Индивидуальная программа реабилитации, карта ипр. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) Образец заполнения ипр инвалида
Для получения ИПР проходить переосвидетельствование повторно НЕ НУЖНО. Встречаются случаи, когда при обращении инвалида в бюро МСЭ для разработки ИПР его просят пройти переосвидетельстование, в связи с тем, «что справка об инвалидности старой формы». Такие требования неправомерны, прежние справки об инвалидности, выданные органами ВТЭК, действительны. Будьте внимательны, надо подписывать заявление с просьбой именно о разработке ИПР, а не о проведении переосвидетельствования.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» бесплатно инвалидам предоставляются технические средства реабилитации и услуг в соответствии с Федеральным перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Можно ли устроиться на работу, имея 2 группу инвалидности
Поскольку работодатели неохотно заключают трудовые договора с лицами, имеющими инвалидность, а также в связи с довольно ограниченным перечнем видов работ, к которым допускаются инвалиды, очень часто человек, не предоставляет потенциальному работодателю информацию о наличии инвалидности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).
С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:
Гуманность общества по отношению к инвалидам привела к негуманности государства к их потенциальным работодателям. Судите сами: юридические и физические лица с численностью наемных работников 8 и более человек обязаны выполнять норматив создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За отказ – весьма внушительные штрафы. Единственный способ их избежать – трудоустроить инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение по сравнению с другими работниками.
Реабилитационная карта инвалида 3 группы
2. освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью (только для инвалидов третьей группы с детства); Льготы субъекта 4. освобождение от уплаты налога в отношении легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также в отношении легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, полученных через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; Действует
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)
На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).
Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Работник-инвалид хочет отказаться от реабилитационных мероприятий, прописанных в его индивидуальной программе реабилитации, и предоставить работодателю лишь справку об инвалидности
Если на основе ИПР работник может с учетом состояния здоровья продолжать работу, работодатель обязан обеспечить ему необходимые условия труда*(1) (часть вторая ст. 11, часть первая ст. 23 Закона N 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ). Отметим, что даже при наличии заявления об отказе от ИПР работодатель, в соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ, обязан соблюдать требования трудового законодательства о запрете поручения сотруднику работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР) имеет для инвалида рекомендательный характер; он вправе отказаться как от отдельных реабилитационных мероприятий, так и от реализации ИПР в целом. Этот отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации от ответственности за исполнение ИПР (смотрите также кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2012 N 33-4106/2012, решение Московского районного суда г. Твери от 09.08.2006 N 2-1182/06).
Инвалид 2 группы 3 степени
Согласно ТК РФ справка об инвалидности не входит в перечень обязательных предоставляемых при приеме на работу. Следовательно, если работник внешне не имеет признаков того, что тон инвалид, он с успехом может скрыть эту информацию от работодателя, но вместе с этим он соответственно лишается всех льгот.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что наличие второй группы инвалидности не является противопоказанием к трудовой деятельности с небольшими ограничениями. Работник с инвалидностью может быть принят только на должность, работа по которой не противоречит показаниям в индивидуальной реабилитационной карте.
ИПР инвалида (индивидуальная программа реабилитации)
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2019 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
Можно ли работать инвалиду 2 группы без реабилитационной карты
Выплата инвалидам ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 года № 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».
И снова встает вопрос о том, как взять кредит инвалиду в таких условиях? Конечно, банки не говорят о том, что же послужило отказом в ссуде, но есть несколько главных причин, очень распространенных, которые связанны и с этой категорией людей: недееспособность потенциального клиента или ограниченная дееспособность; полная нетрудоспособность заемщика, когда он имеет только один источник дохода от государства – это соцвыплаты или пенсия; небольшой доход или же его нестабильность; постоянный и высокий риск того, что клиент в любой момент заболеет или ухудшится его здоровье. Для банков пенсия, которая выплачивается инвалидам, не является надежным источником.
24 Июл 2018 1852Индивидуальная программа реабилитации инвалида (сокращенно — ИПР) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью (в том числе ребенка-инвалида). Разработкой занимаются специалисты во время медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья, а также ряда других факторов (психологических, профессионально-трудовых, социально-бытовых и прочих). Результаты ИПР утверждаются руководителем МСЭ.
Для чего нужна такая программа? Как ее получить? Что учесть при оформлении? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.
Назначение
В состав ИПР входит полный комплекс мероприятий, а также технических средств, используемых человеком для дальнейшей реабилитации. В программе указываются формы и виды процедур, требования к их выполнению и сроки.
В ИПР также включается направление на лечение, адаптацию в социальном обществе, профессиональное обучение и иные мероприятия. В комплексе такая методика обеспечивает прогресс реабилитационных процедур и повышает качество жизни пациента.
Цель оформления ИПР — помочь инвалиду восстановить здоровье при условии четкого следования программе. Она имеет рекомендательную форму, поэтому человек может отказаться от тех или иных мероприятий или вообще игнорировать установленные рекомендации.
Отказ инвалида или представителя ребенка-инвалида от ИПР (частично или полностью) освобождает составителей от ответственности за невыполнение рекомендаций. При этом человек теряет право на компенсацию расходов за самостоятельно купленные технические средства.
Вопрос финансирования
Проблема финансирования программ ИПР лежит на государственном или региональном бюджетах РФ. В первом случае деньги выделяются для покупки технических устройств и оплаты услуг, включенных в специальный государственный перечень. Остальные средства, не входящие в федеральный список и необходимые для проведения восстановительных мероприятий, финансируются из регионального бюджета.
При покупке технического или иного оборудования, предусмотренного программой ИПР за собственные деньги, инвалид вправе рассчитывать на компенсацию. Ее размер определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ.
Правила получения — инструкция
Для получения индивидуальной программы реабилитации выполняются следующие шаги:
- Посещение местной поликлиники и обращение к профильному доктору (в зависимости от проблемы).
- Получение справки (форма №088/у-06). Суть документа заключается в направлении инвалида на прохождение МСЭ (медико-социальной экспертизы уполномоченной организацией). На этом этапе важно контролировать состав реабилитационных мер (оговаривается в упомянутой выше справке).
- Посещение филиала Главного бюро МСЭ по адресу проживания.
В процессе составления программы важно быть внимательным и обратить внимание на записи в ИПР. Важно, чтобы в нем были указаны следующие элементы — протез или отрез, купальный протез, костыли, трость, ортопедическая обувь, а также чехлы (на культю из х/б или полимерного материала). Перечень необходимых изделий зависит от проблемы. Главное, чтобы перечисленных средств было достаточно для прохождения восстановительных процедур.
Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.
Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.
Вопросы и ответы
При оформлении индивидуальной программы реабилитации у инвалидов (детей или взрослых), а также их представителей часто возникают вопросы по оформлению услуги. Рассмотрим их подробнее:
- Что делать в случае несогласия с рекомендациями ИПР? Человек вправе отказаться полностью или частично от указанных в программе мероприятий. Такой шаг влечет за собой ряд последствий — невозможность получения компенсации за технические средства и процедуры, предоставляемые бесплатно, а также отказ уполномоченных органов от ответственности.
При нежелании подписывать ИПР инвалид (его представитель) не получают карту (она подкрепляется к акту освидетельствования). В случае претензий к содержанию программы заинтересованное лицо вправе обратиться в ГБ МСЭ. Главное бюро обязано в срок до 30 дней с момента обращения вынести решение по сделанным замечаниям.
- Бывают ли ситуации, когда человек имеет инвалидность, но никогда не получал ИПР? По законодательству инвалид (совершеннолетний или ребенок) получает справку. В документе подтверждается факт наличия инвалидности, указывается группа и индивидуальная реабилитационная программа. ИПР может отсутствовать в случае, если человек от нее отказался или не нуждался в прохождении процедур. В такой ситуации процесс создания ИПР производится с учетом действующего порядка. Это значит, что для получения программы обязательно направление на МСЭ, выданной органом соцзащиты или ЛПУ.
- Как поступить в случае утери ИПР? Бывают ситуации, когда человек не может найти программу, необходимую для прохождения реабилитационных процедур. В этом случае нужно обратиться в бюро МСЭ, выдавшее документ, и попросить выдать копию бумаги.
Индивидуальную программу реабилитации нельзя недооценивать. Ее преимущества заключаются в подробном описании необходимых процедур и технических средств, используемых для восстановления. Дополнительный плюс — возможность экономии на покупке дорогостоящих изделий или услуг, необходимых для улучшения самочувствия, качества жизни, а, возможно, и полного восстановления.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.
С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:
- Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
- Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
- Группе инвалидности, степени ограничения трудоспособности.
Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:
- Восстановительная терапия.
- Реконструктивная хирургия.
- Ортезирование и протезирование.
- Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
- Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).
Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:
- Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
- Юридическое сопровождение.
- Патронаж семьи.
- Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
- Адаптационное обучение.
- Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
- Психологическая помощь.
- Социокультурная реабилитация.
Восстановление трудоспособности
Профессиональная программа реабилитации инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение трудоспособности гражданина. Она включает в себя:
- Выработку рекомендаций о противопоказаниях и допустимых видах и условиях деятельности.
- Профориентацию.
- Профессиональное обучение или переобучение.
- Содействие в поиске работы.
- Предоставление технических средств.
Работа с несовершеннолетними гражданами
Программа реабилитации ребенка-инвалида включает в себя психолого-педагогические мероприятия. К ним относят:
- Получение дошкольного и школьного образования и воспитания.
- Психолого-педагогическую коррекционную работу.
- Предоставление технических средств для обучения.
Кроме этого, программа реабилитации ребенка-инвалида предусматривает патронаж семьи, в которой он находится. Специалисты проводят консультации, оказывают психологическую помощь родителям.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида: образец
Самыми важными разделами ИПР считаются те, в которых указаны психолого-педагогические, лечебные мероприятия, а также услуги, предусматривающие содействие в восстановлении профессиональной конкурентоспособности гражданина на рынке труда. В каждом из них присутствует две части. В первой указываются конкретные мероприятия, технические средства, которые будут необходимы человеку. Во второй части присутствует информация об исполнителях, формах, сроках, порядке, в котором будет осуществляться реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также о полученных результатах или о причинах их неполучения. Образец бланка приведен в статье.
Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).
Программы социальной реабилитации инвалидов представляют собой ключевой механизм обеспечения учета личных потребностей граждан и адресность поддержки. На сегодняшний день наличие карты ИПР позволяет эффективно решать многие вопросы, касающиеся осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий. При этом результативность взаимодействия с представителями власти повышается на всех уровнях. Так, например, высшие учебные заведения при приеме на обучение требуют ИПР. Ни один гражданин, имеющий инвалидность, не сможет встать на учет в центр занятости, не имея соответствующего документа. Следовательно, без ИПР нельзя получить образование, устроиться на работу, получить новую специальность.
Кроме этого, государственная программа реабилитации инвалидов предусматривает возможность получения технических средств, необходимых для адаптации. Кроме этого, в документе могут указываться специальные условия, которые необходимы для конкретного человека. Это особенно важно для граждан, не достигших 18 л. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида включает только те мероприятия, которые допустимы для него с учетом его психофизиологического состояния.
В соответствии с Положением о признании гражданина инвалидом, разработка программы должна осуществляться в течение месяца после установления группы и степени ограничения трудоспособности. Однако на практике действует следующий порядок. Чтобы получить ИПР, необходимо посетить лечащего врача и попросить у него направление на МСЭ. В бюро по медико-социальной экспертизе, кроме этого, следует подать заявление. Оно оформляется в 2 экземплярах. В нем целесообразно указать конкретные мероприятия, услуги и средства, в которых нуждается гражданин.
Чтобы наиболее полно отразить все потребности по каждому разделу карты, рекомендуется описать их на отдельном листе-приложении. При этом в тексте заявления следует указать просьбу учесть эти сведения. К документу также целесообразно приложить рекомендации специалистов или заключения экспертов, предоставляющих те или иные услуги. Это необходимо для формирования у сотрудников МСЭ наиболее полного представления обо всех потребностях гражданина и его реабилитационном потенциале.
За оформлением карты можно обратиться не только во время переосвидетельствования. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов, а также взрослых с ограниченными возможностями, составляется каждый год, даже если группа установлена без срока повторной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, заполнение бланка которой должно осуществляться с учетом не только рекомендаций экспертов, но и пожеланий самого гражданина, передается ему на подпись. Он должен поставить свой автограф в каждом разделе карты. Так он выражает свое согласие с указанными в ней мероприятиями.
Однако не исключены и противоречия. В таких случаях гражданин в поле для подписи пишет, что с содержанием карты он не согласен, и указывает причины. Решения и действия сотрудников БМСЭ лицо вправе оспорить. Жалоба подается в главное Бюро региона. К ней следует приложить копию карты. После этого выполняется обследование, проводятся беседы с гражданином. По их результатам выносится заключение по оспариваемым моментам. Если претензии гражданина будут признаны обоснованными, составляется новая программа. Она подписывается председателем комиссии и удостоверяется печатью ГБМСЭ. Принятое решение также может быть оспорено в федеральном бюро в месячный срок. Кроме этого, гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию.
Объем предусмотренных в ИПР мероприятий не может быть больше Федерального перечня технических средств и услуг. Гражданин либо его представитель могут частично или полностью от них отказаться. В этом случае госорганы, местные структуры, а также иные организации будут освобождены от ответственности за выполнение программы. Кроме этого, гражданин будет лишен права на получение компенсации.
Специалисты, однако, призывают не спешить с отказом. Федеральная программа реабилитации инвалидов носит рекомендательный, а не обязательный характер. После подписания карты гражданин вправе не обращаться в соответствующие органы и структуры для получения тех или иных средств или услуг. В таком случае есть возможность на протяжении всего срока ее действия изменить первоначальное решение и воспользоваться господдержкой.
Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.
Необходимо помнить, что ключевая задача реабилитации состоит в устранении либо, насколько это возможно, полной компенсации возникших вследствие инвалидности ограничений жизнедеятельности. В этой связи исполнителями следует выбирать тех лиц или организации, которые смогут справиться с поставленными задачами. Это могут быть как государственные, так и частные структуры любой формы собственности.
В ФЗ, регламентирующем социальную защиту инвалидов в РФ, установлено, что если услуга либо техническое средство, предусмотренные в программе реабилитации, не могут быть предоставлены гражданину или он осуществил их оплату собственными средствами, ему полагается компенсация затрат в полной мере. В ИПР могут включаться мероприятия как финансируемые бюджетом, так и те, расходы на которые несет само лицо.
В соответствии с законом, бесплатно могут предоставляться только те услуги и средства, которые присутствуют в соответствующем перечне. Он утвержден правительственным постановлением и включает в себя не так много позиций. Государство, таким образом, принимает на себя обязательства оплатить минимальный набор услуг и тех. средств.
Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ действуют региональные нормативные акты, существенно расширяющие перечень. Возмещение расходов должно осуществляться территориальными подразделениями ФСС. При этом необходимо учитывать, что право на компенсацию дают только подтвержденные документально договорные отношения с действительными исполнителями ИПР. Гражданину следует предоставить доказательства оплаты услуги или тех. средства. В ФСС подается соответствующее заявление, к которому прилагаются копии карты ИПР и прочих документов.
Заявление на компенсацию затрат и приложенные к нему документы рассматриваются не больше месяца. Если по окончании этого периода гражданин не получил ответ либо ему было отказано в возмещении, он может обратиться в вышестоящую структуру ФСС. Если и в этом случае его просьба не была удовлетворена, он вправе обратиться в суд. Специалисты заостряют внимание граждан на том, что подача иска не будет указывать на то, что гражданин стремится усугубить конфликт. В данном случае такая реакция на несправедливость позволит задействовать госорганы в решении проблемы, а ответственным лицам - осознать свои обязанности. Вместе с этим следует быть готовым к любому исходу дела.
В РФ действуют следующие законодательные акты, регламентирующие вопросы составления и исполнения ИПР:
- ФЗ № 181. Ст. 11 указанного закона полностью посвящается индивидуальной реабилитационной программе. Кроме этого, ИПР указывается в ст. 8, 18, 19, 23, 29, 25, 32.
- ФЗ "О соцзащите инвалидов". В этом нормативном акте приводится определение ИПР, называются органы, ответственные за ее составление, указываются основные права людей с ограниченными возможностями. В законе установлено, что инвалида нельзя признать безработным без оформления на него индивидуальной реабилитационной программы. В нормативном акте зафиксирована обязанность ответственных органов исполнять ИПР, а также возможность гражданина обращаться в суд при ее невыполнении.
- Положение о признании человека инвалидом.
- Правительственное Постановление № 805 от 16.12.2004. Оно регламентирует деятельность ФГУ МСЭ.
- Приказ Минздравсоцразвития от 29.11.2004 г.
- Правительственное Распоряжение № 1343-р от 21.10.2004 г.
После оформления карты индивидуальной реабилитационной программы гражданин либо его представитель по закону обращаются за помощью к самым разным организациям для реализации предусмотренных мероприятий и получения необходимых тех. средств.
Следует сказать, что в настоящее время механизм исполнения ИПР нельзя назвать идеальным. В самой программе господдержки существует множество пробелов. В этой связи на практике у граждан очень часто возникают всевозможные препятствия. Проблемы могут появиться на разных этапах - и в момент составления реабилитационной программы, и в ходе выполнения намеченных в ней мероприятий.
Особая сложность возникает в процессе осуществления права на возмещение понесенных расходов. В этом случае целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Немаловажно и иметь все документы, доказывающие факт оплаты услуги или технического средства за свои деньги. Конфликты, связанные с реализацией реабилитационной программы, могут разрешаться как в претензионном, так и в судебном порядке. Первый предполагает обращение в вышестоящие инстанции. Что касается судебного обжалования, практика по такого рода делам недостаточно обширна на сегодняшний день. Однако и в ней есть прецеденты выигранных споров о возмещении расходов, понесенных гражданином и его родственниками на реабилитационные мероприятия.
Необходимо учитывать, что оформление карты ИПР в настоящее время является обязательным. Другой вопрос заключается в том, что в ней прописываются зачастую далеко не все услуги и тех. средства, которые необходимы гражданину, а только те, которые включены в бесплатный перечень. Перед правительством, таким образом, стоит задача по усовершенствованию механизма исполнения реабилитационных программ.
ИПР должна быть эффективной для человека. Реабилитационная программа станет полезной только в том случае, когда за ее основу будут приниматься не возможности государства, а действительные потребности каждого инвалида.
ИПР инвалида (индивидуальная программа реабилитации)
ИПР инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями и выполняется органами государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке. А вот сам инвалид имеет право отказаться от разработанной для него программы реабилитации в любое время и на любом этапе ее выполнения.
Как стать участником программы реабилитации инвалидов
Одной из целей проведения медико-социальной экспертизы является выявление потребностей инвалида. Поэтому прохождение экспертизы используется не только для получения статуса инвалида, но и для официального утверждения программы реабилитации.
Важно! Начиная с 2016 года, ввиду внесения изменений в законодательство РФ в сфере соцзащиты инвалидов, наравне с понятием «реабилитация9raquo; появится понятие «абилитация9raquo;. А ИПР инвалида будет переименована в ИПРА инвалида. В этой статье учитываются вступающие в силу изменения.
Как только перед гражданином ставится вопрос прохождения МСЭ и получения или подтверждения инвалидности, автоматически запускается процесс разработки для него ИПР инвалида .
Врач, который дает направление на МСЭ, должен в нем отразить рекомендации по поводу необходимости тех или иных мер реабилитации. А специалисты бюро медико-социальной экспертизы, где проходит освидетельствование гражданин, учитывают эти рекомендации, но в дополнение они:
- проводят диагностику;
- оценивают потенциал предлагаемых мер реабилитации;
- определяют реабилитационный прогноз для инвалида.
ИПР инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно. Но при необходимости она может быть подкорректирована или вовсе изменена. Для этого придется пройти МСЭ повторно.
Что включает в себя ИПР инвалида
Инвалид может претендовать на 3 группы реабилитационных мер, которые перечисляются в Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года. Это:
- Реабилитационные мероприятия (лекарства, хирургические операции, санаторно-курортное лечение, протезирование, профессиональное обучение).
- Технические средства (кресла-каталки, костыли, трости, ортопедическая обувь и тому подобное, в этом списке есть даже собака-поводырь).
- Услуги (ремонт ТСР, перевод с языка жестов, ветеринарное обслуживание собак-проводников).
Как уже говорилось выше, реабилитационные меры назначаются в ходе МСЭ.
Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
После того как ИПР инвалида подписана руководителем бюро МСЭ, она выдается на руки инвалиду, 2-й экземпляр прикрепляется к акту МСЭ, а вот 3-й экземпляр сейчас отсылают в Соцстрах, а с 1 января 2016 года выписка из ИПР инвалида будет рассылаться адресно по всем организациям, которые будут задействованы в ее исполнении. А именно в следующие территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, действующие:
- в сфере охраны здоровья относительно медицинских мероприятий реабилитации;
- в области содействия занятости населения относительно профессиональной реабилитации;
- в сфере образования относительно психолого-педагогической реабилитации;
- в сфере социальной защиты относительно обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) за счет бюджета субъекта РФ;
- в области физкультуры и спорта относительно занятий спортом.
Если же решено, что ТСР должно быть предоставлено инвалиду за счет средств из федерального бюджета, тогда выписка отравляется в региональное отделение Соцстраха
Компенсация реабилитационных средств и услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусматривает правило, по которому инвалид может сам приобрести себе необходимое техническое средство или оплатить услугу по реабилитации, а затем получить денежную компенсацию затрат. Но тут есть некоторые ограничения.
Приобретенные ТСР или услуга должны значиться в ИПР инвалида , а их стоимость не должна превышать стоимость аналогичного ТСР или услуги, которые бы были предоставлены государством. Т. е. нельзя купить кресло-каталку, если положены только костыли, и нельзя купить дорогое многофункциональное кресло-каталку, если всем остальным раздаются стандартные кресла.
Чтобы просчитать размер компенсации, берут данные о стоимости аналогичного ТСР, закупленного государством в последний раз в рамках госконтракта на поставку. Детально система расчетов прописана в приказе Минздрава РФ № 57н от 31 января 2011 года.
Последствия отказа от ИПР для инвалида
Любой человек имеет право отказаться от ИПР инвалида . Причем отказаться от программы можно как полностью, так и от конкретных ее частей. Например, слепой инвалид может получать книги со специальным шрифтом, но при этом отказаться содержать собаку-проводника. Варианты могут быть разные.
Естественно, отказ должен быть оформлен письменно, ведь лицо отказывается в рамках ИПР инвалида от материальных вещей. После того как отказ оформлен, инвалид уже не может претендовать на компенсацию приобретенных им технических средств.
ИПР инвалида разрабатывается с учетом требований конкретного человека. Изначально свои рекомендации дает врач, который и выявляет необходимость присвоения инвалидности, а вместе с тем организации поддержки больному. Окончательно же перечень мер реабилитации устанавливают специалисты во время проведения МСЭ. А вот эффективность этих мер анализируется уже при повторном освидетельствовании.
Согласно данным ВОЗ, в мире сегодня насчитывается свыше 400 млн. людей, имеющих ограниченные возможности – инвалиды. Не важно, по какой причине появилась инвалидность – является она врожденной патологией развития или последствием тяжелой болезни – человек имеет право на реабилитацию и полноценную жизнь. Главная цель государственных программ реабилитации – поддержка людей с особенностями и помощь в преодолении сложных ситуаций.
Определение реабилитационной программы
Услуги по реабилитации инвалид оплачивает сам, но потом имеет право получить компенсацию потраченных денег. Государство покрывает не все мероприятия – уточняйте.
Сроки реализации программы
Что касается сроков действия программы, то они, как и перечень мероприятий, определяются индивидуально. Возможные варианты – 1, 2 года и бессрочно (например, до достижения ребенком совершеннолетия). Если возникает потребность во внесении в программу изменений, то оформляется дополнительное направление медсоцэкспертизы. Выписка из ИПР направляется в вышестоящие структуры РФ, и те в течение трех дней после получения выписки составляют перечень мероприятий с указанием исполнителей и сроков.
Это полезно знать. В состав комплексной реабилитации инвалидов входит несколько направлений – социальное, медицинское и профессиональное.
Оформление ИПР
Чтобы получить квалифицированную помощь в рамках действия программы ИПР, нужно обратиться к лечащему врачу и оформить направление на госпитализацию. В трехдневный срок вы должны будете подать запрос в Минздрав или определенное лечение учреждение для выдачи талона на прохождение терапии. Окончательное решение принимает комиссия ведомства. Вероятные причины отказа:
- пациент может быть вылечен без ВМТ;
- на заданный период лимит льгот исчерпан.
Если в конкретном медучреждении мест на текущий год не осталось, уточните об их наличии в других клиниках и при необходимости подготовьте документы для оформления талона на первоочередную квоту. Когда нет времени ждать, будет целесообразно сначала оплатить реабилитацию собственными средствами, а потом вернуть их через Минздрав.
Пациент в рамках реабилитации по программе ИПР (в том числе по ВМП) может высказывать пожелания относительно клиники прохождения лечения, но окончательное решение принимает специалист, оформляющий талоны.
Обратите внимание, что в некоторых ситуациях лечение для требует частичной оплаты – например, операцию проводят за счет средств госбюджета, а привлечением доноров и/или оплатой лекарственных препаратов занимается сам пациент или его представители. Если вы считаете, что отказ в получении медпомощи был выдан вам неправомерно, обращайтесь к руководству клиники. Для получения талона нужны следующие документы:
- заявление;
- выписка протокола комиссии заседания врачей;
- выписка из медицинской карты;
- паспорт с копией;
- полис с копией;
- свидетельство о .
Что включает социальная программа
Задачи медицинской реабилитации – повышение качества жизни инвалида, эффективная терапия с помощью санаторно-курортных, реконструктивных хирургических и других передовых методик.
Мероприятия
Реабилитационные мероприятия с учетом типа работ:
- Социальные – подразумевается возвращение человека к нормальной бытовой и общественной жизни, его психологическая адаптация, восстановление утраченных навыков к самообслуживанию.
- Профессиональные – инвалида восстанавливают на рынке труда, помогают его в поиске работы.
- Медицинские – речь идет о мерах компенсации, восстановления утраченных в результате травм и заболеваний функций. Это важнейшая часть реабилитационных мероприятий.
О том полагаются ли льготы инвалидам с детства 3 группы читайте .
Перечень заболеваний на 2017 год, которые подлежат бесплатному лечению в рамках индивидуальной программы реабилитации, прописан в программе госгарантий. Он включает в себя:
- абдоминальную хирургию;
- акушерство и гинекологию;
- гастроэнтерологию;
- гематологию;
- комбустиологию (лечение ожоговых поражений тяжелых форм);
- неврологию;
- нейрохирургию.
А также онкологическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, педиатрическое, ревматологическое, сердечно-сосудистое, торакальное хирургическое, травматологическое и ортопедическое, трансплантационное, урологическое, челюстно-лицевое, эндокринологическое, неонатологическое направления. План реабилитационных мероприятий может включать в себя такие методики как лечебная физкультура, эрго- и физиотерапия, массаж, психотерапия.
К слову, в России среди инвалидов свыше 500 человек – это подростки и дети, которым не исполнилось 18 лет.
Этапы реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов
Рассмотрим этапы разработки и реализации ИПР:
- Программа разрабатывается в рамках проведения экспертизы инвалида с учетом оценки факторов, накладывающих ограничение на процессы его жизнедеятельности, реального восстановительного потенциала и прочих факторов. Ее утверждает руководитель Федерального бюро.
- Специалисты Федерального бюро разъясняют или инвалиду лично, или его законному представителю задачи, цели, а также предполагаемые результаты, последствия (социальные и правовые) реализуемых реабилитационных мероприятий, вносят соответствующую запись в акт освидетельствования.
- Разрабатывается индивидуальная программа – она включает в себя положения об экспертной диагностике, оценке потенциала предстоящих мер, составления прогноза реабилитации, определения техсредств, мероприятий, услуг, которые позволят инвалиду восстановить жизнеспособность (в определенной мере). Обязательно учитываются рекомендации из направления на медсоцэкспертизу.
В формировании ИПР при необходимости принимают участие представители совещательного света из внебюджетных фондов, учреждений здравоохранения, госслужбы занятости, потенциальные работодатели, квалифицированные педагоги.
В тех случаях, когда требуется применение сложных направлений диагностики, программа составляется при участии представителей вышестоящего федерального госучреждения медсоцэкспертизы.
Кто может претендовать и когда можно получить отказ
Бесплатная реабилитация в рамках действия государственных программ доступна тем людям, чьи представители (опекуны, родственники и так далее) не имеют возможности обеспечить им адекватную поддержку. Сюда же входят семьи, совокупный доход которых не достигает прожиточного минимума. Инвалиды, пенсия или средний доход семьи которых составляет 100-150% от установленной суммы прожиточного минимума, могут рассчитывать на неплохую скидку при предоставлении медицинского обслуживания. Расценки на мероприятия ИПР могут колебаться в зависимости от финансовой политики конкретного центра.
Про минимальный размер пенсии в России по инвалидности читайте .
Уровень врачей в муниципальных и частных медицинских центрах, как правило, одинаковый, а вот условия пребывания в учреждениях второго типа намного лучше.
Видео
Выводы
Реабилитация инвалидов – это система мероприятий педагогического, медицинского, социального характера, которые нужны для устранения определенных нарушений жизнедеятельности человека или более полной компенсации физиологических ограничений, которые влияют на уровень жизни. включают в себя профессиональную, социальную и медицинскую поддержку. ИПР носит чисто рекомендательный характер.
Утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.
Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис .
Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА :
1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.
Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;
2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.
Это – существенное изменение прежних положений. Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года. Это объяснялось меняющимися реабилитационными потребностями инвалида и необходимостью составления актуальных рекомендаций о реабилитационных мероприятиях. Теперь же это невозможно. Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, ухудшить положение граждан с инвалидностью это нововведение не может, скорее, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек. Это важно, если мероприятия или технические средства реабилитации (ТСР) предоставляются на льготных условиях только при включении их в ИПРА. Изменения ИПРА , касающиеся антропометрических данных инвалида, уточнения ранее данных рекомендаций производятся по заявлению в бюро МСЭ без направления из поликлиники; если же речь идет о новых реабилитационных мероприятиях или ТСР , то необходимо новое направление на МСЭ из поликлиники и прохождение медико-социальной экспертизы ;
3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Юристу сложно понять правовую обоснованность такой нормы. Единственное последствие такого отказа, указанное в Порядке, – бюро МСЭ не обязано в этом случае посылать выписки из ИПРА указанным в ИПРА исполнителям для ее реализации. Другие последствия – под вопросом: остается ли ИПРА действительной; что делать, если гражданин отказывался под влиянием эмоций, а потом передумал. Мы бы рекомендовали гражданам получать ИПРА в любом случае – собираются они ее реализовывать или нет, понравилось ее содержание или нет. Гражданин может отказаться от реализации полученной ИПРА в любой момент, даже после начала ее реализации, – поскольку ИПРА для него по закону имеет рекомендательный характер. Согласно Порядку, исполнитель приступает к реализации ИПРА только после обращения к нему гражданина – поэтому последний может не обращаться к указанному в ИПРА исполнителю (исполнителям), если не желает ее реализовывать. Если гражданин не согласен с ее содержанием, он вправе его обжаловать. Легко предположить, что на практике граждане отказываются подписывать ИПРА (по старому порядку) или получать ее (по новому порядку), потому что она «пустая» – отсутствуют рекомендации по реабилитации. Настоятельно рекомендуем обжаловать «пустые» ИПРА , иначе ситуация с их разработкой не изменится.
4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА , указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю , указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.
По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА , содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.
К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество - заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…
5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА специалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель . Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.
Отметим также нововведения в формах ИПРА.
1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными . Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.
2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни . Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.
Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:
1) к сожалению, традиционный для российского законодательства подход «может сам – или не может сам» – не отвечает современным требованиям к помощи гражданам с инвалидностью . Градация заключения в соответствии с этими требованиями должна иметь по крайней мере такие же ступени, как и заключения о выраженности ограничений категорий жизнедеятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В пункте 21 форм ИПРА имеется табличка, в которой должна указываться одна из ТРЕХ степеней ограничения способности к самообслуживанию – в соответствии с указанным актом . Как вариант заключение о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни могло бы также иметь 3 вывода: возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц и невозможность того и другого (нуждаемость в постоянной помощи). Пока остается только надеяться на то, что бюро МСЭ будут тщательно исследовать способности и возможности гражданина и не будут давать заключение о невозможности ведения самостоятельного образа жизни, если при регулярной частичной помощи со стороны социальных служб, родных и близких (т.е. не полностью самостоятельно) он сможет жить в собственной квартире;
2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства . Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;
3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.
3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений , занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.
4. Сокращен раздел , посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом . Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.
5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров , препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.
7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию» , в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения , если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.
8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования , что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.
9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей : раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида . Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ .
Это очень неоднозначное новшество. Само по себе заявление не является заявлением о распоряжении средствами , которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по факту приобретения соответствующих товаров и услуг (Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 № 380). Получается, что это, скорее, заявление о намерении: гражданин не против возможности использовать средства материнского капитала на эти цели в будущем. Такое заявление не обязывает родителей потом это делать, они могут передумать без извещения кого бы то ни было. Вместе с тем, заполнение этого раздела в дальнейшем обязывает бюро МСЭ послать выписку из ИПРА в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств материнского капитала, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения – в части выполнения мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.
Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.
10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:
– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;
– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.