Рабочие программы по технологии 10 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
А. Н. Андрощик
Приказ №______________
от «____» _____________ 20___г.
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
совета школы
Протокол №______________
от «__»____________20__г.
« Технология »
10-11 классы (ФК ГОС)
Сроки реализации: 2 года
Структура рабочей программы:
Титульный лист.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Технология ».
Тематическое планирование.
Приложение№1.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета « Технология »
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен :
знать/понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций,
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основныеэтапыпроектнойдеятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства
уметь
Рационально организовывать рабочее место;
Находить необходимую информацию в различных источниках,
Применять конструкторскую и технологическую документацию;
Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
Выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
Выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
Осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
Находить и устранять допущенные дефекты;
Проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
Оценивать потребительские качества товаров и услуг;
Изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
Использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
Проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
Организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
Выполнять изученные технологические операции;
Планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
Уточнять и корректировать профессиональные намерения;
И спользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
Создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
Контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
Обеспечения безопасности труда;
Оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги;
Построения планов профессионального образования и трудоустройства.
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениям по темам:
10 класс
Технология проектных изделий 14 часов
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введе-ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор-ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор-ческой деятельности: художественное, научное, техниче-ское творчество. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
Практические работы. Упражнения на развитие мышления. Решение нестандартных задач.
Потребительские качества товара, 1ч
Теоретические сведения. Потребительские качества товара. Экспертиза и оценка изделия
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 1ч
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по-шаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектирова-нии, действия по коррекции проекта.
Планирование деятельности по учебному проектированию.
Методы решения творческих задач, 6 ч
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало-гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче-ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при-менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше-ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ-ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при-менение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как отраже-ние общественной потребности. Влияние потребностей лю-дей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребно-сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа-нии выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изуче-ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные ак-ты, регулирующие отношения между покупателем и произ-водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Серти-фикация продукции.
Изучение рынка потребитель-ских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки това-ров и сертификатов на различную продукцию. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете-ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб-ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар-ные знаки. Рационализаторские предложения. Правила ре-гистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака сво-его (условного) предприятия. Составление формулы изобре-тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Создание банка идей продуктов труда,1 ч
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче-ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле-ние вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предло-жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про-ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис-пользованием метода морфологического анализа.
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч
Теоретические сведения. Пути продвижения проекти-руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар-кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ-водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про-гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус-луги).
Информационные технологии 12 часов
Техника для телефонной связи, 2ч
Теоретические сведения. Аналоговые и цифровые телефоны. Беспроводные телефоны. Телефоны АОН. Виды мобильных средств связи.
Офисная оргтехника и сетевые коммуникации, 3ч
Теоретические сведения. Виды офисной оргтехники. Периферийное оборудование и его виды. Печатающие устройства. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Виды компьютерной сети. Всемирная сеть интернет.
Компьютерная поддержка предпринимательства, 1ч
Теоретические сведения. Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в маркетинге. Возможности компьютерной техники на предприятиях. Информационные технологии на производстве (на примере швейного производства).
Возможность использования компьютерной техники в офисах, 6ч
Теоретические сведения. Средства и технологии обработки текстовой информации (программа Word ). Создание текстового документа, добавление сносок, нумерации страниц, создание нумерованного списка, сортировка, редактирование шрифта, параметры страницы … Средства и технологии обработки числовой информации (программа Excel ). Средства и технологии обработки числовой информации (программа Excel ). Средства и технологии обработки графической информации (программа PowerPoint , Paint). Создание публикаций в программе Publisher .
Практическая работа. Редактирование текстового документа. Создание рабочих книг, электронных таблиц, добавление формул, проведение числового анализа, сортировка…. Создание презентаций, диаграмм, графиков… Создание календаря в программе Publisher . Создание публикаций в программе Publisher .
Имидж и этикет современного делового человека 9 часов
Имидж и дизайн офиса и сотрудников, 3ч
Теоретические сведения. Имидж офиса. Дизайн офиса. Требование к оформлению офиса. Имидж сотрудников.
Служебно-деловой этикет, 1ч
Теоретические сведения. Служебно-деловой этикет. Имидж делового человека. Взаимоотношения сотрудников и руководителя.
Практическая работа. Ведение деловой переписки.
Секретарь-референт. Его роль в офисе, 2ч
Теоретические сведения. Секретарь-референт. Его роль в офисе. Этикет телефонных переговоров.
Вывеска для офиса, 3ч
Теоретические сведения. Обоснование проекта. Выбор модели. Выбор и анализ вариантов. Себестоимость изделия. Реклама. Оценка качества проекта.
Практическая работа. Защита творческого проекты: «Вывеска для офиса».
11 класс
Технологии в современном мире 14 часов
Вводное занятие Правила техники безопасности, 1ч
Теоретические сведения Правила техники безопасности
Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интере-сующем открытии в области науки и техники. Попытка ре-конструкции исторической ситуации (открытие колеса, при-ручение огня, зарождение металлургии).
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства , 1 ч
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «тех-ника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интере-сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об-ласти науки и техники.
4. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окру-жающей среды. Динамика развития промышленных техно-логий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис-теме природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ре-сурсов различными производствами. Коэффициент ис-пользования материалов. Промышленная эксплуатация ле-сов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парнико-вый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сель-ского хозяйства, особенности их воздействия на экоси-стемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
5.Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 2ч
Теоретические сведения. Природоохранные техноло-гии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущ-ность и виды безотходных технологий. Переработка быто-вого мусора и промышленных отходов. Комплекс меро-приятий по сохранению лесных запасов, защите гидросфе-ры, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка ес-тественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Исполь-зование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энерге-тика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений. Экологически устойчивое раз-витие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации ок-ружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявле-ния экологического сознания. Необходимость экономии ре-сурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Оценка чистоты территории около школы.
Перспективные направления развития современных технологий, 3 ч
Теоретические сведения. Основные виды промышлен-ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме-нение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая об-работка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: на-пыление, резка, сварка; применение в порошковой метал-лургии. Технологии послойногопрототипирования и их ис-пользование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нано-продукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Новые принципы организации современного производства, 1 ч
Теоретические сведения. Пути развития индустриаль-ного производства. Рационализация, стандартизация произ-водства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) произ-водство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологиче-ские машины. Глобализация системы мирового хозяйства. Возрастание роли информа-ционных технологий. Автоматизация производства на осно-ве информационных технологий. Автоматизация технологи-ческих процессов и изменение роли человека в современ-ном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Примене-ние автоматизированных систем управления технологиче-скими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Профессиональное самоопределение и карьера 20 часов
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 3 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект про-фессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разде-ления труда. Специализация как форма общественного раз-деления труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда. Производство как преобразо-вательная деятельность. Составляющие производства. Сред-ства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты произ-водственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности разви-тия сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объеди-нение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Анализ деятельности предприятия своего региона. Определение сферы производ-ства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объе-динение, научно-производственное объединение. Посеще-ние производственного предприятия, определение состав-ляющих конкретного производства.
Нормирование и оплата труда, 2 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавли-вающие и контролирующие нормы труда.
ы производства, бенностиразви- »ых комплексов, гвенноеобъеди- ■ние. Структура
^>ерыпроизвод-гпюна (района) дприятие, объе-нение. Посеще-леление состав-
>)ч
ирования труда, 1шш. устанавли-
а и её элементы: ш. повремённая «менение и спо- I в стимулирова-
гативныхпроиз- ia оплаты труда
зя этика, 2 (2) ч
ьт^ры труда и её ia . Умение орга-ючей зоны и зо- еспечение охра- рудовой деятель-
Категории нрав- е о законах нрав- ика и её виды, вности трудовой изделия. Анализ организации, по-
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и спо-собы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулирова-нии труда.
Практические работы. Изучение нормативных произ-водственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
Культура труда и профессиональная этика , 2 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение орга-низовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зо-ны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охра-ны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятель-ности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нрав-ственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нрав-ственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и со-держания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессиональ-ного становления личности (выбор профессии, профессио-нальная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Фак-торы, влияющие на профессиональную подготовку. Планиро-вание профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и ос-новных этапов своей будущей профессиональной деятельно-сти. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе-ния на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения ин-формации о рынке труда и путях профессионального обра-зования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённо-сти трудом работников различных профессий.
Центры профконсультационной помощи, 2 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная по-мощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи-рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профкон-сультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования , 2ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное об-разование. Виды и формы получения профессионального об-разования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образова-ние. Региональный рынок образовательных услуг. Методы по-иска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 3 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное ре-зюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседова-ние. Правила самопрезентации при посещении организа-ции. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме
Планирование профессиональной карьеры, 2 ч
Теоретические сведения. Определение жизненных це-лей и задач. Составление плана действий по достижению на-меченных целей. Выявление интересов, способностей, про-фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ-альности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жиз-ненные планы и профессиональная карьера».
Тематическое планирование
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
ФК ГОС,
ООП СОО МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» 10-11 классы (ФК ГОС),
- Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2011.- 272 с.
2. Учебник - .Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2014
Класс | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них (количество часов) |
|||
Лабораторные/ практические работы | Экскурсии | Иные виды работ |
||||
Технология проектных изделий | ||||||
Информационные технологии | ||||||
Имидж и этикет современного делового человека | ||||||
итого | ||||||
Технологии в современном мире | ||||||
Профессиональное самоопределение и карьера | ||||||
итого | ||||||
Всего |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
«Технология» 10-11 классы (ФК ГОС)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ СОШ №3
от «__»_______2017г №___ «__»______2017г.
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2017г
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для 10 класса
на 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа по Технологии для 10 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России - Примерная основная образовательная программа общего образования;
П риказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год » (с изменениями и дополнениями);
О с н о в н о й о б р а з о в ате ль н о й п р о г р ам м ой среднего общего образования МБОУ СОШ №3;
Уче б но г о п л а н а МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год
Рабочая программа ориентирована на:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014. издательский центр ВЕНТАНА - ГРАФ.
Программ рассчитана на 35 часов , содержит обязательный минимум содержания образования и требования к подготовке учащихся .
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи:
предмета:
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
Сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
Воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
. ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
. отрасли современного производства и сферы услуг;
. ведущие предприятия региона;
. творческие методы решения технологических задач;
. назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
. основные функции менеджмента на предприятии;
. основные формы оплаты труда;
. порядок найма и увольнения с работы;
. устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
. источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
. пути получения профессионального образования и трудоустройства.
. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет самосовершенствовании;
. воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач - научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны овладеть следующими предметными УУД (конкретными знаниями на конец года):
Знать:
Понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
Понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
Порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
Чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
Условия прибыльного производства;
Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
Кто может быть участником предпринимательской деятельности,
Какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
Осуществлять самоанализ развития своей личности;
Анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
Иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
Выдвигать деловые идеи;
Характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
Изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
Находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
Распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
Решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
Планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
Уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
Основное содержание.
1. ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ - 22 ЧАСА.
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ).
Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо-бенности техно-логий различных отраслей про-изводственной и непроизводс-твенной сферы. Природоохранные технологии. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ. - 13 ЧАСОВ.
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности.
Тематическое планирование по «Технологии» Класс 10 «Б» Сущевой Е.В. Количество часов в год 35 Количество часов в неделю 1 Учебник: Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014 2017 - 2018 учебный годТематическое планирование уроков технологии в 10 классе.
№ п/п | Н а и ме н ов а ни е р а з д е лов и тем | Кол-во часов |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ | 22 |
|
Инструктаж по т. б. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. | ||
Понятия «технология» и «технологическая культура». | ||
Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологические уклады. | ||
Технологии электроэнергетики. | ||
Технологии индустриально-го производства | ||
Технологии производства сельскохозяйственной продукции. | ||
Технологии агропромышленного производства (АПК) | ||
Технологии легкой промышленности и пищевых производств. | ||
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. | ||
Природоохранные технологии. | ||
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства | ||
Перспективные направления развития современных технологий. | ||
Новые принципы организации современного производства - инновационная деятельность. | ||
Разделение и кооперация труда. | ||
Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Итоговый контроль за первое полугодие. | ||
Требования к квалификации специалистов различных профессий. | ||
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ). | ||
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина | ||
Безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. | ||
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. | ||
Повторительно - обобщающий урок. | ||
Итоговое тестирование | ||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ | 13 |
|
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. | ||
Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. | ||
Проектирование как создание новых объектов действительности. | ||
Особенности современного проектирования. | ||
Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. | ||
Мини проект "Компьютерная открытка-поздравление". | ||
Защита проекта. | ||
Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально - стоимостной анализ. | ||
Метод фокальных объектов | ||
Алгоритмические методы решения изобретательных задач. | ||
Защита интеллектуальной собственности. | ||
Мысленное построение нового изделия. | ||
Итоговое тестирование. |
Литература:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
В.Д. Симоненко. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин; под ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2011.
В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш Основы технологической культуры: Учебник для уч- ся!0-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев - М. : Вентана -Граф, 2010.
Ресурсное обеспечение:
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www . mon . gov . ru /
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2005
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. - М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
Не секрет, что благополучие общества во многом зависит от степени развития технологий. А благополучие отдельного человека зависит от его умений и навыков, от его отношения к работе, поскольку, если человек занимается подходящим делом, он выполняет задачи с большим удовольствием и более качественно. Учебник технологии для учащихся 10-11 классов В.Д. Симоненко ориентирован на то, чтобы подготовить школьников к будущей профессиональной деятельности. Он поможет сориентироваться в многообразии профессий и определить наиболее подходящую.
Информация в учебнике подаётся таким образом, чтобы учащиеся понимали важность развития технологий, учитывая при этом их влияние на природу и жизнь людей. Важно, чтобы неумелое использование технологий не приносило ущерба. Материал учебника даёт возможность развивать креативность, что в современном мире очень важно для решения появляющихся задач. Творческий подход способствует более успешному решению вопросов, а значит, помогает развиваться технологиям и обществу. При изучении учебника все эти моменты будут хорошо усвоены учениками. В книге есть таблицы и схемы, отображающие информацию в обобщённом виде, вопросы и задания тренируют мышление и учат применять свои знания на практике.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Технология. 10–11 классы. Базовый уровень" Симоненко Виктор Дмитриевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.