, человек ощущает, что не способен ощущать ту гамму чувств, что раньше. В целом в профессиональной сфере (а затем и в личной) превалируют негативные эмоции: раздражительность, подавленность.
Деперсонализация характеризуется восприятием людей скорее не как личностей, а как объектов, общение с которыми происходит без эмоционального вовлечения. Отношение к клиентам (пациентам, ученикам) становится бездушным, циничным. Контакты становятся формальными и обезличенными.
профессиональных достижений характеризуется тем, что человек начинает сомневаться в своем профессионализме. Достижения и успехи на трудовом поприще кажутся незначимыми, а перспективы в карьере - нереальными. Появляется безразличие к работе.
Синдром эмоционального выгорания неизменно отражается не только на профессионализме человека, но и на психическом и физическом здоровье.
Так, принято выделять несколько групп симптомов, свойственных СЭВ:
- Физические симптомы - усталость, головокружение, потливость, мышечная дрожь, нарушения сна, диспептические расстройства, колебания артериального давления, изменение веса, одышка, метеочувствительность.
- Эмоциональные симптомы - пессимизм, цинизм, чувства беспомощности и безнадежности, тревога, подавленное настроение, раздражительность, чувство одиночества, чувство вины.
- Изменения в интеллектуальной сфере - потеря интереса к получению новой информации, потеря интереса к жизни, отсутствие желания разнообразить свой досуг.
- Поведенческие симптомы - длительная рабочая неделя, усталость при выполнении рабочих обязанностей, необходимость делать частые перерывы в работе, безразличие к еде, пристрастие к алкоголю, никотину, импульсивные поступки.
- Социальные симптомы - отсутствие желания принимать участие в общественной жизни, скудное общение с коллегами и родными, изоляция, ощущение непонимания другими людьми, чувство нехватки моральной поддержки.
Почему же так много внимания уделяют этому синдрому? Все дело в том, что СЭВ влечет за собой серьезные последствия, такие как:
В целом, СЭВ можно воспринимать как своеобразный механизм психологической защиты. Полное или же частичное отключение эмоций в ответ на действие стрессорного фактора позволяет экономно расходовать имеющиеся энергетические ресурсы.
Диагностика
Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используются всевозможные опросники.
Основные методики, применяемые для исследования СЭВ:
- Диагностика эмоционального выгорания Бойко В.В. («Диагностика уровня эмоционального выгорания»);
- Методика А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания»;
- Методика «Оценка собственного потенциала выгорания»;
- Методика К. Маслач и С.Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)».
Лечение
Универсальной панацеи от синдрома эмоционального выгорания не существует. Но недооценивать проблему не стоит, это может привести к ухудшению здоровья и качества жизни в целом.
Если Вы заметили у себя признаки СЭВ, постарайтесь реализовать следующие рекомендации:
При выраженном синдроме эмоционального выгорания следует обратиться к психотерапевту. Врач может использовать следующие подходы:
- Психотерапию (когнитивно-бихевиоральную, клиент-центрированную, обучение релаксационным методикам, проведение тренингов коммуникативных навыков, повышения эмоционального интеллекта, уверенности в себе);
- Медикаментозную терапию (назначение антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных средств, бета-адреноблокаторов, ноотропов).
Важно предоставить человеку возможность обсудить эмоции после критического события. Это можно осуществить как на индивидуальных встречах с психологом, так и на совместных собраниях с коллегами.
Обсуждения события позволяют человеку выразить свои эмоции, переживания, агрессию. Кроме того, такой подход поможет человеку осознать свои стереотипы действий, увидеть их неэффективность, разработать адекватные способы реагирования на всевозможные стрессовые ситуации, научиться разрешать конфликты и строить продуктивные отношения с коллегами.
ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Синдром эмоционального выгорания медицинских работников»
Выполнила: студентка 4 курса
группы СД-42
Большова А.А.
Научный руководитель:
Володина Г.В.
Егорьевск
2015
Содержание:
Введение……………………………………..…………………………………………………………….................2
Глава I .Психоэмоциональное перенапряжение медицинских работников.
1.1 Определение понятия «синдром эмоционального выгорания»……….…....3
1.2 История развития термина…………………………………………………………..…..........4
1.3 Распространенность синдрома эмоционального выгорания……….……….4-5
1.4 Этиология и признаки синдрома эмоционального выгорания……………..5-9
1.5 Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания…………….....9-12
1.6. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников……12-13
Глава II . Исследовательская работа синдром эмоционального выгорания в отделениях терапевтического профиля.
2.1. Социальный опрос сотрудников……………………………………………………………..14
2.2. Анкетирование медицинских сестер по выявлению возможных
симптомов «симптома эмоционального выгорания»..……………………...14 –17
2.3. Анализ результатов анкетирования……………………………………………….….17-24
Вывод ……………………………………………………………………………………………………….24-26
Список используемой литературы……………………………………………………………..…27
Введение.
В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.
Цель исследования: изучение деятельности медицинских работников с целью выявления синдрома эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме «синдром эмоционального выгорания».
2.Выявить причины возникновения стрессовых ситуаций.
Ролевой фактор . Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор . Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента , с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).
1.5 . Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания .
Выделяют три ключевых признака. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность . Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности , или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности .
Существует двухфакторный подход, согласно которому в синдром эмоционального выгорания входят:
Эмоциональное истощение - "аффективный" фактор (относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение);
Деперсонализация - "установочный" фактор (проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе).
Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burnout" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем ; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
1.6. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников .
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры . Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает синдром эмоционального выгорания :
"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют. Чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
"эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром эмоционального выгорания проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам , усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь, обезличивающее мышление. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.
ГЛАВА II . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТДЕЛЕНИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.
2.1. Социальный опрос сотрудников.
Для решения поставленных целей и задач исследования была разработана специальная анкета, содержание которой основывалось на причинах возникновения синдрома эмоционального выгорания.
12. Как Вы относитесь к коллегам в коллективе?
а) Доброжелательно. В нашем коллективе каждый придет на помощь.
б) Безразлично, так как я привык отвечать только за себя.
в) С коллегами на работе отношения хорошие, а с администрацией часто
вступаю в конфликт.
2.3. Анализ результатов анкетирования.
В результате анализа по возможному возникновению синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер терапевтических отделений были получены следующие результаты.
Следующие данные, полученные на вопрос «Сколько Вам лет?» показали (рис 1), что большинство медицинских сестер находятся в возрастной группе до 35 лет - это (63%) анкетируемых.
Рис.1. Показатели возрастных категорий.
На вопрос « Сколько лет Вы работаете медицинским работником?» были получены следующие результаты (рис.2): более половины респондентов (43%) работают в медицинской сфере в интервале от 10 до 15 лет.
Рис.2. Показатели срока работы медицинской сестрой.
На вопрос « Испытываете ли Вы ежедневные стрессы на работе?» респондентам было предложено четыре варианта ответов, из которых они выбрали только три (рис. 3).
Рис.3. Показатели наличия стресса на рабочем месте.
На вопрос «Какие факторы вызывают стресс?» большинство респондентов ответили, что скандальные родственники пациентов.
Рис.4. Показатели факторов вызывающих стресс.
На вопрос «Испытываете ли Вы удовлетворение от выбранной профессии, если нет, то каковы причины неудовлетворения?» (рис. 5) практически все респонденты ответили единогласно.
Рис. 5. Показатели удовлетворенности профессией.
На шестой вопрос « Как Вы питаетесь на работе?» респондентами было выбрано два варианта ответа из предложенных трех (рис.6). Большинство из них, как стало выявлено после проведенного анкетирования, не уделяют особого внимания своему рациону питания.
Рис.6. Показатели питания медицинских сестер.
На вопрос « Как Вы относитесь к своему здоровью?» мнения так же разделились надвое (рис. 7). Более молодые мед. сестры больше склонялись к ответу №2 « У меня ничего не болит и я не задумываюсь об этом». В свою очередь медицинские сестры имеющие стаж 10 и более лет в своем большинстве склонялись к варианту ответа № 3 «Не уделяю должного внимания, мне некогда болеть, необходимо зарабатывать деньги»
Рис. 7. Показатели отношения к своему здоровью медицинских сестер.
На вопрос «Считаете ли Вы себя конфликтным и часто становитесь агрессивным?» (рис. 8) только двое из всех респондентов ответили «Иногда бываю агрессивным, но пытаюсь решить вопрос миром» остальные же ответили, что не считают себя агрессивными и не вступают в споры.
Рис. 8. Показатели наличия конфликтных мед. работников.
На вопрос « Как Вы отдыхаете внерабочее время?» (рис.9) 100% респондентов выбрало вариант ответа №2, то есть все склонились к тому, что отдыхать они предпочитают перед телевизором лежа на диване или сидя за компьютером.
Рис.9. Показатель предпочитаемого времяпрепровождения вне работы.
На вопрос «Считаете ли Вы себя здоровым человеком, если нет, то опишите свои симптомы?» были получены следующие результаты (рис. 10): таким образом большинство медицинских сестер (76%) ответили, что не имеют проблем со здоровьем и считают себя здоровыми и (24%)- имеют проблемы со своим здоровьем. У двух медицинских сестер отмечаются головные боли, у одной боли в мышцах, у другой периодические боли в суставах.
Рис. 10. Показатели здоровья медицинских сестер.
На вопрос «Как Вы корректируете эмоционально напряжение?» . Медицинским сестрам было предложено четыре варианта ответов, из которых они выбрали только три (рис. 11).
Рис.11. Показатели коррекции эмоционального напряжения.
Ответы на следующий вопрос анкеты «Как Вы относитесь к коллегам в коллективе?» отражены на (рис. 12): абсолютно все (100%) опрошенных ответили, что относятся к своим коллегам доброжелательно и каждый при необходимости придет на помощь друг другу.
Рис.12. Показатель отношений в рабочем коллективе.
На основе полученных данных мы видим, что абсолютное большинство медицинских сестер в настоящее время:
Испытывают недостаток в заработной плате .
Подвергаются частым психоэмоциональным перенапряжениям при общении со скандальными родственниками пациентов.
Не уделяют должного внимания своему рациону питания и отдыху, что в бедующем может привести к развитию заболевание ЖКТ и развитию синдрома эмоционального выгорания и безразличия к собственной профессии.
Выводы.
Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже резвившегося. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора - снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в работе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться всегда и во всем быть лучшими.
Список используемой литературы .
1. Большая медицинская энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2005.
2. Настольная медицинская энциклопедия. М.: Сова, 2004.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. Академический проект, 2009. - 336 с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
5. Космолинский Ф.Д. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 2007г. - 123с
6. Новак Л.И., Сибурина Т.А. Социологическое исследование образа жизни медицинских работников. / В сб.: Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. - М.: Тбилисский гос. Мед. Институт, вып. III,2010. - с.23 – 30
7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. - СПб.: Питер, 2009 - 224 с.
8. Решетова Т.В. Факторы риска для здоровья. 8-е Межд. науч. чтения МАНЭБ «Белые ночи» / Сб. тез. докл.-СПб, 2008. С. 334–336.
9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический жур- нал.-2010.-Т. 22.-№ 1.-С. 90–101.
10. Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. Психологическая адаптация к стрессогенным условиям профессиональной деятельности. //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.-2012.-№ 2.-URL: http:// medpsy.ru
Каталог:
konferenciya
konferenciya -> Исследовательская работа роль медицинской сестры в выявлении факторов риска и профилактике заболеваний органов дыхания
konferenciya -> 1. 1 Понятие о сахарном диабете
konferenciya -> Зависимые ориентации современной молодежи
konferenciya -> Здоровье беременной женщины
konferenciya -> Изучение интродуцированных плодово-ягодных и декоративных культур в засушливых условиях астраханской области
konferenciya -> Исследовательская работа
Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия и последующей дегуманизации.
История термина
В медицину термин «синдром профессионального выгорания» (равнозначный термин — синдром эмоционального выгорания), вошел в 1974 году благодаря исследованию американского психиатра Фрейденберга. Его понятие «burnout» переводят как «эмоциональное сгорание», и оно непосредственно связано с профессиональной обстановкой.
Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования.
Поэтому круг профессий, подверженных развитию эмоционального выгорания, установлен довольно четко:
- медработники,
- врачи,
- педагоги,
- психологи и психотерапевты,
- социальные работники,
- работники сферы услуг,
- сотрудники правоохранительных органов.
Вывод прост: чем больше человек вынужден общаться, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональное настроение своих собеседников. Такой отклик, будучи регулярным событием, может нанести психологическую травму. Естественной защитой от постоянных травмирующих событий становится притупление и блокировка эмоций. Последствия проявляются в общем состоянии бессилия, равнодушия к окружающим, осознанием своей профессиональной несостоятельности и личностной бесполезности. Конечная стадия – ощущение бесцельности своего существования.
Изучением синдрома эмоционального выгорания после Фрейденберга занимались американские психологи Кристина Маслак и Сьюзан Джексон. На территории бывшего Советского Союза теорией и разработкой практических методик выявления, лечения и профилактики синдрома в разное время занимались В.В. Бойко и Е.П. Ильин.
Факторы, влияющие на формирование синдрома
Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии, просто среди них процент носителей синдрома намного более высок. На эмоциональную деформацию влияет еще некоторый круг факторов. Обычно их делят на три группы:
- личностный фактор;
- ролевой фактор;
- организационный фактор.
Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Исследователи отмечают, что портрет такой личности составляют следующие характеристики:
- Эмоциональная открытость, мягкость, вместе с тем – уязвимость.
- Способность к острому сопереживанию.
- Легкая возбудимость, то есть склонность бурно реагировать на чужие идеи, увлекаться ими до фанатизма. Недостаточная самодостаточность и самостоятельность личности.
- Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.
Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности.
- Ученые установили, что эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут непосредственную ответственность за свои действия и поступки. Эта ответственность тяготеет над личностью и не дает душевного спокойствия.
- В ролевой фактор также входит недостаточная слаженность служебных обязанностей и функций. Система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности.
Организационный фактор – относится к системе организации труда в коллективе.
- Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не только не регулирует взаимоотношения между коллегами, но и навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
- Сюда также можно отнести большую занятость, которая несоизмерима с размером оплаты. У сотрудника теряется мотивация в целесообразности своего труда.
- Профессиональному выгоранию способствует регулярная работа с «трудным» населением: скандальными родителями, неуправляемыми детьми, тяжелобольными пациентами, уголовными элементами и т.д.
СЭВ в среде медработников
Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Формирование синдрома в этой профессиональной среде – только дело времени. Почему? Работа в медицине предусматривает плотное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, носителей СПИД, инвалидов, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок:
- медицинские сестры;
- врачи;
- психиатры и психотерапевты;
- сотрудники «тяжелых» отделений.
Необходимость вникать в положение каждого больного приводит к тому, что уже через полтора года стажа работы, медицинская сестра или начинающий врач чувствуют первые симптомы выгорания. После 3 лет признаки выгорания оказываются налицо. Среди них наиболее часто встречаются следующие проявления синдрома:
- Переутомление вследствие ненормированного рабочего дня и стрессовой обстановки.
- Появление сопутствующих заболеваний: головных болей, психозов, расстройства сна, разлады в работе сердца и пищеварительного тракта.
- Равнодушное отношение к пациентам, которое постепенно перерастает в откровенно негативное и циничное.
- Разочарование в своей профессии и недовольство собственными профессиональными достижениями. Чувство бессмысленности деятельности.
- Агрессивность, гневливость, раздраженность к себе и окружающим.
Ученые выяснили, что выгоранию среди медработников более всего подвержены женщины. Их эмоциональная открытость становится их уязвимым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их работы и профессиональной занятости, и с личностными качествами. Установлено, что в категорию риска попадают медицинские сестры трех личностных типов:
- Педанты. Для них характерна исключительная аккуратность, добросовестность, стремление к абсолютному порядку.
- Демонстраторы. Медицинские сестры с установкой на постоянное пребывание в центре событий, впереди всех, чтобы постоянно быть на виду.
- Чувствительные. Женщины с открытыми эмоциями, сопереживающие, принимающие все происходящее близко к сердцу. Такая чувствительность скоро приводит к саморазрушению.
Для носителей синдрома характерно перенесение всех отрицательных моментов своей профессиональной деятельности на личную жизнь. Статистика показывает, что эта тенденция приводит либо к одиночеству, либо разводам. Особо же страдают семьи, где и муж и жена работают в медицине.
Педагогическая деятельность и эмоциональное выгорание
Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного напряжения в профессиональной деятельности.
Педагог, опять же – в силу своей профессии, — должен ставить перед собой определенные задачи и цели:
- он — образец, достойный подражания;
- воспитатель, учитель должен растить умственно и нравственно здоровое поколение;
- поддерживать свой «идеальный образ» среди учеников и коллег.
Завышенные изначально требования, высокая степень ответственности на работе и расхождение ожидаемого и действительности зачастую приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Этому явно способствуют не соответствующий нагрузке уровень материального вознаграждения, не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от дружеских отношения между коллегами и администрацией.
При исследованиях уровня подверженности синдрому среди педагогических работников установлено, что отсутствие эмоционального выгорания характерно только для молодых педагогов с небольшим стажем работы. Дальнейшая работа в этой профессии практически всегда связана с формированием синдрома. Проявляется он в разных стадиях, что зачастую связано и с личностными характеристиками человека, и с неблагополучием в частной жизни, и с возрастом.
1 стадия. Напряжение психологических защит личности. Выражается в легком разочаровании работой, отсутствии остроты переживаний, притуплении эмоциональной реакции.
2 стадия. Резистенция, сопротивление психологических защит. Ученики и окружающая среда начинают откровенно раздражать, появляется утомляемость от постоянно повторяющихся, рутинных событий. Формируется желание эмоционально отстраниться от происходящего, доходящее до настойчивой потребности в тишине и одиночестве. Рабочий стресс педагог нередко продолжает переживать дома: ему хочется, чтобы его никто не трогал, оставил в покое.
3 стадия. Истощение. Сил и психологических ресурсов на сочувствие и сопереживание уже нет. Окружение никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывает. Все это сопровождается целым шлейфом заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.
Эмоциональное выгорание педагогов становится настоящей угрозой для всей системы образования. Естественно, что со временем была разработана система выявления, профилактики и тренингов для борьбы с синдромом.
Методика борьбы с синдромом эмоционального выгорания
Изучение синдрома профессионального выгорания преследует цели не только выявления определенного рода неполадок в эмоциональной системе человека, но и поиски разрешения такой проблемы. На первом этапе – тестирование, которое покажет вам, страдаете вы синдромом, или нет. Если ответ положительный, тестирование выявит, на какой стадии эмоционального выгорания человек находится. Первый шаг на пути преодоления синдрома – его признание.
Далее, вы можете попытаться заняться самостоятельным от него избавлением, или обратиться к психологу, который вам поможет. Если выбран первый вариант, и с синдромом решено бороться самостоятельно, то главное, что следует принять во внимание – это мера во всем.
- Соблюдение баланса между своим «я» и чужими переживаниями. Не отказываться от сочувствия, но всегда осознавать, что это – вне вашего внутреннего пространства. Соблюдение дистанции – залог вашего психологического здоровья.
- Не забывайте и о физическом здоровье. Занятие спортом или утренней зарядкой не только позволит сохранить физическую форму, но и отвлечет от «самокопания». Хорошее настроение в результате окажет очень полезную услугу по преодолению своих проблем.
- Нацеленность на лучшее, оптимизм, уверенность в себе и своих возможностях тоже следует взращивать путем тренингов и занятий спортом.
- Рационализм. Действуйте, руководствуясь в своих поступках не эмоциями, а логикой. Пытайтесь анализировать последствия своих действий и корректируйте их таким образом.
Эмоциональное выгорание – это не выгорание умственных способностей. Человек – не только эмоции и чувства, это мощный разум. Не забывая, и даже напоминая себе об этом, вы сможете прийти в равновесие с самим собой, сберечь здоровье и способность радоваться жизни.
Хорошая профилактика эмоционального выгорания – это отпуск, возможность отдохнуть и выделить время для занятий, которые вам нравятся: прогулкам, чтению, музыке. Регулирование личного времени и пространства – важный шаг на пути к эмоциональному здоровью.
Синдром эмоционального выгорания - это сложный комплекс, который многие из нас хоть раз, но испытывали на себе. Он выглядит как полное физическое, психоэмоциональное и умственное истощение. Выходные и отгулы не дают видимого улучшения, к концу отпуска человек чувствует себя лучше, но после возвращения к трудовым будням ситуация вновь ухудшается. Именно потому, что эта проблема очень масштабная и значимая, ею сегодня всерьез занимаются психологи и врачи.
Ведь потеря хорошего кадра может много значить не только для отдельной компании, но и для общества в целом. Здесь надо отдельно сказать, что синдром эмоционального выгорания - это не болезнь, а тревожный симптом. Если долго не обращать на него внимания и не искать профессиональной помощи, то он вполне может перейти в хроническую фазу. Именно тогда бурным цветом расцветает психосоматика, организм начинает выдвигать последние доводы, чтобы человек перестал посещать работу, которая его убивает. Это гипертония, астма, гастрит и язва, ожирение и диабет.
На что должен обратить внимание работодатель
Новичок приходит на занимаемую должность. Он горит рвением, готов задерживаться вечером допоздна, жадно ловит советы более опытных коллег. Он имеет все предпосылки стать лучшим сотрудником и вырасти по карьерной лестнице. Но, происходит так не всегда. Не заметили его выдающихся вкладов в дело компании (новичок должен работать больше других за минимальную плату), загрузили рутинной работой (он ведь не отказывается, когда маститые сотрудники просят доделать что-то за них), а еще и человек попался мнительный, тяжело переживающий все внутри, но не подающий вида. Добавьте эмоциональную нагрузку от самой деятельности, которую выполняет человек. Без нужной адаптации он будет, словно губка, впитывать в себя все беды мира (особенно это касается «помогающих» профессий).
И вот, словно по волшебству, сотрудник меняется. C утра он встает разбитый, без всякого желания идти на работу. Работоспособность снижена, страдает производительность. Если трудовой день загружен до предела, то появляется ощущение бега в колесе, ловушки, из которой нет выхода. Человек чувствует безнадежность, обиду, теряет интерес к происходящему вокруг. Все это многообразие и называют термином «синдром эмоционального выгорания».
Как формируется выгорание
Этот процесс длится не один день. В зависимости от личностных особенностей человека сроки могут сильно отличаться: кому-то будет достаточно нескольких месяцев, а другим - десяток лет. На интенсивность процесса выгорания будет влиять степень эмоциональной насыщенности работы, уровень стрессов, адекватность «отдачи». По теории Гринберга, существует пять стадий, которые проходит работник до полного выгорания.
- Удовлетворенность человека своей деятельностью, понимание, что он выполняет важную работу. Но при этом повторяющиеся стрессы уменьшают физическую энергию.
- Накапливается усталость, нарушается режим сна, снижается интерес к выполняемой работе.
- Если работа идет в ритме без отпусков с одним выходным или вовсе без них, то повышаются переживание и растет риск заболеваний.
- Усиливается неудовлетворенность собой, выполняемой деятельностью, компанией. Развиваются хронические заболевания.
- Состояние здоровья критически ухудшается.
Общие признаки СЭВ
Чтобы вовремя замечать выгорание и не допускать личностной деформации сотрудников, в каждой компании, деятельность которой лежит в сфере «человек-человек», должна быть налажена эффективная психологическая служба. В первую очередь это касается медицинских и образовательных учреждений, правоохранительных органов. Синдром эмоционального выгорания имеет несколько ярких признаков, которые профессионал легко заметит. Это истощение, личная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности.
Синдром эмоционального выгорания, симптомы
В первую очередь это должны знать мы сами, чтобы вовремя отслеживать сигналы и принимать меры, не доводя до нервного срыва. Особенно часто встречается синдром эмоционального выгорания у педагогов. В первую очередь должны насторожить частая головная боль, общая усталость, желание уединиться, посидеть с закрытыми глазами в тишине, физическое истощение, но при этом ночная бессонница.
С каждым днем нехватка ночного отдыха усиливает напряжение, а стрессы, испытываемые днем, не позволяют крепко заснуть следующей ночью. Как следствие - нарушаются процессы памяти и внимания. Возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой. И последнее, на что уже невозможно не обратить внимания, - это неуверенность в себе, неудовлетворенность окружающими (коллегами, работодателем, пациентами), истерики и периоды депрессии, безразличие к родным и ощущение, что жизнь - это только негатив.
Эмоциональные симптомы - это одна из главных составляющих синдрома. Они могут быть направленны внутрь себя, и тогда мы наблюдаем чрезмерное сдерживание эмоций, уход в себя, пессимизм, чувство одиночества. Другая крайность - это раздражительность и агрессивность, истерики. Но общим для обоих случаев является ощущение, что работа невыполнима и бесполезна.
Таким образом, мы видим изменения в чувствах. Утрата чувства юмора, ощущение неудачи или вины, бессилия, раздражительность по пустякам. И первое, что стремится сделать человек, - это принять кофе, алкоголь, выкурить больше сигарет, но не обратится к специалисту или попробовать себя в творчестве. Изменения происходят и в мышлении. Не оставляют мысли о том, чтобы бросить работу. В результате этого самостоятельного прессинга человек чувствует себя, как выжатый лимон. Внимание не концентрируется, память ухудшается, повышается подозрительность и циничное отношение к окружающим. Наконец, меняется поведение. Человек очень старается прийти на работу вовремя, но раз за разом опаздывает. Так проявляется внутреннее сопротивление. Надо помнить, что синдром эмоционального выгорания у педагогов протекает с необратимыми изменениями личности, поэтому важно проводить профилактику.
Каковы причины, почему развивается СЭВ
Таких причин может быть несколько. Больше всего зависит от самой трудовой деятельности. Если человек перегружен физически и эмоционально, но при этом не чувствует достаточной оценки своего труда, он просто «сгорает» на своем рабочем месте, забывая про личную жизнь и нужды. Даже после работы он не чувствует сил и желания заняться любимым делом. То есть становится неким «зомби», который механически выполняет работу, но не успевает снять эту защитную скорлупу и после работы.
Особенно тяжело протекает синдром эмоционального выгорания у медработников, психологов. Постоянно общаясь с пациентами, они перенимают на себя все жалобы, горести, агрессию и раздражение. Невысокий уровень оплаты, зачастую отсутствие благодарности от клиентов, взятие на себя ответственности за судьбы людей и чувство вины перед теми, кому помочь не удалось - все это дает благодатную почву для выгорания. Конечно, здесь играет роль характер человека, уровень подготовки, умение абстрагироваться, выстроить психологическую «стенку», оберегающую внутренний мир от чужих проблем. Важна и требовательность к себе, а также личная обязательность. Если эти показатели высоки, работник склонен набирать непомерный круг обязанностей, желая все держать под контролем. Если при этом график подразумевает отсутствие отпуска, а дома ждут скандалы из-за постоянного нахождения на работе, то ухудшение состояния неизбежно.
Медработники на страже чужого здоровья
Но при этом часто забывают о себе. Действительно, синдром эмоционального выгорания у медработников - это серьезная проблема. Чтобы выучить хорошего врача, требуется около 9 лет, плюс специализация. А молодому специалисту еще предстоит пройти практику и стать настоящим специалистом, потерю которого восполнить достаточно сложно. Как правило, наиболее подвержены выгоранию молодые врачи. У них отсутствуют практический и жизненный опыт, это может спровоцировать врачебную ошибку, которая, в свою очередь, приведет к саморазрушению личности. И в большей степени - это врачи с большой буквы, которые крайне ответственно относятся к своей работе, имеют непомерные требования к себе. У них стерта грань между работой и личной жизнью.
Чаще всего в группе риска мужчины. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников ассоциируется с женщинами. Но именно их природная эмоциональность дает возможность разрядиться и сохранить целостность своей личности. А бесстрастные и невозмутимые мужчины тихо уходят в алкоголизм, депрессию, психосоматические заболевания и безумие.
Факторы синдрома эмоционального выгорания
Мы уже упоминали о них, сейчас только обобщим, чтобы было проще воспринимать. Итак, первый - это личностный фактор, то есть от наших индивидуальных особенностей будет зависеть склонность к выгоранию. При этом ни возраст, ни семейное положение, ни даже стаж никак (согласно исследованиям) не влияют на эти процессы. Чем более человек гуманен, склонен к сочувствию, мягок и склонен к идеализированию (себя, рабочего процесса, общества), тем более он подвержен выгоранию.
Синдром профессионального эмоционального выгорания зависит еще от одного фактора - ролевого. То есть, чем лучше расписаны роли каждого сотрудника, его личное поле деятельности и границы ответственности, тем меньше наблюдаются процессы выгорания. И наоборот, если совместные действия не согласованы, есть конкуренция там, где результат зависит от слаженных действий, выгорание будет очень высоким, даже при незначительной рабочей нагрузке.
Наконец, третий фактор - организационный. Это планирование труда и распорядка дня, бюрократические вопросы, содержание работы, наличие и отсутствие конфликтов в самой системе. Можно добавить к этим трем еще один фактор - наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу.
Диагностика синдрома выгорания
Для того чтобы можно было вовремя отследить развитие данной проблемы, существуют специальные методики. Синдрома эмоционального выгорания можно избежать, если на ранних стадиях обратить внимание на личностные изменения и обратиться за помощью. Другое дело, что у нас обычно это происходит только тогда, когда работник перестаёт выходить на работу или уходит в запой. В арсенале у психологов есть личностный опросник, позволяющий эффективно диагностировать синдром эмоционального выгорания. Бойко В. В. предложил исследовать его как механизм психологической защиты, то есть это крайняя мера психики, которая призвана защитить саму себя от травмирующей действительности и позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы. Состоит методика из 84 утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». В результате можно выделить 3 стадии развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Профилактика и лечение
Если вы столкнулись с такой проблемой, как синдром профессионального эмоционального выгорания, то нужно срочно принимать меры. В первую очередь необходимо постараться устранить причину. Пересмотрите свою рабочую инструкцию. Много ли лишнего вы выполняете? Если да, смело отказывайтесь. Не нужно идти на поводу у коллег, научитесь говорить «нет» и защищать свои права. Ничто так не успокаивает, как четко обозначенный круг задач. «Я делаю это, а потом иду домой». Если причины - глубоко в структуре личности: гиперответственность, мнительность, чувство вины перед всем миром - то нужно собираться на психотерапию. Это позволит скинуть много лишнего груза. Особенно это важно для врачей и педагогов. Помните, что вы не ответственны за судьбы людей, а лишь выполняете свою работу.
И наконец, режим сна и отдыха. Заканчивайте работу согласно рабочему расписанию. Если задач столько, что вы физически не укладываетесь - ставьте вопрос о необходимости дополнительной единицы. Обязательно прогуляйтесь по набережной или сходите в спортзал, а также вовремя ложитесь спать. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов включает те же пункты. Здоровый образ жизни, чередование работы и отдыха, хороший сон, дружеские отношения с коллегами и четкое знание своих функциональных задач, а также соблюдение рабочего графика - вот залог долгой и счастливой работы.
Подведем итоги
Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на вас каждый день, овладейте любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, посмотрите, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок - вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.
Работа допущена к защите на ГЭК
зам. директора по учебной работе ДБМК
Е.Н. Тарасенко
Приказ №___ «__» _____________ 20_ г.
Донецк 20___
Введение (с 3-4)
Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания (с.5-12)
1.1 Понятие профессионального выгорания (с.5-7)
1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания (с.7-11)
Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников (с.12-17)
2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания (с.12-17)
Глава 3. Организация мероприятий по профилактике синдрома
профессионального выгорания медицинского работника (с.18-24)
3.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания (с.18-21)
3.2 Методы саморегуляции (с.21-24)
Заключение (с.25-26)
Литература (с.27-28)
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования :
На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «профессиональное выгорание» среди специалистов различных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, впервые сформулированной в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, профессиональное выгорание - это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Врачи и средний медицинский персонал - люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.
Однако самоотверженность медиков, их самоотдача, «сгорание» вовсе не означает полного опустошения, бессилия, забвения себя, эмоциональной усталости, приводящих к профессиональному выгоранию. У медицинских работников, попавших под действие синдрома профессионального выгорания, ярко выражаются его симптомы. Они теряют психическую энергию, быстро утомляются. Проявляются психосоматические проблемы, такие как колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной системы, бессонница, раздражительность и т. д. В результате появляется негативное отношение к пациентам, снижение мотивации к работе, агрессивность и повышенная конфликтность при общении с коллегами.
Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности медиков, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.
Цель дипломной работы :
Исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.
Задачи работы :
Дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;
Исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;
Изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;
Проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;
Охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.
Объектом исследования является :
Синдром профессионального выгорания как особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов. Предметом исследования - профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.
Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания
1.1 Понятие профессионального выгорания
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.
Со времени появления понятия выгорания исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.
На проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями. Обязанность работников этих служб - оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Однако, несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который и получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений. Тем самым, из «платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.
Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом . Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после многочисленных публикаций К. Маслач (Маслах) . В 1982 г. вышла ее книга «Выгорание - плата за сочувствие», в которой она представила результаты своих обширных исследований этого печального явления. Ее новый взгляд на проблемы стресса сразу был принят множеством ученых и психологов-практиков во всех странах.
Позднее К. Кондо [С. Condo, 1991] определяет burnout как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Т. В. Форманюк (1994) считает синдром эмоционального выгорания «специфическим видом профессионального заболевания лиц, работающих с людьми».Р. Кочюнас (1999) дает определение синдрому сгорания как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». По В. В. Бойко (1999), эмоциональное выгорание - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Л.А. Китаев-Смык (2007) указывает, что «выгорание эмоций лишь один компонент синдрома выгорания, главным результатом которого является не ухудшение работоспособности, а деформация личности профессионала» и дополняет терминологию выражениями: «выгорание личности», «выгорание души».
Что же такое «выгорание» души? К ответу на этот вопрос приближает суждение выдающегося мыслителя второй половины XX в.В. И. Володковича: «Человек живет в мире иллюзий и не может без них. Они в основе веры, надежды, любви. Выгорая душой, человек лишается иллюзий наличия веры, надежды, любви. Сначала тает вера, и человек наполняется чувством своей безотчетной несчастности. Потом улетает надежда. У человека возникает наплевательское отношение ко всему. Последней покидает человека любовь, а вместе с нею он теряет смысл жизни. Только перебравшись в новый жизненный ареал, кардинально отличающийся от прежнего, выгоревший человек может быть спасен новыми иллюзиями»
1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания
В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Как пишет К. Маслач: «Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время».
Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).
Т.И. Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания - может быть положена метафора: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся :
Эмоционально-насыщенное деловое общение;
Высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;
Высокая ответственность за дело и за других людей;
Необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
Высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.
Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы :
Нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;
Неудовлетворенность самоактуализацией;
Неудовлетворенность достигнутыми результатами;
Разочарование в других людях или в избранном деле;
Обесценивание или потеря смысла своих усилий;
Переживание одиночества;
Ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни.
Что касается взаимоотношений между полом и выгоранием, то здесь существуют противоположные точки зрения на то, кто более подвержен процессу выгорания - мужчины или женщины. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.
Схема 1. Выраженность синдрома выгорания у обследованных врачей в зависимости от пола
Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.
Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.
С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость - качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Психологи различают 3 стадии синдрома выгорания .
Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.
Схема 2. Распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания»
Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников
2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания
Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.
Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.
Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.
В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.
Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.
Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.
Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:
1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);
2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);
3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).
В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.
К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся :
Большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;
· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;
· ответственность за жизнь и здоровье других людей;
· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.
В результате налюдений конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные .
К общим причинам относятся :
· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.
К специфичным причинам можно отнести :
· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);
· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.
Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.
Схема 3. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания
Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.
«Выгоревшие» работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают «на износ» - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе «руководитель-подчиненный», чаще в системе «коллега-коллега», когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.
Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром «эмоционального выгорания».
К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.
Около 20% молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5−7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.
К основным симптомам «эмоционального выгорания» медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам) :
· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
· бессонницу;
· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);
· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,
· ригидность мыслительных операций;
· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
· функциональное, негативное отношение к себе;
· тревожные состояния;
· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.
Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.
По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т. д.
Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями.
Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.